Ответственность за публичный показ фильмов без лицензии

Сегодня фильмы могут показывать не только в кинотеатрах, но и в различных клубах, кафе, в рамках фестивалей под открытым небом и т. д. По закону часть дохода от любого платного показа должна отчисляться создателям картины.

Но как быть, если со зрителей не берется денег за просмотр? Как показывать кино в таком случае, чтобы не нарушить авторские права? Нужно ли заниматься поиском правообладателей и заключать с ними договор? Подробнее об этом мы поговорим ниже.

Право на публичный показ

Любая интеллектуальная собственность охраняется законом об авторском праве. Поэтому предприниматели не могут просто так крутить фильмы в гостиницах, кафе или маникюрных салонах. Показ кино является исключительным правом автора фильма или иного правообладателя. Поэтому перед тем как демонстрировать ленту в заведении, нужно получить соответствующее разрешение.

Показ фильма в ресторане является публичным. То же самое касается любой демонстрации произведения на экране в том месте, которое открыто для посещения.

Например, владельцы городской бани решили показать «Иронию судьбы» без разрешения правообладателя. Подобные действия будут считаться публичным показом, который произошел с нарушением авторских прав.

И неважно, был фильм куплен на диске или же скачан с интернета через торрент. Даже если человек приобрел кино на DVD или Blu-ray, он имеет право использовать его исключительно для домашнего просмотра.

Информация об этом обязательно должна быть указана на лицензионных дисках.

Таким образом, если друзья решили устроить вечеринку у себя дома и купили диск с фильмом, то это не будет считаться публичным показом вне зависимости от количества приглашенных. В данном случае важно, чтобы вход на мероприятие не был платным и свободным для всех желающих. Иными словами, на вечеринку должны быть приглашены определенные лица.

Правом на публичный показ фильма обладает режиссер, композитор, сценарист или киностудия. Закон позволяет им передавать право на публичный показ другим лицам. И именно это разрешение придется запросить для демонстрации произведения в ресторане, клубе или любом другом заведении.

Ответственность за публичный показ фильмов без лицензии

О лицензионном соглашении и прокатном удостоверении

Чтобы соблюсти все требования действующего законодательства, человек, желающий показывать фильм в своем заведении, должен связаться с правообладателями и заключить лицензионное соглашение на предоставление права публичного показа фильма. Но для этого не придется обращаться напрямую к режиссеру картины. Скорее всего, все права у авторов фильма были приобретены каким-нибудь кинопрокатчиком. И лицензию нужно будет получать именно у него.

Информация о фильмах, прошедших госрегистрацию, их правообладателях и производителях указана на сайте Минкультуры РФ. Здесь нужно найти вкладку с данными Реестра прокатных удостоверений фильмов. Таким образом можно узнать, с кем именно следует заключать лицензионное соглашение.

Прокатное удостоверение выдается тем фильмам, которые получили официальное одобрение Министерства культуры на публичный показ на территории РФ. Если произведение присутствует в официальном реестре, то заявителю не придется повторно получать прокатное удостоверение. В этом случае достаточно лишь заключить с правообладателем лицензионное соглашение.

Если же фильм отсутствует в реестре, то это означает, что Минкульт еще не дал разрешение на его публичную демонстрацию. Соответственно, правообладателю потребуется сначала получить прокатное удостоверение.

Также возможно, что отсутствие картины в реестре связано с тем, что она содержит материалы, которые нарушают законодательство РФ, а потому была запрещена к показу. Это касается фильмов, пропагандирующих терроризм, а также порнографических картин.

О фильмах в общественном достоянии

В соответствии с действующим законодательством общественным достоянием считаются картины, созданные ранее 1948 года. Соответственно, их можно показывать где угодно и без каких-либо ограничений. То есть, для демонстрации в заведении старого фильма не нужно получать чье-либо разрешение и выплачивать вознаграждение кому-либо.

Получать прокатное удостоверение на демонстрацию таких фильмов также не требуется. Поэтому «Огни большого города» или «Унесенные ветром» можно показывать в кафе или ресторане без опаски.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

  • Телефон в Москве и Московской области: +7 (495) 266-02-45
  • Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 603-78-25
  • Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20

Что будет за нарушение авторских прав

Если человек публично демонстрировал фильм, не перешедший в категорию общественного достояния, без согласия правообладателя, он будет привлечен к ответственности. Как правило, она включает в себя следующее:

  • возмещение убытков;
  • выплату компенсации;
  • штраф.

Госдума ужесточила правила показа кино в России. Что теперь будет с независимыми кинофестивалями? — Meduza

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

???? ❤️ ???? Любовь победит. Пожалуйста, поддержите «Медузу».

Госдума приняла закон, серьезно ужесточающий правила показа иностранных фильмов за пределами репертуарных кинотеатров.

Под ударом оказались прежде всего независимые от государства фестивали и ретроспективы — они вынуждены будут либо изменить свою деятельность, либо закрыться.

«Медуза» поговорила с организаторами таких фестивалей, чтобы понять, как они намерены выполнять положения нового закона.

Короткое объяснение

Что за закон?

Самое важное: раньше на кинофестивалях в России зарубежные фильмы можно было показывать без прокатного удостоверения. Теперь разрешат только те международные кинофестивали, которые попадут в специальный реестр министерства культуры.

Реестр будут составлять на каждый год, критерии пока не известны. Но даже если кинофестиваль попадет в список разрешенных, фильмы без прокатного удостоверения можно будет показывать только на фестивалях с конкурсом и жюри.

И еще: такие кинофестивали должны длиться не больше 10 дней, а фильмы без прокатного удостоверения можно показывать не больше двух раз.

Что такое прокатное удостоверение?

Если коротко, это документ, без которого нельзя показывать фильмы в российских кинотеатрах. Нужную бумагу выдает министерство культуры — это долгий, муторный и сложный процесс. Или не выдает, если, к примеру, в фильме есть «нецензурная брань».

Или если в фильме есть что-то, что, по мнению чиновников министерства, нарушает российские законы. Например, пропаганда культа насилия и жестокости. Или что-либо, что нарушает обширное законодательство о противодействии террористической и экстремистской деятельности.

Признаки экстремизма, к примеру, сотрудники минкульта нашли в комедии Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина». И отозвали уже выданное прокатное удостоверение.

Кирилл Сорокин

основатель и программный директор фестиваля нового документального кино о музыке и современной культуре Beat Film Festival

Законопроект Минкульта, по сути, из прошлого века. Совершенно непонятно кто его писал и, главное, зачем.

По всей видимости, они думают, что кинофестиваль — это смотр кино с красной дорожкой, куда можно прийти только в смокинге, а жюри выставляет оценки.

В современном мире есть буквально считанное количество фестивалей в таком старом понимании. Влиятельными из таких фестивалей по-прежнему остаются только Каннский, Венецианский и какие-то региональные производные.

А вот один из самых влиятельных кинофестивалей в мире с точки зрения рынка — это кинофестиваль в Торонто, где показывают больше трехсот фильмов. На нем нет конкурса и призов.

Единственное жюри, которое там есть — это зритель. Это не мешает звездам приезжать туда, продюсерам — заключать выгодные сделки, а зрителям — свободно наслаждаться искусством.

Это показывает, как трансформировалась роль кинофестиваля.

А у нас Минкульт становится, по сути, надзорным органом, ведь теперь он будет определять, что является кинофестивалем, а что — нет. Это такая форма контроля за тем, что показывают вне репертуара кинотеатров.

Если перед авторами стояла задача оставить только Московский кинофестиваль и еще пару пышных губернаторских, то это можно было сделать каким-то другим образом, не настолько ущемляя права зрителя.

Наши кинофестивали — это порой единственная возможность для зрителей увидеть какой-то иностранный фильм в России.

Читайте также:  Выплата алиментов: при лишении родительских прав отца ребенка сохраняется за последним

В этом году таким фильмом был «», который был номинирован на «Оскар» и должен был получить его как лучший документальный фильм в прошлом году.

В прокат в России его бы никто никогда не выпустил просто потому, что это страшно дорогая картина, а на нашем кинофестивале его показали.

Сейчас речь идет о том, что доля фильмов, которые показывают на кинофестивалях — это 7-8% рынка — из-за поправок просто исчезнет, и это целый пласт культуры. Не нужно это недооценивать и думать, что речь только об артхаусе и документальных фильмах.

Есть компания «Иноекино», которая занимается ретроспективами, и они показывают «Терминатора», [фильмы] Мартина Скорсезе, какие-то такие вечные вещи.

Почему зритель вдруг должен их лишиться? Не хотелось бы думать, что чиновники боятся, что через иностранные фильмы на зрителя будет тлетворно влиять Запад.

А как быть с показами одного из самых живых начинаний последнего времени — кинотеатра [в центре современного искусства] «Гараж»? Это чисто просветительская деятельность, которая позволяет на большом экране в хорошем качестве смотреть лучшие образцы мирового кино. Что будет с ним — непонятно. Это же касается и трансляций театральных спектаклей — на них вообще невозможно получить прокатное удостоверение. У авторов законопроекта вообще нет понимания о том, как это работает.

Если даже попытаться действительно купить права на фильмы Бергмана для того, чтобы получить на них прокатное удостоверение, то никто из правообладателей даже не поймет, чего ты от них хочешь и для чего тебе это нужно.

Олег Березин 

председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров

Правки в закон о кинофестивалях связаны в первую очередь с необузданным желанием нашего Министерства культуры все контролировать, доказывать свою нужность.

И проблема даже не в том, что для показа фильма на фестивале нужно будет получать на него прокатное удостоверение. Прокатное удостоверение — это нужная вещь для декларирования прав правообладателя.

Такой механизм декларации прав должен работать — неважно, один раз я собираюсь показать этот фильм или много.

Проблема в том, что сама процедура [получения удостоверения] усложненная, фактически разрешительная. Нормальный человек получить прокатное удостоверение на фильм, допустим, Стэнли Кубрика просто физически не сможет, потому что у него нет, например, обязательного экземпляра фильма, которые [при получении удостоверения] требуется сдать в Госфильмофонд и так далее.

Процедура должна быть уведомительной. К примеру, в Казахстане эта проблема решается просто и изящно. Прокатное удостоверение там — это бесплатная электронная госуслуга, которую можно получить на сайте госуслуг. Правообладатель заполняет данные про себя, информацию, на основании чего у него есть права [на показ фильма], и все. В России же прокатное удостоверение — это элемент цензуры.

А то, что ввели понятие «кинофестиваль» с его описанием — это «туфтология». Ведь я могу хоть сейчас устроить кинофестиваль в Сочи, попросить своих друзей быть членами жюри и призом сделать бутылку «колы».

Вот и все, формально я выполнил условия чиновников. Но при этом их ограничения на продолжительность фильмов, невозможность показать фильм, вышедший более двух лет назад — это чистая профанация.

Получается, на кинофестивале никакой ретроспективы я показать не смогу.

Уже сейчас ясно, что после того, как эти поправки заработают, станет меньше и независимых, и «зависимых» кинофестивалей. Это отразится и на разнообразии программ и репертуаров.

А между тем, проведение кинофестивалей — это очень сильный маркетинговый ход и для кинотеатров, и для дистрибьюторов, ведь люди, благодаря кинофестивалям, привыкают ходить в кино. Если не будет кинофестивалей, то люди будут ходить в кино еще меньше, чем сейчас.

Поэтому это вредоносная деятельность Министерства культуры, которая направлена на подрыв российской киноиндустрии.

Я даже не удивлюсь, если узнаю, что все эти поправки Минкульт сделал в интересах пиратов. Ну, а если не в их, то в чьих? Все, что запретят показывать легально, будут показывать пираты. Остается только подождать, пока появятся пиратские кинофестивали с ретроспективными фильмами.

АлексейБажин

руководитель проекта «Иноекино»

Желание внести в закон пункты, связанные с получением прокатного удостоверения, появилось у чиновников еще в 2015 году. К 2018-му фестивальная сфера очень здорово развилась, и этому нужно было просто радоваться.

Есть свободные фестивали без конкурсов и жюри, зато подготовленные на отличном уровне, где все устроено в современном формате. Так вот, таких кинофестивалей больше не будет.

Новое определение кинофестиваля не позволит их проводить.

Теперь только на международных кинофестивалях можно будет показывать иностранные фильмы без прокатного удостоверения, но только если этот фильм был показан не более двух раз, кинофестиваль имеет жюри и конкурс и если он проходит не более десяти дней. Из-за этого пункта вычищается сразу весь рынок.

К примеру, у нас кинофестивали проходят в разных городах, и, соответственно, фильм показывается не два раза, а три. А есть кинофестивали, которые проходят в 20 городах. Более того, мы не сможем, например, показать фильм «Завтрак у Тиффани», как это делается во всем мире, потому что у нас нет удостоверения на этот фильм.

А покупать прокатное удостоверение на старый фильм никто не будет. Это своего рода цензурное сито.

Перечень документов для получения прокатного удостоверения состоит из десяти пунктов, включая требование предоставить , которых у нас, естественно, нет.

Кто нам даст монтажные листы фильмов 1960-го года? Листы, которые присылают дистрибьюторы, как правило, запаролены. И там еще очень много несуразного. Суть в том, что выполнение требований Минкульта даже технически невозможно.

Они строят такой бюрократический лес, сквозь который многочисленные кинофестивали просто не продерутся.

Для того, чтобы выжить, придется придумывать какие-то махинации, которые сделают фестивали легальными, но по сути будут совершенно абсурдными.

Ирина Кравцова, Александр Борзенко

Константин Терехов: «Немногие понимают, что публичный DVD-показ сейчас кем-то востребован»

«Бюллетень Видеорынка» решил раскрыть тему public video и встретился с генеральным директором ООО «Магии Кино» Константином Тереховым, который уже несколько лет занимается непосредственно публичным видео и знаком с вопросом не понаслышке.

«БВ»: Что такое публичный показ?

ТЕРЕХОВ: «Любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения называется публичным показом». Такое определение дано в ст.1270 ч.4 ГК РФ.

Таким образом, все показы фильмов в кинотеатрах, кинозалах, премьерные показы, показы в рамках фестивалей, ретроспективные показы и есть не что иное как публичные показы. Мы занимаемся и будем говорить о публичном показе с видеоносителя, который общепринято называется в мире public video, или, по-нашему, публичное видео.

«БВ»: А какие из этих «видов» публичного видео особенно распространены у нас России?

ТЕРЕХОВ: Если говорить о небольших кинотеатрах, кинозалах, кинокафе, то для них в силу ряда причин наиболее востребован публичный показ с DVD-носителя. Так же к DVD обращаются организаторы фестивалей и ретроспектив. Не всегда фирмы-прокатчики сохраняют фильмокопии, порой их бывает трудно доставить. И организаторы фестивалей прибегают к DVD-показу.

Ограниченный прокат некоторых компаний предполагает небольшое количество копий, и копии сопровождаются субтитрами.

При этом зрителю, не носителю языка, приходится отвлекаться на чтение, а когда титры возникают на белом фоне, то прочесть их бывает очень трудно. Все это отвлекает от действия на экране.

Бывают случаи, когда фильм ограниченного проката оказывается очень интересен, а копий крайне мало. При этом диск уже официально вышел на DVD, и кинотеатры готовы показывать фильм с DVD.

Один из ярких примеров фильмов-долгожителей — ПАРИЖ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ. До сих пор он стоит в репертуаре «Киноцентра на Красной Пресне» (Москва) и Киноцентра «Родина» (Санкт Петербург).

К этому фильму обращаются и организаторы ночных показов. Также сейчас ко мне обращаются желающие создать автокинотеатр. Фильмокопией им работать довольно сложно, не те масштабы, а вот брать для показа DVD им как раз подходит.

При этом билет продается не каждому зрителю, а на каждую машину.

Читайте также:  Нужно ли уведомлять ФСБ РФ о заканчивающихся лицензиях?

«БВ»: На каких условиях проходят такие показы? Есть ли какие-то общепринятые условия, на которых работает большинство участников рынка?

ТЕРЕХОВ: Я не могу говорить за всех, ситуация в той или иной степени может меняться. Готов сказать о своем опыте. Для «самых маленьких» кинотеатров и кинозалов из регионов сейчас существует следующая формула: 6000 рублей за прокат одного фильма в одном кинотеатре, в течение двух недель.

В случае проката в течение месяца стоимость составляет 8000 рублей, если речь идет о годе, то права стоят от 12000 рублей. Повторюсь, что это условия для одного небольшого кинотеатра. Для региональных организаций права предлагаются минимум на год и при этом стоимость от 15000 рублей.

Есть, конечно, и более дорогие проекты. За все время самым дорогим проектом был ВОЛКОДАВ, права на этот фильм для регионов стоили 25000 рублей. Отдельной графой идут разовые показы для фестивалей и ночных сеансов. Здесь условия уже совсем другие.

Ну и с большими кинотеатрами мы работаем «по-взрослому», как это принято в кинопрокате, по схеме 50 на 50.

«БВ»: Зависит ли стоимость фильма от его новизны?

ТЕРЕХОВ: Как я уже отметил, минимальная стоимость потому так и называется, что ниже уже некуда. А вот на новые фильмы, которые прошли в прокате с определенным успехом, и при этом еще жива реклама, стоимость может увеличиваться.

Но, сами понимаете, что в нашем случае разговор идет о невысоких ставках, потому и увеличение происходит не более, чем на 50%. Лицензионный DVD диск в России зачастую выходит примерно через 4 недели после старта фильма на широком экране.

Поэтому у нас есть возможность предоставлять для «паблик видео» только что отгремевшие в прокате картины. Так что фильмы, которые мы предлагаем, нельзя назвать старыми.

«БВ»: А что на счет некоммерческих показов? Начиная от бесплатных, на фестивалях, и заканчивая в общественных местах вроде ресторанов и кафе.

ТЕРЕХОВ: Дело в том, что фестивали ко мне достаточно редко обращаются, но не могу сказать, что существует какая-то единая стоимость для всех.

Не так давно обратились ребята из Челябинска, они устраивали фестиваль сразу в нескольких городах России. Мы достаточно долго приходили к взаимопониманию в ценообразовании. Сейчас обратились ребята, кажется, из Владикавказа.

У них будет фестиваль, но и программа совсем иная, и количество показов другое. Я надеюсь, что мы договоримся.

Кафе также платят по минимальной ставке, по крайней мере, у меня было два партнера с кинокафе: в Орле и Питере. По условиям моего договора с правообладателями, я не могу предоставлять права бесплатно.

Если организаторы фестивалей настаивают на некоммерческом показе и просят дать права бесплатно, то я переадресовываю такие просьбы к правообладателям.

Пускай они урегулируют этот вопрос между собой, а если будет потом необходимость, то подключусь к процессу и я.

«БВ»: Если уж мы заговорили о вашем опыта, как давно вы этим занимаетесь и почему выбрали это направление?

ТЕРЕХОВ: Занимаюсь этим с 2005 года. В свое время я обратился к компании «Централ Партнешип», которую и по сей день считаю своим главным партнером, с предложением об использовании прав публичного показ с DVD-носителя. Речь шла о фильмах компании, которые она покупала.

На тот момент компания не очень активно управляла этим видом прав. Мы достаточно долго договаривались, но смогли прийти к единому мнению, и ЦПШ передал мне этот род прав в исключительном порядке для использования на территории России. Наш договор был подписан в апреле 2005 года.

А в дальнейшем я заключил договоры с компаниями «Люксор», «Топ Фильм Дистрибьюшн» и «Профит Синема Интернешнл».

«БВ»: Вы перечислили четыре компании, с которыми сотрудничаете. А помимо них, какие еще правообладатели активно работают с «паблик видео»?

ТЕРЕХОВ: Насколько я знаю, очень активно в этом направлении работают компании «Парадиз», «Интерсинема», Ruscico, «Панорама кино», «Гельварс», «Премиум фильм», «Кино без границ», «Наше кино». Знаю, что раньше так же работала компания «Вест», но сейчас не могу это стопроцентно утверждать. Кризис, понимаете ли.

Но многие отечественные создатели фильмов, включая самых маститых, не знают, что такие права находят применение в данный момент.

А когда к ним обращаешься с таким вопросом, объясняешь, что ты делаешь, то первая реакция правообладателей: «А сколько мы с этого можем получить?» Я прекрасно понимаю, что экономический вопрос в киноиндустрии один из самых важных, но многие привыкли к исчислениям в миллионы долларов. А наш бизнес оперирует лишь тысячами рублей.

Так что особого профита от нас ждать не приходится. И как только создатели (правообладатели) это понимают, то интерес к нам сильно ослабевает. А жаль. Ведь люди и в глубинке хотят смотреть фильмы и платить за это пусть даже и небольшие деньги, стараясь действовать в правовом поле.

Не многие понимают, что эти права сейчас кем-то востребованы. Я как-то обращался в одну очень уважаемую компанию, долго пытался объяснить, кто я и что хочу. Меня сначала отправляли к дистрибьютору, хотя я прекрасно знал от директора дистрибьютора, что этих прав у них нет.

Потом меня отправляли в компанию, выпускающую DVD-диск. Я очень хорошо с ними знаком и знаю, что они не берутся за «паблик видео», так как просто не знают что это такое.

Примерно после недели переговоров и выяснений-объяснений права передали дистрибьютору, а я все же заключил договор на этот фильм.

«БВ»: А как обстоят дела с публичным показом у голливудских мейджоров? Многие в первую очередь интересуются именно их фильмами.

ТЕРЕХОВ: С мейджорами вопрос более сложный. Насколько мне известно, все они не могут предоставлять прав для показа с DVD, так как сами студии не наделяют российские представительства такими правами. Это связано с борьбой с пиратством.

Дело в том, что фильмокопию, как и цифровую копию, очень легко можно отследить. А DVD-диск так отследить невозможно. Стало быть, невозможно сказать, какие сборы получились, сколько надо уплачивать авторского вознаграждения.

Ну а коль скоро это вызывает столь много вопросов, то проще запретить, а вернее сказать — не разрешать никому, чем потом пытаться «найти концы».

Так что тем, кто только собирается открыть свой кинозал, который будет работать, используя DVD-проекцию, я не рекомендую звонить в представительства мейджоров, чтобы не терять время. Увы, мы вряд ли сможем легально показывать c DVD такие фильмы, как ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ, ТЕРМИНАТОР, ГАРРИ ПОТТЕР и т.д.

«БВ»: Видеопиратство в России — большая проблема. В Москве и Санкт-Петербурге DVD-диски могут спокойно продаваться на центральных улицах, не говоря уже о торговых центрах и рынках. А какова ситуация «пиратства» в публичном видео?

ТЕРЕХОВ: Пиратство есть и здесь. Я могу предлагать права для показа только начиная с даты выхода лицензионного диска, сами понимаете, это сделано как раз в целях борьбы с пиратством.

Ну а когда диск вышел, то гораздо проще купить его в магазине и показать, не оплатив правообладателю даже такие небольшие суммы.

Читайте также:  Как сводный брат мог вписать своего сына и что делать дальше?

Иногда кинотеатры даже не дожидаются выхода «лицензии» и показывают низкосортные диски, купленные на развалах или скачанные в сети. О каком качестве может идти речь в таком случае?

Есть у нас и случаи продажи «воздуха», когда некая организация выдает себя за распространителя прав публичного показа. При этом в ее каталоге можно найти абсолютно любой фильм, иногда даже тот, который еще не создан. Подделывают любые документы, включая прокатные удостоверения. А потом продают недорого такую липу.

«БВ»: Борется ли кто-то с таким «пиратством»? И чем чревато игнорирование закона для того, кто решит устраивать публичный показ без каких-либо документов и отчислений правообладателю?

ТЕРЕХОВ: Конечно, мы пытаемся вести борьбу с пиратами. Наказание, которое могут понести пираты, указано в ст.146 УК РФ. Но правонарушителей это не останавливает.

Ко мне иногда обращаются правоохранительные органы из различных регионов России, они стараются отслеживать тех, кто не хочет работать по закону и отчислять суммы правообладателям.

Но таких обращений крайне мало, приходится порой при выявлении случаев пиратства сообщать в юридические отделы компаний-правообладателей. Надо сказать, что у них больше рычагов воздействия на местах.

«БВ»: Насколько сложно организовать «легальный» публичный показ? Какие документы необходимы и что требуется от вашего клиента?

ТЕРЕХОВ: C нашей стороны все довольно просто. Достаточно зайти на наш сайт www.dvdprava.ru. На странице «О компании» найти текст типового договора и ознакомиться с ним. Если возникнут вопросы, то я готов на них ответить. А в случае согласия следует заполнить договор и переслать его нам.

Так же указать, какие фильмы хотите взять для показа и на какой срок. После согласования цены мы отправим по электронной почте копии договора, приложения, счета и прокатного удостоверения. А после оплаты вышлем оригиналы документов и носители, по возможности сопроводим и рекламной продукцией.

Так что при большом желании все это можно сделать в течение недели.

«БВ»: Распространение фильмов через интернет — это следующий этап в дистрибуции видео. А есть ли какие-то технологические подвижки такого рода в «паблик видео»?

ТЕРЕХОВ: В России свой опыт такого распространения фильмов есть у компании «Киносат». Они берут фильмы для показа и распространяют их через спутник. При этом кинотеатр получает файл с фильмом и ключ к нему, который надо активировать. Также компания «Киносат» продвигает в жизнь такое понятие как «киномобиль».

Это такой небольшой кинотеатр, который может ездить по городам и весям и показывать кино даже в полевых условиях. Немного необычно и старомодно, но что сделать, если в некоторых населенных пунктах вообще не осталось никаких кинотеатров, а люди хотят посмотреть фильм на экране.

Я считаю, что это положительный опыт, и его надо поддерживать и развивать.

«БВ»: Как кризис повлиял на публичное видео? Ведь некоторые кинотеатры, особенно те, что в регионах, в такой сложной экономической ситуации могут всерьез задуматься о более дешевой альтернативе, а публичное видео, по сравнению с традиционным кинопрокатом, и есть эта альтернатива. Вы потеряли больше клиентов в этом году или приобрели?

ТЕРЕХОВ: Возможно, кто-то и закрылся в связи с кризисом. Но многие мои партнеры продолжают работать. Большие кинотеатры сейчас ищут новые формы работы со зрителем: например, организуют ночные показы. При наличии приличного проектора им нужно только приобрести права на показ того или иного фильма. Конечно, также важно провести промо-кампанию, заявить о себе. У некоторых это получается с успехом. К примеру, много молодежи собирает к/т «Художественный» в Москве на ночных показах. Главное — не сидеть на месте, тогда и кризис пройдет совсем незаметно. Ко мне действительно обращается много желающих, которые находятся порой на стадии идеи создания кинозала. У кого-то идея так и остается идеей, а кто-то воплощает ее в жизнь. И это радует. Так что есть прирост и маленьких, и больших кинотеатров. Теперь важно, чтобы было достаточно хороших фильмов, и тогда уж точно никакой кризис не страшен.

Минкультуры разрешит свободный прокат киноклассики

Минкультуры собирается разрешить свободный кинотеатральный прокат фильмов, которые были созданы более 70 лет назад и перешли в общественное достояние.

Хотя у этих фильмов не может быть правообладателя, организаторы публичных показов вынуждены оформлять прокатные удостоверения, чтобы не получить штраф в соответствии с принятым в 2014 году «законом о запрете мата», сделавшим обязательным их получение.

Уведомление о начала разработке соответствующего закона размещено на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Планируется, что он вступит в силу в марте 2016 года. 

Если закон будет принят, то для свободного публичного показа станут доступны такие классические ленты отечественного кинематографа, как «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Веселые ребята» и «Волга-Волга» Григория Александрова, «Земля» Александра Довженко, «Машенька» Юлия Райзмана, «Аэлита» Якова Протазанова, «У самого синего моря» Бориса Барнета, «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, трилогия о Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга, «В шесть часов вечера после войны» Ивана Пырьева, «Конек-Горбунок» и «По щучьем велению» Александра Роу, «Золотой ключик» и «Новый Гулливер» Александра Птушко и многие другие. 

Новая инициатива ведомства — закономерное продолжение работы над ошибками, уточнение и адаптация под реальную практику знаменитого «закона о запрете мата», который сделал обязательным условием любого публичного показа (за исключением международных фестивалей) получение прокатного удостоверения на фильм. Закон был поспешно принят в 2014 году, вступил в силу с 1 июля и едва не сорвал летний кинофестивальный сезон.

Чтобы справиться с последствиями закона, Минкультуры разработало законопроект о разрешении показа фильмов без прокатного удостоверения на всех фестивалях (а не только международных), а также решило уточнить само юридическое понятие «кинофестиваль».

Что касается фильмов из общественного достояния, министерство с самого начала не планировало распространять и на них прокатные удостоверения, однако на практике организаторы даже разовых и некоммерческих показов были вынуждены оформлять документ, чтобы не получить штраф. 

Как рассказал «Известиям» руководитель проекта «Кинопередвижка» Николай Ефремов, для того чтобы организовать показ игрового или документального фильма из общественного достояния, ведомство требует заплатить пошлину, необходимо оформить и прокатное удостоверение. В случае если на фильм кто-то уже оформил прокатное удостоверение, можно получить бесплатный дубликат.

Ранее в разговоре с «Известиями» директор Госфильмофонда Николай Бородачев сообщил, что большая часть из 70 тыс. фильмов фонда (архив владеет правами на большую часть советского кинонаследия) имеет прокатные удостоверения. Гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров рассказал, что все 2 тыс. фильмов коллекции «Мосфильма» также обеспечены прокатными удостоверениями.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *