Как взыскать ущерб от ДТП с иностранца(Литва)?

Хотел бы рассказать как работает наше ОСАГО в случае аварии с автомобилем, зарегистрированным не в РФ.Приключилось тут несчастье со знакомым автоперевозчиком – один из его водителей дальнобойщиков попал в аварию на фуре.

Сразу напишу немного вводных данных, это важно:— фура оформлена на юридическое лицо в ЕС;— водитель фуры гражданин ЕС, у него только простая доверенность на управление ТС;— страховка фуры – зеленая карта;— по-русски говорит прекрасно;— водитель/виновник – гражданин РФ;

— страховка у легковушки ОСАГО, возмещение пострадавшим только по ней.

Как взыскать ущерб от ДТП с иностранца(Литва)?

Страховую компанию упоминать не буду, думаю что принцип работы у всех примерно одинаков и дело даже не в них, просто там работает мало грамотных сотрудников, а наверно больше в непродуманном законодательстве.

Авария произошла на трассе А-107.

Из встречного потока из пробки выехала Лада Веста и на полном ходу, хорошо не сильно разогнаться успел, врезалась в лоб фуре…Водитель грузовика видел как Лада выехала из пробки на него, остановился, подавал сигнал несколько раз, но тот так и не остановился. Может плохо стало человеку, но он жив, совсем не пострадал, когда ему помогали выйти был в сознании, но Веста под списание.

Приехала ДПС, все оформили, водитель Лады вину признал, выписали определение с приложением, сказали в какое отделение подъехать, чтобы забрать документы с печатями. В общем к ГИБДД претензий нет.

Как взыскать ущерб от ДТП с иностранца(Литва)?

По прошествии 3 дней после аварии, ДТП произошло в воскресенье, звонит мне тот самый знакомый, владелец фирмы по грузоперевозкам, рассказывает о том, что случилось и что его водитель звонил и в ДПС и в СК и у него получаются какие-то дикие сроки ожидания справок и просит меня помочь прояснить ситуацию по возможности.Дело в том, что, у водителя через дней 10 заканчивается виза, а также капают деньги за простой контейнера. Это еще хорошо, что он уже разгрузился и попал в аварию пустым. Фура обездвижена, свои ходом ехать не может, заводится, но пробит радиатор и возможно что-то еще, оттащили эвакуатором.

Водители хоть и говорят по-русски, но все таки «трудности перевода» есть.

Выясняю, что в ДПС никто не ездил и до сих пор ничего не забрали, вот именно тут просто водитель не совсем понял про сроки и что делать дальше.

Звоню в ДПС – приезжайте конечно, все выдадим, приемные дни такие то, по телефону мегавежливость и желание помочь, я был просто поражен! Интересно везде ли так сейчас сотрудники ГИБДД общаются с гражданами?))

Как взыскать ущерб от ДТП с иностранца(Литва)?

Водитель на следующий день приехал, там ему еще раз все объяснили подробно, все документы выдали, даже еще одну копию на всякий случай, для прохода границы!3-й батальон 1-го полка ДПС ГИБДД Пушкино прям молодцы!

  • В общем в четверг всё необходимое от ГИБДД у нас на руках.
  • Ну теперь наконец про СК, самое интересное. И тут добавляю, что если бы не некоторый опыт в логистике и знания документооборота в сфере работы с иностранными организациями, то мало чего бы получилось из затеи с получением страхового возмещения…

Звоню в СК, объясняю ситуацию и спрашиваю что нужно для обращения к ним и открыто ли дело по страховому случаю. Проверяют полис ОСАГО виновного, говорят от нас нужно определение с приложением, документы на грузовик, документы водителя и тут выясняется что дело до сих пор не открыто и предлагают мне его завести!Каааак?

Прошло почти 5 дней!

Как взыскать ущерб от ДТП с иностранца(Литва)?

В СК неоднократно звонил пострадавший водитель, ему не раз отвечали что нужно и до сих пор даже не было заведено дело! В общем наконец завели.Сижу дома, думаю, что еще может быть нужно из документов. Опять звоню, все объясняю, но делаю акцент на том что водитель иностранец, оператор ушел на консультацию минут на 10. И надо же – оказывается нужен нотариально заверенный перевод его паспорта!

  1. Жизнь становится грустнее))) Ну это в принципе решаемо, ладно.
  2. Сижу думаю дальше, то есть я сам прокручиваю все варианты, что может потребоваться СК, а не они мне говорят, зная что ДТП по зеленой карте с иностранной машиной, оформленной на юридическое лицо, хотя я при каждом звонке все это объясняю.

Очередной звонок, все по новой объясняю и то, что машина на юр-лицо, оператор стандартно уходит на консультацию.

Ааа, ну тогда водитель не сможет получить возмещение)Оказывается нужна нотариальная доверенность на водителя или представителя фирмы от компании владельца авто на представление интересов фирмы при страховых случаях, ну и она должна быть переведена и нотариально заверена!Вот как вы себе представляете крупного автоперевозчика, у которого все водители получается обязаны иметь такую доверенность?!По ходу разговора нас посещает мысль, а как будет делать выплату СК иностранному банку, в котором счет той фирмы?Спросил – консультация – ответ НИКАК)))СК не сможет сделать перевод средств иностранному банку и тем более в валюте.Необходимо здесь найти наш РФ банк-респондент того самого иностранного банка, где счет юр лица и получить согласие на прием денежных средств по страховой выплате, ну а потом забрать её по той самой доверенности в рублях в кассе банка…

Начинают посещать мысли забить на СК и ее выплаты, потому что это всё становится практически не выполнимым, либо выполнимым, но ооочень не быстро.

Ну и в перерывах общения с СК еще ищу ближайший от нашего авто сервис для грузовых, чиниться то все равно нужно самим, чтобы побыстрее уехать. Машина пока стоит на стоянке для грузовых авто, не чиним надеясь что все таки дожмем СК и нужен эксперт для осмотра.

Можно было конечно самим починить сразу, обратиться в независимую экспертизу, но это тоже не быстрый путь, Поэтому пока ждем. Благо с сервисом все сложилось очень хорошо, по вин-номеру прикинули примерную стоимость запчастей и минимального ремонта, чтобы машина могла доехать до своей родины.

Осталось только пригнать к ним авто.

Четверг пока не кончился…

Пока я общаюсь с операторами СК, в интернете ищутся пути решения или упрощения всей это ситуации.

И находятся, бинго!Перерыв кучу законов находим, что от компании автоперевозчика, то есть от юр лица, достаточно сделать простую доверенность на бланке фирмы и с печатью этой фирмы, нотариально её заверять не нужно, на физическое лицо с гражданством РФ на предоставление интересов по страховым случаям и получение страхового возмещения.Доверенным лицом буду выступать я. Бланк фирмы присылают по почте, текст доверенности находим в интернете, немного адаптируем, реквизиты ставим моей рабочей кредитки, распечатываем, печать фирмы есть у водителей! Звоню в СК, уточнить, опять долго слушаю музыку, отвечают что да так можно и тогда перевод паспорта водителя не нужен, да и вообще его паспорт не нужен, только СТС на авто (заметьте что СТС не русское, потом еще долбанет), доки от ГИБДД и доверенность на меня от юр лица с реквизитами для перевода денег.Приезжайте – ждем-с).

В пятницу приемный день у СК. Милая работница СК начинает принимать у нас документы, все хорошо, весь комплект есть, доверенность на меня подходит, но вот СТС принять такую не можем, нужен нотариально заверенный перевод этого документа…

Ептвоюмать, по другому не скажешь. Причем там СТС это не как наша, где много букв, там просто много цифр и переводить особо и нечего и так все понятно, но принять не могут. Выписали даже официальный отказ на фирменном бланке СК в приеме документов по данной причине, молодцы какие. В общем как переведете, так приезжайте.

Итого потратив более 2 часов общения с СК по телефону никто не сказал про перевод СТС…

Опять штурм интернета теперь в поисках бюро переводов. В СК прием с 9, вся Москва работает в лучшем случае с 10, трубку пока нигде не берут. С 10 утра более менее начинается движуха, но никто экстренно переводить не хочет, все дают сроки до понедельника, а время терять, которого и так нет, ой как не хочется.

Причем даже за скорость денег брать не хотят! В одном бюро дали цену 5000р за срочность, но и то готовность только к концу дня, а страховая до 17:00.

В итоге нашлось таки бюро, которое взяли наш заказ и выполнили его за 3 часа без всякой наценки всего за 1650 рублей и у них несколько точек по Москве с нотариусами, где можно забрать готовые документы, вот это я понимаю сервис!С телефона высылаю фото СТС, на такси еду забирать перевод, на такси обратно в СК, успеваем за час до закрытия сесть на прием.

Очередная милая работница проверяет наши документы и спрашивает:— «а звонили ли вы в РСА (Российский союз автостраховщиков) у вас ведь зеленая карта и нужно типа звонить им при аварии». Такого я не ожидал, я даже не понял зачем туда звонить вообще, они то при чем. Пошла консультироваться, там человек 5 собралось умов.

Вернулась с ответом что туда звонить не надо.Проверяет дальше и говорит что доверенность на меня должна быть нотариальной.Я утверждаю обратное, сами понимаете))) Объясняю ей что так в РФ можно и законно.

Да и вообще утром ваша коллега все проверила и сказала что все с документами отлично!Опять ушла на консультацию, опять там куча народу разглядывают наши документы. В общем доверенность подойдет, начала оформлять. Все оформили, все приняли, ждите звонка эксперта. Выплата будет в течении 20 рабочих дней, эксперт приедет в течение 5 рабочих дней.Наконец-то! День не потерян, мы их побороли!Водители: электричка – такси – стоянка и ждать, я – домой и тоже ждать.

https://www.youtube.com/watch?v=6HyVdHLcrO0

Так как я доверенное лицо, то акт осмотра подписывать мне, так что предстояло еще смотаться в Черноголовку на осмотр. Эксперт позвонил в понедельник, осмотр назначили на вторник. Оказался очень адекватным человеком, все тщательно осмотрел насколько мог залезть, все написал, 23 пункта под замену и плюс скрытые повреждения. Машине 10 лет и пробег около 900.000 километров.

Кстати, я не знал такого, что после первичного осмотра авто и если написано «скрытые повреждения» и потом в сервисе при ремонте обнаруживаются те самые «скрытые повреждения», то ты можешь позвонить в свою СК и вызвать повторно эксперта на фиксацию этих повреждений, он обязан приехать в течении 3 рабочих дней! И будет 2 выплаты – по итогам двух осмотров.

В тот же вторник, после осмотра мы отбуксировали своим вторым тягачом поврежденную фуру в сервис. Там ребята молодцы, на следующий день в среду привезли новый радиатор (обошлось малой кровью) и кое-что по мелочи, работали до глубокой ночи, починили (около 60 тыс. руб.

Читайте также:  Расторжение договора займа с залогом (ипотека)

), выдали все чеки и документы о ремонте и уже рано утром в четверг обе машины уехали в сторону дома.Водитель успел до окончания визы выехать и штраф за простой контейнеров был не очень большой (350 евро). Еще через несколько дней мне поступила выплата (получилось где-то 10 рабочих дней), которой практически хватит на ремонт.

Ремонт будет производиться своими силами, поэтому деньги только на запчасти уйдут. В общем все не так уж плохо кончилось и не зря боролись.

Немного отступлю. Пока делались все переводы, я попутно искал грузовой эвакуатор на всякий случай. Не дешевое удовольствие, скажу я вам! Расстояние обозначал примерно 20 км, в итоге оказалось 32 км и минимально что удалось найти по цене это было 15.000 руб., при условии что не требовалось снимать кардан, а это еще +2000-3000 руб.

Остальные фирмы приближались к отметке 20.000 руб. опять таки без снятия кардана. То есть примерно 1000р./км и в итоге обошлось бы тысяч в 30 всё это.

Хорошо, что не пришлось воспользоваться и притащили своим вторым тягачём, кардан водитель сам снял еще при первой эвакуации с места аварии, им оставалось только подключить воздух к системе тормозов поврежденной фуры и все.

Подведем итог, который не очень весел:

1) Получается, что если иностранный гражданин попал здесь в аварию, он не виновен и хочет получить возмещение по ОСАГО с виновника ДТП в российской страховой компании, у него должен быть с собой нотариально заверенный перевод паспорта и документов на машину, а так же он должен найти в РФ банк-респондент иностранного банка, где у гражданина счет, на который можно будет перевести деньги от СК.Либо искать друга гражданина РФ и написать на него здесь доверенность от себя. Ну он должен помимо того, что говорить прекрасно по-русски, еще и думать по-русски)))Получается, что практически не реально получить возмещение.Если машина на иностранное юр лицо, то нужна нотариально заверенная доверенность на водителя или представителя фирмы от компании владельца авто на представление интересов фирмы при страховых случаях.Ну и все передвижения по Москве и области и поиски всего нужно осуществлять самому без помощи.

  • Получается что практически не реально получить возмещение.
  • 2) Возможно есть варианты решения через посольство или консульство, я думаю, если он не знает языка и у него нет тут знакомых…Ну наверно тоже практически не реально получить возмещение.
  • 3) Третий вариант – никаких выплат и ты все чинишь сам, на что все и рассчитано, как мне кажется.
  • Ну и уровень квалификации работников СК оставляет желать лучшего.

Инструкция написана специально для пользователей Drive2.ru!

Смотрите, какая тема — Произошло ДТП с иностранным авто – как получить выплату ОСАГО?

Показать содержание

  1. Иностранные водители обязаны застраховать свою ответственность, передвигаясь по территории России в равной степени, как и жители.
  2. Но у иностранного автомобиля, помимо обычного полиса ОСАГО, может быть и Зеленая карта.
  3. Возмещение вреда для вас, если виновником признан иностранец и у него есть действующая страховка (одна из двух, указанных выше), в любом случае будет.
  4. Это будет либо стандартная процедура направления на ремонт или выплаты в случае, если гражданин другой страны приобрел российский полис ОСАГО, либо обращение в РСА в случае Зеленой карты.

Обязанности по страхованию гражданской ответственности действуют не только в отношении отечественных водителей, но и в отношении иностранцев в России. В этом вопросе большинство государств солидарны, не исключение и наша страна. Если вы попали в ДТП с иностранным автомобилем, закон дает вам право получить выплату по ОСАГО.

Но процедура получения страхового возмещения в 2022 году будет иметь некоторые тонкости, зависящие от вида страхового полиса у иностранца-виновника. Если это Зеленая карта, то на вопрос о том, как получить страховку, сможет ответить только Российский союз автостраховщиков, и как получить такой ответ, мы подробно расскажем ниже.

Застрахован ли виновник-иностранец?

Да. Исходя из положений пп. «г» п. 3 ст. 4, п. 2 ст. 10 ФЗ №40 Об ОСАГО, водители, временно управляющие в пределах России транспортными средствами, зарегистрированными за границей, обязаны застраховать свою ответственность на случай попадания иностранного авто в ДТП.

И страхование это осуществляется одним из 2 способов:

  • покупки страховки в рамках международных систем страхования и перемещения на территории РФ с таким полисом; одна из таких – Зеленая карта;
  • оформления страховки ОСАГО в российской страховой компании на весь срок нахождения на российской территории, но не менее чем на срок в 5 дней.

Если интурист приобрел российский полис ОСАГО, проблем с оформлением ДТП не возникнет – будь это происшествие с иностранным автомобилем из Украины, Белоруссии или Армении, оно оформляется по стандартным правилам автогражданки.

Иная ситуация с международными системами страхования. Таковой является программа Зеленая карта, в нее входит более 45 стран, в их числе и Россия. Она является аналогом ОСАГО и позволяет получить страховку в случае ДТП с иностранными авто. То есть это по сути и есть автогражданка, только действующая на территориях стран-членов.

Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ № 40, условия, на которых осуществляется такое международное страхование, должны соответствовать российскому законодательству и правилам деятельности профессиональных объединений автостраховщиков. Таковым в РФ является РСА – Российский союз автостраховщиков.

РСА выполняет функции Национального бюро по урегулированию подобных случаев. Именно Союз определяет представителей, которые обязаны разрешить ситуацию, и осуществляет информационное взаимодействие и поддержку водителей, желающих получить ОСАГО после ДТП с иностранными авто из Грузии, Казахстана или иного государства.

Как взыскать ущерб от ДТП с иностранца(Литва)?

Как оформить аварию с иностранным автомобилем?

На самом деле, каких-либо особенностей оформления «международного» дорожного происшествия не существует: водители обязаны руководствоваться стандартными требованиями п.п. 2.5-2.6.1 ПДД. Учитывая их, и другие нормативные акты, водителям необходимо:

  1. Остановить автомобиль, включить «аварийку», установить аварийный знак.
  2. При наличии пострадавших – вызвать скорую и оказать посильную помощь пострадавшим.
  3. Вызвать ГИБДД либо, если в столкновении с иностранным авто пострадало только имущество, а сумма ущерба менее 100 тысяч рублей, оговорить возможность оформления ДТП без сотрудников полиции по европротоколу.
  4. Зафиксировать повреждения обоих автомобилей и окружающую обстановку на камеру телефона либо иные средства фиксации. При наличии свидетелей – запишите их контакты и имена
  5. Потребуйте и иностранного водителя сведения о его Зеленой карте, зафиксируйте номер полиса и договора, контакты страховой компании, ее адрес и иные сведения. По возможности сфотографируйте документ на камеру. Зафиксируйте также данные водителя, его имя, реквизиты ВУ и паспорта.
  6. Заполните обоюдно извещение о ДТП в соответствии с рекомендациями страховщика.
  7. Если на место вызваны сотрудники полиции, потребуйте от них, чтоб в документах о происшествии были отражены реквизиты страховки.
  8. Получите от полицейских документы о ДТП, в которых вы признаны пострадавшей стороной (протокол, постановление, определение в отношении виновника). Если виновник столкновения на месте установлен не будет, получите документы в группе разбора – время и место будет указано в протоколе.

Кто будет выплачивать страховку?

А это уже зависит от того, как именно застрахована машина.

Если у виновника ОСАГО

Когда виновник – иностранный автомобиль, порядок получения возмещения будет зависеть от вида его страховки.

  • Если это российское ОСАГО, действуете по стандартной схеме: направляете копию своего извещения о ДТП с заявлением о прямом возмещении убытков в свою страховую компанию в 5-дневный срок с момента столкновения (если пострадало только имущество) либо в СК, продавшую страховку иностранцу, если вред причинен и здоровью пострадавшего водителя (ст. 12, ст. 14 ФЗ № 40). Страховое возмещение будет обязана выплачивать одна из них.
  • Иная ситуация, если виновник – иностранец с Зеленой картой. В таком случае определять страховщика, который обязан урегулировать вопрос с компенсацией, будет Национальное бюро, то есть РСА.

Если у виновника Зеленая карта

Для получения возмещения после того, как все документы по ДТП оформлены, следуйте следующему алгоритму, актуальному на 2022 год:

  1. Позвоните по телефону +7(495) 641 27 87 в колл-центр РСА «Зеленая карта». Звонки принимаются только в рабочие дни и только с 9-00 до 21-00.
  2. Расскажите, что произошло ДТП с иностранным авто из Беларуси, Украины, Грузии или иной страны, сообщите реквизиты страховки виновника, контакты страховщика при наличии, данные об участниках столкновения, информацию о причиненном ущербе и прочие сведения по требованию.
  3. В течение 48 часов работники колл-центра снова свяжутся с вами и сообщат номер обращения и данные страховщика, который должен будет заняться вопросом возмещения причиненного вам ущерба.
  4. Обратитесь в указанную в РСА страховую компанию и представьте пакет документов, оговоренный п. 3.10 Правил ОСАГО. По требованию страховщика – представьте поврежденный автомобиль для осмотра. Все это осуществляется в соответствии с требованиями уже российского законодательства.
  5. Получите в 20-дневный срок возмещение либо в 30-дневный срок направление на ремонт. Эти сроки могут быть продлены в связи с тем, что страховщику необходимо получить сведения о действительности предъявленной иностранцем страховки. Максимальный срок возмещения 2 месяца.

Как взыскать ущерб от ДТП с иностранца(Литва)?

Данная инструкция составлена в соответствии с официальными рекомендациями РСА.

Если срок действия Зеленой карты истек?

А вот это уже проблема! Если срок международной страховки истек, ее действие не распространяется на российскую территорию либо она признается недействительной по иным причинам, водитель-иностранец на авто из-за границы считается незастрахованным. А в таком случае компенсация выплачивается:

  • за счет самого виновного водителя, если вред ущерб причинен имуществу, в соответствии с общими принципами возмещения вреда (ст. 1064 ГК). В таком случае ущерб взыскивается в судебном порядке либо добровольно виновником;
  • за счет РСА, если вред причинен здоровью либо жизни пострадавшего водителя (пп. г) п.1 ст. 18 ФЗ № 40).

Ответчик (ДТП) – иностранец. Проблемы судебного разбирательства

Ситуация, когда должник является иностранным гражданином, не из легких. В этом случае неизбежно сталкиваешься с кучей проблем и нюансов. А какие это проблемы и каковы пути их решения, мне «посчастливилось» узнать на собственном опыте, которым я бы хотела поделиться в данной статье.

Работала я тогда юристом в небольшой организации, имеющей свой автотранспортный отдел. Водителям этого отдела частенько приходилось ездить в различные командировки, связанные с доставкой товара и материалов для производства.

Вот однажды один из водителей поехал в Подмосковье за материалами и, проезжая через Башкортостан, попал в дорожно-транспортное происшествие. Виновник аварии не рассчитал дистанцию на скользкой от дождя дороге и въехал в нашу машину. И наш водитель, и виновник были на большегрузных машинах.

Ущерб, по оценке эксперта, составил 190 тысяч рублей. Были повреждены стояки фургона, задние фары и сам фургон. Основную часть ущерба в сумме 120 тысяч рублей было решено взыскать со страховой компании должника, но это была максимальная сумма, которую мы могли предъявить страховой.

А как быть с остальной суммой ущерба? Вот тут и началось самое интересное.

Читайте также:  Как нам быть при протечке квартиры соседей при отключении воды

Оказалось, что водитель-виновник является гражданином Казахстана. А это, какая-никакая, но все-таки заграница. Мало того, собственником машины являлась некая женщина — индивидуальный предприниматель, на которую работал водитель. Она также являлась гражданкой Казахстана. Эти моменты выяснились из справки о ДТП и объяснительной виновника.

Если ответчик — иностранец, неизбежно сталкиваешься с проблемой выбора подсудности, так как согласно статье 28 Гражданско-процессуального кодекса РФ, иск предъявляется по месту жительства ответчика. В этом случае надо обращать внимание на международные соглашения стран СНГ, участником которого является Казахстан.

Например, существует Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993г., где определяется подсудность, если стороны спора являются гражданами разных стран СНГ.

Эта Конвенция вполне была бы применима к нашей ситуации, но вот страховая виновника ДТП (российская организация) отказала в добровольной выплате страхового возмещения, так что на горизонте вырисовывалось два ответчика. А это уже была подсудность по выбору истца (п. 10 статьи 29 ГПК РФ).

То есть мы, как истец, вправе были выбирать суд по месту нахождения страховой организации, либо по месту жительства виновника ДТП. А этот выбор значительно упрощал дело: командировка юриста в суд Казахстана отменялась.

Но наш юридический отдел столкнулся с другим выбором: вроде как мы имеем право предъявить иск к виновнику ДТП (но кто знает, есть ли у него возможность выплатить сумму возмещения и вообще какое-нибудь имущество, на которое можно обратить взыскание впоследствии?); в тоже время можно предъявить иск и к собственнице автомобиля — ИП (на основании п. 1 статей 1064, 1079 Гражданского кодекса РФ как к владельцу источника повышенной опасности), в этом случае была хотя бы какая-то гарантия, что можно будет обратить взыскание на автомобиль, принадлежащий ИП.

А если предъявлять иск к индивидуальному предпринимателю и к страховой компании, то все ответчики и истец уже являются субъектами предпринимательской деятельности, а значит и суд, в который надо обращаться, меняется с общей юрисдикции на арбитражный.

Вот тут и возникли первые трудности: каким образом доказать, что собственница автомобиля, которым причинен ущерб, является индивидуальным предпринимателем? Если бы это был российский ИП, то можно было бы запросить сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (либо заказать выписку из налоговой, либо сделать распечатку из Интернета), но пока на руках у нас были только документы о ДТП (справка и объяснительная), которые недостаточно достоверно указывали, что машина принадлежит ИП. По Интернету можно было заказать выписку на юридические лица Казахстана, но не на ИП. Мы подумали, что у суда в этом плане возможности шире, и как-то через свои каналы он установит принадлежность нашего ответчика к индивидуальным предпринимателям.

Решено было, что одновременно с иском будем заявлять ходатайство об истребовании судом доказательств от ИП, свидетельствующих о трудовых отношениях между водителем и предпринимательницей, а также о том, что собственница автомобиля является ИП. Так и сделали.

Через недели две-три получаем определение арбитражного суда о возвращении искового заявления. Мотивировано оно было тем, что иск подан с нарушением правил подсудности (ч.

1 статьи 129 АПК РФ), так как отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что собственник автомобиля является индивидуальным предпринимателем. А наше ходатайство судья проигнорировала.

Обжаловать это определение мы не стали, решили обратиться в суд общей юрисдикции.

Здесь тоже не обошлось без приключений. Спустя две недели с момента подачи иска в суд общей юрисдикции, мы получаем по почте определение о принятии искового заявления к производству и назначении предварительного судебного заседания, где «истцу надлежит предоставить доказательства причинно-следственной связи между ДТП и повреждениями транспортного средства».

Также суд просит пояснить, почему истец предъявляет требования к собственнику транспортного средства, а не к виновнику ДТП, хотя имеет на это право. На предварительном судебном заседании я, как истец, пояснила, что причинно-следственную связь между ДТП и повреждениями машины устанавливают справка о ДТП и заключение эксперта.

Решив добавить немного «научности» в нашу беседу, я составила целую таблицу, посвященную причинно-следственной связи между ДТП и ущербом, где указала и на локализацию повреждений (в справке о ДТП и заключении эксперта) и на временной фактор (по датам в документах). Судью, видимо, эти доводы убедили, и она не стала эту тему дальше муссировать.

Также она посетовала, что зря мы не обжаловали отказ арбитражного суда, что он должен был рассматривать это дело по существу. Предупредила, что разбирательство будет затяжное где-то на полгода, так как ответчик — иностранец.

И кроме того, сказала, что не считает правильным предъявление иска к владельцу машины вместо виновника и что «честно намекала нам об этом в определении о назначении предварительного заседания».

Ну я намек в определении не поняла, но раз мне прямо говорят, решила ходатайствовать о замене ненадлежащего ответчика (статья 41 ГПК РФ), то есть заменить ответчика — виновника ДТП на ответчика — владельца машины: все-таки надо сотрудничать с судом. Пришлось пожертвовать призрачными надеждами на обращение взыскания долга на машину ИП. Собственница машины стала третьим лицом по иску.

Надо сказать, что по ходу судебного разбирательства постоянно были проблемы с уведомлением сторон и третьего лица о ходе искового производства, судебные извещения могли не возвращаться неизвестно сколько: то ли наша почта подводила, то ли казахстанская.

Значительно облегчало дело то обстоятельство, что нам был известен номер телефона водителя — виновника ДТП.

Я пыталась пойти на хитрость и выяснить у него номер телефона ИП, дескать, к ней мы будем предъявлять требования о возмещении ущерба, но мужчина сказал, что давно её номер стёр, у нее больше не работает и не хочет иметь ничего общего «с этой скандальной женщиной».

Этим ресурсом (номером телефона водителя) воспользовалась и судья, звонила ему с просьбой явиться на судебное заседание, к тому же выяснила адрес его электронной почты, чтобы информировать его о ходе судебного процесса.

Перед последним судебным заседанием (по счету четвертым) судья попросила направить телеграммы в Казахстан нашему новоиспеченному ответчику и собственнице машины. Телеграммы содержали сведения о месте, времени судебного заседания, о том, кому предъявлен иск и кем.

Стоимость телеграммы в Казахстан значительно превышает стоимость по России (обошлись суммой около 1500 рублей). Причем телеграмма нужна была с уведомлением о вручении.

Через сутки с момента отправки телеграмм я получила уведомления: водителю-виновнику телеграмма была зачитана вслух под роспись, а ИП по указанному адресу отсутствовала (никто не открыл дверь). Однако формально все стороны были уведомлены.

Итак, мы оказались на финишной прямой. В итоге после всех этих мытарств суд удовлетворил исковые требования в полном объеме. Заняло это по времени действительно (как и обещала судья) около 5 месяцев.

Теперь надо было ожидать вступления решения в законную силу, чтобы получить исполнительный лист. А это опять же упиралось в получение уведомлений всеми участниками судебного разбирательства.

Кроме того, для вступления решения в законную силу надо было, чтоб два наших ответчика не обжаловали судебное решение в установленный законом срок.

Где-то месяца через два мы получили исполнительные листы и по страховой организации и по виновнику ДТП.

Со страховой компании долг удалось взыскать, а вот по виновнику ДТП исполнительное производство идет по сей день, потому что имущества, как выяснилось, у него никакого нет.

Исполнительный лист мы направили по почте в службу судебных приставов Казахстана по месту жительства должника, где он благополучно «завис». Работу приставов приходилось периодически мониторить путем телефонных переговоров.

Таким образом, судебное разбирательство с участием ответчика-иностранца порождает следующие трудности: определение подсудности, проблемы с уведомлением сторон, а также связанный с этим затяжной характер судебного процесса.

В помощь для решения этих вопросов существуют международные соглашения для выбора правильной подсудности, а для уведомления — современные средства связи (телефон, телеграф, электронная почта).

И пусть в нашем случае взыскание долга с ответчика-иностранца не привело к положительному результату, но, надеюсь, что знакомство с моим опытом кому-нибудь пригодится в аналогичной ситуации…

Приглашенный автор

См. также:

Если виновник ДТП иностранец, что делать и как возместить ущерб?

В данной статье хочу рассмотреть весьма не частую ситуацию, когда случается ДТП и виновником аварии является иностранный гражданин.

Здесь сразу же возникает вопрос, как возместить ущерб после такого ДТП, ведь не понятно вообще на основании чего иностранец разъезжает по территории РФ на авто, законно или нет, есть ли у него страховка и не выльется ли эта ситуация в самостоятельное возмещение ущерба за свой счет? Давайте разберемся, как вам действовать, когда виновником ДТП является иностранный гражданин.

Здесь ситуация следующая, если виновник ДТП иностранный гражданин и ДТП произошло на территории РФ, то у вас есть 3 варианта развития событий. Но вас наверняка интересует возможность возмещения ущерба, ведь это самый важный вопрос в такой ситуации.

Да возмещение ущерба получить можно, в случаях:

  • Если у виновника ДТП есть «Зеленая карта», это аналог ОСАГО, но оформляют ее иностранные граждане, которые собираются передвигаться на авто по территории РФ. Аналогично «Зеленая карта» работает и для Российских граждан, которые собираются передвигаться по территории Европы или других стран. Если у иностранного виновника ДТП есть «Зеленая карта», то вы можете получить возмещение ущерба именно за счет наличия у иностранного виновника ДТП зеленой карты. Получение возмещения похоже на процедуру получения компенсации по ОСАГО;
  • Если у вас есть полис КАСКО, это еще лучше, здесь вы застрахованы от любых неожиданностей и сможете обратиться в вашу страховую компанию за возмещением ущерба в рамках договора КАСКО;
  • У иностранного виновника нет «Зеленой карты» или она недействительная, просрочена.

Здесь самая печальная ситуация это последняя, когда у вас нет полиса КАСКО и у иностранного виновника нет «Зеленой карты» или она просрочена или покрытие «Зеленой карты» не распространяется на территорию РФ.

Вы так же можете получить ответ на данный вопрос в РСА, но знайте, что если срок действия зеленой карты истек или территория покрытия не распространяется на РФ, то в таком случае виновник ДТП должен возместить ущерб за свой счет, но если в ДТП пострадали по здоровью люди, даже если у виновника просроченная «Зеленая карта» или без покрытия на территории РФ, вы все равно можете обратиться в РСА и получить выплаты по здоровью в рамках процедуры компенсационных выплат. Взыскать ущерб с иностранца виновника можно в судебном порядке, после проведения экспертизы (оценки ущерба), но здесь все будет зависеть от международных отношений, ведь существует не мало документов которыми регулируются подобные ситуации, когда ответчиком является иностранный гражданин и шанс взыскать ущерб с иностранца в таком случае есть и шанс неплохой. Обычно после того как вы получили решение суда о взыскании с виновника ДТП ущерба, вам с данным решением нужно обратиться в суд того государства где проживает иностранец и суд должен признать данное решение, но как я говорил выше между Россией и данным государством должно быть заключено международное соглашение, а если его нет то шансы на взыскание ущерба с иностранца снижается. Скажу сразу, здесь своими силами вам не справиться, поэтому в случае когда в вас въехал иностранец без «Зеленой карты», с истекшим сроком действия или без покрытия на территорию РФ, вам нужно правильно оформить ДТП, получить все необходимые документы и найти грамотного юриста разбирающегося в международных отношениях, он определит подсудность и взвесит перспективы дела.

Читайте также:  Порядок выплаты задолженности по зарплате при банкротстве предприятия: что делать работникам

Все же «Зеленая карта» которая признана недействительной гарантирует вам получение выплат (возмещение ущерба) в рамках ОСАГО, но только в случае если бюро страны виновника, признает такую карту сфальсифицированной, а для этого вы должны представить копию такой зеленой карты страховой производящей урегулирование данной ситуации.

Если у виновника иностранца есть зеленая карта

В вас въехали на дороге и виновником ДТП является иностранный гражданин, у него есть «Зеленая карта», что очень даже хорошо и в таком случае, для получения выплат и для получения ответов на другие вопросы, вам следует позвонить по единому номеру телефона +7(495) 641-27-87, это номер телефона кол-центра «Зеленая карта». Звонки могут быть приняты с 9:00 до 21:00 по МСК. Конечно первым делом вы должны оформить ДТП, как полагается с участием инспекторов ГИБДД и только после того как у вас на руках есть справка о ДТП, вам уже нужно начать заботиться о возмещении ущерба.

При звонке вам нужно сообщить данные «Зеленой карты» виновника ДТП, фамилии имена и отчества участников ДТП, есть ли в данном ДТП пострадавшие по здоровью, а так же какой вред имуществу причинен, то есть на сколько сильно пострадал ваш авто.

После того как ваши данные будут приняты оператором, в течении 2 дней вам должны перезвонить на указанный вами номер телефона, вам обязаны сообщить номер под которым зарегистрирован ваш страховой случай, а так же вам обязаны сообщить адрес и номера телефонов ближайшего филиала страховой компании представителя российского бюро или представителя иностранного страховщика в которую вам нужно обратиться с полным пакетом документов для урегулирования вопросов по выплатам.

Срок в течении которого вам должны произвести выплаты по законодательству РФ составляет 20 дней с момента подачи документов, исключая праздничные и нерабочие (выходные) дни.

Но срок в 20 дней вполне может быть продлен, так как получение информации от иностранного бюро «Зеленая карта» может занять некоторое время и связано это с проверкой на действительность «Зеленой карты» виновника ДТП (иностранца), ведь как мы с вами рассмотрели выше, выплаты по «Зеленой карте» могут быть произведены только в случае если карта виновника действительна.

Порядок действий при ДТП с иностранцем по его вине на территории РФ

В таком случае вам нужно действовать как при обычном ДТП и оформлять его по закону, ваши действия должны быть следующими:

  • Первым делом по правилам включите аварийную сигнализацию и вы ставьте знак аварийной остановки;
  • Вызываем на место ДТП инспекторов ГИБДД для составления схемы и заполнения протокола;
  • Обязательно выясняем, есть ли у виновника ДТП «Зеленая карта» или другая страховка при подобных ситуациях;
  • Далее вам обязательно нужно записать данные виновника, его ФИО, адрес и наименование страховой организации в которой застрахован виновник;
  • Обязательно фиксируем сам факт ДТП на фото и видео;
  • Пока не приехали инспекторы ГИБДД заполняем бланки извещения о ДТП или вызываем комиссара от страховой и он помогает вам заполнить бланки извещения о ДТП;
  • Обязательно в извещении о ДТП описываем все полученные автомобилем повреждения;
  • Если были свидетели, то обязательно запишите их данные;
  • После приезда инспекторов ГИБДД они должны составить схему ДТП, зафиксировать все повреждения которые были получены автомобилями, внимательно проверьте, что бы все повреждения были описаны инспектором в документах о ДТП;
  • Далее вам должны выдать справку о ДТП по форме №748.

Обычно в страховой запрашивают стандартный пакет документов:

  • Паспорт гражданина РФ, пострадавшей стороны в ДТП;
  • Информация о «Зеленой карте» виновника;
  • ПТС (паспорт транспортного средства);
  • Свидетельство о регистрации авто (СТС, розовая пластиковая карточка);
  • Справка о ДТП, а так же при наличии определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • Полис ОСАГО;
  • Заявление о страховой выплате.

Если у вас остались вопросы относительно выплат по зеленой карте в ДТП с иностранцем, то задайте вопрос нашему юристу, он проконсультирует вас и поможет с решением вашей проблемы.

Виновник ДТП иностранец: подробная инструкция

Урегулирование убытков, полученных в результате ДТП, при помощи такого инструмента, как ОСАГО, уже стало привычной практикой. Однако у многих возникают вопросы о порядке урегулирования в том случае, если виновник ДТП является иностранцем, который не имеет страхового полиса ОСАГО, действующего в России. Узнать, что делать в подобной ситуации, вы сможете из нашей инструкции.

Зеленая карта

Для урегулирования «международных» ДТП специально создана программа «Зеленая карта». Она представляет собой аналог ОСАГО, действие которого распространяется на территорию всех стран, присоединившихся к программе. Россия является ее участником с 2009 года.

На сегодняшний день в программе «Зеленая карта» участвуют 46 стран Европы, Азии и Африки. Полисы Зеленой картой приобретаются в уполномоченных страховых компаниях. В каждой из стран-участников действует национальное бюро, которое занимается урегулированием убытков в тех случаях, если виновником ДТП является иностранец с Зеленой картой.

Таким образом, программа дает возможность пострадавшей стороне в ДТП получить возмещение, аналогично возмещению по ОСАГО. Возмещение выплачиваться страховой компанией, которую определяет Национальное бюро. Чтобы не возникло проблем с получением возмещения, должна быть соблюдена инструкция по оформлению ДТП с Зеленой картой.

Особенности оформления ДТП с иностранным виновником

Любой автовладелец должен иметь основные представления о том, как оформить ДТП по Зеленой карте. Это позволит в экстренной ситуации правильно выполнить все необходимые действия и без лишних сложностей получить возмещение.

Действия сразу после ДТП

Порядок действий после ДТП с Зеленой картой практически не отличается от обычных ДТП, в которых оба участника являются россиянами. В частности, необходимо выполнить следующие действия:

  • Включить аварийную сигнализацию, установить предупреждающий знак и принять другие необходимые меры безопасности.
  • Принять необходимые меры первой помощи пострадавшим (при их наличии).
  • Вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия.
  • Зафиксировать обстоятельства происшествия на фото или видео.
  • Постараться взять контактные данные свидетелей происшествия.
  • Заполнить полис ОСАГО и передать его экземпляр второму участнику. В свою очередь виновник ДТП с Зеленой картой должен передать вам заполненный экземпляр своего полиса.

После этого осуществляется разбор обстоятельств происшествия в ГИБДД. Сотрудники инспекции определяют виновника аварии. Вы должны будете получить на руки справку о ДТП и постановление об установлении виновника аварии.

Урегулирование убытков по Зеленой карте

При урегулировании убытков по обычным внутренним полисам ОСАГО после получения документов в ГИБДД пострадавшая сторона может обращаться в страховую компанию для получения возмещения. Однако в данном случае виновник ДТП – иностранец с Зеленой картой. Поэтому дальнейшие действия имеют свою специфику.

Если виновником ДТП признан иностранец с Зеленой картой, то пострадавшей стороне для получения возмещения необходимо выполнить следующие действия:

  • Выполнить независимую экспертизу автомобиля для точного определения размера ущерба, полученного в результате аварии. При этом эксперту обязательно нужно сообщить, что виновник ДТП – иностранец с Зеленой картой. Впоследствии затраты на независимую экспертизу будут в полном размере компенсированы страховой компанией.
  • Обратиться по телефону +7 (495) 641-27-87 в Российский Союз Автостраховщиков, который выполняет функции Национального бюро «Зеленой карты» в России. Оператору call-центра РСА необходимо сообщить всю информацию о ДТП и реквизиты имеющихся по происшествию документов, в том числе данные Зеленой карты виновника аварии, а также документов из ГИБДД. Также необходимо будет сообщить свой контактный телефон.
  • В РСА вашему страховому случаю будет присвоен идентификационный номер. Также РСА определит российскую страховую компанию, которая будет осуществлять выплату ущерба, полученного в результате ДТП по Зеленой карте. Номер страхового случая и данные страховой компании представитель РСА должен будет сообщить по контактному телефону заявителя в течение двух рабочих дней после обращения.
  • Для получения выплаты необходимо обратиться в офис указанной РСА страховой компании с письменным заявлением. В заявлении обязательно указывается номер страхового случая, и прикладываются все имеющиеся документы по дорожно-транспортному происшествию. Также обязательно необходимо приложить заключение независимого эксперта о размере ущерба и документ об оплате услуг независимой экспертизы, стоимость которой будет компенсирована страховой компанией.

Если был правильно соблюден весь порядок действий после ДТП с Зеленой картой, в течение 20 рабочих дней после подачи заявления о возмещении ущерба в страховую компанию, указанную РСА, средства должны быть перечислены на счет заявителя. В некоторых случаях возможно увеличение сроков выплаты до 2 месяцев.

Если пострадавший автомобиль застрахован по КАСКО

Страхование КАСКО может существенно упростить возмещение ущерба и в том случае, если виновник ДТП является иностранцем. В этом случае инструкция по оформлению ДТП с Зеленой картой остается неизменной. Однако дальнейшие действия по возмещению убытков будут значительно проще.

Потерпевший водитель должен также провести независимую экспертизу и обратиться в РСА для присвоения номера страховому случаю по Зеленой карте. После получения номера его нужно сообщить в свою страховую компанию.

Для быстрого и полного возмещения убытков важно точно выполнять требования инструкции по оформлению ДТП с Зеленой картой.

Перечень основных нормативных актов:

  1. Правила дорожного движения РФ.
  2. Федеральный закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *