Как доказать, что в саду в отношении ребёнка применяется сила?

Сейчас в редкой семье практикуется рукоприкладство по отношению к детям на постоянной основе. Времена изменились, взрослые лучше понимают детскую психологию.

К тому же многие сами росли под угрозой отцовского ремня и не желают этого своим детям. Однако порой рука всё же срывается. И вот уже нанесён удар по детской попе. Даже самые любящие родители могут проявить агрессию и физическое насилие.

Хотя они бы никогда не поверили, что на такое вообще способны.

Физическое насилие над детьми под запретом

Как доказать, что в саду в отношении ребёнка применяется сила?

 Можно ли наказывать детей или как воспитать ребенка без крика

Факт: физическое насилие над детьми во многих странах запрещено. Точка. Так что если кто-то утверждает, что удары руками или даже «легкие шлепки» – это нормально. Он просто не знает последствий. Для этого также есть свои причины, потому что насилие как метод воспитания наносит детям огромный вред.

Доверие к родителям, как к людям, которые хорошо относятся к ребенку, пошатнулось. Это независимо от того, насколько хорошо они это понимают. Самооценка ребенка подвергается нападкам. Он получает сообщение о том, что он настолько плохой человек, что его родители должны причинить ему боль.

Даже если родители объясняют после этого иное.

Родители – пример для подражания – к сожалению, и в том, что касается телесного наказания. Дети учатся на примере своих родителей. Если взрослым разрешено причинять вред своим детям, они выносят важный урок: узнают из этого, что насилие – это законный способ добиться победы.

Исследования ясно показывают, что дети, которые растут в семье с телесными наказаниями, сами становятся более агрессивными, и в результате страдает их психическое здоровье.

В конечном итоге они не становятся даже более послушными, как можно было бы подумать: дети, у которых теплые, любящие отношения со своими родителями, обычно лучше всего их слушают.

Все родители должны знать это. И поэтому никогда не использовать пощечины, шлепки и тому подобное в качестве метода воспитания.

Как доказать, что в саду в отношении ребёнка применяется сила?

 Почему родители должны утешать своих детей: как правильно утешить ребенка

Но что, если родитель внезапно буквально закипел от злости, и его рука просто соскользнула? Бывают ситуации, когда человек действительно не контролирует себя и делает то, о чем потом сожалеет.

И это именно то, о чем идет речь: родители ясно дают понять, когда совершили ошибку.

Если рука действительно соскользнула под влиянием сильных эмоций, это не значит, что вы плохой отец или плохая мать.

И также не факт, что отношения, которые вы установили с вашим ребенком, теперь будут разрушены этим инцидентом. Потому что самое главное – это всегда совокупный опыт общения ребенка с родителями.

Но: вы должны серьезно отнестись к тому, что что-то пошло не так. Вам следует подумать, как это произошло и как можно избежать такого поведения в будущем.

Извиниться и найти причины своего поведения

Но сначала родители должны извиниться перед своим ребенком. Вот так они показывают своему ребенку, как справляться с ошибками: признавая их и давая понять другим, что есть сожаление.

Можно взять ребенка на руки (если ему это нравится), поднять или опуститься к нему на уровень глаз и объяснить ему, что это было неправильно, что взрослый причинил ему боль. Объяснить, что родители были очень напряжены в тот момент и сожалеют, что взбесились.

Сказать, что они больше не хотите этого делать, и извиниться перед ребенком.

  • Как доказать, что в саду в отношении ребёнка применяется сила?
  •  Не знаете, как справиться с постоянными криками на ребенка: полезные советы от мамы двух детей помогут решить эту проблему
  • Важно разобраться с собой тоже:
  1. Что послужило толчком для такого психического расстройства? На что именно разозлился взрослый, что в поведении ребенка разозлило?
  2. Проследите, а что было раньше? Родители долгое время подвергались стрессу / беспокойству / переживали серьёзные проблемы?
  3. Какие потребности были или не были удовлетворены, из-за чего они так плохо себя чувствовали? Например: отдых, время для себя, сон, общение со взрослыми людьми…
  4. Какой лучший способ позаботиться о себе, чтобы не нервничать? Например, можно запланировать небольшие периоды отдыха днем ​​и/или вечером, привлечь в качестве помощника своего супруга или бабушку и дедушку на выходных и сделать что-нибудь приятное для себя, заняться спортом или погулять.
  5. Как вы узнали, что становитесь все злее и злее? Например, этому предшествовали приливы жара, гневные мысли, учащенное сердцебиение… В следующий раз, когда будут замечены эти признаки, можно ли что-то сделать, чтобы выйти из ситуации, вместо того, чтобы взорваться? Возможные варианты, например: сказать, что вам нужно выпить воды/ сходить в ванную, чтобы отойти на некоторое расстояние. Сделать три глубоких вдоха и выдоха. Сжать кулак, сосчитать до пяти и отпустить. Подумать вот так: «Я буду сохранять спокойствие, мой ребенок не хотел меня довести до такого состояния» (или что-то подобное).

Крик – это тоже насилие

Кстати, крик – это тоже форма насилия. Менее прямой, но частый крик действует на детей так же, как удары или шлепки. Поэтому нам, родителям, не следует делать его семейной традицией. Немного потренировавшись, вы научитесь аккуратно обходить это типа агрессии и без крика делать так, чтобы дети вас лучше слышали.

Самое главное в родительских ошибках – невозможность их полностью избежать, потому что ни один, даже самый мягкий родитель не может этого сделать.

Главное – работать над собой как матерью или отцом, признавать ошибки и не быть слишком гордым, чтобы извиниться за неправильное поведение перед своим ребенком.

Таким образом, родители и дети развиваются вместе, и дети осознают: мама и папа тоже не идеальны, но они работают над собой. Это побуждает детей конструктивно справляться со своими ошибками и в следующий раз добиваться большего успеха.

Оставить комментарийКак доказать, что в саду в отношении ребёнка применяется сила?

Как узнать, что с ребенком жестоко обращаются в детском саду?

Можно ли распознать, что ребенок стал жертвой психологического или физического насилия в детском саду? Или был свидетелем, как воспитатель кричит на другого ребенка или бьет его? Что делать родителям, чтобы не навредить еще больше, и как привлечь к ответственности педагогов и учреждение?  

Как доказать, что в саду в отношении ребёнка применяется сила?

«С детьми обращаются плохо»

В конце февраля — начале марта практически одновременно стало известно сразу о двух случаях жестокого обращения с детьми в детских садах. Жительница Казани рассказала в инстаграме об издевательствах над ее трехлетним сыном в частном детском саду Sun School.

По словам женщины, сын стал болеть и капризничать с первых дней посещения сада, но она списала это на «адаптационный период». Родители изучили записи с камер видеонаблюдения и заметили, что сразу после прихода в сад воспитательница отводит их сына не в игровую комнату, а в другое помещение.

Семья расторгла договор с учреждением. 

«Через пару дней мой сын начал делать странные вещи: брал любую связку ключей, в игровой форме закрывал меня и говорил: “Ты в садике. Сиди тихо”. Начала его расспрашивать, и по моему телу побежали мурашки.

Альвир сказал: “Я плакал, меня апа ругала, била и закрывала на ключ в раздевалке”», — описала ситуацию женщина в посте в инстаграме.

Позже через знакомую няню, которая устроилась работать в Sun School, женщина узнала, что ребенка запирали одного, заставляли одеваться и раздеваться в наказание и кормили остатками еды. Прокуратура Татарстана начала проверку. 

В марте москвичка Людмила Ростовцева рассказала похожую историю о жестоком обращении с детьми в частном детском саду «Гудвин» на улице Нагатинской. Они с мужем заметили, что дочь плачет, когда ее ведут в сад.

Позже одна из воспитателей прислала Людмиле два видео и фото. На снимках видно, что некоторые дети спят в кроватях по два человека, кто-то спит на полу, а на записи, предположительно из садика, женщина ударила мальчика по голове и оттащила его в сторону.

По словам Людмилы, в этот момент рядом стояла ее дочь.

«Пока воспитатель оттаскивает мальчика, моя падает. На следующем видео она подходит, чтобы поднять мою дочь, она ее тормошит, трясет. В конце воспитатель отходит, возвращается и дает ей по голове тоже ни за что», — сказала Ростовцева. Дочь она из садика забрала.

Людмила и еще несколько родителей обратились в полицию, Следственный комитет и прокуратуру. Симоновская межрайонная прокуратура и ГСУ СК России по Москве отчитались о том, что проводят проверки.

Как распознать жестокое обращение

Клинический психолог Татьяна Доспехова объясняет: дети дошкольного возраста часто не понимают, что с ними происходит, и не знают, как об этом рассказать.

Поэтому рассчитывать на то, что ребенок просто придет и расскажет о происходящем в детском саду психологическом или физическом насилии, нельзя.

Капризы, скандалы, истерики, новые особые требования к еде, одежде, агрессия — все это может быть сигналом о том, что в детском саду происходит что-то неблагополучное, отмечает Татьяна.

Родителям стоит насторожиться, если ранее бодрый, активный, позитивно настроенный ребенок теперь плачет и упирается перед походом в садик, совсем перестал рассказывать о своих детсадовских друзьях либо стал отвечать односложно, добавляет клинический и кризисный психолог благотворительной организации «Журавлик» и программы «Травли NET» Мария Зеленова. Кроме того, важно обращать внимание на появление вредных привычек. Испытывая стресс, ребенок может начать грызть ногти, ковырять в носу, дергать волосы.

Еще один показатель переживаний ребенка — регрессивные проявления, продолжает Зеленова.

Это заметно на более старших детях: когда умный и сообразительный малыш вдруг начинает писаться, проситься на руки, капризничает и говорит, что не может сам одеться или просит его покормить.

«Из-за стресса происходит откат на этап ниже в развитии, так ребенок может искать безопасность», — объясняет Мария.

«Если ребенок стал плохо спать или есть, замкнулся, причем внезапно, причиной может быть какое-то давление со стороны воспитателей либо переживания, внутренний стресс, — продолжает психолог.

Читайте также:  Право на наследство: имею ли я часть наследства на квартиру покойного моего отца

— Ребенок, наоборот, может становиться гиперактивным, то есть в садике он ведет себя хорошо и покладисто, а вот дома начинает “ходить по стенам”, очень активен или даже агрессивен.

Это может значить, что таким образом он расслабляется, потому что весь день в саду ребенок был в напряжении из-за страха, например, перед наказаниями и последствиями».

Зеленова объясняет, что детям с трех лет нормально чего-то бояться, например темноты или потери близких. Но, если с ребенком плохо обращаются в саду, его регулярно чем-нибудь или кем-нибудь запугивают — бабайками, полицейскими, докторами, что родители от них откажутся, — это вызывает параноидальные страхи и активную фобию.

Татьяна Доспехова в свою очередь отмечает, что травматичный опыт переживают не только дети — жертвы психологического или физического насилия, но и вся остальная группа, ставшая свидетелями происходящего.

«Даже если ругают и наказывают непослушного мальчика, то все остальные дети получают травматический опыт бессилия, беспомощности.

Плюс страх, что “со мной тоже могут сделать то же самое”. Если в группе что-то происходит, это важный момент для всех родителей. Не надо думать, что если кого-то наказывают, а мой ребенок хорошо себя ведет, значит его это не касается», — говорит Доспехова.

Мария Зеленова добавляет, что травма детей-свидетелей может проявляться также в капризах, плаче, нежелании оставаться с конкретным воспитателем, в словах или неожиданных реакциях, например когда ребенок внезапно закрывает голову или лицо руками, хотя мама или папа собираются просто надень на него шапку.

Как себя вести родителям

С ребенком

Как доказать, что в саду в отношении ребёнка применяется сила?

Чтобы разобраться в причинах изменения поведения ребенка и выяснить, что его беспокоит, родителям следует начать с аккуратных расспросов: «Как прошел день?», «Что было хорошего или плохого?», «С кем ты играл?», советует Татьяна Доспехова.

Мария Зеленова в свою очередь рекомендует использовать метод игротерапии, то есть проигрывать определенные ситуации. Например, изображать, что игрушка родителя — это малыш, а ребенок — воспитатель или нянечка, и наоборот.

Для детей постарше подойдут психотерапевтические сказки: родители рассказывают историю с открытым концом, а ребенок ее развивает. Также можно следить за тем, как ребенок рисует, мастерит поделки.  

С родителями и воспитателями

Если родители стали замечать синяки или ссадины на теле ребенка или изменения в поведении, об этом стоит поговорить с воспитателем, говорит Доспехова, если ситуация не меняется, то с заведующим. Важно делать ситуацию видимой и желательно идти официальным путем, чтобы намерение защитить ребенка было ясным для всех, — скандал может усугубить ситуацию, считает эксперт.

«Если у нас есть какие-то подтверждения, что воспитатель ведет себя некорректно, надо обсудить это с другими родителями и найти единомышленников. Иногда какие-то факты возникают из разговора с ними. При необходимости можно пригласить психолога», — говорит Татьяна.

Другой вопрос, когда родители сталкиваются с несправедливым отношением к своему или чужому ребенку, они могут испытывать страх, что после разговора воспитатель будет мстить, объясняет Доспехова.

«Есть страх, что сейчас ребенок опять останется с этим воспитателем и будет только хуже. Они считают: “Мы потерпим”, “Мы задобрим воспитателя, подружимся с ним, чтобы к нашему ребенку относились хорошо”. Это плохой сценарий, потому что ребенок остается в беззащитной позиции, когда рассчитывать не на кого.

Важно сделать ситуацию видимой

и отстоять право ребенка на то, чтобы сохранялось уважительное отношение к нему», — говорит психолог.

Если не получается объясниться с воспитателем, следующий шаг — обращение к директору, желательно с письменным заявлением с ясным описанием ситуации, продолжает Мария Зеленова.

«Но если есть элементы жестокого обращения с ребенком, систематическое повышение голоса, психосоматические проявления, то ничего не ждать и менять сад.

Ребенок не в состоянии в полной мере отстаивать свои границы», — заключила психолог.

Что делать с юридической точки зрения 

Что родители должны учесть при выборе детского сада

  • Образовательная организация обязана ознакомить родителей со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, образовательными программами и другими документами. Большинство организаций размещает их на сайте, но родителям следует запросить эти документы у администрации.
  • При приеме ребенка в детский сад с родителями заключается договор, с условиями которого также следует внимательно ознакомиться. Обычно подписание документов происходит в присутствии руководства детского сада. Тогда же родители могут задать все интересующие вопросы и рассказать о личных особенностях своего ребенка.
  • «Право на предварительный разговор» с директором или воспитателем нормативно не урегулировано. Но родители могут записаться на личный прием. Как правило, все встречи проходят с заведующим, но при  необходимости для решения отдельных вопросов могут приглашаться воспитатели  и другие работники учреждения.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Травма ребёнка в детском саду: кто виноват и что делать

Как доказать, что в саду в отношении ребёнка применяется сила? Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Бывает, что ребенок приходит из детского сада в синяках или царапинах. Реже — получает в группе более серьезные повреждения: перелом, сотрясение мозга.

Педсовет поговорил с адвокатами Ольгой Крыловой и Надеждой Швыревой и выяснил, кого закон считает ответственным за травмы ребенка, полученные в дошкольном учреждении, и как вести себя взрослым при несчастном случае. 

Кто ответит за травму 

Типичная картина: ребенок бегал на прогулке, споткнулся и разбил колено. Или двое детей не поделили игрушку, один толкнул другого, оставив синяк.

Родители спешат разобраться в ситуации и направляются прямиком к воспитателю. И у них есть на это основание.

Ведь по закону «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья и обеспечение безопасности детей в дошкольном образовательном учреждении целиком лежат на его персонале и администрации. 

Работники сада обязаны:

  • проводить профилактику несчастных случаев во время пребывания детей в организации;
  • расследовать несчастный случай, если он уже произошел;
  • уметь оказать первую помощь по необходимости.

«В соответствии с ч.3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ ответственность за вред здоровью, причиненный малолетнему во время его нахождения под присмотром в образовательной организации, всегда ложится на образовательную организацию», — комментирует член адвокатской палаты Москвы Ольга Крылова. 

Обязанности воспитателя в отношении охраны жизни и здоровья детей на территории сада регулируют его трудовой договор и должностная инструкция. Но и они основываются на действующем законодательстве.

Оставленные без присмотра ножницы, сломанные качели, открытый канализационный люк на детской площадке — все это угроза безопасности ребенка, которую обеспечивает сад. И даже если ребята повздорили, в результате чего один из них или оба получили травму, виноватым останется воспитатель, который за ними «недосмотрел».

«Виновато будет учреждение, которое не обеспечило надлежащий надзор. Даже родители обидчика в этом случае ответственности не несут», — говорит председатель ростовской областной коллегии адвокатов «Паритет» Надежда Швырева. 

Выходит, что закон в отношении работников сада немилосерден. Но как же им быть, ведь даже у самого внимательного и ответственного воспитателя ребенок может порезаться листом бумаги или прищемить палец дверцей шкафа?

Как действовать воспитателю 

Как правило, по поводу незначительных травм родители к администрации сада не обращаются, да и воспитатели не делают «из мухи слона» — дети есть дети. На случай серьезных повреждений существует конкретный алгоритм действий, закрепленный приказом организации, с которым каждый воспитатель ознакамливается под роспись. 

В случае, если ребенок получил травму, находясь в группе детского сада, воспитатель обязан:

  1. Оказать первую помощь в зависимости от характера травмы.

Если это простая царапина, достаточно будет обработать ранку антисептиком и заклеить пластырем. Но иногда может потребоваться отвести малыша к медсестре, вызвать скорую или даже доставить ребенка в больницу.

  1. Исключить повтор инцидента с другими детьми.

Например, отобрать у ребят травмирующий предмет, погасить конфликт, увести детей с площадки, на которой что-то неисправно. 

  1. Зафиксировать обстановку на момент происшествия.

Важно сделать фотографии или снять видео на случай административного разбирательства. Так педагог страхует себя от рисков и проясняет произошедшее для всех заинтересованных лиц.

«Для воспитателя лучше всего зафиксировать текущую обстановку, чтобы ни у руководства образовательной организации, ни у родителей впоследствии не возникло дополнительных вопросов», — советует Ольга Крылова. 

Требуется сообщить о произошедшем руководителю организации, который, в свою очередь, должен: 

  • проинформировать о случившемся родителей и учредителей (если сад частный);
  • принять меры к устранению причин, вызвавших травму: засыпать яму на площадке, починить сломанную кровать;
  • обеспечить расследование причин несчастного случая и оформление его материалов, если травма серьезная.

Есть порядок расследования и учета несчастных случаев с воспитанниками детского сада, установленный Приказом Министерства образования. Дополнительно в садах вводятся собственные инструкции на случай повреждений. 

Виды ответственности работников сада 

Существует три вида ответственности для работников детского сада, которые не смогли обеспечить безопасность детей:

1. Дисциплинарная 

Когда наступает?

В случае, если воспитатель нарушил правила внутреннего распорядка, должностную инструкцию, алгоритм оказания помощи ребенку или пренебрег техникой безопасности. Так, если сотрудник оставил детей одних во время прогулки, он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, даже если никто из ребят не пострадал. 

Чем грозит?

Воспитатель отвечает перед своим работодателем, с которым у него заключен трудовой договор, причем даже если родители не предъявляют претензии к образовательной организации.

Решение о дисциплинарном взыскании принимается комиссией по расследованию произошедшего. На основании его результатов директор сада назначает взыскание.

Наказанием может быть замечание, выговор или увольнение — оно избирается в зависимости от тяжести проступка. 

2. Гражданско-правовая 

Когда наступает?

Если в саду не соблюдались меры безопасности, из-за чего последовала травма и здоровью ребенка был нанесен ущерб: он сломал руку на физкультуре, разбил колено из-за падения с качелей. 

Чем грозит?

Ответчиком в этом случае выступает учреждение, так как, согласно Гражданскому кодексу РФ, юридическое лицо (детский сад) несет ответственность за вред, причиненный его работником. Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков и морального вреда, уплате неустойки (штрафа, пени). 

3. Уголовная 

Когда наступает?

Если здоровью ребенка причинен серьезный вред (перелом позвоночника, ожоги и обморожения, потеря зрения или слуха) или последовала смерть. 

Чем грозит?

В зависимости от тяжести травмы и повлекшей ее причины, ответчиком в суде может быть детский сад или конкретный воспитатель.

Читайте также:  Задолженость за кабельное телевидение

Травма, полученная из-за ненадлежащего исполнения работниками сада своих профессиональных обязанностей, наказывается согласно части 2 статьи 118 УК РФ: ограничением свободы на срок до четырех лет либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать должность. Ольга Крылова утверждает: оправдательные приговоры в таких случаях практически не выносятся. 

Что делать родителям

Бежать ли в суд по поводу каждой царапины и требовать ли компенсации за пластырь и зеленку — это решение родителя. Но если травма серьезная и требуется лечение, родитель имеет право обратиться к администрации сада за возмещением затрат. 

Порядок действий родителя при этом следующий:

Травму нужно подтвердить медицинскими документами: подойдет заключение врача, справка, выписной эпикриз.

  1. Обратиться к администрации сада.

Конфликт можно разрешить в досудебном порядке. Для этого нужно предоставить заключение о наличии травмы, чеками подтвердить затраты на лечение, доказать его необходимость медицинскими документами. Обычно в таких случаях организуется встреча с родителями, на которых стороны приходят к обоюдному решению. 

Понадобятся все собранные ранее документы, список свидетелей и их показания, аудио- и видеоматериалы. 

Родитель может рассчитывать на два вида компенсации:

Учреждение возмещает сумму, затраченную родителями на лечение ребенка. Сюда относятся поход к врачу, пребывание в стационаре, оплата лекарств и реабилитации. 

«Убытки, связанные с лечением, возмещаются, если вы не имели возможности получить лечение по полису», — уточняет Надежда Швырева. 

  • Компенсация морального вреда. 

Это сумма, в которую родитель оценивает собственные переживания по поводу травмы ребенка. Ее окончательный размер определяет суд. 

Что делать, если воспитатель бьет детей: рассказывает мама, вступившая в борьбу

Прошло два года с тех пор, как петербурженка Ольга Лобанова выиграла дело в ЕСПЧ. Над ее сыном издевались в детском саду, и женщина добилась справедливости, хотя это заняло годы. Но кажется, эта история никого ничему не научила, и произвол в детских садах продолжается. Майя Милова рассказывает о том, что происходит прямо сейчас в петербургском детском саду № 2 Калининского района.

Мне очень повезло: мой ребенок относительно легко воспринимает перемены. Когда в сентябре в нашей группе сменились воспитательницы, мой сын воспринял это достаточно спокойно. Но практически сразу выяснилось, что одна из новых воспитательниц любит покричать на детей.

Я подошла к ней с просьбой не повышать голос на нашего ребенка. Сначала это казалось как-то даже неловко, все-таки человек очень пожилой. Но в ответ я услышала, что дети «сами довели» опытного педагога тем, что разговаривали в тихий час, и неловкость мигом улетучилась. Сейчас я думаю, что стоило сразу прислушаться к этому звоночку.

После нескольких таких просьб сын стал говорить, что на него не кричат, зато на остальных детей — сколько угодно. Наверное, это было малодушно, но мне казалось, что другие родители разберутся сами, а наша ситуация под контролем. Казалось мне так ровно до восьмого марта. Перед утренником одна из матерей рассказала такое, от чего у меня волосы встали дыбом.

Оказалось, что еще в ноябре та самая кричащая воспитательница рассердилась на ее сына за то, что он взял листок бумаги не того цвета — она сказала взять синий, а он взял красный, или наоборот.

За это педагог с 31-летним стажем ударила ребенка по голове. С тех пор она, видимо, невзлюбила этого мальчика: мать рассказала и о других случаях, когда его унижали или отказывали в помощи.

У ребенка развилось заикание, ходить в сад он, естественно, боится.

Сказать, что я была поражена — ничего не сказать. И об этой даме я думала, что ситуация с ней под контролем? Тем же вечером мы поговорили с сыном. Он не только подтвердил то, что я узнала, но и рассказал еще об одном случае. Мне показалось, что только после моих расспросов ребенок осознал, что это были ненормальные события.

Я попросила сына непременно рассказать, если подобное случится снова. Не прошло и двух недель, как за ужином мы услышали, что еще одну девочку ударили по голове. «Она разговаривала в тихий час», — пояснил мой ребенок.

«А что ты сделал, когда это случилось?» — «Я спрятался под одеяло». Я была готова забрать сына из группы немедленно. Но он был очень против, ему хотелось быть среди друзей. Наутро муж пошел побеседовать с воспитательницей.

Естественно, она все отрицала. Ну, то есть как: отрицала удары именно по голове. «Только иногда, несильно, по попе» (еще раз: в XXI веке в Петербурге педагог считает нормой ударить воспитанника по попе). Муж сказал ей, что нашего сына это не должно касаться.

Только иногда, несильно, по попе

Что же сделала дальше педагог с 31-летним стажем? Признаюсь, такого мы не ожидали. Попробуете угадать?

Из всех возможных вариантов дама выбрала такой: она набросилась на нашего четырехлетнего сына и стала внушать ему, будто он не видел того, что он видел. «Оказывается, я перепутал», — сказал мне вечером сын, странно бегая глазами. «Она совсем не била детей, а если и била, то по попе». «Почему ты так говоришь?» — «Она так мне сказала».

Тем временем мать пострадавшей девочки, — той, чье преступление было в разговорах в тихий час, — поговорила со своей дочерью. «Я давно замечала, что дочка как-то сжимается, входя в группу», — рассказала она. Только теперь мать поняла, насколько ребенок был запуган. После долгих расспросов девочка подтвердила случившееся со словами: «Только не говори ей, что я тебе рассказала!»

Я отвела своего ребенка в коммерческий сад и написала в комитет по образованию, районный отдел образования и заведующей садом.

Сейчас, когда я пишу эту колонку, я получила официальный ответ только из комитета по образованию.

Вкратце его можно пересказать так: воспитатель все отрицает, мы рекомендовали заведующей усилить контроль, если у вас есть доказательства, идите в полицию.

В телефонном разговоре со мной сотрудница комитета Татьяна Федорова довольно прозрачно дала понять, что лучшим вариантом для меня будет просто забрать ребенка.

Как доказать, что в саду в отношении ребёнка применяется сила?

Заведующая садом Людмила Масалова тоже мне позвонила, недели через три после начала всей истории.

Ее речь сводилась к следующему: проводится «педагогическое расследование»; воспитательница может подать на меня в суд; непонятно, почему я говорю о систематических нарушениях, хотя известно мне всего о трех случаях.

Еще раз: три известных случая насилия над детьми в детском саду — это не система, а так, ерунда, разовые сбои. Так считает заведующая садом. XXI век. Петербург.

И конечно, все это время человек, который подозревается в насилии над детьми, продолжает спокойно с ними работать. «Ее деятельность поставили на контроль», — сообщила мне заведующая. Знаете, что это значит? Периодически в группу приходит старший воспитатель и смотрит, чем они там занимаются. Вы это вообще серьезно? А как насчет видеокамер? — «Об этом не может быть и речи».

Как я писала в самом начале, моей семье определенно повезло. Во-первых, физическое насилие не коснулось непосредственно моего ребенка. Во-вторых, он сравнительно легко перенес насилие психологическое.

В-третьих, он быстро приспособился к новым обстоятельствам, нашел новых друзей в коммерческом саду и уже не так рвется в свою прежнюю группу.

И наконец, у меня в принципе была возможность эвакуировать его в этот коммерческий сад.

Я задумалась: что, если бы все это было иначе — если бы мое финансовое положение было хуже, а мой ребенок был более ранимым и впечатлительным, больше боялся бы перемен? Как я защищала бы его тогда?

Родителям внушают, что показания детей не идут в счет, а жалобы взрослых не будут приниматься всерьез, пока выгоревшая, привыкшая к безнаказанности женщина не устроит настоящую беду. Действительно ли мы, взрослые люди, лишены возможности защитить своих детей даже в такой простой ситуации? Специалисты поясняют: все не так безысходно, как нам пытаются представить.

Ольга Лобанова

Адвокат. Выиграла в ЕСПЧ дело о насилии над ребенком в детском саду

Очевидно, настрой в этом саду таков, что дети — это ничто, а главное — трудовой коллектив. Поэтому решение мамы перевести ребенка я считаю правильным: она оберегает его психику. А потом уже можно разбираться. Честно говоря, я бы инициировала серьезную проверку.

Вообще-то такими делами занимается Следственный комитет, родители могут составить обращение туда и попросить провести проверку. За это никого у нас к ответственности не привлекают; любое лицо имеет право обратиться в органы, уполномоченные провести проверку.

Родители могут написать, что со слов детей им известны такие-то вещи, и они полагают, что в действиях такого-то воспитателя имеются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ. Органы обязаны будут провести проверку.

Кроме того, они имеют право опрашивать самих детей, которые прекрасно могут дать показания — в присутствии родителей и детского психолога, которого родители могут выбрать сами. Поверьте, психологи умеют разговаривать с детьми.

Что касается заведующей, для которой три случая — это ерунда: вы же понимаете, что заведующая садом тоже несет уголовную ответственность за халатность. Именно она допустила эту ситуацию, не предупредила ее. Когда родители инициируют проверку, и машина закрутится — заведующая будет вынуждена принять меры.

Я думаю, она не захочет проблем и постарается убрать эту воспитательницу. Но я бы добивалась ответственности для этого человека. В последние годы преследование лиц, которые жестоко обращаются с детьми или халатно относятся к своим обязанностям, стало жестче.

Стало больше публикаций в СМИ, чаще проводятся проверки, привлечение по статье стало активнее.

Бездействовать нельзя ни в коем случае. Семейный Кодекс подразумевает, что родители обязаны активно участвовать в жизни ребенка. Вы должны предупредить нежелательные события в жизни собственного ребенка. Если родители не предприняли никаких мер, они тоже понесут ответственность.

Елена Доценко

Психолог, гештальт-терапевт, детский психолог

Конечно, такие события не могут не влиять на психику. В работе с уже взрослыми людьми я вижу, как у них происходят флэшбеки к событиям, в том числе и дошкольного периода, когда ребенок испытывал незащищенность, страх или стыд и оставался один на один с этой ситуацией. Если не защитить ребенка, такой опыт может «фонить» на протяжении всей жизни.

Читайте также:  Как правильно оформить заем денег?

Если вскрывается такая ситуация, родителям лучше всего спокойно обсудить с ребенком, что он видел, и уточнить, что чувствовал при этом: например, испугался ли? А затем нормализовать реакцию ребенка — например, сказать: да, я бы тоже испугалась, если бы рядом со мной взрослый ударил другого ребенка.

Это травмирующий опыт для всех детей: тех, кто был свидетелями насилия, и тех, кто непосредственно пострадал. Скорее всего, ребенок испытывает много чувств, загнанных очень глубоко: страх, ярость, беспомощность.

Чтобы выпустить их, можно предложить ребенку пофантазировать: например, что бы ты сделал, если бы мог? Может, заколдовал бы воспитательницу, превратил ее в жабу — пусть себе на комаров квакает? Пусть в игре, но ребенку нужно почувствовать свою силу, активность, а не полное бессилие.

Иначе это путь к формированию выученной беспомощности: все сильнее меня, я ничего не могу сделать.

Хорошо бы со всеми этими детьми поработать детскому психологу. Родители, будучи эмоционально очень вовлечены в ситуацию, не всегда в состоянии помочь ребенку раскрыть его чувства.

Что касается запугивания: запугать ребенка так, чтобы он не рассказывал родителям о травмирующем опыте, совсем не сложно. В силу особенностей детской психики ребенку может казаться, что это он виноват во всем происходящем — тогда ему будет стыдно или страшно поделиться.

Кроме того: если в семье это не проговаривается, ребенок и вправду может не знать, что нормально, а что ненормально. Детям стоит объяснять, что никто не имеет права кричать на них, что прикасаться к ним можно, только если они согласны.

Понятно, что сами дети в игре могут друг с другом взаимодействовать, но если взрослый хватает, дергает за руку или, тем более, ударяет ребенка — это ненормально.

Если обсуждать это с детьми — больше шансов, что они будут обращать внимание на ненормальные события и в конечном итоге расскажут о них родителям.

Часто события из жизни детей всплывают в игре. Если в играх ребенка одна игрушка наказывает другую, причем в семье нет такой практики — родителям стоит насторожиться. Можно подключиться и попытаться через игру выяснить, в чем дело.

Основная профилактика запугивания — стараться выслушивать ребенка, верить ему, воспринимать его всерьез. Если ребенок знает, что родители на его стороне, что они сильные и защитят его — скорее всего, он будет устойчив к запугиваниям.

Применение мер физического или психологического воздействия к обучающимся недопустимо

Посетители блога в своих х нередко затрагивают вопросы, связанные с мерами физического или психологического воздействия, применяемые педагогами к обучающимися, а также интересуются, какие действия учителя относятся к ним, как поступить родителям в случаях, когда учитель прибегает к таким мерам воздействия на учеников.

Ответы на поставленные вопросы можно найти в многочисленных научных работах, нормативных правовых документах и материалах, посвященных проблемам насилия.
В них насилие по отношению к детям определяется как любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

В словаре С.И.Ожегова насилие истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».

Наиболее распространенные формы школьного насилия — физическое и психологическое (эмоциональное) насилие.

Они могут наблюдаться как в отношениях обучающихся друг к другу, так и со стороны педагогов и других работников школы по отношению к обучающимся.

Что такое физическое насилие

Физическое насилие по отношению к ребенку трактуется как преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или их законных представителями, педагогами или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.
Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.
Физическое насилие распознается не только по внешнему виду ребенка, но и по его психическому состоянию.
Специалисты выделяют следующие основные признаки физического насилия:
• повреждения кожных покровов (раны, ожоги, кровоподтёки, ссадины);
• кровоподтёки в форме отпечатка какого-либо предмета (вешалки, палки, пряжки ремня);
• циркулярные кровоподтёки на теле или конечностях (возникают при сдавливании пальцами);
• укусы, сигаретные ожоги;
• травмы губ и ротовой полости;
• тупая травма живота (внутрибрюшные гематомы, ушибы и разрывы печени, поджелудочной железы, селезёнки);
• переломы и черепно-мозговые травмы.

Для того, чтобы диагностировать физическое насилие необходимо обратиться в медицинское учреждение.

Что такое психологическое (эмоциональное) насилие

Психологическое (эмоциональное) насилие  определяется как периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей или их законных представителей, педагогов или других каких-либо лиц на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Факты психологического насилия в образовательных организациях, как правило, выражаются:
• в угрозах в адрес обучающегося;
• в преднамеренной изоляции школьника;
• в предъявлении к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
• в оскорблении и унижении достоинства;
• в систематической необоснованной, некорректной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия;
• в демонстративном негативном отношении к обучающемуся;
• а также в виде крика, сарказма, сердитого выражения лица, насмешек, высмеивания.
Если физическое насилие фиксируется четко, то для фиксации психологического воздействия требуется внимательно разобраться в обстоятельствах. Определить границы дозволенного бывает трудно, даже если ребёнок сообщит об этом. Жалобу могут проигнорировать, а действия учителя — оправдать. Кроме того, некоторые родители не находят ничего дурного в том, что учитель повысит голос на ребёнка, покритикует его.
К сожалению, некоторые педагоги и родители считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного.

Однако, научные исследования показали, что психологическое насилие приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы, порождает у него агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает стресс, подобный эффекту травмы от физического насилия. Поэтому родителю так важно во время вставать на защиту ребенка.

Об ответственности
Согласно Федеральному закону от 29.12.

2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, а педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Если будет доказана  вина педагога,  то в зависимости  от тяжести допущенного нарушения он может быть привлечен к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Что делать?
Специалисты советуют, если родитель подозревает, что с ребенком что-то не так, прежде всего, нужно постараться поговорить с ним, выяснить, в чем проблема. Не рекомендуется давать советы, как справиться с ситуацией. А такой совет как «не обращать внимания», лишает ребенка необходимой поддержки.

Первый шаг, который должен сделать родитель, это встретиться с педагогом. К нему нужно идти подготовленным, знать все о случившемся, вплоть до конкретных дат. Надо спокойно изложить свою позицию. Не следует конфликтовать с педагогом. Лучшее решение проблемы — взаимное сотрудничество.

Если разговор проблему не решил, то согласно Федеральному закону об образовании №273-ФЗ в целях защиты прав несовершеннолетних обучающихся их родители (законные представители) самостоятельно или через своих представителей вправе:
— обратиться к директору школы с заявлением о применении к ее работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и ответу в письменном виде;
— обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решение которой является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением;
— использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов детей.
Если уж никакие способы не работают, ребенка целесообразно перевести в другую образовательную организацию.

Если ребенок чувствует страх, тревогу, у него пониженное настроение и нет желания ходить в школу, есть психосоматические нарушения, то лучше всего обратиться к психотерапевту для получения квалифицированной психотерапевтической помощи, поднятии самооценки и приобретении навыков самоэффективности.

Также по теме в блоге:
«Родители и учитель: союзники, противники, партнеры?»
«Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой»
«Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации»
«Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников»
«Ситуацию насилия в школе можно предупредить»
«Конфликт учитель – ученик — родитель ученика. Что делать родителю?»
«Решаем школьные конфликты в комиссии по урегулированию споров» между участниками образовательных отношений»

Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.

Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.

Данный блог выражает личное, субъективное мнение автора (ст. 29 конституции РФ) на вопросы образования, создан исключительно в ознакомительных целях, не несёт в себе призывов к каким-либо действиям и не позиционируется как истина в последней инстанции. Подробнее О Блоге

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *