Административное правонарушение: в 2010 году меня зачислили в запас в военкомате позабыв меня

Административное правонарушение: в 2010 году меня зачислили в запас в военкомате позабыв меня

Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.

Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.

Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» (далее по тексту — Положение о воинском учёте);
  • Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
  • для работодателей на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.

В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.

1. Обозначьте ответственных лиц

Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.

Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).

Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.

2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников.

Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.

Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью.

Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте).

Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.

2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту

  • К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.
  • Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.
  • К военнообязанным относятся:
  • Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
  • Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
  • Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
  • Женщины с военными полномочиями.

Не относятся к военнообязанным:

  • иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
  • офицеры запаса ФСБ или СВР;
  • женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.

Административное правонарушение: в 2010 году меня зачислили в запас в военкомате позабыв меня

Обратите внимание, что работодателю необходимо вести воинский учёт и на сотрудников, работающих по совместительству — внешних совместителей. На них распространяются все правила. Также обращаю ваше внимание, что отсутствие документов воинского учёта не даёт права отказывать в приёме на работу.

Если выяснилось, что сотрудник не состоит на ВУ, хотя он обязан, работодатель должен в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Эта обязанность появилась с 17.02.2019, в момент вступления в силу ФЗ от 06.02.2019 № 8-ФЗ.

Ещё одна обязанность — направить работника в военкомат для постановки на воинский учёт с направлением Приложение № 4. Форма этого направления утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/19.

3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта

Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.

Подготовленные документы:

1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года.

Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления.

Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.

Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.

Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.

3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).

4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.

5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.

Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.

6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.

Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.

4. Согласуйте документы с военкоматом

Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом.

Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы.

Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.

5. Составьте отчётность

Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.

Административное правонарушение: в 2010 году меня зачислили в запас в военкомате позабыв меня

В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.

Административное правонарушение: в 2010 году меня зачислили в запас в военкомате позабыв меня

Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта

До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.

Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.

Административное правонарушение: в 2010 году меня зачислили в запас в военкомате позабыв меня

За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.

Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.

Подведем итоги

В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!

  1. Татьяна Андрияшкина эксперт по заработной плате проекта «Зарплата 360°»
  2. Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.
  3. Читайте другие статьи автора в нашем блоге:

Что значит находиться в запасе в армии?

Защита дома, родных, страны является древнейшим долгом мужчины. Государство постоянно совершенствует законодательство, касающееся армии, военнослужащих и их семей.

Размер военного контингента определяется в зависимости от обстановки на рубежах страны, геополитических интересов державы.

Именно для этих целей в стране формируется резерв военнослужащих, которые в случае опасности для родины будут участвовать в ее защите. Что же значит пребывать в запасе в армии?

В резерве находятся лица, уже прошедшие срочную военную службу, либо те, кто не призывался по той или иной причине, но имеют здоровье, позволяющие в случае необходимости служить.

Кто является запасником?

Резерв вооруженных сил РФ сформирован из военнообязанных граждан, имеющих категорию годности здоровья, позволяющую служить в армии. В военном билете данных лиц должна указываться группа учета РА, означающая зачисление в запас. Сам военник может быть двух видов: красный, выдающийся солдатам, прапорщикам, сержантам и старшинам, и зеленый, выдаваемый офицерам.

Административное правонарушение: в 2010 году меня зачислили в запас в военкомате позабыв меня

Резерв вооруженных сил требуется для того, чтобы во время войны быстро увеличить количество войск, готовых к обороне страны. Состоит он из военнообязанных лиц.

Кто входит в их число? Это граждане мужского пола (в некоторых случаях и женского), годные или годные с ограничениями к службе в армии, не достигшие определенного возраста.

Помимо прошедших службу срочников, вот кого еще отправляют в запас в армии:

  • Выпускников высших учебных заведений с военной кафедрой;
  • Выпускников высших учебных заведений с программой военной подготовки;
  • Граждан, уклонявшихся от службы в армии до наступления 27 лет;
  • Прошедших АГС (альтернативную службу);
  • Женщин, имеющих профессию, которая делает их военнообязанными;
  • Уволившихся со службы военных-контрактников.

Человек призывного возраста проходит медицинскую комиссию в военном комиссариате, определяющую категорию годности к службе в армии.

По ее результатам гражданин может отправиться на срочную службу, либо быть признанным негодным и навсегда позабыть о воинском долге.

Также могут дать отсрочку, дающую время на лечение недуга, после чего призывник будет диагностирован повторно и будет вынесено окончательное решение о его пригодности для армии.

Что влечет за собой нахождение в резерве армии?

Что значит быть в запасе российской армии? Прежде всего, во время обычного «мирного» времени это означает то, что резервисту будут периодически настойчиво предлагать поучаствовать в военных сборах. Это мероприятия, куда забирают военнообязанных до достижения ими 50 лет на срок до 2х месяцев.

В ходе их будут обучать обращению с новыми образцами техники, ведению боевых и оборонительных действий в условиях войны. Для тех, кто в армии не служил на «срочке», это будет в новинку. Для отслуживших – возможность вспомнить подзабытые навыки. Призывать на сборы могут раз в три года, чаще нельзя.

Читайте также:  Могут ли приставы арестовать и продать 1/2 долю в 1-комн.квартире ?

Также «иммунитет» от сборов получают уволенные со службы в армии, с момента увольнения которых не прошло еще двух лет.

Административное правонарушение: в 2010 году меня зачислили в запас в военкомате позабыв меня

В военное время резерв будет использоваться наравне с профессиональными военными-контрактниками и срочниками для защиты Родины.

Кто освобождается от нахождения в резерве вооруженных сил?

Теперь разберёмся, кто не находится в запасе армии:

  1. Женщины (кроме военнообязанных из-за своей профессии, например, медики, радисты и др.);
  2. Лица, освобожденные от службы по состоянию здоровья;
  3. Военнообязанные, достигшие предельного возраста нахождения в резерве.

По последнему пункту следует дополнить, что сержанты и рядовые числятся в резерве до собственного 50 летнего юбилея. Военные, имеющие более высокие звания, находятся в запасе дольше, до 55-60 лет.

Перечень обязанностей резервистов

Нахождение на воинском учете определяется законодательством. За неисполнение обязанностей по нему определена как административная, так и уголовная ответственность. Граждане обязаны состоять на учете в своем районном военном комиссариате, вовремя оповещать военкомат об изменениях своего семейного положения, образования, места работы, проживания, выбывания за пределы России.

Явка на военные сборы также является обязательной. О таковых мероприятиях резервиста информируют повесткой, приходящей по месту регистрации либо на работу.

Согласно закону от участия в сборах могут быть освобождены следующие категории граждан:

  • Учителя общеобразовательных школ;
  • Преподаватели высших учебных заведений;
  • Сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям;
  • Лица, имеющие на попечении трех и более несовершеннолетних детей;
  • Граждане, признанные не годными по состоянию здоровья;
  • Некоторые другие категории лиц.

Что грозит за уклонение от обязанностей резервиста в мирное время?

Гражданин, числящийся в запасе, подписавший повестку на военные сборы, но не явившийся на призывной пункт, будет привлечен по статье 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету». Наказать нарушителя могут как предупреждением, так и небольшим штрафом в размере 500-3000 рублей.

Административное правонарушение: в 2010 году меня зачислили в запас в военкомате позабыв меня

«Уголовки» при том нарушителю-запаснику не грозит. По УК могут привлечь только в случае подделки документов, являющихся основанием для освобождения от прохождения военных сборов.

Кроме того, существует перечень уважительных причин, по которым лицо освобождается даже от административной ответственности при неявке на сборы.

Это смерть или тяжелое заболевание близких родственников, некоторые семейные обстоятельства и др.

Подведем итоги

И так, мы выяснили, что значит когда человек уволен в запас в армии: он признан годным к службе в вооруженных силах, однако либо отдал уже свой долг Родине на срочной службе, либо попросту уклонялся от нее, имея хорошее здоровье до 27 лет.

Также в запас зачисляются выпускники военной кафедры (или ВУЗа с военной подготовкой), женщины с профессией, предполагающей статус военнообязанных, лица, прошедшие АГС, бывшие контрактники.

Данный статус обязывает проходить военные сборы в мирное время, а во время войны участвовать в боевых действиях.

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст.

28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней.

Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ.

В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г.

Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде.

При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения.

Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.

Читайте также:  Могут ли нарушаться права несовершеннолетних при приватизации?

) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г.

(достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г.

, в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

ВС разобрался, является ли повестка единственным документом о призыве в армиюВерховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась  

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения.

В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г.

по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г.

по делу № 33а-23/2016.

Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020.

Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону.

Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст.

219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Воинский учет 2022: как организовать в компании

4 марта

62653

#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>

Правонарушениям в сфере воинского учета граждан посвящена целая глава 21 КоАП РФ. Руководители и должностные лица организаций заплатят штраф за непредставление или несвоевременное представление сведений в комиссариаты. Рассказываем в статье, как организовать в компании ведение воинского учета «с нуля», чтобы выполнить нормативные требования. 

Воинский учет граждан в организации — это обязательный комплекс мероприятий с работниками из категории призывников и военнообязанных.

Он предполагает сбор, систематическое ведение и хранение сведений о них; направление регулярной отчетности в комиссариаты.

Государство должно знать, какие у него есть человеческие ресурсы на случай призыва, мобилизации — в количественном и качественном разрезе. 

Воинский учет в 2022 году ведут по требованиям:

Эти документы регламентируют воинский учет в организациях, а не у индивидуальных предпринимателей. Формально ИП-работодатели не несут такой обязанности, хотя комиссариаты не всегда с этим согласны. 

Назначьте распорядительным документом ответственных за ведение воинского учета и хранение документов. В зависимости от численности учитываемых, это может быть один совместитель или несколько освобожденных работников — п.12 Положения №719. 

Важно! Кандидатуры военно-учетных работников и проект приказа должны быть согласованы с военным комиссаром муниципального образования — п. 22 МР. На практике специалисты военкоматов не тратят на это время и запрашивают уже утвержденные документы. Но этот вопрос уточняйте в своем ВК.

Если освобожденных работников больше двух, то в компании создают военно-учетный стол (ВУС). Для хранения документов оборудуют отдельное помещение с железными шкафами — п. 21 МР. Все расходы по организации воинского учета несет компания, а ее руководитель отвечает за состояние этого процесса на предприятии — п. 9 Положения №719.

Проект приказа об организации воинского учета скачайте здесь.

Совет Обязанности работников по воинскому учету закрепите в их трудовых договорах или должностных инструкциях. При этом руководствуйтесь п. 30-32 Положения №719, разделом III МР.

На этом этапе выясните в военкомате, следует ли вашей организации осуществлять бронирование — специальный воинский учет. Направьте письменный запрос и уже после получения ответа готовьте проект приказа, должностных инструкций.

Подробнее о бронировании читайте в нашемэкспертном материале.

Закрепите в отдельном документе, например, в Положении (инструкции) о ведении воинского учета или приказе, два списка работников:

  • подлежащих воинскому учету;
  • не подлежащих ВУ.

При их составлении руководствуйтесь п. 14-16 Положения №719. Если у организации нет обязанности по бронированию, соответствующие работники подлежат только общему ВУ.

В каждой организации должны вестись и храниться документы воинского учета (раздел IV МР Генштаба):

  • приказ о ВУ;
  • план работы по ведению ВУ и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учету, со сроками;
  • картотека личных карточек формы №10 (раздел IV, приложение 22 Инструкции №700);
  • журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции №700);
  • расписки в приеме от граждан документов ВУ;
  • переписка с военкоматом, в т.ч., по сдаче отчетности;
  • список граждан пребывающих в запасе;
  • справочная информация;
  • другие документы.

Образцы документов по воинскому учету скачайте здесь.

На их основе формируем номенклатуру дел по ВУ. Сроки хранения документов определяем по п. 8.1 приказа Росархива от 20.12.2019 №236. Некоторые компании уничтожают карточки воинского учета уволенных сотрудников вместо передачи в архив и очень рискуют. Это административное правонарушение, за которое предусмотрена ответственность по ст. 13.20 КоАП РФ.

Совет Военкоматы проверяют ведение ВУ в компаниях раз в три года, а при численности свыше 500 чел. — ежегодно (раздел VII Инструкции №700). При составлении номенклатуры дел проконсультируйтесь у их инспекторов, какие папки и с каким содержимым они хотят видеть. 

Регистрация организаций в целях воинского учета — сфера ответственности муниципалитетов. Единых шаблонов по этой процедуре нет. Поэтому обратитесь в местный военкомат за разъяснениями и бланками документов:

  • заявлением о постановке на воинский учет компании;
  • формой Ф-18 «Карточка организации» — пример можно посмотреть здесь.

Вам подскажут, куда подать документы, и в какие сроки пройдет процедура. Во всех случаях вам понадобятся копии учредительных документов, заполненная карточка организации по форме 18.

В первую очередь, составляем списки для постановки работающих в компании граждан на воинский учет. Заполняем на них карточки по форме 10 и формируем картотеку. В дальнейшем эту работу ведем постоянно по отношению ко всем, кого приняли в штат:

  • проверяем отношение к воинской обязанности в паспорте, документы для постановки на воинский учет;
  • сверяем сведения о работнике, в т.ч., об образовании со списками категорий, подлежащих ВУ;
  • информируем работников об обязанности постановки на воинский учет;
  • заполняем личную карточку по форме 10;
  • информируем военкомат;
  • проводим сверку сведений в соответствии с разделом V Инструкции №700.

Полный перечень работ по ведению ВУ содержится в плане (приложение 17 к МР), который организация утверждает ежегодно.

Совет Разработайте и утвердите внутренний документ с пошаговым алгоритмом по ВУ, в котором объедините все процедуры по Положению №719, МР и Инструкции №700. Так вы обеспечите преемственность в передаче обязанностей и сэкономите время на обучении нового сотрудника. 

В 2022 году изменений в составе отчетности, по сравнению с 2021 годом, не произошло. Компании по-прежнему руководствуются рекомендациями Генштаба, Положением №719, а также формами 6 и 18 (получают в военкомате).

Общие принципы:

  • осенью формируем списки работников-мужчин для первоначальной постановки на воинский учет;
  • в течение двух недель информируем военкомат обо всех принятых / уволенных сотрудниках, подлежащих ВУ; выявленных «уклонистах»; изменениях сведений в личных карточках;
  • до 31 декабря согласовываем План на следующий год;
  • ежегодно проводим сверку данных воинского учета в организации с данными военного комиссариата.
Обратите внимание! Если проверка военкомата выявит нарушения в организации воинского учета, компанию привлекут к ответственности за каждое отдельное правонарушение на каждого работника. Срок давности привлечения к административной ответственности за все указанные административные правонарушения в области воинского учета 3 года.

Таблицу со штрафами скачайте здесь

Что такое военное положение и могут ли вас мобилизовать — ответы на вопросы о законах при чрезвычайной ситуации — Разборы на TJ

Есть ли разница в возможных режимах с точки зрения закона и как это влияет на права граждан.

Читайте также:  Вопрос по приватизации: что будет являться более значимым для бывшего супруга

{«id»:552595,»gtm»:null}

Призывной пункт в Донецке. Фото РИА «Новости»

2 марта советник президента Украины Михаил Подоляк написал в твиттере, что обе палаты российского парламента должны собраться на внеочередное заседание. По словам Подоляка, оно должно состояться 4 марта и, вероятно, парламент будет обсуждать введение военного положения.

Четвертого березня обидві палати російського парламенту зберуться на екстрене позачергове засідання. На порядку денному, як я розумію, превентивне запровадження воєнного стану у РФ.

Четвёртого марта обе палаты российского парламента соберутся на экстренное внеочередное заседание. На повестке дня, как я понимаю, превентивное введение военного положения в РФ

З тотальною забороною на будь-які мітинги, відключенням будь-якого зв’язку із зовнішнім світом, об’ємними продовольчими та фінансовими обмеженнями. По всій країні зараз починається евакуація тих, хто може собі це дозволити…

С тотальным запретом на митинги, отключением любой связи с внешним миром, объёмными продовольственными и финансовыми ограничениями. По всей стране сейчас начинается эвакуация тех, кто может себе это позволить

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отверг существование подобных планов и назвал их «газетной уткой». Заседание Совета Федерации действительно назначено на 4 марта, на сайте Государственной Думы пока объявления о внеочередном заседании нет.

Пользователи соцсетей начали гадать, какие последствия может за собой повлечь введение военного положения, причём их предположения иногда противоречили друг другу. TJ разобрался, что подразумевает собой режим военного положения, и какие законы регулируют его введение и отмену.

Конституция России предусматривает два основания для введения военного положения: агрессия против России или непосредственная угроза агрессии. Агрессией специальный закон признаёт «применение вооружённой силы иностранным государством против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России».

Кроме того, актами агрессии закон называет:

  • вторжение или нападение вооружённых сил иностранного государства;
  • бомбардировку вооружёнными силами иностранного государства;
  • блокаду портов или берегов;
  • нападение вооружённых сил иностранного государства на ВС РФ независимо от места их дислокации;
  • засылка иностранным государством вооружённых банд или наёмников.

Для введения военного положения пока формально нет ни одного из этих поводов. Однако с учётом того, как российские власти трактуют и применяют закон, вполне может оказаться, что участие добровольцев из ЕС в боевых столкновениях на Украине расценят как засылку наёмников, а само сопротивление украинской армии – как нападение на ВС РФ.

Военное положение в России может ввести своим указом только президент.

Конституция и специальный закон о военном положении говорят, что такой указ «незамедлительно» должен быть опубликован, обнародован по радио и телеканалам, передан в Совет Федерации для утверждения. Президент также обязан уведомить ООН и Совет Европы о вводимых ограничениях прав и свобод граждан.

Совет Федерации должен утвердить указ в течение 48 часов, в противном случае он прекращает своё действие со следующего дня. Участия Госдумы в этом процессе не предусмотрено.

Указ президента должен содержать обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения, дату и время, с которых оно начинает действовать, а также границы территории, на которой вводится военное положение. Его могут объявить как по всей стране, так и в отдельных регионах.

С точки зрения российских законов война и военное положение – разные понятия. Состояние войны объявляется федеральным законом и только в случае вооружённого нападения на страну. «Военное время» начинается с принятия такого закона (для этого его должны последовательно принять обе палаты парламента и подписать президент) и заканчивается фактическим окончанием боевых действий.

В зависимости от конкретной ситуации, закон о военном положении разрешает властям предпринять разнообразные меры. Их перечень довольно большой, по указу президента чиновники могут:

  • усиливать охрану общественного порядка и охраны военных, важных государственных и специальных объектов;
  • запрещать или ограничивать выезда граждан за пределы России;
  • изолировать граждан иностранного государства, воюющего с Россией;
  • вводить военную цензуру за отправлениями и сообщениями, контроль телефонных переговоров;
  • использовать средства массовой информации, типографии, вычислительные центры для нужд обороны;
  • запрещать работу частных радиостанций;
  • ограничивать оборот лекарственных средств и спиртных напитков;
  • запрещать продажи оружия и боеприпасов и изымать их у граждан;
  • задерживать граждан и транспортные средства не более чем на 30 суток;
  • устраивать личный досмотр граждан, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
  • вводить комендантский час (запрещать нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определённое время суток);
  • ограничивать движение транспортных средств и досматривать их;
  • запрещать проведение собраний, митингов, забастовок;
  • запрещать или ограничивать выбор места жительства;
  • изымать необходимое для нужд обороны имущество у организаций и граждан с выплатой его стоимости;
  • привлекать граждан к выполнению работ для нужд обороны, к восстановлению разрушенных систем жизнеобеспечения, к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями;
  • приостановить деятельность политических партий и общественных объединений;
  • ввести особый режим въезда на территорию, на которой введено военное положение, и ограничение передвижения по ней;
  • временно отселить жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или временных жилых помещений;
  • эвакуировать объекты хозяйственного, социального и культурного назначения;
  • прекращать деятельность в России иностранных и международных организаций.

Кроме того, даже на территории, на которой военное положение не введено, власти могут временно ограничить финансовую деятельность, оборот имущества, перемещение товаров, распространение информации. Также закон разрешает временно изменить форму собственности организаций и режим трудовой деятельности.

Даже в условиях военного времени не вводится смертная казнь, сохраняется право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни.

Сохраняется право на судебную защиту. Дела рассматривают те же суды, что и в мирное время, создание различного рода чрезвычайных судов запрещено. Несмотря на тяготы военного положения, у обвиняемых сохраняется право на адвоката и суд присяжных.

Вопреки распространённому мнению, введение военного положения ещё не означает всеобщей обязательной мобилизации, хотя это одна из возможных мер.

Также закон не предусматривает повышенной ответственности за правонарушения, совершённые в период военного положения, так называемой ответственности «по законам военного времени».

В период действия режима ВП граждане обязаны выполнять требования органов власти и оказывать им содействие. В число этих обязанностей входит:

  • являться по вызову в органы власти, военного управления и военные комиссариаты;
  • участвовать в выполнении работ для нужд обороны;
  • предоставлять необходимое для нужд обороны имущество.

Военное положение отменяется также указом президента, или прекращается по истечении 48 часов, если Совет Федерации не утвердил введение такого режима.

18 февраля Владимир Путин подписал указ о проведении военных сборов, однако такой указ издаётся ежегодно, сам по себе он ещё ничего не говорит о введении чрезвычайных мер. Военные сборы проводятся для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Это их единственная цель — законом не предусмотрено, что вместо подготовки к службе граждан могут задействовать в боевых действиях.

Для прохождения сборов могут призвать только тех, кто находится в запасе. Это автоматически означает, что на них не могут вызвать граждан младше 27 лет, не зачисленных в запас. Есть и верхний потолок возраста, он зависит от разрядности находящегося в запасе:

  • солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы могут быть призваны до достижения ими возраста 50 лет;
  • младшие офицеры — 60 лет;
  • старшие офицеры — 65 лет;
  • высшие офицеры — 70 лет.

Для женщин, находящихся в запасе, установлен предельный возраст призыва на сборы 45 лет, имеющих воинское звание офицеров — 50 лет.

Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, должны вручить повестки не позднее чем за 10 дней до их начала. Неявка по повестке на сборы влечёт за собой только административную ответственность, уголовного наказания за это не предусмотрено. Штраф по этой статье составляет от 500 до 3 тысяч рублей.

Мобилизация может быть объявлена в России в соответствии со специальным законом.

Под этим термином понимается комплекс мероприятий по переводу организаций — на работу в условиях военного времени, а Вооружённых Сил — на организацию и состав военного времени.

Мобилизация это не только военная служба, но и любая гражданская работа, которая выполняется в интересах обороны. Она может быть общей или частичной.

Мобилизацию по закону может объявить только президент, у него для этого есть три основания: в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии, или возникновения вооружённых конфликтов, направленных против РФ. Если президент принял такое решение, он должен незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Госдуме.

При объявлении мобилизации организации обязаны перевести производства на работу в условиях военного времени, организовать оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части. Отказаться от заключения мобилизационных контрактов организации не могут.

У граждан во время мобилизации появляется ряд дополнительных обязанностей. Они должны:

  • являться по вызову военных комиссариатов для определения своего предназначения;
  • выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях;
  • предоставлять для нужд обороны принадлежащие им здания, транспорт и другое имущество.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования.

Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе. Не мобилизуют граждан младше 27, не зачисленных в запас.

При объявлении мобилизации те граждане, которые подлежат призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях. С момента вручения повестки им запрещён выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов.

В законе перечислены категории, которые не призывают на военную службу по мобилизации: граждане, имеющие отсрочку, забронированные органами власти для работы на предприятиях, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. Также на военную службу не мобилизуют тех, кто уже не числится в запасе по достижению предельного возраста.

В новейшей истории России мобилизация не объявлялась ни разу. Уголовной ответственности за неявку в военкомат по мобилизационному предписанию в настоящий момент не предусмотрено.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *