Запрещает ли закон переводить студентов на следующий курс с задолженностями по летней сессии?

Академическая задолженность — это страшный кошмар каждого студента. Конечно, каждый хочет сдать экзамен с первого раза без проблем. Тогда можно будет после закрытой сессии спокойно гулять на каникулах. Однако существует несколько причин, по которым у студентов появляются долги.

Мы проанализировали вопрос студенческих «хвостов» и решили поделиться выводами с вами. Собрали всю полезную информацию, что такое академическая задолженность, а также поможем закрыть ее как можно скорее.

Хотите быстрее расстаться с кошмарными долгами? Читайте статью до конца.

  • Содержание
  • Что такое академическая задолженность
  • Причины возникновения академической задолженности
  • Сроки академической задолженности – кто их назначает
  • Сколько экзаменов и зачетов допустимо в академической задолженности
  • Ликвидация академической задолженности
  • Можно ли перевестись из-за академической задолженности?
  • Что делать, если не можешь сдать академическую задолженность?
  • Как сдать академическую задолженность в письменной форме?

Что такое академическая задолженность

Академическая задолженность – это экзамены и зачеты, которые студент не смог сдать в сессию. Такие долги по экзаменам называют «хвостами». Обычно они могут тянутся очень долго. Несмотря на то что Федеральный закон «Об образовании» разрешает сдавать задолженность только 2 раз в течение одного года, в реальности дело обстоит по-другому.

Студенты коммерческой основы часто «забивают» на свои долги. Они знают, что факультету нужна оплата студентов, которая помогает развивать научно-исследовательскую деятельность.

Поэтому чаще всего «Хвосты» тянутся вплоть до 4 курса. Когда же происходит последняя выплата, у студента остается последняя возможность сдать долги.

Если он уже не может в кратчайшие сроки справиться с этой задачей – его отчисляют.

Для студентов бюджетной основы обучения дело обстоит немного по-другому. Бюджетнику требуется сдать сессию с первого раза и к тому же закрыться на «четверки» и «пятерки». Только в этом случае он получит стипендию.

Если все-таки преподаватель был недоволен ответом студента, то он вправе поставить «неуд» или отправить на перезачет. Репутация каждого студента может повлиять на его оценку на пересдаче экзамена.

Кому-то понадобится доказывать свои знания, отвечая на сотню дополнительных вопросов от преподавателя. А кому-то хватит ответить на один из трех вопросов по билету, чтобы получить положительную оценку.

Все зависит от причины появления академической задолженности. Поговорим об этом дальше.

Запрещает ли закон переводить студентов на следующий курс с задолженностями по летней сессии?

Причины возникновения академической задолженности

Причин возникновения академической задолженности достаточно много. Их можно разделить на 2 категории.

Студент не готовился к экзамену. Многие студенты даже не думают готовиться к экзамену, думая, что получат «автомат». Так думают «любимчики» преподавателя, студенты-халявщики, а также студенты, которые забыли об экзамене.

Самыми интересными являются «халявщики». Они часто ловят эту самую халяву на зачетку, выкрикивая из своих окон в полночь. Вы можете посмотреть на них, если окажитесь в сессионный период возле студенческого общежития. Это поверье переходит от поколения к поколению. Кому-то на самом деле везет.

Студент плохо подготовился к экзамену.  Может быть, учащийся прочитал конспекты пару раз. Либо написал все ответы на вопросы, но не стал их запоминать. Часто студенты надеются на подсознание. Мол, во время стресса всплывет из памяти то, что изучали на парах. Иногда такое происходит, но далеко не у всех.

Студенту стало плохо во время экзамена. Некоторые преподаватели учитывают фактор страха студентов. Переживания так сильно могут отразиться на самом студенте, что он лишается чувств прямо на экзамене.

Если студента тошнит или он чересчур волнуется – его могут принять на другой день. Однако преподаватель предупреждает, что не поставит на пересдаче «отлично». Поэтому большинство студентов через чувство тошноты, слабости и боли отвечает по билету.

Для некоторых это становится роковой ошибкой. Вместо заветной «пятерки» получают «тройку» или «неуд» за неуверенный ответ, заиканье и долгое молчание.

Самая несправедливая причина появления академической задолженности.

Студент не явился на экзамен. За такой выходкой не последует отчисление, только если у студента имеется уважительная причина. Вместе с ней нужно предоставить доказательства.

Преподаватель чересчур строгий. Наверно, на каждом факультете имеется такой свой преподаватель. Его одновременно боятся и уважают. К экзамену, как правило, готовятся все, ведь автоматов у такого препода не бывает.

Преподавателю не нравится студент. Многие преподаватели не скрывают своего субъективного отношения к учащимся. Они сразу выбирают «любимчиков» и не обращают внимание на «серых мышек».

«Если учащийся не проявляет себя на парах, значит он не знает предмета», — такая логика прослеживается во мнении таких лекторов.

Нужно сильно постараться, чтобы доказать требовательному преподу, что учил билеты.

Преподаватель требует от конкретного студента больше стараний. Студент может услышать прямо на экзамене: «Я знаю, что вы можете лучше, поэтому жду вас на пересдаче». С одной стороны, это льстит студенту. Ведь это говорит о знаниях студента. С другой стороны, прибавляется больше проблем. Например, теперь придется ликвидировать академическую задолженность.

Как закрыть «хвосты», расскажем совсем скоро.

Запрещает ли закон переводить студентов на следующий курс с задолженностями по летней сессии?

Сроки академической задолженности – кто их назначает

Университет сам назначает даты сдачи академической задолженности. По Федеральному закону «Об образовании» студент должен пересдать экзамен в течение одного года. Иначе он не будет допущен до сессии и, как следствие, будет отчислен.

По закону разрешается только 2 пересдачи. Первая назначается самим преподавателем сразу после появления академической задолженности. А вторая назначается деканатом. Должна собраться комиссия из преподавателей кафедры, чтобы принять пересдачу предмета.

В некоторых вузах студенты и не подозревают о таких правилах. Не получая зачета или оценки за экзамен, они берут бегунок в деканате и начинают почти каждый день подходить к преподавателю.

Поэтому большинство экзаменатор ставят сдачу академической задолженности на семинары или на перемены между парами. Студенты должны ответить также по билетам и спокойно идти учиться дальше. Не успели на этой переменке – приходите на другой.

Таким образом, закрыть академическую задолженность получится у всех, кто не отступит от своей цели.

Сколько экзаменов и зачетов допустимо в академической задолженности

Академическая задолженность студента не должна превышать 80% последней промежуточной аттестации. Если у студента копятся «хвосты», то велика вероятность, что он их не сможет закрыть. Поэтому если в долгах больше 80% экзаменов от сессии, то учащегося отчисляют.

Конечно, до конца сессии можно успеть пересдать несколько экзаменов. Оспорить оценку можно прямо на экзамене или после. Однако студент должен быть уверен в своих силах, чтобы доказать неправоту преподавателя.

Таким образом, лучше не копить академические задолженности, а как можно раньше сдавать их.

Запрещает ли закон переводить студентов на следующий курс с задолженностями по летней сессии?

Ликвидация академической задолженности

Ликвидировать академическую задолженность лучше сразу. Как только преподаватель отправил на пересдачу, следует еще раз изучить материал, устранить причину появления долга.

Иногда преподаватель, понимая несправедливость поставленной оценки, сам начинает задавать студенту довольно легкие вопросы вместе ответа по билету. Он пытается вытянуть его на хорошую оценку.

К сожалению, получить «отлично» у вас уже не получится. Также после официальной пересдачи экзамена вам не получится вернуть стипендию. Максимум положительного – у вас перестанет болеть голова именно из-за этого предмета.

Не получая высокого результата, студенты разочаровываются в учебе и в прямом смысле забывают о своих долгах. Не рекомендуем так делать. Ведь рано или поздно наступит итоговая аттестация. Студента, которого раньше с грехом пополам зачисляли на следующий курс, не допустят до защиты дипломной работы.

Во второй половине четвертого курса студентам должникам дают на руки большой список задолженностей. Закрыть их быстро перед началом проверок ВКР просто нереально. Тогда студент жертвует своим временем для написания выпускной работы.

Поэтому любыми способами и методами пытайтесь сдать академическую задолженность, как только она появилась.

Можно ли перевестись из-за академической задолженности?

Некоторые студенты находят выход, если не могут сдать академическую задолженность вовремя. Они идут в деканат и пишут заявление на академический отпуск.

Не всегда такой метод срабатывает, ведь академ можно взять только по уважительной причине. Тем не менее деканат, бывает, уступает бедному студенту.

В таком случае у учащегося есть целый год, чтобы максимально хорошо подготовиться к сдаче долгов, а также к защите выпускной квалификационной работы.

Если вы все-таки решили взять стоп-паузу в обучении, помните, что вы можете выбрать либо 1 год отпуска, либо 2. В любом случае вы должны вернуться именно в тот период обучения, на котором прервались.

Если вы не хотите терять целый год и откладывать получение диплома, то можно перевестись на другую специальность. Там может не быть большинства предметов, которые вам необходимо сдать. Однако у вас появится новая академическая задолженность. Ведь новые экзамены, которые вы вообще не изучали, придется тоже сдавать.

Читайте также:  Увеличение цены товара на кассе

К примеру, если вы студент социологического факультета набрали кучу «хвостов» перед защитой диплома, то можете перевестись

  • На политологию
  • На психологию
  • На пиар и рекламу и т.д.

Обязательно изучите экзаменационную разницу и проверьте, сможете ли вы сдать новые долги. Если нет, то лучше оставайтесь со своими «родными» преподавателями. Если они увидят ваше желание и стремление ликвидировать академическую задолженность, то вы сможете пересдать все экзамены.

Запрещает ли закон переводить студентов на следующий курс с задолженностями по летней сессии?

Что делать, если не можешь сдать академическую задолженность?

Если студент не может сдать академическую задолженность, то его ожидает отчисление. Либо академический отпуск.

Поэтому необходимо приложить максимум усилий и сдать все долги по учебе. Для этого вам придется изучить все материалы: конспекты, учебники, видео-уроки и т.д.

Только не стоит отчаиваться и отказываться от дальнейшей учебы в вузе. Рано или поздно вам придется забрать свой диплом. Поэтому лучше сделать это вовремя.

Гораздо проще тому, кто не смог пройти антиплагиат. Ведь можно просто повысить уникальность текста и принести новую работу на проверку.

На самом деле написать вместо устного экзамена письменную работу тоже можно. Если у преподавателя слишком мало времени. А должников слишком много, то он сможет согласиться на предложение студента.

Нужно подойти к преподавателю и попросить его принять вместо экзамена реферат или курсовую. Многие лекторы подумают, что это гораздо сложнее, чем ответить по билету. Настаивайте на том, что вам сложно отвечать устно перед преподавателем. Поэтому вы хотите изложить свой ответ письменно.

Читайте дальше, как сдать академическую задолженность в виде реферата.

Как сдать академическую задолженность в письменной форме?

Вам нужно уточнить объем работы, который хватит, чтобы погасить академическую задолженность. Затем напишите структуру вашей работы. В ней должны быть минимум две части: теоретическая и практическая.

После этого найдите в интернете научные источники, которые отвечают по вашей теме. Вы можете их отыскать в готовых курсовых и дипломных работах. Пользуйтесь всеми подходящими источниками, чтобы наполнить объем документа.

После того, как вы сделали всю работу быстро и качественно, вам нужно повысить оригинальность. Скорее всего, преподаватель только пробежится глазами по вашей работе. Оценку в таком случае могут поставить по результатам проверки Антиплагиат ВУЗ. Это преподавательский сервис, который проверяет уникальность текста.

На нашем сервисе вы сможете скрыть все заимствования от Антиплагиата с помощью кодировки. Также вы сможете убедиться в высоком проценте оригинальности самостоятельно, заказав проверку в Антиплагиат ВУЗ.

Ваш текст внутри документа никак не изменится, а вот результат анализа документа возрастет до 80-90%.

Таким образом, вы сможете пройти обработку на плагиат с первого раза и закрыть академическую задолженность. Такой способ сработает, если у вас достаточно много «хвостов». Преподаватель пойдет навстречу и разрешит сдать экзамен письменно.

Теперь вы знаете, что такое академическая задолженность и как лучше с ней распрощаться. Помните, что всегда лучше постараться и сдать все экзамены вовремя, чем в будущем нервничать и тратить свободное время на пересдачу.  

Запрещает ли закон переводить студентов на следующий курс с задолженностями по летней сессии?

Академическая задолженность: что делать, если не сдал аттестацию — пересдача на семейном образовании

Для определения уровня освоения образовательной программы за определённый учебный период проводятся промежуточные аттестации.

Положительные оценки на аттестационных тестах и контрольных служат основанием для перехода в следующий класс.

Если ученик не смог пройти промежуточную аттестацию, у него появляется академическая задолженность. Что же делать, если не сдал аттестацию на семейном обучении?  

Академическая задолженность на семейном обучении — это неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам, в том числе из-за неявки без уважительной причины. 

Появление академической задолженности порождает новые обязанности. У обучающегося — ликвидировать долг, у школы и родителей — создать для этого условия. 

Академическую задолженность необходимо отличать от текущей. Двойку за домашнюю работу или плохой ответ на уроке легко исправить на следующем занятии. Для пересдачи аттестационного «неуда» предусмотрена особая процедура. 

Запрещает ли закон переводить студентов на следующий курс с задолженностями по летней сессии?Источник: gbustkr.ru

Ликвидация академической задолженности

У каждой школы свой порядок проведения промежуточных аттестаций и соответственно устранения академических задолженностей. Он закрепляется в положении об аттестации и других локальных нормативных актах. Эти документы обычно доступны на сайте образовательной организации. Но есть правила, установленные на федеральном уровне, а значит, одинаковые для всех:

  • На пересдачу в случае неаттестации по каждому предмету даётся две попытки. В первый раз учащийся сдаёт экзамен преподавателю, во второй — комиссии. 
  • Пересдать нужно в течение одного года с момента образования академической задолженности. Когда конкретно — решает школа. Обычно если речь идёт о промежуточной аттестации за год, то дают лето на подготовку и приглашают на пересдачу осенью. Но иногда предлагается закрыть долги летом. Учащийся могут от этого отказаться, так как, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», имеют право на каникулы.  
  • Повторное прохождение промежуточной аттестации переносится, если ученик болен (и это подтверждено документально).
  • Чтобы сдать академическую задолженность в школе, придётся готовиться самостоятельно, но можно рассчитывать на дополнительные консультации (не занятия!).
  • Родители могут попросить органы управления образования включить в состав комиссии на последней пересдаче учителей из других школ. Это целесообразно при предвзятом отношении к ребёнку и частых неаттестациях в школе.

Оставление на второй год

Если обе попытки исправить академическую задолженность не увенчались успехом, родители могут выбрать один из трёх вариантов:

  • Оставить ребёнка на второй год. Внимание! Без согласия родителей школа не вправе отправить учащегося на повторное обучение. 
  • Перейти на обучение по индивидуальному учебному плану. Такая возможность предусмотрена не везде, поэтому школу, возможно, придётся сменить.
  • Перейти на обучение по адаптивным программам. На это необходима рекомендация психолого-медико-педагогической комиссии. 

Самые серьёзные последствия имеют двойки за год в 4, 9 и 11 классах. Можно не получить доступ к государственной итоговой аттестации (ГИА), и как следствие — возможность обучаться дальше. У таких ребят, по сути, остаётся только первый вариант — пойти на «второй круг» и исправить оценки. 

В 1–3, 5–8 и 10 классах учащийся, не сдавший промежуточную аттестацию, переводится в следующий класс условно, до ликвидации академической задолженности.  

В школе долги по учёбе — не повод для отчисления. Учащийся с двойками не обязан уходить из школы, пока не исчерпает попытки пересдачи. К тому же смена школы не аннулирует академическую задолженность. В новом учебном заведении придётся вновь сдавать аттестацию по незакрытым предметам.

Академическая задолженность на семейном обучении

Права экстерна, то есть ребёнка, который обучается в семейной форме и зачислен в школу для прохождения аттестации, ничем не отличаются от прав других школьников. 

Хоумскулер должен устранить академическую задолженность с двух попыток в те сроки и в том формате, которые предложит образовательная организация. Разница лишь в том, что подготовить его к этому должна не школа, а родители.  

Учащийся на семейном образовании, исчерпавший попытки ликвидировать академическую задолженность, должен уйти с семейной формы и продолжить обучение в образовательной организации с того класса, который не смог преодолеть. При этом можно поступить на очную, очно-заочную или заочную форму. 

Устранение пробелов в знаниях для ликвидации академических задолженностей

Если дело дошло до пересдачи промежуточной аттестации, ребёнку явно нужна помощь. Особенно если он находится на семейном обучении. 

В «Домашней школе Фоксфорда» вы найдёте курсы по всем базовым предметам — от математики до английского языка. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Занятия сопровождаются интерактивными домашними заданиями. Наши ученики успешно сдают аттестации без академических задолженностей. 

Уроки можно посещать онлайн (во время учебного года) или смотреть в записи (круглый год). Видео очень удобны для устранения пробелов в знаниях: можно замедлить воспроизведение, поставить на паузу и пересматривать, сколько требуется. 

  • Боевой дух детей и взрослых поддерживают персональные наставники, они анализируют успеваемость ребёнка и делятся своим опытом обучения. 
  • Координаторы и юрист проекта оказывают семьям, столкнувшимся со «страшным зверем» под названием «академическая задолженность», информационную поддержку.  
  • Чтобы получить более подробную информацию о «Домашней школе Фоксфорда» или пробный доступ к курсам, заполните эту форму.

Ликвидация академической задолженности: что это, как влияет на учебу и стипендию?

Академическая задолженность – это риск быть отчисленным из университета, поэтому, несмотря на новые законы, предусмотренные кодексом РФ, ее необходимо ликвидировать как можно быстрее. По законодательству, учебные «хвосты» можно сдавать в течение года после того, как они образовались. В этот период не входит академический отпуск по уважительным причинам – студент вправе сдавать долги, когда он находится на учебе.

Читайте также:  Как посчитать больничный лист во время отпуска

Чтобы студенты серьезнее относились к учебе и не допускали академической задолженности, они должны знать, что вуз может лишиться лицензии за большое количество должников. Поэтому долго церемониться никто не будет – отчислят, и все. Восстанавливаться придется на контрактной основе.

Как возникает академическая задолженность?

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, это те, кто не сдал зачеты, экзамены, курсовые работы.

Обычно складывается следующая цепочка:

  • не ходил на лекции;
  • не сдал зачет или не был к нему допущен из-за других несданных блоков учебного материала;
  • не сдана промежуточная аттестация;
  • получил недопуск к экзаменам;
  • не сдал экзамены.

Официальная профилактика академзадолженности в вузах

Вузы обычно страхуют себя от нерадивых студентов. Деканат не дает разрешение на сдачу экзаменов, если не сдан хотя бы один зачет. Такие правила могут быть прописаны в Уставе университета. Способ помогает бороться с тотальной академической задолженностью здесь и сейчас.

В результате студенты начинают  меньше «спать» на лекциях, учить материал, сдавать и переходить к экзаменационной сессии. Замечено, что вузы, практикующие такую политику, имеют меньше должников. Также замечено, чем дольше затягивать пересдачу, тем хуже она проходит.

Есть  один официальный способ сдать все предметы сразу – дополнительная сессия. Туда попадают все «хвостатые» студенты в первые 2 недели нового учебного семестра.

Личная профилактика «хвостов» у студентов

Хорошей профилактикой «хвостов» являются следующие меры:

  1. Даже если имеются прогулы по неуважительной причине, необходимо узнавать о состоянии дел в университете. Ведь какой-либо предмет можно сдать «под общий шум». Преподавателям тоже невыгодно себя загружать излишне, поэтому они предпочитают поставить «тройку» и отпустить студентов. Учащийся, который «засветился» на плохой учебной дисциплине, обычно попадает на прилюдную пересдачу на комиссии.
  2. Сдача промежуточной аттестации, которая означает, что студент справился с освоением учебного материала.
  3. Наличие собственного конспекта, по которому можно готовиться. Как известно, в сессию трудно раздобыть чью-то качественную тетрадь, чтобы переписать или отсканировать записи.

Важно также контролировать допуски к зачетам и экзаменам. Иногда, чтобы пройти на зачет, необходимо написать какую-либо письменную работу.

Уважительные и неуважительные причины задолженности

Причина появления академической задолженности может быть уважительной или неуважительной. Чтобы рассчитывать на официальную пересдачу, нужно предоставить документы в деканат о том, что имеется веская причина появления долгов:

  • болезнь;
  • проблемы со здоровьем или обострение заболеваний у родственников, инвалидность;
  • переезд.

С уважительными причинами руководство учебного заведения обычно идет навстречу – может быть предоставлено даже две попытки пересдать предмет, как у всех остальных студентов.

Неуважительные причины – это прогулы или пропуски без уважительной причины, после которых студент не усваивает учебный материал, поэтому не может его сдать на экзамене или на зачете. В каждой группе, по статистике, всегда есть 3-5 человек, которые досдают хвосты в начале следующего семестра.

Причины появления академической задолженности обычно примитивные и глупые:

  1. Студент не поинтересовался условиями допуска к экзамену или зачету или пропустил лекцию, на которой данная информация была озвучена.
  2. Незнание сроков сессии, а также дополнительной сессии. Такое тоже бывает, если прогулять половину семестра, особенно вторую.
  3. Отсутствие конспекта, как результат – низкий уровень подготовки.

Если студент не сдал предмет с трех попыток, его отчисляют.

Обычно график выглядит так: сдача, пересдача, ликвидация академической задолженности перед учебной комиссией. До последнего пункта лучше ситуацию не доводить, так как каждый преподаватель будет стараться показать свою компетентность и задавать вопросы. Чем больше вопросов, тем меньше шансов ответить на все.

Пересдача в текущую сессию

Многие студенты используют самый «незаметный» вариант пересдачи – сразу после экзамена. Обычно преподаватели назначают еще одно время, когда смогут принять материал у прогульщиков.

Это неофициальное мероприятие и студенты благодарны за предоставленную возможность.

Хоть она и не дает гарантии, что предмет будет сдан:  чрезмерное волнение, пробелы в знаниях негативно влияют на состояние студента.

Для ликвидации академической задолженности официальным методом, придется писать заявление декану, или еще выше – ректору.

Дополнительная сессия – это период после основной, можно сказать – вторая волна. Практически все вузы предоставляют возможность исправить ситуацию с учебой. Проблемы с какими-то предметами или преподавателями случаются со всеми студентами. Редко кто избежал пересдачи хотя бы одной дисциплины, поэтому стоит подучить материал – и снова на экзамен.

Можно согласиться на «тройку», но кому-то важны оценки, поэтому люди доучивают и сдают повторно.

Отдельный вопрос: возможна ли пересдача при дистанционном обучении и как это происходит? Как и на очном отделении,  студент может рассчитывать на повторный экзамен в другое время.

Пересдача в следующую сессию

Если все же не удалось сдать предмет в дополнительную сессию, следующий этап – в течение учебного года. Так обычно сдают курсовые работы, так как для их подготовки требуется время и какие-то знания. Курсовую, вдобавок, необходимо защищать.

Процесс сдачи:

  • написание заявления на ликвидацию академической задолженности;
  • получение индивидуальной ведомости;
  • назначение сроков пересдачи;
  • после пересдачи в листе будет проставлена дата и надпись – академическая задолженность ликвидирована.

Если человек переводится на смежную специальность, у него автоматически могут возникнуть долги. Это обычное явление при переводе, поэтому бояться его не стоит – просто постепенно осваивать материал и сдавать. При втором высшем образовании по смежной профессии также могут быть задолженности.

Влияние долгов по экзаменам на стипендию

Если студент не имеет академической задолженности и хорошо сдал сессию, ему начисляется стипендия. Если успел «подчистить хвосты» в течение основной сессии – стипендия будет.

Далее документы подаются в деканат и бухгалтерию. Повторные сдачи не попадают в основную ведомость, поэтому стипендии целый семестр не будет. Лучше быть пошустрее и стараться сдавать по общей ведомости.

Сколько раз можно пересдать экзамен?

  • Максимальное количество пересдач – три.
  • Первая попытка – непосредственно день экзамена.
  • Вторая – день ликвидации задолженности (его официально устанавливают после окончания текущей сессии).
  • Третья – в течение следующего семестра (до начала новой сессии).

Стоит ли спешить с пересдачей?

Студенты с опытом ликвидации академзадолженности не советуют гоняться за преподавателем на следующий же день после провала на экзамене. Лучше более-менее спокойно и по графику сдать остальные экзамены, и уже после этого направить все свои силы и время на повторение и изучение материала по неудавшемуся предмету.

  1. Параллельная пересдача провалов и сдача текущих экзаменов негативно отражается и на успеваемости, и на психологическом состоянии студента.
  2. Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения
  3. Московский Государственный Машиностроительный Университет (МАМИ)

Государственный Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова

Современная научно-технологическая академия

Московский финансово — промышленный университет «Синергия»

Как происходит переход студентов с платного обучение на бесплатное

Где предусмотрен переход на бесплатное обучение

Какая информация должна быть указана в уставе образовательной организации, сказано в статье 25 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Это: тип образовательной организации, ее учредитель (учредители), виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, а также структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

То есть Закон № 273-ФЗ напрямую не требует, чтобы правила перехода с платного обучения на бесплатное были прописаны именно в уставе образовательной организации.

В то же время право студентов на переход с платного обучения на бесплатное в Законе № 273-ФЗ все же закреплено. Переход с платного обучения на бесплатное упоминается в перечне академических прав обучающихся (подп. 14 п. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ). Причем такой переход возможен в случаях и в порядке, которые предусмотрены Минобрнауки России.

Таким образом, образовательная организация может устанавливать порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное только в соответствии с порядком, утвержденным Минобрнауки России.

А как быть, если в уставе учреждения уже прописан такой порядок и он отличается от того, что утвержден Минобрнауки России? Придется вносить изменения в устав.

Рекомендуем порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное закрепить отдельным локальным нормативным актом образовательной организации (например, положением).

Также будет не лишним ввести соответствующий пункт (или ссылку на свое внутреннее положение) в типовой договор на оказание платных образовательных услуг, на основе которого учебное заведение разрабатывает тексты рабочих коммерческих договоров со студентами (их представителями).

В чем заключается процедура перевода

Читайте также:  Прочтение администрацией школы переписки учеников вконтакте

Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное утвержден приказом Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. № 443 (далее – Порядок ).

Документ вступил в силу с 1 сентября 2013 года одновременно с новым законом об образовании.

Порядок распространяется в том числе на иностранных граждан, которые в соответствии с законодательством РФ вправе обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Переход с платного обучения на бесплатное возможен при наличии свободных бюджетных мест. Количество таких мест определяет сама образовательная организация не менее двух раз в год (по окончании семестра).

Оно равно разнице между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся по определенной образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе.

Сроки подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное определяются учебным заведением самостоятельно.

При этом необходимо соблюдать поставленный законом об образовании во главу угла принцип открытости системы образования (ст. 29 Закона № 273-ФЗ).

В данном случае он заключается в обязанности образовательной организации обнародовать сведения о количестве вакантных бюджетных мест для перехода с платного обучения на бесплатное, а также информацию о сроках подачи обучающимися заявлений о таком переходе. Эти данные размещаются в том числе на официальном сайте образовательной организации в интернете.

Сейчас действуют Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582.

Согласно пункту 7 Порядка, для решения вопросов о переходе обучающихся с платного обучения на бесплатное учебное заведение создает специальную комиссию. При принятии решений она должна учитывать мнение представителя студенческого совета. Состав, полномочия и порядок деятельности комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно.

Материалы в комиссию направляют структурные подразделения учебного заведения, принявшие заявления студентов о переходе на бесплатное обучение.

Кого переводят на бюджетные места

Для получения студентом, обучающимся на коммерческой основе, права на переход с платного обучения на бесплатное он на момент подачи заявления не должен иметь академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения. Кроме того, должно выполняться одно из следующих условий (п. 6 Порядка):

1) экзамены за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, сданы им на оценку «отлично» (подп. «а» п. 6 Порядка);

2) обучающийся отнесен к следующим категориям граждан (подп. «б» п. 6 Порядка):

  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

3) обучающийся в период обучения утратил одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя) (подп. «в» п. 6 Порядка).

Выполнение указанных условий учитывается комиссией при рассмотрении заявлений обучающихся следующим образом.

В первую очередь приоритет имеют обучающиеся при выполнении условий 1, во вторую очередь – при выполнении условий 2, в третью очередь – при выполнении условий 3 ( п. 10 Порядка ). Относительно условий 2 ( подп. «б» п. 6 Порядка ) нужно учитывать, что они не распространяются на иностранных граждан, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Далее приоритеты ранжируются по правилам пункта 11 Порядка. Он заключается в следующем. Если на одно вакантное бюджетное место претендуют два и более кандидатов одной очереди, то предпочтение оказывается:

  • в первую очередь – обучающимся, имеющим более высокие результаты по итогам промежуточной аттестации двух семестров, предшествующих подаче заявления о переходе с платного обучения на бесплатное;
  • во вторую очередь – обучающимся, имеющим особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации.
  • При наличии двух и более кандидатов первой очереди, определенной по критериям пункта 11 Порядка, приоритет отдается тем из них, у кого лучшие результаты по критериям второй очереди.
  • Как оформляется решение о переводе
  • Кандидат на переход с платного обучения на бесплатное должен подать заявление на имя руководителя образовательной организации. К заявлению он должен приложить следующие документы (при необходимости):
  • а) подтверждающие его отнесение к категориям граждан, указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 6 Порядка (в случае их отсутствия в личном деле обучающегося);
  • б) подтверждающие особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации (при наличии).

По итогам рассмотрения заявления (с приложенными документами) комиссия принимает одно из двух решений: о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное или об отказе в таком переходе. Протокол заседания комиссии размещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в интернете.

Переход с платного обучения на бесплатное оформляется распорядительным актом образовательной организации. Он издается руководителем или уполномоченным им лицом не позднее 10 календарных дней с даты принятия комиссией решения о таком переходе.

Как расторгается договор о платном обучении

Вполне очевидно, что после перехода студента-контрактника на бесплатное обучение нужно что-то делать с его договором на платное обучение и внесенным по этому договору авансом за следующий семестр (при наличии). К сожалению, Порядок на сей счет не содержит никаких указаний.

В то же время действуют Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 . В них сказано, что договор должен предусматривать порядок его изменения и расторжения (подп. «о» п. 12 Правил).

Также оговорено, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо деятельности, финансируемой за счет бюджетных ассигнований. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам (п.

3 Правил).

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 54 Закона № 273-ФЗ основания расторжения в одностороннем порядке образовательной организацией договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

Такими основаниями могут быть, к примеру: просрочка оплаты по договору, невозможность надлежащего исполнения обязательства по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося (п. 7 ст.

54 Закона № 273-ФЗ).

Возможность расторжения договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования по соглашению сторон предусмотрена, в частности, в примерной форме такого договора, предложенной приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. № 3177.

Условия договора на оказание платных образовательных услуг не могут нарушать права и гарантии обучающегося в силу положений как нового закона об образовании, так и Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Обратимся к Методическим рекомендациям по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования, приведенным в письме Минобразования России от 1 октября 2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09 .

В разделе 3 Методических рекомендаций среди сведений, включаемых в договор, указаны в том числе стоимость обучения, порядок оплаты, а также возможность возврата денег с удержанием из них фактически затраченных.

В Методических рекомендациях также говорится, что к условиям договоров, противоречащим законодательству, относится, в частности, условие о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги.

Ровно как и условие о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя на основании статьи 782 Гражданского кодекса РФ (односторонний отказ потребителя), а также установление штрафа за такой отказ.

Если контролеры (к примеру, из Роспотребнадзора) обнаружат в коммерческих договорах с обучающимися противозаконные условия о невозврате «неосвоенных» авансов, то независимо от причин невозврата они могут наложить на образовательную организацию административный штраф. Основание для этого – часть 2 статьи 14.

8 Кодекса РФ об административных нарушениях. Она предусматривает ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные Законом № 2300-1. На сегодня штраф по указанному выше основанию составляет от 1000 до 2000 руб. – для должностных лиц, от 10 000 до 20 000 руб.

– для юридических лиц.

Источник: http://www.glavbukh.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *