Языковые курсы+оценки за успеваемость=нарушение гражданского права?

Для определения уровня освоения образовательной программы за определённый учебный период проводятся промежуточные аттестации.

Положительные оценки на аттестационных тестах и контрольных служат основанием для перехода в следующий класс.

Если ученик не смог пройти промежуточную аттестацию, у него появляется академическая задолженность. Что же делать, если не сдал аттестацию на семейном обучении?  

Академическая задолженность на семейном обучении — это неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам, в том числе из-за неявки без уважительной причины. 

Появление академической задолженности порождает новые обязанности. У обучающегося — ликвидировать долг, у школы и родителей — создать для этого условия. 

Академическую задолженность необходимо отличать от текущей. Двойку за домашнюю работу или плохой ответ на уроке легко исправить на следующем занятии. Для пересдачи аттестационного «неуда» предусмотрена особая процедура. 

Языковые курсы+оценки за успеваемость=нарушение гражданского права?Источник: gbustkr.ru

Ликвидация академической задолженности

У каждой школы свой порядок проведения промежуточных аттестаций и соответственно устранения академических задолженностей. Он закрепляется в положении об аттестации и других локальных нормативных актах. Эти документы обычно доступны на сайте образовательной организации. Но есть правила, установленные на федеральном уровне, а значит, одинаковые для всех:

  • На пересдачу в случае неаттестации по каждому предмету даётся две попытки. В первый раз учащийся сдаёт экзамен преподавателю, во второй — комиссии. 
  • Пересдать нужно в течение одного года с момента образования академической задолженности. Когда конкретно — решает школа. Обычно если речь идёт о промежуточной аттестации за год, то дают лето на подготовку и приглашают на пересдачу осенью. Но иногда предлагается закрыть долги летом. Учащийся могут от этого отказаться, так как, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», имеют право на каникулы.  
  • Повторное прохождение промежуточной аттестации переносится, если ученик болен (и это подтверждено документально).
  • Чтобы сдать академическую задолженность в школе, придётся готовиться самостоятельно, но можно рассчитывать на дополнительные консультации (не занятия!).
  • Родители могут попросить органы управления образования включить в состав комиссии на последней пересдаче учителей из других школ. Это целесообразно при предвзятом отношении к ребёнку и частых неаттестациях в школе.

Оставление на второй год

Если обе попытки исправить академическую задолженность не увенчались успехом, родители могут выбрать один из трёх вариантов:

  • Оставить ребёнка на второй год. Внимание! Без согласия родителей школа не вправе отправить учащегося на повторное обучение. 
  • Перейти на обучение по индивидуальному учебному плану. Такая возможность предусмотрена не везде, поэтому школу, возможно, придётся сменить.
  • Перейти на обучение по адаптивным программам. На это необходима рекомендация психолого-медико-педагогической комиссии. 

Самые серьёзные последствия имеют двойки за год в 4, 9 и 11 классах. Можно не получить доступ к государственной итоговой аттестации (ГИА), и как следствие — возможность обучаться дальше. У таких ребят, по сути, остаётся только первый вариант — пойти на «второй круг» и исправить оценки. 

В 1–3, 5–8 и 10 классах учащийся, не сдавший промежуточную аттестацию, переводится в следующий класс условно, до ликвидации академической задолженности.  

В школе долги по учёбе — не повод для отчисления. Учащийся с двойками не обязан уходить из школы, пока не исчерпает попытки пересдачи. К тому же смена школы не аннулирует академическую задолженность. В новом учебном заведении придётся вновь сдавать аттестацию по незакрытым предметам.

Академическая задолженность на семейном обучении

Права экстерна, то есть ребёнка, который обучается в семейной форме и зачислен в школу для прохождения аттестации, ничем не отличаются от прав других школьников. 

Хоумскулер должен устранить академическую задолженность с двух попыток в те сроки и в том формате, которые предложит образовательная организация. Разница лишь в том, что подготовить его к этому должна не школа, а родители.  

Учащийся на семейном образовании, исчерпавший попытки ликвидировать академическую задолженность, должен уйти с семейной формы и продолжить обучение в образовательной организации с того класса, который не смог преодолеть. При этом можно поступить на очную, очно-заочную или заочную форму. 

Устранение пробелов в знаниях для ликвидации академических задолженностей

Если дело дошло до пересдачи промежуточной аттестации, ребёнку явно нужна помощь. Особенно если он находится на семейном обучении. 

В «Домашней школе Фоксфорда» вы найдёте курсы по всем базовым предметам — от математики до английского языка. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Занятия сопровождаются интерактивными домашними заданиями. Наши ученики успешно сдают аттестации без академических задолженностей. 

Уроки можно посещать онлайн (во время учебного года) или смотреть в записи (круглый год). Видео очень удобны для устранения пробелов в знаниях: можно замедлить воспроизведение, поставить на паузу и пересматривать, сколько требуется. 

  • Боевой дух детей и взрослых поддерживают персональные наставники, они анализируют успеваемость ребёнка и делятся своим опытом обучения. 
  • Координаторы и юрист проекта оказывают семьям, столкнувшимся со «страшным зверем» под названием «академическая задолженность», информационную поддержку.  
  • Чтобы получить более подробную информацию о «Домашней школе Фоксфорда» или пробный доступ к курсам, заполните эту форму.

Невыносимый парадокс. Ответственность образовательных организаций за качество обучения

Языковые курсы+оценки за успеваемость=нарушение гражданского права?

  • Джордж Стиглер (1911-1991)
  • американский экономист, лауреат Нобелевской премии
  • Источник: Википедия
  • ***
  • Наша с Юлием Таем статья, вышедшая в журнале «Цивилистика» в прошлом году.

Будылин С., Тай Ю. Гражданско-правовая ответственность образовательных организаций за качество обучения: невыносимый парадокс // Цивилистика. 2020. № 4 (июль-август). С. ___.

  1. С любезного согласия редакции вывешиваю статью здесь (версия до редакционной правки).
  2. ***
  3. Аннотация

В статье обсуждается вопрос гражданско-правовой ответственности образовательных организаций за качество обучения. Обсуждается судебная практика США и России по этому вопросу.

На первый взгляд кажется, что у ученика должна быть возможность привлечь к деликтной ответственности негодных учителей, как можно привлечь к ответственности негодного врача, юриста или сантехника. Однако на этом пути обнаруживаются непреодолимые практические препятствия.

Судье, рассматривающему деликтный иск ученика к учебному заведению, почти невозможно измерить реальную ценность тех знаний, которые учитель преподает ученику.

Это не говоря уже о том, что судье весьма затруднительно определить, является ли причиной плохой подготовки ученика небрежность учителей или же леность самого ученика.

В результате суды, как американские, так и российские, практически никогда не удовлетворяют деликтных исков, предъявленных в связи с качеством обучения. Исключением являются случаи, когда речь идет о прямом нарушении учебными заведениями писаного закона, регулирующего их деятельность.

В регулировании образовательной деятельности и США, и Россия, полагаются в основном на административные механизмы, а не на гражданские иски. Увы, и у этих механизмов есть свои недостатки.

***

Невыносимо парадоксальным представляется вывод о том, что производитель шампуней не имеет права подвергать опасности скальп студента, но ведущее образовательное учреждение может набивать его череп любой чепухой.

Судья Хаулсон (цит. по статье Дж. Стиглера)1

  • Если плохое обучение (или лень со стороны студента) и нуждается в коррекции, то иск о неосторожности … не является практичным средством для этого.
  • Судья Нордберг (в деле Ross)2
  • Порядок и условия получения образования в Российской Федерации установлен государством и он должен соблюдаться.
  • Коллегия Челябинского облсуда (в деле ЮУрГУ)3
  • ***
  • Александр Сергеевич Пушкин, который, как известно, не был ярким образчиком прилежания и усидчивости, обучаясь в Лицее, тем не менее вполне справедливо, емко, да что там говорить, просто гениально сформулировал:
  • О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных,
  • И гений, парадоксов друг…

Соглашаясь с этим порывом нашего великого соотечественника, мы также предпринимаем все возможные усилия, чтобы повышать как свой образовательный и интеллектуальный уровень, так и наших студентов и слушателей. Многие годы с кафедры мы произносим им: «Знание – это не то, что можно дать, это то, что нужно брать».

Разумеется, настоящий юрист и интеллигент (хотя это слово сильно затерто и обесценено, что почти превратилось в ругательство) читает не только юридическую литературу, но и пытается черпать знания из других источников, что конечно расширяет горизонты, позволяет сбросить профессиональные шоры.

Очень часто именно книги из смежных и прикладных дисциплин наводят на новые идеи или прорывные концепты.

***

В одном из сборников4 работ и статей нобелевского лауреата по экономике (1982 г.) Джорджа Стиглера описывается прелюбопытное судебное дело.

Бывший студент подал в суд на Гарвардскую школу бизнеса и своего профессора по экономике за то, что профессор научил его неправильной формуле. Используя эту формулу для спекуляций на рынке, выпускник Гарварда в итоге разорил свою компанию. Можно ли взыскать убытки с профессора и учебного заведения?

Кейс описан довольно подробно, с именами сторон и судей.

Читайте также:  Выплата алиментов: какие документы нужны для взыскании по ст

Заинтересовавшись, мы попытались найти этот судебный акт. Он, очевидно, должен быть очень громким и резонансным. Однако только «цитата» использованная нами в эпиграфе чего стоит. Однако, к нашему удивлению, обнаружилось, что кейс никому, кроме Дж. Стиглера, не известен, и в базах судебных актов отсутствует. Более того, даже судей таких никогда не было.

Это открытие нас несколько озадачило. Что это, фейк или шутка гения? Провокация? Попытка проверить «на вшивость» читателей?!

Права родителей в школе

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные.

Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники.

Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распространите знания! Отправьте статью тем, кому она пригодится

Основание: статья 44 закона об образовании.

Зачем.

Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать.

При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями.

А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу.

Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов.

Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт.

Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем.

Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

См. также:

Основание: статья 43 Конституции РФ.

Зачем.

С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия.

Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.

Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.

Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор.
Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.

См. также:

Как экономить, меньше тратить и больше зарабатыватьРассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

Основание: статья 34 закона об образовании.

Зачем.

В каждой школе есть образовательная программа, по которой учат детей. Для родителей это бесплатно. При этом любая школа может ввести платные услуги — с ценами, которые утверждает местная администрация. Список и стоимость услуг публикуются на сайте школы.

Иногда родителям навязывают дополнительные занятия по отдельным предметам или обучение за рамками школьной программы. А еще проводят олимпиады, где нужно платить за участие и бланки. Все платные занятия — только добровольно.

Обязательную программу вам обязаны обеспечить за счет бюджета, дополнительные занятия — по желанию. Если учителю нужно набрать учеников в секцию робототехники или на факультатив по английскому, он не может заставить родителей платить или снизить ребенку оценку из-за отказа.

Как реализовать. Если с вас требуют деньги за какие-то занятия, сразу проверьте на сайте школы, что это за услуга и сколько она стоит. Если не хотите платить, имеете право. Но тогда и посещать занятия ребенок не сможет. Бесплатно — только основная образовательная программа.

Если с вас требуют деньги и навязывают услуги, жалуйтесь в департамент образования, Рособрнадзор или прокуратуру. Хотя чаще всего хватает ссылки на статью 5.57 КоАП РФ — там о штрафах за нарушение прав в школе.

См. также:

Основание: статья 17 закона об образовании.

Зачем.

Родители обязаны сделать так, чтобы у ребенка было среднее образование. Но они не обязаны отдавать его в школу. Учиться можно и дома: это форма обучения, предусмотренная законом. Так может учиться вообще любой ребенок. Главное — проходить промежуточную аттестацию.

Семейное обучение — это не то же, что домашнее обучение, когда учителя приходят на дом к больному ребенку. Семейное обучение — это выбор родителей и их ответственность.

Как реализовать. Если решили перейти на семейное обучение, сообщите об этом школе. Вам дадут бланки заявлений, помогут составить план аттестации и консультаций с учителями.

Оцените свои возможности: учиться дома — это не значит не учиться совсем. Семейное обучение требует даже больше организации, дисциплины и сил, чем обычное школьное.

Но это ваше право, а еще — возможность сэкономить деньги на форме, учебниках и нуждах класса.

Промежуточная аттестация в школе будет бесплатной. Раньше родителям давали компенсацию за семейное обучение, но с 2013 года ее не платят.

Основание: статья 44 закона об образовании.

Зачем.

В официальных документах школы можно найти много интересного: кто участвует в управлении, чем еще кроме учебы может заниматься школа, есть ли продленка и летний лагерь, может ли внутри работать платное кафе, какие обязанности у директора и за что его можно уволить. Еще в уставе написано, как ученики могут влиять на важные вопросы и что происходит с деньгами родителей.

Кроме устава есть лицензия, приказы и разные положения. Например, есть официальное положение о школьной форме, пропускном режиме и работе библиотеки.

Школа обязательно публикует отчеты о том, как тратит деньги и использует имущество. Если в школе была проверка, должен быть отчет о результатах и нарушениях.

Все это публикуется в открытом доступе и регулярно обновляется. В любых непонятных ситуациях нужно смотреть документы.

Как реализовать. Зайдите на сайт любой школы. Все документы должны быть там: отсканированные, с печатями и обязательно в актуальной редакции. Изучить документы можно еще до зачисления ребенка в школу. Например, чтобы узнать, есть ли там продленка, и найти требования к школьной форме.

  • Если на сайте школы нет документов, пожалуйтесь в департамент образования — скорее всего, документы появятся в течение дня, с этим сейчас строго.
  • Если в процессе обучения возникнет спорный вопрос, попросите показать документ, который его регулирует.
  • Основание: статья 38 закона об образовании.

Зачем.

Школа может прописать в уставе или официальном положении требования к школьной форме: цвету, фасону, правилам ношения. Но школа не может обязать родителей покупать школьную форму в определенном магазине, отшивать в одном определенном ателье или закупать централизованно.

Это же касается обуви, канцелярских принадлежностей и любых других вещей, которые должны обеспечить родители. При выборе моделей школа должна учитывать мнение родителей.

Как реализовать. Еще до зачисления в школу проверьте устав на сайте. Если в школе есть требования к форме, это должно быть указано в уставе. Потом найдите на сайте или запросите в администрации документ, в котором описаны модели.

Узнайте, где школа предлагает покупать форму — именно предлагает, а не требует. По закону школа имеет право проводить централизованные закупки, это может обойтись дешевле.

Но это должно быть совместным решением родителей, после чего школа объявляет торги или закупает форму другим способом, который предусмотрен законом.

Но не наоборот: нельзя сначала объявить торги, закупить форму, а потом заставить родителей выкупить ее.

Принимая решение о покупке, просите показать не только фотографии моделей, но и пошитые образцы: часто поставщики шьют форму из ткани, которая колется, быстро закатывается и вытягивается.

Читайте также:  Доплата за 1 группу инвалидности

Если вы не хотите покупать форму у конкретного поставщика, то не обязаны это делать. Можете сшить форму сами или купить в любом магазине подходящую по описанию модель.

Если на собрании вам говорят, что покупать школьную форму нужно в конкретном месте, напомните школьной администрации, что в законах нет такого требования.

Если в школьных документах указан поставщик, это нарушение — такое условие недействительно.

Узнайте, кому и какие компенсации положены при покупке формы. Обычно ее бесплатно выдают многодетным и малообеспеченным семьям. Или родителям платят компенсацию в фиксированном размере — условия и суммы зависят от региона.

См. также:

Основание: статья 12 закона об образовании.

Зачем.

Российские школы работают не по одной образовательной программе. Есть общие стандарты, но количество часов, темы уроков, план обучения в разных школах могут отличаться. Как и чему будут учить детей в конкретной школе, написано в образовательной программе — это официальный документ, который утверждает департамент образования. Любой родитель может заранее сравнить программы в разных школах.

В программе описано, какие будут темы уроков по истории, что проходят по химии и сколько часов английского языка в неделю в 7 классе.

Как реализовать. Основные и дополнительные образовательные программы обязательно размещаются на сайте школ. Если хотите сравнить, просто находите нужный раздел и читаете. У каждой программы есть короткое описание.

В том же разделе есть график учебы с датами каникул — можно спланировать отпуск. Еще школы публикуют учебный план с детальной разбивкой по неделям и количеству уроков.

Там рассчитана даже нагрузка по времени выполнения домашнего задания в зависимости от класса.

См. также:

Основание: статья 44 закона об образовании.

Зачем.

Если ребенок не пройдет аттестацию или не усвоит предмет, у него могут быть проблемы с переводом в другой класс и зачислением в вуз. Чтобы понять, по каким предметам нужно дополнительно заниматься, стоит ли нанимать репетитора или проще поменять школу, нужно интересоваться оценками за отдельные задания и по предметам в целом по итогам четверти или года. Учителя часто говорят, что журнал — это собственность учителя, и не показывают его детям.

Но родителям показать обязаны. Причем посмотреть оценки и узнать, как учится ребенок, может и мать, и отец. Для этого не нужно спрашивать разрешения второго родителя.

Как реализовать. Попросите учителя выставлять текущие оценки по каждому предмету в дневник. Иногда это делают раз в две недели. Можно на отдельном листе. Еще оценками можно интересоваться индивидуально: просто прийти и посмотреть журнал.

Но предварительно стоит согласовать это с классным руководителем. Иногда плохие оценки у всего класса говорят о том, что нужно сменить учителя: родители идут к директору, классу меняют учителя по конкретному предмету — в результате экономия на репетиторах.

См. также:

  • Сколько зарабатывают люди без высшего образования
  • Как накопить на обучение

Основание: статья 34 закона об образовании.

Зачем.

Несовершеннолетние дети еще не могут реализовать свои права и защитить интересы. Ребенок не может давать согласие на медицинское обследование, обработку персональных данных и решать, сдавать ли деньги на ремонт школы. За него это делают родители или законные представители. Если ребенка обидят в школе, заявление на обидчиков напишут родители. Если ребенку ставят двойки по физкультуре за то, что он не ходит в секцию, разбираться тоже будут родители.

Еще родители могут писать жалобы на нарушение прав детей, а сами дети не могут.

Как реализовать. Если в школе нарушают права ребенка на доступное образование, охрану здоровья или отдых, пишите жалобы: директору, в департамент образования, в прокуратуру. Каждую жалобу обязаны рассмотреть и отреагировать на нее.

Если детей во время каникул заставляют красить забор, делают им прививки и задают слишком много домашних заданий, это хоть и не касается родителей напрямую, но повод для жалобы или даже суда.

Родители могут использовать любые законные способы для защиты прав детей.

См. также:

Основание: статья 44 закона об образовании.

Зачем.

Никто не может обследовать или тестировать ребенка без согласия родителей. Если детей обследовали врачи или с ними работали психологи, родители могут запросить результаты. Это поможет вовремя сориентироваться, чтобы получить помощь: коррекционное обучение, консультации психолога или медицинскую реабилитацию.

Как реализовать. Если в школе проводили обследование, напишите заявление, чтобы вам предоставили результаты. Иногда достаточно сходить к школьному психологу или медсестре: о результатах расскажут и без заявления. Если не хотите, чтобы ребенка проверяли, не давайте согласия. Или придите в школу, чтобы с ребенком беседовали при вас: имеете право.

Основание: статья 44 закона об образовании.

Зачем.

Родители могут влиять на решения в школе: сколько платить за охрану, разделять ли один класс на два, каким семьям оказывать материальную поддержку, как распределить стипендии между детьми, на что потратить спонсорскую помощь. Можно просто соглашаться с суммами сборов и режимом обучения, а можно войти в состав родительского комитета или управляющего совета и влиять на решения.

Как реализовать. Узнайте, как родители могут принимать участие в управлении школой. Информация есть в уставе, а устав — на сайте школы. Попробуйте войти в состав управляющего органа лично или уточните, кто из родителей туда ходит. Следите за общешкольными родительскими собраниями, изучайте классные и школьные отчеты.

См. также:

  • Как работает родительский комитет

Это права, которые гарантированы родителям законом об образовании. Еще есть права, установленные на местном уровне и даже в конкретной школе. Например, право на бесплатное питание для многодетных семей или бесплатную школьную форму. Основной источник информации о правах и возможностях в конкретной школе — ее официальный сайт.

Учитель занижает оценки. Что можно сделать?

“Здравствуйте! Я считаю, что моему ребёнку намеренно занижают оценки по основным предметам. Как мне быть?”

Это распространенная ситуация в школе: родители считают, что оценки их детям занижают, учитель же думает обратное. Как понять, что учитель действительно занижает оценки и что делать, если это так. Разбираемся с нашим юристом.

Как понять, что учитель занижает оценки

Самый главный и единственный критерий —  оценка поставлена не по открытым и прозрачным критериям, а так, как учителю заблагорассудится, исходя из личных предпочтений. Разница между первым и вторым в том, что объективные критерии учитель может объяснить и доказать, а личное отношение — нет. 

Почему учитель занижает оценки

Обстоятельства. Учитель, как и ученик, всего лишь человек. Он может не расслышать ответ ученика или невнимательно прочитать его проверочную работу. Если сразу или спустя небольшое время сказать учителю о том, что он не так воспринял ответ ученика, скорее всего, он согласится и пересмотрит оценку. 

Также в силу обстоятельств учитель может быть не в духе и действительно придраться к ученику. Вряд ли у ученика получится что-то объяснить учителю сразу: договоритесь о пересдаче оценки и повторите свой ответ. В другой обстановке учитель может поставить вам справедливую оценку. 

Критерии оценки не понятны ученику. Учитель руководствуется критериями оценки, принятыми в школе. В школах с углубленным изучением математики могут быть свои требования к оформлению письменных работ, отличные от других школ.

Ученик, пришедший из другой школы, может просто об этом не знать. Тогда нужно задать вопрос учителю — он объяснит свои требования.

Если задавать вопросы не осуждая, а вежливо, пытаясь разобраться, то скорее всего учитель спокойно ответит на них. 

Кто отвечает за низкие оценки?

Предвзятое отношение. К сожалению, такое бывает. И это действительно повод требовать справедливой оценки. Другое дело, что само по себе разбирательство только усугубит отношения. И чаще всего такие учителя не идут навстречу и не соглашаются разбираться в отношениях, рассказывать всю правду о том, почему им не нравится ученик.

Что делать, если учитель занижает оценки

Изучить критерии оценивания. Если ребенок не согласен с оценкой, нужно изучить локальный акт школы об оценивании и его критериях.

Если видно, что ребенок выполнил критерии в своем ответе, то это повод обратиться с жалобой и претендовать на справедливую оценку.

Если стало ясно, что ребенок не выполнил все требования, но они ему непонятны, нужно просить учителя, чтобы он объяснил их и дал пример правильного ответа. 

Получить «второе мнение». Попросите другого учителя или репетитора оценить ответ ребенка и дать пример правильного ответа. Это поможет доказать свою правоту, когда вы будете составлять жалобу. Если это возможно, то запишите мнение на аудионоситель и прикрепите его к жалобу или зафиксируйте мнение письменно. 

Ребенок не сдал ЕГЭ и весь мир рухнул

Написать жалобу директору. Согласно статье 45 закона «Об образовании» у детей и родителей есть право на защиту своих прав. Для этого составьте жалобу на имя директора: 

  • изложите в ней ситуацию, 
  • опишите критерии, которые выполнил ребенок, 
  • приложите письменные работы (если это возможно),
  • приложите мнение другого специалиста,
  • сообщите, на что вы претендуете. 

Можно написать обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, вынести вопрос на рассмотрение педсовета, родительского комитета.Если у вас есть претензии к процедуре рассмотрения, отправьте жалобу в районный отдел образования. 

На какие нормативные документы вы можете опираться

Прежде всего, на федеральный закон «Об образовании в РФ», а конкретно на статью 45, согласно которой родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

  1. Направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

  2. Обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.

  3. Использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Читайте также:  Дело против эстонского коллекторского агенства

Еще на статью 44  этого же федерального закона «Об образовании в РФ», которая говорит, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с оценками успеваемости своих детей.

Права детей в России, связанные с образованием

Более того, согласно статье 25 федерального закона «Об образовании в РФ», образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ.

На основании устава образовательной организации должны быть приняты дополнительные локальные акты, которые определяют требования к выставлению оценок (например, Положение о системе оценивания, или Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости, или Положение о промежуточной и итоговой аттестации), где должны быть прописаны четкие сроки заполнения электронного журнала (дневника) и критерии оценивания обучающегося.

Европейский суд по правам человека

Дата Постановления: 13/11/2000. Номер жалобы: 57325/00. Статьи Конвенции: 14, Протокол 1 ст. 2 . Уровень значимости: Сборник — высокий. 

Суть: в своей жалобе в Европейский Суд заявители утверждали, среди прочего, что при реализации своего права на образование они стали жертвами дискриминации по признаку расового или этнического происхождения

БОЛЬШАЯ ПАЛАТА

ДЕЛО «D.H. И ДРУГИЕ ЗАЯВИТЕЛИ ПРОТИВ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» [D.H. AND OTHERS V. THE CZECH REPUBLIC]

(жалоба № 57325/00)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Страсбург 13 ноября 2007 г.

Настоящее постановление вступило в силу, но в его текст могут быть внесены редакционные изменения.

По делу «D.H. и другие заявители против Чешской Республики»

Европейский Суд по правам человека1, рассматривая дело Большой Палатой в составе:

сэра Николаса Братца, Председателя Большой Палаты Европейского Суда,

г-на Б.М. Зупанчича, г-на Р. Тюрмена,

г-на К. Юнгвирта,

г-на Ж. Касадеваля,

г-жи М. Цаца-Николовской, г-на К. Трайа,

г-на В. Загребельского, г-жи Э. Штейнер,

г-на Х. Боррего Боррего, г-жи А. Гюлумян,

г-на Х. Гаджиева,

г-на Д. Шпильманна, г-на С.Э. Йебенса,

г-на Я. Шикуты, г-жи И. Зиемеле,

  • г-на М. Виллигера, судей,
  • а также при участии г-на М. О’Бойла, заместителя Секретаря-Канцлера Европейского Суда,
  • проведя 17 января и 19 сентября 2007 г. совещания за закрытыми дверями, в последний из указанных дней вынес следующее постановление:

ПРОЦЕДУРА В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ

  1. Дело было возбуждено по жалобе (№ 57325/00) против Чешской Республики, поданной в Европейский Суд 18 апреля 2000 г. согласно статье 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) восемнадцатью гражданами Чешской Республики (далее — заявители), информация о которых содержится в приложении к настоящему постановлению (далее — приложение).

  2. Интересы заявителей в Европейском Суде представляли Европейский центр прав цыган, неправительственная организация со штаб-квартирой в Будапеште, лорд Лестер Херн-Хиллский, королевский адвокат, г-н Дж.

    Голдстон, член Ассоциации адвокатов штата Нью-Йорк, и г-н Д. Струпек, адвокат, практикующий в Чешской Республике. Интересы властей Чешской Республики (далее — государство-ответчик) в Европейском Суде представлял г-н В.А.

    Шорм, Представитель Чешской Республики при Европейском Суде по правам человека.

  3. В своей жалобе в Европейский Суд заявители утверждали, среди прочего, что при реализации своего права на образование они стали жертвами дискриминации по признаку расового или этнического происхождения.

  4. Жалоба была передана в производство Второй Секции Европейского Суда (пункт 1 правила 52 Регламента Европейского Суда). Внутри этой Секции на основании пункта 1 правила 26 Регламента Европейского Суда была образована Палата для рассмотрения настоящего дела (пункт 1 статьи 27 Конвенции).

  5. Решением от 1 марта 2005 г., после проведения слушания по вопросу о приемлемости жалобы для ее рассмотрения по существу и по существу дела (пункт 3 правила 54 Регламента Европейского Суда), Палата признала жалобу частично приемлемой для рассмотрения по существу.

  6. 7 февраля Палата указанной Секции в составе судей, г-на Ж.-П. Коста, Председателя Палаты, г-на А.Б. Бака, г-на Кабрал Баррето, г-на К. Юнгвирта, г-на В. Буткевича, г-жи А. Муларони и г-жи

    Д. Йочиенэ, а также г-жи С. Долле, Секретаря Секции, вынесла постановление (шестью голосами «за» и одним голосом «против») о том, что никакого нарушения требований статьи 14 Конвенции в сочетании с требованиями пункта 1 Протокола № 1 к Конвенции допущено не было.

  7. 5 мая 2006 г. заявители ходатайствовали — на основании статьи 43 Конвенции — о передаче дела на рассмотрение Большой Палаты Европейского Суда. Коллегия судей в составе пяти членов Большой Палаты удовлетворила это ходатайство 3 июля 2006 г.

  8. Состав Большой Палаты был определен в соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 27 Конвенции и правила 24 Регламента Европейского Суда. На завершающей стадии совещания г-н К. Трайа и г-н Ж. Касадеваль, запасные судьи, заменили г-на Х. Розакиса и г-на П. Лоренсена, которые лишились возможности участвовать в дальнейшем рассмотрении дела (пункт 3 правила 24 Регламента Европейского Суда).

  9. И заявители, и государство-ответчик представили в Европейский Суд свои замечания по существу дела. Кроме того, были получены письменные замечания от различных неправительственных организаций, а именно Международной ассоциации «Шаг за шагом» [International

Прав ли учитель, если оценку снизил лишь за плохое произношение?

Оленька Мудрец (18521) 12 лет назад Учитель не прав!! ! Раз у вас есть заключение с МПК, ребенка вообще первые пол года не должны оценивать за устные предметы.

Вы с полным правом можете пойти к директору школы и потребовать объяснений за такое отношение к ребенку. Поговорите с учительницей, возможно она таким образом взятку выпрашивает.

С такими детьми обязательно нужно заниматься дополнительно, и то что занижают оценки.. . Делайте выводы.

Мама ребёнка с диагнозом сложная дислалия.

SoNa Мыслитель (6681) 12 лет назад

Оценки это субективно все, так что они не главное, тем более что ребенок имеет проблем с произношением. Хвалите и работайте над произноше, Или школу поменяйте на более подходящую с логопедическими занятиями. Удачи1

нася Гуру (4502) 12 лет назад

учитель совершенно не прав, хотя может это подстегнет ее учить буквы самостоятельно, это от характера девочки зависит, как бы она не замкнулась…

Jane Просветленный (26984) 12 лет назад

К сожалению прав. Стихотворение должно быть не только выучено, но ещё и звучать красиво и выразительно, а логопедические проблемы Вашего ребёнка — это проблемы Ваши и логопеда, но не учителя.

Садыкова ЕленаПросветленный (24242) 12 лет назад

и что мне теперь свои зубы дочке в рот вставить? или учителя? или логопеда? с нашим диагнозом только два пути: либо протез во всю верхнюю челюсть (сами понимаете, что произноение от этого будет только хуже + неудбства, и ещё молчу, что при постановке протеза придется спиливать нижние клыки) или ждать когда зубы вырастут сами (за четыре года дождались только двух передней резцов)

Оксана Семенова Мудрец (15221) 12 лет назад

Когда я училась, учителя всегда снижали оценки. если рассказывают без выражения, путаются, неправильно что-то говорят… так что учитель, скорее всего, прав.

Садыкова ЕленаПросветленный (24242) 12 лет назад

читает то она с выражением (да и стишок-тобыл такой забавный, что без выржения и не раскажешь) и громко.а ещё и учит все сама. обидно, что только за отсутвие зубов 4

Лиля!!! Гуру (3693) 12 лет назад

поговорите с учителем, объясните ей, что произношение-это не каприз ребенка, а болезнь и она может разрушить девочке психику, если будет к этому придираться

….Мур-Мур…. Просветленный (30484) 12 лет назад

неправ конечно, тем более в первом классе, некоторые дети еще невнятно говорят в этом возрасте, а если на иностранном языке, какой вообще может быть спрос с ребенка ? Я думаю, за произношение вообще нельзя снижать оценку, каждый произносит как может …

Амелия Юнгханс Знаток (254) 3 года назад

Учитель не прав. Все дети бывают с разным произношением и нет в этом ничего плохого. Ребенок может не выговаривать различные звуки и это его личное дело. Неужто ребенок учится в школе дикторов?!?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *