Возбуждение адм. дела при нарушении иных прав потребителей

Возбуждение адм. дела при нарушении иных прав потребителейПроцесс привлечения к ответственности неотделим от такой стадии, как возбуждение дела об административном правонарушении.Именно она является началом процедуры производства по административному делу. А значит, уже на этой стадии и потенциальный правонарушитель, и потерпевший должны знать и понимать свои права.

Административная ответственность в большинстве случаев влечет назначение административного наказания. Но до вынесения какого-либо решения (постановления) органы власти должны обеспечить законность каждой стадии дела об административном правонарушении.

С чего начинается привлечение к административной ответственности

Фактически поводов для начала производства по делу об административном правонарушении достаточно много.

Самый очевидный — непосредственное выявление правонарушения. Например, человек курит в неположенном месте и этот факт обнаружили полицейские. В этом случае те лица, которые уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении (а иметь такие полномочия — необходимость) и обнаружили противоправный факт.

Поводом станет и выявление неуполномоченными на составление протокола лицами факта совершение правонарушения. Правда, для возбуждения дела потребуется обратиться к уполномоченному лицу. А последний должен еще доказать событие (факт) правонарушения.

Начать производство по делу уполномоченный сотрудник может и по заявлению третьих лиц. Причем как информации от государственных и муниципальных органов власти.

Так и от граждан, организаций, общественных объединений и публикаций в СМИ. Часто жалоба в государственный орган инициирует процедуру привлечения к административной ответственности.

Конечно, она должна быть обоснованной и подкреплена материалами и подробными сведениями.

Ну и безусловно, возбуждение дела об административном правонарушении в сфере ПДД и в сфере благоустройства территории может начаться с поступления сведений с видеокамер. Конечно, это специальные камеры. Но и процесс рассмотрения дела тоже имеет свои особенности.

Как проходит возбуждение дела об административном правонарушении

Не всегда возбуждение дела начинается с составления протокола. Хотя это, безусловно, самый распространенный вариант. Помимо протокола, уполномоченный сотрудник может начать дело путем составления:

  • протокола осмотра места совершения нарушения
  • применения мер обеспечения (задержание, досмотр и т.п.)
  • постановления о возбуждении дела (составляет прокурор)
  • определения о возбуждении дела (при необходимости административного расследования)

Иногда на месте сразу выносится постановление по делу об административном правонарушении. Это случаи выявления правонарушения, которое влечет предупреждение или штраф. И если нарушитель не оспаривает факт совершения такого правонарушения. Например, при превышении скорости сотрудник ГИБДД при согласии с нарушением вынесет сразу постановление.

Каждый протокол имеет свои особенности составления. Их закрепляет глава 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Итак, любое привлечение к ответственности начинается с момента возбуждения дела. И вправе это делать только уполномоченный сотрудник.

Наибольшим объемом полномочий обладают сотрудники полиции. Перечень правонарушений, которые они могут выявлять и рассматривать обширен. Статья 28.3 КоАП приводит полный перечень со ссылкой на статьи. Это и мелкое хищение, и нарушения на транспорте и т.п.

Помимо сотрудников полиции дело об административном правонарушении могут начать сотрудники налоговой инспекции, федерального казначейства, трудовой инспекции, таможенных и пограничных органов, социальной защиты, Роспотребнадзора и т.д.

Во-первых, не стоит нервничать. Если человек согласен с правонарушением и не готов обжаловать привлечение к административной ответственности, достаточно подписать все документы и исполнить наказание.

Если же нет, то с момента возбуждения дела об административном правонарушении человек может привлечь защитника, заявлять ходатайства и предоставлять доказательства. Он вправе заявить о наличии обстоятельств, при которых дело прекращается.

А также оспаривать порядок привлечения к административной ответственности.

Существенное нарушение такого порядка (когда не разъясняют права, отсутствуют понятые, не уведомили о месте и времени составления протоколов), станет для суда (или вышестоящего органа) основанием отменить наказание.

Обратите внимание: перечень должностных лиц, которые могут начать производство по делу и рассмотрение самого дела утверждают сами органы власти (ст. 28.3 КоАП). Убедитесь, что возбуждение дела начато неуполномоченным лицом, и шанс «выйти сухим из воды» существенно увеличится.

Административное расследование — проблемы применения

Административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат уполномоченных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Понятие административного расследования существенно отличается от понятия проверки, которая представляет собой действия должностных лиц по проведению оценки деятельности хозяйствующих субъектов, направленные на установление соответствия их деятельности (например, производимых и реализуемых товаров) обязательным требованиям (п.6 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

В соответствии с частью3 статьи1 Федерального закона N294-ФЗ, его положения к действиям государственных органов при проведении административного расследования не применяются.

В связи с этим, после назначения административного расследования, осуществление должностным лицом любых процессуальных действий при проведении такого расследования должно соответствовать только требованиям КоАП нормы Федерального закона от 26.12.2008г.

N294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в данном случае применению не подлежат.

После вступления в законную силу 31 марта 2010 года Федерального закона №380-ФЗ О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, административное расследование возможно проводить не только после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей , но и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Составы административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрены статьями 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.14, 8.2, частью 2 ст. 8.42, частью 2 ст. 14.4. В дополнение к этому, с 31 марта текущего года должностные лица Роспотребнадзора вправе возбуждать дела об административных правонарушениях в области охраны здоровья по фактам сокрытия лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями (статья6.1 КоАП). При производстве по делам о таких правонарушениях также предусмотрена возможность проведения административного расследования.

В соответствии со ст. 28.

7 КоАП РФ административное расследование проводится после выявления административного правонарушения, в случае, если для производства по делу необходимо проведение экспертизы, иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. К перечню таких процессуальных действий следует отнести действия уполномоченного должностного лица, связанные, например, с:

— получением объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст.26.3 КоАП), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно

— назначением экспертизы (ст.26.4 КоАП)

— отбором проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст.26.5 КоАП)

— необходимостью получения показаний специальных технических средств (ст.26.8 КоАП)

— направлением в соответствующие территориальные органы и исполнением ими запросов и поручений (ст.26.9 КоАП)

— истребованием сведений (ст.26.10 КоАП).

Административное расследование в обязательном порядке должно сопровождаться осуществлением уполномоченным должностным лицом хотя бы одного из вышеперечисленных процессуальных действий.

Совершение таких действий должно подтверждаться соответствующими материалами дела (например, письменными объяснениями участника дела, определением о назначении экспертизы, протоколом отбора образцов, запросами, поручениями, письменными требованиями о представлении сведений), оформленными должностным лицом, в производстве которого данное дело находится.

Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования

Такое решение принимается должностными лицами, перечисленными в ст.28.3 КоАП РФ в виде определения. Круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования является исчерпывающим.

Такое решение принимается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях на основании ч.2 и ч.3 ст.22.3 и ч.4 ст.28.3 и приказа Роспотребнадзора от 01.06.2005 N421 Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Оно должно состоять из реальных действий, направленных на получение сведений, в т.ч. путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей и т.п.

  • Отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом №294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Основаниями для проведения должностными лицами Роспотребнадзора проверок, в соответствии с частью3 статьи9, частью2 статьи10 Федерального закона N294-ФЗ, являются:
  • 1) ежегодные планы проверок
  • 2) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований
  • 3) поступление обращений (заявлений), информации о фактах возникновения угрозы причинения либо о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде
  • 4) обращения потребителей, права которых нарушены
  • 5) приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Читайте также:  При выходе из автобуса получил травмы

В то же время, исчерпывающий перечень таких обстоятельств установлен частью 1 ст.24.5 КоАП, в соответствии с которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. 1) отсутствие события административного правонарушения
  2. 2) отсутствие состава административного правонарушения
  3. 3) действия лица в состоянии крайней необходимости
  4. 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания
  5. 5) отмена закона, установившего административную ответственность
  6. 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности
  7. 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела
  8. 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как видно из вышеперечисленного, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В связи с этим, возбуждение дела об административном правонарушении допускается во всех случаях, когда поступившие материалы сообщения, обращения содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, даже если при этом они не могут послужить основанием для внеплановой проверки (например, сообщения о нарушении прав потребителей, содержащиеся не в жалобах граждан, сообщения о нарушении санитарно-эпидемиологических требований, не содержащие сведений о причинении или об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан). В таких случаях уполномоченное должностное лицо получает повод к возбуждению дела об административном правонарушении немедленно, при этом достаточность таких данных должна быть установлена самим должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

В случае если в ходе уже начатого административного расследования возникает необходимость установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, к действиям должностных лиц, в производстве которых находится данное дело, нормы Федерального закона N294-ФЗ не применяются.

Например, в ходе административного расследования в отношении продавца по факту продажи несоответствующей установленным требованиям продукции, в отношении изготовителя и (или) поставщика данной продукции также допускается осуществление процессуальных действий (например, по истребованию сведений, объяснений, отбору образцов продукции), при этом организовывать в отношении них проверки в порядке, установленном Федеральным законом N294-ФЗ, не требуется.

В соответствии с частью3 ст.28.1 КоАП дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, только при наличии двух факторов, а именно:

1. хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью1 статьи28.1 КоАП, которыми являются:

  • а) непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
  • б) поступившие из государственных правоохранительных и иных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
  • в) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения

2. достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Очевидно, что критерий достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, относится только к случаю, когда поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение такого правонарушения.

В случае получения иных поводов для возбуждения дела, а именно при поступлении соответствующих материалов, сообщений, заявлений, дело может быть возбуждено даже при отсутствии в поступивших материалах, сообщении, заявлении достаточных данных о событии правонарушения.

Например, достаточными данными о наличии события административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3-6.7, 6.14, или 8.

2 КоАП РФ, являются сведения о самом факте нарушения конкретного требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, даже без указания на то, кем, когда или где такое нарушение совершено.

Определение места и/или времени совершения нарушения, выяснение первичных сведений о лице, совершившем данное правонарушение, сбор и оценка доказательств наличия состава административного правонарушения и будут являться целями административного расследования.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, пртокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Критерий достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, может означать получение уполномоченным должностным лицом информации о возникновении события административного правонарушения, признаки которого определенны отдельной нормой КоАП, устанавливающей административную ответственность за совершение такого правонарушения.

Например, достаточными данными о наличии события административных правонарушений, предусмотренных статьями6.3-6.7, 6.14 или 8.

2 КоАП, являются сведения о самом факте нарушения конкретного требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, даже без указания на то кем, когда или где такое нарушение совершено.

Определение места и/или времени совершения нарушения, выяснение первичных сведений о лице, совершившем данное нарушение*, сбор и оценка доказательств наличия состава административного правонарушения и будут являться целями административного расследования.

  1. Необходимость в указанных целях проводить проверку в порядке, установленном Федеральным законом N294-ФЗ, КоАП не устанавливает.
  2. Таким образом, основанием для проведения административного расследования являются сведения о факте совершения административного правонарушения, которые должны не только подтверждать факт наличия события административного правонарушения, Нои соответствовать критерию достаточности данных о событии такого правонарушения.
  3. Порядок вынесения определения о возбуждении дела и проведении административного расследования.

Определение о возбуждении дела и проведении административного выносится немедленно (т.е. тотчас, сразу же) после выявления административного правонарушения (однако не стоит упускать из виду, что сам этот факт может быть установлен в результате проведения административного расследования).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Сведения в соответствии с ч.3 ст.28.7 в упомянутом определении указываются обязательно отсутствие хотя бы одного из них обесценивает определение.

  • При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования соответствующее должностное лицо обязано:
  • 1) разъяснить права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, лицам, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении, о чем в определении делается соответствующая запись
  • 2) направить его копию по почте, либо вручить в руки (в ходе личной встречи) под расписку лицу, в отношении которого данное определение вынесено, а также потерпевшему.
  • Место проведения административного расследования, его сроки.
  • Административное расследование проводится либо по месту совершения (например, по месту нарушения прав потребителей) административного правонарушения, либо по месту его выявления.
  • Срок административного расследования:

1) не может превышать календарного месяца (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Отсчет срока начинается со следующего после того, как вынесено соответствующее определение дня

2) в исключительных случаях может быть продлен на срок не более одного календарного месяца. При этом нужно учесть, что:

а) срок может быть продлен только по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении

Процессуальные нарушения по делам об административных правонарушениях

Судебная практика исходит из того, что грубейшие процессуальные нарушения, допускаемые административными органами при производстве по делам об административных правонарушениях, являются основанием для признания оспариваемых постановлений о привлечении к административной ответственности незаконными.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа, которым заявитель привлечен к административной ответственности на основании части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.

Читайте также:  Как вывести ребенка по путевке за границу если папа в тюрьме?

Решением суда первой инстанции названное постановление признано незаконным и отменено.

Апелляционный суд, установив предусмотренные пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ безусловные основания для отмены решения суда первой инстанции и в соответствии с частью 6.

1 статьи 268 АПК РФ рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, признал нарушение заявителем требований пожарной безопасности, однако удовлетворил заявление исходя из того, что административный орган нарушил порядок привлечения заявителя к административной ответственности — не известил общество о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

При этом апелляционный суд руководствовался следующими положениями КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.

6 названного Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно статье 29.

7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Апелляционный суд, исследовав и оценив материалы дела, пришел к выводу об отсутствии доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте совершения указанных процессуальных действий.

Административная ответственность за нарушение прав потребителей. | Права потребителей

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

За нарушение прав потребителей законодательство устанавливает не только гражданско-правовую, но и административную ответственность. Гражданско-правовая ответственность вытекает, как правило, из договорных отношений и заключается в основном во взыс­кании неустойки и убытков.

Административно-правовая от­ветственность является следствием осуществления федераль­ными органами исполнительной власти своих контрольных функций и состоит в наложении штрафов и выдаче предпи­саний различного рода на правонарушителей-граждан и юри­дических лиц.

Административным правонарушением (проступком) призна­ется противоправное, антиобщественное, виновное (умыш­ленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Административ­ная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соот­ветствии с действующим законодательством уголовной от­ветственности. Исходя из сказанного можно выделить существенные признаки административной ответственности:

  • фактическое основание административной ответствен­ности — административный проступок. Подавляющее большинство нарушений, подпадающих под административную ответственность не настолько вредны, чтобы их можно было квалифицировать как преступления. Поэтому законодатель считает их проступками;
  • наличие своих специфических видов взыскания, ко­торые по своей правовой природе относятся к числу адми­нистративных мер;
  • при привлечении к административной ответственнос­ти наступают особые административные отношения, регу­лируемые нормами административного и процессуального права, одним из субъектов этих отношений обязательно вы­ступает правонарушитель, а другой — представитель го­сударства, обладающий полномочиями по привлечению к административной ответственности.— наличие особого порядка привлечения к ответствен­ности:
  • внесудебный порядок рассмотрения дел (ст. 194 КоАП РСФСР);
  • сравнительная простота производства по времени. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом, правомочным рассматривать такие дела, протокола об административном правонарушении (ст. 257 КоАП РСФСР), также устанав­ливаются специальные сроки, которые характерны для не­которых составов правонарушений —3,5,7 дней (ч. 2 ст. 257 КоАП РСФСР);
  • сравнительно короткие сроки привлечения к ответ­ственности;
  • отсутствие судимости.

Административное взыскание является мерой ответствен­ности и применяется в целях воспитания лица, совершив­шего административное правонарушение, а также предуп­реждения свершения новых правонарушений как самим пра­вонарушителем, так и другими лицами. Выделяют следующие виды административных взысканий:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или его конфискация, явившегося орудием совершения или не­посредственным объектом административного правонаруше­ния;
  • лишение специального права;
  • исправительные работы; административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без граж­данства.

Поскольку административ­ные проступки менее вредны, чем преступления, админис­тративные взыскания менее суровы, чем уголовные наказа­ния. При этом многие из них часто не причиняют непосред­ственного материального вреда. Поэтому средства гражданско-правового принуждения в таких случаях не могут при­меняться.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2-х месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовно­го дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыс­кание может быть наложено не позднее месяца со дня при­нятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Постановление о наложении штрафа может быть обжало­вано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, реше­ние которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесе­ния постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Действующее административное законодательство предусматривает различные составы ад­министративных правонарушений в области финансов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и др.

, за совер­шение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности. Но по социальной значимости наиболее важными, являются нарушения прав потребителей в сфере торговли. В этой области выделяются следующие составы нару­шений и размеры ответственности по ним:

  1. Нарушение правил торговли — продажа това­ров на предприятиях и в организациях, осуществляющих торговлю, независимо от форм собственности, а также гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимате­лей, в нарушение установленных правил реализации това­ров — влечет наложение штрафа в размере от 3 до 25 минималь­ных размеров оплаты труда;
  2. Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена — влечет наложение штрафа от 3 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов либо без таковой:
  3. Продажа товаров ненадлежащего качества или с нару­шением санитарных правил (ст. 146) — продажа товаров. не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектнос­ти и упаковке, на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражда­нами. зарегистрированными в качестве предпринимателей,— влечет наложение штрафа от 3 до 25 минимальных разме­ров оплаты труда.
  4. Торговля продовольственными товарами в нарушение са­нитарных правил либо без сертификатов и (или) знака со­ответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей,— влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией или без таковой.
  5. Продажа товаров без документов — продажа товаров или иных предметов на предприятиях торговли не­зависимо от форм собственности, а равно на иных предпри­ятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предприни­мателей, без документов, содержащих сведения об изгото­вителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда.
  6. Нарушение государственной дисциплины цен — завышение государственных регулируемых иен (тарифов) на продукцию, предельных цен (тарифов), уста­новленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда.
  7. Продажа подакцизных товаров без маркировки марка­ми установленных образцов — продажа и (или) организация продажи гражданами или индивидуальными предпринимателями подлежащих маркировке марками уста­новленных образцов подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов — влечет наложение штрафа от 10 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда с конфискацией немаркированного то­вара.
  8. Нарушение правил торговли спиртными напитками — нарушение работниками предприятий (органи­заций) торговли и общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками — влечет наложение штрафа от 100 до 200 рублей.
  9. Обман потребителей в небольшом размере — обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблужде­ние относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других пред­приятиях, осуществляющих реализацию товаров или ока­зывающих услуги населению, независимо от форм собствен­ности, а равно гражданами, занимающимися предпринима­тельской деятельностью в сфере торговли (услуг), совер­шенные в небольшом размере,— влечет наложение штрафа от 1 до 30 минимальных раз­меров оплаты труда.
Читайте также:  Пенсия по потере одного кормильца

Действующее законодательство наделяет ряд государственных органов полномочиями по защите прав потребителей. Один из них Министерство по антимонопольной политике и его территориальные подразделения.

Данный орган рассматривает дела о нарушении антимонополь­ного законодательства и осуществляет государствен­ный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

В этой области его деятельность можно подразделить на два главных направления:

  1. защита прав конкретного гражданина-потребителя;
  2. защита прав неопределенного круга потребителей.

В первом случае действия антимонопольных органов на­чинаются с рассмотрения конкретных заявлений граждан.

В случае отказа хозяйствующим субъектом в добровольном порядке удовлетворить законные претензии потребителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона и принимают меры к принудитель­ному удовлетворению требований потребителя, путем вы­дачи обязательных для исполнения предписаний.

Помимо этого предусмотрена также выдача предпи­саний о прекращении или о приостановлении продажи то­варов в случаях, если специалистами антимонопольных ор­ганов выявлены следующие нарушения:
1. продажа товаров с истекшим сроком годности;

  1. продажа товаров (выполнение работ), на которые дол­жны быть установлены сроки годности или сроки службы, но они не установлены;
  2. продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге).

Предписание выносится в соответствии с принятым ре­шением в течение трех дней после разбирательства дела или оформляется в течение трех дней со дня составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя). Предписание подлежит добровольному исполнению с обязательным уведомлением об этом антимонопольного орга­на.

В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей антимонопольные органы имеют право воз­буждать дело о привлечении виновных лиц к ответственно­сти. При этом на изготовителя (исполнителя, продавца) может быть наложен штраф в раз­мере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия.

Значитель­ная часчь требований потребителей, как правило, удовлет­воряется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии
Исполнители (изготовители, продавцы) имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полнос­тью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа.
В пределах своей компетенции антимоно­польный орган и направ­ляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановле­нии действия данной лицензии или о ее досрочном аннули­ровании; в органы прокуратуры; другие правоохранитель­ные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам пре­ступлений, связанных с нарушением предусмотренных за­коном прав потребителей.
По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовите­ли, исполнители обязаны предоставить достоверные доку­менты, письменные или устные объяснения и иную инфор­мацию, необходимую для охраны интересов потребителей.
Наряду с антимонопольными органами в сфере защиты прав потребителей действуют и другие государственные органы. Так, контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют орга­ны государственного управления: Госстандарт России, Го­сударственный комитет санэпидемиологического надзора, Министерство экологии и природных ресурсов, Госторгинспекция и их территориальные органы и управления, а так­же другие федеральные органы исполнительной власти. В пределах своей компетенции эти органы вправе направлять предписания об уст­ранении нарушений требований к безопасности товаров, о снятии с производства, о прекращении выпуска и продажи таких товаров, о прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и службы и в случае, когда такие сроки не установлены, но должны быть, а также предписания о приостановлении продажи товаров при отсутствии надлежа­щей информации о них, об отзыве товаров от потребителей.

Федеральные органы исполнительной власти (их терри­ториальные органы) вправе налагать штрафы в случаях:

  1. уклонения от исполнения или несвоевременного испол­нения их законных предписаний изготовителем (исполните­лем, продавцом) и в случае причинения ущерба потребите­лям товарами (работами, услугами), не отвечающими тре­бованиям, предъявляемым к безопасности товаров (работ, услуг),— в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;
  2. продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требова­ниям стандартов,— в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  3. нарушения правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также предос­тавления недостоверных результатов испытаний товаров (ра­бот, услуг) испытательными лабораториями (центрами) при их обязательной сертификации — в размере двукратной сто­имости соответствующих товаров (работ, услуг).

Все вышеуказанные штрафы должны быть уплачены в тридцатидневный срок со дня получения соответствующих решений о наложении штрафов.

Помимо перечисленных органов, наделенных правом при­менять административные взыскания в отношении винов­ных лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей, можно назвать и органы местного самоуправления в лице городского комитета и районных отделов по защите прав потребителей.

Стадии возбуждения административного производства

Возбуждение по делу об административном правонарушении является начальной стадией административного производства. Должностные лица уполномоченные возбуждать административное производство должны иметь на это повод и основания.

Понятие и сущность возбуждения административного производства

Административное производство заводится на гражданина или иное лицо в случаях, прямо предусмотренных законом. Стадия возбуждения административного дела является началом для привлечения виновного к ответственности и вынесения ему административного наказания.

Основанием всегда служит совершение административного проступка. Возбуждать административное производство имеют право должностные лица правоохранительных органов, список которых достаточно объемный.

При этом каждое должностное лицо может только возбуждать те дела, которые относятся к их компетенции. Например, на практике встречаются злоупотребления со стороны полиции, когда они привлекают виновных за нарушение регистрационного режима, дела по которым могут возбуждать только сотрудники ФМС.

Повод к возбуждению административного производства

Начать производство по делу можно только в случаях допускаемых законом.

Поэтому поводами могут послужить следующие события:

  • Выявление правонарушения должностными лицами на месте его совершения
  • В результате полученных запросов, материалов или данных о правонарушении из других административных органов
  • По представленному заявлению граждан или организации, свидетельствующих или располагающих информацией о фактах административного проступка
  • При помощи фиксации технических средств и устройств, например, уличной или дорожной видеосъемки, свидетельствующей о правонарушении на транспорте или в общественном месте
  • Также поводом может послужить решение административного органа в ходе проверки, например, антимонопольной комиссии по фактам нарушения антимонопольного закона

По каждому факту обнаружения или поступления информации должностные лица, уполномоченные на рассмотрения данного рода дел, обязаны отреагировать и если есть основания, возбудить дело производством.

Рекомендуем!  Понятие и виды административного наказания

Начало действия стадии возбуждения административного производства

В административном производстве важен момент, характеризующий его начало.

К таким моментам закон относит:

  • Действия должностного лица, составившего протокол по административному проступку
  • Применение обеспечительных мер производства по делу, сопряженное с составлением протокола о принятых мерах в отношении правонарушителя
  • Принятие решения прокурором о возбуждении административного производства, путем вынесения постановления
  • Составление должностным лицом определения о возбуждении дела, влекущее проведения административного расследования по факту правонарушения
  • Действия сотрудника правоохранительных органов, выраженное в составлении постановления по делу, свидетельствующее о совершенном правонарушении и наложении соответствующего вида административного наказания

Случаи отказа в возбуждении административного производства

Административное производство может не получить своего продолжения на стадии выявления правонарушения или поступивших сведений и материалов, если в ходе расследования обнаружены обстоятельства исключающие производство по делу.

В подобных случаях должностное лицо обязано вынести новое определение, свидетельствующее об отказе в возбуждении дела. К случаям об отказе в возбуждении дела могут послужить такие обстоятельства, как: отсутствие события проступка, например, поступила жалоба со стороны граждан и в ходе проверки факт правонарушения не подтвердился.

Также если гражданин совершает действия, не содержащие признаков состава проступка. Действия не считаются правонарушением, например, в результате крайней необходимости, совершения малозначительного проступка. Отказ в возбуждении дела последует и в случае, когда истечет срок давности для привлечения виновного к ответственности.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *