Уголовное право: мы ехали на машине, за нами погналась машина и включила дальние фары

Хотя большинство автомобилистов знают о назначении дальнего света фар, многие умудряются заведомо включать его, ослепляя встречного водителя. При этом создают аварийные ситуации. Такой резкий скачок освещения заставляет привыкнуть глазам за две-три секунды у 95% водителей, остальные лишь после двадцати секунд с момента вспышки, могут прийти. 

Зачем и почему они это делают?

Действительно, не приятно, когда вас умышленно ослепили. Понимая, что для него важнее личный комфорт, становится еще хуже от такого хамства. Конечно, не все это делают. В чем причина такого поведения?

Вхождение в левый поворот

Устройство фар выполнено таким образом, чтобы не ослеплять встречающихся автолюбителей, при этом они должны создавать яркую освещенность правой стороны дороги. В случае вхождения в левый поворот, получается, что водитель направляет поток света в направлении, перпендикулярном ему. Соответственно, находящиеся в зоне справа и получают вспышку по полной. 

Уголовное право: мы ехали на машине, за нами погналась машина и включила дальние фары

Забывчивость или человеческий фактор

Бывают ситуации, когда ехал длительное время в вечернее время суток за чертой города с включенными фарами. Позже уже въезжаешь на городскую магистраль, забывая переключиться. Часто другие водители начинают подмигивать забывчивому любителю дальнего освещения, пытаясь напомнить ему, что пора бы переключиться на ближний свет.

Может ли неправильная установка ксенона слепить

Здесь сложно осуждать или защищать тех, кто предпочитает ксеноновые лампы. Проблема кроется в другом. Если это правильная установка элементов, они не будут слепить проезжающих на встречном пути. Однако некоторые некорректно ставят такие лампы на свой автомобиль. 

Давайте разбираться, какие ксеноновые устройства слепят водителей:

  • если лампы кустарным способом установлены в рефлекторную фару;
  • плохое качество приборов;
  • неправильно зафиксированы в патроне;
  • если элементы имеют цветовой показатель температуры до 4300 К, они не вызывают дискомфорта, так как приближены максимально к дневному свету. Вот уровнем выше – ловите резкую вспышку;

Уголовное право: мы ехали на машине, за нами погналась машина и включила дальние фары

  • отсутствует система очистки фар, нет регулятора наклона фар с учетом положения машины на дороге;
  • не отрегулированы лампы после установки.

В любом случае не стоит игнорировать настройкой фар. Иногда больше уделяя внимания глобальному ремонту авто, большинство забывает о регулировке фар. Есть и такие, которые вообще не знают об этом. Ездят потом, ослепляя не только дальним, но и ближним светом. Таким водителям полезно будет знать, что правильно отрегулированные фары ближнего света освещают путь до семидесяти метров!

Есть решение: что делать и как наказать любителей ослеплять 

В теоретическом плане и соблюдая правила дорожного движения, будет правильно нажать аварийную кнопку, уменьшить скорость и остановиться.

Хорошо, как сделать это быстро, если ничего не видишь? Можно посоветовать выработать рефлекс с закрытыми глазами находить эту кнопку. На самом деле помогает, если заранее потренироваться.

Такая тренировка пригодится, чтобы, не глядя снизить скорость и затормозить, не причиняя вреда своему здоровью. 

Главное не паниковать! Это можно конечно, только если у вас достаточный опыт вождения и крепкие нервы. Важно не дергать руль и самому вести себя спокойно. Особенно, не рекомендуется пытаться прижаться к обочине «на ощупь». Такие маневры не увенчаются ничем хорошим. 

Учитесь отводить быстро взгляд в сторону, завидев встречный автомобиль с дальним светом. Это поможет, чтобы не дезориентироваться. Можно еще можно один глаз закрыть, вторым наблюдать за дорогой.

В случае с приближенным транспортом с дальним светом, выполнить наоборот, открыв глаз, который был закрыт. Таким образом получится восстановить ослепленное зрение.

Хотя, все это трудно проделать в момент, когда происходит внезапное ослепление. 

Есть хороший способ защитить свои глаза – ночные очки. Они оснащены специальным фильтром, препятствующих бликам, ограждают от дневного света, скачков освещения.

Уголовное право: мы ехали на машине, за нами погналась машина и включила дальние фары

Интересный метод придумали китайцы, помогающий бороться с любителями прижиматься на трассе, ослепляя фарами дальнего света.

Используется хитрое, можно сказать уникальное оружие! Это стикеры, наклеивающиеся на стекло автомобиля. Днем, в вечернее и ночное время эти предметы не привлекают внимания. Если водитель включит дальний свет, так сразу дрожь пойдет по всему его телу. 

Уголовное право: мы ехали на машине, за нами погналась машина и включила дальние фары

Полиция конечно отреагировала на это, заявив, что не запрещено законодательно применение таких наклеек. Только, если создаться из-за этого аварийная ситуация, придется ответить перед судом за такие действия. Стоят эти страшилки от трех до двадцати долларов.  

Уголовное право: мы ехали на машине, за нами погналась машина и включила дальние фары

Нужно ли платить той же монетой обидчику? Иногда, некоторым хочется ответить в ответ, ослепив дальним светом. Но стоит ли опускаться до уровня хама?

Как избежать получения штрафа за передвижение с выключенными или перегоревшими фарами?

Сотрудник ГИБДД имеет право останавливать автомобилистов, которые передвигаются на транспортных средствах с неисправной оптикой. Согласно действующим в России ПДД, на автомобилях даже в дневное время суток должны быть включены световые приборы.

Если машина передвигается с выключенной или неисправной оптикой в ночное время, наказание становится более суровым для ее владельца. Намного обиднее, когда автомобилисты просто забывают включить оптику перед поездкой — за это тоже можно получить штраф.

Уголовное право: мы ехали на машине, за нами погналась машина и включила дальние фары «CAR.RU»

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, за выключенные фары автомобилист должен заплатить штраф в размере 500 рублей. Для многих это незначительное наказание, но даже оно портит репутацию. Правила по использованию световых приборов в транспортном средстве различаются, в зависимости от времени суток.

Итак, что будет, если не включить фары в дневное время? Сперва следует вспомнить, какие именно приборы должны работать. У автомобилистов в России предусматривается выбор — ближний свет, противотуманные фары или ходовые огни.

В темное время суток следует передвигаться с включенным дальним светом фар — преимущественно на трассе. Если же автомобиль передвигается в населенном пункте или навстречу ему едет другая машина, следует включать фары ближнего света. Есть еще один тип оптики — фары-прожекторы. Их удобнее всего использовать за пределами города, когда на пути нет встречных транспортных средств.

Уголовное право: мы ехали на машине, за нами погналась машина и включила дальние фарыДругой случай, если оптика не работала до поездки или вышла из строя в дороге

Если на дорожном полотне предусмотрено достаточное освещение, можно не использовать фары дальнего света. Особо аккуратно стоит обращаться с противотуманками. Заметим, что за их постоянное использование предусматривается наказание в виде штрафа. По правилам, их нужно задействовать, если ухудшается видимость.

Другой случай, если оптика не работала до поездки или вышла из строя в дороге. Если обратить внимание на часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, можно отметить, что водитель с такими неисправностями не может садиться за руль. Особенно это правило применимо, если на улице наблюдается плохая погода, когда видимость значительно ограничена.

Уголовное право: мы ехали на машине, за нами погналась машина и включила дальние фарыЕсли оптика перегорела во время поездки, следует указать на это сотруднику ГИБДД

Если же сотрудник ГИБДД уже остановил автомобилиста и хочет составить протокол за неисправную или выключенную оптику, не нужно ему грубить.

Если в биографии нет нарушений, следует указать сотруднику ДПС, что за последние 6 месяцев не было фактов привлечения к административной ответственности. Эта особенность позволяет смягчить наказание до простого предупреждения.

Если оптика перегорела во время поездки, следует указать на это сотруднику ГИБДД. Высока вероятность, что наказания в виде денежного взыскания тоже получится избежать.

Если в автомобиле используются галогенные лампочки, их гораздо проще заменить в случае необходимости. Поэтому можно перевозить с собой комплект запасных. Для замены не понадобится дополнительного инструмента. Если речь идет о светодиодных блоках, их заменить оперативно не получится.

Итог. Эксплуатация транспортного средства с выключенной или сломанной оптикой наказывается штрафом. Однако у автомобилистов есть способы, которые позволяют смягчить наказание.

Когда ДПС имеет право включать мигалку? И что будет, если сотрудники попадут в ДТП?

Уголовное право: мы ехали на машине, за нами погналась машина и включила дальние фары

Правила дорожного движения дают преимущество на дороге тем автомобилям, у которых включены проблесковые маячки и специальный звуковой сигнал. Но это не однозначное преимущество – водители таких авто тоже имеют определенные обязанности. Мы разобрались в вопросе и готовы рассказать своим читателям все, что нужно знать о спецсигналах и ответственности за их использование.

Читайте также:  Как стать нотариусом и что для этого нужно: требования, особенности получения профессии

Правила дорожного движения написаны понятно и логично, особенно в той части, которая касается приоритета в движении.

Все знают, что почти в любой ситуации на дороге есть те, кто должен уступать дорогу и те, кому ее нужно уступать.

Кроме того, существует четкая и понятная иерархия способов определения приоритетности: наивысший имеет регулировщик, затем идут светофоры, дорожные знаки и разметка.

В ряде ситуаций приоритет определяется ПДД и не зависит от знаков или светофора. Например, при начале движения нужно уступить дорогу всем, кто уже находится на дороге, а при перестроении приоритет у того водителя, который не меняет направления движения.

Но есть одна категория транспортных средств, которая может не придерживаться требований разметки, знаков приоритета и светофоров – это автомобили с включенными специальными сигналами (требования регулировщика они все же обязаны выполнять). Спецсигналы – это:

  • включенные проблесковые маячки синего цвета (а у автомобилей ДПС, ФСО, ФСБ и ВАИ – еще и красного цвета);
  • включенный специальный звуковой сигнал (сирена);
  • специальные цветографические схемы на авто (для автомобилей специальных и оперативных служб).

При этом приоритет такие транспортные средства имеют только в том случае, если включают одновременно проблесковый маячок синего (а иногда и красного) цвета и звуковой сигнал.

Правила дорожного движения говорят о правах таких водителей следующее:

  • если на автомобиле включены одновременно проблесковый маячок и звуковой сигнал, его водитель может не выполнять требования ПДД по части приоритета (кроме сигналов регулировщика). С одной важнейшей оговоркой – убедившись, что другие транспортные средства уступают дорогу такому автомобилю.
  • другие водители, видя транспортное средство с включенной сиреной и проблесковым маячком, обязаны уступить ему дорогу;
  • транспорт со спецсигналами запрещено обгонять;
  • те же права (а со стороны других водителей – обязанности) прописаны и для тех транспортных средств, которые следуют в сопровождении автомобилей с маячком и звуковым сигналом. То есть, если автомобиль ДПС с «мигалками» и сиреной сопровождает кортеж чиновника, автомобили из этого кортежа точно так же могут нарушать правила по части приоритета (и их также нельзя обгонять);
  • если автомобиль со спецсигналами стоит, при приближении к нему другие водители обязаны снизить скорость настолько, чтобы по требованию немедленно остановиться.

Другими словами, автомобилям с включенной сиреной и «мигалкой» (и тем, кого они сопровождают) при движении нужно уступить дорогу, их нельзя обгонять, а если такое авто стоит на месте, перед ним нужно сбросить скорость. А если включена только «мигалка» – дорогу можно не уступать, а спецсигнал несет лишь информационную функцию.

Здесь нужно напомнить суть требования «уступить дорогу» – не начинать, возобновлять или продолжать движение, если из-за этого ТС, имеющее преимущество в движении, будет вынуждено изменить направление или скорость движения. То есть, если движущийся сзади автомобиль ДПС включает сирену и «мигалку», водителю нужно будет сделать что-то, чтобы спецавтомобиль проехал без помех – например, принять вправо или даже остановиться.

Кстати, требования уступить дорогу автомобилю со спецсигналами распространяется не только на автомобили – пешеходы не имеют права начинать переходить дорогу, если к переходу приближается такой автомобиль, а если уже начали переходить – то должны вернуться обратно.

Кроме синих и красных маячков, правилами прописаны еще 2 цвета, использующиеся в ряде случаев:

  • желтый или оранжевый. Не дают приоритета в движении и нужны для предупреждения об опасности. Используются при строительных или ремонтных работах на дорогах, при сопровождении тяжелых или крупных ТС, при перевозках групп детей. Важно: такой маячок позволяет автомобилю не выполнять требования большинства дорожных знаков (за исключением некоторых – в том числе «Уступи дорогу»). Например, автомобиль может выезжать на встречную полосу, ехать в крайней левой полосе на любой скорости, останавливаться там, где это запрещено. Есть и условия: это можно делать лишь при необходимости, и соблюдая правила безопасности дорожного движения.
  • бело-лунный. Их можно ставить только на почтовые автомобили и транспорт, перевозящий деньги или ценности. Включать такой сигнал вместе с сиреной можно только в случае нападения на такой автомобиль. И сигнал снова не дает приоритета (хотя кому он нужен при нападении?), а призван привлечь внимание сотрудников правоохранительных органов.

Раз в ПДД есть обязанность для водителей, в КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение. А в случае со спецсигналами ответственность может быть не только административная, но и уголовная:

  • административная – к ней привлекают тех, кто не предоставил преимущества ТС с включенными спецсигналами. Штраф составляет 500 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей). А если водитель не уступил дорогу машине со специальной раскраской (скорая, МЧС, полиция) – его могут оштрафовать на 3000-5000 рублей и лишить прав на 1-3 месяца;
  • уголовная – она грозит в том случае, если из-за непредоставления преимущества спецтранспорту кто-то погибнет (например, пациент в машине скорой помощи). Водителю может грозить обвинение по статье 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), по ней предусматриваются принудительные или исправительные работы, а также ограничение свободы на срок до 2 лет.

Так что машинам со спецсигналами лучше уступать дорогу. Но вот что делать, если их водители злоупотребляют своими правами?

Не только права, но и обязанности

Есть самое важно, о чем часто не вспоминают, говоря о приоритете автомобилей со спецсигналом. Это – то, что их водители обязаны удостовериться в том, что их маневр (например, проезд под знак «Уступи дорогу» или на красный сигнал светофора) будет безопасным.

Например, автомобиль «Скорой помощи» с тяжелым пациентом спешит в больницу, водитель включил сирену и проблесковый маячок. Он приближается к перекрестку со светофором, на котором для него горит красный сигнал.

Он имеет право проехать на него, но только если убедится – его пропускают автомобили, для которых проезд разрешен.

Обычно такие автомобили притормаживают перед перекрестками, а водители других машин, услышав сирену, более внимательно смотрят по сторонам, чтобы не спровоцировать ДТП.

  • Другой вопрос – когда именно водители спецавтомобилей имеют право включать сирену и маячок. Закон прописывает это достаточно расплывчато – как говорит Максим Демченко из Финуниверситета, право включить сигналы дает выполнение неотложного служебного задания:
  • Правда, учитывая, сколько спецавтомобилей возят высоких и не очень чиновников с включенными сигналами (из-за которых часто перекрываются дороги и создаются пробки), становится понятно – неотложное служебное задание может быть очень разным.
  • Но проблема в том, что рядовой водитель никак не сможет узнать – он вынужден уступить дорогу машине ДПС, которая едет по экстренному вызову (например, на серьезное ДТП) или водителю которой просто надоело ехать как все. Формально узнать причину можно, но только постфактум, говорит юрист Сергей Домрачев:
  • Конечно, в МВД или в МЧС вряд ли смогут подробно расписать в ответе, куда именно и по какой причине двигался автомобиль – но там хотя бы напишут, имел он право включать сигналы, или это «самодеятельность» конкретного сотрудника.
  • И если водитель автомобиля с «мигалкой» действительно не имел право на использование сигнала, ему грозят неприятности, говорит юрист Андрей Харчиков:
  • Правда, надеяться на торжество справедливости в данном случае не стоит – сотрудники ДПС или других силовых органов прекрасно знают закон и понимают, что им грозит за нецелевое использование сигналов, а потому не будут так явно нарушать правила.

Но если «мигалка» установлена на обычный автомобиль, который, к тому же, слишком часто пользуется таким правом – это уже повод для запроса в соответствующий орган власти. И если окажется, что это на авто вообще нельзя было ставить сигнал, справедливости станет чуть больше.

Кто будет виноват в ДТП?

В России несколько лет назад усилили наказание за непредоставление преимущества автомобилям «Скорой помощи» – теперь, если из-за действия водителя пациенту будет причинен тяжелый вред здоровью, он рискует получить штраф в 80 тысяч рублей или до 2 лет тюрьмы. А если пациент умрет из-за этого – виновник может получить до 4 лет лишения свободы. Даже если до уголовной ответственности это не дотягивает – водителя за препятствование действиям медиков «Скорой» накажут штрафом в размере 4000-5000 рублей.

Читайте также:  Развод при беременности и если ребенку нет 1 года: правовые нюансы

С одной стороны, это справедливо – если спецтранспорт имеет преимущество при езде с включенными сигналами, все обязаны уступать ему дорогу. С другой – ответственность несет и водитель самой «Скорой», который обязан убедиться в безопасности маневров.

С этим не так давно был связан судебный прецедент – водитель «Скорой помощи» сбил на пешеходном переходе девушку, когда возвращался на подстанцию (но с включенным проблесковым маячком).

ГИБДД, и суды всех инстанций в итоге признали виновным именно его – и суть даже не в том, что он в момент ДТП не выполнял неотложного задания, а в том, что даже водители спецтранспорта обязаны убеждаться в безопасности своих маневров на дорогах.

Это значит, что водитель должен действовать так, чтобы своими действиями не создавать опасности для движения и не причинять никому ущерба.

Но что будет, если водитель «Скорой» (или пожарного авто, или авто ДПС, ВАИ или другого ведомства) не убедится в безопасности маневра, и попадет в ДТП – но с включенными сигналами и действительно выполняя неотложное задание?

Судебная практика по таким делам противоречивая – например, водителя «Скорой» из Новочеркасска, который столкнулся с легковым автомобилем, следуя на красный свет светофора с очень тяжелым пациентом, суд признал виновником ДТП (хотя он утверждал, что не видел другое авто из-за киоска возле перекрестка). Но в других случаях суд может принять и противоположное решение, акцентируя внимание на том, что спецсигналы все же дают приоритет в движении.

Если же следовать логике, в подобных ситуациях виновны обе стороны: водители спецтранспорта виновны в том, что не убедились в безопасности, а водители других авто – в том, что не уступили дорогу. Так что решения судов будут разными в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств ДТП.

«Двойники» и «такси» с мигалками

На самом деле, проблема автомобилей со спецсигналами тянется достаточно давно – еще в начале 2010-х оказалось, что в России слишком много чиновников (и не только) получают право на сигнал и злоупотребляют им, чтобы добираться на работу (и по другим делам) без пробок.

До 2012 года в стране было около 7 тысяч автомобилей со спецсигналами – это именно «гражданские» автомобили (не полиция или «скорые», а чиновники).

Другие водители были этим явно недовольны, из чего выросло целое движение «Синие ведерки» – когда владельцы приклеивали на свои машины ведерки, очень напоминающие «мигалки» (и формально ничего не нарушали – хоть их и наказывали за нарушение правил перевозок багажа).

В итоге ситуация сдвинулась с мертвой точки, и в 2012 году число гражданских авто с «мигалками» уменьшили до тысячи, а сейчас их вообще не больше 600.

Право пользоваться такими сигналами сохранили немногие чиновники: члены правительства, администрации президента, руководство силовых органов (ФСБ, Росгвардия, Генеральная прокуратура, СК РФ, Минобороны), а также губернаторы. Еще 12 «мигалок» закреплены за Госдумой.

На практике, однако, все немного иначе. До сих пор случаются ситуации, когда спецавтомобили фактически оказывают услуги VIP-такси. Несколько лет назад в Москве это даже стало предметом для уголовного дела – сотрудники МВД на своих служебных автомобилях доставляли обеспеченных клиентов из аэропортов, и брали за это 70 тысяч рублей.

В регионах, отмечает один оппозиционный политик, ситуация еще хуже. Например, если «мигалку» согласовывают на один конкретный автомобиль, появляются его «клоны» с такими же госномерами – и у каждого из них будет свой спецсигнал. А руководство ГИБДД в регионах попросту закрывает на это глаза – лишь бы такие автомобили не выезжали в Москву.

Можно ли получить штраф за включение фар дальнего света

В сегодняшней статье мы разберем вопросы, связанные с фарами дальнего света. Выясним, когда и как можно их включать, поговорим о запретах и ответственности за их нарушение. Итак, начнем…

Нужно ли включать дальний свет в темное время суток?

Согласно пункту 19.1 ПДД, в темноте и при плохой видимости должен быть обязательно включен дальний или ближний свет, вне зависимости от освещенности трассы.

Отметим, что проезд в тоннеле приравнивается к движению в темное время суток, поэтому включать там фары нужно всегда.

К слову, на основании пункта 1.2 ПДД, темным временем суток признается период, начинающийся вечерними сумерками и оканчивающийся утренними. Однако четкий временной интервал нигде не прописан. На практике это означает следующее: час, когда наступило темное время суток, определяет инспектор в каждом конкретном случае.

Итак, вечером, ночью или в тоннеле вы обязательно включаете ближний либо дальний свет фар. Но выбор конкретного режима ограничивается другой нормой — пунктом 19.2 ПДД.

В соответствии с ним, вы переключаетесь с дальнего света на ближний в том случае, если едете по городской освещенной дороге. Ровно то же самое необходимо сделать и в ситуации, когда расстояние до встречного авто меньше 150 метров.

Либо водитель встречной (или даже попутной) машины «моргает» фарами, требуя переключиться на ближний свет. Либо вы сами понимаете, что можете ослепить других участников движения. В остальных случаях вы можете пользоваться дальним светом.

Кстати, под «другими участниками движения» подразумеваются исключительно водители — только их, согласно пункту 19.2 ПДД, нельзя ослеплять. Получается, что на пешеходов такой запрет не распространяется.

И по поводу освещенности дороги. Дело в том, что здесь однозначные критерии отсутствуют. И если по краям установлены фонари, которые еле светят и никак не повышают видимость, то, очевидно, трасса все равно считается освещенной и за переключение на дальний свет вам грозит штраф.

Еще ситуация. Дорога не «украшена» фонарными столбами, но вы, к примеру, едете рядом со стадионом, прожекторы которого бьют на проезжую частью, обеспечивая прекрасную видимость.

Формально дорога не освещена, однако если вы зажгли дальний свет и остановлены инспектором, то ситуацию будет трактовать исключительно он, поскольку, повторимся, законодательно подобные случаи однозначно не урегулированы.

А можно ли включать фары дальнего света днем?

Правилами дорожного движения не запрещается использовать дальние фары днем. А всё, что не запрещено, — разрешено.

Таким образом, вы имеете полное право включать фары дальнего света, что называется, в светлое время суток.

Кстати, один нюанс. Выше мы говорили о требовании переключаться с дальнего света на ближний при движении по освещенной дороге. Но подпадает ли солнечный свет под категорию осветительных приборов?

И здесь нет четкого ответа. А это значит, что подобный аспект также является прерогативной инспектора, который тормозит вас на дороге.

Можно ли включать во время тумана?

Туман — это недостаточная (плохая) видимость. Поэтому здесь ровно те же правила, что и для темного времени суток.

Таким образом, вы можете пользоваться дальним светом в условиях тумана, сильного дождя и снега, а также при возникновении любых других катаклизмов, когда видимость падает до 300 метров и ниже (в данном случае особенности рельефа не в счет — речь исключительно о вре́менном ухудшении дорожной обстановки).

Однако, повторимся, вы не имеете права ослеплять других водителей — если риск этого существует, обязательно переключитесь на ближний свет.

Есть ли наказание за «моргание» дальним светом?

Нет. Более того, такие действия прямо предусматриваются Правилами дорожного движения.

Так, в соответствии с пунктом 19.2 ПДД, вы имеете право «моргать» водителю встречного авто, уведомляя таким образом, что он ослепляет вас.

Читайте также:  Могу ли я подать исковое заявление о снятии с регистрации?

К слову, если тот проигнорировал сигнал, то врубать дальний свет в ответ вы не имеете права.

В случае ослепления ваши действия предельно лаконичны: включение аварийной сигнализации, а затем снижение скорости (без смены полосы движения) и остановка. Никакой ответной ме́сти!

Также, согласно пункту 19.11 ПДД, вы можете попеременно переключаться между ближним и дальним светом перед обгоном, оповещая о маневре впереди идущую машину.

Есть еще практика «моргать» дальними фарами для предупреждения водителей встречных авто о поджидающем впереди наряде ДПС. Безусловно, такой вид оповещения в ПДД не указан, однако сам по себе нарушением он не является. Как уже отмечали выше, вы с полным правом можете пользоваться дальним светом в любое время суток. Но с учетом ограничений, о которых мы тоже упоминали.

И вот тут следует еще раз акцентировать внимание на одной норме. Речь идет о требовании переключаться с дальнего на ближний свет, если расстояние между вами и встречным авто сократилось до 150 метров. Поэтому формально на дистанции меньше этого значения вы, сигналя о «засаде», нарушаете ПДД и рискуете нарваться на штраф.

Совместное использование дальнего света и противотуманных фар: так можно?

  • Несмотря на столь длинный вопрос ответ предельно краток: да.
  • Отметим, что такой тандем никоим образом не регламентирован Правилами дорожного движения (у «противотуманок» свои правила, у дальних фар — свои).
  • И поскольку разрешено всё, что не запрещено, то вы имеете полное право включать одновременно противотуманные огни и фары дальнего света.

Какие штрафы за нарушение правил эксплуатации дальних фар?

Ну, тут законодатель откровенно разгулялся. Такое чувство, что он пел душой, вводя штрафы.

Штраф № 1: неправильное пользование фарами. Да, вас могут банально привлечь за несоблюдение требований эксплуатации внешними световыми приборами.

К примеру, случиться это может при движении с включенными дальними фарами по освещенному участку городской дороги; ослеплении водителя встречного авто; «моргании» дальним светом для предупреждения других участников о наряде ДПС.

Подобные действия чреваты финансовым наказанием 500 рублей в соответствии со статьей 12.20 Административного кодекса.

Штраф № 2: одна из дальних ламп перегорела. К примеру, вы двигаетесь с включенными фарами дальнего света. За вами наблюдает сотрудник ГИБДД, который замечает перегоревшую лампочку (то есть одна фара выдает дальний свет; другая — ближний).

В такой ситуации инспектор может вынести предупреждение, но чаще всего составит протокол за управление машиной с неработающим надлежащим образом световым прибором. Перегоревшая лампочка нарушает пункт 3.3 Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию автомобиля.

Эвакуация авто на штрафстоянку в данном случае не грозит, но вот штраф 500 рублей, согласно части 1 статьи 12.5 Административного кодекса, вполне реален. Однако не всегда подобное финансовое наказание является законным.

Дело в том, что ПДД содержат пункт 2.3.1, согласно которому водитель, обнаруживший в пути неисправность, обязан ее ликвидировать, а если сделать это нельзя, он имеет право ехать на стоянку или в мастерскую. Другими словами, в нашем примере вы можете просто сообщить инспектору, что лампочка перегорела уже в пути, и вы направляетесь к месту ремонта, чтобы ее заменить.

Кстати, иногда спрашивают, что грозит, если не включил дальние фары, когда это нужно. Наш ответ: ничего. В Правилах дорожного движения нет ни одного пункта, требующего при движении включать фары дальнего света. Вы имеете право его включать. Именно право, но никак не обязанность. Соответственно, какому-либо штрафу в случае неиспользования дальних фар вы не подлежите.

Штраф № 3: установка дополнительных фар. А вот этого делать нельзя на основании пункта 3.1 Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию авто.

Указанная норма не разрешает управлять транспортным средством, у которого световые приборы по своему количеству не соответствуют заводским нормативам.

Поэтому если документация предусматривает две фары, значит должно быть не больше двух, иначе это нарушение.

К слову, раздел 3 Приложения № 8 Технического регламента Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии ТС № 877 от 9 декабря 2011 года, разрешает установку дополнительных световых приборов. Однако если говорить о легковых авто, то делать это допускается только на единичных транспортных средствах. Другими словами, лишь в том случае, когда машина выпущена в единственном экземпляре.

Хорошая новость заключается в том, что нарушение Техрегламента не является основанием для штрафа, поскольку Административный кодекс, которым штрафы и предусматриваются, предполагает ответственность за нарушение ПДД.

Однако в подобной ситуации от наказания не уйти: нарушитель будет привлечен опять же по части 1 статьи 12.5 Административного кодекса за управление автомобилем при наличии нарушений в работе световых приборов, предусмотренных пунктом 3.3 Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию. И штраф будет всё тот же — 500 рублей.

Ответственность может быть и серьезней. Установка дополнительных фар и подключение их к автомобильной электросети являются фактически изменением конструкции машины. И в случае признания их таковыми регистрационный учет транспортного средства будет аннулирован сотрудниками ГИБДД в принудительном порядке.

Лишают ли прав за дальние фары?

Такой риск есть. Но лишь при несоответствии рабочего режима и цвета огней требованиям Основных положений по допуску авто к эксплуатации, утвержденных правительственным Постановлением № 1090 от 23 октября 1993 года.

Что касается цвета, то конкретные пояснения содержатся в пункте 3.6 Перечня неисправностей. Так, огни могут быть белыми, либо желтыми, либо оранжевыми. И никакими другими.

А вот четких требований к режиму работы в Перечне неисправностей нет. По этой причине нередки ситуации, когда судья полагает, что режим зависит от типа применяемых ламп, то есть бывает галогеновым, ксеноновым или светодиодным. Но такой вывод неверен.

На помощь снова приходит Техрегламент, в частности, раздел 3, где указано, что внешние световые приборы могут работать в двух режимах: постоянном и проблесковом. Что касается фар дальнего света, то их рабочий режим — постоянный.

Таким образом, попытка лишить вас прав, к примеру, только за то, что «родные» галогеновые лампы дальнего света вы заменили ксеноновыми (биксеноновыми) или светодиодными, является незаконной.

Да, на первый взгляд, это нарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.5 Административного кодекса. Однако Верховный суд Постановлением Пленума ВС № 20 от 25 июня 2019 года подчеркнул, что подобная форма наказания применяется исключительно при одновременном соблюдении двух условий: нарушении режима работы фар и (!) несоответствии цвета огней Основным положениям.

Поэтому если хотя бы одно из условий не выполняется, то наказание грозит лишь по части 1 статьи 12.5 КоАП в виде штрафа 500 рублей. И только если вы поставили «моргающие» дальние фары, цвет которых отличается от белого, желтого или оранжевого, то рискуете превратиться в пешехода на 6-12 месяцев в соответствии с частью 3 статьи 12.5 Административного кодекса.

Есть ли шанс на отмену штрафа за дальний свет?

Безусловно. Поэтому если вы считаете штраф незаконным, обязательно обжалуйте его.

Ранее в судебных процессах безраздельно властвовал принцип «сотрудник полиции всегда прав». Судьи сходили из того, что не имеют оснований сомневаться в показаниях работника МВД. И практика прежних лет целиком основывалась на сведениях, указанных в проколе.

Однако некоторое время назад Верховный суд сделал заключение о том, что один лишь протокол и зоркий глаз инспектора не могут являться основанием для наказания водителя. Требуются и другие доказательства, включая свидетельские показания, а также фото- и видеоматериалы. В их отсутствие попытка привлечь водителя к ответственности является незаконной.

По сути, решение Верхового суда ломает застарелую и унылую практику гарантированных репрессий водителей и вносит в подобные разбирательства бо́льшую беспристрастность и объективность.  

Поэтому обязательно оспаривайте штрафы, особенно в случае привлечения к ответственности на основании одного лишь протокола инспектора и в отсутствие свидетелей, фото- и видеоматериалов. В подобных ситуациях у вас имеются все шансы на отмену штрафа.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *