Сотрудники полиции изъяли компьютеры с не лицензионными программами

Сотрудники полиции изъяли компьютеры с не лицензионными программами

В данной статье я хотел бы остановиться на тех изменениях федерального законодательства, которые  направлены на защиту предпринимателей от необоснованного изъятия органами полиции  электронных носителей информации (компьютеры, жесткие диски, флешки и т.д.).

  •  Остановлюсь на порядке изъятия электронных  носителей информации в рамках возбужденного уголовного дела и во время проведения оперативно-розыскных мероприятий.
  • В рамках возбужденного уголовного дела
  • Если расследуется уголовное дело в сфере предпринимательской деятельности (статьи  159,  160,  165 Уголовного кодекса  РФ), а также  незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, незаконное образование юридического лица, легализация денежных средств, незаконное получение кредита, уклонение от уплаты налогов и другие, то  не допускается необоснованное применение мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе не допускается необоснованное изъятие электронных носителей информации.
  • Исключение из этого правила:
  • вынесено постановление о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации;
  • изъятие электронных носителей информации производится на основании судебного решения;
  • на электронных носителях информации содержится информация, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение.
  1. В таких случаях возможно изъятие электронных носителей по вышеуказанным категориям преступлений.
  2. Электронные носители информации изымаются в ходе производства следственных действий с участием специалиста.
  3. По ходатайству законного владельца электронных носителей информации (обладателя содержащихся на них информации)  специалистом, участвующим в следственном действии, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей  осуществляется копирование информации.
  4. Копирование информации не осуществляется, если она может быть использована для совершения новых преступлений, или копирование информации, по заявлению специалиста, может повлечь ее утрату или изменение.

Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации (обладателю содержащейся на них информации). О такой передаче делается соответствующая запись в протоколе следственного действия.

Также  в ходе производства следственного действия следователь сам вправе осуществить копирование информации, содержащейся на электронном носителе информации.

Изъятые в ходе следственного действия  электронные носители информации должны быть признаны вещественными доказательствами   не позднее 10 суток с момента их изъятия, о чем выносится постановление. По мотивированному ходатайству следователя или дознавателя данный срок  может быть продлен еще на 30 суток соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания.

  • В случае, если для признания электронных носителей  вещественными доказательствами требуется назначение судебной экспертизы, срок вынесения постановления о признании их вещественными доказательствами не может превышать 3 суток с момента получения следователем или дознавателем заключения эксперта.
  • Если электронные носители информации не были  признаны вещественными доказательствами,  то они возвращаются лицам, у которых они были изъяты, не позднее чем через 5 суток по истечении сроков, указанных выше.
  • В рамках оперативно-розыскных мероприятий
  • Изъятие электронных носителей информации возможно в рамка оперативно-розыскного мероприятия: обследование помещений.
  • Перед началом обследования представителю юридического лица ( физическому лицу) предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.
  • При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации ( обладателя содержащейся на них информации информация) копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации (обладателем содержащейся на них информации).
  • Сотрудник, осуществляющий изъятие электронных носителей информации, обеспечивает условия, исключающие возможность их утраты или изменения.
  • Не допускается копирование  информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности .
  • В случае, если на месте проведения обследования невозможно скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием  электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации (обладателю содержащейся на них информации)  в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

Факт изъятия электронных носителей информации оформляется протоколом. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом  данные лица вправе  делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно.

В случае несогласия с  действиями сотрудников по изъятию электронных носителей информации   лица, участвующие в обследовании помещения и у которых изъяты электронные носители, вправе свои замечания  записать в разделе протокола : «замечания или дополнения», указав подробно о допущенных нарушениях.

Указанная статья носит информационный характер и не является консультацией.Изложенные в статье сведения актуальны на момент публикации.При перепечатке ссылка  на сайт и автора обязательна.

(с) 2021 г., адвокат по уголовным делам Евгений Сергеевич Абраменко, advokat-abramenko.ru

Что светит за установку пиратского софта?

Сотрудники полиции изъяли компьютеры с не лицензионными программами

На страницах в СМИ и интернете рассказываются страшные истории последствий установки пиратского софта. Что относится к пиратскому софту? Каковы последствия его установки?

Практически каждый бизнесмен вынужден использовать различного рода бухгалтерские и иные программы, справочные системы.

Что относится к пиратскому софту?

К пиратскому софту относится использование любого нелицензионного ПО. Используя программное обеспечение (ПО), бизнесмены не должны забывать о так называемом авторском праве. Но лицензионное ПО стоит денег и при том не малых, а бизнесу необходимы и бухгалтерские программы, и антивирусники, а также различного рода специализированные программы для проектировщиков и т. п.

Сотрудниками полиции проводятся внезапные рейды на использование в бизнесе компаний пиратского софта. Так, самой дорогой контрафактной программой, найденной полицией является программа для проектировщиков «Solidworks». За лицензионную программу в минимальной комплектации придется выложить порядка 800 тысяч рублей.

Какое наказание предусмотрено за нелегальный софт?

В России за пиратский софт может грозить административная, уголовная ответственность. За незаконное использование нелегального софта предусмотрены штрафы (ст. 7.12 КоАП РФ):

  • для физических лиц — от 1,5 тысяч до 2 тысяч рублей;
  • для руководителей и ИП — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
  • для компаний — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей.

Оштрафовать могут не только руководителя компании, но и программиста или иное лицо, которое устанавливало и обслуживало пиратские программы.

Кроме штрафа, нарушителям грозит конфискация оборудования, на которых установлен пиратский софт.

В том случае если ущерб от использования пиратского софта составит более 100 тысяч рублей, нарушителю уже грозит уголовная ответственность (п. 2 ст. 146 УК РФ):

  • штраф до 200 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного до 18 месяцев;
  • назначение обязательных работ сроком до 480 часов или исправительных работ сроком до 2 лет;
  • лишение свободы сроком до 2-х лет.

Если же ущерб от пиратского софта составит более 1 млн рублей, то нарушителя ждет более суровое наказание (п. 3 ст. 146 УК РФ):

  • назначение принудительных работ сроком до 5 лет;
  • лишение свободы сроком до 6 лет с выплатой штрафа в размере 500 тыс. рублей или без него.

Учитывая высокую стоимость ПО, наступление уголовной ответственности за пиратский софт, не такая уж редкость.

Тем не менее, наказание за пиратский софт в России более мягкое, чем в других странах.

Например, в Японии действует самое суровое наказание за нарушение интеллектуальной собственности. Так, за распространение контрафактной музыки, видеофильмов в Японии можно сесть в тюрьму на 10 лет или заплатить огромный штраф. Простое скачивание нелицензионной программы может стоить пользователю 2 лет лишения свободы.

Часто ли наказывают за использование пиратского софта?

Большинство бизнесменов считают, что его это не коснется, ведь никто не узнает о факте использования нелегальных программ.

Но вот реальная история, которая недавно произошла на Урале. Многодетную мать судили за установку пиратского софта. Женщина была учредителем небольшой компании по производству труб более 14 лет. При проведении проверки ОБЭП обнаружил на компьютерах компании нелицензионную программу «1С». На женщину завели уголовное дело и передали в суд, ущерб был оценен в размере 2,5 млн рублей.

Эта история со счастливым концом, представители «1С» заключили в суде мировое соглашение, и женщина отделалась штрафом в размере 165 тыс. рублей.

А вот другая история. В одной фирме на ноутбуках была установлена нелицензионная программа «1С». Сотрудниками полиции ОМВД была проведена проверка, в результате которой установлен ущерб на сумму 545 тысяч рублей.

Естественно, руководитель фирмы вину отрицал, утверждая, что ноутбуки были приобретены уже с записанной программой. Но суд скептически относится к таким оправданиям. Действия руководителя были квалифицированы по п. 3 ст. 146 УК РФ в особо крупном размере с использованием своего служебного положения.

От реального срока отбывания наказания руководителя спасло наличие малолетних детей, его состояние здоровья и совершение преступления впервые (приговор Шпаковского районного суда от 24.09.2020 № 1-108/2020).

В другом деле использование нелицензионного ПО «1С», «1С-Софт» стоило директору года свободы. Правда, потом реальный срок заменили на условный (приговор Ревдинского городского суда от 16.07.2020 № 1-201/2020).

К сожалению, не все подобные истории имеют хэппи-энд.

Так, реальный уголовный срок по ст. 146 УК РФ получил ИП, который хранил и сбывал пиратский софт. ИП хранил на жестком диске нелицензионные программные продукты «Windows», «ArchiCAD». Предприниматель за деньги устанавливал пиратский софт. Общий размер ущерба составил 559 тысяч рублей (апелляционное постановление Шатурского городского суда от 15.07.2020 № 10-4/2020).

Читайте также:  Проблема с хозяином съемной квартиры. Как доказать что я заплатил за аренду жилья?

Кто занимается расследованием нарушений?

Раскрытием подобных преступлений занимается полиция. Поводом для возбуждения дел может стать как внезапная проверка полицией, так и сообщение о нарушении авторских прав. Сообщить об использовании пиратского софта могут как граждане, так и компании.

В раскрытии преступлений помогают и НКО. Например, НКО «НП поставщиков программных продуктов» контролирует соблюдение авторских прав «1С».

Что грозит за использование нелицензионного ПО? — РИЦ

При пользовании любым программным обеспечением, в том числе бухгалтерским, юридические и физические лица должны соблюдать авторское право разработчика.

Установленное любое нелицензионное ПО и пользование базами данных автоматически делает пользователя ответственным перед законом об авторском праве.

Наказание за нарушение законодательства может быть не только административным, но и уголовным.

Как ищут пользователей нелицензионным софтом

Установлением фактов нарушений закона об авторском праве и преступлений в данной сфере занимается полиция. Чаще всего в отношении нерадивого пользователя действуют ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав», ст. 28.1 КоАП РФ «Возбуждение дела об административном правонарушении» и ст. 140 УПК РФ «Поводы и основание для возбуждения уголовного дела».

Прежде, чем предприятию или частному пользователю предъявит претензии полиция, они могут получать уведомительные письма от разработчиков ПО, например, Microsoft с рекомендацией проверить сеть на наличие сертифицированного ПО. Либо в организацию может поступить звонок от представителя разработчика с предложением проведения аудита действующего программного обеспечения. Итак, возбудить административное/уголовное дело могут по:

  • поступлению заявления от правообладателя ПО;
  • наличию нарушения, выявленным сотрудником полиции;
  • сигналу о нарушении из иных источников.

Пользователь нелицензионного ПО сильно рискует, ведь для полицейской проверки достаточно простого сообщения (устного либо письменного). Сообщить в органы о нарушении законодательства может посетитель компании, ее собственный работник или сотрудник конкурирующей фирмы, сосед, если дома используется нелицензионный софт и т.д.

В этом случае провинившийся оказывается в единственном числе по свою сторону баррикады, а на стороне правоохранительных органов находится ряд заинтересованных компаний и лиц. Отметим, что блюсти авторские права компании «1С» сейчас доверено Некоммерческому партнерству поставщиков программных продуктов (НП ППП).

Все предельно упрощено: на сайте НП ППП размещена почта, которая принимает сообщения с указанием кто и где нарушает авторское право, используя нелицензионные копии программных продуктов 1С. Это можно сделать и анонимно – органы все равно отреагируют на сообщение должным образом.

Экономим ваше время — отвечаем на вопросы кратко, но доходчиво

  1. Исполнение закона об авторском праве и его нарушения под контролем полиции.
  2. Органы начнут проверку, получив любое (официальное, неофициальное, адресное либо анонимное) сообщение. Его может сделать работник компании, сотрудник конкурирующей фирмы, посетитель компании, любой человек, который заподозрил вас в нарушении авторского права.
  3. В расследовании могут участвовать организации третьего сектора (общественные некоммерческие партнерства).
  4. Пиратское пользование софтом и систематизированной информацией от разработчика наказывается административно или уголовно.
  5. Действует либо административное взыскание, либо уголовное.
  6. Согласно статье 1301 ГК РФ устанавливается возмещение ущерба за нарушение авторских прав в сфере программного обеспечения и разработки обновлений к нему.

Административная ответственность за использование нелицензионного ПО

 Используете компьютерные программы, а также базы данных незаконно? Будьте готовы к штрафам в рамках административного взыскания по ст. 7.12 КоАП РФ. Какие штрафные суммы действуют:

  • 1500- 2000 рублей заплатят физические лица;
  • 10000-20000 взыщется с должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • 30000-40000 рублей заплатят со своих счетов организации.

Одновременный штраф последует и для провинившейся организации, и для руководящих лиц, не контролирующих исполнение законодательства. Основная ответственность за пользование нелицензионным софтом 1С ложится на генерального директора, системного администратора, главного бухгалтера, как лиц, использующих для работы организации пиратское ПО.

Судебная практика, подтвержденная недавним примером Мирового суда судебного участка № 99 г. Санкт-Петербурга от 26.04.2018, предписывает к штрафованию и за несанкционированное обновление программ.

Штрафы не окончательная мера наказания. Согласно ст. 7.12 КоАП РФ последует обязательное изъятие контрафактных экземпляров программ вместе с оборудованием, на котором они были установлены.

Итого, организация, незаконно использующая программное обеспечение и его апгрейд наказывается так:

  • платит штраф;
  • лишается контрафактного ПО;
  • утрачивает оборудование с незаконно установленным ПО.

Теперь оцените размер ущерба за любовь «к халяве». Пример из жизни: некая компания, назовем ее N, получила на e-mail письмо от Microsoft о том, что необходимо проверить сеть на наличие их программного обеспечения и заполнить определенный документ. ПО в компании использовали незаконно, не специально, а «все так делают».

Письмо крупнейшего разработчика софта было проигнорировано. Позже поступил звонок от представителя Microsoft с тем же самым предложением. Руководство подсчитало во сколько обойдется замена на лицензионный софт и решило… оставить звонок без внимания.

Через две недели в компанию нагрянула полицейская проверка, по итогам которой предприятию предъявили штраф в размере 2 млн. рублей. Сама сумма достаточно крупная, да к тому же при доказательстве прокуратурой злого умысла все выливалось в уголовную ответственность.

Однако, компании повезло и стороны договорились о компенсации и приобретении лицензионного софта. В итоге компания N заплатила тройную цену, в сравнении с тем, если бы покупала законное ПО изначально.

Мера наказания, как штраф с конфискацией компьютеров действует, если общая стоимость незаконно установленных программ составит до 100 000 рублей (см. примечание к ст. 146 УК РФ). Это административное правонарушение. Если сумма ущерба будет выше, то несанкционированные действия будут квалифицироваться как преступление по УК РФ. Пример предусматривает только административное нарушение (уголовное – нет). Уголовная ответственность за использование нелицензионного программного обеспечения

Определенная стоимость нелегально используемого ПО свыше 100 тыс. рублей влечет уголовное наказание по ч. 2 ст. 146 УК РФ. Ее рассчитывают сотрудники полиции, беря за основу рыночные цены за аналогичные программы (напрямую у производителя либо дилера).

Упомянутая выше статья предусматривает следующие санкции за использование пиратского ПО:

  • штрафная сумма до 200 000 рублей;
  • бесплатные общественные работы сроком до 480 часов;
  • исправительные или принудительные работы сроком до 2 лет;
  • лишение свободы до 2 лет.

Совокупная стоимость пиратского ПО более 1 млн. рублей, подразумевает действие статья ч. 3 ст. 146 УК РФ, здесь наказание гораздо жестче:

  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или без такового.

Данные меры действуют и для, например, директора компании, санкционировавшего установку и пользование нелицензионным программным обеспечением; и для системного администратора, установившего софт с согласия руководителя. Правило действует даже в том случае, если стоимость присвоенного ПО составит менее 1 млн рублей.

Руководителю:

  • в первую очередь обвиняется руководитель организации, даже если утверждает о незнании использования пиратского ПО на его предприятии;
  • предварительное следствие, проведенное полицией по ст. 146 УК РФ, выносит руководству организации обязательный запрос на проверку программного обеспечения, действующего в офисе. Руководитель либо уполномоченное лицо в несколько дней должны предоставить лицензии на имеющиеся ПО или подать заявление об отсутствии лицензионных программ;
  • компания имеет несколько дней для проверки – отговорка руководителя «я не знал» не пройдет;

Использование нелицензионного ПО: ответственность и судебная практика

Программное обеспечение и лицензия

Понятие «программное обеспечение» отсутствует в российском законодательстве.

Законодатель дает определение программы для ЭВМ, под которой понимается «представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения» [1].

По природе возникновения ПО или компьютерная программа являются продуктом интеллектуальной деятельности человека, и права на этот продукт являются правами на интеллектуальную собственность, защищаемыми авторским правом.

Программа для ЭВМ определяется как объект авторского права и охраняется как литературное произведение [2]. Как и право собственности, право интеллектуальной собственности является абсолютным правом.

Собственник ПО имеет исключительное право на него, которое включает право использовать ПО по своему усмотрению, распоряжаться им, разрешать либо запрещать иным лицам пользоваться им.

Указанные выше права на ПО могут быть переданы собственником (автором) иному лицу либо организации частично или в полном объеме, за определенную цену или бесплатно на основании заключенного между продавцом и покупателем лицензионного соглашения.

В случае полной передачи прав на ПО такая передача осуществляется на основании договора об отчуждении исключительного права на ПО с передачей права собственности на него. На практике же чаще всего оформляется договор на передачу части прав на ПО.

Читайте также:  Как можно вернуть деньги у заемщика-банкрота?

Передача прав на ПО осуществляется на основании лицензионного договора, понятие которого дано в ГК РФ.

По договоренности сторон возможно заключение сублицензионного договора, на основании которого приобретатель прав на ПО при наличии письменного согласия собственника предоставляет право использования ПО иному лицу (лицам), оставаясь ответственным за его (их) действия перед собственником ПО. Как правило, сублицензиату предоставляются права на ПО только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором.

Права на ПО по лицензионному договору

В рамках лицензионного договора могут быть предоставлены различные права на использование программного обеспечения. Предусмотрены случаи, когда пользователю программы для ЭВМ предоставляются права сверх установленного в лицензионном договоре объема без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения.

Это случаи, когда необходимо воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении определенных условий, указанных в данной статье.

В связи с изложенным выше основные нарушения, допускаемые пользователями ПО и влекущие установленную законом ответственность, следующие:

  1. использование ПО без надлежащего оформления лицензионного/сублицензионного договора;
  2. использование ПО, выходящее за рамки лицензионного договора;
  3. разработка средств, предназначенных для обхода технических средств защиты ПО;
  4. предоставление заинтересованным лицам возможностей обхода технических средств защиты ПО.
  • Таким образом, использование ПО без заключения лицензионного договора является нарушением прав собственника и влечет наложение на нарушителя мер ответственности, предусмотренных законом.
  • Покупатели нелегального программного обеспечения несут административную, уголовную, а также гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
  • Меры ответственности за вышеуказанные нарушения прав собственника ПО разнятся в зависимости от вида нарушения, объема нарушенных прав и размера ущерба, а также субъекта правонарушения.

Административная ответственность

Часть 1 ст. 7.12 КоАП РФ предусматривает ответственность за: ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров ПО вцелях извлечения дохода. Правовая норма предусматривает штрафы

  1. от 1 500 до 2 000 рублей – для граждан;
  2. от 10 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц и ИП;
  3. от 30 000 до 40 000 рублей – для организаций.

Например, Постановление м/судьи с/участка №5 Железнодорожного судебного района гор.Читы от 21.03.2019г. (Дело №12-177/2019)

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за незаконное использование ПО предусмотрена ст.146, 272, 273 УК РФ.

Данная норма предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 мес.

, либо обязательными работами до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

О проблеме изъятия электронных носителей информации в рамках следственных действий

В современных условиях предпринимательскую деятельность практически любого предприятия сложно представить без использования информационных технологий.

Как правило, огромные объемы необходимой для нормальной работы коммерческой информации хранятся на серверах, жестких дисках персонального компьютера, бухгалтерия ведется с помощью программы «1С», взаимодействие с банком происходит через Интернет и персональные ключи доступа к так называемой системе «Банк – Клиент».

Более того, нередко сама по себе предпринимательская деятельность строится в своей основе на использовании достижений информационных технологий, например это интернет-магазины по продаже товаров, сервисы по оказанию услуг бронирования и т.п.

В случае принудительного неожиданного изъятия документов, в том числе электронных носителей информации, в ходе следственных и оперативных действий правоохранительных органов деятельность организаций оказывается практически парализованной.

На данную проблему неоднократно обращал внимание и Президент РФ В.В.

Путин, например, в августе 2017 года на совещании по инвестиционным программам развития Дальнего Востока он указал на необходимость в принципе запретить правоохранительным органам изымать серверы и жесткие диски при проведении следственных мероприятий на предприятиях. «Если для следствия нужно, – отметил глава государства, – достаточно снять копии, заверить их и пользоваться ими в ходе следствия».

Многочисленные жалобы представителей предпринимательского сообщества вызвали неоднократные попытки законодательно урегулировать данную сферу отношений в целях минимизации неблагоприятных для предпринимателей последствий.

Так, Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 143-ФЗ в ст. 183 УПК РФ была введена ч. 3.1, устанавливающая особый порядок изъятия электронных носителей информации.

Данная норма предусматривала, в частности, что выемка указанного носителя должна производиться исключительно в присутствии специалиста, по ходатайству законного владельца носителя ему должна быть предоставлена возможность скопировать содержавшуюся на нем информацию.

Аналогичная норма в виде ч. 9.1 была включена в ст. 182 УПК РФ, регламентирующую производство обыска.

Более того, в п.

20 Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-разыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной Приказом МВД РФ от 1 апреля 2014 г. № 199, установлены такие же по сути, как и изложенные, правила для изъятия электронных носителей информации в ходе оперативно-разыскных мероприятий.

Перечисленные нормы, хотя и имели некоторый положительный эффект, проблему, по моему убеждению, не решили.

Несмотря на то что сотрудники правоохранительных органов формально предлагали представителям организаций, в которых проводились следственные действия, скопировать имевшуюся на электронном носителе информацию, реальной возможности для этого фактически не обеспечивалось. Редко у какого предприятия в наличии были запасной носитель информации необходимого объема, специалист, который мог бы информацию скопировать, а также необходимое для этого время (зачастую не менее 4–5 часов).

Таким образом, на мой взгляд, указанные нормы, провозгласив правильные по сути принципы, к реальному результату не привели.

Впоследствии Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 533-ФЗ (далее – Закон № 533-ФЗ) нормы ч. 9.1 ст. 182, ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ были признаны утратившими силу.

Для замены данных норм более эффективными тем же Законом № 533-ФЗ в УПК РФ была введена ст. 164.1 «Особенности изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий».

Указанная норма, по сути, во многом повторяет положения утративших силу ч. 9.1 ст. 182, ч. 3.1 ст.

183 УПК РФ в части обязательного участия специалиста при изъятии электронного носителя информации, предоставления владельцу носителя возможности с помощью данного специалиста скопировать информацию на предоставленный им носитель и т.п.

Кроме того, впервые законодатель предусмотрел право следователя скопировать информацию с электронного носителя без изъятия самого носителя. Однако, как показывает практика пока небольшого периода действия данной нормы, названным правом следователи практически не пользуются.

Тем не менее необходимо отметить, что ст. 164.

1 УПК РФ содержит запрет на изъятие электронных носителей информации, однако данный запрет распространяется исключительно на случаи изъятия в ходе производства по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1–4 ст. 159, 159.1–159.3, 159.5, 159.

6, 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ч. 5–7 ст. 159, 171, 171.1, 171.3–172.2, 173.1–174.1, 176–178, 180, 181, 183, 185–185.4 и 190–199.4 УК РФ.

При этом запрет не применяется в случаях, если: 1) вынесено постановление о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации; 2) изъятие электронных носителей информации производится на основании судебного решения; 3) на электронных носителях информации содержится информация, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо она может быть использована для совершения новых преступлений, либо ее копирование, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение.

Таким образом, полагаю, что, несмотря на движение законодателя в верном направлении, ограничение действия ст. 164.

1 УПК РФ лишь рамками возбужденного уголовного дела по небольшому кругу составов преступлений, а также право широкого усмотрения для оценки тех или иных обстоятельств по-прежнему дают правоохранительным органам возможность обходить установленные запреты, изымать электронные носители без предоставления их владельцам реальной возможности скопировать с них информацию.

Более того, по моему мнению, при разработке законодательной базы по этому вопросу был упущен весьма важный момент, в результате пробел позволяет правоохранительным органам без каких-либо запретов и условий изымать электронные носители информации даже в отсутствие возбужденного уголовного дела.

Так, в соответствии с положениями ст. 176, 177 УПК РФ осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела в рамках проверки сообщения о преступлении в порядке ст. 144–145 УПК РФ.

Читайте также:  Незаконная перепланировка квартиры: ответственность

В ходе осмотра могут быть изъяты любые предметы и документы, которые, по мнению сотрудника правоохранительного органа, могут в дальнейшем иметь значение для уголовного дела, без каких-либо запретов и ограничений. По изъятым документам и предметам, как следует из ст.

144 УПК РФ, может быть назначено проведение ревизии и даже судебной экспертизы. Таким образом, до возбуждения уголовного дела, когда начинают действовать установленные ст. 164.

1 УПК РФ запреты, все необходимые для правоохранительных органов действия уже совершены, уголовное дело как таковое с доказательственной базой сформировано, а предприниматель, как правило, продолжительный период лишен возможности осуществлять свою деятельность.

Данная ситуация представляется тем более опасной, что для проведения осмотра места происшествия правоохранительным органам необходим лишь формальный повод – сообщение о преступлении (например, заявление, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления), которого достаточно для начала проверки в рамках ст. 144–145 УПК РФ.

Таким образом, по моему убеждению, рассматриваемый вопрос, безусловно, требует дальнейшей разработки комплексного правового регулирования с целью максимальной защиты прав и законных интересов предпринимателей, а также исключения ситуаций фактически принудительного приостановления их деятельности в ходе следственных мероприятий.

Так, по моему мнению, закономерными были бы установление запрета в принципе на любой стадии уголовного судопроизводства (в том числе до возбуждения уголовного дела), а также в рамках оперативно-разыскных мероприятий изымать электронные носители в коммерческих и некоммерческих организациях, у индивидуальных предпринимателей, и замена данной процедуры на процедуру копирования имеющейся на них информации сотрудниками правоохранительных органов на их носители с участием специалистов с обеих сторон. В исключительных случаях, когда у правоохранительных органов есть веские основания полагать, что содержащаяся на электронных носителях информация может быть использована для совершения новых преступлений, изъятие должно производиться не иначе как по решению суда – по аналогии с производством обыска в жилом помещении. Кроме того, в этой ситуации сотрудники правоохранительных органов должны либо обеспечить реальную возможность скопировать информацию с изымаемого источника (с предоставлением необходимого времени для приобретения аналогичного носителя и копирования информации), либо предложить свой носитель, которым предприятие могло бы воспользоваться без нарушения своей работы в отсутствие изъятого. При этом нормы законодательства также должны предусматривать конкретный небольшой срок (не более 15 суток), в течение которого изъятый носитель информации должен быть возвращен владельцу в исправном состоянии со всей имевшейся на нем информацией.

Как полиция вычисляет и проверяет организации, которые используют нелицензионные программы на рабочих компьютерах

Практически каждая организация использует в своей деятельности компьютеры. А как сейчас обходиться без компьютера и интернета. В каждом офисе мы увидим компьютер, а то и два, а то и десять.

Представьте какое это огромное количество офисов, работающих в вашем городе. Конечно больше половины организаций использует нелицензионный софт. Кто-то по незнанию, кто-то с целью экономии, а кто-то не хочет спонсировать страны, которые ввели санкции в отношении России.

Иллюстрация подготовлена с использованием сервиса и подписки Canva ProИллюстрация подготовлена с использованием сервиса и подписки Canva Pro

Правоохранительные органы проводят мероприятия по выявлению подобных фактов в организациях. Такие составы преступлений у них в приоритете, если сравнивать с поимкой частного мастера, который за 500 рублей, установил Windows. По окончанию статьи оставлю ссылку на данную публикацию.

Да и сам факт выявления в организациях проще. Они расположены по конкретному адресу, они никуда не сбегут. Достаточно просто приехать по адресу и провести закупку.

Подбирается человек (закупщик), который идет с меченными купюрами в офис организации. Банальный пример с небольшим рекламным агентством, где можно заказать проект какой-нибудь рекламы.

А макеты вам будут делать с использованием пиратских программ на компьютере с нелицензионным Windows.

Иллюстрация подготовлена с использованием сервиса и подписки Canva ProИллюстрация подготовлена с использованием сервиса и подписки Canva Pro

Кстати, слышал о ситуациях, где даже проверочную закупку не проводят. Просто приезжают сотрудники полиции, в рамках анонимного сообщения в дежурную часть или заявления лица, начинают проверку.

Сотрудники уведомляют, что в отношении вашей организации поступило заявление или сообщение об использовании нелицензионного программного обеспечения. Начинают опрашивать сотрудников организации и проводить осмотр помещения. Они имеют право проводить данное мероприятие в нежилом помещении.

Один из сотрудников — эксперт, достает специальную флешку с приложением, которое после подключения в компьютер, вычисляет программы, использующиеся без лицензии, иными словами взломанные.

Если программа обнаруживает пиратский софт, то такие компьютеры опечатываются и изымаются, с целью проведения экспертизы. Далее, после полноценной экспертизы, согласно списку пиратского ПО, сотрудники полиции занимаются установлением и поиском правообладателей.

Устанавливают стоимость ущерба, принимают дополнительные заявления от правообладателей. Попутно собирается доказательственная база по факту использования пиратского софта.

А доказать подобные факты очень легко, даже если не проводилась проверочная закупка и никто не был пойман «за руку.»

Иллюстрация подготовлена с использованием сервиса и подписки Canva ProИллюстрация подготовлена с использованием сервиса и подписки Canva Pro

Организациям лучше использовать лицензионный софт или подписку на использование, зачем такие проблемы. Если проверка может нагрянуть в любой момент, а сообщением в отношении вашей фирмы может стать простой анонимный звонок в дежурную часть.

Помимо уголовной или административной ответственности, придется выплачивать огромные штрафы. А еще есть процент, что вашу организацию могут проверить и по другим фактам.

Вдруг на жестком диске попадется какая-то информация о противоправной деятельности.

По сути, организации, особенно небольшие, никак не защищены, если сравнивать с обычным человеком, который сидит дома и использует взломанные программы. Просто, чтобы попасть к нему домой, звонка в дежурную часть будет недостаточно, нужно разрешение суда, которое не дадут по таким основаниям.

Такого человека смогут просто вызвать на опрос, где он скажет, я никаким пиратским софтом не пользуюсь и вообще мой компьютер сломан. Если хотите проверить, приходите ко мне завтра, я подготовлю вам на обозрение мой компьютер без жесткого диска.

И даже в этом случае, такой человек сам пригласит сотрудников полиции, они не имеют права войти без согласия собственника, а в нежилое помещение можно проще попасть.

Конечно, есть исключения и они могут попасть к вам домой, даже без разрешения суда или постановления следователя об обыске, но возможное использование пиратской версии Windows, явно не будет основанием.

Иллюстрация подготовлена с использованием сервиса и подписки Canva ProИллюстрация подготовлена с использованием сервиса и подписки Canva Pro

Помимо указанного звонка в дежурную часть, заявление может поступить от правообладателей, до которых дошла информация, что по конкретному адресу используется их продукт без оплаченной лицензии.

Заявление может написать любой недовольный клиент, которому покажется, что вы пользуетесь нелицензионным софтом.

За такое заявление его даже не накажут, а вам придется доказывать, что вы используете исключительно лицензионные программы.

Для тех, кто считает, что сотрудниками полиции движет какой-то скрытый мотив, направленный на защиту прав иностранных компаний, есть простое объяснение.

Да, многие из этих стран, чьи интересы «защищают» сотрудники полиции, могли применить санкции на различные сектора экономики нашей страны. Из-за этих санкций, граждане РФ стали жить хуже.

Но по факту, сотрудников полиции интересует выявление конкретных статей из уголовного кодекса через определенные промежутки времени. Так называемая палочная система, про которую говорят, что её уже давно нет. Их интересует размер возмещенного ущерба, который идет в статистику.

Вознаграждений от правообладателя полицейские не получат, они получат циферку в графе раскрытий преступлений. Их на какое-то время перестанут ругать начальники и раздавать выговоры на совещаниях из-за отсутствия показателей.

Иллюстрация подготовлена с использованием сервиса и подписки Canva ProИллюстрация подготовлена с использованием сервиса и подписки Canva Pro

Программы, которые используются в организациях, в большинстве случаев иностранные. А чтобы установить сумму ущерба и довести уголовное или административное дело до конца, сотрудники вынуждены обращаться к этим правообладателям. Все просто и никаких скрытых мотивов.

Всем спасибо за внимание, не забываем подписываться на канал, чтобы не пропускать новые публикации. А кто подписался, буду благодарен за «лайк».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *