Снимут ли с очереди на квартиру в связи с получением земельного участка?

Жители Московской области определенных категорий могут получить жилье по договору социального найма на безвозмездной основе. О том, какие требования необходимо соблюсти и как встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Как в Подмосковье получить статус нуждающегося в социальном обслуживании>>
  • Кто имеет право

Снимут ли с очереди на квартиру в связи с получением земельного участка?

Новый жилой дом на 553 квартиры построили в Мытищах

Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

Встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, могут граждане, признанные малоимущими.

Малоимущими граждане Московской области могут быть признаны в том случае, если сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества.

Пороговые значения устанавливаются администрациями муниципалитетов.

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, житель Московской области, признанный малоимущим, должен соответствовать еще ряду требований:

• не иметь в собственности жилого помещения или не являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Эти же требования относятся и к членам его семьи;

• в случае если в собственности гражданина или членов его семьи есть жилье или оно находится в пользовании по договору социального найма, то общая площадь жилого помещения на одного члена семьи должна быть меньше учетной нормы. Учетная норма также устанавливается администрацией муниципалитета. Важно различать учетную норму и норму предоставления. Норма предоставления относится к квартире, которую должны предоставить очередникам на жилье;

• проживать в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

• иметь в собственности квартиру или являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживать в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной с тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Перечень заболеваний утвержден Минздравом РФ.

  1. Жилищный фонд Подмосковья: как идет расселение аварийного жилья>>
  2. Необходимые документы

Снимут ли с очереди на квартиру в связи с получением земельного участка?

Стопка бумаг

Источник: РИАМО, Александр Кожохин

  • Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, понадобятся следующие документы:
  • • финансовый лицевой счет;
  • • медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания (при наличии);
  • • заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда;
  • • документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи;
  • • выписка из домовой книги;
  • • технический паспорт на жилое помещение (при наличии находящегося в собственности или арендуемого по договору социального найма жилья);
  • • документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;
  • • документы, подтверждающие семейные отношения заявителя;
  • • акт проверки жилищных условий заявителя (подтверждающий несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
  • Ипотечные каникулы в Подмосковье: как получить отсрочку платежей>>
  • Куда обратиться

Снимут ли с очереди на квартиру в связи с получением земельного участка?

Второй консультационный центр МОБТИ открыли в Красногоске

Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Красногорск

  1. Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нужно обратиться в администрацию муниципального образования или в МФЦ по месту жительства.
  2. Даже при наличии всех документов и соответствии всем требованиям гражданину могут отказать в постановке на учет, если он менее 5 лет назад намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся — новости Право.ру

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий.

Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи…

Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

семья была в списках, а потом ее исключили

А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать.

А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

Позиция трех судов

Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

Практика Верховный суд назвал критерии признания человека нуждающимся в жилье

Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире. 

Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи. 

Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)

Родственник, но не член семьи

Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения.

Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства.

Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру. 

Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату).

Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске.

Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье. 

Проблема в формальном подходе

Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Федеральный рейтинг.
.  Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи.

В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Федеральный рейтинг.

группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4место По количеству юристов 12место По выручке 17место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
приводит в пример другое дело.

Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020). 

Практика Равнозначное жилье: Верховный суд объяснил правила замены аварийных домов

По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи.

Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области.

Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:  

  • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
  • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;  
  • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;  
  •  нет жилья.

Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:

  • граждане России;
  • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими (ст. 7 закона).

Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

* имена и фамилии изменены редакцией

За что вас могут снять с очереди на получение бесплатного жилья?

В очередях на заключение договора социального найма жилья из муниципального фонда по всей стране стоят сотни тысяч людей.

Жилищный кодекс предусматривает немало оснований для заключения такого договора, так что фактически даже из внеочередников давно образовалась длинная и безнадежная очередь.

Стоять в ней можно двадцать и даже тридцать лет, продвигается она чрезвычайно медленно – квартир не хватает.

Это одна из причин, по которой многие местные власти очень рады любой возможности вычеркнуть очередника из списка.

Причем основаниями для вычеркивания они готовы считать все, что угодно, все, что хотя бы отдаленно напоминает решение жилищной проблемы.

Например, женщина, стоящая в очереди, вышла замуж и стала жить у мужа – ну чем не основание? Она же теперь улучшила свои жилищные условия. Снимаем!

А что на самом деле?

На самом деле, базовых оснований для снятия с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий только четыре:

  • собственное желание на то очередника, зафиксированное в его заявлении;
  • исполнение властями своих обязанностей и предоставление очереднику муниципального жилья по договору социального найма или аналога;
  • самостоятельное решение очередником своей жилищной проблемы в виде приобретение в собственность жилья. 
  • утрата оснований для заключения с очередником договора социального найма.
Читайте также:  Разъясните пожалуйста: Если я подала исковое заявление на лишение родительских прав отца

Никакие другие варианты основанием не являются. Если человек за свои деньги снимает жилье у частного лица – он не утрачивает права на муниципальную квартиру.

Если человек заключил брак и живет в квартире у жены или мужа – он сохраняет свое место в очереди, потому что право на пользование жильем второй половины временное, обусловленное только наличием семейных отношений между ними. А теперь рассмотрим каждое основание немного подробнее.

Заявление очередника

Тут бывает по-разному. Кто-то устал ждать и сам решил свою жилищную проблему, кто-то просто отчаялся и махнул рукой на очередь, кто-то удачно вступил в брак. Эти причины в данном случае не важны. Если очередник приходит и подает заявление с просьбой снять его с учета, то ответственный орган или учреждения вычеркивает его из этого списка.

Предоставление жилья

Наверное, это самый редкий случай. Если власти предоставили, наконец, социальное жилье, очередник, конечно, снимается с учета как реализовавший свое право. Здесь возможны альтернативные варианты.

Например, вместо квартиры в натуре человек получил денежную компенсацию и согласился с этим. Тогда обязательство властей считается исполненным.

Другой вариант – предоставление земельного участка для строительства, получение поддержки на возведение отдельного частного жилья.

Утрата оснований для учета

В зависимости от самого основания это может быть смерть лица, страдавшего болезнью из правительственного перечня, увольнение из органов прокуратуры или суда, отставка из вооруженных сил, достижение ребенком из многодетной семьи совершеннолетия и т. п. Самостоятельное решение жилищного вопроса – частный случай утраты оснований, но только если человек приобрел жилья в собственность.

Еще два основания

Существуют еще два особых случаях, когда очередников снимают с учета. Во-первых, если человек уехал в другое муниципальное образование (другой район области, как правило), кроме муниципалитетов в пределах городов федерального значения.

Таких всего три: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Во-вторых, если документы, подтверждающие права человека на социальное жилье, не соответствовали действительности.

То есть если основания предоставления муниципальной квартиры не было изначально.

Снятие с жилищной очереди по закону – незаконно

Всех жителей Москвы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, волнует вопрос о продвижении в очереди по предоставлению им новых жилых помещений.

В связи с реновацией указанный вопрос стал невероятно обсуждаем, так как если дом расселяется по программе реновации, то проживающим в указанном доме гражданам, состоящим на жилищном учете, одновременно улучшаются жилищные условия (чего ранее предусмотрено не было).

Однако хотелось бы разобраться в следующем: каким образом указанная гарантия работает и будет ли она работать при обеспечении жилищных прав жителей Москвы?

В СМИ активно обсуждался Закон о реновации, да и до настоящего времени споры не утихают, при этом незамеченными остались поправки в ч. 4 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее – Закон), внесенные Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. № 55 и вступившие в силу 9 января 2017 г.

, которые затрагивают жилищные права столичных жителей.

Старая редакция ч. 4 ст. 8 Закона Согласно старой редакции ч. 4 ст. 8 Закона жители Москвы признавались нуждающимися в жилых помещениях, если проживали в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в Приложении № 1 к этому Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения.

В силу этого приложения благоустроенные жилые помещения в Москве должны соответствовать следующему стандарту: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка), независимо от материала стен.

Таким образом, если в жилом помещении, которое находилось в пользовании (собственности) жителя Москвы, не было хотя бы централизованного горячего водоснабжения, это жилье уже не могло учитываться при определении уровня обеспеченности жилым помещением указанного жителя Москвы.

Несмотря на такую редакцию Закона, Департамент городского имущества г. Москвы снимал с жилищного учета жителей столицы только лишь на основании того, что у них на праве собственности имелась, например, дача, которая по ошибке была задекларирована как жилой дом, или, что еще хуже, дом в глухой деревне без каких-либо коммуникаций.

Справедливости ради необходимо отметить, что такие дела имели положительную практику в суде, т.е. суды в подобных случаях удовлетворяли требования москвичей, восстанавливали их на жилищном учете. Однако, по статистике, из десяти снятых с жилищного учета в суд обращались двое – таким образом жилищная очередь в Москве и продвигалась.

ДГИ г. Москвы, зная, что подобные его действия судами признавались незаконными, все равно снимал с жилищного учета жителей Москвы по указанным основаниям, даже если они предоставляли в ДГИ сведения об отсутствии коммуникаций в принадлежащих им домах.

Новая редакция статьи Скорее всего, в силу того что суды, как правило, удовлетворяли иски москвичей о признании незаконным снятия с жилищного учета «по причине наличия в собственности садового дома, дома без коммуникаций», ч. 4 ст. 8 Закона с 9 января 2017 г.

действует в новой редакции: «Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения».

Таким образом, если ранее при определении уровня обеспеченности не должны были учитываться любые дома, в которых отсутствовал хотя бы один вид коммуникаций, то после вступления в силу указанных изменений не должны учитываться только жилые помещения в многоквартирных домах, не имеющих коммуникаций. Это, я так понимаю, например, «бараки», которые имеют статус многоквартирного дома.

Считаю, что количество подобных жилых помещений в многоквартирных домах (без коммуникаций) невелико. Такие жилые помещения могут быть в поселках, деревнях. Соответственно, и иски в суды по таким делам, скорее всего, будут сведены на нет.

Каким образом на практике будут применяться положения ч. 4 ст. 8 Закона С начала 2017 г. ДГИ г. Москвы начал «массово» снимать с жилищного учета жителей Москвы по причине наличия в собственности (пользовании) домов, дач.

Со стоящих на жилищном учете требуют заключения о непригодности жилого дома к проживаю, в противном случае ДГИ г. Москвы издается распоряжение о снятии с жилищного учета. В настоящее время по подобным делам решений суда пока еще нет.

Однако с учетом правила «закон обратной силы не имеет» считаю однозначным то, что применение указанных изменений в ч. 4 ст. 8 Закона к жителям Москвы, уже стоящим на жилищном учете, недопустимо.

Указанная статья Закона в действующей редакции может быть применена только при определении уровня обеспеченности граждан жилым помещением при постановке на жилищный учет, т.е. к тем жителям Москвы, которые встали на жилищный учет после 9 января 2017 г.

Неконституционность ч. 4 ст. 8 Закона, изложенной в новой редакции На мой взгляд, имеются основания полагать, что ч. 4 ст. 8 Закона в действующей редакции противоречит Конституции РФ, а именно ст. 19 (равенство всех перед законом), ст. 40 (право на жилище).

Считаю, что нахождение в пользовании (собственности) жителя Москвы жилого помещения в многоквартирном доме без необходимых коммуникаций абсолютно равнозначно нахождению в его собственности просто жилого дома (дачи) без коммуникаций. Утверждение об обратном противоречит Конституции РФ.

Вывод На сегодняшний день сложилась следующая ситуация. Вместо того чтобы при имеющихся сотнях решений о признании незаконными распоряжений Департамента городского имущества о снятии с жилищного учета изменить политику ДГИ, т.е.

не принимать заведомо незаконные распоряжения (а перед принятием распоряжения запросить информацию о наличии/отсутствии в доме необходимых коммуникаций), власти Москвы пошли по иному пути: проигнорировав положительную практику судов по указанному вопросу, изменили законодательство г.

Москвы и исключили возможность дальнейшего принятия положительных для москвичей решений судов по указанному вопросу.

Снимут ли с очереди на улучшение жилья если дали участок под индивидуальное строительство

Владимир Иванович (13.12.2013 в 15:36:11)

Добрый день!

В  На учёт в качестве нуждающегося в жилье ставят по правилам статьи 51 ЖК РФ, там говорится о том, что на учёте имеют право состоять граждане не имеющие жилья или имеющие но менее учётной нормы на каждого члена семьи. Таким образом наличие земельного участка не будет являться В основанием для снятия вас с учёта.

Page 2

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

10521 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

Задать вопрос

Консультация юриста по жилищным вопросам на сайте Юрист Онлайн представляет собой незаменимое средство разрешения таких ситуаций как незаконное выселение, препятствие вселению в квартиру, проблемы с регистрацией (пропиской), разграничение обязанностей по содержанию общего имущества и многое другое. Если Вам нужна профессиональная помощь в сфере жилищного права, то Вы оказались там где хотели, специалисты зарегистрированные на нашем сайте будут рады Вам помочь, для этого Вам достаточно просто задать вопрос. 

Юридическая консультация по жилищным вопросам как правило помогает решить остросоциальные вопросы возникающие в том числе и не у самых обеспеченных граждан нашей страны, именно поэтому оказываемая на нашем сайте помощь в режиме онлайн является абсолютно бесплатной. Это выгодно как гражданам, так и самим юристам, которые таким образом обрастают базой потенциальных клиентов.

Начиная с 2013 года для жителей Москвы и подмосковья мы предлагаем новую услугу — консультация адвоката по телефону.

Наши преимущества

  • Круглосуточно. Готовы помочь 24 часа 7 дней в неделю.
  • Анонимно. Информация строго конфиденциальна, мы соблюдаем правила обработки персональных данных.
  • Быстро. Ответ возможен уже через несколько минут после того, как был задан вопрос.
  • Комфортно. Не надо никуда ехать или идти, нет необходимости записываться на прием. Требуется минимум действий и времени.
  • Без ошибок. Получаете мнение нескольких специалистов о проблеме, что нивелирует возможную ошибку конкретного специалиста, а юридическая консультация получается максимально качественной.
  • Бесплатно. Предлагаем помощь как на возмездной, так и безвозмездной основе.
  • Без регистрации. Задавая вопрос по телефону можно не заполнять лишние поля.
  • Консультации юристов: онлайн, по телефону, в офисе. Платные и бесплатные.
  • Составление искового заявления, ходатайств и иных процессуальных документов
  • Составление жалоб и иных обращений в госорганы
  • Представление ваших интересов в суде первой, апелляционной и кассационных инстанций
  • Оспаривание документов, в т.ч. в судебном порядке
  • Содействие в досудебном урегулировании спора
  • Проведение переговоров со спорящей стороной

Заказать документ

Учет нуждающихся в жилых помещениях и снятие с учета. Судебная практика

  • Согласно статье 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
  • 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
    2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
    3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
  • Среди указанных оснований снятия с учета, пожалуй, наиболее часто встречающееся в практике, это — утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Читайте также:  Вопрос по финансовым отчетам при подаче документов Вида на Жительство

Лица, поставленные на учет нуждающихся
в жилье до 01.03.2015 г., сохраняют право состоять

на учете до получения жилья

Те граждане, которые были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, т.е. до 1 марта 2005 года по аналогичному основанию, подпадали под п.

1 статьи 29 ЖК РСФСР, согласно которому, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно ч. 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»,

с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, граждане, принятые на учет нуждающихся до 1 марта 2005 года продолжают состоять на данном учета если не отпало основание, которое давало им такое право.

Например, если гражданин в 2000 году поставлен на учет как обеспеченный жилой площадью на одного члена семьи менее 5 кв. м., то в 2010 году, вступив в брак и став единственным членом семьи собственника, имеющего квартиру площадью, например, 50 кв. м.

, будет снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку данный гражданин, с точки зрения законодателя более не нуждается в жилплощади.

Если же, у гражданина из нашего примера ничего в жилищном вопросе не изменилось, он продолжает состоять в очереди нуждающихся до получения жилья

Расчет площади жилого помещения
на одного члена семьи для целей постановки на учет

нуждающихся, а равно для целей снятия с такого учета

Для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст. 51 ЖК РФ необходимо:

  • либо не являться ни собственником жилого помещения, ни членом семьи собственника, ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя по договору социального найма,

либо

  • являться нанимателем жилого помещения по договорам социального найма;
  • являться членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
  • являться собственником жилого помещения;
  • являться членом семьи собственника жилого помещения;

при этом быть обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Членами семьи как собственника, так и нанимателя по договору социального найма, согласно ст. ст. 69, 31 ЖК РФ, являются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Чтобы рассчитать площадь жилого помещения, приходящуюся на каждого члена семьи собственника или нанимателя необходимо сложить площади всех имеющихся в пользовании членов семьи жилых помещений (долей), и разделить на количество членов семьи.

Примеры из судебной практики

1. ЖК РФ предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Лицо не может быть признано нуждающимся в жилых помещениях, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения

Е.Е. обратилась с иском к администрации о предоставлении жилого помещения на семью из трех человек, указывая, что признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в очередь для внеочередного получения жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, с 02.10.2009 г. состоит в браке с Е.С., от брака имеют сына С.

Суд второй инстанции решение суда изменил, изложил резолютивную часть в следующей редакции: «Обязать администрацию за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Е.Е., на семью из 2 человек благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 24 кв. м».

При этому суд указал следующее. Возлагая обязанность по обеспечению Е.Е. жилым помещением с учетом всех членов ее семьи, суд первой инстанции не принял во внимание положения ст.

51 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. При этом в соответствие с ч.

2 указанной статьи предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи.

На основании изложенного, в соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Е.С. не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения Е.В. и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 39,5 кв. м, в силу чего он обеспечению жилым помещением не подлежит.

Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что обеспечение истца жилым помещением должно иметь место без учета ее малолетнего сына судебная коллегия считает несостоятельными.

В силу статьи 69 ЖК РФ малолетний сын истицы является членом ее семьи, право пользования жилым помещением по месту жительства отца он не имеет, членом семьи своей бабушки в силу родственных отношений не является, поэтому признается нуждающимся в жилом помещении.

Как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, он также подлежит обеспечению жилой площадью по установленным нормам (см. подробнее кассационное определение Пермского краевого суда от 6 июля 2010 г.

по делу N 33-5643)

2. Вступив в брак с С., которой принадлежит на праве собственности квартира, заявитель утратил основания, которые давали ему право состоять на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма. При этом те обстоятельства, что истец в квартире, принадлежащей супруге, не проживает, квартира приобретена С. до брака с истцом, правового значения не имеют

Обстоятельства: К.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Администрация о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

К. В. проживает в двухкомнатной квартире. Совместно с ним зарегистрированы его сын К.А., бывшая невестка К.А. и две внучки К.М. и К.Е. (всего 5 человек).

В 1984 году семья была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В 2009 года в Администрации ему сообщили, что он снят с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что выявлено, что он состоит в зарегистрированном браке с С., у которой имеется однокомнатная квартира, принадлежащая ей на праве собственности.

Распоряжением Администрации он снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как жилищная обеспеченность его семьи с учетом площади, принадлежащей его супруге С., составляет 13,36 кв. м, что превышает установленную законодательством учетную норму — 9 кв. м на человека.

Городской суд в иске отказал, указав следующее.

Судом установлено, что К.В. зарегистрирован в двухкомнатной квартире, жилой площадью 27,20 кв. м, общей площадью 44,50 кв. м. Совместно с ним зарегистрированы сын К.А., бывшая невестка К.А., внучки К.И. и К.М. (л.д. 6).

В соответствии с Распоряжением от 15.03.1984 года, К.В. вместе с семьей из пяти человек признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в отдельной квартире и обеспечением жилой площадью менее 5,5 кв. м на одного члена семьи, поставлен на учет.

Из материалов дела следует, что К.В. в 1996 году заключил брак с С., которой принадлежит на праве собственности 1-комнатная квартира жилой площадью 21,28 кв. м, общей площадью 37,14 кв. м.

Учитывая, что К.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в отдельной квартире и обеспечением жилой площадью менее 5,5 кв. м на одного члена семьи, вступив в брак с С., которой принадлежит на праве собственности 1-комнатная квартира жилой площадью 21,28 кв.

м, общей площадью 37,14 кв. м, он утратил основания, которые давали ему право состоять на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма, т.к. обеспечение жилой площадью на одного члена семьи, с учетом супруги К.В. составила 13.36 кв. м, что превышает установленную законодательством норму (9 кв.

м на одного человека).

При этом те обстоятельства, что истец в квартире, принадлежащей супруге, не проживает, квартира приобретена С. до брака с истцом, правового значения не имеют (см. подробнее определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 января 2010 г. N 647).

3. Муж дочери заявительницы (снятой со всей семьей с учета нуждающихся) никогда не вселялся в жилое помещение заявительницы, имеет в собственности квартиру, приобретенную до вступления в брак, в связи с этим решение о снятии заявительницы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении не является законным

Сняли с очереди на квартиру

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

  • На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.
  • К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.
  • Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Прислали по почте извещение или позвонили по телефону и сообщили о снятии с очереди, но не предоставили официальных документов о снятии с очереди

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Читайте также:  Раздел автомобиля приобретенного в кредит

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета.

Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.

2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н.

со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было.

При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н.

приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н.

, притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г.

№29 к членам семьи заявителя относятся — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н.

не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата.

Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г.

Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г.

Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И.

была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И.

по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3.

Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий.

После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г.

Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде.

Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения.

Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

  1. Читайте еще по данной теме:
  2. Егоров Константин Михайлович, юрист
  3. Телефон: 8 (495) 740-55-17
  4. Источник: Московские юристы

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *