Проигранный суд из числа детей-сирот.

Проигранный суд из числа детей-сирот.

ФОТО: предоставлено героем публикации

Наш непростой разговор с юристом по защите прав сирот, советником председателя «ВРОО «Объединение по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» Кириллом Венниковым состоялся в День защиты детей 1 июня.

Кирилл Веннников — защитник прав тех, кому нелегко, иногда и просто невозможно без посторонней помощи добиться того, что гарантирует российское законодательство: жилье, льготы, право на пособия и многое-многое другое. Иногда вопиющие ситуации то тут, то там появляются в СМИ. Речь пойдет о государственных детях, детях-сиротах и лиц из их числа, тех, кто остался без попечения родителей.

Например, вы знали о понятии «возрастной сирота»?

Подробнее – в интервью «Блокнот Волгоград» в рубрике «Лица города».

— Кирилл, Вы юрист, работаете в Москве. Расскажите о своей работе в Волгограде, как давно защищаете права сирот?

— В 2012 году я познакомился с Эльдаром Физиевым. Он реализовывал социальный проект «Мы не одни», создал в Волгоградской области общественную организацию выпускников сиротских учреждений по защите прав детей-сирот и лиц из их числа. «ВРОО «Объединение по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа».

С тех пор я много лет советник объединения и председателя Эльдра Физиева по социально-правовым вопросам. К нам поступает большое количество обращений по самым разным вопросам, с которыми сироты сталкиваются ежедневно, особенно в сфере жилья.

— Почему именно Волгоград? Как часто приезжаете в город по работе?

— Я работаю на федеральном уровне — по всем регионам. К большому сожалению, несмотря на декларируемую властями всех уровней особую заботу и защиту прав, свобод и законных интересов сирот и лиц из их числа, во всех субъектах без исключения имеется значительное количество случаев нарушения прав сирот, в том числе и на жилье. Это связано с длительным ожиданием положенного по закону жилья.

В Волгоград приходится приезжать для представления интересов сирот в судах. Пока судебные процессы еще идут.

— Как можете обрисовать ситуацию в целом с сиротами в Волгоградской области – всегда ли соблюдаются их права?

— Во всех регионах России нарушаются права сирот, и Волгоград — не исключение. Зачастую, в том числе, при отсутствии должного надзора. Ситуация такова, что те органы государственной власти Волгоградской области, которые в соответствии со своими уставными документами и нормативными положениями обязаны защищать права сирот, допускают грубые нарушения их прав, защищая бюджет от сирот.

— Часто ли говорят о проблемах этой категории людей? Стоит ли говорить чаще?

— Считаю, что обществу надо чаще обсуждать сиротские проблемы. Когда мы о них не говорим, органы исполнительной власти и местного самоуправления, на которых законом возложено исполнение обязанностей по обеспечению и защите прав и законных интересов сирот, к сожалению, упиваются спокойствием, допускают грубые нарушения их прав.

Когда в СМИ «всплывает» очередной болевой сиротский вопрос, то это очередная возможность помочь конкретным ребятам и решить системные вопросы на региональном и федеральном уровнях.

— Как обстоит ситуация с жильем – к Вам обращались по таким вопросам?

— Основным нормативным правовым актом, регулирующим предоставление сиротам и лицам из их числа в России мер социальной поддержки, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

С 2013 года закон обязывает законных представителей сирот принимать меры к защите их жилищных прав и законных интересов с момента достижения 14 лет.

Жилье предоставляется сиротам и лицам из их числа, которые включены распорядительным актом в список сирот и лиц из их числа.

В список на жилье включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет.

Например, если сирота с рождения не имеет никакого жилья, (отказники, подкидыши и другие) либо если сирота имеет жилье на праве пользования — по договору социального найма или на праве собственности и там проживает лишенный прав родитель, или на сироту приходится менее учетной нормы, или в квартире проживает лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, и в других случаях, указанных в статье 8 159-ФЗ, то сирота тоже имеет право на жилье

Иногда по каким-то причинам опекуны не знают, как правильно себя вести, иногда опека неправильно консультирует, иногда администрации детских сиротских учреждений, там тоже специалисты не всегда компетентны, либо не хотят ссориться с опекой, не принимают меры по защите жилищных прав сирот – не подают заявления о включении их в списки. Сироты выходят, попадают в армию, училище, достигают 23 лет, а жить негде. После 23 лет обращаются в компетентные органы, а им говорят: «Вы уже достигли возраста 23 лет и права на жилье не имеете».

Между тем, если у человека нет жилья – он лишен возможности реализовать свои базовые права. Оторопь вызывает действия отделов по вопросам миграции органов внутренних дел, которые неоднократно привлекают потом таких сирот и лиц из их числа к административной ответственности за то, что они не имеют никакой регистрации.

Все еще критической остается проблема с возрастными сиротами.

Жилье — Прокуратура Амурской области

О разъяснении Верховным судом Российской Федерации ряда правовых позиций по вопросам предоставления жилья детям-сиротам

Верховным Судом Российской Федерации проведено обобщение практики рассмотрения судами в 2018 — 2020 годах дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и на его основе Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 утвержден Обзор судебной практики.

В целях обеспечения единообразного подхода к рассмотрению судами дел названной категории обращено внимание на следующие правовые позиции.

При определении права детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, возможность проживания указанных лиц в жилом помещении, собственником которого они не являются, а также их имущественное положение правового значения не имеет.

Так, по одному из дел, гражданину, из числа детей-сирот отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на том основании, что он обеспечен жилой площадью, поскольку имеет равное с собственником право на пользование жилым помещением общей площадью 31,1 кв. м и на каждого члена семьи приходится по 15,5 кв. м общей площади, что превышает размер учетной нормы. Кроме того, он ккак наследник по закону первой очереди имеет возможность наследовать земельный участок.

  • Однако данный вывод не верный, поскольку истец не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в отношении него имеются основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ для признания нуждающимся в жилом помещении, предоставления по договору найма специализированного жилого помещения.
  • При разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
  • Тот факт, что в период нахождения детей-сирот на полном государственном обеспечении в государственных социальных учреждениях законные представители, не обращались в уполномоченные органы с заявлением об обеспечении ее жилым помещением, не может быть поставлен в вину таким гражданам и отразиться на их правах, гарантированных законом.
  • Дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
  • Установленное федеральным законом предписание о предоставлении детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме жилых помещений по завершении ими получения профессионального образования, профессионального обучения не препятствует им в реализации права на обеспечение жилыми помещениями по достижении ими возраста 18 лет.
  • В связи с чем исковые заявления о предоставлении рассматриваемой категории лиц жилых помещений по достижении ими 18 лет и окончании средней образовательной школы, несмотря на продолжение обучения в иных образовательных организациях (колледжах, высших учебных заведениях) подлежат удовлетворению.
  • Кроме того Верховный суд РФ разъяснил, что обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным ​​​​​​​
Читайте также:  Материнский капитал: в нашей семье 2 детей, нам выдали сертификат на материнский капитал

О направлении разъяснений от 23 июня 2020

В Минпросвещения России участились обращения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с осуществлением мероприятий по формированию и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В этой связи Минпросвещения России направляет разъяснения некоторых норм, регламентированных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 (далее — постановление Правительства РоссийскойФедерации N 397) для руководства и использования в работе.

Дополнительно информируем, что в настоящее время Минпросвещения России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации N 397», который проходит согласование в установленном порядке.

Заместитель министраД.Е.Грибов

________________

Далее соответственно — Правила формирования списка, Постановление Правительства Российской Федерации N 397, дети-сироты и лица из их числа, Список.

Правила формирования списка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 397, были разработаны и приняты в соответствии с поручением Президента Российской Федерации о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих единый порядок формирования Списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению порядка формирования списка, формы заявления о включении в список, примерного перечня документов, необходимых для включения в список, сроков и оснований принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, сроков включения в список, а также порядка исключения детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.

N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее соответственно — Федеральный закон N 159-ФЗ, уполномоченный орган) формирует Список, в который включаются дети-сироты и лица из их числа, достигшие возраста 14 лет.

  • Порядок формирования Списка, форма заявления о включении в Список, примерный перечень документов, необходимых для включения в Список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в Список, а также сроки включения в Список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  • В настоящее время обозначенные вопросы регламентированы Правилами формирования списка.
  • Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил формирования списка в Список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.

  1. Федеральный закон N 159-ФЗ и Правила формирования списка не содержат определение понятия «лицо, ранее относящееся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей».
  2. По мнению Минпросвещения России, понятие лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется путем системного толкования действующих норм гражданского и семейного законодательства Российской Федерации.
  3. Так, статья 1 Федерального закона N 159-ФЗ устанавливает критерии, на основе которых ребенок подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом о лицах, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорится в пункте 3 Правил формирования списка.

К ним относятся лица, которые достигли возраста 23 лет, если они ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а соответственно не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специального жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

  • Таким образом, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеют право на обеспечение жилым помещением, относятся лица, достигшие возраста 23 лет, имевшие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не реализовавшие свое право на обеспечение жилым помещением до сроков, указанных в пункте 3 Правил формирования списка.
  • При этом необходимо отметить, что по общему правилу заявление о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подается законными представителями по достижении несовершеннолетними 14 лет.
  • Однако возможны иные случаи, когда в силу различных причин гражданами, достигшими возраста 23 лет и относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законными представителями не были поданы соответствующие заявления.
  • Полагаем, что в этих ситуациях гражданам, достигшим возраста 23 лет, за защитой своих жилищных прав целесообразно обратиться в судебные органы.
  • Разрешая споры, связанные с предоставлением жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, суды проверяют, обращались ли указанные лица (их представители) с заявлениями о постановке их на учет на получение жилого помещения, причины, по которым данные лица не состояли на учете либо были сняты с такого учета, их жилищные условия на время обращения в суд и другие обстоятельства.
  • Согласно пункту 2 Правил формирования списка, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот и лиц из их числа, либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации осуществляется формирование Списка.
  • Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в сроки, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется в уполномоченный орган, который формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации.
  • Пунктом 18 Правил формирования списка регламентировано, что ведение Списка осуществляется в бумажном и электронном виде, без оговорки «или».
  • Таким образом, в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации должны быть указаны:
  • порядок направления Списка;
  • периодичность получения уполномоченным органом Списков от органов местного самоуправления (например, по состоянию на 1 июля и на 31 декабря).

Соответственно уполномоченным органом должен быть сформирован сводный Список по субъекту Российской Федерации и формироваться он должен с периодичностью, указанной в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации. По мнению Минпросвещения России, целесообразно утверждать сводный Список руководителем уполномоченного органа.

  1. Учитывая, что сводный Список по субъекту Российской Федерации формирует уполномоченный орган, Минпросвещения России полагает, что форму Списка должен утверждать также уполномоченный орган.
  2. В соответствии с пунктом 20 Правил формирования списка решение об исключении детей-сирот и лиц из их числа из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.
  3. При этом согласно пункту 21 Правил формирования списка уполномоченный орган размещает в Единой государственной информационной системе социального обеспечения информацию (далее — ЕГИССО) о включении детей-сирот и лиц из их числа в Список или об исключении их из Списка.
  4. Кроме того, согласно пункту 19 Правил формирования списка при усыновлении (удочерении) детей-сирот орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда об усыновлении (удочерении) информирует об этом уполномоченный орган, который исключает таких детей из списка.
  5. Таким образом, уполномоченный орган формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации и направляет сведения из него в ЕГИССО, то есть координирует и контролирует весь процесс формирования и ведения Списка.
  6. Именно этим обусловлено, что решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.
Читайте также:  Виза в камбоджу в 2020 году: правила оформления, стоимость и другие особенности

Согласно пункту 20 Правил формирования списка дети-сироты и лица из их числа исключаются из Списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

Решение об исключении из списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом подтверждения сведений об обстоятельствах, указанных в пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

  • Исходя из изложенного, в случае наделения органа местного самоуправления полномочием по формированию Списка орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган сведения о наличии обстоятельств для исключения детей-сирот и лиц из их числа из Списка, а уполномоченный орган издает соответствующий распорядительный акт.
  • При реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 397 и Правил формирования списка возникают вопросы, касающиеся места жительства граждан.
  • В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
  • Местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно пункту 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г.

N 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Изменение гражданином места жительства влечет снятие его с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Таким образом, в один период времени у гражданина не может быть более одного места жительства.

Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность регистрации гражданина одновременно по месту жительства и по месту пребывания. При этом регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

  1. Пунктами 23-29 Правил формирования списка определен порядок включения детей-сирот в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства и об исключении их из Списка по прежнему месту жительства.
  2. Согласно пункту 23 Правил формирования Списка при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из Списка по прежнему месту жительства и включении их в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.
  3. Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из Списка в уполномоченный орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
  4. С заявлением об исключении из Списка могут обратиться действующие на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, представители законных представителей, представители детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, представители лиц из числа детей-сирот.
  5. Прием заявления об исключении из Списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.
  6. Соответственно, Минпросвещения России отмечает, что новое место жительства у ребенка-сироты должно было появиться до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
  7. В соответствии с пунктом 38 Правил формирования списка орган по новому месту жительства включает детей-сирот, приобретших полную дееспособность, в список до достижения ими совершеннолетия.
  8. Принимая во внимание изложенное, Минпросвещения России отмечает, что при перемене места жительства несовершеннолетнего ребенка-сироты с заявлением об исключении его из списка по прежнему месту жительства и включении его в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства обращается его законный представитель.
  9. Самостоятельно обратиться гражданин, приобретший полную дееспособность до достижения совершеннолетия, лицо из числа детей-сирот, имеет право только в случае, если его законный представитель не обратился с таким заявлением до приобретения гражданином полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
  10. Право на обеспечение по новому месту жительства соответственно должно возникнуть до приобретения гражданином полной дееспособности, то есть до достижения ими совершеннолетия.
  11. Исходя из норм Правил формирования списка, лица, достигшие возраста 23 лет, не могут обращаться с таким заявлением.
  12. Кроме того, Минпросвещения России считает необходимым обратить внимание на следующее.

В соответствии с Правилами формирования списка прием заявлений о включении в Список осуществляется уполномоченным органом или органом местного самоуправления.

В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, прием заявлений о включении в Список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Верховный Суд дал разъяснения об особенностях рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

12 января 2021

     Верховным Судом РФ в Обзоре от 23.12.2020 проведено обобщение практики рассмотрения судами в 2018-2020 годах дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
               

     В целях обеспечения единообразного подхода к рассмотрению судами дел названной категории необходимо обратить внимание на следующие правовые позиции.
     

     1. При определении права детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, возможность проживания указанных лиц в жилом помещении, собственником которого они не являются, а также их имущественное положение правового значения не имеет.
          

     2.

Дети-сироты и лица из числа детей-сирот имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признано невозможным при установлении любого из обстоятельств, с наличием которых законодательство Российской Федерации или субъекта Российской Федерации связывает указанный факт.
          

     3.

При разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
         

     4. Дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
    

     5. По общему правилу, специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет.

Предоставление жилых помещений указанным лицам ранее достижения ими возраста 18 лет допускается в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
         

     6. Установленное федеральным законом предписание о предоставлении детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме жилых помещений по завершении ими получения профессионального образования, профессионального обучения не препятствует им в реализации права на обеспечение жилыми помещениями по достижении ими возраста 18 лет.
         

     7. Право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений гарантировано федеральным законом детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
         

     8. Обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
          

Читайте также:  Евросеть: я купил телефон в Евросеть ритейл, он сломался и я его сдал в ремон

     9. Обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений, является правильное определение судом места жительства лиц указанной категории.
         

     10. Предусмотренная законом обязанность по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом в случае предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством.
         

     11. Приобретение нанимателем специализированного жилого помещения для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот либо членами его семьи жилого помещения в собственность не является основанием для расторжения (прекращения) договора найма специализированного жилого помещения.
          

     12.

Основаниями для принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об исключении жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа, из специализированного жилищного фонда и о передаче их данным лицам по договору социального найма являются окончание срока действия договора найма специализированного жилого помещения и отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
          

     13.

Вывод уполномоченного органа о наличии оснований, препятствующих заключению с детьми-сиротами и лицами из их числа договора социального найма в отношении занимаемого ими жилого помещения, должен основываться на всестороннем исследовании и оценке жилищно-бытовых условий лиц названной категории, исполнения ими обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояния их здоровья, социального окружения, иных обстоятельств, касающихся данных лиц (в частности, наличие работы, привлечение к административной или уголовной ответственности, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств).
          

     14.

Члены семьи (супруг (супруга) и несовершеннолетние дети) нанимателя специализированного жилого помещения для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые были включены в договор найма специализированного жилого помещения и вселены в жилое помещение, в случае смерти нанимателя специализированного жилого помещения вправе требовать от уполномоченного органа исключения указанного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключения с ними договора социального найма в отношении этого жилого помещения.
        

     15.

Изменение детьми-сиротами и лицами из числа детей-сирот места своего жительства после вступления в законную силу решения суда о предоставлении им жилого помещения специализированного жилищного фонда не может служить основанием для удовлетворения их заявления об изменении порядка и способа исполнения указанного решения путем предоставления жилого помещения по новому месту их жительства.
     

Судебная практика

Здесь мы описали случаи, связанные с признанием права сирот на обеспечение жильем. В основном, это дела тех сирот, которые до 23-х лет не встали на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

В каждой истории мы расписали, как велась подготовка дела до суда, какие документы потребовалось собрать и какие аргументы мы использовали в суде.

Эта информация будет полезна юристам и всем, кто отстаивает право сирот на получение жилья.

Согласно сложившейся практике в таких делах нужно доказывать уважительность причин пропуска срока постановки на учет. Только в таком случае суд может встать на сторону сироты.

При этом согласно позиции различных судебных инстанций то, что человек просто не знал о праве на жилье или порядке прохождения процедур, не является уважительной причиной.

О том, как доказывать наличие обстоятельств, препятствующих постановке сироты на учет, мы поговорим далее.

При составлении исковых заявлений по этой категории дел мы ссылаемся на одни и те же нормативно-правовые акты:

Кроме того, в исках мы указываем позицию Министерства образования и науки РФ, отраженную в письме от 08.10.2012 г. № ИР-864/07. Это ведомство разрабатывало поправок в законодательство, регулирующее предоставление жилья детям-сиротам. В письме Минобр разъясняет положения некоторых норм.

Во всех исковых заявлениях мы указываем на позицию Верховного Суда РФ, отраженную в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Президиумом ВС РФ от 20.11.2013). Исходя из особенностей конкретного дела, мы вставляем в текст ссылки на позицию Верховного Суда по этому вопросу.

Ряд описанных дел связан с незаконным закреплением за сиротами жилых помещений. В таких случаях мы дополнительно ссылаемся на позицию Верховного Суда РФ, отраженную в определении от 18 октября 2011 года № 89-В11-5.

Согласно этой позиции необоснованное постановление о закреплении жилой площади препятствует реализации жилищных прав сироты – постановке на учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

После того, как суд признает незаконным или отменит постановление о закреплении жилья, у сироты появляется основание для признания права на обеспечение жильем.

После признания судом права сироты на обеспечение жильем, мы действуем по одной схеме. Получив на руки вступившее в силу решение суда и письмо о постановке на учет, наши заявители обращаются в органы местного самоуправления за предоставлением жилья.

По закону после получения такого заявления муниципальные власти должны выдать жилье в течение трех месяцев. На практике этот срок нарушается, потому что закупают квартиры по длительной процедуре – через объявление тендера (торгов).

После того, как трехмесячный срок истечет, мы подаем иски о предоставлении жилого помещения. Это позволяет ускорить процесс выдачи жилья.

В 100% случаев, когда право сироты на жилье установлено предыдущими судебными решениями, суд встает на сторону наших заявителей. Герои описанных историй уже прошли этот путь и получили положенные по закону квартиры.

Юристы Рязанского “Мемориала”
Петр Иванов и Александр Заруцкий

Дело Виноградовой

Несоблюдение учетной нормы в закрепленном жилом помещении

Дело Ефимовой

Закрепленное жилье в аварийном состоянии

Дело Жуляева

Антисанитарное состояние закрепленного жилья

Дело Капустиной

Незаконно закрепленное жилье, непригодное для проживания

Дело Лобова

Несоблюдение учетной нормы в закрепленном жилом помещении

Дело Мартынова

Закрепленное жилье, непригодное для проживания

Дело Неяскина

Закрепленное жилье, пострадавшее от пожара

Дело Никитина

Незаконное закрепление жилья по несуществующему адресу

Дело Петранкина

Закрепленное жилье, не отвечающее санитарным нормам

Дело Турусовой

Незаконное закрепление жилья, принадлежащего предприятию

Дело Фатеева

Незнание о праве на жилье

Дело Шамина

Попытки обращения в госорганы по поводу жилья до 23-х лет

Дети-сироты смогут получить сертификат на приобретение жилья с 1 января 2021 года

МОСКВА, 25 февраля. /ТАСС/. Дети-сироты смогут получить сертификат на приобретение жилья в собственность с 1 января 2021 года. Соответствующий законопроект подготовлен Минпросвещения и размещен во вторник на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

«Законопроектом предлагается лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение за счет бюджета субъекта РФ в пределах бюджетных ассигнований, установленных на текущий финансовый год, выплаты для приобретения жилого помещения в собственность», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Предполагается, что закон выступит в силу с 1 января 2021 года, а выплата будет составлять 1,5 млн рублей.

Уточняется, что на данный момент очередь на предоставление жилья детям-сиротам составляет более 279 тыс. человек, у порядка 191 тыс. из них такое право уже наступило, но не реализовано.

Сейчас закон требует от властей регионов предоставлять повзрослевшим детям-сиротам, не имеющим жилья, благоустроенные жилые помещения. По данным Министерства просвещения РФ, на конец декабря 2019 года общая очередь на такое жилье составляла 277 тыс.

человек, а тех, кому уже исполнилось на 1 декабря 18 лет, — 186 тыс. Для того, чтобы одномоментно всех тех, кто стоит на очереди с 18 лет, обеспечить квартирами, потребуется 247 млрд рублей.

В 2019 году из бюджета на решение этой проблемы было выделено 7 млрд 100 млн рублей, со стороны регионов — порядка 28 млрд рублей.

Ранее вице-премьер Татьяна Голикова по итогам совещания по жилищным проблемам детей-сирот, которое прошло в декабре 2019 года, сообщала, что Дмитрий Медведев, занимавший в то время пост премьер-министра, поручил разработать программу, рассчитанную на шесть лет, в результате исполнения которой должна быть полностью решена проблема с жильем для детей-сирот. Она также отмечала, что по итогам совещания дано поручение проработать вопрос не только обеспечения жильем в рамках социального найма, но и возможности предоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иных компенсационных выплат.

По данным мониторинга Счетной палаты, на недостаточный уровень финансирования в сфере обеспечения жильем детей-сирот указывают более 30% регионов. В Счетной палате отмечали, что в целом по РФ ситуация по обеспечению жильем детей-сирот не улучшилась, а установленные полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ выполняются ненадлежащим образом.

В 2019 году Счетная палата предлагала в качестве одного из способов решения проблемы предоставлять жилищные сертификаты детям-сиротам, которые более 10 лет стоят в очереди на бесплатное жилье. Предполагалось, что их можно будет использовать для покупки жилья, улучшения жилищных условий или погашения ипотеки.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *