Право выбора иностранного языка в средней школе

Начиная с 2017-го добавленный предмет предстал перед учащимися как обязательная дисциплина. Но несмотря на оперативные действия правительства, образовательную реформу не удалось реализовать полностью.

Многие учебные заведения еще не до конца усовершенствовались и в них все осталось по-прежнему. По этой причине у родителей возник актуальный вопрос – обязателен ли второй иностранный язык в школе на 2021–2022 год.

Кроме этого, не все из них согласны с тем, что новшество положительно скажется на развитии школьников.

Почему ввели обязательное изучение второго иностранного языка в школе

Право выбора иностранного языка в средней школе

Как только объявили новость, многие отцы и матери стали интересоваться тем, кто ввел этот предмет и как в 2021 отказаться от второго иностранного языка в школе.

Введение этой дисциплины производили согласно предусмотренному образовательному стандарту Российской Федерации, принятым на федеральном уровне.

Его члены хотели, чтобы новое поколение было более эрудированным и свободно путешествовало по миру.

Именно на ФГОС смотрит школьная комиссия, создавая учебную программу. Вначале дополнительный предмет преподавали только в нескольких гимназиях страны. Это объяснялось нехваткой ресурсов и подходящих кадров. На старте нового учебного 2019-го дисциплину стали массово вводить в учебные заведения. Судя по сложившейся ситуации не все складывается так просто, как было запланировано на бумаге.

Плюсы изучения второго иностранного языка

Право выбора иностранного языка в средней школе

Несмотря на то что будет ли второй иностранный язык в школах в 2021–2022 обязательным или нет, многие родители все равно постараются, чтобы их чадо стало более подготовленным к взрослой жизни. Еще один «инъяз» – это своеобразный козырь в кармане человека.

Как на ребенка, по мнению преподавателей и матерей, влияет введение дополнительного предмета:

  • личность всесторонне развивается;
  • растет объем запоминаемой информации;
  • повышается вероятность хорошей карьеры в будущем;
  • появляется возможность продолжения обучения в зарубежных вузах;
  • расширятся перспективы в сфере российского образования – легче поступить в понравившийся подходящий вуз;
  • кругозор значительно расширяется, легче уехать в другие страны на школьные каникулы по обмену, без труда переписываться со сверстниками из других стран;
  • растет уверенность в себе, собственных силах, навыках и возможностях. Молодежь, знающая английский, французский и немецкий проявляет большую решительность в жизненных обстоятельствах.

Различные научные исследования подтверждают, что если ребенок занимается изучением нескольких языковых дисциплин, то его интеллект более развит, чем у детей, с минимальной нагрузкой. Реальные факты из жизни подтверждают, что научившись разговаривать как житель одной страны, разговорная речь и правила грамматики другого государства даются уже намного легче.

Минусы изучения второго иностранного языка

Право выбора иностранного языка в средней школе

Не все радостно принимают тот факт, что в 2021–2022 второй иностранный язык в школе опустится на неокрепшие плечи учеников. Определенный процент взрослых все же волнуется, что их чадо будет чрезмерно загружено.

Ведь не все имеют гуманитарный уклон. Чтобы догнать соседей по парте и школьную программу придется обращаться к репетиторам, что увеличивает финансовые и временные затраты.

Кроме этого, под угрозой становится самочувствие неокрепшего растущего организма.

Что касается мнения самих учеников, то многие школьники из физико-математических, биолого-химических классов недовольны новым положением. Это связано с тем, что им придется посещать еще один дополнительный урок. Хотя и без этого предмета их учебная загрузка внушает уважение.

Учителям также нелегко придется в условиях нововведений. Трудность заключается в том, что учебные и методические пособия отсутствуют.

Большая часть учебников для школьной программы содержит достаточно трудный материал, ведь они рассчитаны на более глубокое изучение.

Проводя параллель с тем, что на добавочную дисциплину выделяют меньше времени, каждому учителю придется самому подбирать из пособий подходящие задания. Этот фактор существенно увеличит время на подготовку к уроку.

Можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе

Право выбора иностранного языка в средней школе

По причине нехватки преподавателей и учебного материала не все школы ввели урок в свою стандартную программу. Процесс только набирает обороты.

На вопросы многих родителей по поводу того, можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе в 2021 году дается частично положительный ответ. По планам ФГОС в будущем этот предмет не будет обязательным.

Родители, учителя и школьники смогут расслабиться, правда данный проект пока находится в разработке.

Сегодня в некоторых учебных организациях ввели дополнительный «инъяз», а в некоторых еще нет. Где-то его изучают по желанию ребенка, а где-то он входит в обязательный перечень предметов. Согласно действующему ФГОС, этот предмет пока формально является неизбежным.

Записывая малыша в организацию, родители автоматически соглашаются с местным распорядком и актами заведения. Если «инъяз №2» действительно введут как базовый, то придется заняться его изучением.

Изменения в изучении второго иностранного языка в школе в 2021–2022

  • Право выбора иностранного языка в средней школе
  • Решив вопрос о том, обязательный или нет второй иностранный язык по ФГОС можно перейти к последним изменениям.
  • Согласно плану обучения, введут следующие правила:
  • большинство станет проходить английский;
  • планируемая нагрузка не превысит 2 уроков в неделю;
  • ребята начнут обучение иноязычной коммуникации уже с 1 класса;
  • в спецшколах и гимназиях, имеющих филологический уклон, ребенок сможет самостоятельно сделать выбор из предоставленного перечня, соответствующего профилю.

Программа обучения подразумевает, что в течение 6 лет продлится полный курс этой дисциплины. Многие считают, что более эффективным шагом станет введение урока пятиклассникам, чтобы они спокойно проходили курс базового уровня вплоть до 11 класса.

Возможна ли отмена второго иностранного языка в 2022 году

Право выбора иностранного языка в средней школе

Возможность того, что дисциплину полностью отменят маловероятна. Сама Ольга Васильева, занимающая пост министра образования считает, что два языка сразу – это хорошо, но один все же лучше. Она полагает, что предмет нужно отменить, если у образовательной организации нет резервов для высокого уровня преподавания.

Согласно ее мнению, ребенку в первую очередь нужно хорошо знать русский. Еще свободно владеть разговорным английским, ведь он по-прежнему является международным. В итоге нововведений, дети при сдаче ЕГЭ получают низкие баллы по родному языку. Что касается английского – то тут познания вообще оставляют желать лучшего.

Ранее ведомство внесло предложение о поправке, в котором количество часов на введенный «инъяз» необходимо сократить. На его место согласно рекомендациям, желательно ввести урок астрономии. По наблюдениям, этот предмет уже планомерно внедряется в систему образования.

Подводя итоги, можно заключить, что нововведенная дисциплина является обязательной. В 2021 отмена второго иностранного языка в школе вряд ли произойдет. На данный момент ряд обучающих заведений самостоятельно принимают решение, основываясь на имеющихся ресурсах. Несмотря на перемены, учителя все же советуют родителям понемногу заниматься курсами, чтобы ребенок был готов к любым переменам.

Изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования обязательно

Образовательная программа образовательной организации разрабатывается на уровень образования и учебный план, как неотъемлемая часть образовательной программы, также составляется на уровень образования. Однако практика показывает, что ежегодно в учебном плане что-то изменяется, дополняется.

В мае 2018 года Министерство образования и науки РФ напомнило образовательным организациям о том, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным для всех. Данная позиция отражена в письме Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08–1214.

Министерство напомнило, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413) и с учетом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

pen

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Право выбора иностранного языка в средней школе

В соответствии с ФГОС ООО изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить:

  • приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
  • осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
  • формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» должны отражать:

  • формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
  • формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
  • расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
  • достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
  • создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
Читайте также:  Не работает кнопка, как вернуть телефон?

Напомним, что на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ приводится примерный учебный план с изучением второго иностранного языка.

Примерный недельный учебный план основного общего образования (второй иностранный язык)

Право выбора иностранного языка в средней школе

Необходимо отметить, что предметная область «Филология» уже не существует с декабря 2015 года, однако разработчики примерных основных образательных программ до сих пор не внесли изменения! Обратите на данный момент внимание (подробно было рассказано об этом в выпуске от 15.11.2017).

Примерный недельный учебный план является ориентиром при разработке учебного плана образовательной организации, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана:

  • состав учебных предметов;
  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам;
  • максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся и максимальная нагрузка с учетом деления классов на группы;
  • план комплектования классов.

pen

Учебный план образовательной организации может также составляться в расчете на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с учетом специфики календарного учебного графика образовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели.

Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.).

В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией (уроки, практикумы, проектные задания, исследовательские модули, тренинги, погружения, самостоятельные и лабораторные работы обучающихся и пр.).

?

Напомним, что Минобрнауки России ещё в 2015 году (письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08–1228 «О направлении рекомендаций») указывало на то, что стандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного.

При составлении своей основной образовательной программы школой может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в школе. Однако в 2016 году указанное письмо было отозвано с исполнения и дополнительных разъяснений более не направлялось. На сегодняшний день по вопросу изучения второго иностранного языка как обязательного указано в письме, с которого начиналась данная статья.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 01.09.2018
  •   Все консультации автора

Второй иностранный язык в школе. Когда ждать?

Однако тут же появляются и опровержения, что, наоборот, второй язык не добавят, а исключат из программы. Какой информации верить, каких изменений ждать в новом учебном году — разбираемся вместе.

Карл I Великий: «Владеть вторым языком, значит владеть второй душой»

Появление второго языка в программе обучения — не новость. Учебные заведения с гуманитарным уклоном уже давно практикуют изучение нескольких языков. Разница лишь в том, что о таком положении вещей заранее знают и ученики, и учителя.

Также, три года назад, когда Министерство образования расширило практику изучения иностранных языков, большинство элитных гимназий и лицеев с радостью подхватило эту инициативу. Однако тогда «решение о языках» носило исключительно рекомендательный характер и оставляло право выбора за каждым учебным заведением.

Как и у всякого новшества, на введение в программу второго языка отреагировали по-разному. Одни родители обрадовались изучению дополнительного языка, другие же посчитали, что детей слишком перегружают.

Среди недовольных также были, например, родители учеников, обучающихся в классах с математическим уклоном — мол, дополнительный язык отвлекает и в некоторой степени рушит саму идею специализированных классов.

Стоит учитывать, что добавить ни с того ни с сего занятия в расписания учащихся нельзя.

Существуют нормы загруженности учеников (23 учебных часа в неделю при пятидневке/26 часов в неделю при шестидневном обучении), и втиснуть предмет в расписание, не нарушив их или не «пожертвовав» другим предметом, невозможно.

Если же мы говорим о классах с ориентированностью на определенный предмет, то подобная потеря профильного предмета ведёт к уничтожению сути углублённого изучения.

Ещё одной проблемой в данном вопросе стала очевидная нехватка преподавателей. Не во всех школах есть учителя английского языка с должной квалификацией, а уж преподавателей других иностранных языков найти ещё сложнее. В данном случае туго придётся небольшим городам. Ведь если внедрение второго языка «пройдёт» по всем учебным учреждениям, то новшество затронет все «города и веси».

Введение второго языка

На данный момент Министерство образования и науки РФ отложило переход «двуязычной» программы на 2019/2020 учебный год.

В 2018/2019 учебном году введение второго языка стало обязательным для образовательных учреждений и классов с соответствующим филологическим уклоном.

Данный вопрос руководство школы обсуждают вместе с родителями, причём рекомендовано вводить язык согласно интересам учеников, выяснив общее мнение посредством опроса.

Новая программа затронет учеников только младше шестого класса. Школьники, которые на момент введения второго языка переведутся в 6-й класс, будут учиться по прежней одноязычной системе.

Для младших классов действует следующий принцип: в первом классе школьники изучают один иностранный язык, второй же появится в пятом классе.

Такое распределение поможет неплохо освоить первый иностранный и, пользуясь почерпнутыми от него знаниями, начать изучать второй.

Право выбора иностранного языка в средней школе

Более того, несмотря на все рассуждения и распоряжения ситуация по обязательному введению двух языков так и осталась туманной.

Например, недавно министр образования Российской Федерации Ольга Васильева говорила о том, что повсеместное введение второго языка в школах нежелательно. Показатели даже по русскому языку оставляют желать лучшего, что уж говорить о нескольких дополнительных иностранных.

Таким образом, на данный момент решение вопросов о преподаваемых предметах ложится на плечи руководства школы, педагогов и родителей учеников.

А что учителя?

А как относятся к предполагаемому нововведению педагоги? Среди отмеченных положительных сторон особо выделяется перспектива больших возможностей (благодаря изучению нескольких языков) для самих школьников.

Новые языки — это возможность не просто посещать другие страны и чувствовать там себя свободно, но и возможность учиться и работать за рубежом. Особым плюсом является бесплатное обучение в странах Европы, если преподавание проходит на государственном языке. Это превосходный мотиватор для изучения немецкого, французского, испанского и других языков.

Изучение менее популярных (в школьном преподавании) языков также приводит к отличному результату. Сочетание владения языками «английский + «экзотический» является весьма успешным, так как специалисты с таким “набором» пока ещё редкость.

Хотя уже на сегодняшний день более двух тысяч дальневосточных школьников изучают китайский язык (да и в столице России китайский преподаётся в 75 школах), ученики из Казани практикуют изучение турецкого, а татарские школьники сделали выбор в пользу арабского.

Также полезным представляется изучение второго языка для общей ситуации в отношении российской лингводидактической школы. Когда-то наша германистика была одной из сильнейших в мире, но на сегодняшний день она практически перестала существовать. Происходит это из-за того, что в школах основное внимание в изучении иностранного языка приходится на английский.

К тому же учебная практика во всём мире показывает, что изучение лишь одного иностранного языка не практикуется в развитых странах мира.

Во многих школах Европы изучают три языка: английский преподаётся обязательно, в средней школе добавляют второй язык, ну а в старших вводится ещё и третий иностранный.

В Украине с 2018 года ввели подобное новшество — теперь первоклассники будут изучать один иностранный язык, а с пятого класса школьников настигнет и второй дополнительный.

Для утешения запаниковавших родителей приведём несколько аргументов “за” изучение нескольких иностранных языков.

Например, давно доказано, что изучение любого «чужеродного” языка — это отличная задачка, тренирующая наш мозг.

Стимуляция памяти, расширение кругозора (ведь учить другой язык — это способ познать другой мир), «зарядка» для интеллекта в целом — всё это позволяет достичь изучение других языков.

Стоит также упомянуть, что второй язык изучается гораздо легче и быстрее, чем первый. Эмпирически доказано, что переводчики, делающие переводы с одного языка на другой (оба языка иностранные), не испытывают перегрузок, их мозг уже работает по-другому, позволяя мыслить иначе и оперативнее.

Минусы второго иностранного

Однако отметим и отрицательные стороны введения второго иностранного языка. Помимо логичного увеличения нагрузки (от которой и так уже горестно вздыхают школьники, а также их родители) для всех учеников существует такой момент, как индивидуальная склонность к определённого рода дисциплинам.

Например, если ребёнок претерпевает неудачи в гуманитарных науках, то второй иностранный для него — это дополнительные затраты, как умственные, так и материальные (в случае крайнего неуспеха с языком родителям придётся нанимать репетитора), лишнее время и стресс.

Читайте также:  Кредит наличными для ип: как получить, необходимые документы, требования к заемщику, какие банки выдают, сумма, процент и срок

Снова поднимается вопрос об актуальности второго языка для учеников спецшкол, выбирающих себе негуманитарное образование.

Дополнительная нагрузка коснётся не только учеников, но и учителей. Стоит учитывать, что нехватка кадров обязательно отразится на качестве преподавания. Даже в крупных городах человек с достойным уровнем владения иностранным языком скорее согласится работать переводчиком, чем пойдёт в школу, где заработная плата в разы меньше. О сёлах и деревнях не приходится даже и говорить.

Ко всему прочему, ложкой дёгтя становятся и учебники по иностранному языку. Существует немало адаптированных учебников, по которым школьники могут готовиться даже к сдаче единого государственного экзамена.

Однако подобные книги, адаптированные либо нацеленные на сдачу ЕГЭ, не являются лучшим выбором для изучения языка. Давно признано, что лучше всего материал изложен в книгах зарубежных издательств. Тут и наступает замкнутый круг: для обучения лучше выбирать зарубежные книги, но по ним трудно готовиться к ЕГЭ.

Адаптированные же учебники позволят сдать экзамен, однако качество грамматики и разговорной речи при этом пострадает.

Отдельной проблемой станет введение второго иностранного языка в региональных учебных заведениях.

Там, где школьники уже изучают русский, свой национальный и английский языки, добавление ещё одного иностранного будет подобно такому «граниту науки», об который можно сломать все зубы.

Многие учителя отмечают, что и на современном этапе с тремя языками многим детям сложно учиться. Высокие баллы получает немногочисленная группа учеников, поэтому говорить о внедрении дополнительного иностранного языка в регионах однозначно рано.

Итак, введения второго иностранного языка в 2018/2019 учебном году во всех общеобразовательных учреждениях на обязательных условиях не будет. Поэтому нам остаётся лишь держать «руку на пульсе» тех новшеств, которые готовит нам Министерство образования и науки, и надеяться, что все предложенные инициативы ведут к лучшему.

Право выбора иностранного языка в средней школе

Обязательное изучение второго иностранного языка в школе 2021: введение второго иностранного по ФГОС

Изучение второго иностранного языка в школе предусмотрено в действующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). ФГОС являются главным ориентиром для образовательных организаций при составлении учебных программ. 

На практике до 2019 года второй иностранный язык преподавался лишь в некоторых школах по причине нехватки кадров и ресурсов.

В сентябре 2019 года Минпросвещения России опубликовало письмо «Об изучении учебного предмета “Второй иностранный язык”», после которого школы массово начали включать в программы изучение второго иностранного языка.

Но ресурсов по-прежнему не хватает — и не у всех организаций получается ввести такой предмет в программу. 

К 2024 году в России должен завершиться переход на новейшие ФГОС третьего поколения. Сейчас продолжается их разработка и совершенствование. Предполагается, что главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость. По новым ФГОС второй иностранный в школе перестанет быть обязательным — школы смогут расслабиться. Но проект всё ещё в разработке.

Сейчас ситуация обстоит так, что в некоторых школах ввели второй иностранный, в некоторых — нет. Где-то язык учат по желанию, а где-то в качестве обязательного предмета. Тем не менее по действующим ФГОС язык формально обязателен.

Зачисляя ребёнка в школу, родители соглашаются с действующими локальными актами организации. Если второй иностранный действительно преподаётся в качестве обязательного, придётся учить. 

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» сотрудничает с рядом школ-партнёров, где наши ученики проходят аттестацию. В некоторых организациях аттестация по второму иностранному языку обязательна, если ребёнок на заочной форме обучения.

На семейной форме аттестацию по второму иностранному можно не сдавать, но мы рекомендуем посещать занятия, особенно учащимся 5–7 классов. Ведь мир становится всё глобальнее, и умение хотя бы немного изъясниться на распространённом европейском языке не будет лишним.

‍                                                                                                     Ирина ФомичеваПраво выбора иностранного языка в средней школеИсточник: freepik.com / @lookstudio‍

Плюсы и минусы изучения второго иностранного

Многие родители и школьники не понимают, зачем изучать второй иностранный в школе. Но владение несколькими языками имеет ряд преимуществ:

Повышение конкурентоспособности. Школьник, освоивший два и более иностранных языка, больше ценится на рынке труда. 

Развитие мозга. Изучение иностранных языков положительно влияет на общее умение мыслить и эрудицию. 

Расширение кругозора. При изучении иностранного языка ребёнок взаимодействует с чужой культурой, открывает для себя новые традиции и обычаи.

Кажется, что чем больше языков учишь, тем круче. Но у подхода есть и возможные минусы:

Путаница в голове. Если по первому иностранному ещё не сформировалась качественная база, ребёнок может запутаться в грамматических правилах, лексическом запасе или фонетических особенностях. 

Чрезмерная нагрузка. В традиционной школе ребёнок чаще всего перегружен учёбой, и лишние часы изучения второго иностранного не всегда эффективны. Важно трезво оценивать ресурсы школьника на освоение ещё одного языка. 

Чтобы дети могли изучать иностранную культуру без спешки и перегруженности, мы ввели курсы страноведения в 6–9 классах домашней школы «Фоксфорда».

На занятиях учащиеся знакомятся с азами одного из мировых языков, культурой и историей стран-носительниц, особенностями быта и государственного устройства. Такое контекстное погружение в язык не вызывает страха и отторжения.

При этом дети незаметно для себя осваивают минимальный лексический набор и азы грамматики и фонетики. ‍                                                                                                     Ирина Фомичева

Резюме

По текущим ФГОС второй иностранный обязателен. Но пока что организации сами решают, как организовывать обучение второму иностранному языку в школе при наличии ресурсов.

Вне зависимости от того, станет ли когда-то обязательное изучение второго иностранного языка повсеместным, изучать его можно уже сейчас. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» проходят курсы немецкого, французского и испанского — с ними легко начать изучение ещё одного языка.

Если второй иностранный язык всё же появится в аттестационных графиках хоумскулеров, ребёнок, записавшийся на курс, будет во всеоружии. 

Начните изучать иностранные языки вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду вы получите бесплатный недельный доступ к курсу интересного вам иностранного языка: испанский язык — SPAIN2020, немецкий язык — GERMAN2020, французский язык — FRENCH2020

Второй иностранный язык в школе: кому это надо?

Можно ли хорошо выучить два иностранных языка в школе?

С некоторых пор проблема владения иностранными языками стала актуальна практически для всех граждан. Деловые отношения не ограничиваются границами одного государства, поэтому знать всего один иностранный язык бывает не достаточно. Поскольку дети усваивают информацию быстрее и качественнее взрослых, то изучением иностранных языков логичнее заниматься в школе.

Так решили в Минпросвещения России и ввели второй иностранный язык в школах, лицеях и гимназиях РФ еще в начале 2015-2016 учебного года.

Правда, тогда такое решение носило рекомендательный характер, поэтому каждое учебное заведение получило возможность принять решение о введении еще одного языка в качестве обязательного на собственное усмотрение.

И это стало причиной недовольства многих родителей. Тем более, что с этого года изучение второго языка в пятых классах стало обязательным для всех.

Догоним и перегоним ФГОС

Школы, работающие в режиме реализации ФГОС в опережающем темпе, давно поставили второй язык в обязательную программу, не удосужившись посоветоваться с родителями.

Впрочем, нашлись и те, кто остался недоволен тем, что их дети не получили возможности изучать дополнительный язык бесплатно в рамках основной программы обучения. В школьной программе 2018-2019 ученого года второй иностранный язык ввели для всех пятиклассников страны.

И в связи с этим возникают вопросы об обязательности изучения второго языка, о возможности отказа от такой нагрузки в тех школах, где профильными являются не гуманитарные предметы. Попытаемся разобраться.

Нужен ли второй иностранный язык школьникам?

Речь о том, что в школе обязательно должен преподаваться второй иностранный язык ведется еще с 2010 года, но сроки введения этого постоянно отодвигались до 2019 года. Реализация идеи столкнулась с рядом серьезных проблем, в числе которых:

  • отсутствие свободных часов в расписании профильных классов;
  • нехватка педагогических кадров;
  • неготовность детей и родителей к повышенным нагрузкам и новым требованиям.

Именно поэтому еще в 2017-2018 году второй иностранный был рекомендован к изучению, но еще не был обязательным. Второй иностранный являлся обязательным только для классов с филологическим уклоном. Но теперь он стал обязательным для всех пятиклассников страны. Такой подход позволит детям легко освоить базовые понятия.

Решение о том, каким будет второй иностранный, принимается администрацией учебного заведения. На сегодняшний день в разных школах, лицеях и гимназиях РФ помимо английского изучают: немецкий; французский; испанский; китайский.

Переживать о новом предмете стоит только ученикам «стартовых классов».

Ученики 6-11 классов в таком случае должны продолжать обучение по старому стандарту (без второго иностранного, если его не было в планах учебного заведения ранее).

При введении второго языка допускается дифференцированный подход. Это значит, что каждый регион может сам решать, в каком классе и в каком объеме дети будут изучать дополнительный предмет.

Для центральных регионов, где русский является родным, нововведение не является проблемой, тогда как для некоторых региональных школ, где детям необходимо сначала освоить в нужном объеме не только русский и английский, но и родной язык, введение еще одного нового предмета филологического профиля может стать проблемой.

Читайте также:  С чего расчитывают налог: а государство оценило в 300 тысяч руб

При изучении первого иностранного языка,дети всегда обращаются за помощью к родителям или родители сами пытаются помогать в этом сложном вопросе.

И хорошо, если в семье родители учили разные языки и имели по ним хорошие оценки. То есть они не просто когда-то листали учебники, что-то выполняли, но понимали и запоминали.

А если нет, то помогать в изучении языка, даже первого, кроме репетитора ребенку некому.

Еще одним важным вопросом является практика. Школьникам предлагаются детские лагеря на территории иностранных государств или языковые лагеря внутри страны. Подразумевается, что именно в таких лагерях дети станут шлифовать свои знания иностранных языков. Выгода таких лагерей очевидна.

Однако не у всех детей и их родителей есть возможность поехать в такой лагерь в виду отсутствия достаточных средств. При этом, наличие компьютерных программ, прослушивание записей, отработка правил, зубрёжка слов не являются достаточным условием изучения языка. Нужна практика.

А практика может осуществляться только а контакте с живыми людьми. Вот и получается, что некоторые дети, даже имея желание изучать второй язык, потеряют интерес к нему после монотонных уроков и отсутствия практики. К тому же, вопрос о наличии квалифицированных кадров в школах остаётся острым.

По этой причине рутина изучения может стать непреодолимым препятствием.

Министр просвещения против?

В 2017 году во время интервью для телеканала RT тогда еще министр образования РФ Ольга Васильева заявила, что является противницей второго иностранного языка в непрофильных школах. По ее словам:

Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо.

Естественно, что такое заявление не могло не вызвать массу вопросов об отмене второго иностранного языка в школьной программе уже к 2020 году.

Так, что ожидать ученикам и родителям? На сегодняшний момент нет официальных документов, говорящих о грядущей отмене нововведения. Наиболее вероятной является перспектива предоставления учебным заведениям права вводить или не вводить для своих учащихся второй иностранный.

Но, кто и как должен принимать это решение? Администрация школы или родители? На эти вопросы ответов пока не существует.

Второй иностранный язык

С 2018 года изучение второго иностранного языка в школе обязательно для учеников 5–9 классов. Разберём, зачем ребёнку учить второй иностранный язык в школе, как и когда начинать, какие ошибки не совершать и есть ли у родителей и детей выбор

Из Письма Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. мы узнаём, что в соответствии с ФГОС школьники 5–9 классов будут изучать второй иностранный язык. Готовя эту статью, я взяла интервью у родителей, учителей и школьников, бывших и нынешних и собрала разные точки зрения и лайфхаки.

Что даёт школьнику изучение второго иностранного языка согласно ФГОС:

  1. Дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур.
  2. Понимание менталитета и традиций других народов.
  3. Знакомство с жизнью своих сверстников в других странах.

  4. Формирование иноязычной коммуникации на уровне разговорного общения.
  5. Расширение лингвистического кругозора и лексического запаса.
  6. Возможности и ресурсы для дальнейшего саморазвития.

  7. Повышенная конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

Когда начинать изучать второй иностранный язык в школе

В педагогике есть понятие «языковое окно». Если попасть в него, а это до 11 лет, то ребёнку будет проще овладеть вторым и даже третьим иностранным языком.

Психологи рекомендуют не изучать два иностранных языка одновременно. Большая нагрузка, путаница, стресс и как следствие — отсутствие результата. Пауза необходима.

И. Л. Бим, доктор педагогических наук, учёная в области теории и методики обучения иностранным языкам, говорила о необходимости опоры на первый иностранный язык при изучении второго.

Физиологи и педагоги говорят, что идеальный старт для изучения второго иностранного — это пятый класс. Почему?

  • Открытое «языковое окно»;
  • База первого иностранного языка наработана;
  • Пауза между стартом изучения выдержана;
  • Ребёнок получил навыки работы с информацией;
  • Юношеский максимализм пока не проснулся;
  • Физика и химия ещё не начались.

Следует уточнить у учителя в вашей школе, с какого класса планируется изучение второго иностранного языка.

Вариантов может быть несколько:

  1. со второго класса, если вы отдали ребёнка в языковую гимназию.
  2. с пятого или седьмого класса — обычная школа.
  3. в профильных классах второй иностранный язык в школьной программе отсутствует, так как у учащихся этих классов дополнительные часы изучения профильных предметов:
  • Медицинский профиль — химия и биология.
  • Инженерный профиль — физика и математика.
  • ИКТ профиль — информатика.
  • Гуманитарный профиль — история и обществознание.

Не стоит беспокоиться, что ребёнок не сможет заговорить на втором иностранном, изучая его в школе всего час в неделю. Или что вторым иностранным языком его можно перегрузить. Учителю важно заинтересовать и дать базу — возможности и ресурсы для дальнейшего саморазвития.

«За 1 час в неделю сложно перегрузить. Домашнее задание должно быть, как минимум на отработку материала, пройденного на уроке. При большой нагрузке можно давать более простые упражнения или задания из МЭШ — платформа с огромным количеством учебных материалов, как для учителей, так и для детей и родителей» — говорит Марина Горина, учитель испанского и английского языка.

Критерии выбора языка

  • Доступность
  • Востребованность
  • Распространённость

По данным ВЦИОМ, английский самый популярный язык, его учат 94% школьников. 7% изучают немецкий и 2% — французский.

Немецкий и французский изучали по всей стране последние 30 лет, следовательно, учителей в школах много, и эти языки являются самыми доступными. Какой-то из них и будет изучать ваш ребёнок.

Помимо доступности в выборе языка, опираются на востребованность и количество носителей языка.

По данным ВЦИОМ 48% опрошенных показало, что в современных условиях не будет лишним знать китайский — в языковых гимназиях ученикам редлагают именно его. Второе место занимает немецкий (32% опрошенных). В пятёрку наиболее перспективных с точки зрения важности и полезности их знания вошли также французский (21%) и испанский языки (9%).

Согласно сайту Ethnologue китайский является самым распространённым языком в мире — 1,7 миллиарда носителей. С развитием бизнес-проектов и информационных технологий изучение китайского становится всё более актуальным.

Испанский и португальский «открывают двери» в страны Латинской Америки и Карибского бассейна.

Следует обратить внимание на арабский язык. На нём говорят в 59 странах. С точки зрения географического распространения, он уступает только английскому, на котором говорят в 137 странах.

А может, наоборот?

Можно изучить редкий, экзотический язык. Найти применение сложнее, но такие специалисты ценятся ещё выше.

Например, если ребёнок видит своё будущее в медицине, можно заняться изучением иврита как второго иностранного языка, чтобы строить карьеру врача в Израиле.

Выбираем

Не напрягаться

Если желания нет, но учить язык всё-таки надо, выбирайте язык той же языковой группы, что и английский. Подойдёт французский, испанский или итальянский.

На границе

Если живёте, например, во Владивостоке, знание китайского повысит конкурентоспособность при устройстве на работу. По данным сайта Городработ.ру во Владивостоке 696 различных вакансий, где требуется знание китайского языка.

То, что нравится

  • Если живёте далеко от границ какого-либо государства и никуда в ближайшие годы эмигрировать не планируете, то выбираем язык по вкусу ребёнка.
  • Ему нравятся аниме, манга и прочее из японской культуры — пусть учит японский.
  • Он знает все возможные сорта джелато — ему показан итальянский.
  • Занимается танцами живота, любит золото и барханы или следит за котировками нефти — арабский в помощь.

За учителем

Если ничего из вышеперечисленного к вам не относится, узнайте мнение учащихся (!) об учителях второго иностранного языка. Выбирайте более лояльного, который не считает свой предмет главным в школе.

Или если вам повезло и в школе есть учитель иностранного, от которого все дети в восторге — вам туда.

Есть шанс, что учитель сможет не только дать базу, но и заинтересовать ребёнка так, что у того появится мотивация к дальнейшему изучению языка.

Как делать не надо

Не стоит выбирать второй язык в школе за компанию с подругой или только потому, что кто-то из родственников его знает и поможет с подготовкой домашнего задания.

Это вряд ли пробудит в ребёнке мотивацию. Нет мотивации — нет результата. И вот тут уже будет перегруз и страдания.

А теперь как надо

Я поговорила с преподавателями разных иностранных языков (английский, немецкий и испанский), а также с бывшими школьниками, которые на данный момент по разным обстоятельствам изучают второй иностранный — иврит, датский, арабский, и нашла в их ответах много общего.

Начните

Начинаем с простых слов и фраз на слух.

Далее можно запоминать с визуальным подкреплением, по темам.

Например, пришли в кухню, повесили на предметы двусторонние стикеры. На лицевой стороне название написано на изучаемом языке, с обратной — как читается русскими буквами.

Книги

Пример: если второй иностранный язык в школе — французский, читаем «Маленький принц» в оригинале.

Фильмы и сериалы

Для начала с русскими субтитрами, затем с английскими (тут же проводим параллели, видим отличия и сходство), а затем с субтитрами изучаемого языка.Например, для изучения немецкого можно использовать сайт 2sub.tv

Песни

Помогают привыкнуть к звучанию голоса во время песен. Можно учить и подпевать.

Приложения

Смартфон у подростка всегда в руках. Пока ребёнок едет на кружок, зависание в соцсетях можно заменить прохождением квеста в приложении. Например, Busuu, Duolingo, Easy ten, Babbel, «Hi, Jay!».

Живое общение

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *