Правила проведения и частота плановой налоговой проверки ип

Каждый частный предприниматель, начавший собственное дело, подлежит тщательному надзору со стороны государства. Контроль за деятельностью ИП необходим с целью соблюдения норм законодательства и обеспечения безопасности клиентов.

Бизнесмены могут быть подвержены нескольким разновидностям проверок от разных государственных инстанций. Как можно проверить ИП, вы узнаете из данной статьи.

Кто может проверить ИП?

Правила проведения и частота плановой налоговой проверки ИП

Предмет проверок и частота их проведения зависят от государственного органа, осуществляющего контроль за предпринимательской деятельностью. Чаще всего ИП сталкиваются с подобными процедурами от перечисленных ниже инстанций:

  • ФНС;
  • трудовой инспекции;
  • Роспотребнадзора;
  • пожарного надзора;
  • Ростехнадзора;
  • прокуратуры;
  • прочих государственных органов.

Процедура регулирования деятельности ИП налоговой инспекцией не попадает под действие данного федерального закона, потому как регламентируется положениями Налогового кодекса РФ.

Классификация проверок

Проверки принято делить на плановые и внеплановые. В первом случае речь идёт о назначении точной даты приезда контролирующих органов.

График устанавливается заранее и публикуется на официальном сайте соответствующей государственной инстанции. Плановые проверки нацелены на регулирование соблюдения ИП норм законодательства и общепринятых правил безопасности.

Внеплановые проверки осуществляются государственными инстанциями при получении жалобы на действия ИП, а также с целью контроля за выполнением оставленных ранее предписаний.

Кроме этого, проверка может быть двух видов:

Проверка ФНС

Каждый предприниматель является налогоплательщиком, поэтому избежать проверки от ФНС невозможно. Согласно 87 статье НК РФ, выделяют две разновидности данной процедуры – камеральную и выездную.

Правила проведения и частота плановой налоговой проверки ИП

Камеральная проверка является разновидностью документарной и осуществляется после получения отчёта от ИП. Как правило, процедура сверки данных в присланной отчётности проводится автоматически, а более детальное изучение документов и получение разъяснений от предпринимателя требуется в случае обнаружения в бланках некорректных сведений.

Если ИП выполняет требования ФНС, он освобождается от уплаты штрафных взысканий и пеней. Такая процедура может длиться вплоть до трёх месяцев. Решение по камеральной проверке предоставляется предпринимателю в течение трёх рабочих дней после отправления отчёта, а исправить обнаруженные недостатки ИП обязан в срок до пяти дней.

При выездной проверке контроль за деятельностью лица осуществляется непосредственно в офисе или торговом помещении, используемом в предпринимательских целях.

Инспектор вправе привлечь экспертов или свидетелей, устроить инвентаризацию имущества и осмотр площади, изучить документацию ИП. Длительность проверки зависит от её цели, поэтому колеблется от двух до шести месяцев.

Стоит отметить, что плановые проверки проводятся не чаще одного раза в течение трёх лет. То же касается частоты выездных процедур.

Проверка трудовой инспекции

Под регулярный надзор данного государственного органа попадают предприниматели, принимающие на работу иностранных лиц или несовершеннолетних граждан. При этом основанием для осуществления проверки ИП служит поступление жалобы от недовольного сотрудника (например, в результате получения низкой зарплаты или несоблюдения режима трудового дня).

Контролёры трудовой инспекции проверяют следующие документы:

  • графики отпусков;
  • трудовые книжки трудоустроенных граждан;
  • правильность оформления и факт наличия трудовых контрактов;
  • графики выдачи заработной платы;
  • штатное расписание персонала;
  • и т. д.

Чтобы избежать пристального внимания со стороны Роструда и трудовой инспекции, предпринимателю требуется тщательно изучить трудовое законодательство и не нарушать его положений.

Проверка Роспотребнадзора

Правила проведения и частота плановой налоговой проверки ИП

Данная инстанция уполномочена осуществлять санитарный надзор и контроль за соблюдением прав потребителей. Если частный предприниматель реализует какие-либо товары или предлагает определённые услуги населению, ему не избежать проверок от Роспотребнадзора.

Как правило, основанием для посещения инспектором офиса или торговой площади предпринимателя выступает жалоба недовольного клиента или конкурента.

Роспотребнадзор уполномочен проверять:

  • порядок размещения товаров;
  • площадь торгового помещения;
  • соответствие товара заявленному качеству и санитарным нормам;
  • температурный режим;
  • наличие вентиляции;
  • вывески и ценники;
  • наличие у персонала санитарных книжек и соответствующей униформы;
  • и т. д.

В случае выявления нарушений должностные лица привлекаются к ответственности, обязуясь оплатить существенную сумму штрафа, а также исправить обнаруженные недостатки.

Проверка пожарного надзора

Инспекторы МЧС рано или поздно проверяют каждого предпринимателя. Как правило, частота визита контролёра ограничена одним разом в три года, а график посещения того или иного ИП публикуется на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Основанием для посещения бизнесмена может выступить получение жалобы на его имя.

Инспекторы уполномочены проверять:

  • документацию ИП (например, наличие плана эвакуации, приказа о прохождении сотрудниками инструктажа о правилах противопожарной безопасности и т. д.);
  • состояние системы оповещения о пожаре;
  • наличие и доступность аварийных выходов;
  • соответствие плана эвакуации фактическому расположению помещения;
  • техническое состояние офиса или торговой площади (например, степени огнеупорности материала, из которого сделаны стены, потолок);
  • и т. д.

Проверка Ростехнадзора

Данная инстанция уполномочена осуществлять экологический, строительный, промышленный и технологический контроль.

Если деятельность ИП связана с использованием природных ресурсов или производственными объектами, представляющими определённую опасность, именно Ростехнадзор занимается оформлением лицензии.

Для её получения ИП должен заранее устранить имеющиеся нарушения, в противном случае предприниматель не сможет добиться разрешения на осуществление желаемой деятельности. В дальнейшем проверки проводятся планово с целью контроля соблюдения правил безопасности.

Прокурорская проверка

Правила проведения и частота плановой налоговой проверки ИП

Проверка органами прокуратуры осуществляется в случае поступления жалобы. Прокурор должен проверить информацию о наличии нарушения со стороны ИП и оформить письменный ответ на претензию в течение месяца. С этой целью осуществляется соответствующая проверка.

  • Если факт нарушения не был подтверждён, жалоба отклоняется, о чём сообщается гражданину, направившему данное обращение.
  • Если же проверка выявит несоблюдение законодательства РФ, нарушителей ожидает привлечение к соответствующей ответственности.
  • Стоит отметить, что прокуратура уполномочена осуществлять проверку лишь в тех случаях, которые неподконтрольны другим государственным инстанциям.

Проверка от прочих инстанций

Если предприниматель занимается определёнными видами деятельности, к нему могут прийти с визитом и другие надзорные инстанции. Например, сотрудники полиции вправе посетить офис или торговое помещение ИП в ситуации, когда им поступила информация о совершении преступления.

В результате полицейской проверки может быть возбуждено уголовное либо административное дело. Среди других органов надзора, уполномоченных проверять деятельность бизнесменов, выделяют:

  • Россельхознадзор;
  • Центробанк РФ;
  • жилищную инспекцию;
  • Росздравнадзор;
  • Минобразования;
  • таможенный контроль;
  • и т. д.

Как минимизировать риски?

Чтобы успешно пройти проверку от любой из инстанций и не оплачивать существенную сумму штрафа, назначенного при обнаружении какого-либо нарушения, ИП должен соблюдать требования российского законодательства.

Деятельность предпринимателя сопровождается большим документооборотом. На основании отчётности в ФНС рассчитывается налог, который обязуется оплачивать каждый бизнесмен. Чтобы не допустить ошибку в подсчётах, ИП может нанять штатного бухгалтера.

Если вы не согласны с результатами проверки, их можно оспорить путём обращения в суд. Судебная практика показывает, что в случае совершения надзорной процедуры с нарушениями положений российского законодательства судья принимает сторону предпринимателя.

При необходимости ИП, недовольный действиями инспектора, также вправе подать жалобу на имя его руководства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)

+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Плановые и внеплановые проверки

Последний раз обновлено:

Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана.

Периодичность плановых проверок работодателей устанавливается по категориям риска:

  • одна проверка в течение 2 лет – для работодателей с высоким риском;
  • одна проверка в течение 3 лет – для работодателей со значительным риском;
  • одна проверка в течение 5 лет – для работодателей со средним риском;
  • одна проверка в течение 6 лет – для работодателей с умеренным риском.
  • У работодателей, отнесенных к низкому риску, плановые проверки не проводят.
  • Структурные подразделения Роструда и территориальные инспекции работу над планом проверок на следующий год начинают со второго квартала текущего года, то есть года, предшествующего году проведения проверок.
  • В срок до 10 июня определяют перечни хозяйствующих субъектов указанных выше категорий риска.
  • До 1 сентября проект ежегодного плана направляется для рассмотрения в прокуратуру, затем его до 1 ноября дорабатывают и направляют в прокуратуру уже готовый вариант.
  • Электронная копия утвержденного ежегодного плана проверок в срок до 10 ноября направляется в Роструд, откуда документ направляется в структурные подразделения Роструда или его территориального органа для реализации.
  • На основании этого плана не позднее чем за 10 календарных дней до начала года проверок терорганы разрабатывают квартальные планы-графики и ежемесячные графики проверок.

Порядок проверок Роструда утвержден Административным регламентом, утвержденным приказом от 13 июня 2019 года № 160. Приказом от 22 апреля 2020 г. № 103 в него внесены изменения. В частности, из него исключено положение о том, что Роструд публикует годовой план проверок на своем сайте.

О проведении плановой проверки фирму (предпринимателя) уведомляют не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала.

С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок организаций и ИП, отнесенных к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 года — всех остальных работодателей применяются проверочные листы, которые представляют собой списки контрольных вопросов.

Это означает, что при проведении плановой проверки инспектор ГИТ не может расширить предмет проверки. Он ограничен вопросами, включенными в проверочные листы (п. 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Это вопросы по самым важным требованиям трудового законодательства, а также нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Читайте также:  Иммиграция в англию (великобританию) из россии: условия и способы переезда, жизнь русских в стране

Формы проверочных листов с конкретными перечнями вопросов утверждены Приказом Роструда от 10 ноября 2017 года № 655.

Чаще всего проведение внеплановой проверки инспекторы должны согласовать с прокуратурой.

О проведении внеплановой выездной проверки фирма (предприниматель) уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в пункте 10 «Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). С учетом дополнения, внесенного Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2016 № 1213, основаниями к внеплановой проверке служат следующие.

1. Истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

2. Поступление в федеральную инспекцию труда:

а) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной, местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, а также других выплат, причитающихся работнику;
  • установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

б) обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

в) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.

3. Наличие приказа руководства Роструда или территориальной инспекции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Напомним, что своевременная выплата заработной платы является требованием статьи 136 Трудового кодекса, а установление ее в размере не меньше федерального МРОТ – статьи 129 Трудового кодекса.

Необходимым условием для внеплановой проверки фирмы (предпринимателя) является угроза причинения вреда жизни и здоровью сотрудников, вред окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. При таких обстоятельствах уведомлять о проверке прокуратуру Роструд не должен.

Самостоятельным основанием для внеплановой проверки (независимо от наличия угрозы) с 11 января 2018 года стало сообщение любого лица (юридического лица и гражданина, включая ИП), а также информация от органов государственной власти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ в Роструд о том, что работодатель:

  • не оформляет с работниками трудовые отношения;
  • заключает гражданско-правовые договоры вместо трудовых.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 502-ФЗ внес в статью 360 Трудового кодекса новый абзац 5, устанавливающий это дополнительное основание для внеплановой проверки Роструда. После сообщения проверка последует незамедлительно. Согласования с прокуратурой в связи с такой проверкой не требуется, хотя обязанность известить ее остается.

А вот работодатель, на которого пожаловались, никакого уведомления о проверке не получит — к нему комиссия придет без предупреждения.

Пункт 4 статьи 5.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Это штрафы в размере:

  • на должностных лиц — от 10 000 рублей до 20 000 рублей;
  • на ИП — от 5000 рублей до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 рублей до 100 000 рублей.

Даже если разногласия работодателя и жалобщика урегулированы после подачи жалобы, трудовая инспекция все равно ее рассмотрит и может прийти в компанию с внеплановой проверкой. Законодательство о труде не предусматривает отзыв жалобы.

Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению (ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает:

  • свои фамилию, имя, при наличии – отчество;
  • адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;
  • почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Результаты рассмотрения жалобы направляются заявителю.

Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 года № 166 установлено, что контролирующий орган вправе не выходить на внеплановую проверку, а вместо этого направить в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

На это предостережение получатель вправе:

  • подать возражения в контрольный орган, направивший предостережение;
  • уведомить его об исполнении предостережения.

Объявят предупреждение (а не назначат внеплановую проверку), если из сведений, поступивших в орган контроля, следует, что произошло или может произойти нарушение обязательных требований, но:

  • нарушение является незначительным, то есть вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства не причинен, непосредственной угрозы указанных последствий или чрезвычайной ситуации нет;
  • виновник ранее к ответственности не привлекался;
  • сведения не являются анонимными.
  1. Предостережение составят и направят не позднее 30 дней со дня получения сведений.
  2. В нем не должно содержаться требование о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.
  3. Предостережение должно содержать:
  • указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий;
  • информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Там должно быть указано, что получатель в срок не менее 60 дней со дня направления предостережения должен направить уведомление об исполнении предостережения.

В уведомлении об исполнении предостережения указываются (со ссылкой на дату и номер предостережения) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. Данный документ оформляется при отсутствии возражений на предостережение и направляется контролирующему органу в установленный срок.

  • В возражениях указывается (со ссылкой на дату и номер предостережения) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
  • Контрольный орган рассматривает возражения и по итогам направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.
  • В дальнейшем результаты рассмотрения возражений используются при организации и проведения различных профилактических мероприятий.
  • Весь документооборот осуществляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или по электронной почте с усиленной квалифицированной электронной подписью.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Правила проведения и частота плановой налоговой проверки ИП

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Правила проведения и частота плановой налоговой проверки ИП Правила проведения и частота плановой налоговой проверки ИП

Как часто проверяют бизнес ИП

Диана Смирнова, 16/08/2018

Начиная собственное дело, вы, безусловно, понимаете, что вас будут проверять. Но частые проверки и постоянные придирки контролирующих органов могут стать одной из причин закрытия ИП. Кто и как часто имеет право вас проверять?

Больше
всего внимания к себе и своему делу вы почувствуете от налоговой и трудовой
инспекций, Роспотребнадзора и пожарного надзора. Вас также могут проверять
Ростехнадзор, Россельхознадзор, но это лишь в том случае, когда ваш бизнес
входит в их компетенцию.

Правила проведения и частота плановой налоговой проверки ИПУ
контролирующих органов, безусловно, есть право вас проверять, но делать это они
обязаны в соответствии с законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…».

Именно
этот закон ограничивает количество возможных плановых проверок вашего бизнеса.
Согласно ему проверять вас могут не чаще одного раза в три года. И это
относится ко всем надзорным органам.

Читайте также:  Как наследуется садовый участок?

Закон разделил все проверки на плановые и
внеплановые, выездные и документарные,
установил сроки проверок для каждой
контролирующей ИП организации и условия, когда эти сроки можно продлить, а
также указал ситуации, на которые эти требования не распространяются.

Например,
таможенный контроль в своей деятельности опирается не на данный закон, а на
Таможенный кодекс РФ.

За
всеми проверками, согласно данному закону, следит Генеральная прокуратура.

Все
плановые проверки известны заранее, и план этот опубликован на сайте
Генеральной прокуратуры. В данном плане указан месяц, более точно о дате
проверки вас уведомят письменно не позднее, чем за три дня до ее начала. Такой
же график можно найти и на официальных
сайтах контролирующих организаций.

Не
стоит забывать, что проверки могут быть и внеплановые. Чаще всего они связаны с
жалобами, которые на вас могут поступать в тот или иной надзорный орган.

К
вниманию налоговой инспекции готовы все. Также все готовы к тому, что
налоговики будут стараться качественно
выполнять свою работу, то есть взыскивать с вас все налоги по полной программе.
Избежать налоговых проверок невозможно, так как каждый ИП платит налоги.

Налоговые
проверки бывают двух видов: камеральная и выездная. Порядок их прописан в 14
главе Налогового кодекса.

Камеральная
проверка проводится по итогам сданной вам отчетности. Идти может до трех месяцев.
Если у налоговой возникнут вопросы, то вы обязаны будете предоставить требуемые
подтверждающие документы. Если по результатам проверки вам необходимо будет
ликвидировать недоплату, то на это у вас есть 10 дней.

Выездная
проверка — масштабное мероприятие и глобальная проверка вашего бизнеса. Здесь
не только вы будете отвечать на вопросы, но, возможно, будут задействованы
свидетели и понятые. Инвентаризация вашего имущества и выемка документов тоже
возможны. Обычно такая проверка длится не дольше двух месяцев, но если
понадобится встречная проверка, то срок может растянуться.

Повторно
проводить проверку по уже проверенному периоду налоговая не имеет права.

Правила проведения и частота плановой налоговой проверки ИП

Трудовая
инспекция проверяет на предмет исполнения Трудового кодекса.

Проверять будут ваши кадровые документы, ваши
трудовые договора с каждым вашим сотрудником, график ваших выплат
заработной платы, отпуска ваших
работников и т.п.

По результатам проверки составляется протокол, в котором указываются нарушения и предписания по их
устранению. За серьезные нарушения может грозить и дисквалификация
руководителя.

На каком основании? Внеплановые проверки в 2021 году

Мораторий на проверки бизнеса в 2021 году продлен. Является ли это стопроцентной гарантией того, что контролирующие органы не нагрянут с проверкой? Нет, не является.

На каком основании могут прийти с внеплановой проверкой в 2021 году? Что такое инспекционный визит — новый формат контроля бизнеса, который может стать альтернативой проверке и будут введен с 1 июля 2021 года? Подробнее об этом в нашей статье.

Мораторий с множеством оговорок.

В России в конце ноября 2020 года был продлен мораторий на весь 2021 год на проверки для бизнеса. Такими заголовками пестрила пресса, однако этот вопрос требует пояснений. Важно знать, что не все проверки отменены, и не для всех.

Например, для компаний, деятельность которых (или используемые производственные объекты в ходе этой деятельности) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, сохранены как плановые, так и внеплановые проверки.

Также не освободили от проверок участников бюджетного процесса, государственных, муниципальных бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Любопытная цифра:

90% российских компаний, к которым приходят с проверкой, признаются нарушителями.

На весь 2021 год наложен мораторий на проведение плановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако и для МСП мораторий является мерой поддержки с множеством оговорок.

Внеплановые проверки в отношении МСП могут проводить при ряде условий, например, при создании угрозы для жизни. В 2021 году к перечню разрешительных причин для внеплановой проверки добавилось несколько новых. Например, в 2021 году, на основании Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

№ 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году…» могут нагрянуть с внеплановой проверкой из-за получения административного наказания в связи с совершением грубого правонарушения, административного наказания из-за дисквалификации или приостановки деятельности предприятия.

Какие малые и средние предприятия освобождены от проверок:

  • запрет распространяется на юрлица и ИП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства,
  • некоммерческие организации, среднесписочная численность сотрудников которых за предыдущий год не превышает 200 человек (исключением являются политические партии и некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

От каких проверок НЕ освобождены МСП:

  • внеплановые проверки, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры,
  • внеплановые проверки, цель которых — проверка исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании дисквалификации или приостановки деятельности,
  • внеплановые проверки, призванные удостовериться в правильности сведений, указанных в документах на получение лицензии,
  • внеплановые проверки, назначенные в целях возобновления действия лицензии, призванные проверить устранение фактов, послуживших причиной приостановки действия лицензии.

В плане на 2021 год – сотни тысяч проверок.

500 тысяч проверок заявили различные контролирующие органы на согласование Генпрокуратуры. Генпрокуратурой было согласовано около 400 тысяч проверок на 2021 год.

Как рассказал в интервью «Российской газете» начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры Артем Кононенко, в 2020 году прокуроры исключили из сводного плана более половины запланированных контролерами мероприятий — почти 200 тысяч, снизив их число до исторического минимума в 170 тысяч.

Предупредят о проверке или придут «как снег на голову» ?..

Провести внеплановую выездную проверку контролирующий орган не может своевольно, он обязан получить разрешение на ее проведение в прокуратуре. Согласно ст. 10 закона о защите прав юрлиц и ИП, внеплановая выездная проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юрлица или ИП.

Уведомят ли заранее о внеплановой проверке?

  • Должны уведомить за 24 часа. О проведении внеплановой выездной проверки в 2021 году юрлицо или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля, орган муниципального контроля должен уведомить не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Уведомить контролирующий орган имеет право любым удобным для него способом, например, через электронный документ, письмом на электронную почту предприятия, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью. Если, конечно, такой адрес указан в едином государственном реестре юридических лиц или в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или же электронный адрес был ранее указан в выходных данных предприятия в отчетности или других материалах для контролирующего органа.
  • Не уведомят, если… Уведомление о проверке не предусмотрено в двух случаях:
  1. если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным предметам и коллекциям,
  2. в результате действий предприятия возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Проверки в форме визита.

Кроме того, с 2021 года вводятся новые формы контроля в ходе проверки.

  • Во-первых, законодательно установлено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио или видеосвязи.
  • Во-вторых, принято решение, что со второй половины 2021 года плановая проверка может быть заменена инспекционным визитом. Как гласит пункт 2 Постановления № 1969 от 30 ноября 2020 года, органом государственного контроля после 1 июля 2021 года может быть принято решение о проведении вместо плановой выездной проверки инспекционного визита. Такое решение должно быть принято не позже чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
  • В-третьих, о проведении инспекционного визита вместо плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения о замене проверки на инспекционный визит.
Читайте также:  Инвалид с детства не может добиться пенсии вот уже 7 лет.

В чем ключевое отличие инспекционного визита от классической проверки? Такой визит, согласно закону о госконтроле, не может превышать один рабочий день. Это своего рода экспресс-проверка. Однако, как предупреждают многие эксперты, не стоит расслабляться.

Ведь довольно большое число проверок – это проверки налоговые, а в отношении налоговых проверок инспекционный визит не распространяется.

В ФЗ №248-ФЗ о госконтроле, в статье 2 под названием «Сфера применения» сказано, что положения настоящего ФЗ не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля: налогового контроля, валютного контроля, таможенного контроля.

Как оценить вероятность проверки?

Чтобы не столкнуться в дверях с внеплановыми проверяющими, лучше всего работать на опережение. Исключить все факторы, которые могут сделать такую проверку возможной. Эти факторы мы перечислили в статье выше.

Вероятность проверки можно оценить с помощью СБИС Оценка налоговых рисков. Кроме того, с помощью СБИС можно не только оценить риск налоговой проверки, но и снизить до минимума ее вероятность.

СБИС поможет правильно выбрать систему налогообложения, грамотно и своевременно вести и сдавать отчетность, а также иметь под рукой инструменты самопроверки, которые позволят оценивать ситуацию в компании в вопросе налогообложения.

СБИС Сверка проведет сверку с бюджетом и выявит все расхождения, проверит все данные по счетам-фактурам со всеми контрагентами, обеспечит контроль над расхождениями начислений и уплаты НДФЛ, проверит РСВ по алгоритму госорганов и поможет сдать его с первого раза. СБИС обезопасит вас от дополнительных штрафов и пени, снизит риск доначислений.

О том, как уберечь предприятие от внеплановой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года

В целом сфера действия нового закона не изменилась по сравнению с Законом N 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП (далее — прежний закон о проверках). Новый закон, как и предшественник, не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, финансовый контроль. Имеются и другие исключения.

Какие есть особенности вступления в силу нового Закона о проверках

Начало действия закона — 1 июля, но предусмотрены переходные положения.

План проверок на 2021 год, утвержденный по прежнему закону о проверках, распространяется и на проверки, которые проходят во втором полугодии. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем предварительно уведомят.

Проверки, которые к 1 июля не закончились, проводят и оформляют по правилам, которые действовали на момент их начала. По тем же правилам нужно обжаловать такие проверки, даже если жалобу организация или ИП подает после 1 июля.

Если жалобу подали до 1 июля, ее рассмотрят в порядке, который действовал на дату начала проверки.

Региональные и муниципальные проверки проводят по старым правилам до тех пор, пока не утверждены положения о видах регионального и муниципального контроля. Такие документы должны быть приняты до 1 января 2022 года.

До конца 2024 года прежний закон о проверках продолжает применяться к целому ряду видов контроля (антимонопольный контроль, контроль в сфере гособоронзаказа и т.д.). Также указанный закон продолжает действовать при уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.

Какими способами могут проверить организацию или ИП

Закон делит контрольные мероприятия на две группы. Условно их можно назвать «бесконтактными», когда нет взаимодействия с контролируемым лицом, и «контактными».

«Бесконтактные» способы — наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование — могут использовать при любых видах контроля. При этом достаточно ведомственного задания.

Закрытый перечень «контактных» способов проверок должен быть установлен в положении или законе о конкретном виде контроля.

Такими способами могут выступить документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр.

Роспотребнадзор, к примеру, при проверках в сфере защиты прав потребителей может применять все способы (п. 22 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).

Как и раньше, «контактные» проверки могут проводить на плановой и внеплановой основе.

Определили подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, мероприятия отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.

Где посмотреть информацию о проверках

Единый реестр проверок, который ведет Генпрокуратура, трансформируется в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. До конца 2021 года старый реестр могут использовать региональные и муниципальные проверяющие, если нет положения о виде контроля в соответствии с новым законом.

Новый реестр аккумулирует в себе всю информацию о проверке: кто и когда проводил, какие решения принял, как их исполнили, кого и как наказали.

«Контактную» проверку нельзя провести до тех пор, пока информации о ней нет в реестре. Однако есть исключение. Так, выездное обследование может перерасти в контрольную закупку, если это предусмотрено положением о виде контроля. Тогда информацию в реестр внесут постфактум.

На решении о проведении проверки должен быть QR-код. По коду можно перейти к сведениям о проверке в реестре.

Также контролируемое лицо может воспользоваться учетной записью на портале госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе, чтобы получить доступ к сведениям о проверках в отношении себя.

Правительство детально определило, какие сведения и в какой срок следует внести в реестр, а также уровни доступа к ним. Есть три уровня:

  • сведения открыты;
  • сведения может видеть только контролируемое лицо после авторизации;
  • сведения открыты, но только после окончания конкретного события.

Например, сведения о контрольной закупке открыты всем, но лишь на следующий рабочий день после ее проведения. Информация о решении контрольного органа и принятых мерах доступнa только тому, кого проверяли.

Если проверку обжаловали в досудебном порядке через портал госуслуг, в реестр включат текст жалобы, статус и результат рассмотрения.

При судебном обжаловании в реестр включат сведения о результатах, если решения либо акты проверяющих отменят или изменят.

Как долго могут проверять

Документарная проверка — не более 10 рабочих дней (срок отсчитывается от момента представления истребованных документов в адрес проверяющих).

Выездная проверка — не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом лимитировано часами — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.

  • Инспекционный визит — не более 1 рабочего дня на одном объекте.
  • Рейдовый осмотр — не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).
  • Сроки остальных мероприятий определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.

Должны ли предупреждать о внеплановых проверках

Предварительно не уведомят:

  • о контрольной закупке;
  • мониторинговой закупке;
  • выборочном контроле;
  • инспекционном визите.

О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа. Законы о конкретных видах контроля могут предусматривать исключения из этого правила. Например, не уведомят организацию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля.

Кроме того, есть общее правило: при наличии угрозы причинения вреда любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.

Будут ли использовать проверочные листы

Пока нет. Случаи обязательного использования проверочных листов установит правительство. Соответствующая норма заработает только с 1 марта 2022 года.

Как обжаловать результаты проверки

Если проверку проводили в рамках федерального контроля и по новому Закону о проверках, то, перед тем как подавать жалобу в суд, нужно проверить, требуется ли соблюсти досудебный порядок. На этот момент уже обратил внимание Пленум ВС РФ. С 1 июля 2021 года досудебный порядок действует для 62 видов контроля, включая проверки по линии Роструда, МЧС, Росздравнадзора.

Жалобу, если только она не содержит сведения с охраняемой законом тайной, подают через портал госуслуг. С более подробной информацией можно ознакомиться на портале.

Профилактика нарушений

Закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и предусмотрели, в частности, следующие профилактические мероприятия:

  • меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого в положении о виде контроля смогут определить порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
  • самообследование — добровольная самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по ее итогам юрлицо или ИП получит высокую оценку, то сможет принять специальную декларацию, если это допускает положение о виде контроля;
  • профилактический визит — беседа по месту деятельности юрлица или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, предписание устранить их не выдадут.

Так, к примеру, Роспотребнадзор может присуждать компаниям и ИП, работающим с потребителями, репутационный статус. Контролируемое лицо может публично размещать эту информацию, например, на своем сайте или в рекламе (п. 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *