Помогите решить проблему: как решить проблему

Клинический психолог Росс Грин 25 лет специализировался на детях с социальными, эмоциональными и поведенческими проблемами.

Работа в семьях, школах, отделениях психиатрических клиник, интернатах и тюрьмах помогла Россу выработать особую систему воспитания.

Ксения Лурье законспектировала для нас его книгу, вышедшую в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», где он подробно описывает свою методику.

Между «царством диктатора» и «территорией слабака» существуют партнёрские отношения

Кажется, испокон веков было принято так: взрослые говорят детям, что делать, и заставляют это делать. Кто сильнее, тот и прав. Мама лучше знает. Детей должно быть видно, но не слышно. Однако в последнее время отношение к детям претерпело изменения.

Повышение статуса ребёнка в обществе растёт, запрещён детский труд в развитых странах. Детям не нужно зарабатывать деньги для выживания семьи, у них появился выбор. Физическое наказание детей в некоторых странах преследуется законом.

Порка признана вредной даже в педагогических целях.

Помогите решить проблему: как решить проблему

По мнению Росса, многие родители находятся в замешательстве. Они не могут понять, как сегодня воспитывать детей, потому что «завязли между попустительством и авторитаризмом». Росс утверждает, что всё дело в балансе, и между «царством диктатора» и «территорией слабака» существуют партнёрские отношения.

Их ключевая составляющая — сотрудничество, а не власть или сила.

Именно партнёрство между родителем и ребёнком «позволит выстроить отношения, которые устроят вас обоих, дадут возможность расти и развиваться, обеспечат ваше чадо хорошей основой, необходимой ему для того, чтобы однажды расправить крылья и взлететь».

Что такое несовместимость в отношениях

Согласно Россу Грину, перед каждым ребёнком стоит важная задача: понять, что он из себя представляет (каковы его умения, навыки, ценности, черты характера, цели и жизненные ориентиры), осознать свои особенности и в соответствии с ними жить. Известный психолог Карл Роджерс назвал этот процесс самоактуализацией.

В свою очередь, перед родителями стоит аналогичная задача: выяснить, что из себя представляет их ребёнок, принять это и помочь ему вести соответствующий образ жизни.

Кроме того, каждый родитель хочет иметь влияние, то есть передать ребёнку свой опыт, ценности и житейскую мудрость. Это влияние родители обычно оказывают через свои ожидания.

У общества также есть ожидания, предъявляемые ребёнку, — образовательные, социальные, поведенческие.

Большинство детей способны оправдать ожидания родителей и общества, но у каждого случаются моменты, когда трудно соответствовать чьим-то представлениям

У кого-то из детей это происходит чаще, у кого-то — реже. Как говорит Грин: «Иными словами, бывают случаи, когда возникает несоответствие характеристик ребёнка возлагаемым на него ожиданиям». В этом случае и возникает несоответствие или несовместимость задач родителей и детей.

Например, учитель задаёт на дом много заданий по математике, а ребёнок не особенно хорошо её понимает, возникают сложности. Если ребёнок научен обращаться за помощью, он пойдёт на контакт с преподавателем. Или если учитель видит затруднения учеников, он сможет предложить свою помощь. В противном случае расхождение между ожиданиями учителя и возможностями ребёнка сохранится.

Помогите решить проблему: как решить проблему

По сути, несовместимость неизбежна. Но она становится важной частью наших взаимоотношений, потому что стимулирует их развитие. Важно увидеть несоответствие и помочь ребёнку его преодолеть. Росс Грин подчёркивает, что партнёрские взаимоотношения с ребёнком подразумевают помощь ему. Однако категория «помощника» не так проста, как кажется. Существует три важных характеристики.

  • Помощники приносят пользу. Необходимо всегда помнить, что важно не навредить своей помощью.
  • Помощники должны быть толстокожими. То есть не принимать всё на свой счёт. Именно тогда можно сохранить максимальную объективность и не терять самообладания. Важно сделать так, чтобы чувства не мешали оказывать помощь.
  • Помощники подключаются только тогда, когда их участие действительно необходимо. Тогда они способствуют развитию самостоятельности.

Соблюдать эти правила непросто, особенно в конфликтных ситуациях. «Даже если ребёнок не оправдывает ваших ожиданий. Даже если он говорит вам обидные слова.

Даже если став подростком, ведёт себя так, будто больше не хочет иметь с вами ничего общего. Даже если вы ясно понимаете, что ему гораздо интереснее проводить время со сверстниками, чем с вами.

И всё равно вы остаётесь его партнёром», — пишет Росс Грин.

Каждая нерешённая проблема начинается со слова «трудно»

Несовместимость — вещь неизбежная, но как понять, что она возникла? Как правило, это достаточно просто: если ребёнок плохо справляется с возложенным на него ожиданием, чаще всего это бросается в глаза. Первоочередная цель родителей — выявить эти нерешённые проблемы.

Росс Грин предлагает такой список наиболее часто встречающихся:

  • ходить в школу;
  • просыпаться утром, когда нужно идти на занятия;
  • собираться в школу по утрам;
  • вовремя приходить в класс;
  • готовиться вечером ко сну;
  • убирать на место игрушки перед сном;
  • засыпать вечером;
  • оставаться спать в своей постели ночью;
  • спать в течение достаточного количества времени;
  • выполнять работу по дому (каждый вид работы считается отдельной нерешённой проблемой);
  • выполнять домашние задания (каждое задание считается отдельной нерешённой проблемой);
  • есть здоровую пищу;
  • находить себе занятия помимо видеоигр и просмотра телепередач;
  • посещать спортивные тренировки;
  • заводить и сохранять друзей;
  • учиться и сдавать экзамены.

Каждая нерешённая проблема начинается со слова «трудно». Список может быть пространным и вызвать у родителей растерянность, но его составление помогает решать проблемы по порядку.

После того, как список составлен, Грин советует подумать, способен ли ребёнок соответствовать каждому ожиданию, реалистично ли ваше ожидание.

На самом ли деле он может выполнить задание по математике? Не тяжёл ли для него пакет с мусором и не слишком ли агрессивно себя ведёт собака, с которой он должен гулять? Родителям важно понять: то, чего они хотят от ребёнка, и то, на что он реально способен, — далеко не одно и то же.

Как решить проблемы с помощью сотрудничества

Грин предлагает три варианта работы над нерешёнными проблемами детей. План А предполагает решение в одностороннем порядке, то есть по указанию родителя (авторитаризм).

План Б (тот самый баланс) предусматривает сотрудничество.

План В заключается в том, чтобы адаптировать, изменить или отложить проблему на неопределённое время, то есть повременить с оказанием помощи ребёнку (попустительство).

Помогите решить проблему: как решить проблему

Безусловно, каждый родитель сам вправе выбрать вариант работы с проблемами ребёнка. Но поскольку книга Грина о сотрудничестве, то про план Б он расписывает наиболее подробно. Совместное решение проблем состоит из трёх этапов.

1. Этап эмпатии: дети должны быть услышаны (и поняты)

Это этап, когда родители собирают информацию о том, что беспокоит ребёнка, выясняют его мнение по поводу того или иного требования, которое вызывает трудности.

Как и у взрослых, у детей есть важные причины для беспокойства: голод, усталость, желание что-то купить или чего-то избежать. Задача родителя на этом этапе — показать ребёнку, что его заботы и тревоги важны для родителей.

На этапе эмпатии не надо поучать детей, необходимо их выслушать и понять.

К примеру, если ребёнок говорит «Я боюсь, что у меня под кроватью прячется чудовище», не стоит отвечать: «Да ладно тебе, нет там никакого чудовища»

Так родители обесценивают тревогу, ребёнок чувствует, что его не слышат и не понимают.

Процесс сбора необходимой информации начинается со слов: «Я заметил, что…» и заканчивается «В чём дело?». Между ними необходимо вставить описание нерешённой проблемы. К примеру: «Я заметил, что ты не справляешься с домашним заданием по математике. В чём дело?» или «Я заметил, что в последнее время тебе трудно вовремя встать и собраться в школу. В чём дело?».

Важно указать на конкретную, а не на общую проблему, а также избегать оценочности («ты так ужасно себя вёл, кричал и дрался») или предположений («ты так себя ведёшь, потому что ты не любишь родителей»).

Следующая часть этапа эмпатии сложнее. После вопроса «В чём дело?» последует один из пяти вариантов развития событий.

Вариант 1. Ребёнок что-нибудь ответит

В данном случае необходимо разговорить ребёнка и провести расследование, чтобы получить больше сведений. Важно не допрашивать, а добывать информацию, разговаривать без нотаций, угроз и приказного тона. Вот несколько стратегий, помогающих добыть информацию «без боя».

  • Используйте рефлективное слушание. То есть «зеркальте» слова ребёнка, повторяйте то, что он говорит. Например, если на вопрос, почему он не ладит с сестрой, ребёнок отвечает: «Потому что она мне не нравится», необходимо повторить: «Она тебе не нравится». А затем уточнить: «Как это?» или «Что ты хочешь этим сказать?».
  • Задавайте ключевые вопросы (кто, что, где, когда). Примеры: «Кто приставал к тебе в школе?», «Что мешает тебе делать уроки?», «Когда сестра достаёт тебя?». Важно только не спрашивать «почему?». Ребёнок может объяснить свой поступок тем, что он слышал от взрослых, но не тем, что он по-настоящему думает.
  • Спросите ребёнка, о чём он думает, находясь в эпицентре нерешённой проблемы. К примеру, «Скажи мне, о чём ты думаешь, когда сидишь за столом и пытаешься сделать домашнюю работу по математике?».
  • Разбейте нерешённую проблему на части. Большинство затруднений возникает, когда ребёнок выполняет сложное составное задание. например, собирается в школу (встаёт, завтракает, чистит зубы, одевается и так далее). Если разделить процесс на части, будет проще узнать, в каком месте ребёнок испытывает трудности. Необходимо задавать наводящие вопросы: «Я заметил, тебе трудно решить, что надеть в школу. В чём дело?» и далее «А если мы вместе подумаем о том, что тебе мешает определиться с выбором одежды? Тебе это поможет?», «Ну, одна вещь, которую ты, по-моему, делаешь, — это определяешь, соответствует ли одежда, которую ты собираешься надеть, погоде. Разве это трудно?» и так по порядку можно разобрать несколько вопросов.
  • Подведите итог (и попросите рассказать о других проблемах). Необходимо подытожить услышанное и спросить ребёнка, нет ли ещё каких-то вопросов, которые вы с ним не обсудили.

Вариант 2. Ребёнок промолчит или скажет: «Я не знаю»

Такая реакция может иметь разные причины. Если формулировка вашего вопроса оказалась неудачной, важно убедить ребёнка в том, что вы стараетесь понять его проблемы и решить их вместе.

Если неудачен выбор времени, важно обговорить, когда можно вернуться к данному диалогу. Если ребёнок действительно не знает, нужно попросить его поразмышлять (или сделать это вместе) и вернуться к теме позже.

Если ребёнок не привык к подобным диалогам с родителями, нужно объяснить ему, почему важно решать проблемы сообща.

Вариант 3. Ребёнок ответит: «У меня с этим нет никаких проблем»

Многие родители успокаиваются после этих слов, однако ребёнок может просто отмахнуться от вас этими словами. Важно применить стратегию рефлективного слушания и узнать правду.

Вариант 4. Ребёнок скажет: «Я не хочу сейчас говорить об этом»

В таком случае важно дать ребёнку понять, что он может не говорить об этом сейчас, но к этому разговору придётся вернуться. Можно также попробовать уточнить мотив отказа. Ни в коем случае не надо давить или выпрашивать информацию. Это не работает.

Читайте также:  Прохождения таможенного контроля с медицинской пластиной в ноге

Вариант 5. Ребёнок займёт оборонительную позицию и скажет: «Я не обязан с тобой разговаривать» (или что-нибудь похуже)

Оптимальный вариант реакции на такое поведение не уйти в оборону и не угрожать, а честно ответить: «Ты и не обязан со мной разговаривать».

Грин уточняет: «Разумно также заверить ребёнка в том, что вы не собираетесь использовать план А, например: „Я не указываю тебе, что делать“ (вы действительно не указываете), „У тебя не будет неприятностей“ (у него их на самом деле не будет), „Я не злюсь на тебя“ (вы правда не злитесь) и „Я просто пытаюсь понять тебя“ (вы серьёзно пытаетесь понять). Заявления вроде „Я просто хочу для тебя самого лучшего“ и „Я это делаю (навязывая своё решение), потому что люблю тебя“ — далеко не идеальный вариант».

2. Этап определения беспокойства взрослых: реальное влияние

Сложность этого этапа состоит в том, что взрослые часто не задумываются о причинах собственного беспокойства и начинают предлагать или навязывать ребёнку собственные решения.

Причины озабоченности родителей всегда попадают под одну из двух категорий: неразрешённая проблема, влияющая на ребёнка (ему трудно вставать по утрам), или неразрешённая проблема, влияющая на других людей (он не отвечает на звонки по мобильнику).

Важно честно сказать ребёнку, что вас волнует. Можно так и начать: «Меня волнует, что…», а затем озвучить свою версию происходящего: «Мне кажется…».

Например: «Меня волнует то, что я не всегда знаю, чем ты занимаешься на своём мобильнике или компьютере, поэтому не представляю, сколько времени ты реально проводишь за играми.

Мне кажется, что из-за всех этих устройств ты поздно ложишься спать и мало общаешься со мной, отцом и сестрой».

Помогите решить проблему: как решить проблему

Важно дать ребёнку понять, что проблему вы будете решать вместе, а не единолично. Для начала можно сказать: «Давай подумаем, как мы можем решить эту задачу».

Затем произнести наводящее на поиск решения предложение вроде: ««Хотелось бы знать, есть ли какой-нибудь способ, чтобы пользоваться мобильником и компьютером для общения с друзьями, не засчитывая это в экранное время».

После можно спросить: «У тебя есть какие-нибудь идеи?».

Поначалу ребёнок может предлагать идеи, которые учитывают только его интересы. Но это не означает, что он предложил плохой вариант

Это означает то, что он пока не научился находить взаимовыгодные решения. Можно напомнить ему об этом, сказав примерно следующее: «Ну что ж, это хорошая идея, и я знаю, она устранила бы твою проблему, но не мою. Давай ещё подумаем, и, возможно, нам удастся найти выход, который удовлетворит нас обоих».

В конце разговора важно произнести фразу: «Если наши решения не сработают, поговорим о них ещё раз».

Эти слова помогают понять каждому (и ребёнку, и родителю), что проблема может потребовать дополнительного обсуждения, поскольку она может вернуться или видоизмениться.

Как пишет Росс Грин, «…в реальной жизни обычно не удаётся решить проблему раз и навсегда. Хорошие долгосрочные решения — это, как правило, улучшенные варианты предыдущих решений». Но схема принятия этих решений у вас теперь есть.

Иллюстрации: Shutterstock (Graphic.mooi)

Как решить свои проблемы: Советы психотерапевта

Первый шаг к решению любой проблемы весьма даже прост (а также понятен) и полностью связан с постановкой перед собой вопроса «как?».

Помогите решить проблему: как решить проблему

Знаете, ещё в юности я как-то — вынужденно и, в общем-то, случайно – изобрёл некий формат (иначе и не скажешь…) решения многочисленных проблем, которые с завидной регулярностью подбрасывала мне моя жизнь.

Получив очередной вызов/проблему, вполне подходящий под категорию «Миссия невыполнима» (включая, кстати, и просто отказ чиновника или лица, принимающего решения, сопровождаемый холодными словами о том, что, мою просьбу просто невозможно удовлетворить или выполнить…), я никогда не отчаивался, и уж тем более не задавался вопросами «Почему?» и/или «Что (вам) мешает?», а сразу переходил к весьма даже творческому вопросу «Как сделать это невозможное?». И в результате примерно в 80% случаев решал проблему, легко проскальзывая там, где застревали другие…

Сергей Ковалев: способы решить проблемы

Почему я об этом вспомнил? Да потому, что именно это стало основой для созданного мною в интегральном нейропрограммировании подхода к решению человеческих проблем. И к несколько половинчатой формуле Ф.

Фанча, по которой проблемы исчезают, как только ты принимаешь решения, я добавил собственную формулировку: проблемы исчезают тогда, когда ты ставишь цель по их устранению и формируешь намерение к её достижению.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Вообще-то, это само намерение в моей трактовке представляет собой довольно сложную конструкцию, включающую кроме цели, мотив, смысл и готовность (к) достижения.

Однако об этом позже, а пока осмелюсь (и ещё как!) утверждать, что первый шаг к решению любой проблемы весьма даже прост (а также понятен) и полностью связан с постановкой перед собой вопроса «как?».

У вас мало денег? Как сделать так, чтобы их было больше? Вас не любят? Как сделать так, чтобы полюбили? У вас отвратительная физическая форма? Как сделать так, чтобы она у вас улучшилась? Вам просто плохо? Как сделать так, чтобы вам стало хорошо? И, как говорится, так далее и тому подобное…

Однако дальше – то есть после перевода ваших проблем в цели – вам надлежит, во-первых, понять к какому именно «классу» относится каждая из ваших проблем: решаемых или требующих принятия.

Дело в том, что любая проблема может быть решена только двумя способами, кратко сводимыми к формуле: «или принимай, или решай» (то есть вы можете проблему, либо принять как неизбежность, но как-то по-другому, не так обреченно, как раньше; либо решать её какими-то вполне конкретными способами.

Тем более, что это соответствует двум видам инсайта (озарения): эмоциональному и интеллектуальному; а также довольно хитрой истине, по которой не принятые проблемы обычно не решаются, а не решаемые не принимаются…

Ну, а во-вторых, вам надобно чётко понять (и, разумеется, определить…), что именно вы собираетесь (и можете) решать в проблеме, особенно, если вы её определите как нерешаемую.

Дело в том, что помимо решаемых и/или требующих принятия, с точки зрения современной методологии все проблемы можно подразделить на внешние – особо от вас не зависимые; и внутренние – так сказать доступные вам (причём почти всегда!).

Так вот, ещё их можно поделить на объективные (реальные) и субъективные (психологические), что в результате позволяет получить четыре других класса проблем:

  • внешние объективные
  • внешние субъективные
  • внутренние объективные и
  • внутренние субъективные.

Помогите решить проблему: как решить проблему

Зачем это вам надо? Да, затем, чтобы понять, что из любых нерешаемых проблем доступными для решения лично для вас являются только внутренние – объективные и субъективные – ипостаси вашей проблемы.

Например, в проблеме отсутствия у вас достаточного количества денежных средств, прежде всего, конечно, «задействована» внешняя и объективная проблема «сложного» состояния (или просто – низкого уровня развития…) нашей экономики.

Однако обусловливается она не столько всякими там санкциями, технологической отсталостью и прочими непотребствами, сколько внешней и субъективной проблемой – ошибками (это ещё мягко говоря…)  дорогого нашего правительства (всё ещё использующего, давно уже критикуемую либеральную экономическую модель…), а также просто: тупостью и жадностью отдельных отечественных олигархов и прочих власть имущих.

Ваш же собственный низкий уровень материального благосостояния связан с внутренней объективной проблемой низкооплачиваемой работы, которую вы как-то то ли не можете, то ли не хотите менять.

Решается же проблема вашей материальной обеспеченности (буде вы никак не можете повлиять на её внешние – объективные и внешние субъективные ипостаси…) за счёт только лишь внутренних факторов: внутренней объективной сменой места работы на что-то более денежное и/или внутренним субъективным повышением собственной квалификации, а также просто: уверенности в себе…

Так вот, анализ того, где и в какой области может быть решена ваша проблема с последующим ответом на вопрос «Как именно?», выводит вас из тупика проблемы на простор её действительного (а не иллюзорного по Фанчу: раз решил, то можно уже ничего не делать…) разрешения.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Однако само по себе принятие соответствующего решения может привести к новым проблемам, связанным с его осуществлением. Чаще всего они (эти самые проблемы) основываются не кажущейся их неразрешимостью (уж, простите, но ИНП® в моем лице справедливо утверждает, что все проблемы делятся только на два класса: мнимые и решаемые…), а, прежде всего, с:

  • грандиозностью поставленной цели (при условии её недостаточной структурированности) и
  • долговременностью её достижения.

Первая из этих проблем требует «возвращение к истокам» и решается до неприличия просто: предварительным структурированием послужившей основой для постановки грандиозной цели проблемы посредством ответа на вопрос: «Из чего состоит и что в себя включает данная проблема?»

Обычно для этого я предлагаю клиенту нарисовать этакую «ромашку», где сердцевина соответствует сущности проблемы, а лепестки – её составляющим.

Особенно это показано для мнимо-нерешаемых проблем, потому что среди лепестков Главной проблемы всегда найдётся один-два вполне даже годных для решения. Да, иногда их нужно как-бы «сорвать» и сделать основой для отдельной «ромашки» структурного анализа.

Но главное здесь все-таки то, что хоть какое-то решение, облегчающее (а то и устраняющее) проблему, вы найдете всегда и в любом случае.

Например, совершенно нерешаемая на внешнем – как объективном, так и субъективном – уровне проблема знаменитых московских пробок в случае применения этой психотехнологии просто-запросто решается на субъективном – опять-таки и внешнем, и внутреннем – уровнях: посредством прослушивания при движении в пробке заранее подобранных интересных аудиокниг или актуальных учебных курсов и, простите, прихватывания с собой некой ёмкости для отправления вполне определенных нужд…

Читайте также:  Трудовой договр: в моём трудовом договоре сказанно

Проблема же вторая, связанная, напоминаю, с долговременностью достижения неких важных целей (что в соответствии с теорией пассивности позволяет эту цель как-то даже и не достигать…) решается ещё проще. За счёт создания этакой последовательности шагов, каждый из которых становится самостоятельной целью: близкой и вполне достижимой.

Помогите решить проблему: как решить проблему

Здесь можно порекомендовать вам два возможных способа работы. Первый – для тривиальных или достаточно понятных целей – из НС (настоящего состояния проблемы) к ЖС (желаемому состоянию достижения цели): разумеется, и проблема (НС), и цель (ЖС) должны у вас быть чётко представлены и определены.

То есть вы описываете сначала первый, потом второй, потом третий и так далее шаги достижения, причем вовсе не обязательно – до самого конца, сиречь ЖС. Ибо сделанные вами шаги обязательно изменят сложившуюся ситуацию, и вам будет уже куда как легче решать, что делать дальше.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

А вот во втором способе работы – для неясных и плохо алгоритмизированных последовательностей шагов – вы делаете всё с точностью до наоборот.

То есть из ЖС (достигнутой цели) разматываете «клубок» своих промежуточных целей как бы, простите, «задом наперёд».

По принципу: «А что непосредственно предшествовало достижению желаемого состояния? А что предшествовало этому предшествующему?» И так далее, и тому подобное, вплоть до определения первого шага из НС в достижение желаемого…

Если вы всё это сделаете, остаётся совсем немногое. Формирование мотивации и смыслов достижения цели, а также создание готовности её достигнуть несмотря ни на что.опубликовано econet.ru.

  • Сергей Ковалев
  • Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Как решать свои проблемы — Психологос

Помогите решить проблему: как решить проблему

Наша жизнь есть непрерывный процесс выбора и принятия самых разнообразных решений. Если вы решили разобраться со своими проблемами — это правильный выбор!

Любую проблему можно решать поэтапно. Если мы захотим сразу перепрыгнуть через большую стену, то, скорее всего, мы разобьемся, а стена так и останется на месте. Но если каждый день отделять от стены по маленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от стены не останется и следа.

Что может помочь в решении проблемы? Оптимизм и разумная программа действий. Общую идею смотри в статье Перевод проблемы в задачу, а здесь — инструкции для успешных женщин.

С чего начать? Начни с того, что четко определи все свои проблемы. Составь список всех своих проблем, разнеся их хотя бы в три блока: «Я сама», «Мои отношения» и «Работа».

Теперь проверь формулировки своих проблем. Они должны отвечать на вопросы: какой результат я хочу получить? Какой я хочу стать? К какой цели прийти?

Если ты пишешь, чего ты не хочешь, то ты не пойдешь к цели – ведь ее и нет, — а просто будешь убегать оттого, что тебе не нравится. Частенько люди так и бегают всю жизнь, горько жалуясь на невезение.

Написала? Теперь перечитай все, что ты написала, и замени слово «Проблема» на слово «Задача». Прочитай новый текст вслух: стало лучше? Правильно! И запомни: с этого дня у тебя нет проблем. У тебя есть только — задачи!

Замечательно. Следующее задание посложнее: распредели свои задачи в порядке срочности решения и в порядке сложности. Наверное, начинать лучше не с самой сложной задачи, но срочные должны быть — впереди.

Хорошо, теперь посмотри, какую из своих задач необходимо решить немедленно. С нее и надо начинать. Возьми чистый лист и напиши наверху эту свою задачу. И далее допиши «Мое решение:» (на этом листе будет решение твоей задачи)

Сформируй образ результата. Представь то, к чему ты хочешь прийти, и опиши это себе как можно реальней.

Вообрази, что произошло чудо: ты проснулась – а проблемы больше нет. Как ты поймешь, что произошла перемена? По каким признакам? На что будет похожа твоя жизнь? Что изменится? Как по твоему мнению, прореагируют на это окружающие? Продумай детали, не торопись, учти все. Запиши это по пунктам.

Теперь проверь, действительно ли то, что ты хочешь, тебе нравится настолько, что ты готова преодолевать трудности для достижения намеченного.

У всего бывает, как у монеты, две стороны. В самом хорошем есть негативные стороны, а в самом плохом – позитивные.

Подумай, какие положительные стороны несет в себе твоя проблема, что хорошее может исчезнуть, когда ты ее разрешишь? Готова ли ты утратить это? И еще подумай, какие негативные стороны будут сопровождать решение твоей проблемы или даже то, что проблема, наконец, разрешится? Готова ли ты пойти на это?

Ты предпочла решить свою проблему? Тогда действуй дальше!

Нарисуй линию и раздели ее на 10 отрезков. Теперь представь, что там, где 0, самое плохое положение вещей, а там где 10, — самое лучшее. Где на этой шкале находишься ты?

Когда будешь делать это упражнение, помни притчу о половине стакана воды: один скажет, что он наполовину пустой, а другой – что он наполовину полный. Лучше всегда брать второй вариант, потому что тогда мы незаметно для себя закладываем программу на дальнейшее «заполнение», а в первом варианте – на дальнейшее «опустошение».

Теперь вернись к твоему пункту пребывания. Скажи, что именно помогло тебе не скатиться на предыдущий пункт? Подумай о своих чертах характера, окружающих людях, обстоятельствах – обо всем.

Это твой ресурс, возможно, именно это поможет тебе двигаться вперед.

Ответь еще на несколько вопросов: чему тебя научила твоя проблема? Чем она обогатила тебя? Что заставила понять, на что обратить внимание?

Дело в том, что все, что с нами происходит, можно рассматривать с пользой для себя. Жизнь дает нам проблемы как уроки: переживая и разрешая их, мы должны что-то понять.

Теперь определи, что тебе необходимо сделать, чтобы перейти на следующий пункт, затем еще на следующий и д.т.

Как будет выглядеть твоя задача на каждом пункте? В чем именно будут проявляться изменения? Записывай все детали.

Подумай: что у тебя уже есть сейчас, чтобы начать действовать дальше? Кто конкретно может помочь тебе в выполнении отдельных шагов? Что ты должна предусмотреть?

Опять же, все в списочек. Это будет твоя предстартовая позиция. А потом ты выходишь на старт: что ты можешь сделать уже завтра, чтобы начать действовать? Как только ты ответишь на этот вопрос, тебе нужно будет только выполнять те шаги, которые ты наметила.

Это все. Успехов тебе!

Помогите решить проблему: как решить проблему

Как решить проблему, которая не решается?

25.11.2020 2 218 3 Время на чтение: 11 мин. Рейтинг: Помогите решить проблему: как решить проблему

Сегодня хочу рассмотреть вот такой интересный вопрос: как решить проблему, которая не решается? Думаю, что подобные ситуации возникают у многих людей, и довольно часто люди не могут найти выход из них. Что делать в таком случае? Есть ли выход? Об этом и предлагаю вместе порассуждать. В статье я буду приводить много примеров, чтобы вы могли представить все это более наглядно.

Как решить нерешаемую проблему?

Знаменитый американский автор мотивирующей литературы и бизнес-тренер Стивен Кови в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» озвучил очень важную мысль:

Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали.

Другими словами, если у вас появилась какая-то нерешаемая проблема, ее можно решить, но для этого сначала нужно изменить свое мышление — свое отношение к данной проблеме и данной ситуации. Нужно повысить свой уровень мышления, довести его до некой следующей ступени развития, перешагнув ту ступень, на которой возникла проблема. Итак, еще раз, запомните самое главное:

Чтобы решить проблему, которая не решается, нужно перейти на новый уровень мышления в области этой проблемы.

И чтобы эта фраза не выглядела как-то заумно и непонятно, давайте разбирать ее на простых примерах.

В одном из психологических тестов есть следующая ситуация. Вы идете по пустыне, перед вами стена: очень длинная и очень высокая. Обходить ее слишком долго, а перелезать — слишком сложно. Что вы выберете, ваши действия?

Если человек отвечает, что будет обходить стену — это означает, что он боится проблем, старается уходить от них. Если отвечает, что будет перелезать, во что бы то ни стало — это означает, что проблем он не боится, готов бороться и преодолевать их.

Но… Оба ответа нельзя назвать оптимальными. В обоих случаях, вероятнее всего, действия не приведут человека к желаемому результату: обходя стену, он потеряет время, а перелезая — потеряет силы. Не факт, что ему хватит времени обойти и хватит сил перелезть.

Скорее всего — нет, и стена (проблема) так и останется непреодоленной.

Читайте также:  Сокращение студента работающего по направлению

Как же быть? Получается, что проблему решить невозможно? Если вы так считаете, перечитайте важную мысль, о которой я писал в начале статьи. Большинство людей мыслят только так, как им сказали в условии: обходить или перелезать. А чтобы решить проблему, нужно изменить мышление, поднять его на один уровень выше.

Если рассмотреть проблему шире, то появятся другие варианты. Например, можно сделать подкоп, что позволит попасть за стену, во-первых, быстро, во-вторых, не затрачивая много сил. В условии не сказано, что стена широкая или глубоко вкопана в землю, значит, подкоп будет оптимальным решением задачи.

Так и в жизни: если вам кажется, что проблема нерешаемая, значит, пора менять уровень мышления. Чтобы решить проблему, отвлекитесь от привычных решений, от тех категорий, которыми вы мыслили, когда проблема возникла. Ведь, по сути, часто люди сами создают себе проблемы, которые кажутся им нерешаемыми, потому что они не хотят поднять свой уровень мышления.

Примеры решения проблем в финансовой сфере

Давайте рассмотрим пару жизненных примеров «нерешаемых проблем», и разберем, как их можно решить, если перейти на новый уровень мышления. Ввиду тематики сайта Финансовый гений, будем рассматривать ситуации, так или иначе связанные с финансовой сферой.

Пример 1. Человек попал в долговую яму. Когда ему не хватало денег, он брал кредиты и займы. Когда не хватало денег на погашение — брал новые займы, до тех пор, пока их ему давали.

Его уровень финансового мышления таков: «проблему нехватки денег можно решить, взяв в долг». Именно этот уровень привел его к нерешаемой проблеме.

И если оставить мышление на этом же уровне, проблему никак не решить.

Решить проблему можно только подняв свой уровень мышления: задуматься о том, как увеличить доходы, как оптимизировать расходы, пойти на переговоры с кредиторами, ходатайствовать о реструктуризации долгов и т.д. Найти решение проблемы без повышения уровня мышления невозможно.

Пример 2. Человека не устраивает работа. Работать приходится много, платят мало, денег не хватает. Здесь уровень мышления следующий: «хорошо, что у меня вообще есть работа, я зарабатываю как все, другую работу делать я не умею, зарплаты везде низкие, многие вообще без работы сидят».

«Я работаю, и мне плохо, но если я уйду с этой работы — мне будет еще хуже» — так мыслит человек. Именно с таким мышлением он устраивался на эту работу, работает и будет работать, пока есть возможность, если мышление останется на прежнем уровне.

Итог — вечная нерешаемая проблема: нелюбимая работа и нехватка денег.

Как решить проблему? Это возможно только если поднять свой уровень мышления. Рассмотреть альтернативные варианты заработка. Сейчас таких вариантов предостаточно, намного больше, чем было, скажем, 20 лет назад. И многие из них гораздо интереснее и перспективнее, чем традиционная работа. Но чтобы их увидеть, придется перейти на новый уровень мышления.

Как решить проблему: общие выводы

Итак, как вы уже поняли и убедились на примерах, решить проблему, которая не решается, можно только подняв свой уровень мышления. Нужно перешагнуть какую-то ступеньку стереотипов, на который вы находитесь сейчас.

Решение проблемы находится за гранью всего того, что вы делали ранее.

Ведь своими прежними действиями вы не смогли решить проблему и даже, вполне вероятно, создали ее, а значит надо осознать, что все это просто не работает, искать ответ нужно дальше, выше.

Тогда второй вопрос: а как поднять этот уровень мышления? Вряд ли это такая уж простая задача? Действительно, перешагнуть на новую ступень мышления непросто, но вполне реально.

Я предлагаю попробовать сделать это следующими методами:

  • Метод 6 шляп — оценка ситуации с точки зрения шести разных персонажей;
  • Квадрат Декарта — техника принятия решений, рассматривающая ситуацию с четырех сторон;
  • Дерево решений — расширенный анализ ситуации, просчитывающий несколько дальнейших ходов наперед;
  • Мозговой штурм — привлечение к обсуждению ситуации большого круга разных людей.

По ссылкам вы можете узнать все подробности работы данных методов. Можно использовать и другие техники, многие из них я описывал здесь в рубрике Успех: заходите, там много всего интересного и полезного.

Ну и книгу Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей», в которой и описаны данные мысли, тоже не лишним будет прочесть. В дальнейшем я планирую сделать ее обзор на сайте.

Теперь вы знаете, как решить проблему, которая не решается. Пробуйте, и со временем у вас все получится. Рекомендую также прочесть статью: Как избавиться от проблемы с помощью 6 шагов?

4 способа решить любую проблему — Лайфхакер

Что бы вас ни беспокоило: выбор нового гаджета, отношения с партнёром или завышенные требования нового начальника — у вас есть четыре способа избавиться от этого чувства:

  • изменить себя и своё поведение;
  • изменить ситуацию;
  • выйти из ситуации;
  • изменить своё отношение к ситуации.

Несомненно, есть ещё вариант оставить всё как есть, но это точно не про разрешение проблемы.

Всё, перечень закончился. Больше, как ни старайся, ничего не придумать. И если вы хотите поразмышлять над тем, как поступить, то предлагаю проделать следующие шаги.

Алгоритм действий

1. Сформулируйте проблему от первого лица

Проблемы «В мире ещё не создали гаджет, который мне нужен», «Он обо мне не заботится» и «Начальник — зверь, требует невозможного» неразрешимы. Зато проблемы «Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям», «Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится» и «Я не могу сделать то, что требует от меня начальник» вполне себе рабочие.

2. Проанализируйте свою проблему

Исходите из четырёх способов решения, представленных выше:

  • Вы можете изменить себя и своё поведение: пересмотреть свои требования к гаджету, попросить партнёра проявить заботу или научиться делать то, что требует начальник.
  • Вы можете изменить ситуацию: создать самостоятельно такой гаджет, который идеально соответствовал бы вашим критериям, поговорить с партнёром о ваших чувствах или сделать так, чтобы вашего начальника уволили.
  • Вы можете выйти из ситуации: решить не покупать гаджет совсем, расстаться с партнёром или уволиться.
  • Вы можете изменить своё отношение к ситуации: почитать отзывы на форумах и оценить, насколько вам нужен именно такой гаджет; поговорить с психологом и узнать, как вы сами можете о себе позаботиться; обратившись к философии буддизма, смириться с характером начальника и не принимать его требования близко к сердцу.

3. Подумайте, какой способ вам подходит больше всего

Возможно, вы поймёте, что хотели бы совместить несколько из них, например изменить своё отношение к ситуации и затем изменить своё поведение. А может быть, вы для начала будете рассматривать несколько способов на выбор. Это нормально.

4. Выбрав один, два или даже три способа, устройте себе мозговой штурм

Возьмите лист бумаги и ручку. Для каждого способа напишите как можно больше вариантов решения проблемы. На этом этапе отбросьте все фильтры («неприлично», «невозможно», «некрасиво», «стыдно» и прочие) и записывайте всё, что приходит в голову.

Например:

Изменить себя и своё поведение
Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится Я не могу сделать то, что требует от меня начальник
  • Изменить критерии.
  • Сделать тайм-аут в поиске.
  • Написать разработчикам
  • Попросить проявить заботу.
  • Рассказать, как бы я хотела, чтобы он проявлял заботу.
  • Благодарить, когда заботится
  • Научиться делать это.
  • Объяснить, почему я не могу этого сделать.
  • Попросить кого-то сделать это

Для вдохновения:

  • Представьте себе человека, которого вы уважаете и который обязательно смог бы вам помочь. Какие варианты решения проблемы он бы предложил?
  • Попросите о помощи друзей и знакомых: мозговой штурм в компании проходит веселее.

5. Посмотрите на список всех вариантов решения вашей проблемы

Выберите наиболее подходящий для вас в данной ситуации.

6. Ответьте себе на следующие вопросы

  • Что мне необходимо сделать, чтобы претворить это решение в жизнь?
  • Что мне может помешать и как я смогу преодолеть это?
  • Кто мне может помочь сделать это?
  • Что я сделаю в ближайшие три дня, чтобы начать решать свою проблему?

7. Действуйте!

Без реальных действий все эти размышления и анализ — пустая трата времени. У вас всё обязательно получится! И помните:

Безвыходная ситуация — это ситуация, очевидный выход из которой вам не нравится.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *