Полиция отказывается завести дело оперативного учета

Вас останавливает на улице полицейский. Это самый обычный случай контакта с полицией. Наша памятка перечисляет законные причины, по которым полицейский может вас остановить.

На основе практического опыта гражданских активистов мы расскажем, что именно вы можете предпринять в такой ситуации или в случае, если по итогам встречи с полицией вас намереваются привлечь к административной ответственности.

Помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе. 

Оглавление

  • Общие положения
  • Права полиции – когда полицейский может остановить гражданина
  • Ваши действия
  • Проверка документов
  • Как вести себя при административном задержании
  • Привлечение к административной ответственности

Общие положения

Закон «О полиции» обязывает полицейского соблюдать права и свободы гражданина и человека.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации и должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите.

На полицию возложены такие функции как противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Исполнение этих функций невозможно без постоянного взаимодействия с гражданами, именно поэтому полиция наделена рядом властных полномочий, в том числе правом на проверку документов и задержание. При этом закон требует от полицейских соблюдать определенную процедуру, начиная с момента обращения к гражданину и заканчивая задержанием последнего в случае необходимости.

Полиция отказывается завести дело оперативного учета

Скачать инфографику для печати (2,9 MБ)

Права полиции: когда полицейский может остановить гражданина

  1. Закон предусматривает четыре причины, по которым полицейский может обратиться к гражданину:
  2. 1.     имеются основания подозревать его в совершении преступления;
  3. 2.     есть данные о том, что гражданин находится в розыске;
  4. 3.

         есть повод для возбуждения против гражданина дела об административном правонарушении; 

4.

     у полицейского есть основания задержать гражданина (т. е.

он совершил правонарушение, к примеру, проник на охраняемый объект или нарушил правила комендантского часа).

Полицейский не вправе проверять ваши документы, если вы, к примеру, показались ему «подозрительным». Если же сотрудник ссылается на наличие ориентировки – попросите ее представить либо описать. В ориентировке должна содержаться информация, которая позволяет идентифицировать преступника: черты лица, особые приметы, а не просто общие описания, под которые подойдет каждый второй.

Ваши действия в случае, если к вам подошел полицейский:

1.     попросите сотрудника назвать свои должность, звание, фамилию, а также предъявить служебное удостоверение (п.1 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»);

2.     перепишите в блокнот или в телефон его фамилию, имя, звание и должность, после чего внимательно выслушайте причину и цель обращения к вам;

3.     если сотрудник полиции по каким-либо причинам отказывается выполнить ваши законные требования и не предъявляет служебное удостоверение, вежливо поясните, что полицейский этим нарушает закон.

Перепишите номер нагрудного знака сотрудника полиции.

Помните, любой полицейский, несущий службу в общественном месте, независимо от должности или звания, обязан носить на форменной одежде нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его (ч. 5 ст. 25 ФЗ «О полиции»);

4.

     если вы предполагаете, что требования полицейского носят незаконный характер, позвоните по телефону вашим родным или близким, а также адвокату и сообщите о том, что к вам подошел полицейский, кратко изложите суть его претензий, продиктуйте сведения, идентифицирующие сотрудника, а также сообщите, где вы находитесь. Вы также можете сразу позвонить по телефону 112 и оставить жалобу на действия полицейского;

5.     помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.

6.     кроме того, полезно спросить у сотрудника полиции, задержаны ли вы и узнать законные причины и основания для этого действия. Если ваши аргументы не помогают, не стоит усугублять положение и продолжать требовать от полицейского соблюдения закона;

7.     в случае если законный повод для обращения к вам все же нашелся, полицейский обязан разъяснить вам причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (п.2 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»).

Проверка документов

Закон не предусматривает за полицейским права на произвольную проверку документов у граждан. Это означает, что полицейский не может без наличия на то весомых оснований попросить вас предъявить паспорт.

Зачастую сотрудники полиции ссылаются на то, что вы якобы могли нарушить регистрационный учет (проживаете без условной «прописки») или, к примеру, объявлены в розыск военкоматом.

Среди незаконных аргументов также существует «профилактика» или вы похожи на «ориентировку».

Ситуация №1. Полицейский подошел к вам и просит предъявить паспорт.

После вашей просьбы представиться и предъявить удостоверение, а также разъяснить, что такое «профилактика» и каковы всё же законные основания для обращения, полицейский говорит, что вы похожи на разыскиваемое лицо и у него якобы есть ориентировка.

Попросите полицейского описать ориентировку и уточните, почему он первоначально обратился к вам с другой целью, ничего не упомянув про наличие ориентировки. Если полицейский начинает выдумывать причины – сообщите ему о неправомерных действиях. Действуйте также согласно нашей инструкции.

Ситуация №2. Полицейский просит вас предъявить документы, ссылаясь на то, что вы можете разыскиваться военным комиссариатом или якобы проживаете в городе без регистрации. В такой ситуации важно уточить у полицейского, в связи с какими обстоятельствами он пришел к подобным выводам.

Сообщите сотруднику, что вы являетесь добропорядочным гражданином.

Поясните, что законом предусмотрены четко сформулированные основания для обращения к гражданину и необоснованные подозрения в нарушении регистрационного учета позволяют вам сделать вывод о неправомерности действий сотрудника, которые вы будете вынуждены обжаловать в прокуратуре. Действуйте согласно нашей инструкции.

Важно: ни при каких обстоятельствах не отдавайте паспорт сотруднику полиции – демонстрируйте из своих рук, чтобы не стать «заложником» документа.

Если полицейский требует отдать ему документ, откройте последнюю страницу паспорта и зачитайте положение, которое обязывает вас бережно хранить документ и запрещает его изъятие.

Также вы можете напомнить полицейскому о том, что вы не трогали его служебное удостоверение, а паспорт – это ваше удостоверение.

Как вести себя при административном задержании

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч.1 ст.27.3 КоАП РФ). Однако в действительности почти в 100% случаях сотрудники полиции задерживают граждан для составления протокола.

Если есть возможность – включите диктофон или видеосъёмку на телефоне.

Полезный совет: если вас задерживают с целью составления протокола об административном правонарушении – спросите у полицейского, почему он не может составить протокол на месте, как это делают сотрудники ГИБДД. В дальнейшем это может помочь обжаловать незаконное задержание.

1.     Ведите себя вежливо и тактично. После того, как вам разъяснили основание и причины задержания, в первую очередь вам необходимо уточнить у сотрудника полиции, в какой отдел полиции вы будете доставлены. По возможности сразу же сообщите об этом своим близким или родственникам, позвоните вашему юристу или адвокату.

2.     Если сотрудник полиции, который вас задерживает, не представился – перепишите номер его нагрудного знака. Попробуйте запомнить особые приметы, а также номер служебного автомобиля.

3.     Не сопротивляйтесь требованиям сотрудника полиции, за исключением случаев, когда они являются явно незаконными – но и в этом случае постарайтесь максимально зафиксировать происходящее или сообщить кому-то. Сопротивление даже незаконным действиям на практике может привести к возбуждению уголовного дела против вас. По возможности позвоните по телефону 112 и оставьте жалобу.

4.

     Запомните время, когда вас доставят в отдел полиции – с этого момента отсчитывается срок задержания равный 3 часам (ч. 1 ст.27.5 КоАП РФ). В исключительных случая, четко определенных законом (ч.ч.2, 3 ст.27.5 КоАП РФ) этот срок может быть продлен до 48 часов. Сразу же по прибытии в отдел полиции обратитесь к сотруднику с просьбой сделать отметку о вашем задержании в журнал задержанных, а также уведомить ваших родственников, администрацию по месту работы/учебы или защитника о факте задержания (ч.3 ст.27.3 КоАП РФ).

Отдельно вам должно быть предоставлено право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания (ч.7 ст.14 ФЗ «О полиции»).

5.     С момента задержания вы имеет право на помощь защитника (ч.2 ст. 48 Конституции РФ).

6.     Если вам требуется медицинская помощь – уведомите об этом дежурного.  С момента задержания охрана здоровья гражданина становится обязанностью полиции.

7.     Помните, полиция обязана уважать ваше достоинство (ст.21 Конституции РФ). 

Привлечение к административной ответственности

Если вас обвиняют в совершении административного правонарушения, сотрудник полиции обязан составить протокол об административном правонарушении.

Протокол, как правило, – это основное доказательство вашей вины, на основании которого будет рассматриваться само дело об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Именно поэтому важно наиболее эффективно пользоваться своими правами на этапе составления протокола.

При составлении протокола об административном правонарушении вы вправе:

1.   Давать объяснения, излагать свое видение версии произошедшего. Эти сведения должны быть занесены в протокол, в том числе вами лично (ст.26.3 КоАП РФ). Это значит, что вы можете сами написать в протоколе – как минимум в разделе «объяснение» – всё, что считаете нужным. После вашей записи поставьте прочерк буквой «Z». Подпишите перед прочерком.

2.   Помните, объяснения – это ваше право, а не обязанность. Вы вправе отказаться от дачи любых объяснений (ст.51 Конституции РФ).

3.   При составлении протокола об административном правонарушении вы имеете право пользоваться юридической помощью защитника [i]  (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ). Это означает, что вы можете согласиться давать объяснения только в его присутствии.

4.

   Кроме того, за вами сохраняется право давать показания и объясняться на родном языке, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).

5.   Если вам необходим защитник, но полицейский отказывается предоставить возможность его вызова – напишите об этом в протоколе («мною заявлено о вызове адвоката, в приглашении адвоката отказано»).

6.   При составлении протокола вы также имеете право на ознакомление со всеми материалами дела (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ) – посчитайте документы, перепишите их названия, впишите в протокол «мне дали ознакомиться с таким-то документами/не дали». Это не позволит дополнить материал после.

7.   Попросите как копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст.28.2 КоАП РФ), так и копию протокола о задержании (ч.2 ст.27.4 КоАП РФ). При необходимости вы можете внести в протокол необходимые объяснения и уточнения, а также отказаться от подписи (ч.ч.4,5 ст.28.2 КоАП РФ).

8.   Вы всегда можете получить разъяснение своих прав при составлении протокола сотрудником полиции (ч.5 ст.27.3 КоАП РФ). Если ваши права не были разъяснены – напишите «мне не были разъяснены мои права» в протоколе.

Уже после составления протокола будет решаться вопрос о привлечении вас к административной ответственности: начальник отдела МВД самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности или все материалы передадут в суд, который будет принимать решение по существу. О дате и месте рассмотрении дела вас должны уведомить в письменном виде – обычно такого рода отметка имеется в протоколе. 

Если же начальник отдела МВД начинает рассматривать дело сразу же – сделайте отметку в протоколе о необходимости переноса даты рассмотрения дела в связи с необходимостью консультации и получения помощи вашего защитника. 

После того как сотрудник полиции составит протокол об административном правонарушении, протокол со всеми материалами дела передается для разрешения вопроса о привлечении вас к административной ответственности уполномоченному должностному лицу либо в суд. О времени и месте рассмотрения дела вас должны уведомить надлежащим образом.

[i] В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (ч.2 ст.25.5 КоАП РФ).

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Иными словами, защитником может быть любой гражданин, однако его полномочия должны быть удостоверены доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ст.185–189 ГК РФ).

Скачать инструкцию (29,5 KБ)

Скачать инфографику (2,9 MБ)

Вернуться в раздел помощь

Компанию проверяет полиция: как обезопасить себя и свой бизнес от негативных последствий проверки. Часть 1

Помимо выездных налоговых проверок и визитов представителей внебюджетных фондов в компанию может нагрянуть с проверкой полиция. Мероприятие малоприятное.

Тем более, что проверяющие данной категории используют эффект неожиданности и часто являются в офис без каких-либо предварительных звонков и запросов.

Более того, никто никогда не знает, придет в компанию полиция с проверкой или нет – подобная информация является строго конфиденциальной. Все это исключает возможность быть готовым к подобному визиту.

Именно эффект «свалившегося на голову снега» зачастую приводит к тому, что проверка заканчивается возбуждением уголовного дела. Это обусловлено тем, что в ходе проверки неподготовленные сотрудники компании, сами того не желая, снабжают проверяющих доказательствами наличия признаков преступлений в деятельности компании и ее руководства.

Давайте рассмотрим, в каких случаях в компанию приходит полиция, какие действия и в каких случаях может предпринять, как грамотно вести себя в ходе такой проверки, а также возможные способы оградить компанию и ее должностных лиц от возможных негативных последствий проверки.

К кому чаще всего приходит полиция?

Чаще всего полиция наведывается в компании с большим оборотом налички – торговля (особенно если есть алкоголь), АЗС. Также в зоне риска крупные компании, где нарушения достаточно легко найти из-за множества операций. Но это если рассуждать с точки зрения закона.

Если же рассматривать ситуацию «по жизни», то в целом же нельзя сказать, какая сфера деятельности наиболее опасна с точки зрения повышенного внимания полицейских. Поскольку полицейская проверка – это один из инструментов бизнес-споров, причем подготовить почву для визита совсем несложно.

Так, например, в апреле 2016 года только в одном среднестатистическом городе Московской области было как минимум два подобных визита полиции. Первый – в сеть косметических салонов, который приглянулся (с точки зрения изъятия) жене мэра города. В данном случае проверку инициировали с целью вынудить продать бизнес за бесценок (визит полиции – способ уменьшения цены).

Второй – в автомойку, совмещенную с авторемонтом, где арендатор мойки не сошелся в отдельных вопросах с хозяином помещений. И все началось с примитивного заявления об использовании краденого оборудования (все это не подтвердилось, но нервы потрепали изрядно).

Когда в компанию может прийти полиция

Оснований для полицейской проверки достаточно много. Но мы рассмотрим самые распространенные ситуации, когда полиция может оказаться на пороге офиса компании.

1. Проведение доследственной проверки

Такая проверка возможна в случае:

  • поступления в полицию сообщения о преступлении, поданного кредитором в рамках неисполненных договорных обязательств; недовольным (уволенным) сотрудником компании; анонимными заявителями (конкурентами) и др.
  • недобросовестности контрагентов, в отношении которых возбуждены уголовные дела или проводятся процессуальная и/или налоговая проверка.
  • нарушения самой компанией законодательства, выявленного в рамках: налогового мониторинга; утечки информации; аудита; сомнительных банковских операций.
  • отказа предоставлять информацию по запросу правоохранительного органа, либо игнорировании такого запроса. Поэтому в любом случае необходимо отвечать на запросы полиции, предварительно проверив законность и обоснованность изложенных в данном запросе требований.
  • прибытия в офис компании недобросовестных представителей проверяющих структур с корыстными целями, без наличия законных и достаточных на то оснований, (подобные факты и в настоящее время имеют место быть).
  • привлечения сотрудников полиции в рамках внутрикорпоративных конфликтов совладельцев и управленцев бизнеса.

Случай из практики

К нашему клиенту под видом посетителей прибыли два оперативных сотрудника. В то время как один из сотрудников вел беседу с руководителем компании, второй убедил одного из работников передать ему документы, содержащие конфиденциальную информацию. После получения необходимой информации оба сотрудника ушли.

При обращении к нам клиент не знал данные о лицах, приходивших к нему, а также основания их нахождения в офисе, так как никаких документов сотрудники оперативных служб не предъявили.

Данная история закончилась определенными финансовыми потерями для клиента, а также потерей деловой репутации и определенного количества нервных клеток для директора компании.

Важно!

Если ранее решение вопроса о возбуждении уголовного дела по налоговым преступлениям было возможным лишь после вступления в законную силу решения налоговой инспекции о привлечении к ответственности, то сейчас для проведения следственных, а также проверочных действий достаточно любой, в том числе оперативной информации о наличии в действиях должностных лиц компании признаков состава налогового преступления.

  • 2. В рамках выездной налоговой проверки
  • В настоящее более 90% всех выездных налоговых проверок проводится с участием сотрудников полиции.
  • 3. При расследовании уже возбужденного уголовного дела

В данном случае у полиции есть полномочия проводить обыски в офисе, в доме директора, а также личные досмотры сотрудников и должностных лиц компании. При этом проверяющие обязаны предъявить уполномоченному представителю компании постановление на обыск, подписанное следователем.

Что позволено полиции в ходе проверки компании

Обратите внимание, что действия сотрудников полиции в ходе проверки не безграничны – они могут проверять только в рамках предмета проверки, указанного в постановлении о ее проведении, и производить только те действия, на которые у них есть соответствующие полномочия, описанные в постановлении.

Осмотр или обследование помещений проводится в рамках доследственной проверки. При обследовании полиция имеет право осматривать только те вещи, которые лежат на поверхностях – на столах, тумбочках, полках шкафов.

Открывать кабинеты, сейфы или выдвигать ящики столов проверяющие самостоятельно не имеют права, однако вправе требовать это сделать кого-нибудь из числа работников проверяемой компании (но они в свою очередь не обязаны выполнять данное требование, если считают его незаконным).

Кроме того, в ходе обследования работники компании могут общаться, свободно передвигаться по офису и даже покинуть его, и полицейские не вправе их в этом ограничить.

Важно!

Если в ходе осмотра проверяющие просят открыть сейф, то исполнять это требование не обязательно, пусть даже полиция угрожает его изъятием. Полицейским можно сообщить, что действия полицейских в ходе изъятия будут зафиксированы и затем обжалованы как незаконные.

Обыск возможен исключительно в рамках расследования уже возбужденного уголовного дела. При обыске полицейские имеют право вскрывать и обыскивать любые помещения, включая кабинет руководителя и главного бухгалтера компании, а также сейфы, закрытые на ключ шкафы, ящики стола и т. д., если владелец отказывается открыть их добровольно.

В отличие от осмотра, при обыске сотрудники полиции вправе запретить всем присутствующим покидать помещение, переговариваться друг с другом и общаться по телефону до окончания следственных действий.

Важно!

Лучше не препятствовать полиции, так как это может служить основанием для привлечения как к административной, так и к уголовной ответственности!

Обыск и осмотр помещений – только с двумя понятыми!

Для проведения обыска или осмотра помещения в обязательном порядке должны присутствовать двое понятых. Полицейские либо приводят их с собой, либо просят выступить в их роли кого-то из присутствующих. В том, что понятыми будут сотрудники проверяемой компании, есть свои плюсы – при свидетелях полиция вряд ли будет предпринимать какие-либо незаконные действия.

В ходе обыска также возможен и личный досмотр работников компании.

В зону интересов полицейских попадут личные компьютеры, флешки, планшеты, смартфоны, телефоны, записные книжки и другие предметы, содержащие информацию.

И если один из вышеназванных предметов окажется на рабочем месте либо в личных вещах, то «улику» могут изъять с формулировкой «содержит информацию, относящуюся к расследуемому уголовному делу».

Важно!

В ходе оперативно-розыскных мероприятий при доследственной проверке обыск сотрудников, досмотр их личных вещей – сумок, портфелей, столов и др. – не допустим, как и изъятие этих предметов, за исключением случаев совершения сотрудником компании административного правонарушения или преступления.

  • Выемка документов, изъятие предметов

При проведении обследования помещений полицейские имеют право изъять документы и предметы, в том числе электронные носители информации. Однако изыматься могут только документы и предметы, имеющие непосредственное отношение к основаниям, указанным в распоряжении о проведении обследования. Изъятие документов производится только по описи, подписанной обеими сторонами.

Важно понимать, что на стадии доследственной проверки (т.е. до возбуждения уголовного дела) опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, которое проводится только с согласия участвующего в нем лица, то есть опрашиваемого.

Сотрудники полиции вправе задавать вопросы, но у представителя компании отсутствует обязанность на них отвечать, если он не желает этого делать.

Поэтому на данном этапе общение с представителями полиции желательно свести к минимуму.

Во всех случаях проверяющие желают провести опрос представителей бухгалтерской службы компании. Помимо главбуха опрашивают рядовых сотрудников бухгалтерии, которые отвечают за тот или иной участок. Опасность в том, что самого наемного бухгалтера к уголовной ответственности не привлекают – его заставляют дать показания на генерального директора и отпускают.

Движимые чувством страха за то, что «могут привлечь за сговор», главбухи чаще всего сотрудничают с полицией и максимально откровенно и подробно рассказывают обо всех сделках и тем самым вредят компании и своему руководству. Когда же бухгалтерия компании вынесена на аутсорсинг, то риск сообщить проверяющим лишнюю информацию исключен.

Важно!

Опрос вне рамок уголовного дела недостаточно четко урегулирован законом, а это дает полицейским некоторую свободу в выборе времени, места, условий и способа проведения таких «бесед». И полицейские часто этим пользуются: ведут долгие изматывающие беседы, вводят в заблуждение, используют угрозы и т.д.

Как грамотно вести себя в ходе опроса и защититься от уловок сотрудников полиции, мы расскажем в одной из ближайших публикаций.

Обращайтесь – мы всегда на связи!

Допрос (опрос в ОБЭП) ОЭБиПК. Как себя вести

  • Допрос в ОБЭП, как себя вести
  • Допрос в ОЭБиПК без присутствия защитника
  • Допрос в УБЭП по материалам проверки
  • Допрос в качестве свидетеля
  • Опрос в ОБЭП, чем регламентируется
  • Опрос директора в ОБЭП
  • ОБЭП опрашивает сотрудников, бухгалтера
  • Вызвали на опрос в ОЭБиПК, какие мои действия
  • Может ли представлять интересы лицо по доверенности, а не адвокат и тд.
  • Такие основные вопросы задают мои Доверители, приходя ко мне на консультацию в связи с проверкой, начатой отделом,по борьбе с экономическими преступлениями.
  •   С проверкой, начатой отделом по борьбе с экономическими преступлениями.

Прежде всего, перед посещением Оперуполномоченного, необходимо ознакомиться с основными своими правами, предоставляемыми российским законодательствам. Конституция РФ предоставляет своей статьей 51 право не давать показания в отношении себя и своих близких родственников.

В том случае, если предмет интереса ОБЭП является та или иная организация, сотрудник экономической полиции может при таком ответе настаивать на даче показаний, поясняя, что его не интересует личная жизнь лица или его родственников, а именно ФХД организации.

Прибыв по вызову на опрос (допрос) не надо бояться узнавать в связи с чем будет выполняться такое действие, в отношении кого проводится проверка или расследуется уголовное дело.

Узнать номер КУСП или номер уголовного дела, статья, по которой расследуется дело, орган и данные следователя.Что говорить, а о чем умолчать, это все индивидуально, в зависимости от ситуации.

Но надо сто раз обдумать, какие документы предъявлять на обозрение оперативнику.

Допрос оперативным сотрудником может проводиться в двух случаях:

1.      При делегировании полномочий оперуполномоченному следователем МВД в рамках уголовного дела.

Например, при расследовании незаконной банковской деятельности юридического лица после исследования банковских выписок следователь получает информацию о взаимоотношениях с той или иной организацией, перечислившей «отмывочной конторе» денежные средства, то, с учетом того, что в действиях лица могут присутствовать признаки преступления, предусмотренного ст.

199 УК РФ, а расследованием данного преступления полномочны заниматься следователи СКР, то следователь дает поручение органу дознания, а таким и является ОЭБиПК, провести комплекс следственных действий, начиная с обыска, выемки и заканчивая проведением допросов.

2.      Во-вторых, сотрудник органа дознания имеет право провести допрос в рамках выездной налоговой проверки, проводимой органами ФНС. В этом случае допрос проводится в соответствии со ст. 90 Налогового кодекса РФ по правилам, предусмотренным НК РФ.

В указанных случаях следует предложить представить поручение следователя или налогового органа в зависимости от формы допроса.

Какими нормативными актами, законами регламентируется опрос?

Закон «О полиции» и Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» дает полномочия полиции опрашивать граждан и должностных лиц. То есть доследственные проверки проводятся в-основном, сотрудниками органа дознания (ОЭБ и ПК), если в собранном материале достаточно сведений для возбуждения уголовного дела, материал предоставляется следователю для возбуждения уголовного дела.

Как себя вести во время опроса (допроса) в ОБЭП?

Следует понимать, что за отказ от показаний или предоставление ложных сведений, лицо по проверочным мероприятиям не несет никакой уголовно-правовой ответственности. В отличие от дачи показаний в качестве свидетеля по уголовному делу.

Опрос сотрудников организации в том числе и бухгалтера.

Сотрудники организации или ИП вызываются для опроса в целях установления сведений: в частности для установления реальности сделок, этими фактами интересуются оперативники прежде всего в целях раскрытия налоговых правонарушений.

Допрос (опрос) в ОЭБиПК без присутствия защитника

Если вы обладаете твердым характером, достаточно образованы, то можете дать пояснения без правовой поддержки адвоката. Но мой опыт подтверждает простое правило, вступать во взаимоотношения с представителями правоохранительных органов надо только правовой поддержке специалиста в области экономических преступлений, налогового права.

Обычный адвокат, не сведущий в налогообложении, не имеющий достаточного опыта по защите от преследования по экономическим составам не сможет оказать квалифицированную помощь, а цена этого достаточно высока.

Некоторые граждане считают, что если нет повестки (приглашения), то и необязательно являться с мыслями (само рассосется). Не надейтесь, если есть необходимость получить от вас информацию, оперуполномоченный встретится с вами.  Ваше право давать информацию или отказаться от дачи пояснений.

Проверочные мероприятия, а именно опрос или допрос в Отделе экономической полиции возможен при участии профессионального юриста, имеющего статус адвоката при предъявлении ордера и удостоверения адвоката.

Обычный юрист на основании доверенности не будет допущен к оказанию юридической помощи своему доверителю. И в отличие от представления интересов в налоговых органах, дача пояснений представителем например исполнительного органа компании в рамках доследственной проверки ОЭБиПК невозможна.

Интересующее дознавателя лицо вызывается непосредственно и не может быть заменено представителем по доверенности.

Допрос следователем по ст.199 УК РФ или ст.159 УК РФ

Допрос следователем следственного подразделения СК или МВД в рамках уголовного дела экономической направленности, которых не сведущие граждане называют следователями ОБЭП, проводят допрос в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом. Если при проверках доследственных опрашиваемое лицо имеет статус очевидца, то в уголовном деле: свидетель: подозреваемый: обвиняемый. Причем, лицо после допроса в качестве свидетеля может поменять свой статус на подозреваемого.

Если свидетель перед началом допроса предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний, то подозреваемый имеет право защищаться отказавшись о показаний или выдвигать свою версию.

Я, адвокат Чернов имею хороший опыт защиты и оказания юридической помощи при допросе как в ОБЭП, так и налоговой инспекции, поскольку и базовое образование получил в ВУЗе МВД по специализации ОБЭП и расследовал дела по экономическим составам и сопровождаю организации и ИП во время выездных налоговых проверках. Договориться о встрече можно по тел: 89035509858.

Каким образом правоохранительные органы взаимодействуют для получения информации о вашем имуществе для дальнейшего изъятия в пользу государства смотреть здесь.

Порядок заведения, ведения и прекращения дела оперативного учета

Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований для их проведения и для решения задач, возложенных на них Законом об ОРД. Конкретный порядок ведения дел оперативного учета и их перечень определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД (приказами соответствующих федеральных органов исполнительной власти).

О заведении дела оперативного учета оперативный сотрудник выносит соответствующее постановление, которое утверждается руководителем оперативно-розыскного органа.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина: для проведения соответствующих мероприятий все равно необходимо получать санкцию судьи.

После вынесения постановления о заведении дела оперативный сотрудник составляет план проведения мероприятий. В дальнейшем по результатам проведения этих ОРМ оформляются соответствующие документы, которые и подлежат внесению в дело и хранятся в нем в соответствии со специальной описью (описью документов, находящихся в деле).

  • Дело заводится на определенный срок; по истечении срока оперативный сотрудник выносит постановление о его продлении или прекращении, которое утверждается руководителем оперативно-розыскного органа.
  • Постановление о прекращении дела выносится в случаях, предусмотренных законом: в случаях решения конкретных задач ОРД, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
  • Полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.

Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

  1. 39. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ СРОКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. Срок в ОРД – продолжительность времени, в течение которого лицо должно принять какое-либо решение или может совершать определенные действия.
  3. Виды сроков:
  4. 1) в зависимости от правоотношений:
  5. а) сроки проведения мероприятий: затрагивающих конституционные права граждан – не более шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении судьи. Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения, при этом течение срока не прерывается; при необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов; не затрагивающих конституционные права граждан – в соответствии с вынесенным оперативным сотрудником постановлением, утвержденным его руководителем;

б) сроки на уведомлениеполучение разрешения на проведение мероприятий: незамедлительно рассматриваются уполномоченным на то судьейматериалы об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ; без получения санкции судьи,но с обязательным уведомлением его в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения затрагивающего конституционные права граждан ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении ОРМ либо прекратить его проведение (касается случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающихугрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД); без получения санкции судьи, но с обязательным уведомлениемего в течение 48 часов (касается случаев возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме) в отношении прослушивания переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД;

  • в) иные сроки (сроки хранения материалов ОРД (один год, если служебные интересы или правосудие не требуют иного; за три месяца до дня уничтожения материалов с результатами ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья), сроки льготной пенсионной выслуги для оперативных сотрудников и др.);
  • 2) в зависимости от правовой регламентации – установленные нормативными правовыми актами (законом и ведомственными актами); определяемые самостоятельно;
  • 3) в зависимости от субъекта – устанавливаемые судьей, прокурором, следователем, органом дознания, органом, осуществляющим ОРД, оперативным сотрудником, лицом, сотрудничающим с органами, осуществляющими ОРД.
  • 40. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД
  • Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Результаты ОРДотражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т. п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.

В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.).

  1. Результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
  2. Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
  3. Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.
  4. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
  5. Результаты ОРД в перечисленных в законе случаях учитываются при решении вопроса об их допуске к следующим видам деятельности:
  6. 1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
  7. 2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
  8. 3) о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
  9. 4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;
  10. 5) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
  11. 41. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД
  12. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд, определены Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд(2007 г.), в соответствии с которой:
  13. а) результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

б) результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов, перечисленных в ч. 1 ст. 81 УПК; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу;

  • в) результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
  • 42. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ДОЗНАВАТЕЛЮ, ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД
  • Результаты ОРД представляются в виде рапортаоб обнаружении признаков преступления или сообщенияо результатах ОРД, который составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, и регистрируется в установленном порядке.
  • Процедура представления результатов ОРД в виде сообщениявключает в себя: а) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей; б) оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

Представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК, а также для приобщения куголовному делу осуществляется наосновании соответствующего постановления,утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

  1. При представлении дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ,утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД.
  2. В случае представления дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина,к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.
  3. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.
  4. При необходимости рассекречиваниясведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.
  5. Способ фактической передачи результатов ОРДдознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.
  6. К передаваемым документам могут прилагатьсяполученные (выполненные) при проведении ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.
  7. 43. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД

Перечень руководителей (должностных лиц) органов, осуществляющих ОРД, имеющих право выносить постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, соответствует перечню должностных лиц, имеющих право подписи постановлений и утверждения заданий на проведение оперативно-технических мероприятий. Перечень указанных лиц может дополняться ведомственными нормативными правовыми актами.

  • При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну.
  • В каждом конкретном случае возможность представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения ОТМ, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.
  • Постановление о представлении результатов ОРДоргану дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей:вводной, описательной и резолютивной.
  • Вводная частьвключает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления.

В описательной частипостановления указывается, в результате какого ОРМ получены материалы и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение. Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и ч. 4 ст. 12 Закона об ОРД.

В резолютивной частипостановления формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД. Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.

  1. Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.
  2. 44. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРД
  3. В целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями в РФ существует система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.
  4. В соответствии с ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» лица, осуществляющие ОРД, подлежат государственной защите.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *