Отказ в доступе к бесплатному дошкольному образованию ребёнка

Вопрос определения ребёнка в детский сад окутан мифами, легендами и тайнами. На детских площадках мамы из уст в уста передают тайные знания, как им удалось устроить ребёнка в детский сад рядом с домом.

Другие мамы рассказывают страшные истории о том, как они целый год, вставая в пять утра, возили ребёнка за много километров. Во многих регионах действительно есть проблема с распределением. Однако, если ребёнку не досталось место, то можно получить денежную компенсацию.

Редакция «Выберу.ру» рассказывает о важных вопросах устройства ребёнка в детский сад:

  1. Как получить место.
  2. Как, куда и когда подавать заявление на детский сад.
  3. Стоит ли судиться с администрацией, если место не дали.
  4. Какие выплаты полагаются на ребёнка, если он не устроен в детский сад.
  5. Как оплатить детский сад за счёт государства.

Денежная компенсация за непосещение детского сада

Если детский сад не дали или дали так далеко, что ездить туда невозможно, приходится нанимать няню или отдавать в частный детский сад. Часто плата за них составляет половину заработка.

отказ в доступе к бесплатному дошкольному образованию ребёнкаЧастный детский сад для некоторых — половина зарплаты.  mbdou19.obraleksin.ru

Это не значит, что у мамы нет выбора.

  1. В некоторых регионах есть пособие на детей, не посещающих детский сад, или частичная компенсация родительской платы.
  2. Частный детский сад можно оплатить средствами материнского капитала.
  3. За образование ребёнка можно сделать налоговый вычет.

Пособие детям, оставшимся без садика

На федеральном уровне пособие не закреплено. Его устанавливают местные власти регионов, где особенно остро стоит проблема с местами в детских садах.

Выплаты детям, которым не досталось место в детском саду, полагаются в следующих регионах:

  1. Архангельск
  2. Киров
  3. Красноярский край
  4. Липецк
  5. Пермь
  6. Самарская область
  7. Смоленская область
  8. Томск
  9. Ханты-Мансийский АО
  10. Ямало-Ненецкий АО
  11. Ярославская область

Правила выплат устанавливает тоже регион. Например, в Кирове выплаты делают на ребёнка 1,5 — 3 лет. В Липецке на детей 3 — 6 лет. 

Критерий нуждаемости тоже устанавливают местные власти. Так, в Кирове долгое время платили пособие всем детям, неустроенным в детский сад, но позже закон пересмотрели, и на данный момент выплаты получают малообеспеченные семьи. В Смоленской области пособие назначается семьям, где один из родителей инвалид I или II группы.

Размер пособия тоже определяют местные власти. Например, в Самаре это 1 000 рублей на ребёнка от 1,5 до 3-х лет, в Перми — 5 300 на ребёнка от 1,5 до 3-х лет и 4 500 с 3-х до 6-и. 

Для всех регионов есть одно общее правило — ребёнок должен быть прописан именно в той местности, где действует этот закон.

Например, ребёнок прописан в районе Кировской области, но фактически живёт в самом городе Кирове и претендует на садик в нём. Пособие не полагается, поскольку нет прописки в городе.

Чтобы узнать все подробности получения пособия, надо обращаться в Департамент образования своего региона.

Компенсация платы за частный детский сад

Это тоже региональная выплата, которая есть не везде. Так, её выплачивают в Москве и Ханты-Мансийском АО.

отказ в доступе к бесплатному дошкольному образованию ребёнкаЧасть платы за детский сад можно вернуть.  divniysadik.com

Размер и порядок выплат устанавливают местные власти. Например, в Москве за частный детский сад можно вернуть:

  1. 20% родительской платы за первого ребёнка.
  2. 50% — за второго.
  3. 70% — за третьего.

При назначении компенсации учитываются дети до 18 лет или до 23 лет, если они учатся на очной форме.

Критериев нуждаемости нет. Для получения компенсации надо предоставить в образовательное учреждение заявление, паспорт, свидетельство о рождении. Возврат делается только за оплату детского сада, который имеет лицензию на образовательную деятельность.

Оплата детского сада за счёт средств материнского капитала

С 2018 года средства материнского капитала можно тратить на оплату образования ребёнка, не дожидаясь, пока ему исполнится 3 года. Сюда же входит оплата частного детского сада, дополнительного образования и услуг по уходу и присмотру. Важное условие — у образовательного учреждения должна быть лицензия.

Чтобы воспользоваться правом направить средства материнского капитала на оплату частного детского сада, мама должна заключить договор с образовательной организацией, а затем написать заявление в Пенсионный фонд. После проверки документов, деньги будут направляться на счёт детского сада.

Предположим, что ребёнок будет ходить в садик с 2-х до 4-х лет. Ежемесячная плата — 12 000 рублей. Итого из маткапитала потратится 288 000 рублей. Остаток — 286 918. Его можно потратить на любые другие цели — образование второго ребёнка, оплату ипотеки, покупку жилья, пенсию мамы.

Налоговый вычет с оплаты детского сада

Налоговый вычет — возврат уплаченного в пользу государства НДФЛ за социально значимые траты. Например, мама или папа работают, от их зарплаты работодатель уплачивает в налоговую 13%. За покупку жилья, лечение, образование эти деньги можно вернуть обратно.

Налоговый вычет можно получить, если у детского сада есть лицензия на образовательную деятельность.

Максимальная сумма, с которой можно получить вычет — 50 000 рублей. То есть, государство возвращает 13% этой суммы — 6500 в год. Налоговый вычет можно вернуть за три последних года. Если ребёнок ходил в садик, а мама официально работала, то налоговый вычет за три года составит 19 500.

отказ в доступе к бесплатному дошкольному образованию ребёнкаСадик можно оплачивать средствами материнского капитала.  yandex.kz 

Если деньги на уплату садика направлялись из маткапитала, то налоговый вычет не полагается.

В теории попасть в садик просто

Внешне устроить ребёнка в детский сад совсем несложно. Всего три шага до до заветного места.

Шаг первый — заявление о постановке на учёт для зачисления в детский сад

  • Заявление можно подать через портал Госуслуг, МФЦ, сайт Департамента образования или при личном обращении.
  • Перечень документов, необходимых для подачи заявления, закреплён на федеральном уровне, поэтому требовать что-то сверх этого местные власти не могут.
  • Чтобы подать заявление в детский сад, потребуются:
  1. Паспорт одного из родителей или законного представителя.
  2. Свидетельство о рождении ребёнка.
  3. Свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства или пребывания (если есть).

  4. Документ, подтверждающий внеочередное, первоочередное или приоритетное право на детский сад (если есть).

Часто возникает вопрос о прописке: нужна она или нет при определении ребёнка в детский сад. Иногда это становится причиной отказа, что неправомерно.

отказ в доступе к бесплатному дошкольному образованию ребёнка

Законом «Об образовании» регламентированы только три причины, по которым могут отказать в предоставлении места в детском саду:

  1. Нет мест.
  2. Детский сад с углублённым изучением отдельных предметов, поэтому туда принимают на конкурсной основе.
  3. Детский сад, в который пытаются попасть родители, специальное учреждение Министерства иностранных дел.

Как видим, регистрация в другом регионе (её отсутствие) в список не входит и не может быть причиной отказа. 

На практике местные власти могут устанавливать свои правила формирования очереди в детский сад. В некоторых регионах дети с пропиской будут получать садик в первую очередь. Это не значит, что в садике откажут совсем.

отказ в доступе к бесплатному дошкольному образованию ребёнкаПример распределения мест в детском саду. kirovegu.ru

После того, как заявление отправлено, его проверяют. Если сведения указаны недостоверные, то родителей об этом уведомят, заявление аннулируют, но сохранят право написать ещё одно.

Если же заявление будет зарегистрировано, то ему присвоят регистрационный номер, по которому можно будет отслеживать место в очереди. В некоторых регионах после подачи заявления (пусть даже через Госуслуги) надо получать талон регистрации. Для этого придётся идти в Департамент образования. Без талона не дадут направление в садик.

Шаг два — направление на зачисление ребёнка в детский сад

Зачисление в детский сад производится в течение всего учебного года. Но с оговоркой — при наличии мест.

Если заявление написано и подошла очередь получать место, то родителей уведомляют о направлении в садик через портал Госуслуг, электронную почту, звонком по телефону или в СМС. В сообщении будет указано наименование садика, адрес, время работы и перечень необходимых для зачисления документов.

В зависимости от региона может незначительно отличаться процедура получения направления. Где-то надо идти в Департамент и получать соответствующую бумагу, где-то надо сразу идти в садик с документами.

Шаг три — заявление в детский сад

Это последний этап. Если на сайте детского сада есть техническая возможность подать документы в электронном виде, можно воспользоваться ею. Нет — придётся идти в садик лично.

Для зачисления надо предоставить ряд документов:

  1. Паспорт законного представителя ребёнка.
  2. Свидетельство о рождении + 2 копии.
  3. Направление Департамента образования.
  4. Заявление о приёме ребёнка в детский сад (заполняется в садике).
  5. Согласие на обработку персональных данных (заполняется в садике).
  6. Договор об образовании (заполняется в садике).
  7. Медицинская карта ребёнка по форме № 026-у.
  8. Карта профилактических прививок по форме № 063-у.
  9. Сертификат прививок.

Отсутствие прививок не может быть основанием для отказа в зачислении. Но во время эпидемии ребёнка могут отправить на карантин.

На практике не всё так просто

По закону место в детском саду обязаны дать после того, как ребёнку исполняется 3 года. До этого — при наличии мест в яслях. Как только ребёнку исполнилось 3 года, можно идти в Департамент образования и просить место.

Они его обязательно найдут, поскольку закон на стороне родителей. Однако детский сад может быть в десятках километрах от дома. В федеральных законах нет привязки дошкольного образовательного учреждения к месту жительства.

Брать или не брать — решение родителей. Многие место берут, пишут заявление на перевод и продолжают сидеть дома.

Перевод детей осуществляется тоже в порядке очереди при наличии мест. Большой разницы между тем, кто уже устроен и тем, кто пойдёт впервые, в большинстве случаев нет. Но, пока кто-то просто держит место и не пользуется им, другой остро нуждается в садике, но не может туда попасть.

Когда писать заявление?

Многие пишут заявление сразу после рождения ребёнка. Не стоит надеяться на то, что чем раньше напишешь заявление, тем быстрее дадут детский сад. Распределение идёт в порядке очереди. Принцип её формирования устанавливают местные власти.

Чаще всего — по дате рождения. В любом случае, места в первую очередь дадут льготникам, потом тем, кому уже давно исполнилось 3 года, затем кому исполняется 3 года на момент зачисления, а затем по наличию мест и в порядке очереди (опять же по дате рождения).

Место в очереди можно отслеживать через портал Госуслуг или сайт Департамента образования. Иногда очередь может быстро продвигаться вперёд. Например, открыли пару новых садиков и сотни детей получили места. Однако очередь может двигаться обратно. Например, поступило много новых заявлений от детей, родившихся раньше или имеющих льготу.

Читайте также:  ДТП на стоянке: ДТП на стоянке. Посмотрев в зеркала заднего вида, убедился что сзади ни кого нет

Кто имеет льготу?

Есть ряд категорий, которые могут попасть в садик без очереди или в первую очередь. Однако не надо путать федеральных льготников, которые имеют право на садик вообще без очереди, и региональных льготников, которые имеют первоочередное право на садик.

отказ в доступе к бесплатному дошкольному образованию ребёнка

К первым относятся дети:

  1. Прокуроров
  2. Судей
  3. Чернобыльцев, получивших лучевую болезнь
  4. Сотрудников Следственного комитета РФ
  5. Граждан из подразделений особого риска

Если родитель относится к одной из этих категорий, то его ребёнок пойдёт в садик без очереди, даже если понадобятся ясли.

Вторую категорию местные власти могут менять. Чаще всего первоочередное право на получение садика имеют дети:

  1. Сотрудников полиции.
  2. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.
  3. Военных, проходящих службу по контракту.
  4. Из многодетных семей.
  5. Медицинские работники.
  6. Работники образования.

Надо понимать, что льготников много и на них тоже не хватает мест в детском саду. Из них тоже формируют очередь и выдают путёвки согласно дате рождения.

Поможет ли суд, если не дали место в садике?

Кто-то выигрывает суд, кто-то проигрывает. Зависит от конкретных обстоятельств, критериев нуждаемости, весомости аргументов и позиции суда.

Если родители ребёнка, которому исполнилось 2 года, пошли в суд требовать садик, то велика вероятность, что они получат отказ. Обоснование может быть следующим: группы в садиках не бесконечные — есть санитарные нормы, в очереди стоят десятки детей, и суд не может удовлетворить требования одних родителей, ущемляя права других. Даже если заявитель очень нуждается и очень настойчив.

Впрочем, суд может принять сторону родителей. Обеспечивать детей садиками — обязанность городской администрации. Как она это будет делать — не забота родителей. Если администрация отказывает в месте или даёт его на другом конце города, значит, она не выполнила свои обязанности по обеспечению детей доступным дошкольным образованием.

Впрочем, судебная практика показывает, что родители получают подобные решения, дойдя до Верховного суда. На разбирательства уходят годы. За это время уже подходит очередь по дате рождения.

Правда и мифы о деньгах в OK

Верховный суд защитил право ребенка ходить в ближайший детский сад

«Мест в вашем детском саду нет, зато есть в соседнем поселке за 49 км», – сказали в администрации матери-одиночке, которая хотела отдать сына в сад и устроиться на полный рабочий день.

Женщина вручила ребенка бабушке и решила отстаивать свои права через суд. Две инстанции встали на сторону администрации, но заявительница дошла до Верховного суда.

На заседании выяснилось, что ребенку все-таки дали место в саду, но это не помешало ВС оценить действия чиновников.

Верховный суд признал незаконным бездействие районной администрации, которая не смогла предоставить ребенку место в муниципальном детском саду в пешей доступности от дома.

Очередь в детский сад не извиняет чиновников, потому что они должны предвидеть потребность в дошкольном образовании.

Их обязанность – заранее принимать меры, чтобы мест хватило всем, разъяснил Верховный суд со ссылкой на Постановление Конституционного суда от 15 мая 2006 года № 5-П.

ВС отменил решения нижестоящих судов по делу Елены Малышкиной* из Мурина в Ленинградской области, которая не смогла устроить маленького сына в ближайший детский сад в 2017 году. В администрации ей объяснили, что там очередь и мест нет.

Взамен чиновники предложили группу кратковременного пребывания в Мурине или детский сад, расположенный в 49 км в другом населенном пункте, поселке Лесное. Но эти варианты не подошли матери, которая воспитывает ребенка одна и должна была начать зарабатывать, рассказывает представитель Малышкиной Кирилл Дружинин.

«В итоге ей пришлось отправить сына к бабушке в Республику Коми за 2300 км, потому что родственников в Ленинградской области у нее нет», – говорит юрист.

Администрация сказала, что в ближайшем детском саду мест нет, и предложила учреждение в 49 км от дома. Но это не подошло женщине, потому что она воспитывает ребенка одна и хотела устроиться на работу. 

Одновременно женщина решила через суд признать бездействие чиновников незаконным и заставить их предоставить место в детском саду в Мурине. Она настаивала, что для ежедневного посещения ребенку не подходит учреждение в 49 км от дома. Но две инстанции встали на сторону администрации. В частности, они сослались на п. 4 ст. 67 закона об образовании.

Он устанавливает, что государственные или муниципальные образовательные организации могут отказать в приеме, если мест нет. Также суды приняли во внимание, что Малышкина не выбрала максимально возможное количество учреждений, когда вставала в электронную очередь.

Кроме того, она отказалась от альтернативных вариантов: группы кратковременного пребывания или детского сада в 49 км.

«Физически доступное» образование

Малышкина не согласилась с этим и обратилась в Верховный суд. В кассационной жалобе (есть в редакции) она напоминает, что право на образование – одно из основных прав человека (ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и др.) Оно должно быть доступным не только экономически, но и физически.

Последнее означает «безопасную физическую досягаемость, когда учебное заведение находится на разумном географическом удалении», – не более 300 метров в городах и не более 500 метров в малых поселениях, цитирует Малышкина Свод правил 42.13330.2011 «Градостроительство.

Планировка и застройка городских и сельских поселений».

По мнению матери, суды не объяснили, почему не учли эти нормативы, и не обосновали, почему в электронной очереди необходимо было выбрать максимальное количество вариантов.

«Администрация не представила доказательств, что приняла все необходимые меры для устройства сына в детский сад в соответствии с требованиями закона», – указала Малышкина.

Поэтому, по ее мнению, ссылаться на отсутствие мест в детсаду чиновники не могут.

К ее доводам прислушался Верховный суд, который рассмотрел жалобу 12 февраля. В ходе заседания ответчик сообщил, что сыну Малышкиной, которому уже исполнилось три, выделили место в детском саду в пешей доступности от дома. Поэтому гражданская коллегия под председательством Игоря Зинченко рассмотрела только одно из требований – о признании незаконными бездействия администрации.

Верховный суд указал, что нижестоящие инстанции упустили из виду ряд важных обстоятельств: Малышкина воспитывает ребенка одна и детский сад в другом населенном пункте ей не подходит, потому что помешает устроиться на полный рабочий день.

Сама она сделала все, что от нее зависело, чтобы устроить сына: он стоял на учете уже в 2016 году, когда ему исполнился год и он получил право претендовать на место в садике.

«Мать сделала все, чтобы устроить сына в детский сад: она поставила его на учет заранее. А чиновники со своими обязанностями не справились», – Верховный суд.

Администрация не справилась со своей обязанностью обеспечить дошкольное образование, решил Верховный суд. Он счел, что ответчика не извиняют очередь и отсутствие мест: согласно Постановлению КС № 5-П, государство и муниципальные образования обязаны сохранять достаточное количество детсадов и при необходимости открывать новые. А если денег на местах недостаточно – их перечисляют из бюджета.

Из этого Верховный суд сделал вывод, что орган местного самоуправления должен был предвидеть, сколько малышей отправят в детский сад, и заранее принять меры, чтобы всем нашлось место. Нижестоящие инстанции упустили это из виду.

Кроме того, они не применили норму международного права, а именно Конвенцию о правах ребенка 1989 года.

Она предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка […] и принимать во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону».

С таким объяснением ВС признал незаконным бездействие чиновников. «Если администрация утверждает, что у нее «нет условий» для устройства ребенка по закону – это ее проблемы, – разъясняет смысл судебного указания Дружинин.

– Родители, которым отказали, могут обратиться в суд, и он должен встать на их сторону». Юрист считает, что п. 4 ст. 67 закона об образовании не противоречит этой позиции. Там действительно сказано, что образовательное учреждение может отказать, если нет мест.

Но далее говорится, что родители обращаются в региональный или местный орган власти, чтобы устроить ребенка в другую организацию.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Евгения Ефименко

«Шпаргалка» для тех, кто идет в суд (отстаивая право свое ребенка на место в детском саду)

Ссылки на законы:

Конституция РФ (ст. 43) гласит: «…Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях…»

Однако Конституция не говорит, что именно заключается в понятии «дошкольное образование», и чиновники часто пользуются этим, пытаясь доказать вам, что первые воспитатели — это родители, вот и воспитывайте сами своих детей до школы, или что группа кратковременного пребывания — полноценная и законная замена детскому саду.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Читайте также:  Оформление ип: я планирую регистрироваться как ИП, буду хозяйкой службы такси машины

Дело в том, что Конституция и международные законы и договоры, подписанные Россией, устанавливают само право, а его регулирование (получение и реализацию) осуществляют законы и подзаконные акты — распоряжения исполнительной власти.

Законы федеральные и субъектов Федерации разъясняют, что собой подразумевает право, кто его имеет и какие органы власти помогают его осуществить.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Следует помнить, что право на дошкольное образование в нашей стране — заявительное, то есть если вы не зарегистрировали ребенка в очереди, то и предоставить вам место в детском саду у мэрии нет никаких оснований.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 18) говорит: «…Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений …»

Типовое положение о дошкольном образовании (п.

3), принятое Правительством России и обязательное для всех государственных и муниципальных МДОУ, поясняет: «…Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет…»

Как известно, у нас есть три уровня власти: федеральный (РФ), региональный (область, край, республика) и местный (город). И кто же должен нести ответственность за нарушение прав наших детей? Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п.

13 ст. 16) говорит: «…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…». Следовательно, ответственность лежит на администрациях (мэриях) городов. Именно они обязаны сохранять и расширять сеть детских садов.

Поскольку законодательство о дошкольном образовании несовершенно и сама по себе формулировка п. 2 ст. 43 Конституции (об общедоступности и бесплатности дошкольного образования) неконкретна, Конституционный суд разъяснил нерадивым чиновникам, как ее следует понимать.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П говорится, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Также судом отмечается, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.

Помимо всего, говорится о том, что образовательное учреждение должно находиться на разумном географическом удалении.

Несмотря на то, что постановления Конституционного суда не имеют силу закона и потому не принимаются в суде в качестве аргумента, они разъясняют (толкуют) Конституцию, поэтому фактически эти их разъяснения придают Конституции дополнительный вес и обязывают власти действовать в соответствии с этими толкованиями (см. ФЗ-1 «О Конституционном суде Российской Федерации»).

В соответствии с законодательством, порядок устройства детей в детский сад (предоставление мест) определяется исключительно органами местного самоуправления, в частности, администрацией города (района) или, если вы живете в сельской местности, непосредственно дирекцией детского сада. Этим занимается особая структура в мэрии — управление (департамент, отдел) образования. (Кстати, именно поэтому не имеет никакого смысла обращаться за помощью к Президенту РФ, Папе Римскому и т.д.: все ваши обращения вернутся в управление по дошкольному образованию). Как раз на этом уровне существует громадное количество нарушений законодательства. Основные особенности реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • Орган местного самоуправления имеет свое положение о комплектовании детских садов;
  • Орган местного самоуправления распределяет места в детских садах только своего муниципалитета;
  • Места распределяются, в связи с их нехваткой, в порядке очереди;
  • Существуют группы детей, имеющие право на получение места в детсаду вне очереди и в первую очередь (это право регулируется как федеральными законами, так и местными актами, и прописывается в положении о комплектовании);
  • Для распределения мест орган местного самоуправления создает некую комиссию, которая утверждает списки детей на получение мест;
  • Для реализации своего положения о комплектовании муниципалитет ведет списки очереди (при этом помимо «основной» очереди может существовать «льготная» очередь из тех, кто имеет право на получение места «внеочередное» и «первоочередное»), которая иногда бывает «электронной», т.е. доступна в интернете;
  • Для постановки в очередь необходимо зарегистрироваться в управлении образования;
  • Путевки выдаются только при наличии свободных мест;
  • В некоторых регионах на время стояния в очереди вам могут предложить посещение группы кратковременного пребывания.

Основные признаки незаконного бездействия (либо недостаточного действия) органа местного самоуправления в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • В очереди надо стоять более одного года;
  • Программа по увеличению мест в МДОУ в вашей администрации отсутствует либо принята, но очередь в детские сады при ее реализации не ликвидирует либо ликвидирует спустя неоправданно долгое время;
  • Вводятся либо действуют платные группы пребывания детей в детском саду, причем плата гораздо выше, чем в среднем по городу (т.е. «коммерческие» группы);
  • Ваше управление образования не предлагает вам при регистрации ребенка в очереди написать заявление о предоставлении места в детском саду в установленный вами самими срок (например, по достижении вашим ребенком возраста 1,5 лет);
  • Ваше управление образования усиленно вводит группы кратковременного пребывания.

Основной сложностью законодательства России (в которое входят нормативно-правовые акты всех уровней власти, начиная от Конституции и международных договоров и заканчивая НПА местного самоуправления, является отсутствие четких сроков предоставления места в детском саду в группе полного дня (10-12 часов пребывания) с момента обращения в управление образования.

Тем не менее, исходя из совокупности законодательных актов, можно сделать вывод, что вам обязаны предоставить место в детском саду в ближайший установленный мэрией период комплектования (или доукомплектования) детских садов новыми воспитанниками.

Имеет ли право образовательная организация ограничить доступ родителей в образовательную организацию, в которой обучаются дети? Законны ли эти действия?

На вопрос отвечает исполняющий обязанности министра образования и науки края Юлия Зотова:

— В соответствии с ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут ответственность за их воспитание и развитие. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Кроме того, на основании ч. 2 ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Положениями п. 31 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) определен круг лиц, признанных участниками образовательных отношений, в состав которых входят: обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Перечень прав и обязанностей родителей, законных представителей несовершеннолетних в сфере образования установлен положениями ст. 44 Закона № 273-ФЗ. Так, в силу прямого указания п. 2 ч. 4 ст.

44 Закона №273-ФЗ родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.

Отметим, что согласно ч. 1 ст.

28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Таким образом, разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов относятся к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ).

При этом в силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Так, например, согласно п.

Читайте также:  Регистрация нового ООО или восстановление зарегистрированного?

1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Отметим, что ни Закон №273-ФЗ, ни иные нормативно-правовые акты не содержат прямой нормы, предоставляющей право беспрепятственного прохода родителей в здание образовательной организации. Не следует это и из положений ст. 64 СК РФ о законном представительстве родителей и других норм Семейного кодекса РФ.

Вместе с тем родители не лишены возможности посещения образовательной организации при условии соблюдения ими правил внутреннего распорядка, утвержденных самой образовательной организацией, в том числе с учетом пропускного режима и установленного времени для общения с педагогами и руководством образовательного учреждения.

При этом согласно п. 2, 7, 8 ч. 3 ст.

44 Закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации, а также присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Также следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 63 СК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона №273-ФЗ родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Поэтому при несогласии родителей (законных представителей) с условиями обучения, в том числе и с правилами внутреннего распорядка в конкретной образовательной организации, они вправе выбрать иное образовательное учреждение.

Кроме того, при возникновении споров между образовательной организацией и родителями (законными представителями) последние в силу ч. 1 ст. 64 СК РФ, п. 5 ч. 3 ст.

44 Закона №273-ФЗ вправе защищать права и законные интересы обучающихся, в том числе и в судебном порядке.

Как встать в очередь в детский сад и что делать, если вам отказали

Рассказываем о том, какую процедуру нужно пройти, чтобы получить место в детском саду для своего ребенка.

Какие документы потребуются для оформления ребенка в детский сад? Как их правильно подавать? Кому вправе отказать в предоставлении места в дошкольном учреждении? А для кого, наоборот, предусмотрены льготы?

На эти и другие вопросы «Летидору» ответил Владимир Анатольевич Гончаров, адвокат, член Гильдии Российских Адвокатов.

Пункт 2, ст. 43 Основного закона РФ гарантирует юным гражданам право обучения в муниципальных детских садах на бесплатной основе.

При постановке ребенка в очередь в детское дошкольное учреждение рекомендуется руководствоваться тем, что чем раньше вы подадите документы, тем лучше.

Вполне разумно отправиться в органы управления образованием практически из роддома.

  • Есть два способа подачи документов:
  • • через интернет,
  • • в органах Управления образования.
  1. Подготовьте отсканированные копии
  1. • паспорта (со страницей с пропиской),
  2. • свидетельства о рождении,
  3. • при наличии права на льготы — подтверждающие документы.

Следует собрать полный пакет документов. В противном случае подать их дистанционно не получится.

  1. Зарегистрируйтесь на сайте единого портала государственных услуг. Письмо с кодом активации должно прийти на вашу электронную почту в течение двух недель.

  2. После активации зайдите в личный кабинет. «Логин» — это номер СНИЛСа. Паролем является та комбинация букв и цифр, которую вы ввели во время регистрации.

  3. В строке «Поиск» найдите отдел образования администрации того города, в детский сад которого вы хотите поместить своего ребенка.

  4. На вкладе «Услуги» выберите пункт «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения».

  5. Внимательно рассмотрите то, что входит в услугу, изучите требования. В правом верхнем углу кликните кнопку «Получить услугу». Так вы сможете активировать ее.

  6. Затем шаг за шагом заполните заявление.

Перепроверьте правильность заполнения заявления!

Если вы допустите ошибки или неточности, в очередь вашего ребенка не поставят. К заявлению нужно прикрепить электронные копии документов.

При постановке ребенка на очередь помните, что можно выбирать любой удобный детский сад. Расположение не играет роли, прописка и место проживания не определяют список вероятных детских садов для ваших детей.

Однако чиновники при распределении мест в первую очередь обращают внимание на те заявления, место проживания и регистрация которых относятся к данному детскому саду, и только потом, если останутся свободные места, их распределят среди детей из общей очереди, с другим местом проживания.

Для частных детских садов нет установленных государством правил распределения мест. Каких детей и в каком порядке принимать, решает администрация.

После того, как документы на постановку в очередь будут приняты, в течение одного месяца их будут проверять в отделе образования. После установления подлинности и правильности заполнения их зарегистрируют, и вы узнаете номер и дату регистрации заявления.

Следить за продвижением очереди вы будете в режиме онлайн.

Это делается на портале государственных услуг (раздел «Информирование о ходе оказания услуги. Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную программу дошкольного образования (детские сады)»). Нужно ввести номер и серию свидетельства о рождении вашего ребенка.

Итоги распределения в детские сады становятся известны в мае.

Если использовать портал государственных услуг у вас нет возможности, то придется обратиться в учреждение Управления образования.

Сначала нужно встретиться с представителями комиссии по комплектованию дошкольных учреждений. Найти их можно в Управлении образования или органах Социальной защиты населения.

  • Для постановки на учет следует подготовить пакет документов, куда входят:
  • • свидетельство о рождении ребенка,
  • • документы, удостоверяющие личность родителей или опекунов.
  1. После того, как вы попадете в комиссию, вам следует написать заявление.

  2. Работники должны его зарегистрировать и сказать порядковый номер в очереди.

  3. Представители Управления образования уведомят вас о времени распределения для детей, которые родились в один год с вашим.

Как правило, по детским садам распределяют в мае, сразу после выпускных. В период распределения нужно будет снова посетить отдел образования и получить направление в дошкольное учреждение.

Оно действительно в течение 3 дней.

При этом стоит помнить, что всегда есть риск получить отказ. Рассмотрим, что стоит делать в этом случае.

Преимуществом в распределении мест в дошкольные учреждения пользуются те дети, которые живут на той же территории, что и детский сад. Таким образом, проживающим в отдалении детям вполне могут отказать в распределении вследствие дефицита свободных мест.

В этом случае рекомендуется заблаговременно узнать количество очередников и постараться выбрать такое дошкольное учреждение, куда стремится попасть меньшее число детей.

Позже вы сможете перевести вашего ребенка в тот детский сад, который вы выбирали изначально.

Есть два определенных законодательством повода, на основании которого ваш ребенок может получить отказ при направлении в детский сад:

несоответствие возрасту. Может быть отказано в направлении в дошкольное учреждение ребенку младше 2 месяцев (ясли) и старше 7 лет.

несоответствие состоянию здоровья. При этом отсутствие прививок не может быть поводом для отказа в направлении в детский сад.

Иные причины отказа не являются законными и могут оспариваться.

Однако перед тем как подавать жалобу, получите письменное уведомление от руководителя детского сада о том, что вашему ребенку отказано в приеме. Потом отправляйтесь писать жалобу. Сделать это можно в местных органах власти.

Еще один вопрос, на который стоит обратить внимание, — это льготы при распределении мест в дошкольных учреждениях.

Льготники формируют отдельную очередь! Это важно знать, если ваши дети имеют право на льготу.

Льготниками являются:

• Дети родителей-сирот.

  1. • Дети, родители которых, опекуны или законные представители являются сотрудниками полиции, Следственного комитета или Прокуратуры.
  2. • Дети, находящиеся под опекой.
  3. • Дети, чьи родители имеют инвалидность.
  4. • Дети военнослужащих.
  5. • Дети, проживающие в неполных или многодетных семьях.

К числу льготников относятся родители, у которых в детский сад уже ходит старший ребенок. А также работники дошкольных учреждений.

Вставать в очередь в детский сад следует как можно раньше!

Тогда с наибольшей вероятностью удастся получить место в близлежащих детских садах. Но при этом претендовать на место в детском саду вы можете вне зависимости от его местоположения.

Shutterstock/VOSTOCK

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *