Охрана объекта: может ли организация, деятельность которой не связана с охраной

  • Охрана предприятия подразумевает систему организационно-правовых мер, обеспечивающих гарантированную защищенную деятельность предприятия.
  • Основные оставляющие системы охраны предприятия – это средства и методы, применяемые для разрешения вопросов организации защиты.
  • Выделяют важнейшие задачи охраны:
  • пресечение попадания посторонних людей в охраняемую зону предприятия;
  • выявление попыток попадания на территории со специальным режимом пропуска и задержание лиц, незаконно вторгшихся на территорию коммерческой организации;
  • предоставление защиты материальным и информационным отношениям на территории в области распространения деятельности;
  • предотвращение опасных событий и устранение результатов этих событий вовремя.

Обеспечение охраны предприятия предполагает защиту:

  • неподвижных объектов — территории, зданий, сооружений, коммуникаций, оборудования, продукции, инструментов связи, системы хранения ценных бумаг и денег;
  • подвижных – транспорта, персонала, маршрута движения, данных, мероприятий, встреч, документации.

Специальными объектами выступает руководство и служащие, работающие с секретными данными.

Служба охраны предприятия

Деятельность службы охраны подразумевает решение ряда насущных вопросов:

  • определение, каким образом будет осуществляться охрана периметра предприятия и его объектов;
  • расчет оптимального числа постовых участков, пунктов сторожевой охраны;
  • утверждение числа и типов контрольно-пропускных пунктов, правил ведения дежурства на этих участках;
  • разработка правил и способов поведения сотрудников в критических ситуациях, при несении дежурств, получении и сдаче табельного оружия (в случае привлечения военизированной охраны);
  • детальная проработка правил и технологии применения технических средств обнаружения и защиты на всех вверенных участках.

В обязательном порядке на предприятии разрабатывается и принимается к исполнению положение об охране, регулирующее организацию охранной деятельности и призванное скоординировать способы и средства, направленные на защиту предприятия и его объектов.

Для осуществления защиты предполагается набор сотрудников охраны, приобретение технических средств, определение мест базирования сотрудников и средств.

У каждого работника есть должностная инструкция, утвержденная руководителем. Согласно этому документу работники охраны реализуют полномочия и осуществляют обязанности по защите предприятия, а также несут ответственность за упущения при их исполнении.

Для усиления степени защищенности предприятия от внешних посягательств допустимо привлекать частные охранные организации или пользоваться силами и средствами органов внутренних дел.

Начальник охраны предприятия

Главным должностным лицом, относящимся к охране, выступает начальник охраны (руководитель службы охраны).

Начальник охраны предприятия выполняет следующие обязанности:

  • организующее управление в области охраны объектов предприятия;
  • составление плана охранных мер;
  • определение охраняемых объектов, закрытых территорий, территорий ограниченного доступа;
  • разработка плана мероприятий по защите выделенной местности;
  • утверждение состава службы охраны;
  • контролирование выполнения обязанностей охранными подразделениями;
  • осуществление взаимодействия с другими охранными службами или правоохранительными органами;
  • слежение за выполнением уровня законности в шагах подчиненных.

Права и обязанности охранников

  1. Основная задача всех охранных мероприятий – надежно защитить субъект хозяйствования от внешних вторжений и посягательств, способных дестабилизировать его работу или причинить экономический вред.

  2. Решение этой задачи достигается с помощью эффективного использования путей, средств охраны, точной организацией деятельности и соблюдением сотрудниками охраны своих прямых обязанностей.
  3. Чтобы выбрать определенную методику и средства, следует проанализировать возможные риски и угрозы.

  4. Значимым фактором при подборе охранников является степень подготовки и профессиональных навыков работников.

  5. Для решения стоящих перед службой охраны предприятия задач, а также определения направлений охранной деятельности целесообразно разработать инструкцию по организации защиты предприятия, в которой прописать обязанности всех должностных лиц, задействованных в охранном процессе.

  6. Штат работников охраны имеет широкие полномочия, ограничивающие права посторонних лиц, оказавшихся по тем или иным причинам в зоне их юрисдикции:
  • требовать беспрекословного следования пропускному режиму;
  • осуществлять проверку документов на объектах предприятия;
  • осуществлять досмотр транспорта при въезде и выезде с территории объектов, досмотр имущества на внос и вынос с территории предприятия;
  • осуществлять проверку оберегания материальных ценностей и носителей данных сотрудниками предприятия;
  • задерживать правонарушителей и доставлять их в соответствующие органы;
  • проводить личный досмотр, включая досмотр личных вещей (в целях соблюдения режима охраны сотрудники могут проверять сумки, поклажу, портфели, иные находящиеся при себе вещи);
  • осуществлять охрану мест, на которых произошло опасное событие, посредством ограничения доступа к ним без специального разрешения.

Перечень полномочий может быть расширен исходя из специфики охраняемого объекта и продублирован в должностных инструкциях лиц, обеспечивающих охрану предприятия на соответствующих участках.

Физическая охрана предприятия

  • Важной составляющей охраны предприятия признается физическая охрана.
  • Она подразумевает комплекс организационных мер, инженерно-технических средств и действий штата сотрудников охраны для предупреждения похищения коммерческих данных или каких-нибудь материальных предметов с охраняемой площади.
  • Физическая охрана предполагает эффективную реализацию целей:
  • пресечение попыток незаконного попадания на объекты;
  • обнаружение незаконных действий в быстром режиме;
  • задержка попадания посторонних лиц и создание барьеров для таких действий;
  • предотвращение событий, ведущих к нанесению вреда деятельности предприятия;
  • задержание людей, которые готовят или хотят совершить опасное событие, хищение информации или каких-нибудь ценностей.

Охрана промышленных предприятий

  1. Особенности организации охраны на промышленных предприятиях зависят от направлений производства, числа объектов, площади охраняемых объектов, территории предприятия, объема штата работников и материально-технической базы.

  2. Защита промышленных комплексов направлена на сохранение имущества и пресечение противоправных действий.

  3. Для выполнения этих целей нужно иметь следующие предпосылки:
  • оснащение периметра средствами видеонаблюдения, которые будут отслеживать важные промышленные объекты;
  • наличие постов охраны, проходных для сотрудников предприятия и посетителей, оснащенные приборами контроля (осуществление досмотра на проходных с целью выявления фактов пожарной опасности);
  • заграждение границ надежным забором и установление разнообразных датчиков.

Пожарная охрана предприятия

Существуют нормы, устанавливающие к пожарной охране предприятий общие требования:

  • обязательное создание пожарной охраны в организации;
  • современная организация пожарной охраны на предприятии, которая включает наличие охранной пожарной сигнализации, и достаточное освещение на границе и на производственных объектах;
  • виды и объем пожарного транспорта на предприятии формируется на основе сил и средств, привлекаемых из гарнизона пожарной службы поселения или городского округа;
  • возможно присутствие единственного участка пожарной охраны для многих предприятий исходя из анализа пожарной опасности отдельной организации;
  • расположение участков определяется нормативными актами;
  • оснащение пожарных автомобилей производится в соответствии с ГОСТ.
  • Соблюдение всех норм и требований противопожарной безопасности надежно предотвращает чрезвычайные ситуации.
  • Видео об отборе персонала в охранное предприятие:

Охрана объекта: может ли организация, деятельность которой не связана с охраной

Вам также может понравиться

Собственная служба безопасности или ЧОП? Рассмотрим их отличия и сходство

Многие люди в жизни встречаются с понятиями «ЧОП» и «собственная служба безопасности», но мало кто знает их отличие друг от друга. Смешение определений объясняется общностью работы указанных структур.

При этом Российское законодательство четко разграничивает эти понятия, выделяет базовые показатели, по которым эти определения разделяются.

Необходимо рассмотреть отличия частных охранных предприятий от службы собственной безопасности и установить особенности из взаимодействия друг с другом.

Охрана объекта: может ли организация, деятельность которой не связана с охраной

Базовые положения современной службы безопасности и правовые основы ее деятельности

Изначально формирование частной деятельности, связанной с охраной, активно началось в девяностых годах в связи с перестроением особенностей работы всей страны и государственных структур в частности. В это время началось активное создание служб собственной безопасности.

Цель формирования указанных органов была обозначена как персональная защита звезд эстрады и шоу-бизнеса, начинающих предпринимателей, политиков. Во многих ключевых городах страны функционирование собственных служб безопасности осуществлялось незаконно.

По нормам российского законодательства, такие организации обязаны были иметь лицензию, но их деятельность в полной мере не была охвачены теми положениями, которые закреплялись указанным документом.

Кроме того, отсутствие соответствующего нормативного разграничения полномочий частных охранных предприятий и служб собственной безопасности привело к тому, что граждане не знали, чем одна организация отличается от другой.

  • В 1992 году Российской Федерацией был принят нормативно правовой акт – закон «О частной охранной и детективной деятельности», в котором были определены базовые положения и правовые положения, относящиеся к службам безопасности и прочим структурам, занимающимся охраной физических лиц.
  • На основании указанного нормативно-правового акта соответствующие юридические лица или органы внутри предприятий должны были создавать свои Положения, затрагивающие особенности работы служб безопасности в каждой отдельной организации.
  • Дополнительно функционирование рассматриваемых субъектов должно соответствовать нормам следующих нормативных актов:
  • законов государственного уровня, которые касаются защиты и охраны коммерческой тайны;
  • нормативно-правовых актов, относящихся к работе предприятий и граждан, занимающихся бизнесом;
  • трудовое законодательство России;
  • Устав предприятия;
  • прочие документы, соглашения, договоры, которые регулируют работу организации.
Читайте также:  Как узнать задолженность по административным штрафам?

По нормам российского трудового законодательства, на сотрудников организации возлагается материальная ответственность (в полном объеме, если это закреплено соответствующим договором или положениями, и в объеме среднего заработка в иных случаях).

Налоговый кодекс устанавливает, что за оказание услуг по возмездному договору налог уплачивается по ставке НДС. Если сотрудничество ведется с работниками службы собственной безопасности, оплата обязательных взносов будет производиться в размере НДФЛ.

Функции и задачи собственной службы безопасности

Чтобы разобраться, что такое «содержание службы безопасности» и обращение в частную охранную организацию, важно понять, в чем различия в задачах и функциях, выполняемых этими субъектами.

Согласно нормам действующего российского законодательства, разграничивающего работу органов защиты, служба собственной безопасности выполняют свои функции только в рамках предприятия, к которому они относятся. А частных предприятия занимаются охраной той организации или граждан, с которыми они заключили договор.

Считается, что удобнее нанять сторонних людей для поддержания порядка на предприятии, так как с финансовой стороны оплата работы частных служб выгоднее. При этом все отличия от ЧОП отделов, отвечающих за безопасность, главным пунктом включают более широкий круг полномочий ССБ.

Работа служб собственной безопасности состоит в следующем:

  1. Защита сведений, относящихся к коммерческой тайне (негосударственной).
  2. Организация защиты и охраны тайн коммерческого характера путем использования имеющихся методов или средств.
  3. Обеспечение защиты торговой или производственной деятельности предприятия.
  4. Предотвращение различными способами доступа к сведениям, которые представляют для организации коммерческую тайну.
  5. Отслеживание, выявление и ликвидация потенциальных источников опасности, связанной с утечкой секретных сведений.
  6. Организация защиты при ведении различных совещаний, переговоров с партнерами, иных мероприятий внешнего или внутреннего характера.
  7. Защита всего здания, внутренних помещений, технического оборудования, различных средств, товаров, выпускаемых организацией.
  8. Обеспечение личной защиты руководства предприятия и его сотрудников.
  9. Проведение маркетинговых исследований по факту деятельности организаций-конкурентов, связанной с кражей конфиденциальной информации.

Перечень полномочий сотрудников службы собственной безопасности достаточно широк. Он охватывает практически весь перечень деятельности, связанной с обеспечение защиты предприятия, имущества и сотрудников. Следует разобраться, какие задачи и функции выполняют сотрудники ЧОП и есть ли преимущества частной охраны.

Функции и задачи частных охранных предприятий

Чтобы понять, стоит ли нанимать охрану для организации или достаточно использовать собственную службу безопасности, следует изучить, какие задачи решают сотрудники ЧОП и каковы их функции.

Существует ряд полномочий, которые могут осуществлять только частных охранные организации. В них входят:

  • обеспечение охраны всего периметра предприятия с распределением на территории юридического лица постов и контрольно-пропускных пунктов;
  • осуществление взаимодействия с работниками СОБРа;
  • установка и обслуживание средств технического характера, необходимых для нормального функционирования охранной службы, включая видеосистемы наблюдения;
  • организация охранных мероприятий и предоставление услуг телохранителей личного типа;
  • проведение расследований с привлечение детективов, ведущих частную практику.

Зачастую решить эти вопросы с помощью собственной службы не представляется возможным из-за недостаточной профессиональной подготовки имеющихся кадров или отсутствия достаточного для этого количества сотрудников в штате.

Поэтому чаще всего руководство предприятия или работники штатной службы охраны в лице руководителя (которым по нормам Положения считается заместитель руководителя организации по безопасности) заключают с частными фирмами на выполнение перечисленных задач.

Преимущества взаимодействия ССБ и ЧОО

Сотрудничество частных охранных организаций и служб собственной безопасности предприятий выгодно, если предприятию необходимо обеспечить полноценную защиту компания изнутри и извне.

При осуществлении взаимодействия этих субъектов фирма может сразу решить три ключевых задачи:

  1. Четкая установка целей, для решения которых подписывается договор на оказание услуг по охране объекта.
  2. Тщательный выбор конкретной службы, которая будет оказывать охранные услуги.
  3. Грамотное внедрение сотрудников охранной фирмы во внутреннюю структуру системы безопасности предприятия или организации.

Единственный минус такого сотрудничества – большие расходы на обеспечение внешней и внутренней защиты компании. Если же фирма обладает серьезными объектами, подпадающими под категорию «коммерческая тайна», то лучше интегрировать сотрудников частных охранных предприятий в службы собственной безопасности.

Отличий между двумя рассматриваемыми немного. В основном, они различаются объемом выполняемых полномочий и осуществлением взаимодействия с какими-либо другими внешними органами.

Предприятия, деятельность которых тесно связана с секретной информацией, ноу-хау или большим объемом конфиденциальных сведений, лучше всего использовать для их защиты сотрудников собственных отделов безопасности вместе со специалистами, которые будут заниматься внешней охраной указанного объекта.

О позиции фас россии и росгвардии по вопросу заключения государственных контрактов на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется

О позиции фас россии и росгвардии по вопросу заключения государственных контрактов на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при заключении государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, ФАС России и Росгвардия сообщают.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14″ августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее — Постановление № 587) утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.

Таким образом, в случае осуществления отбора исполнителя по контракту на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, с применением способов закупки, указанных в Законе о контрактной системе, участником закупки не может быть, а, следовательно, контракт не может быть заключен с лицом, осуществляющим частную охранную деятельность.

При этом, с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при проведении отбора исполнителя по контракту на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень, утвержденный Постановлением № 587, в документации о закупке необходимо установить требование к участникам закупки, в соответствии с которым участник закупки не может являться лицом, осуществляющим частную охранную деятельность.

Необходимо также принимать во внимание, что согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 14 апреля 1999 г.

№ 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее — Закон о ведомственной охране) ведомственная охрана — совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

К охраняемым ведомственной охраной объектам относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

  • В соответствии со статьей 8 Закона о ведомственной охране ведомственная охрана осуществляет в том числе защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
  • Статьей 8 Закона о ведомственной охране предусмотрено определение специального перечня охраняемых объектов, в отношении которых может осуществлять защиту ведомственная охрана.
  • Такой перечень обеспечивает принцип ведомственной принадлежности охраняемых объектов, определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и должен быть утвержден в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  • При этом правительственными нормативными актами, утверждающими соответствующие положения о ведомственной охране, в отношении подразделений ведомственной охраны установлены ограничения на осуществление охранной деятельности только в отношении объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.

Исключение из принципа ведомственной принадлежности охраняемых объектов предусмотрено специальной нормой части 2 статьи 26 Закона о ведомственной охране, в соответствии с которой военизированным и сторожевым подразделениям организаций, подведомственных Росгвардии, а также ведомственной охране федеральных органов исполнительной власти на период до создания федеральными государственными органами (Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации) собственной ведомственной охраны предоставлено право охранять закрепленные за ними объекты недвижимого имущества. Перечень таких объектов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 239-р.

Читайте также:  Проблема с банком! Что делать?

Таким образом, при рассмотрении заявок участников закупки и принятии решения об их допуске (отклонении) к участию в торгах на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень, утвержденный Постановлением № 587, необходимо также принимать во внимание вышеизложенные положения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ведомственной охраны.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Закупка услуг охраны по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • Основные моменты закупки охранных услуг
  • 2 варианта закупки услуг охраны по 44-ФЗ
  • Закупка услуг охраны по 223-ФЗ
  • Изменения в 2020 году касательно закупок услуг охраны

Закупка услуг охраны сегодня является более чем востребованной. Причем как среди заказчиков, работающих по 44-ФЗ, так и тех, кто трудится по 223-ФЗ. Разумеется, между этими двумя вариантами есть некоторая разница, но тут гораздо важнее обратить внимание на общие моменты текущей практики.

Любой заказчик обязан четко понимать, какие именно услуги вправе предоставлять охранная организация и каким требованиям должна соответствовать. Не менее важно ориентироваться в способах закупки, оценке поступивших заявок и последних изменениях в законодательстве касательно данной сферы деятельности.

Основные моменты закупки охранных услуг

Если у бюджетной организации появилась потребность в закупке услуг охраны какого-либо объекта, то прежде всего необходимо ознакомиться, как вообще организована данная деятельность.

Работа частных охранных фирм регулируется законом о ЧОД. Лицензия предприятию от МВД РФ может быть выдана только при полном его соответствии требованиям закона, например, следующим:

  1. Частное охранное предприятие должно быть зарегистрировано в форме ООО, ему разрешается вести только охранную деятельность.
  2. В числе учредителей ЧОП могут быть исключительно физические лица, имеющие российское гражданство (в том числе не допускается двойное гражданство), а также юридические лица, среди учредителей которых нет иностранных граждан/компаний и лиц с двойным гражданством.
  3. Лица (частные и должностные), которые подвергались уголовному преследованию за умышленные преступления, не могут быть учредителями и участниками ЧОП, как персонально, так и будучи членами организаций, общественных объединений.
  4. ЧОП может являться дочерней организацией только той фирмы, которая сама ведет охранную деятельность. Предприятия, работающие в иных сферах, не могут создавать охранные организации.
  5. ЧОП вправе зарегистрировать филиалы, но только на территории того региона России, где оно ведет свою деятельность.
  6. К руководству охранным предприятием допускается специалист, имеющий высшее образование и специальную профессиональную подготовку для руководителей ЧОП. Также директор обязан иметь квалификацию частного охранника, что подтверждается соответствующим удостоверением.
  7. Частная охранная организация вправе иметь специальные средства и оружие. При этом она должна обеспечить соблюдение соответствующего режима, который предусмотрен законом при использовании таких приспособлений.

Только при условии, что охранное предприятие удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям, у него есть возможность получить лицензию на деятельность.

Закон о ЧОД в ч. 3 ст. 3 выделяет 7 типов охранных услуг, и для каждого из них прописаны дополнительные требования, которые являются обязательными для получения лицензии.

  1. Охрана жизни и здоровья граждан (сюда в том числе относятся услуги телохранителей). В организации должна быть разработана и утверждена должностная инструкция, в соответствии с которой ведется деятельность сотрудников, занятых оказанием данных услуг.
  2. Защита объектов и (или) имущества. Этот вид деятельности предполагает охрану стационарных объектов – различных зданий и сооружений, а также движимого имущества – машины, оборудование, грузы, ценности и пр., в том числе и при их перевозке. Услуги оказываются собственникам и владельцам имущества.
  3. Охрана объектов (в том числе расположенного на них имущества) посредством технических средств. Услуга включает комплекс реагирования на поступившие от охранного оборудования сигналы.
  4. Проведение консультаций для клиентов и подготовка для них рекомендаций с целью организации личной защиты и охраны имущества в рамках прав и свобод граждан. Подобные консультации предоставляются в индивидуальном порядке, в том числе в письменном виде, а также могут иметь форму коллективных лекции, семинаров.
  5. Охрана общественного порядка. Этот вид услуг предполагает работу сотрудников ЧОП на объектах, где проводятся массовые мероприятия. При этом в фирме должна быть соответствующая инструкция, регламентирующая действия службы охраны для обеспечения общественного порядка при организации массовых мероприятий. Сотрудники обязаны быть ознакомлены с данной инструкцией.
  6. Обеспечение установленного внутри объекта режима, в том числе пропускного. ЧОП должно иметь должностную инструкцию, регламентирующую действия сотрудников при обеспечении указанных видов режимов на каждом из объектов, на котором обеспечивается охрана сотрудниками данного предприятия.
  7. Обеспечение внутриобъектного и пропускного режимов, охраны имущества и самих объектов, к которым установлены требования по защите от террористической деятельности. ЧОПы, оказывающие услуги подобного рода, обязаны соответствовать требованиям, изложенным в пунктах 1–4, 6, для них необязательными являются лишь условия, относящиеся к охране порядка при проведении массовых мероприятий.

Как видим, услуги охранных предприятий несколько различаются по видам и обеспечиваются соответствующими лицензиями.

Поэтому государственному/муниципальному заказчику следует точно определиться, какой именно тип услуг требуется, и прописать в конкурсной документации, чтобы участники имели разрешение на них.

Если заключить контракт с предприятием, у которого нет лицензии на конкретный вид охранной деятельности, то ФАС посчитает это нарушением.

Также следует знать, что существует отличие в правовой основе работы ЧОП и государственных охранных структур, таких как подразделения вневедомственной охраны, ФГУП «Охрана» и пр. Деятельность ЧОП осуществляется на основе лицензии, а государственные органы и предприятия функционируют в соответствии с законами, которые регламентируют их полномочия.

Заказчик, проводя закупку услуг охраны, должен правильно сформулировать в конкурсной документации требования к исполнителям. Их следует прописать таким образом, чтобы участвовать в тендере могли как частные предприятия, так и государственные структуры (подразделения вневедомственной охраны, ФГУП «Охрана» и пр.)

2 варианта закупки услуг охраны по 44-ФЗ

В настоящее время закон не ограничивает заказчика в выборе процедуры для определения поставщика при закупке услуг охраны 44-ФЗ. Конкурс или аукцион являются самыми распространенными, а также часто государственные и муниципальные структуры заключают контракт с единственным исполнителем.

1. Закупка услуг охраны посредством проведения конкурентной процедуры.

Прибегая к такому способу закупки, заказчик должен действовать следующим образом:

  • Производится анализ стоимости услуг охраны на рынке, выбираются репрезентативные примеры по цене и качеству и на их основе рассчитывается НМЦК.
  • Сведения о предстоящей закупке услуг охраны заносятся в план закупок и план-график.
  • Составляется необходимая для проведения закупки документация: извещение, конкурсный пакет, проект контракта. В этих бумагах должен содержаться расчет начальной (минимальной) цены и ее обоснование. В проекте контракта необходимо четко прописать требования к исполнителю, его функции, права и обязанности.
  • Закупка размещается на электронной торговой площадке (после аккредитации на ней). В ЕИС публикуется информация о тендере, в том числе конкурсная документация.
  • Принимаются и рассматриваются заявки потенциальных исполнителей.
  • Выбирается участник, предложивший наиболее выгодные условия. С ним заключается контракт.

Если описанный сценарий не дает нужного результата, процедура признается несостоявшейся. В этом случае заказчик проводит сделку с единственным исполнителем.

2. Закупка услуг охраны у единственного поставщика.

Не так давно – в 2016 году – сфера охранной деятельности претерпела изменения в результате принятия закона о национальной гвардии. В эту структуру вошли существовавшая ранее силовые подразделения, такие как ОМОН, СОБР, ВВ МВД РФ.

А также подразделения вневедомственной охраны МВД, в функции которых ранее входило обеспечение безопасности всех государственных структур, теперь также стали частью войск национальной гвардии (ВНГ).

ФГУП «Охрана» по-прежнему осуществляет деятельность в сфере общественной и государственной безопасности, являясь при этом подведомственным подразделением национальной гвардии.

С учетом специфики услуг охраны их закупка может быть осуществлена по двум схемам.

Схема 1. Заказчик распоряжается объектом, для которого предусмотрена обязательная государственная охрана. Тогда необходимо произвести закупку услуг охраны у подразделения Росгвардии (ВНГ).

Процедура проводится в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ о контрактной системе.

Читайте также:  Смена фамилии после замужества, документы для замены: порядок действий и правила

После подписания договора заказчик должен в течение одного рабочего дня передать сведения об этом в контрольный орган в сфере закупок.

Схема 2. Охранные услуги требуются для обеспечения безопасности объекта, у которого несколько владельцев. Это обычная ситуация, например, для бизнес-центра, когда в многоэтажном здании большое количество компаний арендуют офисы. Как в этом случае произвести закупку услуг охраны у единственного поставщика по 44-ФЗ?

Здесь также возможны варианты. Самый простой – собственник здания берет на себя заключение договора охраны всего объекта, а затем затраты распределяются между арендаторами.

Если же в здании присутствуют организации, для которых обязательна охрана, то их руководство самостоятельно осуществляет закупку услуг физической охраны, при этом посты должны размещаться на каждом этаже.

Закупка услуг охраны по 223-ФЗ

Требования закона 223-ФЗ не такие жесткие, как 44-ФЗ, тем не менее заказчику необходимо при закупке услуг охраны учитывать их специфику.

Заказчик обязан точно представлять, кому можно доверить охрану объекта. То есть должен ли исполнитель быть государственным подразделением, либо можно заключить контракт с частным предприятием.

В соответствии с законом существует список объектов, безопасность которых должна быть обеспечена исключительно силами государственных охранных подразделений. К таковым относятся здания, в которых работают суды (федеральные, конституционные, мировые); аэропорты со всей инфраструктурой; природные заповедники и пр.

Закон 223-ФЗ предоставляет заказчику право самостоятельно выбирать метод определения поставщика. Для закупки услуг охраны, помимо конкурса или аукциона, организация может использовать и другие процедуры.

Порядок их проведения должен быть описан в Положении о закупках. Практика показывает, что в основном экономические агенты заключают договоры на охранные услуги с единственным поставщиком.

Второй по степени популярности способ выбора исполнителя – проведение аукционов.

Хотя в отношении аукциона следует отметить, что эффективность именно такой процедуры (как и запроса котировок) весьма сомнительна при выборе услуг охраны. Ведь для обеспечения должного уровня безопасности очень важно качество самих услуг. А аукцион и запрос котировок позволяют выбрать исполнителя по единственному критерию – цене.

В законе 223-ФЗ отсутствуют запреты на проведение предквалификационного отбора. Поэтому заказчик при закупке услуг охраны вполне может воспользоваться этой процедурой при определении поставщика. Только следует ее порядок прописать в Положении о закупке.

Целью системы закупок на конкурентной основе является заключение договора на наиболее выгодных для заказчика условиях. Это позволяет покупателям экономить бюджет и одновременно получать качественные продукты.

Чтобы при закупке услуг охраны в полной мере реализовать эти задачи, заказчику следует выбрать несколько критериев, в соответствии с которыми будут оцениваться заявки участников, а саму процедуру проводить в форме конкурса или запроса предложений.

Параметры оценки заявок указываются в закупочной документации (ст. 4 223-ФЗ). Организатор процедуры должен в своем Положении описать все эти критерии и их значимость в системе оценки. Для этого каждому параметру присваиваются свой коэффициент и балл, которые в сумме позволяют оценить степень привлекательности конкретного предложения.

Рассмотрение заявок возлагается на конкурсную комиссию.

Она рассматривает предложения участников и оценивает наличие опыта в оказании аналогичных услуг, профессионализм сотрудников, укомплектованность штатного состава исполнителя (сколько охранников планируется непосредственно задействовать и сколько свободных единиц останется у организации). В том числе используется размещенная в свободном доступе информация, касающаяся качества услуг, предоставляемых конкретной фирмой.

Изменения в 2020 году касательно закупок услуг охраны

Под защитой своей службы безопасности

Может ли предприятие создать собственную службу безопасности с функциями финансового контроля, охраны, поддержания порядка на объектах и оказывать дочерним организациям охранные услуги? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Елена Кузнецова и Артем Барсегян.

Правомерно ли создание на предприятии своей службы безопасности с функциями финансового контроля, проведения ревизии, поддержания порядка на объектах, организации пропускного режима, видеонаблюдения, охраны объектов (сторожа) и т.п.? Может ли предприятие оказывать охранные услуги дочерним организациям?

В редакции ст. 14 Закона РФ от 11.03.

1992 N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 2487-I), действовавшей до 1 января 2010 года, прямо указывалась возможность создания в организациях обособленных подразделений для осуществления охранно-сыскной деятельности (службы безопасности) исключительно в связи с обеспечением безопасности своего предприятия. В период действия указанной нормы не возникало сомнений в возможности создания, без получения каких-либо специальных разрешений, специальных отделов и служб, осуществляющих пропускной режим и охрану собственного имущества организации. Однако 1 января 2010 года раздел IV Закона N 2487-I, содержащий указанную статью, регламентирующую деятельность охранно-сыскных подразделений на предприятиях, утратил силу.

При этом создание на предприятии собственной службы безопасности, осуществляющей функции, заявленные в рамках рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, является правомерным. А вот оказание охранных услуг дочерним организациям противоречит законодательству. Данный вывод основывается на следующем.

Юридические лица признаются самостоятельными субъектами гражданских правоотношений (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 ГК РФ), каждое из них отвечает по своим обязательствам собственным обособленным имуществом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Юридические лица самостоятельно осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и вправе самостоятельно оценивать ее эффективность, в том числе, путем осуществления финансового контроля, ревизий. Кроме этого, осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни является обязанностью юридического лица (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.

2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

По общему правилу, закрепленному в ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Законом N 2487-I частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1 Закона N 2487-I).

Среди услуг, оказываемых в рамках охранной деятельности, указаны, в частности, охрана объектов или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах (п.п. 3, 6 части третьей ст. 3 Закона N 2487-1).

Из приведенной формулировки части первой ст. 1 Закона N 2487-1 видно, что лицензируется деятельность по оказанию услуг в области охраны, что подразумевает осуществление такой деятельности в интересах третьих лиц. О лицензировании именно оказания услуг в области охраны говорят и часть пятая ст.

3, и часть первая ст. 11 Закона N 2487-1. Поскольку оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел, оказание таких услуг дочерним организациям в данном случае будет являться нарушением закона.

При этом, по нашему мнению, действующая редакция Закона N 2487-1 не препятствует организациям создавать собственные службы безопасности, поскольку предприятие, осуществляя охрану и иные связанные с ней функции, не оказывает охранные услуги, а создает необходимые условия для осуществления нормальной работы организации.

Одним из способов защиты гражданских прав (в том числе права собственности) является самозащита (ст. 12, 14 ГК РФ). Самозащита может проявляться не только в обращении к третьим лицам, оказывающим подобные услуги, но и в самостоятельной организации охраны своего имущества.

Требования к заключению договоров с частными охранными предприятиями в подобных ситуациях будет нарушать норму ст. 421 ГК РФ о свободе договора.

А поскольку выбор формы защиты остается за собственником, можно утверждать, что хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно определять порядок допуска к своему имуществу, осуществлять пропускной режим и пресекать согласно ст. 14 ГК РФ попытки его нарушения.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *