Обязательно ли работать по распределению от колледжа?

Обязательно ли работать по распределению от колледжа?

РИА Новости/Майя Машатина

Выпускники бюджетных отделений вузов должны будут отработать по распределению: бакалавры — четыре года, специалисты — пять лет, а студенты, ставшие магистрами, — шесть лет.

Соответствующие поправки в Закон об образовании (есть в распоряжении «Парламентской газеты») подготовил и внёс на рассмотрение законопроектной комиссии «Единой России» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов.

По задумке законодателя, эти изменения заставят регионы и министерства планировать госзаказ на специалистов так же, как сегодня это делает, например, Минобороны и МВД. Кроме того молодые люди перестанут учиться в вузах «для галочки», куда они поступили не по призванию или желанию, а лишь для самого факта получения высшего образования.

Кто платит, на того и работают

Автор законопроекта уверен, что недопустимо тратить бюджетные деньги на обучение людей, которые потом как специалисты оказываются стране не нужны.

«Студенты, получившие бесплатное образование, должны отработать по распределению четыре, пять или шесть лет в зависимости от того, окончили они бакалавриат, специалитет или магистратуру.

Если же пришли отбыть номер или просто поучиться ради расширения кругозора, пусть делают это за свой счёт», — заявил Сергей Вострецов «Парламентской газете».

Выпускникам вузов хотят дать законодательные гарантии трудоустройства

По его словам, в случае если выпускник решит не отрабатывать весь положенный срок, то разницу лет он должен будет возместить деньгами. «Это небольшая сумма, но так хотя бы государство сможет не остаться в проигрыше. Вложив деньги в обучение специалиста, оно должно иметь право этого специалиста использовать», — объяснил парламентарий.

Он напомнил, что коммерческие предприятия, согласно статье 56 Закона об образовании, могут и сейчас заключать договоры с вузами на оплату обучения молодых людей, которые потом придут к ним работать.

Если обратиться к истории, то в России распределение имело место в некоторых учебных заведениях Российской империи, например в Училище правоведения. А в СССР для выпускников вузов оно было обязательным.

Процедура проводилась в последние месяцы обучения в вузе — специальная комиссия распределяла студентов по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.

Выпускник должен был отработать «по распределению» три года и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию.

Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» — такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства.

Если предприятие хотело удержать выпускника, он мог получать льготы, жильё и другие социальные гарантии. Уклонение его от работы по распределению в СССР наказывалось уголовно.

Стоимость одного года очного обучения в МГУ им. М.В Ломоносова в 2017/18 году

Специальность Стоимость (руб.)
Менеджмент Бакалавр — 490 000, магистр — 212 500
Психология Бакалавр — 325 000, магистр — 325 000
Журналистика Бакалавр — 325 000, магистр — 325 000

Сегодня, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности и по так называемому целевому направлению. Это значит, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства.

Благодаря тому, что они обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному списку.

В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось.

Обязательства организации перед студентом, студента перед организацией, а также организации перед вузом оформляются в трёхстороннем договоре.

Целевой приём в российские вузы, а это, как правило, отраслевые высшие учебные заведения, подразделяется на два вида — целевой набор по квоте министерства образования и науки (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идёт с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, здесь есть один нюанс: по договору студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно.

Отрабатывать должны только льготники

Обязательно ли работать по распределению от колледжа?

Молодёжный парламент предложит льготы при трудоустройстве выпускников вузов

Полностью поддерживает законопроект первый заместитель председателя думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко. «Если то, что прописано в законопроекте станет нормой, то и учиться просто так по специальностям, по которым молодые люди потом не будут работать, они не захотят. Получать вытребованные государством профессии случайные люди не смогут», — сказал депутат «Парламентской газете».

А вот первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин напомнил, что в советское время, несмотря на систему распределения, далеко не все работали по профессии: «Многие физики переквалифицировались в лирики, и их потенциал для общества не был потерян».

Смолин заявил «Парламентской газете», что, выбирая высшее образование, подростки не всегда точно знают своё призвание, так что смена профессии — обычная ситуация для современного человека. «Считаю, что обязать всех студентов-бюджетников работать по специальности — перебор», — добавил депутат, уточнив, что лучше бы принять закон о квотировании рабочих мест для любых молодых специалистов.

Такого же мнения придерживается и ректор Ярославского государственного университета, член Общественной палаты РФ Александр Русаков. Он считает, что возвращать советское распределение неправильно. «Если человек поступил учиться, то, окончив вуз, пусть решает, где он будет работать, в том числе, может быть, и не по специальности», — объяснил Русаков «Парламентской газете».

Для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом, нужно вводить распределение. Это не противоречит Конституции.

А первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова убеждена, что обязательное распределение должно быть только для льготников. «Для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом, нужно вводить распределение.

Это не противоречит Конституции, дети заранее сделали для себя выбор и должны понимать, что обязаны государству, раз идут по меньшему количеству баллов», — обосновала свою точку зрения «Парламентской газете» сенатор.

Кстати, по данным Минтруда, на осень 2017 года самыми востребованными специалистами на рынке труда стали инженеры, в том числе инженеры-технологи, инженеры контрольно-измерительных приборов (КИП) и техники-технологи.

Спрос сохраняется на врачей и медсестер, бухгалтеров, квалифицированных рабочих — сварщиков, токарей, электромонтажников.

Стоимость одного года очного обучения в НИУ ВШЭ в 2017/18 году

Специальность Стоимость (руб.)
Менеджмент Бакалавр — 420 000, магистр — 340 000
Психология Бакалавр — 275 000, магистр — 290 000
Журналистика Бакалавр — 300 000, магистр 330 000

Стоимость одного года очного обучения в РАНХиГС в 2017/18 году

Специальность Стоимость (руб.)
Менеджмент Бакалавр — 190 000, магистр — 448 000
Психология Бакалавр — 285 000, магистр — 234 000
Журналистика Бакалавр — 280 000, магистратуры нет

Отработка после колледжа и вуза: нюансы распределения

Как долго придётся отрабатывать бюджетнику? Можно ли выкупить свободный диплом и во сколько это обойдётся? Адукар расскажет о нюансах распределения, чтобы оно не стало для тебя сюрпризом.

Сколько длится отработка?

После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники ВА РБ, УГЗ МЧС РБ, Академии МВД РБ, МИ МВД РБ, целевиков и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.

Если ты окончил бакалавриат на бюджете и в год выпуска поступил на дневное бюджетное отделение магистратуры, твоя отработка откладывается на время обучения. Ты должен отработать положенный срок, указанный в договоре на обучение. Если бакалавр-бюджетник поступает в магистратуру на платное, то он обязан отработать распределение после I ступени высшего образования параллельно с учёбой.

Выпускник аспирантуры (бюджет) также отрабатывает тот срок, что указан в договоре. Получать образование в магистратуре, аспирантуре могут и целевики, но по окончании той или иной ступени всё равно придётся отработать пять лет. После получения профессионально-технического образования нужно отработать один год, среднего специального — два.

Можно ли отказаться от распределения после вуза?

Если ты не хочешь отрабатывать, напиши заявление об отказе от распределения.

Примерно через месяц университет пришлёт расчётный лист, в котором будет указана сумма компенсации за обучение на бюджете за каждый семестр.

Что в неё входит? Хозяйственные расходы вуза, зарплата преподавателей, взносы в ФСЗН, траты на ремонт и т. д. Всё это делится на количество студентов-бюджетников — ты выплачиваешь свою долю.

Обязательно ли работать по распределению от колледжа?Размер компенсации может доходить до $ 20 000. Такую сумму быстро вернуть непросто

От момента получения расчётника у тебя есть полгода, чтобы начать выплачивать компенсацию университету. По истечении данного срока вуз подаёт в суд, и выставленную сумму взыскивают принудительно.

К примеру, высчитывают из твоей зарплаты, размер удержания может достигать 50% — это на усмотрение суда. При смене места работы исполнительный лист «следует за тобой», так что улизнуть не удастся.

Лучше выплачивать компенсацию добровольно, в таком случае платишь ежемесячно посильную сумму, срок не ограничен.

Выпускники колледжей и лицеев также могут компенсировать затраты на свою подготовку в обмен на свободу от распределения. Если у тебя нет чётких планов на будущее или не уверен, что захочешь отрабатывать после вуза, поступай на платное: это дешевле, чем возмещать траты вуза на обучение.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

  • Каталог учебных заведений Адукар
  • Онлайн-курсы подготовки к ЦТ 2022
  • Курсы подготовки к ЦТ 2022 в Минске

Распределение выпускников после вуза: к чему нужно быть готовым

Распределение в университете: что это? В сегодняшней статье расскажем, что такое обязательное распределение выпускников после вуза, в каком виде оно существует в России, и к чему стоит готовиться абитуриентам, поступившим в 2022 году. 

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы оставаться в курсе главных новостей студенческой жизни.

Распределение после вуза: как это было

Сначала коротко о том, что такое распределение в вузах. Наши предки учились так: сначала ты поступаешь в вуз, где в принципе учиться можно только на бюджете. А после окончания вуза три года в обязательном порядке работаешь там, где сказали. Причем отправить могли из Москвы в Мухосранск Петропавловск-Камчатский, и это было в порядке вещей. 

Впервые распределять стали еще в Российской Империи (в отдельных заведениях), а свой классический вид распределение обрело в СССР в 1933 году.

Новоиспеченного специалиста никто не мог уволить без особого приказа сверху, молодой работник получал жилье. Во всяком случае, искать съемную квартиру самому не приходилось.

За отказ от работы по распределению после вуза сажали в тюрьму (были реальные прецеденты).

Со времен СССР и до наших дней распределение практически без изменений применяется в Беларуси. Там молодым специалистам предоставляют место в общежитии, дают социальные гарантии. На загнивающем западе существует только распределение после военного вуза/училища или духовной семинарии.

Зачем было нужно распределение? Для тоталитарной системы это очень удобный способ борьбы с дефицитом специалистов, безработицей и правом свободного выбора. Нужно сказать, что в те времена ради того, чтобы не уезжать, широко применялись классические советские методы: связи, взятки, фиктивные браки и прочие лайфхаки.

Распределение специалистов в России: чего ждать

Для тех, кто в танке. Есть ли распределение после вуза или техникума в России? Нет! На дворе 2022 год, и сейчас обязательное распределение специалистов в стране не практикуется. Но, есть нюанс. 

Читайте также:  Регистрация ребенка: состою в браке, с мужем не проживаю уже 8 лет. Недавно родился ребенок

Распределение отменили, когда Россия присоединилась к Болонскому процессу.

В правительстве активно ведется работа над законопроектами, которые внесут и уже вносят изменения в эту сферу. Конечно, вернуть все так, как было, не удастся. 

По результатам соц. опросов, около 70% опрошенных в РФ выступают за то, чтобы распределение вернули. Это связано с тем, что многие студенты сталкиваются с трудностями при трудоустройстве, а старшая половина населения имеет ностальгию по советским временам.

Кстати, пока законы пишутся, читайте в нашей отдельной статье о том, как студенту найти первую работу без опыта работы.

Целевое обучение: как это будет происходить

Целевое обучение – это система подготовки специалистов, когда студенты зачисляются в вуз в рамках предоставленных заказчику бюджетных мест. После обучения выпускник обязан отработать по распределению. Минимальный срок отработки составляет три года.

Заказчиками могут выступать:

  • государственные органы;
  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • органы местного самоуправления.

По каким специальностям будет вестись целевое обучение

В феврале 2019 года был оформлен проект, согласно которому по 131 специальности бакалавриата, 89 направлениям специалитета и 107 направлениям магистратуры будет вестись целевое обучение. Среди них:

  • информатика;
  • прикладная математика;
  • информационные системы;
  • юриспруденция;
  • менеджмент.

Всего в список вошло 500 профессий. Полный перечень смотрите на официальном сайте правительства России.

Кстати! Для наших читателей действует скидка 10% на любой вид работы по любой специальности.

В первую очередь распределение после вуза касается врачей. По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, уже сейчас в стране более 50% студентов-медиков обучаются по целевому приему. Распределение выпускников медицинских вузов актуально, так как в этой области наблюдается дефицит кадров.

Поступившие в 2019 году и студенты старших курсов могут (пока что на добровольной основе, но как знать, что будет дальше) заключать договор на целевое обучение. Заказчик при этом обязуется предоставлять будущему сотруднику различные меры поддержки. В случае, если выпускник в будущем не захочет лить воду на мельницу государства, ему придется вернуть деньги, потраченные на его обучение.

Не путайте целевое обучение и обучение за счет организации. Это разные вещи!

Если посмотреть на сегодняшний вектор развития образования, можно сделать вывод: в будущем целевой прием на обучение в высших учебных заведениях будет развиваться все активнее. Мы предполагаем, что у вас могут остаться вопросы, связанные с темой распределения в вузах, отработок и целевого обучения. Не стесняйтесь и задавайте их в х!

Заказчик целевого обучения, несмотря на все свое могущество, не сможет помочь студенту так же эффективно и быстро, как профессиональный студенческий сервис. Обращайтесь к нам за квалифицированным решением учебных вопросов в любое время.

Обязательно ли работать по распределению от колледжа?

Иван

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Доверь свою работу кандидату наук!

  • 01 Предоплата всего 25%
  • 02 Шпаргалки в подарок!
  • 03 Сопровождение до защиты

Распределение после вуза — к чему нужно быть готовым!

Обязательно ли работать по распределению от колледжа? 20 Апрель 2018 Без категории

При планировании вашего обучения в вузе, а также при планировании старта карьеры, важно учитывать такой важный элемент, как распределение после вуза.

Некоторое время назад, в Советском Союзе, была строгая система обязательного распределения после вуза, когда молодых специалистов после диплома направляли на работу по специальности в конкретные предприятия, где, на тот момент, были востребованы их знания и квалификация. Отчасти эта система выглядит логичной для экономики в целом — человек получил бесплатное образование по специальности и внес свой вклад в экономику страны, начав работать там, где востребована именно эта специальность и квалификация.

Однако, для самого специалиста такое обязательное распределение после вуза чревато определенными сложностями и жизненными вопросами. А именно:

  • Распределить могут совсем в другой город и вообще в другой регион, с иным уровнем жизни, климатом и социальной обстановкой
  • Уровень оплаты на предприятии при обязательном распределении может значительно отличаться от реальной рыночной зарплаты специалистов этой профессии и уровня при самостоятельном трудоустройстве по специальности
  • Специалист может уже иметь рабочий опыт и вообще планы строить карьеру не совсем в специальности по образованию или совсем в другой специальности, получив диплом для общего уровня, а значит распределение по профессии может кардинально нарушить карьерные планы в целом

Казалось бы, само обязательное распределение после вуза это дело давно минувших дней и мы зря сейчас обсуждаем этот вопрос. Но это не совсем так. Обсуждение вопросов обязательного или добровольного распределения после вуза ведется очень давно. А сейчас оно перешло в практическое русло — Государственную Думу РФ внесен законопроект о введении обязательного распределения после вуза.

Давайте посмотрим, что именно предлагается в этом законопроекте:

Срок отработки при обязательном распределении после вуза

Статья 1.
Статью 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No 273-ФЭ дополнить частью 11 следующего содержания:

Гражданин, поступивший на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, после обучения обязан проработать по своему образованию и квалификации в государственном учреждении (федеральном государственном органе, органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления, государственном (муниципальном) учреждении, унитарном предприятии, государственной корпорации, государственной компании или хозяйственном обществе, в уставном капитале которого присутствует не менее 50% доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), не менее четырех лет, если обучение проходило по программам бакалавриата, не менее пяти лет, если обучение проходило по программам специалитета, не менее шести лет, если обучение проходило по программам магистратуры.

Что это означает:

Выпускник бесплатного отделения российского вуза обязан будет отработать на государственном предприятии или в государственных органах столько же лет, сколько учился в вузе — от 4 (для бакалавриата) до 6 лет (для магистров)!

Денежный штраф при отказе от обязательного распределения после вуза

Статья 2.
Статью 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ дополнить частью 12 следующего содержания:

Гражданин, не исполнивший обязательств, проработать по полученному образованию и квалификации в государственном учреждении указанном в части 11 настоящей статьи, обязан возместить в полном объеме в федеральный бюджет, расходы связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки и затрат на обучение по образовательным программам высшего образования, по которым он получил образование и квалификацию.

Что это означает:

Выпускник бесплатного отделения российского вуза, при отказе от обязательного распределения, должен будет заплатить штраф, равный затратам бюджета на свое обучения. Сколько именно составляет эта сумма — вопрос сложный, поскольку бюджет выделяется вузам в очень сложной форме.

Для разных профессий существует различные нормативы расходов на обучение одного студента, которые включают затраты на зарплату преподавателей, коммунальные услуги, услуги связи, содержание зданий, культурно-массовую и спортивную работу, доплаты за эффективность и многое другое.

Также норматив зависит от необходимости использовать то или иное оборудование. В результате, на текущий момент официальный норматив расходов бюджета на обчуение одного студента составляет от 65 до 130 тыс рублей в год.

Кроме такого норматива по специальности, существует множество коэффициентов, в том числе региональные коэффициенты или коэффициенты конкретных вузов. Например, у одних вузов этот коэффициент может быть 1,01, а у других 4,3. Цитируем Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2015 г.

№ 1038 «…коэффициент специфики образовательных программ»: Московский медико-стоматологический университет им. Евдокимова — 4,865 … Читинская государственная медицинская академия — 1,03″. В Ростове коэффициент 2,2, а в Тюмени — 1,096.»

Таким образом формальные затраты бюджета на подготовку одного специалиста могут составить, в зависимости от профессии, региона и других параметров, от 65 до 500 тыс рублей в год! И именно эта сумма предлагается как основа для штрафа-компенсации при отказе студента от обязательного распределения после получения диплома.

То есть, при отказе от обязательного распределения после вуза, студенту может быть вменен штраф в размере от 260 тыс руб (минимальные расходы, бакалавриат) до 3 млн рублей (максимальные расходы, магистр)!!! Что по текущему курсу составляет примерно до 40 000 EUR или 46 000 USD!

Вот такое вот, «бесплатное» образование…

Но, читаем дальше:

Сужение фокуса финансирования обучения в вузах за счет бюджета

Статья 3.
Часть 2 статьи 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.

2012 No 273-ФЭ изложить в следующей редакции:
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения студентов в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации по образовательным программам высшего образования из расчета государственной потребности по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий.
Государственная потребность формируется Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом гарантированного трудоустройства граждан обученных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Заявители от субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей направившие заявки в Министерство образования и науки Российской Федерации о потребности в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства граждан обученных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по таким заявкам.

Что это означает:

А вот здесь, за общими словами о государственных потребностях по профессиям, кроется одна очень интересная мысль — по сути, авторы законопроекта, предлагают ограничить бюджетное финансирование только теми профессиями и только в том количестве, в котором специалисты по этим профессиям востребованы государственными компаниями или органами или крупными коммерческими компаниями. В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что больше половины выпускников вузов РФ, по тем или иным причинам, не могут устроиться на работу после получения диплома. Трактовку Статьи 3 предлагаемых изменений с учетом этого факта можно читать и так — де-факто предлагается сократить количество бюджетных мест (вдвое?) и сфокусировать их только на востребованных по мнению Министерства Образования РФ специальностях, исходя из полученных долгосрочных заявок от предприятий. Таким образом обучение по специальностям и профессиям, не востребованным госпредприятиями или вне ограниченного количества мест, либо станут платными, либо просто исчезнут из списка предлагаемых программ обучения отечественными вузами. Долгосрочно это может привести как к значительному повышению конкурса среди поступающих на бюджетное отделение, так и значительному увеличению доли платных программ обучения.

Плюсы от введения обязательного распределения после вуза

Зачем же нужно обязательное распределение после вузов? По мнению авторов законопроекта, это проблема с трудоустройством выпускников российских вузов. Тому есть ряд основных причин (на основе данных Росстата):

  • больше половины выпускников высших учебных заведений не могут трудоустроиться из-за отсутствия опыта работы,
  • не соответствие заработной платы ожиданиям выпускников,
  • отсутствие подходящих рабочих мест,
  • выпускники не смогли найти работу по полученной профессии, так как ее просто нет.
  • Дополнительно авторы законопроекта хотят исправить гендерную дискриминацию, когда работодатели отказываются брать молодых замужних выпускниц вузов без детей, опасаясь скорого декретного отпуска. А также решить проблему выпускников, отслуживших в армии — за время службы в армии они теряют квалификацию и может быть уже ранее имевшееся место работы. Также авторы законопроекта переживают за сложности с прохождением практики — зачастую студентам просто негде пройти практику по своей специальности, что в том числе дает худшие рехультаты в их подготовке как специалистов.

    Альтернатива обязательному распределению после вузов

    Мы не беремся говорить о возможной альтернативе обязательному распределению выпускников вузов на уровне государства — это задача чиновников и специалистов в государственном управлении. Но мы можем дать рекомендации школьникам, студентам и их родителям — что можно сделать, для того чтобы избежать подобной проблемы с возможным введением обязательного распределения выпускников бюджетного отделения российских вузов.
    В качестве альтернативы мы рекомендуем рассмотреть обучение за рубежом. Например, в Германии. Давайте сравним:

    Высшее образование в РФ (с учетом предлагаемого законопроекта)
    Высшее образование в Германии

    Стоимость обучения

    Потенциал трудоустройства

    Обязательное распределение после вуза

    Срок обязательной отработки по распределению

    Штраф за отказ от распределения

    Размер стипендии на бюджетных программах

    Практика во время учебы

    Мировая востребованность

    Востребованность в РФ

    Бесплатно, но ограниченно количеством мест и профессиями из списка востребованных Министерством Образования Бесплатно (в том числе для иностранных студентов)/ 1500 евро в семестр (для вузов земли Баден Вюртемберг), без ограничения мест и профессий
    Около половины выпускников не могут трудоустроиться по профессии Минимальный уровень безработицы среди выпускников, по ряду профессий до 80% выпускников находят долгосрочную работу (10+ лет) в первый год после получения диплома
    На государственные предприятия и государственные органы Отсутствует
    от 4 до 6 лет Отсутствует
    от 260 тыс руб до 3 млн руб Отсутствует
    1340 — 6000 рублей/мес от 0 до 1500 тыс EUR в месяц
    Сложности с качеством и наличием практики и соответвтенно получением практического опыта по профессии В зависимости от программы, обязательные практические модули/практический семестр с прохождением оплачиваемой (от 8.5 евро/час) практики в государственных и коммерческих предприятиях с получением передового практического опыта
    Необходимость сложного зачета полученного образования для работы по специальности в других странах Востребованно и, как правило, признано на мировом уровне в связи с международными принципами построения образования
    По ряду специальностей не востребовано Востребовано, особенно на фоне санкций и отсутствия возможности привлечения иностранных подрядчиков, а также на фоне уникального практического опыта выпускников немецких вузов. Также востребовано в представительствах немецких и международных компаний и государственных структур в РФ и других странах или их партнерах и заказчиках, в том числе с сохранением немецких стандартов оплаты труда и социального обеспечения

    Безусловно, это пока только законопроект и он может быть отвергнут или полностью пересмотрен во время проработки в думских коммитетах. Однако, «нет дыма без огня» и общее настроение документа, а также его предпосылки не могут не беспокоить и самих школьников/студентов, и, конечно же их родителей. Ведь обязательная «отработка» длинною 4 года может стать еще большей «убийцей» карьеры и обеспеченного будущего, чем извечная проблема — служба в армии.
    С учетом того, что в немецкий вуз можно поступить сразу после получения аттестата о среднем образовании в школе в России, а также можно перевестись из вуза на родине или поступить в магистратуру в Германии с сохранением большинства указанных преимуществ немецкого образования, нам видится это отличной альтернативой риску введения обязательного распределения после вуза в России.
    Если вы хотите успешно поступить в один из этих вузов, получить диплом по интересной и перспективной профессии, мы будем рады вам помочь. Записывайтесь на бесплатную консультацию с нашим специалистом и обсудите как именно вы можете стать студентом одного из этих замечательных немецких университетов!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!

Выпускников-бюджетников отправят работать по распределению и проследят за их карьерой

В прошлом году представители Минтруда заявили, что начнут отслеживать профессиональную судьбу выпускников по окончании высшего или среднего профессионального учебного заведения. Мониторинг необходим для анализа эффективности программ обучения, и его результаты опубликуют на портале «Работа в России», чтобы каждый мог с ними ознакомиться.

Саму систему контроля планируют сформировать на основании данных о дипломе, СНИЛС, страховых взносах и электронной трудовой книжке. С одной стороны, это поможет абитуриентам выбрать специальность, с другой – позволит властям делать программы обучения более качественными, считают в министерстве.

Целевое обучение: как это выглядит

Прием абитуриентов на 2019-2020 учебный год в вузы и профучилища стал первым, когда начали заключать договоры о целевом обучении по новым условиям. Благодаря Федеральному закону от 03.08.2018 N 337-ФЗ, первокурсники и их старшие коллеги, при желании (никого не заставляют), смогут заключать договоры о трудоустройстве по окончании учебы с:

  • федеральными государственными органами;
  • органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления;
  • юридическими лицами;
  • индивидуальными предпринимателями.

Так называемый заказчик целевого обучения обязуется предоставлять различные меры поддержки будущему сотруднику – оплачивать дополнительные образовательные услуги, предоставлять на период обучения жилье, различными способами стимулировать молодого человека развиваться. Платить за обучение заказчику не придется, эти расходы лежат на государстве (речь идет о бюджетниках). В свою очередь будущий работник обязан гарантировать, что по окончании образовательной программы в течение 3 лет поработает на заказчика.

Законодательство, регулирующее распределение после вуза с 2020 года, предусматривает гарантии для обеих сторон договора.

Если заказчик откажется трудоустроить выпускника, последнему выплатят компенсацию в размере трехкратной среднемесячной зарплаты в том регионе, где планировалось трудоустройство.

Если выпускник откажется от сотрудничества, ему придется возместить все расходы, которые понес заказчик. Нарушителю обязательств придется выплатить еще штраф в размере суммы, израсходованной на обучение выпускника.

По закону, квоты приема на целевое обучение и специальности, для которых оно доступно, утверждаются Правительством.

По Распоряжению кабмина от 11 февраля 2019 года №186-р в перечень вошло около 500 специальностей по различным направлениям, среди которых математика, физика, химия, биологические и технические науки, архитектура, строительство, приборо- и машиностроение.

Это значит, что организациям, работающим в этих сферах, разрешено заключать договоры о целевом обучении со студентами и по окончании образования получать молодых специалистов минимум на 3 года.

Власти уверены, что предложенная альтернатива советской системе распределения выпускников-бюджетников поможет навести порядок на рынке труда: выпускники смогут заранее подбирать работодателей, у бизнеса появится возможность дополнительно обучать студентов и готовить себе молодые кадры. Чиновники рассчитывают, что разрешится проблема нехватки работников в определенных регионах, поскольку власти субъектов смогут оставлять оценивать спрос и предложение на рынке и, исходя из этого, составлять планы по квотированию.

Отметим, что договоры о целевом обучении – для российской системы образования не новы. Его типовая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076. Но до 1 января 2019 года их заключали только вузы и по собственному усмотрению. Сейчас регулирование этой сферы передали региональным и федеральным властям.

О результатах такой работы, говорить пока рано. Но у депутатов Госдумы уже есть другой вариант, как «отбить» бюджетные деньги, потраченные на обучение молодых людей.

Отработать или вернуть деньги государству: позиция депутатов

Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов вместе с коллегами по фракции обсуждает законопроект, который вернет советскую систему распределения выпускников ВУЗов.

Автор инициативы предлагает, чтобы выпускники, обучавшиеся за счет бюджетных средств, отрабатывали по направлениям столько лет, сколько обучались бесплатно. То есть бакалаврам придется после вуза трудиться у выбранного государством работодателя 4 года, специалистам — 5 лет, а магистрам — 6 лет.

Если выпускник откажется, ему придется вернуть деньги за свое обучение.

Вострецов объясняет: государство ежегодно вкладывает в образование молодых людей огромные суммы денег.

Так, минимальная стоимость 1 года обучения в вузе составляет порядка 40 000 рублей, а в ведущих университетах типа МГИМО и РАНГХиС за образование платят от 250 до 540 тысяч рублей в год.

Ежегодно выделяется около полумиллиона бюджетных мест для выпускников школ, и все расходы, связанные с их обучением, ложатся на госказну.

Но многие студенты идут учиться в вуз, только чтобы получить диплом. Часто они потом работают не по специальности, и в итоге появляется нехватка работников, хотя, если судить по количеству выпускников, их должен быть избыток. Работа по распределению после окончания вуза позволит решить проблему нехватки кадров, особенно в сельской местности.

С идеей Вострецова частично согласна его коллега, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова.

Но, по ее словам, не всех выпускников-бюджетников следует заставлять отрабатывать. Такую обязанность хорошо ввести для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом.

Работа по распределению станет своего рода благодарностью государству за высшее образование, считает депутат.

Нарушение Конституции и отсутствие общей госполитики в кадровой сфере: реакция экспертов

Многие помнят, насколько несправедливой и некорректной была система распределения выпускников в советское время. Чтобы не уезжать по направлениям, использовали связи, деньги, фиктивные браки, иные ухищрения.

Что придумают современные выпускники, если их заставят отрабатывать по 4-6 лет, остается только догадываться. Но большинство опрошенных экспертов считает, что прежде чем такую инициативу принимать, надо хорошо все продумать.

Не исключено, что она просто не подходит для решения существующих проблем.

Так, по словам ректора Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина Сергея Войтковского, проблема нехватки специалистов по невостребованным рабочим профессиям не решится потому, что в стране не налажена работа в этом направлении.

— В стране отсутствует система кадровой работы на всех уровнях государственного управления: никто точно не осведомлен о том, каких специалистов требует экономика и действующие ее субъекты сегодня, каких затребуют завтра, а какие нужны в стратегическом масштабе, — подчеркивает Войтковский.

— Поэтому система подготовки (образования), сложившаяся в 90-х годах прошлого века, продолжает штамповать никому не нужные кадры.

Они не нужны никому и по распределению — никто из работодателей не подаст заявку на привет от старых штиблет! Что делать в таком случае? Выстраивать систему взаимоувязки экономики и обучения, чтобы место ожидало и жаждало получить своего специалиста. Это задача верхнего государственного уровня.

Это же задача и регионального уровня. Что касается дел на местах, то здесь все зависит от структуры складывающейся местной промышленности и задач экономического развития городов и муниципальных образований, — негодует эксперт.

Если же говорить о необходимости выпускников вузов по распределению самим работодателям, то ситуацию следует рассматривать с двух сторон, считает Войтковский.

— Работодателю нужны молодые кадры. Но он сам отбирает с первых шагов обучения конкретных претендентов, а не на выходе из образовательного учреждения. Работодатель в процессе обучения участвует в формировании своего будущего сотрудника и создает необходимые условия его профессиональной и карьерной ориентации.

Так поступает заинтересованный в своих реальных долгосрочных достижениях работодатель. Но их легко по пальцам сосчитать, — говорит ректор. — Если же речь идет об учреждениях и предприятиях, где исповедуют «экономику освоения бюджета», там десятилетиями нет вакантных мест.

А если что-то и откроется в связи с выходом на пенсию, то найдутся «свои» на замещение этого места.

У преподавателя английского языка Владимира Ключникова немного другой взгляд на ситуацию. Он говорит, что работодатели из бюджетной сферы почти всегда готовы принять молодых специалистов, особенно, если речь идет о рабочих специальностях и сельской местности.

«Другой вопрос, что условия жизненного быта там таковы, что никакие компенсирующие финансовые средства не исправят дефицита минимального комфорта, — сетует Ключников.

— И если такой закон примут, выпускник попадет в коррупционный капкан, и его отправят в такие далекие уголки нашей Родины, куда добираться «три дня на оленях». Гораздо актуальнее стал бы закон о невозможности получения образования за рубежом детям депутатов и крупных чиновников.

А если все-таки «золотые детки» получили образование заграницей, то должны потом отработать по распределению в России от 4 до 6 лет — в зависимости от того, сколько лет они обучалась за счет российских налогоплательщиков».

Юрист Валерий Иванов, в свою очередь, не понимает, как инициатива о распределении выпускников вузов соответствует Конституции РФ, гарантирующей, что высшей ценностью является человек, его права и свободы.

— Как же быть с Конституцией в таком случае, — недоумевает Иванов. — Статья 43 п. 3 гласит: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

В этом случае система распределения противоречит и ограничивает право выбора человеком своего рабочего места после окончания государственного университета.

Государственные вузы созданы, чтобы подготовить специалистов, но они никак не связаны с государственными предприятиями и системой распределения! Поступление в государственный вуз — это право каждого человека, закрепленное в Конституции РФ, а распределение и отработка 4 или 6 лет — это обязательство, которое хотят наложить на выпускника, — объясняет знаток права. — А если выпускник хочет получить работу в частной компании? Система распределения сломает молодого специалиста на государственном предприятии и убьет его желание развиваться в данной сфере. И что делать? Не отпускать? Приказать отработать, взыскать денежные средства на обучение?

Предложенный метод не поможет решить проблему нехватки кадров. Возьмем выпускника педагогического вуза. После его окончания он попадает в школу, через полгода он понимает, что не находит общий язык с детьми, да и профессия ему эта не по нраву.

Но мы обязали его отработать 5-6 лет в школе по профессии преподавателя. А насколько такой преподаватель эффективен как работник в данной образовательной организации? Человеку придется пойти на нарушение трудовой дисциплины, чтобы его уволили.

И что, теперь взыскивать с него через суд сумму его обучения? Ведь он поступал на конкурсной основе и в 17 лет мечтал работать педагогом…

Но, конечно, студенты из небогатых семей имеют право обучаться и делать это лучше остальных, и почему бы не обязать государственные предприятия нанимать к себе на работу 2-3 молодых специалистов из вузов? Берите самых лучших! Тогда предприятия и государственные органы уже с 3-4 курса начнут интересоваться выпускниками сами и жаждать получить наиболее благополучного из них, — уверен Валерий Иванов.

— Следует еще и еще раз глубоко просчитать предмет подобной инициативы о распределении выпускников-бюджетников. Ведь большой объем рабочих мест и так занят.

Кроме того, нам не импонирует сам тезис, что для выходцев из небогатых семей прямой путь только в рабочие профессии.

По опыту известно, что именно из подобных семей последние 150 лет чаще всего выходят выдающиеся деятели экономики, производства, науки, искусства и государства, — напоминает Сергей Войтковский.

— Поэтому нужна система социальных лифтов и способов попадания талантливых людей на свои места и в образовании, и на профессиональном поприще в другой сфере. Но тогда нужны другие стимулы и совершенно точные государственные ориентиры. Все зависит от того, какую экономику мы строим: освоения бюджетов или прорывных достижений.

Есть ли распределение после вуза в России

Поступая в вуз, вчерашние школьники меньше всего думают о том, каким будет их будущее трудоустройство.

Воображение рисует, что множество процветающих компаний будут стремиться заполучить грамотного специалиста, в коего превратится сегодняшний абитуриент по мере освоения институтской или университетской программы.

Но чем ближе выпуск, тем тревожнее звучит вопрос: каким будет первое и последующие рабочие места?

Распределение после окончания вуза — что под этим понимается

Термин «послевузовского распределения» существует в сознании общества давно, со времен образования советского государства. Государство, обучая студентов за счет бюджета страны, затрачивало эти деньги не напрасно.

За счет молодых специалистов недостающими кадрами укомплектовывались трудовые коллективы самых удаленных уголков страны.

Они, бывшие студенты, несли свои крепкие (и не очень) знания на практику с тем, чтобы развивать научную организацию труда, строить советское общество, основанное на принципе: от каждого — по способности, каждому — по труду.

Членам социума такая позиция государства была понятна, и они были с ней согласны. Поступил в вуз бесплатно, учился бесплатно, необходимую практику проходил также без проблем и оплаты.

Кроме того, даже на тех специальностях, которые предполагали, например, интернатуры, студенты доучивались до получения диплома без вложения собственных средств.

За это государство требовало одно: вернуть «долг» Родине своим трудом, на тех рабочих местах, где была нужда в профильных кадрах. И следует отметить, что к молодым специалистам руководство предприятий относилось уважительно:

  • их ставили на льготную очередь для получения жилья;
  • предоставлялись субсидии и льготы;
  • давались внеочередные места в детских учреждениях и т.д.

От обязательного распределения можно было «отвертеться», имея на то веские причины:

  • мужа или жену с высшим образованием (тогда предоставлялось трудоустройство по месту его/ее работы);
  • содержание на иждивении нетрудоспособного члена семьи или инвалида;
  • мужа или жены — военнослужащих советской армии и т.п.

Эти аргументы предоставлялись руководству учебного заведения на последнем курсе обучения, в обозначенное правилами время.

Стечением времени появилась разновидность обучения — целевой заказ. Любое юридическое лицо могло сделать заказ на обучение студента-молодого специалиста для нужд своего предприятия. В таком случае оплата за учебу производилась этим предприятием, а студент по окончании учебы ехал работать к «своему заказчику».

Появление в обществе демократических движений не обошло систему высшего образования. В обязательном распределении и отработке положенного срока начали усматривать обидную «обязаловку», ограничение прав и свобод молодых специалистов. С требованиями отменить распределение по окончании вуза начали выступать демократы всех уровней, и система начала меняться. 

Распределение специалистов в России, как с этим обстоит дело сегодня

Источник: kadrovyhdel.ru

Однако получив право свободного трудоустройства, далеко не у всех получалось найти достойную, высокооплачиваемую работу. Планируемое построение успешной карьеры у многих натыкалось на отсутствие необходимого опыта, недостаточность размера заработной платы, отсутствие жилья и средств для оплаты съемного.

Еще одним минусом самостоятельных поисков работы стали современные мировые кризисы, когда рабочие места часто сокращаются, и сотрудники вынуждены довольствоваться работой не по специальности.

Сегодня система высшего образования практикует целевое обучение. Это такая система, когда поступление студентов происходит на предоставленные конкретному заказчику бюджетные места.

Соответственно, по окончании вуза выпускник отправляется к данному заказчику и отрабатывает у него три года.

В качестве заказчика рассматриваются государственные учреждения, юридические лица, органы государственной власти, индивидуальные предприниматели.

Существующие проблемы трудоустройства спровоцировали рассуждения политиков РФ о возобновлении государственного распределения по окончании института или университета. В последнее время эти рассуждения перестали быть теоретическими и получили практическое выражение.

Государственная Дума РФ рассматривает законопроект об обязательном распределении после вуза. Естественно, речь идет о студентах, проходящих обучение на бюджетной основе.

Для тех, кто самостоятельно оплачивает учебу, ограничений в дальнейшем трудоустройстве не предусматривается.

Закон об обязательном распределении студентов-бюджетников

Названный законопроект был вынесен на обсуждение российским общественным и политическим деятелем Сергеем Вострецовым. При этом, если в советское время срок отработки составлял три года, в данном документе он равен сроку обучения в вузе.

Отказ от отработки чреват для выпускника выплатой государству суммы, затраченной на его обучение (в зависимости от того, по какой программе обучался студент: бакалавриат, специалитет или магистратура). Это предложение оговаривается в первой статье законопроекта и вносит изменение в ст.

54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

По мнению экспертов, такое нововведение содержит как позитивные, так и негативные свойства. Так, благодаря государственному регулированию рынка труда каждый студент будет иметь стабильную возможность трудоустройства. В конечном итоге будет успешной борьба с безработицей и упрощена задача предприятиям по поиску квалифицированных сотрудников.

С другой стороны, возникнет проблема «доучивания» по причине отсутствия средств для возврата. Допустим, студент, отучившись три года, понял, что выбранная специальность не соответствует его характеру, он не видит своего достойного вклада в выбранное дело.

В то же время оставить обучение у него не получится, придется вернуть государству затраченные на его обучение средства, которых, скорее всего, у него нет.

Такой подход приведет к тому, что часть выпускников получат профессию и приедут к месту своего распределения без желания работать, имея низкую социальную активность и, возможно, недостаточные знания.

Источник: region.center

Принятия Закона об обязательном распределении студентов-бюджетников уже сегодня боятся многие будущие выпускники. Они усматривают в нем давление на собственное мировоззрение, ограничение возможности выбора профессии или узкой специальности, предпосылки формирования зависимой и несамостоятельной личности.

В качестве аргумента приводится пример: студент, приехавший получать высшее образование из провинции. Как бы во время учебыон ни старался проявить свои таланты и способности, получить расширенные знания, по окончании учебного периода его трудовое место будет определено той же провинцией.

Здесь, возможно, и не понадобятся знания сверх программы или факультативное изучение дополнительных предметов.

Какое будущее ждет систему высшего образования в РФ, покажет время. В любом случае целью реформирования является обеспечение общества необходимыми профессиональными кадрами и создание для молодых специалистов оптимальных условий для трудоустройства. Чтобы разобраться в проблеме, можно обратиться к интернет-ресурсу Феникс.Хелп.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *