Невыполнение договора образовательным учреждением

Новиков В.С.

  • ДИСЦИПЛИНАРНАЯ, МАТЕРИАЛЬНАЯ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ, УГОЛОВНАЯ И ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
  • Учебно-методическое пособие
  • 2010
  • Учебно-методическое пособие адресовано руководителям муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений по безопасности, специалистам по охране труда, слушателям курсов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области, а также всем гражданам РФ.

© Новиков В.С., 2010

ВВЕДЕНИЕ

Виды юридической ответственности занимают большое место в механизме защиты трудовых прав граждан. Согласно ст.

419 ТК РФ, лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами: Гражданским, Уголовным кодексами, КоАП РФ.

К лицам, которые могут быть привлечены к той или иной ответственности, относятся руководители образовательных учреждений, а также работники, виновные в нарушении трудового законодательства.

Согласно ст. 362 ТК РФ, руководители образовательных учреждений, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ (например, ст.

142 ТК РФ — ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, ст. 236 ТК РФ — материальная ответственность директора МОУ — СОШ за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику), ст.145.

1 УК РФ – уголовная ответственность руководителя образовательного учреждения (должностного лица), ст.5.27 КоАП РФ — административная ответственность директора МОУ – СОШ.

Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение трудового законодательства и охраны труда носит, как правило, внутриорганизационный характер, гражданско-правовая, административная, уголовная ответственность выходит за рамки образовательного учреждения.

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА ПО ИХ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ

1.1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ:

— общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ (общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, например, Конвенция о правах ребенка, которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года.

Вступила в силу 2 сентября 1990 года);

Конституция РФ (трудовые права и свободы – свобода труда, право на труд и на защиту от безработицы, право на забастовку и право на отдых – ст.37 Конституции РФ);

Федеральные конституционные законы РФ, например, ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. №3 – ФКЗ, ФКЗ РФ «О военном положении» от 30 января 2002 г. №1 – ФКЗ;

  1. Федеральные законы РФ:
  2. а) Федеральные кодифицированные законы РФ, например, ТК РФ, УК РФ, ГК РФ;
  3. б) Федеральные комплексные законы РФ, например, ФЗ РФ «О милиции», ФЗ РФ «О статусе военнослужащих»;

в) Федеральные текущие законы РФ, например, ФЗ РФ от 25.11.2009 г. №267 – ФЗ – изменения и дополнения в ТК РФ;

нормативные указы Президента РФ

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора или хищение

Уже долгое время в правоприменительной практике остро стоит вопрос о разграничении гражданско-правовых деликтов, связанных с неисполнением и ненадлежащим исполнением договоров от преступлений, в первую очередь от хищений.

Большое значение разрешение этой проблемы имеет для осуществления предпринимательской деятельности. Единой устоявшейся практики в настоящее время не сформировалось. Известно множество случаев возбуждения уголовных дел по факту неисполнения договоров и причинения в этой связи ущерба контрагентам.

Нередким является и обратный случай, когда один из участников гражданского оборота обращается с заявлением в правоохранительные органы и в ответ получает постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с мотивировкой, что имеют место быть гражданско-правовые отношения и заявителю необходимо разрешать спор в рамках гражданского судопроизводства.

В Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48«О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» даны критерии которыми необходимо руководствоваться при квалификации мошенничества и отграничении его от гражданско-правовых деликтов.

  • Так, способами хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество при мошенничестве являются обман или злоупотребление доверием.
  • Обман может состоять:
  • — в сообщении заведомо ложных сведений, в умолчании об истинных фактах;

— в умышленных действиях (в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.д.).

  1. Злоупотребление доверием заключается:
  2. — в использовании доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества
  3. — в принятии на себя обязательств при заведомом отсутствии намерения их выполнить с целью безвозмездного обращения чужого имущества или приобретения права на него.
  4. В случаях, когда лицо получает чужое имущество, не намереваясь при этом исполнять обязательства, связанные с условиями передачи ему указанного имущества, чем причиняется материальный ущерб, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, если умысел возник у лица до получения чужого имущества или права на него.
  5. О наличии такого умысла могут свидетельствовать:
  6. — заведомое отсутствие у лица реальной возможности исполнить обязательство в соответствии с условиями договора;
  7. — использование лицом при заключении договора поддельных документов;
  8. — сокрытие лицом информации о наличии задолженностей и залогов имущества;
  9. — распоряжение полученным имуществом в личных целях вопреки условиям договора и другие.
  10. Таким образом, отграничить гражданско-правовой деликт можно по объективной и субъективной стороне деяния.
  11. Объективная сторона характеризуется сообщением заведомо ложных сведений либо совершением действий по предоставлению фальсифицированного товара или иного предмета сделки
  12. В данном случае вроде как происходит исполнения договора, но делается это ненадлежащим образом, чем причиняется ущерб потерпевшему.
  13. Во втором случае обязательство полностью не исполняется, какое-либо встречное предоставление отсутствует.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. У лица заранее до получения чужого имущества должен созреть умысел на его хищение. В этой связи заключение гражданско-правового договора является способом совершения преступления, используя который злоумышленник выманивает денежные средства у контрагента.

Необходимо еще раз выделить, что умысел лица на хищение должен возникнуть заранее или до заключения договора или возможен вариант, что после заключения договора, но до осуществления предоставления контрагентом.

Хочу отметить, что гражданско-правовая и уголовная ответственность не исключают друг друга, чего видимо не совсем понимают сотрудники правоохранительных органов.

Зачастую при проведении проверки, следователь или дознаватель, установив наличие гражданско-правового договора и соответствующих отношений, отказывают в возбуждении уголовного дела.

Обоснование выглядит, примерно, таким образом, имеются гражданские отношения, состав преступление отсутствует, за разрешением спора необходимо обратить в суд с исковым заявлением.

Такой ответ характерен при проведении проверок по заявлениям потерпевшей стороны, направленным в правоохранительные органы нижнего уровня (районные, городские отдела). Прокуратуры этого же уровня, также придерживаются такого подхода и зачастую поддерживают следователей и дознавателей.

При этом хочу отметить, что по иному аналогичные факты воспринимаются при направлении материалов оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями МВД и ФСБ.

Причины такого дифференцированного подхода к похожим ситуациям лежат вне рамок правовой регламентации, по этому подробно останавливаться на них не вижу смысла.

Правовые последствия нарушения договора об оказании образовательных услуг

Правовые последствия нарушения договора об оказании образовательных услуг

Научная статья

Манько О.В.1, *, Пелипенко В.А.2

1 ORCID: 0000-0002-8511-5557;

1, 2 Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия

* Корреспондирующий автор (manko.ov[at]mail.ru)

Аннотация

Представленная статья посвящена изучению гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности сторон договора об оказании образовательных услуг, а также рассматриваются типичные правовые последствия нарушения договора об оказании образовательных услуг, предусмотренные договорами и действующими нормативными актами.

Читайте также:  Расчет выслуги лет при службе в МВД

Институт оказания услуг в гражданском праве является одним из самых динамично развивающихся. Отношения между образовательным учреждением (организацией) и гражданином, желающим получить образовательную услугу, облекаются в форму договора возмездного оказания образовательных услуг.

Автор приходит к выводу, что договор об оказании образовательных услуг сочетает в себе публично-правовые и частноправовые начала. И обучающийся в таких правоотношениях является слабым звеном.

  • Ключевые слова: договор об оказании образовательных услуг, заказчик, исполнитель, гражданско-правовая ответственность, дисциплинарная ответственность.
  • LEGAL СONSEQUENCES OF VIOLATING THE AGREEMENT OF THE PROVISION
    OF EDUCATIONAL SERVICES
  • Research article

Manko O.V.1, *, Pelipenko V.A.2

1 ORCID: 0000-0002-8511-5557;

1, 2, 3 Saratov State Academy of Law, Saratov, Russia

* Corresponding author (manko.ov[at]mail.ru)

Abstract

The article examines the civil and disciplinary liability of the parties to the agreement on the provision of educational services while also assessing the standard legal consequences of the violation of the agreement provided for by the agreements and current regulations. The institute for the provision of services in Russian civil law is one of the most dynamically developing areas. The relationship between an educational institution (organization) and a citizen in need of educational services is covered in the form of a contract for the provision of paid educational services. The author of the article comes to the conclusion that the agreement on the provision of educational services combines public and private legal principles, while the student in such legal relations is the weak link.

Keywords: contract for the provision of educational services, customer, contractor, civil liability, disciplinary liability.

Вместе с изменениями в экономической, политической организации общества происходит обновление отношений в сфере образования. Они касаются регулирования правовых отношений граждан с поставщиками услуг образования. Договора о предоставлении таких услуг приобретают все большую актуальность.

Они выступают основой взаимодействия между учебным заведением и учащимся: студентом, слушателем, клиентом.

В них учитывается множество нюансов: обязанности, ответственность, права сторон, размер оплаты, сроки, способы, обстоятельства, при которых возможно частичное изменение первоначальных условий, а также расторжение договора.

Договор об образовательных услугах как обособленный вид юридического документа отсутствует в перечне норм Гражданского кодекса РФ.

По смыслу предполагают, что учащийся, студент, курсант — заказчик образовательной услуги, а образовательная организация — исполнитель. Образовательный договор имеет признаки возмездного договора.

Образовательные услуги могут быть как на платной основе, так и бесплатной.

Статья 5.57 КоАП РФ. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

  • 1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
  • 2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  • 3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
  • влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами РФ гарантированного ст. 43 Конституции РФ права на образование.

Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.

N 12-ФЗ «Об образовании» с последующими многочисленными изменениями (далее — Закон об образовании)) в качестве одного из принципов государственной политики провозглашен принцип общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (ст. 2) и перечислены государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в том числе доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также на конкурентной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в указанных учреждениях (ст. 5).

Законом предусмотрено оказание социальной государственной поддержки определенным категориям граждан в период получения ими образования (ч. ч. 5 — 7 ст. 5).

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гарантирует гражданам РФ свободу выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (ч. 4 ст. 2).

2. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений на основе норм указанных законов регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которые были утверждены Правительством РФ. В будущем эти положения будут утверждаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области образования.

Каждое образовательное учреждение имеет статус юридического лица и соответствующий устав, разрабатываемый на основе типового положения (см. ст. 13 Закона об образовании).

Применительно к образовательным учреждениям (в комментируемой статье они названы организациями) лица, получающие в них образование, именуются «обучающимися», а лица, находящиеся в коррекционных образовательных учреждениях, в детских домах, интернатах и других специализированных образовательных учреждениях — «воспитанники».

Термин «обучающиеся» законодательные акты об образовании применяют к лицам, обучающимся в начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, именуются также «студенты» (см. ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

3. В Законе об образовании определены общие положения о приеме граждан в соответствующие образовательные учреждения (ст. 16).

Правила приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования утверждаются Минобрнауки России, закрепляются в уставе учреждения, принятого учредителем образовательного учреждения, и должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Порядок приема в образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования также утверждается Минобрнауки России.

Порядок исключения обучающихся из образовательных учреждений установлен на законодательном уровне и на уровне типовых положений об образовательных учреждениях и их уставов.

Закон об образовании (ст. 19) определяет основания и порядок исключения учащихся из общеобразовательного учреждения.

Орган управления общеобразовательного учреждения, например, педагогический совет школы, вправе исключить учащегося, достигшего пятнадцатилетнего возраста, за грубые нарушения устава данного учреждения, если меры воспитательного воздействия не дали результатов и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное его функционирование.

При этом оговорена обязанность образовательного учреждения при решении такого вопроса учесть мнение родителей (законных представителей), получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также немедленно информировать о принятом решении орган местного самоуправления.

Согласно ст.

16 (п.

9) Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. При этом установлены определенные сроки и ограничения применения взыскания.

Читайте также:  Сроки подачи обновленой банковской карточки подписей в банк

4. Объективная сторона деяния по ч. 1 данной статьи состоит в нарушении правил и порядка приема в соответствующие образовательные учреждения, а также порядка исключения обучающегося из такого учреждения.

5. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.

1 комментируемой статьи, могут быть должностные лица (например, директор школы, руководитель (его заместитель) органа управления образованием на муниципальном, региональном или федеральном уровне), допустившие перечисленные в данной части статьи нарушения. Равным образом это относится к самим образовательным учреждениям, являющимся по своему статусу юридическими лицами.

6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушения или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образования.

Права и обязанности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образовательного процесса определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.

Согласно ст.

50 Закона об образовании все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах и т.п. Эти меры обеспечивает учредитель образовательного учреждения в пределах своей компетенции (см. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 (с изм. и доп.)).

Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная Законом «Об образовании» обязанность учредителя соответствующего муниципального или государственного образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа (п. 17 ст. 50).

Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения (ст. 51 Закона об образовании).

Лица, обучающиеся по очно-заочной и заочной форме, имеют право на получение дополнительно оплачиваемого отпуска по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы в соответствии с законодательством РФ.

Законом предусмотрены также определенные льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. ч. 10 ст. 50 и ч. 2 ст. 51 Закона об образовании).

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает помимо указанных выше льготы для определенных категорий граждан при поступлении в вуз (ст.

11) и определяет статус студента, устанавливая наряду с закрепленными в Законе об образовании правами всех обучающихся дополнительные права (см. ч. ч. 2 — 7 ст. 16) и регламентирует обязанности студентов (см.

ч. ч. 8 — 10 ст. 16).

7. Объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 данной статьи составляют действия (бездействие) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.

8. Субъектами административных правонарушений по ч.

2 данной статьи могут быть должностные лица администрации образовательного учреждения, должностные обязанности которых определены уставом учреждения, а также сами образовательные учреждения как юридические лица.

По нашему мнению, к административной ответственности по ч. 2 данной статьи могут быть привлечены и работодатели в случае нарушения требований законодательных актов РФ о предоставлении льгот лицам, обучающимся по очно-заочной или заочной форме обучения.

9. Форма вины по обеим частям этой статьи — как правило, умысел, но может быть и неосторожность.

10. Дела об административных правонарушениях по обеим частям данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции. Если предполагается назначить дисквалификацию в отношении должностного лица, являющегося государственным гражданским служащим либо муниципальным служащим, дело передается на рассмотрение районного судьи (ч. 1 ст. 23.1 и ст. 3.11 КоАП РФ).

11. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Особенности правового регулирования договора об образовании в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: анализ судебной практики

В случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем и приема обучающихся за счет средств физических и (или) юридических лиц основанием возникновения образовательных отношений является договор об образовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона № 273-ФЗ договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

Договор об образовании имеет гражданско-правовую природу, являясь договором оказания возмездных услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке акцепта, выразившегося в совершении лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (уплата соответствующей суммы и т. п.

), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона № 273-ФЗ в договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

Более подробное правовое регулирование порядок заключения договоров об образовании получил в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»[1].

  • Согласно п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг
  • а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя – юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя – индивидуального предпринимателя;
  • б) место нахождения или место жительства исполнителя;
  • в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;
  • г) место нахождения или место жительства заказчика;
  • д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
  • е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);
  • ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
  • з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
  • и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
  • к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);
  • л) форма обучения;
  • м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
  • н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
  • о) порядок изменения и расторжения договора;
  • п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
Читайте также:  Можно ли по статье 111 части 2 пунктам а и д более мягкое наказание (колония поселение например)

Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Договор заключатся по общим правилам гражданского законодательства.

До 14 лет его заключают родители (законные представители) обучающегося, в период с 14 до 18 лет формально договор заключается сами несовершеннолетним, но обязательно с письменного согласия родителей, старше же 18 лет (либо эмансипированный, вступивший в брак ранее этого возраста) договор подписывает непосредственно обучающийся.

Часто встречаются конфликтные ситуации, когда договор требует изменения в связи с тем, что изменилось законодательное регулирование того или иного вопроса. Обучающийся же (либо его законные представители) отказывается вносить изменения в договор. Такой конфликт может быть разрешен только в судебном порядке.

Зачастую также обучающийся отказывается заключать договор, когда образовательная организация настаивает на этом. Вопрос также решается в судебном порядке, однако в целом последствия будут различаться в зависимости от того, является ли заключение договора обязательным на основании ч. 2 ст.

53 Закона № 273-ФЗ. Если предполагается наличие такого договора (например, дошкольное образование или платные образовательные услуги), то до заключения договора зачисление обучающегося просто не состоится, нельзя будет издать приказ о зачислении, т.к. для его издания не будет оснований.

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Согласно ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2] в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, органы местного самоуправления обладают правом устанавливать тарифы на платные образовательные услуги по дополнительным общеразвивающим программам, оказываемые муниципальными общеобразовательными учреждениями. Следует отметить, что аналогичного полномочия в отношении государственных образовательных учреждений у органов государственной власти нет.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

  1. При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:
  2. а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
  3. б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
  4. в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

  • назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
  • поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
  • расторгнуть договор.

Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

Кроме того, включение в договор об образовании условий, ущемляющих права потребителей, влечет административную ответственность.

Так, Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 № 17АП-8002/2013-АКУ по делу № А50-6183/2013[3] в удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.

8 КоАП РФ за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, было отказано, поскольку подтверждены наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 7 ст. 54 Закона № 273-ФЗ договор об образовании прекращает свое действие в связи с получением образования (завершением обучения), а также досрочно по следующим основаниям:

  • а) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
  • б) по инициативе образовательной организации в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
  • в) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и образовательной организации, в том числе в случае ликвидации образовательной организации.
  • В соответствии с п. 21 Правил оказания платных образовательных услуг  по инициативе образовательной организации договор об образовании может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:
  • а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
  • б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;
  • в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
  • г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
  • д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
  • Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время утверждены следующие формы договоров:
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»[4];

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *