Могут ли уволить по ст. 351.1 ТК РФ

СТ 351.1 ТК РФ

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

Комментарий к Ст. 351.1 Трудового кодекса РФ

1.

Установление запрета на занятие профессиональной деятельностью, связанной с непосредственными и регулярными контактами с несовершеннолетними, для лиц, совершивших перечисленные в комментируемой статье преступления, выступает в качестве меры защиты несовершеннолетних, их жизни, физического и психического здоровья от негативного воздействия на формирование их как личностей и от риска подвергнуться преступным посягательствам или психологическому давлению со стороны бывших осужденных, а также лиц, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию.

2. Применение комментируемой статьи должно осуществляться с учетом Постановления КС РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П, которым взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ были признаны:

  • 1) не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они устанавливают запрет на занятие профессиональной деятельностью в указанных сферах: а) для лиц, имеющих судимость за совершение перечисленных выше преступлений; б) лиц, имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; в) лиц, имевших судимость за совершение иных из указанных преступлений, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении указанных в данных законоположениях преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям;
  • 2) не соответствующими отдельным конституционным положениям в той мере, в какой они: а) вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие профессиональной деятельностью в указанных сферах и предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям), за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних; б) предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим профессиональную деятельность в указанных сферах, если это он подвергается уголовному преследованию за указанные в данных законоположениях преступления, — до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу; в) допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением.
  • Одновременно федеральному законодателю поручено внести в ТК РФ необходимые изменения, направленные на обеспечение баланса конституционно значимых ценностей применительно к ограничениям на занятие профессиональной деятельностью в указанных сферах, в том числе установить перечень видов преступлений, сам факт совершения которых — вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств — дает основание утверждать, что совершившие такие преступления лица представляют безусловную опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

В соответствии с указанным выше Постановлением КС РФ до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений к профессиональной деятельности в указанных сферах не могут допускаться (а работающие — подлежат увольнению): 1) лица, имеющие судимость за совершение указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ преступлений; 2) лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Что касается лиц, совершивших иные преступления из числа указанных в этих положениях, при том что их судимость снята или погашена, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, то при решении вопроса о заключении с ними трудового договора либо увольнении их по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

Другой комментарий к Статье 351.1 ТК РФ

О поправках в статьи 331 и 351.1 трудового кодекса российской федерации

05.08.2013

     К Уполномоченному по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в течении 2011-2012 гг. поступало ряд обращений  бывших работников  образовательных учреждений  округа, лишившихся работы, в  связи  с  вступлением  в силу новых  положений пункта – 13 в части  1 статьи 83, части 2 статьи 331, статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

  •      Понимая, что данный процесс носит системный характер и в силу сложившейся правоприменительной практики, указанным нововведением,  Уполномоченный обратился  к ряду своих коллег  для того, чтобы  понимать,  как решаются эти проблемы в других субъектах Федерации.
  •      В результате обмена информацией выяснилось, что ситуация везде  примерно одинаковая, в связи с чем региональные Уполномоченные подготовили и направили обращение к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Владимиру Лукину, в котором обозначили (отразили) возникшую проблему.
  • Кроме того, данной  проблеме было отведено место в ежегодном докладе о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2012 году, в котором Уполномоченный  предложил депутатам Думы округа выйти с соответствующей законодательной инициативой в Парламент страны.
  •      В частности предлагалось  уточнить наличие каких преступлений ведет к запрету на профессию  и на какой круг лиц  этот запрет распространяется.
  •      Усилия Уполномоченного по правам человека в РФ и его коллег в регионах в данном вопросе  дали свой положительный результат.
  •      Полная информация по данной теме описана в статье, размещенной на сайте Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина в разделе новости. Приводим ее полностью для вашего  сведения:
Читайте также:  Имеет ли работадатель взымать штрафы за беременность?

     «К Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступает значительное число жалоб бывших педагогических работников и иных лиц, ранее занятых трудовой деятельностью с участием несовершеннолетних, в связи с прекращением с ними трудовых отношений в соответствии с требованиями статей 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

     Правовым основанием для увольнений являются, внесенные в 2010-2012 годах изменения в трудовое законодательство, ограничивающие доступ к деятельности в сфере образования и воспитания несовершеннолетних.

     Согласно статьям 331 и 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на работу в указанных сферах деятельности лицам, имевшим судимость либо подвергавшимся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

  1.      Разделяя усилия демократического правового государства по наилучшему обеспечению интересов детей, следует отметить, что требования названных положений порождают негативную правоприменительную практику в отношении граждан, ранее имевших судимость, или подвергавшихся уголовному преследованию, независимо при этом от давности совершения ими преступления и тяжести уголовной ответственности.
  2.      Вместе с тем, упомянутые положения Трудового кодекса Российской Федерации налагают неограниченный по времени запрет на такие, например, профессии, связанные с обслуживанием образовательного процесса или медицинского обеспечения, как технички, повара, кочегары, сторожа, нянечки, при этом гражданину повторно дается негативная социально-нравственная оценка в совокупности с разглашением о нем сведений, которые он вправе не придавать огласке.
  3.      Фактически гражданин дважды наказывается за совершение одного преступления (во многих случаях, как показывает правоприменительная практика, по истечении значительного количества лет), в том числе после отбытия, в частности, такого уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  4.      Неоправданными представляются и ограничения по труду, применяемые к гражданам, уголовное преследование в отношении которых прекращено по не реабилитирующим основаниям, поскольку применение указанных запретительных мер допускается к гражданам, вина которых не установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  5.      Таким образом, правовые нормы, принятые с целью защиты несовершеннолетних, в действительности превращены в бессрочный запрет гражданам, искупившим свою вину, или вина которых не доказана, на любую трудовую деятельность в сфере образования и воспитания несовершеннолетних, что противоречит принципам разумности и справедливости.
  6.      В связи с этим, массовое увольнение указанной категории работников вызывает их обоснованное недовольство, также как и работодателей, вынужденных обеспечивать профессиональную деятельность в условиях дефицита кадров, при том, что потеря работы лицами, обслуживающими образовательный и воспитательный процессы, является нередко вопросом жизненной важности, особенно в отдаленных субъектах Российской Федерации.
  7.      Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обращался в федеральные органы государственной власти с просьбой дать правовую оценку сложившейся ситуации и рассмотреть вопрос о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, направленных на обеспечение трудовых прав граждан, которые, к сожалению, эту инициативу не поддержали.

     В этой связи Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации по обращению Конституционного Суда Российского Федерации направил ему свое экспертное заключение по делу о проверке соблюдения конституционных прав человека положениями пункта 13 части 1 статьи 83, части 2 статьи 331, статьи 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 4 и 5 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации», рассматривавшемуся по запросу Мурманской областной Думы и жалобам граждан Барабаш В.К., Бекасова А.Н., Гликман О.

В., в котором поддержал обоснованность названных обращений и жалоб.

     Указанное дело было рассмотрено Конституционным Судом Российского Федерации 18.06.13, в заседании которого принял участие представитель Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Максимов А.Н.

, озвучивший его правовую позицию и подчеркнувший в своем выступлении, что предусмотренные законом ограничения свободы труда не должны быть чрезмерными и избыточными,  в связи с чем, они нуждаются в корректировке, в том числе, путем принятия решения, обязывающего парламент внести изменения в существующее правовое регулирование с целью соблюдения прав граждан на труд и уважение достоинства личности, гарантированных каждому Конституцией Российской Федерации.

     Следует отметить, что представители всех иных федеральных государственных органов, участвовавших в процессе, высказались против удовлетворения жалоб заявителей.

     18.07.13 Конституционный Суд Российской Федерации вынес постановление (ссылка на сайт КС), в котором указал, что существуют преступные деяния, сам факт совершения которых однозначно свидетельствует об опасности для жизни и здоровья несовершеннолетних.

К ним относятся, в частности, деяния по тяжким и особо тяжким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, а также преступления сексуального характера. Бессрочный и безусловный запрет на работу с детьми для лиц, совершивших подобные преступные деяния, не противоречит Конституции Российской Федерации.

     Вместе с тем, оспариваемые нормы на практике устанавливают столь же абсолютный запрет и в отношении других категорий граждан, когда-либо подвергавшихся уголовному преследованию, а также предписывают увольнение лиц, в отношении которых возбуждено уголовное дело. В результате нарушается презумпция невиновности, не исследуется характер личности и иные факторы, которые определяют, опасен ли конкретный человек для несовершеннолетних.

     В этой части Контитуционный Суд Российской Федерации признал оспариваемые нормы противоречащими Конституции Российской Федерации.

     Исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом основанных на них своих правовых позиций, выраженных в указанном Постановлении, Конституционный Суд Российской Федерации обязал федерального законодателя внести в Трудовой кодекс Российской Федерации изменения, направленные на обеспечение баланса конституционно значимых ценностей применительно к ограничениям на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения.

     Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что впредь до внесения необходимых изменений в законодательство, к работе с детьми, безусловно, не допускаются граждане с неснятой или непогашенной судимостью, лица, когда-либо осужденные по тяжким или особо тяжким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, а также за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. В отношении иных граждан, ранее подвергавшихся уголовному преследованию, вопрос о допуске их к такой работе должен решаться в индивидуальном порядке. При этом необходимо учитывать вид и степень тяжести совершенного преступления; срок, прошедший с момента его совершения; форму вины; поведение лица после совершения преступления; его отношение к исполнению трудовых обязанностей; обстоятельства, характеризующие личность, условия выполнения трудовых обязанностей, а также иные факторы, позволяющие оценить возможность осуществления ими соответствующей деятельности.

     Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявителей судами общей юрисдикции по рассмотренному делу, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации подлежат пересмотру в установленном порядке».

Статья 351.1. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Читайте также:  Возврат некачественного товара, сроки возврата денег

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

Комментарий к статье 351.1 ТК РФ

Комментируемая статья введена в ТК впервые. Введение такого запрета обусловлено прежде всего желанием общества защитить определенный круг субъектов в сфере нравственно-воспитательной деятельности и детско-юношеского спорта от негативного влияния лиц, осужденных, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления, приведенные в комментируемой статье.

Эта новелла ТК в полной мере соответствует Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.

1990 N 1559-I) , согласно которой государства — участники Конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, принимают все необходимые законодательные меры в целях защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или от небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке, а также обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

———————————
Сборник международных договоров СССР. Вып. XVLI. М., 1993.

Следует отметить, что законодатель вводит ограничения на занятия трудовой деятельностью для определенного круга работников в зависимости от личностных качеств субъектов, характера их труда.

Прежде всего такие меры устанавливаются в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха, социальной защиты и социального обслуживания.

Поэтому к работе с несовершеннолетними не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, и т.п.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Другой комментарий к статье 351.1 ТК РФ

1. Положения комментируемой статьи реализуются в одном из частных случаев педагогической и иной деятельности, реализуемой в отношении несовершеннолетних. Однако рассматриваемые правовые нормы не включены в главу, посвященную особенностям педагогической деятельности, в том числе и в отношении несовершеннолетних. Такие работники выделены в качестве самостоятельной категории.

Данный подход обусловлен тем, что комментируемые положения не ограничиваются исключительно педагогической и воспитательной деятельностью, а включают в себя и организацию отдыха несовершеннолетних, их социальную защиту и обслуживание, а также иные направления деятельности.

Определяющим критерием при применении норм комментируемой статьи является реализация соответствующей деятельности в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, т.е. не обладающих в полном объеме дееспособностью.

В связи с этим в отношении таких видов деятельности в полной мере реализуются все ограничения, установленные ТК РФ для педагогической и воспитательной деятельности в отношении лиц, не достигших совершеннолетия.

Указанные общие ограничения установлены ч.1 комментируемой статьи и не допускают к осуществлению указанных видов деятельности лиц, имеющих или имевших судимость, подвергавшихся или подвергающихся уголовному преследованию за определенные составы преступления, направленные против личности, ее прав и свобод.

Категории преступлений, за совершение которых был осужден или привлекается к ответственности работник, и которые препятствуют осуществлению им деятельности в отношении несовершеннолетних, определены в ст.331 ТК РФ.

К таким деяниям относятся преступления против:
— жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления);
— половой неприкосновенности и половой свободы личности;
— семьи и несовершеннолетних;
— здоровья населения и общественной нравственности;

  • — основ конституционного строя и безопасности государства.
  • Кроме того, к данной группе преступлений относятся и иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

2. Судимость представляет собой правовое последствие осуждения за преступление, один из элементов уголовной ответственности. В большинстве случаев действие указанного фактора учитывается до момента его погашения или снятия, после чего гражданин считается не судимым.

Однако в данном случае закон предусматривает учет указанных обстоятельств как при наличии судимости, так и при ее существовании в более раннем периоде.

Аналогичное правило действует и в отношении всех случаев привлечения лица к уголовной ответственности, в том числе и в более ранний период.

При этом не подлежат учету факты привлечения лица к уголовной ответственности в случае прекращения преследования по реабилитирующим основаниям, т.е. в связи с отсутствием его вины в совершении преступления и т.п. Перечень таких оснований установлен УК РФ.

При осуществлении рассматриваемых видов деятельности закон прямо предусматривает необходимость представления документов о наличии (отсутствии) судимости при приеме на работу такого работника. Данный документ выдается уполномоченным органом МВД РФ в виде справки.

Порядок оформления и выдачи указанной справки регламентируется Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 7 ноября 2011 года N 1121.

Нормативно установлен минимальный перечень оснований для отказа в выдаче справки об отсутствии судимости, в связи с чем от кандидата на соответствующую должность требуется лишь подача заявления в установленной форме и получение справки в течение месячного срока с момента принятия уполномоченным органом заявления данного субъекта. Справка выступает основанием для рассмотрения документов работника при его приеме на работу, а также в качестве основания для отказа в приеме на работу в связи с несоответствием работника установленным требованиям закона.

3. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» комментируемая статья с 1 января 2015 года была дополнена рядом положений.

Так, ч.2 комментируемой статьи установила дополнительное основание для отстранения от работы с несовершеннолетними. Общие основания отстранения от работы перечислены в ст.76 ТК РФ. Данные основания распространяются и в отношении работников, о которых идет речь в ч.

Читайте также:  Увольнение при ликвидации предприятия: предприятие признано банкротом, на руки получено уведомление

2 комментируемой статьи, а именно:
— работников в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания;
— работников в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

Дополнительным основанием для отстранения от работы указанных работников является получение от правоохранительных органов сведений о том, что работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в ст.331 ТК РФ (см. п.1 к рассматриваемой статье).

Часть 3 комментируемой статьи содержит в себе исключение, предполагающее возможность осуществления рассматриваемой категорией работников трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Данное исключение возможно при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

Особенности увольнения дистанционного работника — Компания «АПИ»

Дистанционного работника можно уволить по тем же основаниям, что и офисного работника. Например, по соглашению сторон, по сокращению. Кроме того, уволить по вашей инициативе можете также по основаниям, которые согласовали в трудовом договоре с этим работником (но есть ограничения). Такие выводы следуют из ст. 77, п. 14 ч. 1 ст. 81, ч. 3 ст. 312.1, ч. 1 ст. 312.5 ТК РФ.

Перечень оснований увольнения дистанционного работника, которые можно включить в его трудовой договор, нормативно не установлен. На практике распространено, в частности, увольнение за нарушение порядка и сроков предоставления работником отчетов о проделанной работе (см., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11.11.2015 по делу N 33-16044/2015).

Отметим, что некоторые основания увольнения применить не получится, но не потому, что это запрещено, а в силу особенностей работы дистанционного работника.

Например, сложно уволить дистанционного работника за прогул без риска, что такое увольнение будет признано незаконным.

В частности, потому, что вам сложно будет доказать, что работник должен был находиться в рабочее время в определенном месте, но он там отсутствовал (см., например, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 23.03.2018 по делу N 33-3223/2018).

Нельзя уволить дистанционного работника по вашей инициативе по основанию, предусмотренному трудовым договором с учетом ч. 1 ст. 312.5 ТК РФ, если:

  • он относится к категориям лиц, которых нельзя уволить по инициативе работодателя. Это касается беременной и тех, кто находится в отпуске или на больничном (ч. 6 ст. 81, ч. 1 ст. 261, ч. 3 ст. 312.1 ТК РФ). Также это некоторые работники с детьми, перечисленные в ч. 4 ст. 261 ТК РФ (например, одинокая мать, которая воспитывает ребенка до 14 лет);
  • это основание увольнения носит дискриминационный характер. То есть не связано с деловыми качествами работника. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 3 ТК РФ. Например, нельзя уволить из-за изменения семейного положения работника.

Также уволить по ч. 1 ст. 312.5 нельзя, если основание увольнения не предусмотрено трудовым договором, а указано в другом документе. Например, указано в должностной инструкции работника. Такое увольнение, скорее всего, будет признано незаконным, что подтверждает судебная практика (см., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11.05.2017 по делу N 33-7310/2017).

Главная особенность в процедуре увольнения дистанционного работника в том, что с ним возможен обмен документами в электронной форме.

Учтите также особенности, характерные для конкретного основания увольнения. Например, при сокращении дистанционного работника вам потребуется провести специальную процедуру увольнения по сокращению.

Увольняя по основанию, предусмотренному трудовым договором, придерживайтесь также процедуры увольнения, которую оговорили в трудовом договоре.

Так, если увольнение связано с нарушением трудовой дисциплины (например, несдача отчетов о проделанной работе в срок) — соблюдайте процедуру привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Но если вы еще предусмотрели в трудовом договоре, например, что дистанционного работника нужно уведомить заранее об увольнении по основанию, предусмотренному трудовым договором, — уведомьте в оговоренный срок. В случае оспаривания увольнения работником суд может принять решение не в вашу пользу из-за нарушения предусмотренной процедуры.

Внимание! Есть мнение, что в трудовом договоре о дистанционной работе обязательно нужно конкретизировать процедуру увольнения по основанию, которое предусмотрено этим договором. В том числе зафиксировать сроки и порядок уведомления.

Вместе с тем в законе нет такого требования. Все условия в трудовой договор включаете по договоренности с работником. Если договоренности нет — то включить его в одностороннем порядке вы не можете, что следует из ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 56, ст.

72 ТК РФ.

Возможность обмена документами в электронной форме с дистанционным работником предусмотрена законом. Но при электронном документообороте некоторые документы все равно нужно отправить по почте заказным письмом с уведомлением (например, копию приказа об увольнении (ч. 5 — 8 ст. 312.1, ч. 2 ст. 312.5 ТК РФ).

Если обмениваетесь документами об увольнении в электронной форме — нужно использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Например, так вы можете ознакомить дистанционного работника с уведомлением об увольнении по сокращению. Или сам работник может обратиться к вам с заявлением об увольнении по собственному желанию (ч. 1 ст. 80, ч. 2 ст. 180, ч. 4 — 6 ст. 312.1 ТК РФ).

Обязана ли организация соблюдать требования ст. 65, 351.1. ТК РФ (запрашивать при заключении трудовых договоров справки о наличии (отсутствии) судимости), если оказываемые ей услуги не являются образовательными и не включают педагогическую деятельность

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Трудовые споры » Обязана ли организация соблюдать требования ст. 65, 351.1. ТК РФ (запрашивать при заключении трудовых договоров справки о наличии (отсутствии) судимости), если оказываемые ей услуги не являются образовательными и не включают педагогическую деятельность

Распечатать

Организация имеет ОКВЭД93.29.9, осуществляет зрелищно-развлекательную деятельность (прочая, не включенная в другие группировки, оказание услуг населению, в том числе и детям (детские игровые автоматы, детская игровая комната и т.п), при этом образовательные услуги не оказываются, педагогическая деятельность не ведется.

Вопросы

Организация имеет ОКВЭД93.29.9

Обязана ли организация соблюдать требования ст. 65, 351.1. ТК РФ и запрашивать при заключении трудовых договоров справки о наличии (отсутствии) судимости?

Ответ юриста

Если работа предполагает взаимодействие с несовершеннолетними — например, в школе, спортивном клубе, игровом центре, летнем лагере или детском санатории, то трудовой договор не может быть заключен до тех пор, пока будущий сотрудник не представит справку об отсутствии судимости по установленной форме .

Причем речь идет не только о специалистах, непосредственно работающих с несовершеннолетними, например педагогах или воспитателях. Как разъяснил Роструд, это требование касается любых работников, поступающих на работу в соответствующие организации .

Аналогичная позиция поддерживается и судами. Так, по мнению Верховного суда, запрет на работу с несовершеннолетними при наличии судимости или уголовного преследования распространяется на весь персонал организации, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный. Ведь эти сотрудники тоже могут контактировать с несовершеннолетними во время работы .

Это означает, что справку о судимости должны представлять и граждане таких профессий, как сторож , повар или уборщица , включая и тех, кто оформляется временно и (или) по совместительству. Нередко работодатели забывают потребовать справку с иностранных работников .

Соискатели вправе представить справку как в бумажном, так и в электронном виде (при получении ее через портал госуслуг) .

———————————

приложение 6 к Регламенту, утв. Приказом МВД от 07.11.2011 N 1121; статьи 65, 351.1 ТК РФ.

Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований… за II квартал 2018 г., утв. Рострудом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *