Изъятие паспорта не гражданина РФ

Недавно в статье «Если полицейский требует паспорт…» мы писали, на что имеет права полицейский, проверяя документы иностранца — какие документы он может проверить, может ли он провести осмотр вещей и что полицейский обязан выполнить перед проверкой. 

Сегодня мы рассмотрим другой важный вопрос, с которым сталкиваются иногда иностранцы: может ли полицейский изъять паспорт у иностранца? Мы рассмотрим — законно ли это, в каких случаях это допустимо, и что делать, если у вас отобрали паспорт.

Почему забирать паспорт нельзя

Согласно п. 22 Положения о паспорте забирать этот документ запрещено.

Даже если иностранец совершил административное правонарушение, сотрудники полиции не имеют право забирать его паспорт, только если паспорт не является объектом этого правонарушения.

Существуют определенные исключения, речь о которых пойдет ниже, когда паспорт может быть изъят, но в обычной бытовой ситуации — паспорт гражданина должен находиться у него, неважно, гражданином какой страны он является.

Исключения, при которых изъятие паспорта возможно

Изъятие паспорта не гражданина РФ

Есть только несколько ситуаций, когда изъятие паспорта законно:

  1. Согласно п. 21 Положения о паспорте, удостоверение личности может быть изъято временно, если гражданин находится под стражей или осужден. Таким образом, паспорт иностранца может быть изъят следственными органами, органами дознания или судом. При этом паспорт изымается уполномоченным сотрудником следствия или суда и приобщается к делу иностранца.
  2. Если паспорт находится у иностранца незаконно. Например, если иностранец присвоил себе паспорт другого человека — умершего, уехавшего из России, просто человека, который потерял паспорт — и начал его использовать как собственный. В этом случае паспорт будет изъят и передан в миграционную службу.
  3. Также заберут паспорт если иностранец незаконно его оформил — на украденном бланке паспорта, например. В этом случае сотрудники полиции обязаны составить акт об изъятии паспорта, в котором необходимо указать:
  • данные лица, составившего акт, ФИО и должность.
  • данные гражданина, у которого забирают паспорт, его ФИО,
  • серия и номер паспорта,
  • причина изъятия.
  1. Паспорт могут забрать, если иностранец хочет его заменить. В этом случае также составляется бланк изъятия.
  2. Паспорт может быть изъят, если он является вещественным доказательством по делу об административном правонарушении. О подобном изъятии составляется протокол, изъятие происходит в присутствии двух понятых.

Что делать иностранцу, у которого изъяли паспорт

В первую очередь не нужно бояться. А для этого нужно, чтобы все документы были в порядке. В случае незаконного изъятия паспорта нужно обратиться в Управление собственной безопасности ГУВД. В результате полицейские, незаконно забравшие паспорт, рискуют получить обвинение в уголовном преступлении — ч. 2 ст. 325 УК РФ «Похищение или повреждение документов…»

Еще более правильным решением будет — обратиться к миграционному адвокату, который сможет проконсультировать в случае незаконного изъятия документов, или представлять интересы иностранца при разбирательствах. В компании «Гражданин» работает миграционный адвокат, который ответит на все вопросы и постарается помочь.

Изъятие паспорта РФ, выданный не гражданину РФ

ЗДравствуйте!

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации.

Паспорт гражданина Российской Федерации, выданный не гражданину Российской Федерации, подлежит изъятию в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

То есть, если девушка получила паспорт РФ на основании гражданства РФ ее матери, то следовательно после признания ее матери не гражданкой РФ, она также признается не гражданкой РФ. Поэтому, паспорт РФ подлежит изъятию у девушки.

При этом, выдача документа, удостоверяющего личность, равноценного изъятому паспорту не предусмотрена действующим законодательством.

В связи с этим, Уполномоченным по правам чкеловека предлагается незамедлительное внесение изменений в действующее законодательство на федеральном уровне, в части утверждения формы документа, выдаваемого гражданам, по аналогии с утраченным паспортом или сданным в целях обмена.

В Административном регламенте ФМС, утвержденном приказом МВД РФ от 28.12.2006 № 1105, в п.

38 раздела 3 указывается, что гражданам, сдавшим документы для выдачи или обмена паспорта, выдаётся временное удостоверение личности по утвержденной форме с фотографией (на срок оформления паспорта). Однако не выдается удостоверения этой же или подобной формы также при изъятии паспортов.

  • В данной ситуации, для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации девушке первоначально необходимо получить справку об отсутствии гражданства Таджикистана в в консульстве Таджикистана в РФ.
  • После этого обратиться в территориальный орган ФМС России по месту жительства для добровольной сдачи недействительного паспорта гражданина Российской Федерации и определения правового статуса нахождения на территории Российской Федерации.
  • На данный момент девушка является лицом без гражданства и имеет право приобрести гражданство РФ в общем порядке, поскольку оснований для получения гражданства РФ в упрощенном у нее не имеется.
  • Для этого ей необходимо будет получить Разрешение на временное проживание, затем получить ВИд на жительство и тогда она сможет подать заявление на получение гражданства РФ.
  • С уважением Ф. Тамара

12 июля 2012, 13:03

Прокурор разъясняет — Прокуратура Тамбовской области

Незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или принятие его в залог влечет административную ответственность

В соответствии с пунктом 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ, в том числе пунктами 18, 19, 20, 21 данного Положения.

Так, в территориальные органы Федеральной миграционной службы (далее – ФМС) по месту жительства или месту пребывания сдаются паспорта при прекращении гражданства Российской Федерации.

В случае проживания за пределами Российской Федерации такие паспорта сдаются в дипломатическое представительство или в консульское учреждение Российской Федерации в государстве пребывания, которые пересылают их в территориальные органы ФМС по последнему месту жительства или месту пребывания этих лиц на территории Российской Федерации.

Паспорт умершего гражданина сдается в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, по месту государственной регистрации смерти для направления в территориальный орган ФМС по месту регистрации смерти гражданина.

Найденный паспорт подлежит сдаче в территориальные органы ФМС или в органы внутренних дел.

Паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.

Другие основания изъятия паспорта гражданина Российской Федерации предусмотрены Положением об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, утверждённым приказом Федеральной миграционной службы от 11.03.2014 № 178.

  • Так, паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию территориальным органом ФМС России, выявившим такой паспорт.
  • Выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию, признается паспорт:
  • — оформленный на основании недостоверных сведений, указанных заявителем;
  • -оформленный на основании поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта;
  • — выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС России установлен факт отсутствия гражданства РФ;
  • — выданный лицу, в отношении которого решение о приобретении гражданства Российской Федерации отменено уполномоченным органом на основании судебного постановления об установлении факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ;
  • — выданный лицу, у которого имеется действительный паспорт (пункты 2, 3 Положения).

Незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или принятие его в залог влечет административную ответственность по статье 19.17 КоАП РФ.

Одновременно напоминаем, что Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 Федеральная миграционная служба упразднена, ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел. Сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники ФМС продолжают исполнять возложенные на них обязанности до 1 июня текущего года.

Прокуратура Мордовского района

Мвд больше не может отбирать гражданство из-за своих же ошибок

Представьте: лет 20 назад вы вернулись в РФ из страны, входившей в СССР, получили российское гражданство, оформили внутренний и заграничный паспорта.

Жили, работали, и вот пришло время менять паспорт — допустим, в 45 лет. А вам в миграционном отделе и говорят: «Мы сделали проверку гражданства по базе и вас не нашли.

Потому документы ваши недействительны, вы негражданин, оформляйте подданство с нуля по всем правилам».

Антон Дыбов

эксперт по налогообложению

Профиль автора

Первый закон о гражданстве РФ автоматически присвоил российское подданство всем, кто был постоянно прописан в стране на 6 февраля 1992 года и не имел иностранного гражданства, а также гражданам бывшего СССР, которые:

  1. Родились в РСФСР.
  2. На 6.02.1992 проживали в другом государстве, например в одной из стран СНГ.
  3. Не имели иностранного подданства.

Остальные люди до 1 июля 2002 года, когда вступил в силу новый закон о гражданстве, получали его по рождению, в порядке регистрации, принимали либо восстанавливали. Внутри России за процедуру отвечало МВД, а за ее пределами — МИД. Наличие российского гражданства сначала подтверждалось вкладышем в советский паспорт либо справкой к нему, а потом и привычным внутренним паспортом РФ.

В чехарде девяностых годов прошлого века и начала нулевых нынешнего при оформлении гражданства и после этого могло случиться что угодно.

Читайте также:  Справка об отсутствии задолженности по налогам и долгам

Чиновники не вникали в суть представленных документов и выдавали вкладыши, справки либо паспорта походя, хотя оснований для этого не было.

Либо с документами было все в порядке, но их копии и подлинники терялись — и получалось, что подтвердить законность выдачи вкладыша или паспорта нечем.

Вот пример из судебной практики. Мужчина в 45 лет пришел менять внутренний паспорт. Старый у него изъяли, а новый оформлять отказались: заявили, что прежний документ ему взамен паспорта СССР выдали по ошибке, из-за неопытности чиновницы. Нашлась даже ее объяснительная. Подтвердить факт проживания в РФ на 6 февраля 1992 года нечем: домовая книга утрачена. В итоге суд мужчине в иске отказал.

Случай из жизни. Мужчина в 45 лет обменял паспорт, а через два года получил заключение из полиции: документ недействителен. Мол, когда этот мужчина получал российский паспорт взамен советского, гражданства РФ он не имел. Данных о регистрации в России на 6.02.1992 нет, записей в базах МВД и МИД — тоже. Правда, в суде все кончилось хорошо, потому что мужчина родился в РСФСР.

Особенно уязвимы были люди, которые получили гражданство за рубежом через российское посольство или консульство, а также их дети. Все бумаги по процедуре оставались за границей и благополучно растворялись в недрах архивов без каких-либо электронных следов.

Грустная столичная история. В 2004 году одна женщина стала гражданкой РФ через посольство. Ей выдали загранпаспорт, поскольку внутренние паспорта за рубежом не оформляют. В 2006 году по этому загранпаспорту в Москве ей выписали внутренний паспорт, в 2008 году она зарегистрировала ИП, а позже получила новый загран.

И вдруг в 2017 году полиция сообщает: все документы недействительны, поскольку нет концов по самому первому загранпаспорту. В базе МИД данные отсутствуют, в посольстве записи не сохранились, а документы оттуда уничтожены, потому что закончился срок хранения. Суд, к сожалению, поддержал полицейских.

ВС рассмотрел два эпизода. В первом случае мужчина оформил гражданство РФ в российском посольстве, но документы об этом потерялись, а в базах МВД и МИД сведений о нем не было. В 45 лет он обменял паспорт, а спустя два года ему сообщили, что он, вообще-то, негражданин.

Во второй ситуации женщина получила российское подданство за рубежом вместе с родителями.

Потом она вернулась в РФ, оформила один внутренний паспорт, потом, в связи со сменой фамилии, второй и, наконец, третий — в 45 лет.

И вдруг после этого всего она получает уведомление из полиции: все неверно, поскольку родителей женщины в базу МИД внесли, а ее саму — нет. Значит, и гражданства РФ у нее нет.

Промежуточный итог обоих эпизодов одинаковый: люди, десятки лет прожившие в РФ, оказались лицами без гражданства с недействительными российскими паспортами. Хотя все это время претензий к документам не было, мужчина и женщина спокойно жили и работали. Нижестоящие суды сочли действия полиции правомерными. Но не Верховный суд, который указал вот на что.

Во-первых, когда человеку выдают российский паспорт впервые, полиция обязана проверить, есть ли у него гражданство РФ. Если паспорт выдан, человек вправе считать себя полноценным российским гражданином. Тем более он может быть уверен в этом, когда неоднократно обменивал документ, пользовался всеми правами россиянина и исполнял присущие этому обязанности.

Во-вторых, люди не должны отвечать за ошибки чиновников. Нет документов в архиве? Нет отметок в базах? Это прежде всего говорит о халатности бюрократов, на которую человек повлиять не в силах.

В-третьих, по закону оставить заявителя без гражданства можно, только если полиция на суде четко докажет, что тот изначально представил подложные документы. Либо сговорился с конкретным чиновником, а тот втихую заведомо незаконно оформил подданство.

Если в полиции добиться справедливости не удалось, то дальше дорога одна — в районный суд. Подавать нужно административный иск о признании незаконным заключения об отсутствии гражданства. В иске помимо прочего обязательно сошлитесь на решения Верховного суда и приведите аргументацию оттуда. Остальные подробности о том, как подать иск, — в отдельной инструкции Т—Ж.

У нас, конечно, не прецедентное право, но суды обязаны прислушиваться к Верховному суду, если он уже рассмотрел сходное дело. Так что вероятность выиграть суд высокая. После этого отделение ГУВМ обязано будет выдать вам паспорт либо отменить заключение о его недействительности, если документ оставался у вас на руках.

Если вы проиграли во всех судебных инстанциях и сроки обжалования прошли — увы, новая позиция Верховного суда этого не изменит. Так, к сожалению, решил Конституционный суд.

Остается либо приобретать гражданство в соответствии с действующим законом, либо подавать жалобу в сам Конституционный суд.

И уже пусть он разбирается, насколько соответствует Конституции вольное толкование ГУВМ норм, позволяющее оставить человека без гражданства из-за ошибок чиновников или из-за отсутствия отметок в базах. При удачном исходе гражданство вам вернут по мотивам постановления КС.

Является ли наличие российского паспорта подтверждением гражданства РФ?

Права человека и гражданина всегда занимали особое место в системе прав. Впервые они были закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст.

15): «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» и нашли продолжение в ст. 6 Конституции РФ: «1.

Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. … 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» устанавливал автоматическое получение гражданства лицами, имевшими прописку на территории России и внутренний паспорт гражданина СССР по состоянию на 6 февраля 1991 г.

Остальные граждане бывших союзных республик, в том числе покинувшие страну по состоянию на 6 февраля 1991 г.

и желавшие вступить в гражданство РФ в порядке регистрации, должны были обратиться с заявлениями в российские консульские учреждения до 30 июня 2002 г.

С 1 июля 2002 г. порядок получения российского гражданства был изменен вступившим в силу Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве), установившим два основных способа получения российского гражданства – общий и упрощенный.

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.

1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г.

, но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение.

Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР.

При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг.

, зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует.

Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ.

Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г.

она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г.

Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства.

Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г.

, ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара.

Читайте также:  Вид на жительство: я гражданин Узбекистана, я в 2011г получил РВП на основании брака

В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Эти данные, полученные в ходе проверки, стали причиной «сомнений» в наличии у моей доверительницы российского гражданства. Ей было направлено уведомление, из которого следовало, что она не является гражданкой России, ее паспорт подлежит изъятию, но она может приобрести гражданство в упрощенном порядке, подав заявление до 31 декабря 2019 г.

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.

№ 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.

), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п.

52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г.

№ 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен.

Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

В соответствии с п. 52 Положения лицу, у которого подтверждается наличие российского гражданства, выдается соответствующий документ. Подтвердив фактически наличие гражданства у моей доверительницы, ГУ УМВД России по ХМАО-Югре выдало ей паспорт 21 мая 2020 г.

, причем из формы № 1-П следовало, что проверка в отношении нее была проведена по учетам АСК и РАИБД. Но 20 июля того же года началась новая проверка на основании указания врио начальника УМВД России по ХМАО-Югре – т.е.

административный ответчик начал проверку «задним числом» и 20 августа 2020 г. признал незаконной выдачу нового паспорта, а не предыдущего, на основании которого был произведен обмен паспортов в связи с 45-летием.

Это, на мой взгляд, если не произвол, то однозначно выход за пределы толкования и исполнения законодательно предписанных норм.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству.

Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего.

Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

В специальном докладе «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ» от 6 декабря 2007 г. Уполномоченный по правам человека в РФ со ссылкой на заявление зам.

директора Консульского департамента МИД России отметил, что такой подход нельзя признать правильным, так как указанная база не является всеобъемлющей и исчерпывающей и не может служить безоговорочным подтверждением наличия либо отсутствия российского гражданства.

В результате таких «бдительных превентивных» мер моя доверительница почти на год лишилась права на реализацию социально значимых прав, вытекающих из гражданства России, таких как право на свободу передвижения, бесплатную медпомощь, медицинское страхование и ряда других.

Думаю, в ближайшем будущем только судебные органы будут способны разрешать подобные дела.

В споре с региональным УМВД по вопросам миграции вопрос о том, является наличие у лица российского паспорта подтверждением российского гражданства или, наоборот, свидетельствует ли изъятие этого паспорта о лишении российского гражданства, не стал риторическим: суды двух инстанций решили, что отсутствие подтверждения виновных действий со стороны лица при получении паспорта, а также доказательств незаконности выдачи паспорта или получения гражданства, равно как и отсутствие в базе данных сведений о получении гражданства, свидетельствуют о незаконности изъятия у лица паспорта гражданина РФ. Руководствуясь этими выводами, мы, адвокаты, можем эффективно защищать права граждан, не совершивших противоправных действий, но оказавшихся один на один с системой, в которой «пощады» бывшим гражданам СССР со стороны органов по вопросам миграции в решении вопросов подтверждения получения российского гражданства пока нет.

«Кто имеет право изымать у меня паспорт гражданина РФ и на каких основаниях?» — Яндекс.Кью

ОтветитьУточнитьДуров, верни TheQuestion!   · 12 янв 2019

В каких случаях изъятие паспорта правомерно1.

Если паспорт выдан в нарушение установленного порядка (гражданин предоставил недостоверную информацию, на момент получения документа не являлся гражданином России, не оплатил госпошлину, оформил паспорт не по месту жительства) или оформлен на утраченном (похищенном) бланке.

2.Если паспорт принадлежит лицу, заключенному под стражу или осужденному к лишению свободы. В таких случаях документ временно изымается органом предварительного следствия и сдается на хранение в архив, а взамен выдается справка установленной формы.

Читайте также:  В течении какого времени суд при лишении прав?

Кто имеет право изымать паспортИзъятие паспортов (других удостоверений личности) осуществляется органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой (см. п. 1, 2) паспорт. Из этого следует, что никакой иной субъект (будь то работодатель, военком, комендант общежития, библиотекарь и т.п.

) либо другой орган власти и местного самоуправления законного права на изъятие паспорта не имеют.

Другие удостоверения личности, заменяющие паспорт на территории РФ:•временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта (в случае, когда последний был похищен, утрачен или же находится на оформлении по заявлению владельца)•документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации)•паспорт моряка (удостоверение личности моряка)

•удостоверение личности военнослужащего или военный билет для лиц, которые проходят военную службу.

Что вам должны выдать взамен паспортаПри изъятии должен выдаваться акт об изъятии паспорта (другого удостоверения личности), составленный в двух экземплярах в произвольной форме.

В акте указываются дата, место составления акта, должность и фамилия лица, составившего его, сведения о лице, на имя которого оформлен паспорт, серия и номер изымаемого паспорта, а также причина его изъятия.

Подписывается такой акт лицом, его составившим, утверждается начальником органа внутренних дел или руководителем подразделения Федеральной миграционной службы. Присутствие понятых или свидетелей при составлении акта не предусмотрено.

Как правило, при незаконном изъятии паспорта «нарушитель» пытается обойтись без письменного протокола об изъятии. Обязательно требуйте составления такого акта!

12 января 2019

По Вашей классификации, срочная служба в ВС РФ, видимо, относится ко второму пункту. В принципе, от истины недалеко. 🙂

Показать ещё 2 Комментировать ответ…Комментировать…

Доклад Уполномоченного по правам человека о практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в РФ из стран СНГ

Закон сильнее власти

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Доклад составлен на основе обобщения информации о правовом положении и моральном состоянии бывших советских граждан, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ, а также анализа поступивших к Уполномоченному обращений лиц этой категории.

При подготовке доклада использованы материалы, любезно предоставленные уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, неправительственными правозащитными организациями, рядом средств массовой информации и частными лицами.

Их беспрецедентно активное и заинтересованное участие в сборе и анализе информации для настоящего доклада лишний раз свидетельствует об особой актуальности затронутых в нем вопросов.

Введение

Одним из результатов распада СССР стало возникновение во многом уникального противоречия между новой гражданской принадлежностью и национально-государственной самоидентификацией миллионов бывших граждан СССР.

Еще недавно связанные общим советским гражданством они в одночасье стали гражданами новых независимых государств. При этом единственным критерием для определения гражданства было наличие у них постоянной прописки по месту жительства на территории СССР на момент его распада.

Например, лица, прописанные в Туркменской ССР, стали гражданами Туркмении, в Узбекской ССР — гражданами Узбекистана и т.д.

Вполне понятно, что такое механическое причисление к новому гражданству «по прописке» устроило далеко не всех бывших граждан СССР.

На момент распада СССР за пределами Российской Федерации оказалось не менее 25 миллионов этнических русских и 4 миллионов представителей других российских народов.

Кто-то из них, проживая, например, в Украине, Белоруссии или на востоке Казахстана, был в достаточной степени интегрирован в местную жизнь и, видимо, не испытывал особого дискомфорта в связи с отсутствием российского гражданства.

Кто-то, напротив, столкнулся с немалыми материальными, культурными и психологическими трудностями в условиях ускоренного строительства в бывших союзных республиках национальных государств.

Общее количество проживавших в бывших союзных республиках представителей их нетитульных и реже титульных национальностей, воспитанных в традициях русской культуры, в русской языковой среде и идентифицировавших себя с Россией, учету не поддается. Ясно, однако, что и их было немало.

Из двух описанных выше источников сложилась многочисленная группа бывших граждан СССР, стремившихся приобрести российское гражданство и переселиться в Российскую Федерацию.

По имеющимся экспертным оценкам, свыше 10 миллионов человек из этой условной группы свое намерение осуществили.

Кто-то из них получил паспорт гражданина Российской Федерации до переезда в Россию в российском консульском учреждении в государстве исхода, кто-то — уже по прибытии в Россию в органах внутренних дел по месту жительства.

Следует подчеркнуть, что в условиях становления российской государственности и выработки новых административных процедур документирование соотечественников паспортами граждан Российской Федерации в силу объективных причин не могло носить единообразный и упорядоченный характер. Не был должным образом налажен и их учет.

Нетрудно предположить, что стремление людей в максимально сжатые сроки получить паспорт гражданина Российской Федерации (или штамп о российском гражданстве в действующий паспорт советского образца) в отдельных случаях выливалось в небескорыстное «ускорение» установленных процедур. Ответственность за подобные нарушения (если, конечно, их удалось доказать) переселенцы должны, видимо, разделить с работниками консульской и паспортно-визовой служб. Важно при этом понять, что, по крайней мере в первые годы после распада СССР, «ускорение» процедур выдачи российского паспорта бывшим гражданам СССР скорее всего воспринималось участниками «сделки» как мелкое «житейское» нарушение, сродни тем, что ежедневно совершали миллионы наших сограждан, «договариваясь» с инспектором ГАИ или с паспортисткой в советском ЖЭКе.

Главное же в том, что, хлопоча о российском паспорте, переселенцы из числа бывших граждан СССР преследовали только одну цель — получить равные права с другими гражданами страны, которую они искренне и не без оснований считали своей родиной.

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Ссылка на статью

Большинство водителей не видят смысла возить с собой паспорт, если есть права. И делают большую ошибку, ведь в один прекрасный момент могут встретить сотрудника ДПС, которому захочется «глянуть документики».

Чтобы правильно выйти из такой ситуации, необходимо вспомнить Правила дорожного движения, а именно пункт 2.1.1 «Общие обязанности водителей». Он гласит, что прямой обязанности передавать инспектору для проверки паспорт у водителя нет.

Если вы попадёте в похожую ситуацию, не вступайте с инспектором в дискуссию, лучше просто напомните про ПДД.

«Единственный возможный случай, когда может потребоваться паспорт, — если вы, например, забыли водительское удостоверение. Для более быстрой идентификации можете предъявить паспорт, но опять же это нигде не задокументировано, и чаще всего для проверки по базе данных достаточно назвать свои данные», — говорит юрист Елизавета Владимирова.

Поскольку в документе, регулирующем обязанности водителя, нет пунктов о том, что он обязан предъявить паспорт, можно сделать вывод, что и права считать отказ предоставить документ за неповиновение сотруднику полиции тоже нет.

Кстати, если вы по какой-то причине всё же решили показать инспектору паспорт, то имеете право сделать это из своих рук. Передавать его стражу правопорядка вы не обязаны.

Более того, любая попытка изъятия паспорта должностным лицом влечёт наложение административного штрафа.

«С пассажирами автомобиля дело обстоит несколько иначе. С точки зрения ПДД их можно расценивать и как участников дорожного движения (ведь они находятся в транспортном средстве), и просто как граждан.

Если инспектор хочет взглянуть на паспорт кого-то из людей в салоне, ссылайтесь на пункт 5.1 ПДД «Обязанности пассажиров», где нет даже упоминания об этом документе», — советует юрист Елизавета Владимирова.

Можно отметить, иногда инспекторы могут попросить паспорт у пассажиров такси для проверки возраста, так как, по крайней мере в Москве, есть негласный комендантский час, который ограничивает нахождение вне дома несовершеннолетних без сопровождения взрослых. Но поскольку мы всё же говорим о пассажирах автомобиля как об участниках дорожного движения, в их обязанности не входит ношение с собой паспорта гражданина РФ, да и в целом никакой закон не обязывает гражданина иметь при себе паспорт.

«Для тех, кто не ставит перед собой цель потягаться с инспектором в юридической грамотности, есть верный способ избежать конфликтов на почве паспорта. Сделайте ксерокопию документа и возите её в бардачке. Заверять у нотариуса не требуется.

А вот если сотрудник ДПС убеждает вас в обратном и настаивает на предъявлении оригинала, то такое требование является незаконным.

Так что теперь у вас есть право записать фамилию, имя инспектора и его номер на нагрудном знаке, чтобы впоследствии направить жалобу руководству ГИБДД», — уверена юрист Елизавета Владимирова.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *