Имеет ли право ребенок сирота на жил. площадь

Имеет ли право ребенок сирота на жил.  площадь Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Законодательство РФ различает две группы сирот:

  • дети, не имеющие родителей (дети-сироты). К данной категории относятся дети, не достигшие 18 лет и у которых умерли оба или один родитель;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей – это дети у которых родители лишены родительских прав, признаны недееспособными или безвестно отсутствующими;

На практике различий при получении жилья между двумя этими категориями закон не устанавливает.

Обе вышеописанные категории детей имеют ряд прав, которые закреплены в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Среди мер поддержки, установленных данным законом есть и обеспечение их жилыми помещениями.

Для получения квартиры сирота должен обратиться с письменным заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства или месту пребывания и встать на учет как лицо, нуждающееся в жилье.

По сути процедура получения квартиры выглядит следующим образом:

  • по достижении определенных условий ребенок собирает пакет документов;
  • данный пакет документов подается в государственный орган, который отвечает за выдачу жилья;
  • чиновники проверяют информацию, которая содержится в документах;
  • в случае, если в процессе проверки не будет выявлено оснований для отказа принимается решение о предоставлении жилья;
  • ребенок вносится в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В такой список можно попасть с 14 лет, а значит сироте или его представителям необходимо заранее подать документы на включение в список. В дальнейшем это может ускорить получение квартиры;
  • происходит процедура оформления права собственности на жилое помещение и передача жилья;

До января 2013 года сироты имели право на первоочередное получение жилья. Однако впоследствии в закон внесли изменения и в настоящее время сироты получают жилье в порядке общей очереди.

Обратите внимание !

Даже если ребенку-сироте исполнилось больше 18 лет, но жилым помещением он обеспечен не был, то такое право сохраняется за ним до момента предоставления ему квартиры.

Законодательство РФ предусматривает, что дети-сироты получают жилье без очереди в первоочередном порядке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право получить жилье. Для этого им необходимо стать на учет как лицо, нуждающееся в жилье.

Условия предоставления квартиры детям-сиротам

Имеет ли право ребенок сирота на жил.  площадь

Для того, чтобы ребенок имел право получить квартиру необходимо соответствие следующим критериями:

  • не являться нанимателем жилья по договору социального найма;
  • не быть членом семьи лица, которому жилье предоставлено в порядке соцнайма;
  • не иметь в собственности жилых помещений;
  • проживание ребенка в имеющемся у него жилом помещении признано невозможным;

Если лицо не соответствует хотя бы одному из этих критериев, в предоставлении жилья ему могут отказать.

Жилое помещение предоставляется после того, как ребенку исполнилось 18 лет.

Обратите внимание!

Если лицо достигло совершеннолетия до 18 лет (вступило в брак, заключило трудовой договор) то квартиру оно имеет право получить раньше.

Закон устанавливает к жилью для сирот определенные требования. Жилое помещение должно быть изолированным. В ряде случаев сиротам вместо отдельного жилья предоставляли комнаты в коммунальных квартирах, что незаконно.

Органы государственной власти имеют право в течении 5 лет с момента предоставления квартиры сироте контролировать ее использование. То есть если ребенок получивший квартиру в пользование грубо и систематически нарушает закон, его могут лишить данной жилплощади в качестве исключительной меры.

Жилье в обязательном порядке должно иметь действующие коммуникации (свет, вода, газ). Также площадь жилья должна быть не менее установленной законом, а именно:

  • не менее 36 м2 на одного человека;
  • не менее 42 м2 если семья сироты состоит из двух человек;
  • не менее 12 м2 на человека, в случае если в семье сироты более 3-х человек;

Если у сироты нет жилья или не имеет право пользования им, то шансы получить квартиру у него достаточно высоки.

Куда обращаться за получением жилья?

За получением жилья ребенок или его представитель (опекун, попечитель) должны обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства, если ребенок содержится в интернате или по месту пребывания. Как правило, решением подобных вопросов занимаются отделы (управления) социальных программ в администрации того или иного социального образования.

Кроме того, пакет документов необходимо направить в органы опеки и попечительства.

Необходимые документы

Для получения квартиры необходимы следующие документы:

  • письменное заявление ребенка-сироты;
  • паспорт;
  • документы, подтверждающие статус сироты;
  • справка с места жительства (пребывания);
  • свидетельство о браке (если имеется);
  • свидетельство о рождении ребенка (если имеется);
  • справка об отсутствии иного жилья в собственности или пользовании;
  • справка о составе семьи;
  • документы, которые подтверждают окончание учебного заведения, прохождения срочной военной службы, отбытия наказания в исправительном учреждении;

Если сирота уже имеет жилье

Имеет ли право ребенок сирота на жил.  площадь

Если у ребенка-сироты уже есть квартиры, то закон на этот счет высказывается однозначно. Права на льготное получение квартиры у него нет.

Единственным исключением из этого правила является ситуация, когда жилье принадлежащее сироте признано непригодным для проживания. Такое решение имеют право принять государственные органы, которые отвечают за предоставление жилья сиротам.

Для получения жилья при наличии права собственности на жилое помещение необходимо наличие одного из следующих оснований:

  • в квартире проживают лица, которые ранее утратили право на воспитание ребенка;
  • имеется письменное решение государственной комиссии о признании жилого помещения аварийным или непригодным для проживания;
  • в жилом помещении проживают лица, имеющие тяжелые хронические заболевания, что представляет опасность для ребенка;
  • ребенок страдает заболеваниями, которые делают опасным проживанием с ним иных лиц;
  • количество жилплощади, которая приходится на каждого проживающего в квартире меньше установленной законом нормы минимальной жилой площади на человека.

Также государство предоставляет сиротам дополнительную защиту от неправомерного завладения жилья третьими лицами. До 2013 года сирота мог распорядиться своим жильем сразу же после его получения, чем иногда пользовались мошенники.

Изменения в жилищном законодательстве исключают эту возможность, так как приватизировать квартиру ребенок может минимум через 5 лет после ее получения. Первоначально квартира предоставляется не в собственность, а по договору специального найма.

  • При возникновении ситуации, когда сирота попал в тяжелую жизненную ситуацию специальный найм может быть однократно продлен, но на срок не более 5 лет.
  • Специализированный найм не дает возможность распорядиться квартирой или обратить на нее взыскание за долги.
  • После истечения данного срока квартира исключается из специализированного жилого фонда и переводится в фонд социального найма.

По общему правилу если сирота имеет в собственности жилье или право пользования им то жилье ему не положено. Но в ряде случаев даже при наличии иного жилья сирота может получить необходимые ему квадратные метры

Вывод – при наличии оснований сироте вполне реального получить от государства квартиру. Перечень документов, который необходим для получения жилья не представляет в целом никаких трудностей.

К основным ошибкам лиц, которые желают получить такое жилье можно отнести:

  • ошибки при предоставлении документов;
  • отсутствия оснований для получения жилья;

Наиболее часто встречается ситуация, когда имеющееся у ребенка жилье не признают непригодным для проживания, а следовательно он не имеет права на получение льготного жилья.

Для того, чтобы избежать вышеописанных ошибок мы рекомендуем обратиться к нашим специалистам, которые имеют значительный опыт в подобных делах и уже оказали помощь не одному ребенку, в получении жилья.

Имеет ли право ребенок сирота на жил.  площадь Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Счетная палата померила сиротские метры

Госаудиторы представили отчет об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей

Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом

Имеет ли право ребенок сирота на жил.  площадь

Константин Кокошкин / Global Look Press

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб.

, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно.

По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета.

А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%.

Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Читайте также:  Электромобиль: купили в деревенском магазине детский электромобиль, заряжается от сети

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Имеет ли право ребенок сирота на жил.  площадь

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий.

Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования.

«При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено.

Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Квартира детям под опекой: как получить и кому положена

Дети, имеющие статус «оставшийся без попечения родителей» и находящиеся под опекой пользуются всеми льготами и мерами социальной поддержки, предусмотренными для данной категории.

Однако квартира детям под опекой предоставляется при наличии определенных условий.

В данной статье мы расскажем кто имеет право на получение жилого помещения, каков порядок включения детей в список очередников, какие для этого необходимы документы и когда они могут получить положенное им жилье.

Положена ли квартира детям под опекой?

Наличия у ребенка статуса сироты или оставшегося без попечения родителей и факта его нахождения под опекой или в приемной семье не достаточно для возникновения у него права на получение жилплощади.

Если у несовершеннолетнего есть право пользования муниципальным жильем (он является нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма) или у него в собственности есть квартира, то право на такую жилплощадь сохраняется за ним на ведь период пребывания под опекой.

Исключение составляют случаи, когда проживание в имеющейся у ребенка в собственности или в пользовании жилплощади признано невозможным. Принять такое решение может только специально созданная межведомственная комиссия органа местного самоуправления после рассмотрения документов, подтверждающих причины, по которым ребенок не сможет жить в ранее занимаемом жилье.

Опекун, являющийся законным представителей несовершеннолетнего, должен своевременно побеспокоиться о реализации его жилищных прав и по достижении опекаемым ребенком возраста 14 лет обратиться в орган опеки и попечительства для включения его в список на обеспечение жильем.

Кто имеет право на квартиру

Условия, при которых дети, оставшиеся без родительского попечения, вправе претендовать на получение квартиры за счет бюджетных средств установлены статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

Так, включить несовершеннолетнего в список для его дальнейшего обеспечения жилплощадью можно если:

  • нет жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности;
  • за ребенком не сохранено право пользования жильем;
  • ребенок не может вернуться в жилое помещение, которое он занимал до определения его под опеку.

Проживание детей-сирот на прежней жилплощади исключается:

  • при проживании там родителей ребенка, которые лишены родительских прав, а также граждан, имеющих определенные хронические заболевания (Приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 987н);

Предоставление жилья детям сиротам

В РФ проживает немало граждан со статусом дети-сироты. Многие из них получают пособия и льготы, а кто-то может получить от государства квартиры сиротам. Чтобы воспользоваться данной госпомощью, необходимо знать по какой схеме производится предоставление жилья детям сиротам.

Условия предоставления жилья детям-сиротам

Требования и условия предоставления жилой площади детям-сиротам регламентированы такими законодательными актами:

  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», в котором содержатся государственные гарантии в сфере социального обеспечения детей-сирот и тех несовершеннолетних лиц, которые остались без попечения родителей;
  • статьями 54 и 123 Семейного кодекса РФ;
  • статьей 292 Гражданского кодекса РФ.

Согласно вышеперечисленных законодательных актов, дети-сироты могут рассчитывать на получение социального жилья от государства только при соблюдении следующих условий:

  • претендент на получение государственного обеспечения не должен иметь выделенного жилья, которое ему досталось от родственников или по договору найма;
  • сирота не должен являться собственником социального имущества, полученное ранее по договору найма;
  • на момент обращения в компетентные социальные органы сироты должны проживать в таких условиях, которые по закону признаются неприемлемыми.

Кроме вышеперечисленных условий, которые необходимы для реализации ребенком-сиротой права на получение социального жилья, одним из основных критериев считается такое понятие, как «невозможность проживать в нынешнем помещении». Невозможность проживания признается таковой только при наличии следующих условий:

  • вместе с ребенком, который остался без попечения родителей, на одной площади проживают члены семьи, что имеют тяжелые хронические заболевания;
  • на одной площади с сиротой проживают люди, лишенные родительских прав;
  • помещение, в котором проживает ребенок-сирота, официально признано нежилым и непригодным для жизни;
  • жилплощадь не соответствует санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ;
  • претендент на получение социального жилья уже обеспечен жилплощадью, которая по квадратуре значительно меньше той, что полагается по законодательству РФ – 18 кв. метров на одного человека, но в разных регионах РФ этот норматив может отличаться.

Если ссылаться на статью 8 Закона №159, установленной нормы жилой площади, которую необходимо выделить сироте, не установлено, а лишь сказано, что в каждом муниципальном образовании по договору социального найма устанавливаются индивидуальные размеры жилой площади.

Обратите внимание! Все условия должны быть подтверждены документально, поэтому при написании и подаче заявления претендент на получение жилья должен предоставить все подтверждающие документы.

Что касается условий самого жилья, то они должны отвечать таким требованиям:

  • в качестве социального жилья не могут быть предоставлены части коммунальной квартиры – жилплощадь для детей-сирот или граждан, что остались без попечения родителей, должна быть отдельной;
  • в жилом помещении обязательно должна быть вода, газ, электричество, отопление и другие коммунальные блага.

Также по закону, месторасположение социального жилья должно быть в том же регионе, где прописан претендент на него. В случае отсутствия официальной регистрации сироты, жилплощадь должна быть предоставляться там, где он находится под опекой.

Читайте также:  Исковое заявление о разделении коммунальных платежей: как оформить?

Кому положено жилье от государства

Сироты и несовершеннолетние дети, лишенные родительского попечения, обеспечиваются жильем муниципалитетами. Жилплощадь выдается из социального фонда, если он имеется. В случае его отсутствия сироты получают сертификат на целевые средства, потратить которые можно только на покупку жилья.

Механизм обеспечения социальным жильем данной категории граждан претерпел законодательные изменения, но получатели государственной помощи остались неизменными. Так, в 2019 году получать жилье от государства будут следующие категории граждан:

  • сирота или ребенок, лишенные родительской опеки и которые достигли совершеннолетия;
  • сироты, которые стали дееспособными раньше наступления 18 лет;
  • дети-сироты, которые получили профессиональное техническое образование или вернулись с армейской службы;
  • сироты, отбывавшие срок в колонии для несовершеннолетних или местах лишения свободы.

Обратите внимание! Претендент, который хочет получить решение жилищной проблемы от государства, должен заявить о своем желании официально. Возраст гражданина должен быть в пределах от 18 до 23 лет.

Все критерии – возраст, лишение опеки и официальное заявление претендента одинаково важны. И если не соблюсти хотя бы один из них, то государство снимает с себя ответственность в разрешение жилищной проблемы ребенка-сироты. И это будет законным актом.

Сирота будет стоять в очереди даже после наступления им 23 лет – до момента получения его законного права. Снять его с очереди по закону можно только в следующих случаях:

  • получение отдельной квартиры или дома;
  • получение сертификата на целевое приобретение жилья.

На практике встречались случаи, когда сироты получали квартиру или дом в возрасте 45-50 лет.

Прежде чем сирота получит социальное жилье, государственные органы тщательно проверяют:

  • есть ли у претендента в собственности жилье или его доли;
  • есть ли у граждан, проживающих совместно с сиротой, жилое помещение, которое передано по договору найма;
  • есть ли у его родственников квартира или дом;
  • нынешние условия проживания ребенка-сироты.

Обратите внимание! Если у сироты на момент обращения в муниципалитет есть жилье, это не означает, что ему откажут в постановке в очередь. Квартира или дом должны соответствовать нормативной площади, что установлена в регионе, а также тем санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ.

Как происходит предоставление жилья детям-сиротам

Ранее в Жилищном кодексе РФ было сказано, что дети-сироты должны получить социальное жилье от государства вне очереди по договору найма. Но сейчас условия несколько изменились – каждый ребенок обязан стать в очередь в период от 18 до 23 лет.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам регламентирован Федеральным законом №159З и региональными законодательными актами.

По закону, оно должно быть предоставлено до момента наступления сиротой 23-летнего возраста или до того момента, когда он станет полностью дееспособным.

Проще говоря, сирота, который получил высшее образование или демобилизовался, уже должен иметь собственную жилплощадь.

В России с 2013 года дети-сироты получают социальное жилье только по договору найма. В документе содержатся условия передачи жилого помещения за определенную плату, а также обязанности обеих сторон. В договоре обязательно должны быть прописаны все члены семьи нанимателя.

Договор найма оформляется письменно и должен быть заключен в течение месяца после подписания смотрового талона. Те помещения, которые находятся в жилом фонде, должны использоваться только для личного проживания детей-сирот. Сдавать в аренду, дарить, продавать и приватизировать социальное жилье запрещено законом. Поэтому какие-либо махинации со стороны чиновников полностью исключены.

Наниматель должен оплачивать коммунальные услуги. Договор заключается на определенный срок, но детям-сиротам его часто пролонгируют. Сироты получают только те помещения, которые соответствуют санитарным и техническим нормам, поэтому предоставления жилья, которое находится в аварийном состоянии, запрещено законом.

Обратите внимание! Социальное жилье получить вне очереди невозможно. После окончания 5-летнего срока действия договора найма квартира может перейти в бессрочное пользование сиротой.

Пропускать срок постановки в очередь нельзя. Если ребенок-сирота не использует свое право на социальное жилье до 23 лет, то он его потеряет.

Перечень документов, порядок их предоставления

Поскольку обеспечение сирот социальным жильем является компетенцией регионов, они разрабатывают порядок работы с этой категорией самостоятельно. В первую очередь сирота обращается в органы опеки и попечительства с таким пакетом документов:

  • Заявление от имени ребенка-сироты.
  • Паспорт или документ, подтверждающий личность. Кроме этого обязательно нужно сделать ксерокопию страницы с пропиской.
  • Документ, который подтверждает статус сироты или лишения родительского попечения.
  • Документ, который подтверждает, что у претендента нет в собственности жилплощади.
  • Если есть, то свидетельство о заключении брака или свидетельство о рождении ребенка.
  • Оригинал справки о составе семьи.
  • Документ, который подтверждает: нахождение в сиротском учреждении; прохождение военной службы; отбытие срока в исправительной колонии; нахождение в специализированном санатории или медицинском учреждении.
  • Если сирота стоит на учете в центре занятости или же официально трудоустроен, необходимо предоставить соответствующую справку.

Обратите внимание! Это основной пакет документов, но в разных регионах он может отличаться. Главное условие – иметь при себе оригиналы документов.

Есть ситуации, когда от претендента на социальное жилье могут потребоваться дополнительные документы:

  • Если он проживает с родителями, которые лишены родительских прав, то необходимо предоставить решение суда. Его можно взять в органах опеки и попечительства в том регионе, где пребывала семья во время судопроизводства.
  • В случае несоответствия жилья техническим и санитарным нормам, необходимо взять справку в муниципалитете.
  • В случае болезни родственника, необходимо взять справку в медучреждении.
  • Если для проживания доля имущества слишком мала, нужно взять подтверждающий документ о собственности, в котором указывается жилая площадь и все владельцы.

Если говорить о порядке предоставления документов на получение жилья, то он таков:

  • Сирота берет справку в учебном, исправительном учреждении в случае отбывания срока или военкомате об окончании армейской службы.
  • Пишет заявление с указанием актуальных условий проживания.
  • Собирает все необходимые документы и подает их в органы местного самоуправления, занимающиеся предоставлением социального жилья данной категории населения.
  • По месту проживания сирота должен предоставить копию заявления в органы опеки и попечительства.
  • Дожидается результата рассмотрения заявки, который по закону не должен превышать одного месяца.
  • После этого необходимо подписать договор найма, а спустя 5 лет перезаключить. Получить право на бессрочное пользование жильем можно только в том случае, если наниматель осуществлял коммунальные платежи без задержек. 

Что делать в случае отказа

Если в органах опеки и попечительств отказываются оказывать помощь, на них можно пожаловаться:

  • руководству в местной администрации;
  • в министерство данного региона;
  • в прокуратуру.

В компетенцию прокуратуры входит надзор за деятельностью исполнительных властей, поэтому они пристально контролируют, чтобы дети-сироты были обеспечены всем, что им полагается по закону.

Предоставление жилья детям-сиротам: условия, процедура, оформление | Правоведус

Согласно российскому законодательству дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории граждан, которые имеют право на государственную помощь и поддержку, в том числе на предоставление жилья при его отсутствии.

Важно, что на бесплатное жилье имеют право не только дети, которые остались без родителей, но и взрослые люди, не достигшие возраста 23 лет, оставшиеся одни и без жилья. Основным законодательным документом, регулирующим права детей-сирот, является Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Нормативный акт устанавливает право детей-сирот на получение благоустроенного жилого помещения, которое выделяется государством из жилищного фонда по договору найма.

Условия предоставления жилья детям-сиротам

Жилплощадь детям-сиротам предоставляется по тем же нормам, что и в любых других ситуациях относительно договоров найма социального жилья.

Стоит отметить, что в каждом регионе установлена своя учетная норма, которая определяется законом субъекта РФ, в Москве и Московской области это Закон «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Закон устанавливает обязательные условия для получения социального жилья:

  1. отсутствие у соискателя социального жилья, полученного по договору найма, а также у его родственников и членов семьи;
  2. соискатель не должен являться собственником социального жилья, полученного по договору найма;
  3. условия проживания в помещениях, где дети-сироты проживают в настоящее время, должны быть признаны неприемлемыми.

Среди прочих условий, необходимых для реализации ребенком своего права на предоставление социального жилья, присутствует такое понятие, как «невозможность проживания на нынешнем месте». При этом, невозможным проживание признается тогда, когда оно противоречит интересам ребенка, а именно:

  • на одной жилплощади с ребенком проживают лица, страдающие заболеваниями в тяжелой хронической форме;
  • на одной жилплощади с ребенком проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этого ребенка;
  • жилое помещение признано непригодным для проживания;
  • жилое помещение не соответствует санитарным нормам;
  • ребенок обеспечен помещением, площадь которого меньше необходимой учтенной нормы, установленной законодательством.

Как происходит предоставление жилья детям-сиротам

Жилье детям-сиротам предоставляется в момент достижения совершеннолетия либо полной дееспособности, а также в возрасте до 23 лет, в том числе, в момент окончания ими образовательных учреждений, либо срока пребывания в медицинских или исправительных учреждений, окончания военной службы и другое.

С 2013 г. порядок предоставления жилых помещений детей-сирот имеет определенные правила – выдача жилых помещений осуществляется по договору найма, срок действия которого составляет не менее пяти лет. Жилье детям-сиротам предоставляется государством только в порядке очереди, внеочередная выдача отсутствует.

Важно! По истечении пятилетнего срока действия договора найма жилое помещение на условиях социального найма полностью переходит в бессрочное пользование его владельца.

Новый порядок получения социального жилья детьми сиротами полностью исключает возможность махинаций, поскольку такую квартиру нельзя приватизировать, продать, подарить или передать в пользование другому владельцу иным способом. Кроме того, стоит отметить, что квартиры, выдаваемые детям-сиротам, не должны носить статус коммунальных, то есть этой категории граждан положена выдача полноценных благоустроенных жилых помещений.

Читайте также:  Срок вступления в наследство: наследство приняла вовремя. Есть ли ограничения по времени

Жилье ребенку сироте могут предоставить, как в виде квартиры, так и в виде компенсации, в виде средств для безналичного расчета, на которые и будет приобретено жилое помещение.

Как воспользоваться льготой: порядок действий

Для того, чтобы получить бесплатное социальное жилье, соискателю необходимо подготовить перечень документов и обратиться в органы опеки и попечительства. Напомним, что на момент обращения лицу, претендующему на жилье, не должно быть более 23 лет.

Важно! При наступлении возраста 23 года гражданин теряет право на получение бесплатного жилья автоматически.

Документы, необходимые для получения жилья:

  • паспорт с регистрацией;
  • справка, подтверждающая статус сироты;
  • справка о составе семьи;
  • документ, который подтверждает отсутствие собственной жилплощади;
  • справка с места работы или учебы;
  • свидетельство о заключении брака и о рождении детей при наличии;
  • заявление в органы опеки и попечительства;
  • заявление в районную администрацию;
  • в зависимости от региона могут потребоваться иные документы.

Заявление в органы опеки и попечительства, равно как и в администрацию, пишется в свободной форме, в нем нужно сообщить о своем желании воспользоваться льготой. К заявлениям прилагаются не только оригиналы, но и копии документов.

Опека и попечительство над несовершеннолетними

Списки детей, нуждающихся в жилье

Законодательство Российской Федерации предусматривает обязательную процедуру составления списков детей-сирот, которые остались без родителей, подлежащих обязательному обеспечению жильем. Данные списки формируются работниками уполномоченного органа исполнительной власти субъектов РФ.

Именно по указанным спискам в последующем будет устанавливаться очередь предоставления жилых помещений в зависимости от даты рождения либо, при их совпадении – по дате принятия решения о включении в список ребенка-сироты.

Единственным основанием для исключения ребенка-сироты из списка на получение жилплощади может являться осуществление этого действия государством.

Переезд не может являться основанием для лишения сироты права на предоставление жилого помещения

11 августа Верховный Суд вынес Определение № 4-КГ20-25-К1, в котором разобрался, возможно ли сироте, выросшей в одном регионе, при смене места жительства получить предусмотренное законом жилое помещение в другом субъекте РФ.

Алексей Герман с детства был под опекой, поскольку его мать и отец – инвалиды и, кроме того, местонахождение последнего неизвестно. Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 16 января 2018 г.

Алексей Герман был признан лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области от 23 марта 2018 г.

он был принят на учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.

В июле 2018 г. Алексей Герман поступил на обучение на бюджетной основе в ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет» г. Москвы, сменил место жительства и переехал в Московскую область.

16 августа того же года молодой человек обратился с заявлением в администрацию Бугуруслана об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с изменением места жительства и места регистрации.

В дальнейшем распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от 9 октября 2018 г.

Алексею Герману было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, со ссылкой на то, что он был исключен из соответствующего списка в нарушение действующего законодательства, поскольку снятие его с регистрационного учета по месту жительства не может служить основанием для этого и право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ним до фактического обеспечения жильем в г. Бугуруслане.

Не согласившись с таким решением, Алексей Герман обратился в Люберецкий городской суд с иском к органу опеки о признании незаконным отказа во включении в список, о признании права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, а также о возложении обязанности включить его в список.

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на получение жилого помещения могло быть прекращено только в случае предоставления ему такого жилья на законных основаниях, снятие истца с соответствующего учета в г. Бугуруслане Оренбургской области в связи с переездом в Московскую область не лишает его права на обеспечение жилым помещением на льготных условиях по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона.

Апелляция же пришла к выводу о том, что исключение из списка администрацией г.

Бугуруслана произведено в нарушение действующего законодательства и за Алексеем Германом сохраняется право на обеспечение жилым помещением в пределах этого муниципального образования, а добровольный выезд истца в другой регион РФ не лишает его данного и конкретного права.

При этом основания для обеспечения Алексея Германа жилым помещением в Московской области отсутствуют, принимая во внимание достоверно установленный факт того, что Московская область не являлась его местом жительства на момент достижения совершеннолетия. Первый кассационный суд общей юрисдикции согласился с выводами апелляции.

Алексей Герман подал кассационную жалобу в ВС, изучив которую, Суд отметил, что в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом ВС РФ 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

«Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания)», – посчитал Верховный Суд.

Он отметил, что согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Высшая инстанция указала, что местом жительства Алексея Германа в настоящее время является квартира, принадлежащая на праве собственности И. Черниковой, в которой он был зарегистрирован 7 августа 2018 г.

, что подтверждается выпиской из домовой книги и отметкой в паспорте.

ВС заметил, что в соответствии со ст. 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

«Переезд из Оренбургской области на постоянное место жительства в Московскую область не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации», – резюмировал Суд, отменив определения кассации и апелляции и оставив в силе решение первой инстанции.

В комментарии «АГ» адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян назвала определение важным с точки зрения последующего правоприменения по аналогичным спорам.

«Действительно, профильное законодательство, а также сложившаяся практика не содержат прямого запрета на предоставление жилого помещения на иной территории, отличной от той, в которой преимущественное время проживал ребенок.

В качестве основного критерия, по которому определяется место предоставления жилого помещения детям-сиротам, названо лишь место жительства этих лиц.

Таким образом, при установлении факта проживания в том или ином городе, при отсутствии факта предоставления жилого помещения в рамках программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оснований для отказа в удовлетворении требований в данном деле не имелось», – отметила адвокат.

При этом, указала она, не имеют значения с правовой точки зрения фактические основания снятия с учета. «Полагаю, что нуждающийся в жилом помещении не может быть связан с местностью, в которой ранее проживал.

Обратное же ставило бы гражданина в ситуацию, когда помощь от государства в виде предоставления жилого помещения носила бы лишь формальный характер. Указанное жилое помещение подлежало бы реализации с целью последующего приобретения недвижимости в той местности, в которой гражданин учится, работает либо связан с ней иными обстоятельствами.

Это в свою очередь вызвало бы как минимум неудобства, связанные с продажей имущества, и как максимум потенциально ставило бы нуждающегося в трудное финансовое положение, так как стоимость имущества в различных регионах отличается в разы.

Таким образом, натурное предоставление жилища теряет свои функциональные задачи и превращается в материальное обеспечение, которое с большой вероятностью кратно будет отличаться от необходимого для приобретения аналогичного жилища», – резюмировала Нарине Айрапетян.

Юрист МКА «Князев и партнеры» Мария Рулькова отметила, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью государства в совместном ведении с субъектами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст.

8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. «Таким образом, единственным условием определения места предоставления жилого помещения служит место жительства лица, имеющего право на предоставление жилого помещения», – указала Мария Рулькова.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *