Государственное регулирование предпринимательской деятельности: принципы и методы, проблемы, нормативные акты, самореулирование

Государственное регулирование предпринимательской деятельности: принципы и методы, проблемы, нормативные акты, самореулирование


  • Обратная связь
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
  • Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
  • Как определить диапазон голоса — ваш вокал
  • Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
  • Целительная привычка
  • Как самому избавиться от обидчивости
  • Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
  • Тренинг уверенности в себе
  • Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
  • Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

  1. Как научиться брать на себя ответственность
  2. Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
  3. Световозвращающие элементы на детской одежде
  4. Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
  5. Как слышать голос Бога
  6. Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
  7. Глава 3. Завет мужчины с женщиной
  8. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: принципы и методы, проблемы, нормативные акты, самореулирование

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

  • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: принципы и методы, проблемы, нормативные акты, самореулирование
    Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
  • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: принципы и методы, проблемы, нормативные акты, самореулирование
    Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
  • Лекция № 1, 2 Общие положения предпринимательского права
  • 1. Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

2. Теории предпринимательского права. Предпринимательское право в системе российского права

  1. 3. Предмет и метод предпринимательского права
  2. 4. Принципы предпринимательского права
  3. 5. Признаки предпринимательской деятельности
  4. 6. Соотношение предпринимательской и профессиональной деятельности

Андреев В.К. О концепции развития законодательства о предпринимательской деятельности // Российский судья. 2010. № 9. С. 20-25.

Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

Адам Смит, основоположник современной экономики, считал, что главными движущими силами экономики являются свободная торговля и свободная конкуренция, государство же не должно вмешиваться в экономические процессы. Исследуя работу свободного рынка, А.

Смит говорит о «невидимой руке рынка», находя тем самым объяснение для разумного эгоизма как эффективного рычага в распределении ресурсов. По его мнению, производитель преследует собственную выгоду, стремится к достижению своих частных интересов, но путь к этому лежит через удовлетворение чьей-либо потребности.

Тем самым, стремясь увеличить свое благосостояние, производитель увеличивает благосостояние общества в целом. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», ради удовлетворения частного интереса в то же время неосознанно реализует интересы всего общества.

Со временем «невидимая рука» изначально стихийного рынка должна превратить его в общественно полезный механизм.

Идея о стихийном рыночном регулировании экономики была подвергнута критике. Например, Д. Сорос полагает, что если рыночным силам предоставить полную власть даже в чисто экономических и финансовых вопросах, то это может привести, в конечном счете, к падению мировой системы капитализма.

В связи с этим с государство не может быть отстранено от своей функции – регулирования рыночных отношений.

Регулирующее воздействие государства должно быть направлено на устранение как провалов рынка, когда рынок становится неспособен эффективно распределить имеющиеся ресурсы, так и провалов государства, не способного в силу различных причин решить ту или иную проблему либо своими действиями дестабилизирующего общественный порядок.

Государственное вмешательство в решение этих проблем может быть оправданно в том случае, если проблемы существенны и не могут быть преодолены рынком самостоятельно. Государство же своим вмешательством способствует появлению положительного эффекта по сравнению с ситуацией отсутствия регулирующего воздействия, в чем и выражается целесообразность государственного вмешательства.

С развитием и усложнением общественно-экономических отношений стало ясно, что рыночные отношения не могут выполнять роль самодостаточного регулирующего механизма.

Без воздействия на экономику не обходится ни одно из развитых государств. Различаются лишь пределы и формы государственного вмешательства в экономику.

В России в настоящее время необходимость государственного регулирования экономики признается практически всеми экономистами и политиками.

Опыт «шоковой терапии», приведший к разрушительным для экономики России последствиям, свидетельствует о том, что без государственного регулирования рынок не сможет самоорганизоваться.

Цель государственного регулирования экономики – обеспечение реализации и защита публичных интересов, таких как оборона и безопасность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, защита социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды.

Более того, для нормального функционирования рынок сам нуждается в регулировании, в установлении единообразных правил поведения, без чего наступает хаос в экономической сфере. Речь в первую очередь идет о регулировании конкурентоспособных рынков и контроля над их деятельностью.

Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 70); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и др.

  • – Уровень государственного регулирования предпринимательской деятельности
  • Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении России находятся:
  • – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России;
  • – установление правовых основ единого рынка;

– финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д.

В российском законодательстве нет легального определения понятий «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности». В науке же предложены самые разные варианты этих понятий.

  1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем а) принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, б) организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и в) применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.
  2. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов в литературе различают следующие способы регулирования:
  3. прямое регулирование осуществляется путем установления к предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в нормативных правовых актах и в виде предписаний, адресованных конкретным субъектам;

косвенное регулирование заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы ХС.

Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций, а экономическими методами, стимулами.

К ним, например, относятся формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, налоговые льготы, кредиты, субсидии, субвенции и т.д.;

– квазирегулирование. Оно предполагает оказание государством влияния на предпринимательский сектор с тем, чтобы он самостоятельно разрешал проблемы. Государственное регулирование здесь имеет опосредованный и не столь регламентированный характер, в силу чего государственное вмешательство приобретает небольшие размеры;

– саморегулирование. Представляет собой способ решения проблем рыночными механизмами при минимальном государственном вмешательстве. В данном случае необходимо, чтобы рынок имел возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, которые не должны быть значительными и влекущими необоснованные риски для общества;

– совместное регулирование. Оно предполагает совместное участие в регулировании самого государства в лице его органов и различных участников рынка.

Контроль за действиями хозяйствующих субъектов (ХС) осуществляется и государством и участниками рынка.

Здесь должны учитываться мнение не только бизнес-сообщества, но и потребителей, контрагентов, которые в рамках прямого государственного регулирования или саморегулирования могут быть не услышаны.

Право на осуществление предпринимательской деятельности реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа – разрешено все, что не запрещено законом.

При этом могут быть установлены запреты и ограничения, которые в первую очередь закреплены в Конституции РФ (запреты: ч. 2 ст. 34 – не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию или недобросовестную конкуренцию; ограничения: ст.

55 – права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Запреты могут быть абсолютными: предпринимательская деятельность невозможна, поскольку запрещена законом (например, при недобросовестной конкуренции)

и относительными (например, запрет заниматься предпринимательской деятельностью при отсутствии лицензии, членства в СРО и др.).

Запреты и ограничения предпринимательской деятельности рассматриваются как различного рода регуляторы.К ним также относят и льготы.

  • Опыт стран с рыночной экономикой показывает возможность использования разнообразных механизмов в процессе регулирования:
  • 1) регулирование путем разработки общих правил, специально представленных в виде норм, действующих на уровне законов;
  • 2) разработка правил регулирующими органами, например, путем разработки стандартов;
  • 3) процедура выдачи предварительных разрешений (например, выдача лицензий, разрешение антимонопольной службы на концентрацию капитала;
  • 4) планы и программы;
  • 5) пошлины и налоговое стимулирование.

Основные принципы регулирования предпринимательской деятельности

Принципы предпринимательского права — это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных ст.

1 ГК РФ (равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты). Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ.

Читайте также:  Недостача в магазине: я заведующая магазином, продавец сделала недостачу

Таким образом, к принципам предпринимательского права относятся:

  1. принцип законности;
  2. принцип свободы предпринимательской деятельности (ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ);
  3. принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. принцип единого экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  5. принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 1 ст. 8, ст. 34 Конституции РФ);
  6. принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;
  7. принцип свободы договора.

Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8 и ст.

34 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.

Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст.

8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст.

8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств».

Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст.

8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом.

Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). 

Прямое государственное регулирование выражается:

    • в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;
    • установлении запретов;
    • применении мер ответственности.

 Косвенное государственное регулирование выражается:

    • в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Метод правового регулирования предпринимательского права

Под  методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на участников правоотношений для обеспечения их правомерного поведения.

Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования:

  • метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;
  • метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;
  • метод автономных решений (метод согласования), который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.

Перечисленные выше методы правового регулирования, как правило, применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).

Таким образом, метод предпринимательского права является комплексным и сочетает в себе черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.

К вопросу о соотношении саморегулирования и государственного регулирования предпринимательской деятельности в российской федерации

  • Рассматривая сложившиеся в отечественной юридической науке точки зрения относительно места саморегулирования в системе государственного регулирования предпринимательских отношений в Российской Федерации, автор приходит к выводу о том, что саморегулирование не может быть отнесено за рамки государственного регулирования.
  • Ключевые слова:саморегулирование, государственное регулирование, административное право.
  • Появление саморегулируемых организаций в Российской Федерации обусловлено проводимой в нашей стране административной реформой.
  • Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах» [1] определены следующие приоритетные направления административной реформы:
  • —        ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  • —        исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
  • —        развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
  • —        организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
  • —        завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [2] одним из принципов, которым в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться государство, является создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества.

Легальное определение саморегулирования закреплено в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» [3] (далее — Закон о СРО).

В соответствии с указанной нормой под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Вместе с тем, как справедливо отмечает Д. А. Петров, единственное на сегодня легальное определение саморегулирования является применимым лишь для целей Закона о СРО, что не позволяет считать его всеобъемлющим [4].

Следует согласиться с О. Н. Шерстобоевым, отметившим, что саморегулирование следует оценивать с различных сторон, но частное начало в нем не должно оттеснять публичное.

При этом саморегулирование является принципиально новым уровнем взаимоотношений властных и невластных субъектов административного права, при котором происходит изменение, но не отмена инструментария административного права [5, с. 55].

  1. В настоящее время в отечественной юридической науке отсутствует не только общепризнанное определение понятия «саморегулирования», но и единство взглядов по вопросу о соотношении саморегулирования и государственного регулирования предпринимательских отношений.
  2. Сложившиеся в науке точки зрения по вопросу о месте саморегулирования в системе государственного регулирования можно разделить на две группы:
  3. 1)                 Саморегулирование противопоставляется государственному регулированию.
  4. 2)                 Саморегулирование рассматривается в качестве части государственного регулирования.

Так, например, Д. О. Грачев рассматривает саморегулирование в качестве вида регулирования, противоположного государственному регулированию и не являющегося частью последнего [6, с. 21]. По мнению П. В. Крючковой, под саморегулированием следует понимать регулирование определенных сфер самими экономическими агентами без вмешательства государства [7, с. 6]. С. А. Зинченко и В. В.

 Галов напротив считают, что саморегулирование в любом случае подразумевает элемент регулирования, исходящий от государства в лице его органов [8]. С. Н. Шишкин определяет саморегулирование как усеченное государственное регулирование экономики, делегированное саморегулируемым организациям, деятельность которых, в свою очередь, находится под контролем государства [9, с. 108].

На наш взгляд, саморегулирование не может быть отнесено за рамки государственного регулирования. Государственное регулирование может осуществляться не только органами исполнительной власти, но и некоммерческими организациями, которым переданы государственно-властные полномочия.

Несмотря на наличие в науке административного права дискуссии о характере передачи государством своих функций некоммерческим организациям в целом и саморегулируемым организациям в частности в рамках настоящей статьи указанный вопрос подробно рассматриваться не будет.

Отметим лишь, что саморегулируемые организации получают и осуществляют публичные функции, что полностью согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 12-П от 19 декабря 2005 г.

Считаем возможным согласиться с точкой зрения Ю. Р. Мрясовой, полагающей, что вопрос о соотношении саморегулирования с государственным регулированием решается неоднозначно, так как его решение зависит от вида саморегулирования [10].

В мировой практике признается существование трех основных моделей саморегулирования [11].

Прежде всего, это делегированное саморегулирование, при котором государство передает часть функций (лицензирование, контроль, надзор) органу, контролируемому членами организации, которая, в свою очередь, является объектом управления.

При этом значимые решения принимаются субъектами, обладающими более богатым опытом и имеющими представление о том, каким должно быть регулирование в соответствующей сфере.

Следующая модель называется «добровольное саморегулирование». В ее основе лежит волеизъявление отдельных участников рыночных отношений, принимающих на себя обязательство действовать в соответствии с утвержденным ими порядком.

Роль государства при этом сводится к антимонопольному регулированию и направлена на недопущение ограничения конкуренции и введения в заблуждение потребителей путем незаконного использования логотипа саморегулируемой организации.

Читайте также:  Нарушение сроков по договору создания сайта

И, наконец, выделяют смешанное саморегулирование — модель, предусматривающую передачу государством части своих функций органу саморегулирования, тогда как за государством остается часть полномочий, прежде всего, принудительного характера. Третью модель иногда именуют сорегулированием, т. е. совместным участием в регулировании государства и различных участников рынка [12, с. 244].

Российское законодательство предусматривает возможность добровольного и обязательного членства в саморегулируемых организациях, в связи с чем можно выделить два вида саморегулирования: обязательное (делегированное) и добровольное.

По общему правилу согласно ст. 5 Закона о СРО членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. Вместе с тем, федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Определение 1

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это действия государства по формированию нормативно-правовой базы осуществления бизнеса.

Определение 2

Предпринимательство – это самостоятельная и инициативная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли от производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемая под свою ответственность и сопряженная с риском.

Конечная цель каждого предпринимателя состоит в получении максимальной прибыли при минимуме затрат. То есть экономический субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, в своих интересах должен исходить только из рыночных принципов.

Экономический субъект в условиях рынка не учитывает социальный аспект своих решений. В связи с этим в условиях рынка в отношении предпринимательской деятельности возрастает роль государства, которое призвано минимизировать отрицательные рыночные эффекты.

По этим причинам государство обязательно исполняет роль регулятора предпринимательской деятельности.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Государственное регулирование предпринимательства направлено на решение следующих задач:

  1. обеспечение охраны окружающей среды, которой неконтролируемые действия предпринимателей могут нанести существенный урон;
  2. обеспечение сбалансированности экономического цикла, стремление к максимальному сглаживанию пиковых форм – спадов и подъемов;
  3. обеспечение занятости населения на нормальном уровне;
  4. обеспечение защиты здоровья и жизни населения;
  5. противодействие монополизации рынка и поддержка конкурентной среды предпринимательства;
  6. развитие обеспечения государственной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства;
  7. обеспечение специальных мер защиты прав представителей бизнеса и прочее.

Указанные задачи позволяют сделать вывод о необходимости государственного регулирования предпринимательства не только для государства, но и для самих представителей бизнеса.

Виды государственного регулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать по ряду признаков:

В соответствии со степенью воздействия государства на общественные отношения. По этому критерию выделяют три вида государственного регулирования предпринимательства:

  • во-первых, максимальный, когда государство используют все доступные ему средства воздействия на предпринимательскую деятельность;
  • во-вторых, средний, когда государство старается регулировать предпринимательскую деятельность, но не злоупотреблять этим;
  • в-третьих, минимальный, когда государство стремится максимально отстраниться от регулирования предпринимательской деятельности.

В соответствии с методами. Согласно этому критерию выделяют два вида государственного регулирования предпринимательства:

  • во-первых, прямое регулирование, суть которого сводится к применению конкретных методов воздействия по отношению к отдельным представителям рынка (к примеру, наложение штрафов при нарушении законодательства в сфере предпринимательства);
  • во-вторых, косвенное, суть которого состоит в применении методов регулирования, распространяющихся на всех субъектов предпринимательства (к примеру, формирование правовой базы осуществления бизнеса).

В соответствии с территориальным критерием государственное регулирование предпринимательства делится на три вида:

  • во-первых, федерального уровня;
  • во-вторых, регионального уровня;
  • в-третьих, местного уровня.

Направления и методы государственного регулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется по ряду направлений, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, осуществления антимонопольного регулирования предпринимательства;
  • во-вторых, применение методов и форм государственного нормирования и планирования;
  • в-третьих, системы государственного регулирования цен;
  • в-четвертых, осуществление государственного контроля за предпринимательством;
  • в-пятых, регулирование системы экономических международных отношений.

Государство применяют для регулирования предпринимательской деятельности определенные методы. Эти методы можно разделить на две основные группы:

  • во-первых, прямые административные методы, к числу которых относят систему государственного заказа, определение целей стратегического развития экономики, отражение этих целей в государственных планах, осуществление государственной регистрации предпринимателей и так далее;
  • во-вторых, косвенные методы, к числу которых относят систему налогов и налоговых льгот, льготное кредитование, плату за ресурсы и так далее.

Важнейшим элементом государственного регулирования предпринимательства выступает и государственный контроль, воплощающий в себе одно из средств государственного регулирования экономической деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется посредством применения различных средств регулирования, к числу которых относятся следующие:

  • правовые, то есть те, которые воплощены в системе юридических норм, нормативно-правовых актах, правоотношениях, правосознании, актах реализации права и прочем;
  • неправовые, включающие в себя экономические, политические, организационно-технические средства. Причем следует отметить, что последние два вида средств существует только внутри правового регулирования, в то время как экономические средства могут находиться за его пределами. Разновидностью экономических средств являются меры регулирования денежного обращения, эмиссия государственных ценных бумаг, субсидии и прочее.

Методы регулирования предпринимательской деятельности

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств.

Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений.

Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка.

Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Предпринимательство в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику.

Конституция РФ обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся у нас материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы.

Первую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности.

Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности.

Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими органами утверждаются их учредительные документы — уставы.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских структур — с другой, не возникает.

Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной — от умения управлять, другой — от умения хозяйствовать.

Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.

Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.

Многообразие продукции товаров и услуг предполагает соблюдение общих параметров. Так как очень сложно определить качество того или иного продукта, услуги. Поэтому столь важное значение, в условиях рыночной экономики, приобретают такие государственно-правовые регуляторы, как сертификация, стандартизация и единство измерений.

Государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации осуществляется на основе и в соответствии с требованиями Законов РК от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продуктов и услуг».

Качество производимой продукции и оказываемых услуг определяется ГОСТами, техническими условиями и другими документами, устанавливающие определенные требования к качеству продукции, работ и услуг.

Это регулируется тем, что государство сертификаты и иные документы и знаки соответствия (зарегистрированные в установленном порядке) обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков) обеспечить соответствие реализуемой продукции, работ и услуг требованиям нормативных документов.

Закон «О сертификации продуктов и услуг» регулирует деятельность по подтверждению качества продукции установленным требованиям. «Сертификат — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям».

Госстандарт России определил номенклатуру товаров подлежащих обязательной сертификации, центры стандартизации постоянно информируют торгующие организации об изменениях в данном перечне.

Читайте также:  Налог за дарение: налог за дарение полквартиры унаследованной от мужа его дочери мужа

Государственный контроль за соблюдением стандартов, других правил обязательной сертификации товаров, работ и услуг обеспечивают органы Государственного комитета по стандартам, а так же другие специально уполномоченные органы. Нормативное регулирования единства измерений дано в Законе «Об обеспечении единства измерений». Им установлены единицы величин, средства и методики выполнения измерений. Данную функцию осуществляет Государственная метрологическая служба Госстандарта России.

Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

Предпринимательская деятельность осуществляется с учетом большого числа актов, определяющих регулирующие возможности органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие проводилось только на основании соответствующей правовой нормы.

Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, т.е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свои наименование, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует.

Среди актов-разрешений можно выделить систему лицензионных разрешений. Лицензии как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности.

Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер.

  • Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства.
  • Фискальная политика — это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений.
  • Налоги — это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, но должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

Собирая налоги, государство получает в распоряжение крупные денежные средства, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику.

Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам.

Государство применяет следующие методы регулирования: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.

Опираясь на законодательство, государство может осуществлять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения.

Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике.

Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-коммерческих операций.

Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации.

Дотации — денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но траты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

Методы и способы регулирования предпринимательской деятельности на этом не заканчиваются, существуют и другие методы, но здесь перечислены самые основные методы и способы, используемые государственными органами для регулирования предпринимательской деятельности

4. Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31.01.

2006г регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и юридическими лицами частной предпринимательской деятельности, определяет основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частной предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

Законодательство о частном предпринимательстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора. Основной целью государственного регулирования частной предпринимательской деятельности является создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства, с одной стороны и защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частной предпринимательской деятельности, с другой стороны.

  1. Основными принципами государственного регулирования частного предпринимательства являются:
  2. гарантии свободы частной предпринимательской деятельности и обеспечение ее защиты и поддержки;
  3. равенства всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;
  4. приоритета развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;
  5. участия субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающие интересы частного предпринимательства.

Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности гостиничных организаций и защиты прав потребителей гостиничных услуг являются лицензирование, стандартизация и сертификация.

Лицензирование международной гостиничной деятельности является одним из видов правового досудебного механизма ее государственного регулирования.

Лицензия есть разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление гостиничной деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий. Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

  • — заявление о предоставлении лицензии с указанием:
  • — наименования и организационно-правовой формы, места нахождения — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерено осуществлять; — копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридического лица;
  • — копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуального предпринимателя; — копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); — документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • — сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Целью лицензирования гостиничной деятельности является: защита интересов прав потребителей; обеспечение унифицированного подхода к оценке уровня и стандартов предоставления услуг; усиление правопорядка и обеспечение безопасности проживания в гостиницах.

Следует обратить внимание и на тот факт, что все гостиницы делятся на категории по уровню предоставляемого клиентам комфорта. Деление гостиниц на категории предполагает различный набор предоставляемых услуг.

Естественно, что гостиницы высших категорий предоставляют гостям более комфортабельные номера и соответственно больший набор услуг, среди которых могут быть и услуги, на осуществление которых необходима лицензия, например, медицинские или транспортные услуги.

Если гостиница предоставляет своим клиентам услуги, на осуществление которых необходима лицензия, то на такую деятельность она обязана ее получить. Причем, в соответствии с законом о лицензировании, срок действия такой лицензии не может быть менее пяти лет.

Помимо лицензирования и обязательной сертификации гостиница может претендовать на определенную категорию либо сразу в период организации, либо после проведения определенной технической и управленческой модернизации. Данная процедура будет называться аттестацией, и носить смысл добровольной сертификации.

Аттестация гостиницы преследует цели определить место того или иного отеля на рынке гостиничных услуг, облегчить клиентам и специалистам профессионалам получение информации о возможности предоставления гарантированного набора услуг, которые могут быть оказаны гостиницей определенного класса.

Аттестация гостиниц может проводиться как на национальном, так и на международном уровне. В нашей стране добровольной сертификацией гостиничных услуг и разработкой стандартов соответствия занимаются государственные органы.

В настоящее время определенная категория гостиниц присваивается на основании соответствия «Системе классификации гостиниц и других средств размещения». В нашей стране аттестацией гостиниц занимаются аккредитованные государством организации. Однако в мировой практике существуют и другие схемы присвоения категорий. Например, в Германии и Швейцарии этим занимаются независимые от государства профессиональные объединения и союзы. В Германии — Объединение гостиничных и ресторанных хозяйство (DEHOGA), в Швейцарии — Союз владельцев гостиниц. Есть страны, где параллельно существуют несколько систем классификации.

  1. Вопросы для самоконтроля:
  2. 1. Категории законов, регулирующих частное предпринимательство
  3. 2. Административные законы
  4. 3. Законодателство в ресторанном деле и гостиничном бизнесе
  5. 4. Лицензирование
  6. 5. Сертификация
  7. Рекомендуемая литература:

1) Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.

2)Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 345 с.

3) Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: “Ника-Центр”, 2008. – 543 с.

4) Ермаков В.А. Как организовать свой малый бизнес. Алматы , 2008

5) Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 2007.

6) Ф.Котлер, Д.Боуэн, Д.Мейкенз. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/М.: Юнити-Дана. 2007.-787с. 7) http://tourlib.net/books_tourism/kozyreva.htm

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *