Где найти справедливость и человечность?

К чему лучше стремиться в земной жизни? Возможна ли справедливая справедливость? Как не ввергнуть общество в кровавое противостояние в борьбе за справедливость?

Одному неглупому генералу приписывают мысль о том, что

если вы хотите всех перессорить, начните всех объединять.

Чрезмерное и не обращающее внимание на реальность человеческой жизни желание всех подружить, всех объединить, всех примирить — прямой путь к вражде, разъединению и непримиримости. Этот путь тем более пагубен, чем больше неразумных усилий будет в него вложено.

Перефразируя и перенеся эту мысль на понятие справедливости, можно утверждать, что

если вы будете требовать одинаковой для всех справедливости в человеческом обществе, то обязательно перессорите всех со всеми. 

  • Есть ли какая-то справедливость вообще (для всех)?
  • Справедливость вообще, так же как человек вообще, вне практического контекста и личностных особенностей — что-то трудноуловимое и ещё менее описываемое.
  • Для одних справедливым будет одно, для других совершенно противоположное.
  • Одни считают, что за их труд платят слишком мало, другие уверены, что с их заработков берут слишком много налогов, третьи будут считать, что за такую зарплату несправедливо вообще работать, и платить налоги не собираются вовсе.

Упёртые оппозиционеры считают, что их несправедливо не пускают во власть. Хотя, с их точки зрения, они-то уж показали бы, как правильно править, не то что нынешние «пигмеи».

Хитрые, но непростые банкиры несправедливость видят в том, что им не отдают всех денег страны в управление. Уж они-то знают толк в деньгах лучше всех и выжали бы из них максимальную для себя прибыль.

Простые, но по-своему хитрые бедные могут видеть несправедливость в том, что им почему-то надо вообще работать. Или что им мало платят, часто совершенно без всякой зависимости от прилагаемых усилий.

Где найти справедливость и человечность?

Такие люди, как Чубайс, убеждены, что им должны быть благодарны все поголовно. И те, которых позвали участвовать в залоговых аукционах, и те, которых к ним не приглашали. Просто исходя из самоощущения своей реформационной «божественности», как отца-основателя «свободного рынка», сотворившего для страны несусветное «благодеяние».

Остальные преступники, уже сидящие по тюрьмам, вполне искренне могут верить в то, что их несправедливо осудили и зачем-то отправили отбывать сроки наказания. Хотя сами они либо невиновны и их подставили или оклеветали, либо преступления от них никак не зависели, а были «запрограммированы» жестокой социальной действительностью и совершены были под грузом непреодолимых обстоятельств.

Даже проститутки могут быть недовольны тем, что их, с подачи президента Путина, называют «социально безответственными женщинами». Многие из них, и особенно организаторы их «услуг», склонны легализовать свой «бизнес», стать «социально ответственными» и платить налоги.

Словом, сколько людей, столько и частных «справедливостей», полностью, абсолютно не согласуемых друг с другом без серьёзных социальных потрясений.

Христианский подход: три вида справедливости

Христианский подход к справедливости, как и само христианство, проповедующее Христа распятого, «для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие». Жертва во имя любви, самоограничение своих желаний современному миру непонятны и для многих прочитываются как «соблазн» и «безумие».

Святоотеческое понимание справедливости лучше всего изложено Преподобным Максимом Исповедником (580–662):

Люди, обладающие рассуждением Божественных вещей, разделяют справедливость на три вида: человеческую, ангельскую и Божественную.

Что такое – человеческая справедливость? Это равное распределение чувственных благ мира сего и благожелательность к другим.

Что такое – ангельская справедливость? Это щедрое одарение Божественным знанием. Что такое – Божественная справедливость? Это страдание за тех, кто впадает в грех.

Существенным целеполагающим ключом к характеристикам этих разных справедливостей у Преп. Максима является его следующее утверждение:

Господь замыслил совершить наше Спасение посредством противоположностей: даровать нам жизнь – через смерть, и славу – через бесчестье… Это означало: «Следуй Моему замыслу и не пытайся понять его через человеческую справедливость!»

(Преп. Максим Исповедник. Три вида справедливости, или справедливость и суд).

Где найти справедливость и человечность?Преподобный Максим Исповедник. pravoslavie.ru

Высшая справедливость поэтому и проявляется в нашем земном мире под видом многим кажущейся несправедливости. По-человечески же понимаемая справедливость, как синоним равенства и стремящаяся в своей конечной утопичной цели, прежде всего к одинаковому количеству денег во всех карманах в мире, — есть путь к раздорам, войнам и революциям.

Неодинаковое обхождение с неодинаковыми людьми

У недовольных реальной действительностью требования человеческой справедливости в отношении к самому себе чаще всего заканчиваются явной несправедливостью по отношению к окружающим. Причём самоощущение достигнутой справедливости у него самого будет прямо противоположно чувству несправедливости у окружающих его. Он доволен, остальные нет.

  1. Проблема с пониманием справедливости приобретает тем более острую напряжённость, чем человеческое общество становится менее христианским по духу.
  2. В связи с этим полезно выслушать рассуждения Ивана Ильина о корнях этих проблем.
  3. Он писал:

Французская революция восемнадцатого века провозгласила и распространила вредный предрассудок, будто люди от рождения или от природы «равны» и будто вследствие этого со всеми людьми надо обходиться «одинаково»… Этот предрассудок естественного равенства является главным препятствием для разрешения нашей основной проблемы. Ибо сущность справедливости состоит именно в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.

Если бы люди были действительно равны, т. е. одинаковы телом, душою и духом, то жизнь была бы страшно проста и находить справедливость было бы чрезвычайно легко. Стоило бы только сказать: «одинаковым людям – одинаковую долю» или «всем всего поровну» – и вопрос был бы разрешён.

Тогда справедливость можно было бы находить арифметически и осуществлять механически; и все были бы довольны, ибо люди и в самом деле были бы, как равные атомы, как механически перекатывающиеся с места на место шарики, до неразличимости одинаковые и внутренне и внешне.

Что может быть наивнее, упрощённее и пошлее этой теории?

(Иван Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. О справедливости).

Где найти справедливость и человечность?

Но на этой теории сегодня построены все современные демократические общества. Это тем более странно, что древнегреческие полисные демократии, на идеалы «народовластия» которых взирали с восторгом французские философы, немецкие социалисты и российские коммунисты… были рабовладельческими обществами.

Всякий свободный гражданин греческих полисов, участвовавший в выборах и заседавший в народных собраниях, обслуживался несколькими совершенно несвободными и бесправными рабами.

Не менее характерно, что и первая республика, появившаяся после Рождества Христова, в США — была также рабовладельческой… 

Справедливость при демократии слепа, как судебная Фемида

Справедливость в утративших христианское чувство обществах не различает человеческого лица, её глаза, как глаза судебной Фемиды, закрыты непроницаемой повязкой. Она не поднимается до христианской Милости и не способна различать человеческие индивидуальности, а слепо узаконивает уравнение всех.

А ведь люди имеют от рождения разный пол, мужской и женский, такие разные и такие взаимодополняющие человеческие воплощения. Каждому отмерено изначально неизвестное и разное количество лет земной жизни, в которые один умирает во младенчестве, другой в расцвете сил, а третий дряхлым стариком.

Одни прожигают свою жизнь бездумно, не заботясь о смысле жизни, зачастую ведя себя неотличимо от мира животных.

Вторые посвящают себя ближним, отдают жизнь за Отечество, развивают полученные разнообразные дары до совершенства, становятся духовными подвижниками.

Третьи, напротив, считают всех людей себе должными, всю окружающую действительность проклятой и все свои силы кладут на то, чтобы остальные люди были лишь орудиями в их руках.

Где найти справедливость и человечность?

Одним словом, все люди бесконечно различны и не сводимы к формальным и уравнительным принципам демократической справедливости.

Кто отложит предрассудки и беспристрастно посмотрит на жизнь, — писал Иван Ильин, — тот скоро убедится, что люди неравны от природы, неравны по своей силе и способности, неравны и по своему социальному положению; и что справедливость не может требовать одинакового обхождения с неодинаковыми людьми; напротив, она требует неравенства для неравных, но такого неравенства, которое соответствовало бы действительному неравенству людей.

Справедливость настоящая не нуждается в равенстве. Равенство слишком примитивный и очень неточный инструмент достижения правды в обществе. Каждому человеку нужно своё, индивидуальное, не равное отношение. Детям не такое, как взрослым, больным не такое, как здоровым. Умным не такое, как глупым. Героям не такое, как трусам. Подвижникам не такое, как обывателям.

Безличная демократия не может дать подлинной справедливости. Демократия сужает пространство для личности, не доверяет ей, унифицирует и упрощает человеческую личность.

Настоящая живая справедливость может быть связана только с живой человеческой совестью, волей и любовью. Только человеческая личность способна культивировать справедливость, способную сопереживать, желать сократить на земле число невинно униженных или не по делам возвышенных.

Справедливость — это живое чувство, которое нельзя прописать ни в каких законах. Справедливость возможна как личное духовное стремление к правде.

Никаких коллективных или правовых чувствилищ справедливости нет, это чувство свойственно только живой личности и способно появляться в мире только через конкретных людей, стремящихся к справедливости в силу своих мировоззренческих убеждений и религиозных верований.

Так же и власть может быть по-настоящему справедливой, только если, единолично возглавляемая нравственно развитой личностью, имеет возможность употреблять свою власть для достижения правды в обществе.

Настоящая справедливость это проявление евангельской любви, которая «долготерпит, милосердствует… не ищет своего… всё покрывает… всё переносит» (1 Кор.13:4–7).

Всякая другая революционная, социалистическая ли, либеральная ли «справедливость» ищет власти над людьми. Распаляет классовую ненависть, социальную зависть, призывает к уравнительной мести.

И главное, не достигает никакого вожделенного равенства, потому что не может уничтожить саму человеческую жизнь — разнообразную, разноталантливую, разномощную, которую, сколько не клади в прокрустово ложе социальных экспериментов по поиску «окончательной справедливости», она всё равно рано или поздно взламывает эти искусственные границы. Сколько ни подстригай этот общественный «газон», он не остановится в своём свободном росте.

И ещё одно, о чём надо сказать в связи с поисками справедливости. Справедливость без милости бессмысленна. А формальное следование справедливости это путь к ссорам, противостоящим христианским убеждениям.

Где найти справедливость и человечность?

Интересен в связи с этим библейский пример, приводимый Преп. Паисием Святогорцем.

Когда пастухи Лота и Авраама стали ссориться из-за пастбищ, — говорит преподобный, — Авраам пошел к Лоту и сказал: «Негоже нам с тобой ссориться, ведь мы родственники. Какая сторона тебе больше по сердцу? Хочешь пойти направо или налево?».

Лот хоть и отчасти, но поступил из человеческих побуждений, он выбрал Содом и Гоморру, потому что там были зелёные луга, хорошие пастбища для скота (Быт. 13:1—13). И какого же лиха ему потом довелось там хлебнуть! А Авраам, движимый Божественной справедливостью, желал доставить радость Лоту.

Читайте также:  Можно ли купить яхту и зарегистрировать ее как жилье?

То, что Лот поселился в лучшем месте, даже принесло Аврааму радость.

  • Чаще всего стремящиеся к сугубо человеческой «справедливости», добиваясь для себя преференций, оказываются в «Содоме и Гоморре», откуда потом мечтают убежать куда угодно.
  • Так что лучше надеяться на Милость в раю, оставив непременно желающим справедливости получить её сполна в аду, а в жизни устраиваться, как у кого получится, но не за счёт ближнего своего.
  • Блаженны милостивые, потому что они будут помилованы!

Что такое человечность: в чем проявляется по отношению к людям, определение простыми словами, проблема проявления в жизни

Человечность — глубокое понятие. В нем заключена не только любовь к людям и участие в их жизни. Еще, это путь к хорошим заработкам, крепким дружеским контактам, уверенному положению в обществе, самореализации. Интересно почему?

Что такое человечность — значение термина

Человечность — это морально-нравственное качество личности. Слово означает гуманное отношение к другим людям, чувство любови и уважение по отношению к окружающим. Оно говорит о готовности помогать людям и участвовать в их жизни.

Понятие «человечность» подразумевает бережное отношении в принципе ко всему окружающему миру. Это забота о природе, имуществе, животных.

Если еще проще своими словами, проявления человека можно разделить на животную (инстинкты) и человеческую часть. Все что не относится к инстинктам, подходит под определение человечности.

Очевидные инстинкты:

  • спать;
  • есть;
  • инстинкт продолжения рода и др.

К инстинктивным поступкам относят действия, совершенные под влиянием страхов (осуждения, выглядеть глупо, наказания), это давление со стороны, достижение корыстной цели и другое.

Человечность подразумевает искренние намерения, душевный порыв.

Помощь или участие в жизни других людей, основанные на страхе, похоти, голоде, смущении и других инстинктах не относится к человечности.

Например, Вася Петров помогает прибирать класс, чтоб его не наказали и не засмеяли в школе. Или, Саша Иванов постоянно помогает своей сокурснице с домашними заданиями, чтоб она его вкусно кормила.

Интересное дополняющее видео по теме от Хасай Алиева.

Гуманность и человечность — разница

Есть путаница в значении слов: человечность, гуманность и гуманизм. Гуманность и человечность синонимы, но значат немного разное.

  • Гуманность — более широкое философское понятие, оно означает отношение ко всему живому, любовь и уважение, человеколюбие, систему установок личности, основанную на нравственных нормах.
  • Человечность — это качество. Заключается в высшем проявление человеческого поведения (помощь, участие, сопереживание, доброта и др.)

Гуманность — это отношение к чему-либо, а гуманизм — это система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, цель — сделать жизнь максимально безопасной и комфортной.

Для чего нужна человечность

С ходом эволюции к инстинктам людей присоединилась человечность. Именно человечность позволяет быть частью социума, зарабатывать, находить признание, заниматься любимым делом и реализовывать свой потенциал.

Ведь что такое «животное внутри нас» — это поел, поспал, в туалет сходил. Есть где переночевать — хорошо, есть «кабан» на ужин — здорово, а если получилось партнершу найти — идеально! Животному не нужны деньги, оно не действует наперед, не вкладывается в будущее. Животное есть только здесь и сейчас.

Проявляя человечность, человек получает уверенное развитие, рост доходов, крепкую семью, надежных друзей рядом. При одном условии, что человечность не только в действиях, но и присутствует внутри. Когда человек транслирует то, что действительно чувствует.

Как формируется и откуда берется качество

Человечность не появляется сразу после рождения, она формируется в процессе взросления и воспитания, благодаря социуму. Люди проявляют качество осознанно.

Основным источником формирования является пример взрослых, которые воспитывают, обучают ребенка.

  • В первую очередь это родители, затем бабуши и дедушки, другие значимые родственники.
  • Чуть позже воспитатели в детском саду, тренеры и учителя.

Если ребенка воспитывают очень строго, часто и безосновательно наказывают, это может отразиться на формировании человечности. Ребенок может озлобиться и проявлять жестокость — это противоположное человечности качество.

Навык человечного отношения ребенок нарабатывает, заботясь о домашних животных и общаясь со сверстниками. Ребенок проявляет внимание, участие, дружелюбие. Реакция социума на действия корректирует поведение. Если зачатки навыка не были сформированы до попадания в социум, у ребенка может произойти отторжение коллектива.

Дети берут пример человечности из сказок и мультиков, где показаны разные жизненные ситуации, ошибки и пути решения. Сказки учат быть другом, поддерживать и сопереживать, учат быть честными и искренними.

Единственный способ воспитать человечность в своем ребенке — личный пример. Ярче качество проявляется у ребенка из демократичной семьи, где больше одного ребенка.

Черты характера составляющие человечность

Быть человечным, значит проявлять такие качества:

  • доброта;
  • милосердие;
  • доброжелательность;
  • дружелюбие;
  • искренность;
  • открытость;
  • великодушие;
  • уважение;
  • сочувствие;
  • честность.

Можно выделить три составляющие: альтруизм, нравственность и сила воли.

Альтруизм Это принцип бескорыстной помощи. Высшая степень — жертвенность.
Нравственность Система принципов, которая помещает человека в разумные рамки, и помогает следовать выбранным ценностям.  
Сила воли Нужна, потому что человечность требует действий и усилий, превозмогание слабости, принятия решений. Помогает справится с примитивными инстинктами (с животным внутри нас).

В чем проявляется человеческое отношение в повседневной жизни

Проявления человечности повсюду. От помощи другу, где пришлось пожерствовать своими интересами, до спасения человека из горящего здания. Все что совершено бескорыстно — это про человечность.

Поищите примеры в своей жизни, поделитесь в х.  У вас наверняка было много случаев.

Героические поступки

Летом 2021 года, мужчины помогли детям выбраться из горящей квартиры. Эвакуировали по сточной трубе. Детей в квартире закрыли родители, а они стали играть спичками и начался пожар.

Смотрите видео, как люди спасают животных.

Подборка человечных поступков на дороге, снятых на видеорегистратор.

Примеры из обыденной жизни

Самые очевидные и доступные примеры:

  • Волонтерство — самый простой и понятный пример помощи тем, кто в ней нуждается.
  • Донорство — сдача крови на добровольной основе.
  • Благотворительность деньгами, игрушками, книгами. Это могут быть пожертвования на операцию, подаяния бедствующим людям.
  • Снисходительное отношение к оступившимся людям. Это сильное и достойное умение, учитывать мотивы другого человека при формировании о нем мнения.
  • Помощь людям, которым стало плохо на улице. А вы прошли бы мимо?
  • Поддержка близкого человека, когда случилось горе или неприятность, участие в его ситуации, сопереживание.

Умею выслушать и поддержать У меня плохо проявляется человечность

Примеры из литературы

Самый яркий пример безусловной человечности и человеколюбия Иисус, в Библии даже есть заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Яркий пример — произведение Гайдара «Тимур и его команда», где название говорит само за себя. Герои бескорыстно помогают другим людях и заботятся о них.

Вспомните героинь сказок: Золушка, Белоснежка, Герда. Как они заботились о всем, что их окружало, о животных, доме, людях вокруг. Героини всегда были дружелюбны и помогали другим. Они даже заботились о совершенно несносных родственниках. Понимающе относились к злодеям, понимая из суть и мотивы злых поступков.

Где найти справедливость и человечность?

В литературе и кино человечность часто усиливают в героях. Такие случаи нельзя перекладывать на настоящую жизнь, и воспринимать как руководство к действию. Преувеличение сделано лишь для яркости и выразительности.

Проблемы человечности

Основная проблема человечности — неискренность. Часто люди показывают себя человечными из-за страхов или под напором общества.

Некоторых людей быть человечными заставляют ожидания похвалы или награды, что их поступок вызовет резонанс в обществе. Не получая отклика, они возвращаются к эгоцентричной позиции и отказываются от помощи людям.

Быть человечным — значит не только помогать и совершать добрые поступки на внешнем, но и чувствовать этот энтузиазм внутри. Что внутри, то и снаружи. Если человек действует из состояния «так надо делать, так правильно» — на самом деле это не человечность.

Да, действительно, иногда противостоять привычкам и системе вокруг бывает трудно. Но это возможно. Осознанное проявление человечности через сопротивление на первом этапе, уже лучше, чем ничего. Главное начать.

Еще одно видео о человечности, очень глубокие слова. Размышления о животной и человеческой части в нас, о искушениях и выборе верного, пусть не всегда легкого пути.

Что дает человечность — 8 преимуществ

Человеческое отношение к людям имеет много плюсов:

  1. Позволяет фокусироваться на добрых поступках, помощи, любви, сострадании. Этот фокус позволяет воспринимать окружающий мир позитивно, появляется больше возможностей.
  2. Появляется энергия на действия, чтоб мир вокруг стал лучше. Формируется видение достойного будущего, это заряжает.
  3. Меняется отношение к людям, появляется вера в лучшее начало человечка.
  4. Экологично удовлетворяется потребность человека быть значимым для других людей.
  5. Укрепляются отношения с родственниками, друзьями и новыми знакомыми. Улучшается навык общения. Душевные человечные люди словно притягивают других людей.
  6. Улучшается финансовая ситуация, так как появляется больше возможностей.
  7. Открывается простор для самореализации. Если человек открыт, и другие люди будут ему открыты. Такого человека с охотой принимают, следят за его развитием.
  8. Улучшается отношение к самому себе, как к личности, повышается самооценка.

Как развить в себе качество — техники

???? Первое. Для начала возьмите лист бумаги и ручку, составьте табличку из двух столбиков. Напишите минимум по 10 пунктов.

Таблица нужна, чтоб увидеть сколько позитивного принесла человечность именно в вашу жизнь на данный момент.

Как у меня проявляется человечность Что мне это дает (может дать)
Перевел бабушку через дорогу Хорошее настроениеИнтересный рассказ о растениях (потом вырастил дома зелень)
Помог другу поклеить обои Сблизились, теперь проводим выходные играя в баскетболл, настолки и другое
И т. д… И т. д…

Пример выполнения домашнего задания

???? Второе. Ежедневное ведение дневника. Через дневник отслеживать, как вы проявляете человечность каждый день, и что она дает, что потенциально может дать.

Чтобы было проще развивать в себе эту черту, планируйте поступки, делайте выбор между инстинктами и человечностью. Запланируйте на первый месяц хотя бы по одному человечному поступку за день. А вечером разбирайте его в дневнике.

Так, начиная с малого, вы научитесь разделять животное начало и человечность. Шаг за шагом развивая в себе эту черту.

???? Третье. Интересуйтесь другими людьми, укрепляйте коммуникации с другими людьми, общайтесь.

Читайте также:  Кто является близким родственником по законодательству рф: семейному кодексу и другим законам, особенности данного правового статуса

Обязательно поделитесь своими наработками в х, это залог успешного внедрения техники. Так вы соберете все мысли в единое целое. И ваши записи будут мотивировать других участников.

Как отключить человечность

Практикуя человечность, могут возникнуть сомнения, что будут отрицательные эффекты, например:

  • «мне сядут на шею, если я буду таким добрым»;
  • «а если я буду помогать, а мне нет»;
  • «вдруг меня засмеют»;
  • «у меня нет денег на помощь»;
  • «у меня просто не хватит времени всем помогать» и др.

Может возникнуть желание отключить человечность. Мы все люди, и это нормально ощущать опасение, страх и сомнения.

Только отключить человечность — это не выход. Описанные выше сомнения относятся к неумению выстроить границы с другими людьми, неумению планировать и расставлять приоритеты, нестабильной самооценке. Этому можно научиться, выключать в себе человеческую часть для этого не нужно.

Где найти справедливость и человечность?

Совет статьи

В статье мы много говорили о заботе о людях, окружении и пространстве вокруг. При всем этом не нужно забывать заботиться о себе. На первый взгляд может показаться, что это взаимоисключающие вещи. Нет, они взаимодополняющие.

Можно научиться жить в балансе, заботиться о себе и проявлять человеческое отношение к людям. Именно этот баланс и дает желаемые доходы, крепкое положение в социуме, самореализацию.

Цели нашего проекта показать здоровые проявления. Чем ваше состояние более стабильное и наполненное, тем больше вы сможете дать другим людям. Поэтому важно заботиться и о себе.

Напоминаю, делитесь в х случаями из своей жизни, из жизни близких и друзей. Расскажите, что дало вам проявление человечности? И конечно, делитесь статье в социальных сетях, сохраняйте в закладках, так вы сможете вернутся к ней в любое удобное время.

Фотоальбомы

 «Когда устранили великое Дао, появились «человечность» и «справедливость». Мудрость Лао-цзы, 119

Где найти справедливость и человечность?Лао-цзы призывает относиться с осторожностью к таким ценностям, как человечность и справедливость. Они являются механизмом, с помощью которого общество вмешивается в изначальную природу человека, путем манипуляций навязывая обывателю такое поведение, которое усиливало бы общественную систему за его, обывателя, счет. Ценности под названием «человечность» и «справедливость» замешают собственные желания и потребности человека, неизбежно приводя к поступкам, входящим в противоречие с его собственными интересами. Такие вроде бы доброкачественные ценности, как любовь, честь и патриотизм, на самом деле обладают коварной властью над человеком. Они позволяют социуму достичь своей цели — контроля — и разрушить жизнь индивидуума.
Как могут ценности, столь очевидно противоречащие собственным интересам личности, получать такое широкое распространение? Разве не должны эти ложные ценности, неминуемо ведущие к несчастливой жизни, выказать свою несостоятельность, едва появившись? Как даосизм объясняет этот абсурд? Чжуан-цзы отвечает:

«И тогда перепутались радость и гнев, простое смешалось с хитроумным, добродетель стала соперничать со злом». Мудрость Лао-цзы, 126

Ученик Лао-цзы объясняет, что такие ценности, как человечность и справедливость, вызывают такую путаницу в умах, что могут понуждать человека действовать вопреки его собственным интересам.

Ведь эти ценности социума кажутся изумительно прекрасными! К сожалению, в реальной жизни они не действенны и являются своего рода предписанием к заблуждениям и страданиям.

Как это возможно, что христиане на всех углах расхваливают Десять Заповедей, когда на протяжении многих веков они не перестают убивать друг друга? Когда кто-то нападет на доброго христианина, как может он во исполнение библейских заповедей подставлять другую щеку только для того, чтобы получить по ней еще и еще раз? Как может получиться так, что человек всю Жизнь работает изо всех сил и добросовестно платит налоги только для того, чтобы на склоне лет оказаться позабытым-позаброшенным в доме престарелых? Подобные неувязки между ценностями социума под названием «человечность» и «справедливость» и грубой реальностью жизни вызывают путаницу и заблуждения. Когда такие ошибочные ожидания не получают подтверждения в реальном мире, это напоминает использование неточной дорожной карты. Ясное видение реальности невозможно, а жизненное странствие наталкивается на серьезные препятствия.

Далее Чжуан-цзы подробно объясняет, что «человечность» и «справедливость» были принесены нам «общественными мудрецами». Он решительно утверждает, что законы «общественных мудрецов» нужны им, чтобы спасать свои воровские душонки.

Он предупреждает, что общество — это хитрый вор, который ворует у своих добровольных жертв — у граждан. «Общественные мудрецы» долго убеждали нас, что большая семья, большой дом и большая машина символизируют эдакий протокол, где зафиксирована победа в игре под названием «жизнь».

Политики, религиозные лидеры и академики пропагандируют такую расстановку приоритетов, которая служит их собственным интересам, а не интересам личности.

В своем крайнем лицемерии «общественные мудрецы» призывают народ отказаться от своих естественных инстинктов, отдав силы защите интересов меньшинства на вершине социальной лестницы. Как выражается Чжуан-цзы, такие мудрецы — «острое оружие Поднебесной» (Мудрость Лао-цзы, 124).

Важно помнить, читая Лао-цзы и Чжуан-цзы, что они проводят различия между мудрецами истинными и «общественными мудрецами». И тот, и другой часто употребляют слово «мудрецы», и читателю приходится самому каждый раз соображать, какое значение этого слова следует применить.

Истинный мудрец — это наставник с ясным взглядом на мир и четким пониманием, как следует действовать в нем; ему неинтересно принимать участие в лицемерии общественной жизни.

«Общественный мудрец», напротив, является мощным манипулятором, который наслаждается своим положением лидера в обществе и который использует «человечность» и «справедливость» в своих интересах — как правило, для стяжания богатства, славы и власти.

Если человек и дальше углубляется в туман заблуждений под воздействием чар «общественных мудрецов», ему приходится столкнуться с постоянной сменой ценностей социума. В то время гак законы природы неизменны, искусственные ценности «человечность» и «справедливость» пребывают в постоянной изменчивости.

В соответствии с даосским принципом единства противоположностей, чем более лицемерны ценности социума, тем более значительно и непредсказуемо они имеют свойство меняться. Например, Германия в конце XIX века была одной из самых либеральных и прогрессивных стран в мире, а через двадцать лет она превратилась в общество, где процветали нетерпимость и террор.

В 1917 году правительство России объявило вне закона религию и частную собственность. Религия вернулась в 1990 году, а капитализм теперь правит бал.

В 1920-е годы среди представителей клана Кеннеди были люди, которые занимались незаконной торговлей спиртным и махинациями на фондовой бирже, однако это семейство сделалось любимой и уважаемой политической династией, щедро подарившей миру многочисленных конгрессменов, сенаторов и одного президента.

  • Такая смена ценностей на диаметрально противоположное служит источником путаницы в умах простых людей и порождает анархию и хаос по мере того, как лицемерие становится все беззастенчивей. Как сказал Чжуан-цзы,
  • «Когда рождаются мудрецы, плодятся и разбойники» (Мудрость Лао-цзы, 123).
  • Вопиющее лицемерие служит причиной того, что появляется оппозиция, а затем все выливается в осознанные акции революционного насилия или в неосознанные психические расстройства. Поэтому-то Чжуан-цзы и предлагает людям
  • «отбросить человечность и справедливость — и люди придут к Мистическому Единству» (Мудрость Лао-цзы, 125).

Ясно, что ликвидация заблуждений и смуты в умах является ключевой предпосылкой для выбора правильного действия. Мы не можем жить счастливой и здоровой жизнью, пока пребываем в состоянии смуты. Заблуждение и путаница сводят на нет те способы, с помощью которых мы определяем, когда нужно действовать.

Заблуждение также разрушает нашу способность обнаруживать те силы, которые оказываются у нас на привычном пути. Нередко этот грех — заблуждение — даже не позволяет нам понять, каков наш путь.

Вести самолет без навигационных приборов или ехать на машине через нескончаемый туман — вот чему подобно заблуждение.

В войне между личностью и всеобщими ценностями конечный результат определяется ясностью мышления. Лао-цзы призывает нас «осознать простую самость». Для этого мы должны заглянуть за полосу тумана и увидеть реальность без искажений.

Так как же нам противостоять шквалу ценностей социума, который от самого рождения обрушивается на нас и ослепляет? Каким образом ученику начать преобразовывать себя из послушного, сбитого с толку орудия общества в даоса с ясным мышлением? Разве реально возможно достичь «простой самости» в сегодняшнем мире?

К счастью, Лао-цзы ясно указал с чего начинать:

«Кто признает безумие безумием, тот сам не безумен.» Мудрость Лао-цзы, 297

Через понимание того, какие из ваших ценностей навязаны вам обществом, вы начинаете продвигаться по пути уничтожения этого главного источника заблуждений.

Отдавая себе отчет, какие ваши желания являются естественными, а какие привиты вам обществом-надзирателем, вы медленно осознаете и реализуете свое естественное «я», свою «самость». Сказать легко, а на деле это требует строжайшей дисциплины мысли. Это путь, который далеко уведет вас от жвачного стада обывателей.

Выбор у вас есть; принять искусственную любовь «человечности» социума и искусственные законы его «справедливости» — или сражаться за свою естественную сущность.

Чтобы справиться со своим «безумием», напоминайте себе о своих неизбежных ограничениях. Принципы «человечности» и «справедливости» зиждутся, во-первых, на вере в то, что индивидуум способен понять и решить проблемы этого мира, а во-вторых, на вере в то, что инструментом, с помощью которого возможно совершить такой подвиг, является усовершенствованный общественный порядок.

В реальности ограничения, присущие каждому человеку, не Дают возможности делать что-либо иное, кроме как наблюдать за этой реальностью, которая непосредственно влияет на его благополучное существование. Следствием лживого утверждения общества, будто один человек может улучшить этот мир, является контролирующая власть «человечности» и «справедливости».

Понимая, что ваши ограничения позволяют вам осознать и осуществить лишь ваш собственный путь, вы избавляетесь от ложных и неподходящих ценностей. Даже случайные мысли о том, что можно улучшить мир, приняв ценности социума, — это проявление душевной болезни. Даос знает, что его ограничения направляют его мысли и действия лишь к тем ценностям, которые могут улучшить его текущую ситуацию.

Думать иначе — нелогично или откровенно ошибочно.

Для излечения от «безумия» жизненно важно признать, что ценности под названием «человечность» и «справедливость» суть ценности вора, цель жизни которого — обокрасть вас. «Общественные мудрецы», пропагандирующие некие ценности, действуют в ущерб вашим интересам и только умножают ваши заблуждения и смуту.

Эти провокаторы неустанно трудятся, чтобы убедить вас работать на двух работах, купить дом побольше, рожать и растить детей и воевать вдалеке от дома, пока вы полностью не выбьетесь из сил. Все эти уважаемые политики, учителя, религиозные вожди и философы вынашивают тайные замыслы, чтобы повлиять на ваш ум с выгодой для себя.

Чжуан-цзы признает этот факт;

Читайте также:  После смерти сына остался кредит

«Добрых людей мало, а плохих много, поэтому польза от [общественных] мудрецов незначительна, а вред велик». Мудрость Лао-цзы, 123

Смешно, но грабитель, который вынесет ваш телевизор, вполне заслуженно сядет в тюрьму, тогда как величайшие воры — «общественные мудрецы» — присваивают состояния и пользуются уважением общества.

Осознание того факта, что творцы «человечности» и «справедливости» — люди дурные служит важным ключом к ликвидации той разрухи, которую они устроили в ваших мозгах.

Став конструктивным циником, вы выстраиваете психическую защиту против «общественных мудрецов», бомбардирующих вас своими ценностями.

По мере того как проясняется ваш взгляд, вас ожидает пугающее открытие: ценности большинства окружающих вас людей абсурдны в корне.

Как ни печально, но большинство не может и не хочет слышать, как с треском разламываются их устоявшиеся, взлелеянные убеждения. Им слишком трудно отказаться от спокойствия, обеспеченного им их заблуждениями, ради света ясного видения.

Обыватель не желает слушать критические замечания, вскрывающие лицемерие высокочтимых «мудрецов».

Истинный даос признает это и, соответственно, держит свои мысли и мнения при себе. Он прячет свое понимание абсурдности ценностей социума, маскируя свои убеждения. У него нет желания становиться мишенью для разъяренного общества и таким образом преобразить запутавшееся сборище людей.

Ничто не может больше отвлечь даоса от его удобного повседневного распорядка, чем вступление на путь демагога. Любая попытка преподать обществу естественные ценности — это плачевный акт заблуждения, за которым неизбежно следует несчастье.

Следовательно, необходимым условием осознания и осуществления своего пути является маскировка своего неприятия «человечности» и «справедливости».

Основная причина использования маскировки для сокрытия присущей даосизму чуждости общественному соглашению заключается в признании того факта, что общество не готово к истине Дао.

Лао-цзы понимал, что общество в большинстве своем зависит от успокаивающих заблуждений, каковыми являются «человечность» и «справедливость»; он также знал, что, поскольку человечество утратило свои природные инстинкты, по-настоящему постичь его учение способна только горстка избранных даосов.

Он предупреждал, что, если научить простого человека отбрасывать ценности социума, это может обернуться против того, кто учит, и выльется в анархию.

Естественный порядок животного царства остается в силе, поскольку он не испорчен социальной инженерией, получившей неверное направление, как в человеческом обществе. Однако время для масс, из которых состоит общество, уже навсегда упущено, так как они никогда не смогут вновь обрести свою утраченную сущность.

Поэтому любая альтруистическая попытка распространить в народе даосское знание будет подобна открытому ящику Пандоры. Если отнять у обывателя сдерживающее начало ценностей социума, он, утративший свою направляющую природную сущность, станет своего рода неуправляемой ракетой.

Лао-цзы предлагает даосу сосредоточить свои ограниченные способности на исцелении собственного «душевного нездоровья» и оставить обывателя барахтаться в его заблуждениях.

Материал взят из книги «Истина Дао. Даосизм для Запада». Автор Грандмастер Алекс Анатоль.

Сайт Грандмастера Алекса Анатоля http://www.tao.org

Справедливость: что это такое и где ее искать

Обновлено 23 июля 2021 Просмотров: 189 355 Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопросом, что такое справедливость и есть ли она вовсе, задавались люди с испокон веков.

Сегодня эта тема тоже актуальна, особенно у западных цивилизаций и в России в частности. Как говорил герой нашего культового фильма: «Сила в правде (читай справедливости), у кого правда, тот и сильней!».

Поэтому сегодня мы попробуем ответить на вопрос, что такое справедливость, зачем она нам так нужна, какая она бывает и кого можно назвать справедливым человеком.

Справедливость — это..

В толковом словаре Ушакова справедливость трактуется, как следование норме или правде, не предвзятость к чему или кому-либо, правильность.

Речь идет о беспристрастном, должном отношении людей друг к другу, равенстве. Рассматриваемый термин происходит от слова «правило», которое распространяется на все общество.

Справедливость — это требование соответствия между тем, что человек делает и что получает взамен.

Совершил хороший поступок – значит, достоин награды и похвалы. Сделал что-то антиморальное и противозаконное – получи наказание.

Однако, реальность показывает, что справедливость в абсолюте не существует. Если рассуждать с точки зрения юриспруденции, то все мы – граждане своей страны, имеем равные социальные права, свободы, ходим под одним законом, несем одинаковую ответственность, если его нарушаем.

И это так. Но что мы видим, выходя за рамки закона? Правила меняются. Или нет. Таковыми остаются только те, что выгодны лично нам.

Пример из жизни. Поздним вечером девушка возвращается домой, на нее нападает грабитель с ножом. Случайный прохожий вступается за бедняжку, дерется с хулиганом, нанося ему в ходе драки многочисленные травмы.

В итоге спаситель садится в тюрьму за причинение тяжкого вреда здоровью, а нападающему достается роль пострадавшего. Справедливо? По закону да – нельзя бить и калечить других людей, а по-человечески?

Большинство людей скажут, что такой расклад – вопиющая несправедливость, ведь по сути, осужденный парень герой, а не преступник.

Виды справедливости

  • Впервые о том, что такое справедливость, стали рассуждать древние философы, занимающиеся вопросами морали и политического права.
  • Они видели справедливость, как отражение физических, природных законов в социальном поле.
  • Аристотель выделил два вида справедливости (которых современное общество придерживается до сих пор):
  1. Уравнительная – ее суть заключается в том, что равные индивиды имеют равные права на различного вида блага и ценности: работу, зарплату, возмещения вреда.

    Например, ученики в школьном классе занимают одно и то же положение, им всем одинаково полагаются парты и стулья, знания учителя, поощрения и наказания, участие в мероприятиях и т.д.

  2. Распределительная – основана на принципе «каждому свое», то есть, отношение к конкретным людям определяется по конкретным критериям.

    Здесь примером могут послужить начальник и подчиненные, где первый является распределяющим лицом. Петя поработал хорошо, поэтому будет ему премия, а вот Костя весь месяц прохлаждался – его можно и уволить без выходного пособия.

Требования и той и другой справедливости, конечно, являются формальными – не содержат прямых указаний на то, кого считать равным, а кого нет, к кому какие правила применять.

Где и как ищут справедливость

В мире каждый человек хочет справедливости, особенно в отношении себя. Однако, никто не отменял таких пороков, как зависть, корысть, алчность, гордыню и т. д. Именно поэтому вне закона справедливость – это субъективное явление.

Многие люди, совершая нечто нехорошее, раскаиваются в этом, хотят, а иногда и требуют от других снисхождения, прощения, милосердия (ошибся, с кем не бывает?).

По отношению к другим в такой ситуации мы не всегда так настойчивы: оступился, должен быть наказанным (особенно если задеты наши интересы). И это справедливо, с нашей точки зрения.

Что произойдет, если двое людей (или группы) во взаимоотношениях посчитают друг друга недостаточно справедливыми в отношении себя? «Справедливым» останется тот, кто будет сильней. Но ведь на деле это не всегда так, что еще раз доказывает, что мы говорим о понятии очень относительном.

Если обратиться к законам Вселенной в рамках эзотерических концепций, то мы встретимся с мнением, что никакой справедливости не существует вовсе.

Есть закон о причинно-следственных связях, не более (еще говорят о «законе бумеранга»). С этой позиции в этом мире нет ничего случайного, все происходит так, как должно быть, на все есть свои причины.

Поэтому лучше лишний раз подумать о том, что собираешься сделать или сказать, чтобы потом не сетовать на несправедливость.

Справедливый человек – кто это?

  1. По Сеньке и шапка;
  2. что посеешь, то и пожнешь;
  3. поплатится не сват, а тот, кто виноват.

Эти и другие пословицы о справедливости заботливые родители читают своим детям с малых лет, чтобы вырастить из них достойных, добрых и честных членов общества. И все равно взрослые личности отличаются между собой характерами, мировоззрением и другими особенностями.

Так кого же мы по праву можем назвать справедливым человеком, если не в абсолюте, то хотя бы приближенно к нему:

  1. это тот, кто следует истине (что это?), правде, независимо от обстоятельств ситуации (если ваш друг совершил преступление, то вы не станете этого отрицать, покрывать его только потому, что это ваш близкий человек);
  2. справедливые суждения предполагают наличие у человека достаточного житейского опыта, знаний и мудрости (что может знать об этом ребенок?);
  3. справедливость может быть основана на законе (другое дело, если с законом не согласен);
  4. справедливый индивид опирается на благостные чувства – милосердие (что это?), человеколюбие, сострадание (что это?) (предвзятость и страсть не дадут мыслить без предубеждений);
  5. тот, кто находится в гармонии с собой и окружающими людьми, имеет свою систему ценностей и мировосприятие.

Показательной будет притча (что это?) о царе Соломоне.

Однажды к нему во дворец пришли две женщины с ребенком, каждая из которых утверждала, что младенец является ее сыном. Они просили царя рассудить их по справедливости. Он поступил следующим образом: попросил охрану принести острый меч, разрубить ребенка вдоль и отдать женщинам по половине тела.

Одна из них согласилась на предложенные условия (не мне, значит, никому). Вторая отказалась делить чадо таким образом и попросила отдать живого младенца своей сопернице. Соломон сразу понял, кто из них настоящая мать и распорядился оставить сына ей.

Взгляд на справедливость с разных частей света

  1. Россия – для русских людей это некий божественный идеал, который, с одной стороны, не достижим, с другой – должен быть целью для каждого. Этот идеал помогает отличить грешника от праведного.
  2. Для Запада справедливость – это причинно-следственные связи, в которые нет необходимости вмешиваться.

    При чем так они относятся только к своим идеалам и культуре.

  3. Восток – восточные жители не относят справедливость к мирским понятиям. Согласно им, все происходящее с тобой при жизни нужно воспринимать безропотно, подстраиваясь под них, чтобы получить ту самую справедливость после смерти.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Главная/ ЧАстые ВОпросы/ Личность

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *