Должна ли я платить страховой компании за оценку?

Страховой полис ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности. Его оформляют для того, чтобы не платить деньги во время ДТП, если владелец оказался виновником.

Целью страхования по полису ОСАГО является снижение финансовых затрат в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Существует множество особенностей проведения выплат, а в некоторых случаях возмещение ущерба вовсе не выдается.

Страховые выплаты по полису ОСАГО

В законодательстве Российской Федерации существует несколько законов, регулирующих обязательное страхование.

В них есть информация о размерах выплат, которые может получить пострадавшие лицо в дорожно-транспортном происшествии и другие положения. Это глава 48 Гражданского Кодекса, законопроект от 1992 г.

№4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно этим официальным данным, процедура страхования при участии транспортного средства разделена на несколько случаев. После их установления и принятия, финансовая выплата передается указанным в соглашении лицам. Среди них:

  1. Нанесение имущественного вреда.
  2. Нанесение вреда здоровью и жизни.
  3. Летальный исход.

Для каждой ситуации действует ограничение по выплатам, которые получает застрахованный человек или выгодоприобретатель.

Образец полиса ОСАГО

Должна ли я платить страховой компании за оценку?

Что не возмещают по ОСАГО

Любые финансовые операции по полису ОСАГО контролирует законодательная и исполнительная система Российской Федерации. Условия получения четко прописывают в соглашении.

Тем не менее, существует ряд случаев и ситуаций, когда владелец полиса не может получить возмещение ущерба. Определяет их страховая компания после проведения проверок и расследования инцидентов.

На решение комиссии могут оказать влияние следующие обстоятельства:

  1. ДТП случилось по вине природных катаклизмов или в результате маневров, проводимых военными.
  2. Случаи, которые официально признаны не страховыми и описаны в законодательстве страны. Например, это повреждение транспортного средства участвующего в гонках, проведение тест-драйва или обучения новых водителей.
  3. Выплата не проводится в том случае, если владелец полиса подал заявление на возмещение ущерба по истечению срока, указанного в соглашении. Изменить эту ситуацию может только постановление суда. Для этого заявителю придется представить документы, подтверждающие наличие уважительной причины просрочки.
  4. Преступное деяние, которое привело к преднамеренному возникновению страховой ситуации.
  5. Автомобиль был отремонтирован до осмотра страховым агентом.
  6. Если водитель, попавший в ДТП, не является владельцем транспортного средства.
  7. Страховой полис ОСАГО был подделан.
  8. Просрочен платеж за страхование автомобиля, оформленного в рассрочку.
  9. В момент возникновения страхового случая, у владельца отсутствовал действующий полис ОСАГО.

Детальную информацию о страховых случаях можно получить из Федеральных законов №309-ФЗ, №306-ФЗ, №223-ФЗ и №78-ФЗ.

%colored_text_box=7%

Всего существует три вида выплат, которые может получить владелец страхового полиса. За них можно получить деньги, фиксированной законодательством суммы. А именно:

  1. За нанесение вреда имуществу. Согласно действующим правилам полиса ОСАГО, каждый пострадавший может получить до 400 000 российских рублей.
  2. За причинение вреда здоровью или жизни. Если в результате ДТП нанесены увечья или травмы, пострадавшая сторона может получить до 500 000 российских рублей компенсации.
  3. За смерть застрахованного лица. В данном случае выплата делится на две части. Первые 475 000 российских рублей получает лицо, указанное как выгодоприобретатель. Другую часть, в размере 25 000 российских рублей получает организатор погребения.

%colored_text_box=8%

Существует вероятность, что пассажир, пребывающий в транспортном средстве на момент ДТП, был застрахован в другой организации. В этом случае действие полиса ОСАГО на него не распространяется.

Выплата ОСАГО по европротоколу

При возникновении аварии, ее участники могут составить протокол европейского образца. Это официальный документ, который позволяет не только решить ситуацию без прибытия правоохранительных органов, но и окажет влияние на сумму выплат по страховому полису ОСАГО.

Европротокол — образец

Должна ли я платить страховой компании за оценку?

На данный момент сумма финансового возмещения ущерба равна 100 000 российских рублей по всей территории Российской Федерации, за исключением, городов Москва и Санкт-Петербург, а также их областей. В этих регионах страны размер выплаты равен максимум 400 000 российских рублей.

Для того чтобы европротокол приняли во внимание в страховой компании, его должны заполнить оба участника ДТП. После этого документ направляют на рассмотрение, но не позже, чем за 5 суток после аварии.

К протоколу должны быть приложены видео или фото доказательства нанесенного ущерба.

Единственным условием, которое должны соблюдать оба участника ДТП до момента осмотра работником страховой компании, является отсутствие ремонта пострадавших автомобилей.

Образец заполнения европротокола

Должна ли я платить страховой компании за оценку?

%colored_text_box=1%

Самостоятельно рассчитать выплату может каждый владелец полиса ОСАГО. Для этого специально разработана формула. Главную роль в ней играет базовый тариф и переменные, указанные в договоре или получаемые после оценки ущерба от ДТП. Формула выглядит следующим образом:

  • ОСАГО=БТ×ТК×КБМ×КВС×КДВ×КМ×КПИТ×КСОП×КН
  • %colored_text_box=9%
  • Расшифровка буквенных символов:
  • БТ – базовый коэффициент.
  • ТК – территориальный коэффициент.
  • КБМ – коэффициент бонус-малус.
  • КВС – коэффициент возраста и стажа водителя.
  • КДВ – коэффициент допущенных водителей.
  • КМ – коэффициент мощности.
  • КПИТ – коэффициент периода использования транспорта.
  • КСОП – коэффициент срока оформления полиса.
  • КН – коэффициент нарушений ОСАГО. Его используют лишь в тех случаях, когда имеет место грубое нарушение договора страхования.

%colored_text_box=3%

Самостоятельно трудно, а в большинстве случаев и невозможно осуществить подсчет выплаты, которую владелец транспортного средства получит по полису ОСАГО. Причиной тому являются отсутствие информации о стоимости ремонта, оценки повреждений специалистом-ремонтником, цены на приобретаемые материалы, а также расценок на детали, которые невозможно отремонтировать.

%colored_text_box=2%

Самым интересным пунктом считается то, что сумма выплаты зависит от даты ДТП и места где оно произошло. Поэтому стоимость и ремонта одних и тех же повреждений будет разной, так как в календаре стоит другое число, а авария случилась в другом регионе страны.

В процессе применения методик Банка России, работник страховой компании обязан обратить внимание на износ автомобиля и его отдельных механизмов. Расчет же стоимости материалов, потраченных на ремонт, высчитывает исходя из средней цены на них по всей стране, а не в конкретной области.

Тем не менее, формула, позволяющая рассчитать сумму выплаты такова:

РК=СР+СМ+СД

  • Где РК – размер компенсации;
  • СР – стоимость ремонта;
  • СМ – стоимость материалов;
  • СД – стоимость деталей.

Специальный калькулятор для подсчета размещен на официальном сайте Российского союза автостраховщиков.        

Выплаты при отсутствии ОСАГО

В статье 4 Федерального закона №40-ФЗ «Об ОСАГО» четко прописаны условия того, что страховка должна быть оформлена каждым владельцем транспортного средства. Если она отсутствует, водителю грозит административное взыскание, согласно действующему постановлению 12.37 КоАП РФ.

  1. Если у пострадавшего участника дорожно-транспортного происшествия нет полиса ОСАГО, а виновник его имеет, то возмещение ущерба может быть затребовано у страховой компании.
  2. %colored_text_box=10%
  3. Пострадавшему лицу достаточно попросить у виновника аварийной ситуации страховой полис, записать его данные и подать, согласно Положения ЦБ РФ №431-П «О правилах ОСАГО», в страховую компанию необходимые документы.
  4. %colored_text_box=4%

Если же полиса ОСАГО нет у обоих участников ДТП, то урегулировать конфликт можно без судебного разбирательства. Для этого виновник должен будет возместить ущерб или провести ремонт автомобиля. Если же он отказывается, придется обратиться в суд. Страховые компании в этом случае никаких выплат не делают.

Документы для выплаты по ОСАГО для страховой

Чтобы лицо, имеющее оформленный страховой полис ОСАГО, смогло получить компенсацию, понадобится собрать комплект документов. Среди них:

  • заявление, написанное для получения выплаты;
  • договор страхования и протокол, описывающий ДТП с подписями обеих сторон;
  • в зависимости от ситуации – европротокол, документ об административном правонарушении, постановления по делу или отказ от его возбуждения;
  • права собственности на машину;
  • доверенность на управление автомобилем, в случае аварии без участия владельца ТС;
  • расчетный счет для проведения выплаты, а также разрешение социальной защиты, если выгодоприобретатель не достиг совершеннолетия;
  • документы, указанные в правилах и договоре ОСАГО.

%colored_text_box=11%

Должна ли я платить страховой компании за оценку?

Типы возмещений по полису ОСАГО

Любая страховая организация, имеющая юридическое право выдавать ОСАГО, может проводить выплаты двумя различными способами. Среди них:

Первый тип возмещения ущерба является приоритетным. Это означает, что страховая компания за свои личные деньги, исходя из расчета по полису ОСАГО, проводит ремонтные и восстановительные работы. При этом организация уполномочена сама выбрать СТО.

У большинства компаний имеются заключенные договора со станциями технического обслуживания. Если же автомобиль новый и у него не истек срок гарантийного ремонта, его отправляют на восстановление к дилеру.

Любые работы, проведенные таким способом, имеют гарантийное обязательство, которое действует 1 год.

Чтобы владелец автомобиля смог получить денежную компенсацию, нужно появление особых условий. Среди них:

  1. Автомобиль получил серьезные повреждения, которые невозможно устранить во время ремонта.
  2. Пострадавший в автомобильной аварии погиб.
  3. Водитель получил тяжелые и средней тяжести травмы, а также указал именно этот вид компенсации в заявлении.
  4. Стоимость ремонтных работ оценивается дороже, чем максимально допустимая выплата.
  5. Потерпевшим является инвалид, имеющий медицинское заключение, разрешающее управление транспортным средством. При этом он обязан указать этот способ выплаты в заявлении.
  6. Если станция обслуживания, из перечня тех, с которыми заключен договор страховой компании, не может выполнить ремонтные работы из-за отсутствия компетенции.

%colored_text_box=12%

%colored_text_box=6%

В большинстве случаев возместить ущерб, нанесенный автомобилю, не получится. Владельцу придется проводить ремонт за собственные деньги. Исключением является ситуация, когда в результаты ДТП пострадало здоровье водителя и/или пассажиров. В этом случае выплату можно получить. Только рассчитываться с пострадавшей стороной будет Российский Союз Автостраховщиков.

Куда направлять претензию по выплатам ОСАГО

После того, как претензия была юридически грамотно составлена, ее вместе с копиями, отсылают в юридический отдел той страховой организации, где был получен полис ОСАГО и зафиксировано нарушение.

Выполнить эту процедуру можно лично. При этом подающему претензию лицу выдается номер документа и отметка о вручении. Также, можно отправить письмо почтой.

Его необходимо оформить как заказное с уведомлением.

Если ответ не поступил по истечению выделенного периода на рассмотрение заявления, можно обращаться в компании, защищающие права страхователей.

%colored_text_box=5%

Кто должен платить за независимую экспертизу ОСАГО

Конечно же, ни для кого из автомобилистов не секрет, что страховые компании занижают размер компенсации за причиненный в результате ДТП ущерб. Чаще всего, полученного возмещения не достаточно для того, чтобы вернуть транспортному средству первозданный вид.

Должна ли я платить страховой компании за оценку?Один из способов исправить эту ситуацию – обратиться за проведением независимой экспертизы автомобиля. В ходе проведения такого исследования, специалист устанавливает реальную стоимость причиненного транспортному средству ущерба. Это позволяет автовладельцу понять, правильно ли была проведена аналогичная экспертиза от страховой компании.

Читайте также:  Отказ в выплате материальной помощи при уходе в отпуск

Конечно же, основной вопрос, который волнует автомобилистов, решившихся на проведение самостоятельного исследования – кто оплачивает независимую экспертизу?

Что такое независимая экспертиза

Прежде чем определиться, на кого возложена обязанность оплатить стоимость проведения независимой экспертизы транспортного средства после наступления страхового случая, необходимо понять, что именно подразумевается под данным исследованием.

Независимая экспертиза – это всестороннее исследование, которое проводится незаинтересованными экспертами. В ходе проведения такой проверки исследуются повреждения, полученные транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия, а также оценивается размер причиненного при столкновении материального ущерба.

  • В соответствии с нормами законодательства, проведением независимой экспертизы должны заниматься лица, которые не только не являются работниками страховой компании, но и не имеют с ней никаких договорных отношений.
  • Обратиться за оказанием такой услуги может как участник дорожно-транспортного происшествия, так и страховщик.
  • Как правило, за проведением такого исследования обращаются водители, имущество которых пострадало в результате ДТП.

Какие вопросы ставятся перед экспертами

Выступая в качестве инициатора проведения экспертизы транспортного средства, автомобилист ставит перед экспертом следующие задачи:

  1. Проведение объективной оценки причиненного транспортному средству ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия.
  2. Выявление скрытых повреждений и деформации отдельных деталей автомобиля, которые могли быть получены им в результате этого столкновения.
  3. Расчет объективной стоимости проведения восстановительных работ автомобиля после дорожно-транспортного происшествия.
  4. Подтверждение результатов проведенных ранее экспертных оценок машины.

Должна ли я платить страховой компании за оценку?Благодаря проведению независимой экспертизы, автомобилист может получить ответы на большинство волнующих его вопросов. Конечно, все они в первую очередь направлены на определение реального ущерба, полученного транспортом в результате ДТП, а также на оценку стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля.

Порядок проведения экспертизы

Независимая экспертиза транспортного средства после автомобильной аварии проводится в соответствии с Порядком производства экспертных исследований автомобиля, который побывал в ДТП.

В соответствии с требованиями данного нормативного правового акта, при проведении данного вида исследования, вне зависимости от степени его сложности, специалист должен придерживаться нескольких этапов:

  1. Предварительное консультирование своего потенциального клиента по телефону.
  2. Заключение договора об оказании услуг между заказчиком и экспертом, который будет осуществлять проверку автомобиля. На этом же этапе клиент вносит оплату.
  3. Следующий шаг – определение места и времени проведения осмотра поврежденного в результате ДТП транспортного средства.
  4. Организация прибытия на место исследования всех заинтересованных лиц (вторая сторона дорожно-транспортного происшествия, представитель страховой компании).
  5. Осмотр транспортного средства с обязательной фиксацией всего процесса на фотокамеру.
  6. Оформление акта проведения осмотра автомобиля.
  7. Расчет полагающейся компенсационной выплаты для проведения восстановительного ремонта авто.
  8. Оформление отчета о проведении независимой экспертизы, который позднее передается заказчику.

По окончанию проведения исследования, автомобилист передает копию заключения эксперта представителю страховой компании.

В соответствии с нормами законодательства, страховщик обязан компенсировать пострадавшему ту сумму, которая указана в отчете независимого эксперта.

От чего зависит стоимость экспертизы

На самом деле, единого тарифа независимой экспертизы транспортного средства после автомобильной аварии не существует. Специалисты компании устанавливают стоимость проведения исследования в каждом отдельном случае индивидуально.

В целом, стоимость проведения независимой экспертизы зависит от нескольких факторов, среди которых:

  1. Регион Российской Федерации, в котором проводится исследование.
  2. Вид транспортного средства (легковой или грузовой транспорт микроавтобус, автомобиль повышенной проходимости, маршрутное такси, автобус).
  3. Степень тяжести причиненного автомобилю ущерба (выделяют легкую, среднюю и тяжелую).
  4. Характеристики транспортного средства (марка авто, его год выпуска, стоимость транспорта).

Согласно статистике, самая высокая стоимость проведения такого независимого исследования на данный момент – в центральном регионе Российской Федерации.

Если расценивать стоимость проведения независимой экспертизы именно в этом регионе страны, то оценка повреждения легкового автомобиля обойдется собственнику в следующие суммы:

  1. Должна ли я платить страховой компании за оценку?Если авто причинен легкий вред (стоимость ущерба от 30 до 60 тысяч рублей), автовладельцу придется отдать за исследование примерно 2-3 тысячи рублей.
  2. При средней степени причиненного вреда (стоимость восстановительного ремонта до 150 тысяч рублей), собственнику придется уплатить 4 тысячи рублей.
  3. Если же причиненные повреждения можно охарактеризовать как тяжкие (стоимость ремонта превышает 150 тысяч рублей), проведение независимой экспертизы обойдется автовладельцу в 5 тысяч рублей.

Приведенные цены примерные. Стоимость независимой экспертизы нового автомобиля, напичканного электроникой, в разы отличается от оценки причиненного ущерба отечественному авто, возраст которого превышает десять лет, даже при аналогичной степени повреждений.

Кто оплачивает независимую экспертизу

В соответствии с нормами гражданского законодательства, за проведение независимой экспертизы всегда платит заказчик.

Данная позиция объясняется достаточно просто. Если после получения страхового возмещения автовладелец не согласен с выплаченной суммой, он должен аргументировать свои сомнения. Нельзя потребовать со страховщика большей суммы, основываясь только на своих предположениях.

Для получения большего размера страховой выплаты, страхователь должен предоставить в офис компании документ, подтверждающий, что выплаченной ранее суммы не достаточно для проведения восстановительного ремонта транспортного средства. Именно таким документом и является отчет о проведении независимой экспертизы.

Конечно же, автомобилист может ошибиться в своих предположениях. В этом случае отчет о проведении независимой экспертизы будет подтверждать то, что исследование страховой компании было проведено правильно.

  1. Это – основополагающая причина, по которой на законодательном уровне не определено, что страховая компания сразу же должна оплачивать стоимость независимой оценки ущерба.
  2. Соответственно, первоначально независимую экспертизу оплачивает заказчик – как правило, собственник поврежденного транспортного средства, не согласный с выплатой, полученной от страховщика.
  3. После проведения исследования, в результате которого подтвердится, что страховщик намеренно снизил размер выплаты, на основании заключения эксперта автомобилист может обратиться к страховой компании для взыскания потраченных денежных средств.

Смотрите, какая тема — Должна ли страховая компания оплатить независимую экспертизу по ОСАГО?

Показать содержание

  1. По закону самую первую оценку ущерба (которая после подачи заявления о возмещении и документов сразу после ДТП) страховая компания обязана организовать своими силами и, главное, оплатить за свой счёт. Так указывает и законодательство 2022 года, и Банк России, и судебная практика.
  2. Однако, тот же закон предусматривает, что, если страховщик не исполнил такую свою обязанность, то вы вправе провести собственную независимую экспертизу. И по ОСАГО вам должны будут возместить её стоимость.
  3. На практике страховая нередко предлагает вам самостоятельно найти эксперта, заплатить ему и оценить сумму ущерба. При этом, вам обязуются заплатить за это. Вы можете и отказаться, так как обязанность страховщика никто не отменял (см. выше).
  4. Что касается вашей самостоятельной экспертизы уже повторной, если, к примеру, вы не согласны с размером выплаты, то её могут и не возместить.
  5. Однако, это не должно быть риском для вас. Существующий порядок урегулирования споров со страховой позволяет не организовывать её и заявить максимальную сумму возмещения, предусмотренную законом Об ОСАГО.

В результате ДТП и до осуществления страхового возмещения по ОСАГО всегда сначала производится оценка стоимости причинённого ущерба. И обязанность по её проведению возлагается на страховую компанию. Однако, такая оценка не всегда включает в себя экспертизу – может быть только осмотр.

А вот что делать, если страховщик отказывается делать и то, и иное, либо осуществляет только осмотр автомобиля, а также если вы не согласны с результатами расчёта, выясним в статье.

Нужно ли проводить самостоятельно независимую экспертизу, оплатит ли её страховая компания после предъявления в 2022 году и можно ли будет взыскать её стоимость через суд, если страховщик откажет возместить?

Оплачивает ли страховщик независимую экспертизу после ДТП?

Сначала рассмотрим ситуацию, когда проводится самая первая оценка после дорожно-транспортного происшествия при подаче документов на страховую выплату по ОСАГО в целях определения размера суммы компенсации.

И да, именно эту экспертизу страховая организация обязана провести исключительно за свой счёт. То есть здесь присутствуют не менее 3 обязанностей:

  1. страховая компания должна провести осмотр или независимую экспертизу автомобиля, причём в срок не более 5 рабочих дней после подачи документов на возмещение (п. 11 закона Об ОСАГО),
  2. вы же как потерпевший обязаны предоставить машину для оценки (пункт 10 того же закона),
  3. и самое главное – пункт 15 ФЗ-40 указывает, что стоимость экспертизы включается в состав убытков от ДТП.

Таким образом, страховая обязана не только оплатить независимую экспертизу по закону 2022 года, но и должна организовать её самостоятельно (если только вы добровольно не договорились об ином).

Единственный вариант, когда страховщик не платит за экспертизу – это если вы не исполнили обязанность показать автомобиль, а самостоятельно провели оценку ущерба (абзацы 4-5 пункта 11 статьи 12).

Более того, в этом случае и выплаты ожидать не стоит.

Есть ли обязанность проводить экспертизу или только осмотр?

Итак, выше мы упомянули, что в обязанности страховой входит проведение не обязательно экспертизы, а только внешнего осмотра машины. От чего это зависит?

На самом деле, при незначительных ДТП бывает достаточно лишь поверхностной оценки. И только если есть скрытые повреждения автомобиля, проводится независимая экспертиза. Впрочем, критерием появления соответствующей обязанности является не наличие скрытых повреждений, а разногласия о размере возмещения по ОСАГО.

Так, на основании пункта 12 статьи 12 ФЗ-40 полноценная диагностика повреждения не производится в случае, если потерпевший и страховщик договорились о сумме компенсации соответствующим согласием. Вот только само согласие такое не предусмотрено законодательством.

На практике вы чаще всего узнаёте о сумме возмещения, просто получив определённые деньги по реквизитам, указанным в заявлении, либо по прописанной сумме в направлении на ремонт. В таком случае отсутствие такого согласия по сути определяется заявлением о разногласиях, подаваемым в страховую организацию.

Это с недавних пор одно из обязательных условий досудебного урегулирования.

Должна ли я платить страховой компании за оценку?

Если страховая предлагает самому вызвать эксперта – будет ли оплата её стоимости?

Между тем, на практике вы также можете столкнуться с предложением страховой компании самостоятельно организовать оценку стоимости ущерба. А иногда это будет звучать не просто как предложение, а как указание к дальнейшим действиям в рамках урегулирования убытков от случившегося ДТП.

В таких ситуациях страховщики пользуются нормой пункта 13 (абзац 2) статьи 12 ФЗ Об ОСАГО, в которой говорится, что вы вправе самостоятельно провести экспертизу, если страховая не организовала её. При этом, абзац 3 подтверждает, что в таком случае компания обязана оплатить независимую оценку.

Читайте также:  22.9 нарушение правил перевозки людей

Можно ли отказаться делать её самому?

Да. Выше мы приводили, что организация, а не только оплата независимой экспертизы или осмотра – это не право страховой для определения размера ущерба для последующей компенсации, а именно прямая обязанность.

То есть в данном случае у страховой по сути нет права отказаться от проведения осмотра/экспертизы – всё ещё есть пункт 11, обязывающий её сделать это самостоятельно. Однако, пункт 13 указывает, что если уж такое случилось, то потерпевший имеет право заказать свою экспертизу и рассчитывать на возмещение её стоимости.

Судебная практика по оплате независимой экспертизы по ОСАГО в 2022 году

Обратите внимание, что в настоящее время есть 2 важных нормативных акта, подтверждающих всё вышеуказанное. Хотя, в этом вопросе и закон об ОСАГО всё довольно чётко регулирует.

Первый акт – это Информационное письмо Банка России от 19 октября 2020 г. №ИН-06-59/151. Какое отношение эта организация имеет отношение к ОСАГО? Самое прямое – именно Банк РФ регулирует сферу финансовых услуг, в которую включены любые виды страхования.

В этом письме обращается внимание страховых компаний на то, что оплата стоимости независимой экспертизы является частью возмещения убытков от ДТП. Поэтому перекладывание этой обязанности на потерпевших недопустимо.

Вот официальная трактовка Банка России:

Таким образом, проведение осмотра и (или) организация независимой технической экспертизы повреждённого транспортного средства или его остатков являются непосредственной обязанностью страховщика, установленной Законом N 40-ФЗ, расходы на проведение которых должны быть понесены при осуществлении страховщиком обычной хозяйственной деятельности.

В этой связи в целях обеспечения защиты прав и законных интересов потерпевших при исполнении страховыми организациями обязательств по договорам ОСАГО Банк России обращает внимание на недопустимость возложения страховыми организациями на потерпевших обязанности по оплате стоимости проводимых по направлению страховой организации осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки) повреждённого транспортного средства.

Если не согласны с выплатой – стоит ли делать экспертизу?

А это уже зависит от того, сколько у вас имеется свободных денег и согласны ли вы с тем, что их могут вам не вернуть. Впрочем, не всё здесь так однозначно. И, чтобы понять, что к чему, нужно выяснить, как производится возмещение ущерба по новым правилам ОСАГО.

Должна ли я платить страховой компании за оценку?

Новые правила претензий в 2022 году

Максимально подробно данный вопрос мы рассмотрели в нескольких ранних статьях про отказ страховщика от возмещения и про случаи, когда страховщик выплатил недостаточно денег.

Здесь отметим то, что важно для нас в рамках настоящей статьи, а именно порядок урегулирования разногласий со страховщиками. Сценарий в 2022 году проходит следующим образом.

  • В первую очередь вы подаёте заявление с остальными документами о страховом возмещение ущерба после ДТП.
  • В течение 5 рабочих дней страховая обязана провести независимую экспертизу для оценки ущерба или осмотр автомобиля.
  • Далее в течение 20 дней от даты подачи документов должна выплатить деньги или направить на ремонт в зависимости от обстоятельств.
  • Далее, если не было возмещения либо вы не согласны с суммой возмещения вы по новым правилам должны сначала подать заявление о разногласиях в страховую компанию (ранее это была обычная досудебная претензия).
  • Затем подаётся обращение к финансовому уполномоченному, который всё ещё в досудебном порядке может рассудить, кто из вас прав.
  • Если вас не удовлетворило решение финупа либо тот вообще не ответил на обращение, то только тогда вы подаёте в суд.

Собственно, этот правильный порядок претензий мы привели для ответа на главный вопрос.

Должна ли страховая оплатить проведённую самостоятельно оценку?

Выше мы выяснили, что если страховщик не провёл самую первую экспертизу/осмотр, то в данном случае только вы сами и сможете определить размер ущерба. Поэтому вы самостоятельно заказываете такую оценку. Впоследствии страховая компания обязана возместить вам расходы на неё.

Однако, когда речь идёт о том, что вы не согласны с результатом экспертизы страховой, то смысл проводить свою не всегда есть. Если быть точнее, то смысл то может и быть, вот только оплатить её стоимость должны вам будут не во всех случаях. От чего это зависит?

Мы не зря привели порядок урегулирования споров со страховыми. Дело в том, что финансовый уполномоченный при обращении к нему с вашим несогласием по размеру возмещения проводит свою экспертизу. И проводится она по материалам от страховой организации – последний запрашиваются для исследования.

И вот если вы предоставите свои фотоматериалы и документы финупу, то это будет хорошо в любом случае. Однако, когда речь зайдёт о том, что это ваши дополнительные убытки, связанные с получением выплаты, то тогда финуп уже может отказать в возмещении на том основании, что материалы уже имелись в деле, а дополнительные, представленные вами, были не так критически необходимы.

Именно такую позицию подтверждает Верховный суд, который в своём Постановлении Пленума №58 от 26.12.2017 г. указал в пункте 99-100, что расходы потерпевшего на независимую экспертизу в том случае, если страховая не исполнила обязанность по её проведению, должны ложиться в общий размер убытков (причём, сверх лимита 400 000 рублей). А, если исполнила, то в судебные.

Однако, для вас как потерпевшего, чьи права нарушены, всё гораздо проще. Если ваша единственная цель для проведения экспертизы – это узнать точную сумму ущерба, то оценка вам до финупа точно не нужна. На самом деле, вы можете заявить в обращении к финансовому уполномоченному хоть все 400 тысяч ущерба – это финуп должен посчитать реальный размер стоимости восстановления вашего автомобиля.

Более подробно о том, почему так и как проводится такая экспертиза, мы рассказали в специальной статье про оценку до финупа.

Ремонт или деньги по ОСАГО — что лучше?

Практически каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда сотрудничество со страховой компанией неизбежно.

Совсем недавно владельцы транспортных средств получили возможность при обращении к страховщику выбирать между материальным возмещением автогражданки и осуществлением восстановительного ремонта застрахованной машины в автосервисе. Поэтому вполне закономерен вопрос: «Что лучше: ремонт по ОСАГО или деньги?».

Законодательные аспекты

Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.

Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:

  • Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
  • Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.

Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.

Ремонт авто по ОСАГО

Страховые ремонтные работы осуществляются при условии, что восстановление авто еще возможно, то есть гибель транспортного средства не наступила. В противном случае машина отправляется на утилизацию, а потерпевшая сторона может получить денежные выплаты.

Как это происходит?

При наступлении страхового случая представитель страховой компании осматривает автомобиль, а после завершения экспертизы выдает владельцу машины направление на ремонт.

Сколько стоит ремонт?

Расчет стоимости ремонта осуществляется страховщиком по методике Центробанка – и здесь есть свои нюансы. Например, стоимость запчастей покрывается, как правило, не на основании чеков из специализированных магазинов, а на основании среднестатистических данных.

То же самое касается и оплаты работы мастеров автосервиса.

Это значит, что если страховые выплаты не покроют расходы техцентра по приведению авто клиента в должное состояние (максимальная сумма выплат по ОСАГО не превышает 400 тысяч рублей), то разницу ему придется доплатить.

Должна ли я платить страховой компании за оценку?

Сроки ремонта

Предполагается, что работы должны быть произведены в течение 30 рабочих дней. Точка отсчета – момент передачи машины в мастерскую. Срок может быть увеличен только в том случае, если это предусмотрено технологией выполнения ремонтных работ и потерпевшая сторона не предъявляет претензий. В противном случае страховщику придется выплатить страхователю неустойку.

Достоинства страхового ремонта

К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:

  • Отсутствие хлопот по поводу поиска и выбора СТО. Автовладелец передает специалистам автосервиса поврежденный автомобиль, а забирает восстановленный.
  • Отсутствие тяжб между страхователем и страховой компанией по вопросам размеров денежной компенсации.
  • Гарантия качества. Технический подрядчик отвечает за соответствие проводимых манипуляций стандартам и за качество произведенных работ. Гарантия на кузовные работы составляет 1 год. Подрядчик может использовать только новые детали к авто, запчасти б/у ставятся только в том случае, если страховщик дал свое согласие, заключив с СТО соответствующий договор.
  • Оперативность. Как правило, все работы осуществляются быстро, поскольку ни СТО, ни страховщик не заинтересованы в затягивании сроков.

На данный момент процесс реформации не завершен, следовательно, не все аспекты вопроса тщательно проработаны. Поэтому специалисты рекомендуют выбирать страховое восстановление машины в том случае, если в ДТП был поврежден только кузов автомобиля, а в перечне СТО, предложенном страховщиком, представлены техцентры с хорошей репутацией.

Недостатки ремонта по ОСАГО

  • Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
  • Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
  • Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
  • Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.
Читайте также:  Как вернуть бракованное платье?

Должна ли я платить страховой компании за оценку?

Можно ли предъявить претензии после страхового ремонта?

Если Вы отдали автомобиль на ремонт, а мастерская не выполнила работу вовсе или сделала ее некачественно, Вы можете направить претензию в страховую компанию и потребовать устранить недочеты. Если это невозможно осуществить, стоит снова обратиться к страховщику, чтобы получить компенсацию, и затем направляться в суд.

Какие документы Вам потребуются?

При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:

  • Заявление на страховое возмещение или ремонт;
  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • Справка о ДТП;
  • Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если эти документы были предоставлены Вам в ГИБДД;
  • Копии ПТС, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации авто, доверенности на управление;
  • Копия паспорта;
  • Отчет об оценке ущерба;
  • Акт приема-передачи;
  • Квитанция об оплате услуг по оценке ущерба авто.

Что же все-таки выбрать?

Учитывая неурегулированность многих вопросов страхового ремонта, большинство автовладельцев выбирает денежные выплаты по ОСАГО. Такой вариант обладает несколькими преимуществами:

  • Возможность получить средства на руки и самостоятельно заняться ремонтом транспортного средства.
  • Право выбора СТО. Вы можете легко обратиться в тот техцентр, специалисты которого Вам уже неоднократно оказывали услуги.
  • Возможность контролировать ход выполнения работ.

К недостаткам получения денежной компенсации относят лишь то, что Вам самим придется заниматься всеми вопросами.

Мнения автолюбителей на этот счет разнятся. Кто-то имел опыт страхового ремонта и остался доволен, а кто-то разочарован некачественным выполнением работ и пожалел, что не получил материальное возмещение.

Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования.

В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти.

В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд.

Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда.

В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Страховщики требуют доказать реальные убытки

В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.

«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.

«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.

В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.

«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует.

Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст.

393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.

Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст.

15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС.

— В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт.

При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст.

393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».

По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.

Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.

В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.

«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе.

Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций.

И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы.

Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки.

Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС.

А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс.

рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *