Детский сад: я сотрудник воспитатель в младшей группе детского сада

Администратор

Детский сад: я сотрудник воспитатель в младшей группе детского сада

В каждом детском саду применяется деление всех воспитанников по возрастному принципу. Это связано с тем, что дети имеют специфические черты характера и поведения, свойственные определенному возрастному периоду. По этому принципу проводится деление на следующие группы:

  • Ясельная – дети от 12 до 24 месяцев.
  • 1 младшая – от 2 до 3 лет.
  • 2 младшая – от 3 до 4 лет.
  • Средняя – от 4 до 5 лет.
  • Старшая – от 5 до 6 лет.

Воспитатель 1 младшей группы сталкивается с необходимостью работать с малышами, которые уже успешно освоили возможность ходить и имеют достаточно развитую речь.

Это говорит о том, что в своей работе им придется столкнуться с детьми, активно осваивающими окружающий мир, но нуждающимися в постоянной помощи и поддержке взрослого человека.

Такая работа накладывает на воспитателя серьезные обязанности, которые связаны не только с воспитанием и обучением детей, но и с сохранением их здоровья, формированием личности, выявлением и развитием способностей, заложенных в них природой.

Детский сад: я сотрудник воспитатель в младшей группе детского сада

В младшей возрастной группе детского сада основным способом обучения и воспитания становится игра. В ней ребенок познает мир и самого себя, учится множеству различных вещей, включая общение со сверстниками и взрослыми, развивает свою двигательную активность, совершенствует речь. Все это накладывает на воспитателя большую ответственность.

Помогает в работе воспитателя старший воспитатель, ведущий методическую работу и поставляющий ценную информацию для грамотной работы педагогического коллектива. Помощь и обучение часто выступает в форме консультации для воспитателей 1 младшей группы, во время которой поднимаются, обсуждаются и решаются важнейшие вопросы деятельности педагога.

Особенности детей в возрасте от 2 до 3 лет

Для маленького ребенка игра является не только методом познания мира, но и способом освоения навыков коммуникации, самообслуживания, норм и правил, принятых в обществе. Именно поэтому игровое обучение ставится во главе угла воспитательного процесса для детей этого возраста.

В период с 2 до 3 лет в организме и психике ребенка происходят следующие изменения:

  • Активное формирование речи и расширение словарного запаса, составление простых предложений, а к концу третьего года – несложных связных рассказов. Так как у воспитанников в этом возрасте данные по навыкам речи могут сильно различаться (одни дети говорят лучше, другие хуже), перед воспитателем стоит задача максимально много времени и сил уделять развитию речевых способностей малышей различными методами и технологиями.
  • Формирование потребности в общении между сверстниками и взрослыми. Педагогу предстоит уделить немало внимания этому вопросу, добиваясь полноценной коммуникации воспитанников максимально ненавязчивыми и деликатными методами.
  • Формирование личности ребенка в кризисный период с 2 до 3 лет. Малыш становится более самостоятельным, результатом чего могут стать непредсказуемые поступки и капризы. Воспитатель должен формировать характер ребенка с учетом сложного периода в его жизни.
  • Дальнейшее формирование и совершенствование навыков самообслуживания, гигиены, творчества, обучения, работы с различными предметами и так далее.
  • Развитие воображения и склонности фантазировать.
  • Бесконечное количество вопросов по разным темам и повышенная активность. Педагогу предстоит отвечать на них, давая ответы, доступные для понимания маленьким ребенком, а также предотвращать различные опасные ситуации, связанные с повышенным любопытством, непоседливостью малышей.
  • Развитие мыслительных, сенсорных, эмоциональных и иных способностей ребенка при помощи игры. В этот период малыш копирует реальность вокруг себя в игровой форме, разыгрывая различные роли. Задача воспитателя – превратить игру в ненавязчивый и понятный ребенку метод обучения и воспитания.
  • Совершенствование памяти. Этому моменту нужно уделять особенное внимание, потому что ребенок не только с легкостью запоминает слова песен или стихотворения, но и повторяет фразы взрослых, смысла которых он не понимает в силу возраста.
  • Совершенствование операций с предметами к концу 3 года.

Перед воспитателем первой младшей группы стоят следующие задачи:

  1. Освоение окружающего мира и познание социальных норм и правил, принятых в нем.
  2. Освоение основных навыков повседневной жизни.
  3. Развитие и совершенствование речи.
  4. Развитие памяти, воображения и логического мышления ребенка.
  5. Формирование характера.

Программа воспитания и обучения для детей этого возрастного периода должна быть направлена на освоение этих задач, а методы воспитания и обучения подогнаны под специфические черты и особенности возраста воспитанников.

Профессиональные навыки, новации и достижения в работе с детьми станут основой того фактического материала, на базе которого будет проходить аттестация воспитателя 1 младшей группы.

Рабочая документация воспитателя 1 младшей группы

Детский сад: я сотрудник воспитатель в младшей группе детского сада

Работа воспитателя первой младшей группы представляет собой непрерывный педагогический процесс, состоящий из множества различных компонентов. Каждый из таких элементов базируется на грамотной подготовке и планировании, а также требует проведения контроля и анализа получаемого результата. Поэтому одним из важных компонентов работы является рабочая программа воспитателя 1 младшей группы.

Для того, чтобы педагогу было легче планировать свою деятельность, используется специальная рабочая документация. Она включает в себя следующие компоненты:

  • Перспективное планирование. Сюда входит и циклограмма воспитателя 1 младшей группы ДОУ.
  • Ежедневный план воспитателя 1 младшей группы
  • Тематическое планирование. Педагог выбирает темы, наиболее актуальные для работы с воспитанниками на данный период.
  • Табель посещаемости, необходимый для контроля количества детей в группе. Он необходим для выявления пропусков без причины, которые сказываются на адаптации детей к детскому саду, а также для выявления уровня заболеваемости в группе.
  • Журнал по технике безопасности.
  • Журнал закаливания.
  • Журнал здоровья – документ, который ведется во взаимодействии с медиком учреждения и способствует сохранению здоровья воспитанников.
  • Сведения о родителях, необходимые для общения с ними и для вызова их в случае экстренной необходимости.
  • Диагностика уровня развития воспитанников.
  • Адаптационный лист.
  • Журнал наблюдения за детьми во время адаптации. Последние два документа необходимы в период прохождения ребенком адаптации для выявления возможных проблем в это сложное для малыша время.
  • План самообразования воспитателя 1 младшей группы. Это очень важный документ, на основании которого педагог совершенствует свои педагогические способности, разрабатывает новые технологии взаимодействия с воспитанниками, способы их обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей. Темы самообразования воспитателя 1 младшей группы выбираются им самостоятельно, но они должны соответствовать возрасту воспитанников и требованиям педагогической науки относительно детей такого возрастного периода.

Поскольку основным способом обучения и воспитания детей первой младшей группы является игра, то перед воспитателем стоит задача формирования соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

Она должна быть оснащена соответствующими дидактическими материалами, включающими в себя различные пособия, изображения, тетради и альбомы, а также книги и игрушки.

Все они должны подходить для детей в возрасте от 2 до 3 лет, чтобы не перегружать воспитанников данными и сведениями, которые они в силу возраста не в состоянии понять и усвоить.

От деятельности воспитателя в этот период зависит очень многое.

Если ребенок только что пришел в детский сад и не посещал ясельную группу, у него могут быть сложности с адаптацией, потому что из семейного круга он попадает в совершенно другую обстановку.

От уровня эмпатии и коммуникационных способностей педагога зависит, насколько быстро ребенок привыкнет к новой обстановке и начнет общаться на ином уровне, а также развитие и совершенствование уже имеющихся навыков, формирование новых.

На основании проделанной работы создается творческий отчет воспитателя в 1 младшей группе. Он выступает результатом всей деятельности педагога и служит мерилом его профессиональных достижений.

Что должен и чего не должен делать воспитатель младшей группы в детском саду?

Приветствуем подписчиков и гостей нашего канала!

Родители, которые водят ребятишек в садик, часто в Viber и при личном общении высказывают свое недовольство некоторыми действиями воспитателей.

Что-то воспитатель сделал не так, что-то вообще не сделал, не уделил должного внимания ребенку в младших группах и т.п.

И я решила разобраться, что же входит в обязанности воспитателей младших групп по закону? И какую работу они выполняют на самом деле?

По закону обязанности воспитателя закреплены в следующих документах:

— СанПИН (Санитарных правилах и нормах, предъявляемых к ДОУ); — Договоре воспитателя с детским дошкольных учреждением, в котором он работает;— Договоре, который заключается между ДОУ и родителями малыша.

Если какая-либо из обязанностей, которую требуют родители, не включена в юридические документы, в том числе в Договор между ДОУ и родителями, то воспитатель эту обязанность выполнять не будет. И претензии по этому поводу не принимаются.

В юридической документации обязанности воспитателя распределяются по нескольким направлениям:

— приём в группу;— питание;— обучение и досуг ребенка в течение дня;— дневной сон;— прогулка;— завершение рабочего дня.

Как воспитатель обязан принимать ребенка в группу?

Каждого ребенка в младших группах воспитатель должен встречать радушно, с улыбкой, побеседовать с родителями о состоянии его здоровья, успокоить ребенка, если он плачет от расставания с мамой. Доброжелательность и педагогический такт создают положительный настрой ребенка на целый день пребывания его в группе.

Что происходит на самом деле?

Воспитатель часто сидит в группе и занимается своими делами. Детей принимает в двух словах без эмоций: «Оставляйте. Идите!».

Что входит в обязанности воспитателя по кормлению детей младшей группы?

В юридических документах указано, что воспитатель обязан помочь ребенку кушать, а в ясельной группе докармливать малышей. Если дети кушают самостоятельно, то в обязанности воспитателя входит проследить за тем, чтобы все дети съедали положенную им порцию. Во время приема пищи воспитатель обязан подбадривать ребятишек, чтобы детки кушали с аппетитом.

Что происходит на самом деле?

Читайте также:  Лицензирование торговой деятельности и патент, отличия. Документы предприятия

Если ребенок не проявляет желания кушать (не умеет, стесняется, боится), кормить его и докармливать никто не будет. Не хочет – встанет из-за стола голодным.

Уговаривать, успокаивать, находить какие-то психологические подходы, стимулирующие ребенка к приему пищи, никто не будет.

Аргумент у воспитателя один для всех: кушать самостоятельно ребенка должны научить родители! Даже тех, кто ходит в ясельную группу.

Что входит в обязанности воспитателя по организации прогулки детей младшей группы?

Согласно юридическим документам, воспитатель обязан помочь детям одеться. На участке, закрепленным за младшей группой, проводить игры с детьми, физические упражнения.

Что происходит на самом деле?

Воспитатель вместе с няней помогают детям одеваться и выводят детей на прогулку. Затем воспитатель сидит на своем участке на лавочке и наблюдает за детьми, которые копаются в песке, бегают, выбирают себе занятие по своему усмотрению. Организованной подвижной игры под руководством воспитателя мы ни разу не наблюдали. Возможно, нам просто не повезло с воспитателем.

Вывод: Родителям следует внимательно прочитать Договор с ДОУ, в которое ходит малыш. Если в нем не указаны обязанности, которые по вашему мнению воспитатель должен выполнять, то и претензии ваши не будут приняты. Если они в Договоре указаны, а воспитатель их не выполняет, то в этом случае вы имеете право требовать предоставление услуг в соответствии с документом.

Иллюстрации с сайта Яндекс. Картинки.

Спасибо всем, кто с нами!

«Большая семья» желает мира и благополучия Вашим семьям. Тем, кто еще не присоединился к «Большой семье» сделать это можно ЗДЕСЬ. Подписывайтесь и не забывайте ставить лайки.

Я работаю воспитателем в детском саду и готова рассказать 13 вещей, которыми не спешат делиться мои коллеги

Не каждому дано работать с маленькими детьми. Надо иметь железные нервы, чтобы выслушивать просьбы и требования 25 (а то и больше) малышей и на все оперативно реагировать. Но порой железных нервов недостаточно.

Воспитатель одного из детских садов поделилась с AdMe.ru секретами своей профессии и рассказала, что происходит за закрытой дверью учебного заведения для малюток.

Чтобы получить место в яслях для дочери, мне нужно было ждать в очереди еще несколько лет, а сил сидеть дома уже не было.Во время очередной прогулки я зашла в новый, только что достроенный сад во дворе и попросила взять меня на работу хоть кем-нибудь и Ксюшу записать в ясли. После моей просьбы у нас с заведующей состоялся такой диалог:

— У вас какое образование?

— Я, вообще-то, пиаром занимаюсь…

— Приходите, будете помощником воспитателя.

Я согласилась, устроила дочь и честно отработала 1,5 года. Засим решила откланяться, но не успела — меня пригласила заведующая и спросила, не хочу ли я стать воспитателем. Я подумала, что, может, и правда стоит задержаться: Ксюша еще маленькая, может часто болеть и лучше мне пока остаться в саду… Шел 3-й год школы моей дочери. Но обо всем по порядку.

Я довольно быстро подружилась с малышами, и вскоре они уже с радостью бежали обнимать меня утром и рассказывать последние новости. Дети заряжают позитивом, люблю с ними играть. Например, когда мы «угощаем куклу Дашу чаем», они могут миллион раз наливать и мне чай, приносить его с какой-нибудь резиновой булочкой. Они счастливы, когда я его «пью», им это вообще не надоедает.

По факту воспитатель со всей бандой один на один целый день. Часто не хватает нянь. Можно месяцами работать в одиночку — нужно одновременно детей после прогулки переодеть и умыть, обед получить, накрыть на стол. А ребята на месте не сидят — кто под кровать спрячется, кто уже обувь в унитазе топит, а с ними еще позаниматься надо, научить чему-то.

© potatushkina.gmail.com / depositphotos

Несомненный плюс моей работы — сменный график. Детский сад работает 5 дней в неделю с 07:00 до 19:00, но воспитатели сменяют друг друга. Если в один день я выхожу с утра и до обеда, то на следующий день буду работать вечером. В течение дня я детей кормлю, одеваю, гуляю с ними, купаю, играю, провожу занятия по лепке, рисованию, физкультуре, музыке, элементарной математике.

Обычно дети увлекаются чем-то на 15–20 минут, потом им становится скучно, и надо менять вид деятельности.

Педагог сам решает, чем заниматься с группой, но все должно быть в рамках стандарта. Иногда мы придумываем необычные развлечения — показываем опыты или вместе ставим сценки.

Сад закрывается в 19:00, но иногда воспитателям приходится задерживаться, пока родители не заберут всех домой.

© potatushkina.gmail.com / depositphotos

Нам всегда есть чем заняться. Каждое занятие, прогулку, дополнительную работу нужно поминутно расписывать вручную. Во время сончаса мы постоянно что-то вырезаем, клеим, пишем конспекты и планы, пополняем картотеку игр, подбираем новые упражнения для гимнастики, неустанно ищем в интернете детские картинки и печатаем их, чтобы потом торжественно продемонстрировать малышам.

© Dashutka161 / depositphotos

У нас строгая заведующая, за все готова штрафовать. Знаю, что в других садах такого нет — там можно раздать детей родителям и уйти раньше домой. У нас даже если в 17:00 всех забрали, домой можно уйти только по графику, после 19:00. И так касаемо всего — дисциплина.

В любое время дня педагога могут проверить — посмотреть, как он проводит занятие, соблюдает ли режим, ведет ли документы, все ли оборудование у него работает. Утренние прогулки тоже испытание — из окон близлежащих домов ведут свою проверку родители. Происходящее они любят заснять на телефон.

© p-i-r-a-n-y-a / depositphotos

У нас за любые оплошности в работе снимают баллы, в деньгах это от 1 000 до 3 000 рублей в месяц. Замечания могут быть разные:

  • не провели занятие;
  • не вели документацию каждый день;
  • не обновили информацию для родителей на стенде — там размещены новости, памятки, полезные советы;
  • ушли с работы раньше на 10 минут и более;
  • не все родители вовремя сдали квитанции за оплату детского сада;
  • в течение месяца была низкая посещаемость и высокая заболеваемость;
  • не заняли место в каком-нибудь городском конкурсе;
  • а если у ребенка травма, то воспитателя могут на полгода лишить всех надбавок — это примерно 8–10 тыс. рублей в месяц.

© vodolej / depositphotos

Если ребенок плохо себя ведет, то можно сказать: «Посиди на скамеечке, отдохни и подумай над своим поведением». Если он не спит и другим не дает, его могут «напугать» тем, что он пройдет спать в другую группу, и реально туда отвести. А если балуется за столом — бросает еду, крошит хлеб на пол, — то ему дают веник или швабру, чтобы убрал за собой.

И хотя воспитатели, конечно, бывают разные, я не встречала тех, кто бы обижал детей и бил, как иногда показывают в новостях. Но в садике некоторые ребята впервые узнают, что такое запреты.

Например, моя сменщица не разрешает малышам брать игрушки, пока все остальные ребята не закончат есть. Во время тихого часа запрещено все, даже книги.

Если ребенок не хочет спать, то он должен лежать с закрытыми глазами.

© vodolej / depositphotos

Отношения с родителями складываются по-разному. Я стараюсь быть серьезной, сдержанной и в то же время требовательной.Некоторые воспитатели любят тактику «нападение».

Например, ситуация: ребенок получил травму.

И педагог вместо того, чтобы позвонить и извиниться, вечером встречает родителя с хмурым видом и его обвиняет в том, что он не научил ребенка вести себя и тот добаловался — упал с горки и что-то себе повредил.

Я так не умею, и вот пример: у девочки были проблемы с подготовкой к письму. Мы с нею занимались, старательно выписывали буквы. И тут длинные выходные.

Я ее папе вежливо говорю: «Если вам не трудно, потренируйтесь писать дома, пожалуйста, чтобы не потерять навык».

Через полчаса меня вызывает заведующая — мама этой девочки решила позвонить и пожаловаться, что я их дочь считаю «дурочкой»,потому что дала задание на выходные. Меня лишили премии.

© potatushkina.gmail.com / depositphotos

  • В сад постоянно приводят заболевших детей, ведь родителям надо на работу. Не останавливает ни температура, ни рвота, ни даже бронхит.
  • Родители за нами следят — на одного ребенка надели часы с прослушкой. Я не знала про это, а вот моя сменщица поняла, что это за прибор, и предусмотрительно снимала их с ребенка и закрывала в шкафу.
  • Любое неосторожное слово и действие (даже которого не было) — и ты виноват. Одна девочка сказала родителям, что ее закрывали в туалете в саду. Хотя это невозможно — туалеты не закрываются. Но все равно поверили ребенку.
  • Документацией нужно заниматься в нерабочее время, иначе за малышами не успеваешь следить.
  • Некоторые дети пытаются слинять. Как-то на прогулке я двух мальчиков успела остановить — они пытались вылезти сквозь прутья, чтобы сбегать в магазин. Так потом меня одна мама отругала, что я куртку испачкала, пока их вытаскивала. А я седею от одной только мысли, что они могли все-таки осуществить свой план.
  • Я переживаю на каждой прогулке: у нас есть горка, металлические карусели и я боюсь, что кто-то упадет. Люди скажут, что смотреть надо лучше, но я слежу одновременно за 25 детьми, а мамы дома за одним-двумя с трудом успевают. И все равно малыши успевают что-нибудь натворить.

© depositphotos, © depositphotos

  • Проситься на горшок.
  • Самостоятельно есть, пусть неаккуратно, но хоть как-то уметь управляться с ложкой.
  • Одеваться-раздеваться. Хотя бы пытаться, а не сидеть и ждать воспитателя.
  • Вести себя прилично: не отбирать игрушки, не толкаться, не кусаться, не бросаться песком.
  • Знать, что забираться на подоконники нельзя.
  • Забыть о подгузниках.

У нас в группе был не по годам смышленый мальчик Вася. У него была мечта — побывать на космическом объекте, коим он считал здание в виде шара, которое находится недалеко от садика. В один прекрасный день он решил совершить побег.

Причем выждал момент, когда охранник уйдет на больничный. После прогулки, когда его уже посчитали, он незаметно спрятался за дверь, потом ушел вниз и выбежал за территорию. Его потерю обнаружили через 5 минут.

Стали искать, ноВасилия не было нигде — он сел в автобус и был таков.

Когда начали просматривать камеры и увидели, как он, словно агент 007, выглядывал из-за угла, приседал, кое-где чуть ли не перекатывался до ближайшего укрытия. Мы вызвали кинологов, маму с личными вещами. Собаки вышли на след, довели сотрудников полиции до остановки, откуда уехал мальчик. Его нашли спокойно качающимся на качелях в одном из дворов.

© p-i-r-a-n-y-a / depositphotos

Малыши с проблемными родителями сами тянутся к новому и хорошему. Как-то утром пришел охрипший мальчик. На мой вопрос: «Что с горлышком?» — ответил, что вчера папа с мамой в очередной раз ссорились и он плакал сильно. Таких крох очень жалко, стараешься им больше внимания уделить, чтобы хоть в садике было хорошо.

А есть разбалованные дети, которых сами же родители научили тому, что всем им должны. Они относятся к педагогам как к прислуге, с ними тяжело взаимодействовать. «Ваша работа — воспитывать, — сказала мне как-то одна мама. — И вообще, мы Катей не справляемся, так что научите ее нормально себя вести».

© kikovic / depositphotos

Читайте также:  Обжалование административного правонарушение. Может ли сотрудник полиции быть понятым?

У современных родителей в голове одно — деньги. Им проще включить ребенку мультики и телефон купить, чтобы под ногами не крутился и вопросами не доставал.

А мы подумали: почему бы не подарить своему крохе время? И решили почаще устраивать дни, когда родители могут поучаствовать в наших занятиях: склеить что-то или нарисовать вместе картину бабушке.

Детей такое совместное времяпровождение делает по-настоящему счастливыми.

А у вас есть дети? Ходят ли они в детский сад?

Фото на превью vodolej / depositphotos

«Мы вкладываем душу в детей»: монолог воспитателя детского сада в небольшом российском городе — Истории на TJ

В чем отличия современных детей от миллениалов, насколько низкой может быть зарплата и почему героиня ещё не уволилась.

{«id»:121774,»gtm»:null}

Детская площадь в Тэби, Швеция​ Фото Ильи Варламова

Я работаю воспитателем детского сада уже 21 год и живу в небольшом российском городе с населением 26 000 человек. Стать воспитателем я хотела с тех пор, когда сама ходила в садик. Это была мечта и она осуществилась, правда, всё не так радужно, как я себе представляла.

Сразу после школы я пошла в педагогическое училище и отучилась на специальность дошкольного работника. Ещё во время учёбы меня отправили работать в детский сад, там и осталась работать ещё на 10 лет, а прервал работу декрет. Снова на работу я вышла уже в 2008 году, с тех пор выпустила три группы детей, теперь набрав четвёртую.

Поначалу было интересно, отличаются ли дети 1990-х от нынешних. Оказалось – отличаются, но не сильно. Дети сейчас, как и тогда – замечательные. То, каким растёт ребёнок, сильно зависит от его окружения: родителей, родственников, от того, в какие игры он играет и как с ним общаются близкие.

Сейчас дети менее дисциплинированы, чем раньше, но это и не так плохо, как кажется. Родители имеют доступ к большому количеству литературы, статей и видео психологов, которые помогают правильно воспитывать детей и общаться с ними. У воспитателей подход к детям направлен на личность каждого ребёнка, а не на группу детей в целом.

​Площадка для прогулки одной из групп детского сада

Программа выстраивается таким образом, чтобы каждый ребёнок раскрывал свои таланты, работал в своём ритме и был услышанным.

Конечно, модель дошкольного образования сейчас не идеальная, но мы стараемся сделать её лучше. Мои дети дисциплинированы, потому что уважают меня.

Если детей в группе шакалит и они шумят, то я громко начинаю обратный отсчёт: «Три, два», – и на «один» в группе уже тишина.

Я не наказываю их, все конфликты мы решаем разговором. Если разговор не помогает, то ребёнок отправляется на «волшебный» стульчик и думает о жизни, как правило, он понимает, в чём был не прав. Важно наблюдать за детьми и переменами в их настроении, поведении. Часто агрессия, апатия, гиперактивность говорит о проблемах в семье, из-за которых ребёнок отдаляется от коллектива и уходит в себя.

​Детская беседка

Большое влияние на родителей и детей оказали современные технологии, и не всегда это влияние положительное. Дети с самого раннего возраста пользуются телефоном и компьютером, что в целом хорошо, если бы это не было в ущерб их развитию.

В конце 1980-х немногие семьи имели машину, поэтому в основном водили детей до садика пешком. Было время, чтобы пообщаться с ребёнком, услышать, как прошёл его день, рассказать об окружающем мире, растениях и поучить названия улиц. Такие прогулки расширяют кругозор, улучшают речь, развивают не только способности ребёнка, но и делают крепче семью.

Сейчас большинство родителей привозят ребёнка на машине, а учитывая, что город у нас небольшой и доехать от дома до сада можно за пять минут, пообщаться семья особо не успевает.

​Детская площадка

В большинстве семей работают оба родителя с утра и до вечера, чтобы обеспечить ребенка необходимым. Жизнь стала лучше, вещей и игрушек больше, но общения в семьях меньше.

Мы в садике стараемся давать детям много времени на общение с друзьями и игры, не перегружая их строгим графиком и информацией.

Работа воспитателя ассоциируется со сложностями с детьми. Это и правда сложно – контролировать 25 маленьких детей, которые временами дерутся, справляют нужду в колготки и отказываются есть или сидеть на занятиях. Но сложнее работать с их родителями, потому что у каждого есть свой взгляд на воспитание и иногда ко мнению воспитателя не прислушиваются, возникают разногласия.

Большая часть родителей адекватна и охотно идёт на контакт, но есть те, которые будто специально хотят конфликта. Была одна семья, в которой родители приводили ребёнка в сад пару раз в месяц.

Из-за этого у девочки был бесконечный период адаптации к режиму, занятиям и коллективу.

Я входила в их положение и тактично просила родителей принять решение: либо ребёнок ходит в сад регулярно и не страдает от постоянной адаптации, либо ребёнка забирают и не мучают.

Решение не принималось, вдобавок семья девочки намеренно искала со мной конфликтов, вплоть до того, что они ходили к заведующей детского сада и просили меня уволить, потому что я не уделяю их золотцу достаточно внимания. Заведующая человек адекватный, так что я продолжаю работать.

​Шкафчики детей в саду

В нашем городе много цыган. Обычно они не водят своих детей в сад, но недавно у меня в группе их было двое – Соломон и Ярослав. Дети как дети, правда, перед выпускным ходить они перестали, чтобы не тратиться. Обычно цыганские дети немного отстают в развитии, но ведут себя нормально: стараются учиться, играть со всеми и не просят мелочи у прохожих, как мог бы кто-нибудь предположить.

Соломон и другие дети сделали мышей. Ярослав остался без мыши​

Всю нужную информацию до родителей я доношу утром или вечером, когда они приходят за ребёнком, но часто пишу в общий чат в WhatsApp.

В нём нет тысячи сообщений обсуждения покупки туалетной бумаги, как вы могли подумать. В этом чате родители меня любят. Есть и второй чат, где меня, скорее всего, любят уже не так сильно.

В нём есть только родители и там они обсуждают свои недовольства и решают, что дарить воспитателям на праздники.

Бывают случаи, когда разговор с родителями предстоит не самый приятный и не знаешь, чего от них ожидать. У меня была группа пятилетних детей.

Во время прогулки дети разбрелись по площадке и каждый играл, во что хотел. Моё внимание привлекли двое ребят: Настя и Костик, они стояли в конце площадки у заборчика и имитировали половой акт.

«Не в мою смену», – подумала я, подбежала к ним и оборвала их ниточку любви.

Вечером пришлось тактично объяснять родителям, что ничего страшного в самой ситуации нет – дети часто повторяют то, что видят. Вопрос: где они это увидели? Больше таких случаев не было, видимо, Костика переселили спать на кухню.

Зона с игрушками​

Мы разрешаем родителям приходить на занятия, смотреть, как учат их детей. Это особенно полезно, когда ребёнок только приходит в сад и ещё не адаптировался. Он видит родителей и успокаивается.

Я работаю в маленьком городе, где практически нет богатых семей – все или среднего достатка, или бедные, или очень бедные. Шикарных подарков нам не дарят, но вниманием не обделяют.

Обычно нам вручают что-то вроде коробок конфет, цветов или набора полотенец. Пару раз дарили наборы хорошего чая, пледы, постельное бельё, прочий текстиль и сладости.

Я рада любым подаркам, но никогда ничего не прошу.

Столовая​

Однажды моим коллегам, воспитателю и няне, родители подарили по маленькой колбасе. Видимо, чтобы при таких зарплатах те с голода не умерли.

Сейчас в стране повсеместная проблема с неуважением к учителям и воспитателям. Многие родители и дети считают, что мы работаем на них. А мы не на них работаем, а для них.

Обидно слышать, что мы предоставляем «воспитательные услуги», я ведь учу детей с самого маленького возраста – с двух лет — приучаю к туалету, учу держать вилку, учу читать, рисовать, писать.

Всё, что ребёнок учится делать с двух до семи лет – всему этому учу именно я, потому что ребёнок проводит в саду практически всё время.

В то же время в интернете много видео, на которых воспитатели унижают детей, оскорбляют, а то и бьют. Я категорически против этого и насилия в целом. Всё можно решить общением. Воспитание – это долгая, кропотливая, комплексная работа родителей и воспитателя.

Детский туалет​

В России труд воспитателей не ценится и государство не вкладывается в ребенка тогда, когда это больше всего необходимо. Самое главное – сделать детство ребенка счастливым, дать хорошие развивающие детские площадки, современное образование и тогда в будущем он станет полезным обществу, ведь этого же хочет государство?

Когда я работала воспитателем в молодости, родители ничего сами не покупали в сад и не сдавали деньги на ремонт и прочие нужды – всё делало государство.

Сейчас родители сами покупают все принадлежности для занятий: бумагу, пластилин, ножницы, карандаши, краски и прочие мелочи. Периодически я выдаю им список того, что нужно, и они приносят.

Читайте также:  Правомерно ли ксерокопировать паспорт при заключении договора?

На замену окон, мебели и ремонт тоже сдают деньги родители, а оформляется это как договор добровольного пожертвования.

Развлечения вроде театра и цирка тоже оплачивают родители, а мы уже ведём всю группу детей на представления. Не у всех есть деньги на развлечения и экскурсии, даже на минимум товаров для ребёнка, из-за этого иногда чувствую себя вымогателем. Я понимаю родителей, хочется, чтобы государство больше заботилось о детях – это же действительно наше будущее.

Детские умывальники

Кормят детей не очень хорошо – не хватает свежих овощей и фруктов. На кухне нет для них отдельных столов, что обязательно, поэтому пока без них.

Часто удивляюсь, что родители с невысоким достатком охотнее отдают деньги в «казну» сада. Зажиточные семьи часто тянут до последнего, лишнего рубля в садик не принесут, хотя мы же тратим эти деньги не на себя, а на вашего ребёнка. Небогатые семьи без вопросов сдают всё необходимое сразу.

Наш детский сад муниципальный, так что его финансирует город. По факту муниципалитет платит только за аренду помещения под детский сад, на зарплаты персоналу и коммунальные услуги. Помимо постоянных «пожертвований» саду, родители платят за обучение детей 1000 рублей в месяц, из них 180 рублей за питание, а остальное на «воспитательные услуги».

Недавно на бессменного мэра нашего города завели уголовное дело, связанное с коррупцией, так что надеемся на увеличения финансирования в дальнейшем. И на нормального мэра.

Ещё одно различие в работе воспитателя 20 лет назад и сейчас – это объём работы с бумагами. Самое ненавистное и угнетающее занятие – бесконечное ведение планов, списков и отчётов.

Их так много, что после работы вместо отдыха я сижу и пишу.

Часто приходится писать два плана, в которых есть незначительные различия, но оба нужно показать муниципальной комиссии, которая проверяет всю документацию.

Времени на эти дела в рабочее время просто нет – в группе около 30 детей и нужно следить за всеми, чтобы ничего не произошло, потому что на нас лежит не просто ответственность, а уголовная ответственность. Если что-то случится с ребёнком, то я просто сяду в тюрьму.

Рисунки трёхлетних детей​

Я считаю своей заслугой то, что на работе занимаюсь исключительно общением с детьми, а не написанием планов, как другие. Я слежу за их эмоциями, что они любят, что им интересно, и исходя из этого составляю свой план работы.

Начать изменения в дошкольном образовании нужно именно с этого – уменьшить объём бумажной работы, чтобы воспитатели могли заниматься детьми.

Зарплата очень низкая, и я не понимаю, как можно такую важную работу оценивать на такие смешные деньги. Я работаю 50 часов в неделю – пять дней по 10 часов.

Когда я только возобновила работу в 2008 году, оклад был 3500 рублей. Работали мы по семь часов в день, то есть на 15 часов в неделю меньше, чем сейчас. До обеда работал один воспитатель, а после обеда другой – не так уставали, как теперь.

Ближе к 2014 году зарплаты выросли – были хорошие доплаты к окладу за активную деятельность, я получала почти 20 000 рублей. После Олимпиады в Сочи стало намного хуже.

Сейчас оклад у меня 7125 рублей плюс выплата стимулирующих. Стимулирующие формируются из твоей «внеклассной» работы. В течение года я провожу открытые занятия, пишу работы для конкурсов и прочее. Сдаю доклад о проделанной работе и за это начисляют баллы каждый месяц, в сумме зарплата не доходит и до 12 тысяч рублей. Сами понимаете, как это мало.

​Игровая комната

Раньше за наличие высшего образования доплачивали, а сейчас без него тебя просто сократят. Я училась в училище, поэтому недавно пришлось отучиться еще и в институте. Обучение никто, естественно, не оплачивает, но без него тебя сократят.

Помимо этого, раз в три года нужно проходить курс повышения квалификации. Сначала нужно онлайн изучать информацию курса, проходить тесты и выполнять задания.

Если всё удачно сдаёшь, то тебя отправляют в ближайший город для прохождения обучения офлайн. Нас отправляли в город в 200 километров от дома.

Само обучение бесплатное, но нужно оплатить дорогу, проезд по городу, жильё и питание в течение 14 дней.

Игровая комната​

Сложно воспитателям, у которых семьи с детьми – приходится уезжать и оставлять их одних, но иначе работать нельзя. Я за то, чтобы проходить обучение в интернете. Это доступно каждому, намного проще и эффективнее.

Я уже говорила об основных недостатках: куче бумажной работы и низкой зарплате. Ещё один недостаток – дети из неблагополучных семей. Не дети сами по себе недостаток, а эмоции, которые испытываешь, глядя на них. Я же люблю детей и мне трудно иногда оставаться тактичной с родителями, которые не умеют или не хотят растить детей.

Был случай с нормальной семьёй – мать логопед, отец был – и хорошо. Практически каждый день ребёнок приходил неухоженный: грязный, от него неприятно пахло. Он ходил всегда в одних и тех же колготках, которые настолько протёрлись, что я уже даже не могла их зашить – просто не за что было цепляться нитке. Сколько раз я говорила об этом маме – бесполезно.

Однажды я добавила экстрима в свою жизнь и «случайно» порвала их. На следующий день мальчика привели в новых колготках. У него же на шее от верёвочки с крестиком было раздражение, она ему натирала. Говорила маме, но, опять же – бесполезно. На коже у него был постоянный дерматит и ничего с этим родители не делали. Грустно смотреть на всё это.

Здание детского сада​

В другой группе была девочка, мама которой ушла из семьи и никак не участвовала в воспитании – занималась устройством личной жизни. Отец её был алкоголиком, так что однажды администрация нашего сада пришла к нему в гости, чтобы посмотреть, в каких условиях живёт ребёнок.

Маленькую девочку застали на полу с газировкой и чипсами, на диване днём спала женщина, которую эта девочка не знала, а отец после этиловой вечеринки плохо соображал, что происходит. Ребёнка передали матери, которая в дальнейшем от неё отказалась. Сейчас девочка в интернате.

Помимо таких случаев, иногда приходится работать с семьями, в которых родители плохо понимают, как воспитывать ребёнка.

С детьми мало общаются, поэтому речь не развивается, ребёнка не понимают окружающие, отчего он злится, проявляет агрессию или замыкается в себе.

Нужно обязательно обращать внимание на изменения в настроении ребёнка, быть чутким и не забывать, что ребёнок – не взрослый и его всему нужно учить и наставлять на верный путь. Нельзя требовать от детей того, что даже взрослые иногда не в состоянии сделать.

Чтобы сделать детский сад идеальным для ребёнка, нужно начинать с самого здания. Сады должны быть современными, с детскими площадками, которые развивают воображение и безопасны для детей.

Конечно, все расходы за ремонт сада и покупку мебели должно взять на себя государство. Хочется, чтобы дети занимались в светлых, тёплых и красивых помещениях, ели полезную вкусную еду и имели всё, что им необходимо для обучения.

Центр дошкольного обучения Hobsonville Point, Новая Зеландия​ Фото Ильи Варламова

Хорошо, если воспитателям выделят компьютеры для работы и проекторы в группы. Хочется, чтобы город отправлял детей на экскурсии, чтобы они хотя бы видели, как выглядит трамвай или троллейбус – в нашем маленьком городе и этого нет.

Детский сад KM, Япония​ Фото Ильи Варламова

Несмотря на все минусы и сложности, я люблю свою работу. Человек, который бы её не любил, просто уволился бы через месяц работы. Мне нравится, что я нахожусь в коллективе, у которого одна цель – воспитать детей, дать им новые знания и сделать детство счастливым.

В системе дошкольного образования много проблем, основные – низкие зарплаты, отсутствие финансирования, сокращения персонала и обесценивание деятельности воспитателей. Дайте детским садам больше денег и вы увидите, насколько лучше станет дошкольное образование, а с ним и школьное.

То, какое общество будет в России через 20 лет, зависит от того, что вы вложите в нынешних детей. Мы – воспитатели – вкладываем душу в детей, переживаем за них, поддерживаем и помогаем. Учим, видим первые успехи и стараемся для детей и для их будущего. Очень хочется, чтобы наши старания не прошли напрасно.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #личныйопыт #дети #родители #лонгриды #лигаавторов

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *