Что делать, если отсутствует оплата за проверку тетрадей?

Количество рабочих часов, проверка тетрадей, подготовка к урокам, классное руководство (а вместе с ним экскурсии и турпоходы), работа на ОГЭ и ЕГЭ. За всё это учителям, по идее, должны платить. Но не всегда. Корреспондент «Вестей образования» Ольга Дашковская разбиралась, из чего состоит зарплата педагогов и почему они так мало получают.

Деньги на школы выделяют в зависимости от количества учеников. Какую сумму установить на одного ребёнка — решают власти в регионах. В государственные школы (ГБОУ) деньги приходят прямо из региона, а если школы муниципальные (МБОУ), то средства идут сначала в муниципалитеты, а потом в школы.

По словам эксперта Института проблем образовательной «Эврика» Натальи Шадриной, одна из проблем муниципальных школ в том, что иногда муниципалитет перераспределяет субсидии между школами. Другими словами, они доходят до некоторых школ не полностью. Средний норматив по стране — 50-60 000 рублей на одного ученика в год, в некоторых регионах ещё меньше.

Из чего состоит зарплата учителя

Что делать, если отсутствует оплата за проверку тетрадей?

Зарплата учителя состоит из базовой части, компенсационных выплат за особые условия (например, работа в ночное время) и платы за дополнительной работу (заведование кабинетом, проверка тетрадей, классное руководство, занятия с отстающими и так далее). Они должны выплачиваться в течение учебного года независимо ни от чего. Ещё есть стимулирующие надбавки, которые якобы зависят от результатов работы. Реально начисление стимулирующих зависит от школьной администрации и поэтому вызывает часто недовольство.

Базовая часть зарплаты зависит от стоимости урока (часа аудиторной нагрузки) и количества этих уроков в неделю. Поскольку нормативы на ученика определяют региональные власти, стоимость одного часа может сильно различаться.

Учитываются и коэффициенты: сельские, северные, дальневосточные, за стаж, специфику работы и так далее. Размер компенсационных выплат тожезависит от региональных бюджетов.

Так, оплата за классное руководство может быть фиксированной, а может идти процентом от оклада.

В Москве фиксированную надбавку за работу за работу (за выполнение обязанностей) классного руководителя планируют повысить до 15 000 рублей. В регионах в среднем её размер от 800 до 3000 рублей.

Откуда взялись эти цифры? В 2006 году вышло постановление о вознаграждении за классное руководство в размере 1000 рублей в месяц. Субсидии на это выплачивались регионам из федерального бюджета. Деньги перестали перечислять после нового закона «Об образовании».

То есть с 1 сентября 2013 года обязательства по оплате перешли субъектам России.

Как два министерства образования поделят финансы

Иногда доплаты за классное руководство назначают по второй схеме, и они зависят от величины оклада. Если оклад мизерный (от 5 до 10 000 рублей, как это чаще бывает), то и доплаты такие же.

«В конце этого учебного года у нас вновь работала комиссия по изменению положений об оплате труда, — рассказывает учитель Евгения Шарыгина из Бийска, Алтайский край. — Нашим краевым министерством дали рекомендации по оплате проверки тетрадей, за заведование кабинетом, классное руководство, нет только оплаты консультаций ЕГЭ.

И всё бы хорошо, но осталась неизменной оплата ставки: за высшую категорию — 5 656 рублей, а все выплаты идут в процентах от оклада и получаются копейки».

Как посчитать рабочее время

Что делать, если отсутствует оплата за проверку тетрадей?

Помимо проведения уроков, учитель делает много всего другого. Он готовит уроки, составляет учебный план, участвует в педсоветах и общается с родителями учащихся. Всё это входит в его обязанности, поэтому не оплачивается отдельно.

«Именно потому, что невозможно и не нужно учитывать время, которое тратит учитель на всё это, и ввели понятие „ненормированная часть рабочего времени учителя“, — объясняет представитель межрегионального профсоюза „Учитель“ Всеволод Луховицкий.

— К сожалению, у директоров возникает совершенно естественное желание вместить в эту ненормируемую часть как можно больше тех видов работ, которые нужно оплачивать: дополнительные занятия, подготовку к конкурсам и олимпиадам и так далее. Поскольку денег у школы мало, директор убеждает педагогов работать бесплатно.

А чиновники делают всё для того, чтобы это желание опиралось на нормативные акты».

К ненормируемой части относится участие в разных мероприятиях: концертах, конкурсах, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях и тому подобное. За счёт этого приказа директора могут законно не оплачивать учителям большую часть их работы.

По словам сотрудника Аналитического центра при правительстве России Инны Каракчиевой, преподавание занимает около 45% времени педагога, ещё 25% уходит на подготовку учебного процесса, а оставшиеся 30% — это внеурочная работа и организационно-педагогическая деятельность, которая чаще не оплачивается.

За что учителям должны платить, но нет

Что делать, если отсутствует оплата за проверку тетрадей?

Учитель из Санкт-Петербурга Марина Балуева составила свой список работ, которые пытаются причислить к «обязанностям» и никак не оплачивают.

1. Классное руководство. Где-то за него платят 800-1500 рублей, очень редко — 3000. Хотя по объему это полноценная работа на отдельную ставку.

2. Проверка тетрадей. 100 рублей в месяц. Или вообще не оплачивается.

3. Работа с отстающими учениками. Оплачивается очень редко.

4. Школьная газета, театр, экскурсии, конкурсы. Кто-то не доплачивает, кто-то откупается редкими премиями, другие считают за 1-2 учебных часа.

Все эти поездки и внеклассная работа (подготовка к праздникам, фестивалям, конкурсам), по словам Марии Балуевой, отнимают много времени и часто в выходные дни, но совсем не оплачиваются. Зато учителей часто привлекают к уборке или ремонту в школе. Отказаться они, конечно, не могут.

«Проще сказать о том, за что платят учителю, — говорит учитель Анна Инютина из Ижевска. — Платят за количество учебных часов, за классное руководство (1500-2000 рублей в месяц), за проверку тетрадей (тоже жалкие копейки).

У нас, в Удмуртии, ещё есть надбавка за категорию. Пожалуй, всё.

К примеру, в прошлом учебном году за одну ставку (18 учебных часов в неделю) я получила 14 000 рублей, куда вошли доплаты за высшую категорию и региональный коэффициент».

Что происходит с ФИРО. Комментарий Александра Асмолова

Чаще всего учителя жалуются, что никак не оплачивается работа с отстающими учениками, внеурочные консультации к экзаменам, организация и проведение мероприятий, экскурсии, подготовка к конкурсам и конференциям. А с недавних пор ещё и не оплачивают принудительную работу в выходные дни (например, во время выборов).

Оплата работы на ОГЭ и ЕГЭ

Что делать, если отсутствует оплата за проверку тетрадей?

До сих пор закон регулировал только оплату за работу на ЕГЭ. В результате учителя на ОГЭ работали бесплатно, но и за работу на ЕГЭ не получали никаких доплат.

Зимой 2017 года в Татарстане случился скандал, когда правительство республики заявило, что один час проверки работ на ЕГЭ будет стоить 19 рублей. «Работа учителя на ГИА никак не оформляется юридически.

С учителем не заключают договор, хотя в должностные обязанности этот вид деятельности не входит, — поясняет Всеволод Луховицкий. — В некоторых регионах решили платить из стимулирующего фонда, а по закону регион должен выделять эти средства отдельной статьёй.

Учителя подают в суд, но чаще судьи выносят решения в пользу региональных властей. Причина — плохая формулировка самой нормы».

«Родители правильно опасаются: число пожилых педагогов увеличивается»

В начале июля 2018-го были приняты поправки в закон «Об образовании», которые обязывают оплачивать работу учителя не только на ЕГЭ, но и ОГЭ. Правда, новая формулировка не уточняет, какую именно работу надо оплачивать. Потому что работа организаторов в пунктах проведения экзаменов, есть техническая подготовка аудиторий, а есть проверка работ.

Что насчёт стимулирующих выплат

Что делать, если отсутствует оплата за проверку тетрадей?

1 декабря 2008 года в школах, как и в других бюджетных организациях страны, ввели Новую систему оплаты труда (НСОТ), которая предполагает стимулирующие надбавки за результаты учительской работы. Но эта система на практике себя не оправдала. В докладе профсоюза «Учитель» расписаны все её недостатки, включая недофинансирование и как следствие маленький фонд оплаты труда.

Стимулирующие выплаты — это часть зарплаты, которую школа сама распределяет между педагогами из общего фонда оплаты труда организации. Комиссия учитывает заслуги учителя: оценки и учебные достижения его учеников, внеурочную работу и так далее.

Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке, признаёт, что стимулирующий фонд не оправдал себя: «За счёт него повышают зарплаты технического персонала, когда повышается МРОТ. В итоге так ставки техперсонала оказываются выше ставок учителей».

По словам Инны Каракчиевой из Аналитического центра при правительстве России, при нехватке общего объёма средств стимулирующая часть фонда оплаты труда уменьшается, и педагог за одинаковые достижения в разное время года получает разный размер вознаграждения.

Поскольку в некоторых школах доплата за педагогическую категорию входит в стимулирующую часть, то этот показатель по общеобразовательным организациям регионов страны составляет от 0 до 15%.

«Это привело к тому, что в школах, где в стимулирующей части доплата за категории отсутствует, учителя отказываются проходить аттестацию на первую или высшую категорию, — объясняет Каракчиева. — Это снижает уровень профессионализма педагогов».

Ещё один недостаток НСОТ — непрозрачность распределения стимулирующих выплат. Стимулирующий фонд существует, но куда он «уплывает», учителя не в курсе.

Есть ли шанс как-то повысить зарплату

Что делать, если отсутствует оплата за проверку тетрадей?

Получается, единственный выход для учителя — набрать побольше часов. Кстати, только благодаря большой нагрузке учителей, регионам удаётся хоть как-то отчитаться о выполнении майских указов президента.

Средняя нагрузка педагога по стране — 1,4 ставки

«Зарплата за одну ставку как минимум в полтора раза ниже средней по России, — утверждает Олег Смолин.

— Мы неоднократно вносили в Госдуму законопроект, согласно которому средняя зарплата за одну базовую ставку равна средней зарплате по региону, но эти попытки не увенчались успехом.

Профсоюз „Учитель“ обратился к нам с просьбой внести ещё одну версию законопроекта: повысить базовую ставку учительского труда до двух МРОТ по региону. Мы будем варьировать разные версии закона по зарплате педработников до тех пор, пока один из них не будет принят».

Но это, как говорится, журавль в небе.

С 1 сентября 2018 года правительство Кировской области приняло решение приравнять базовую ставку учительской зарплаты к МРОТ — 11 163 рубля.

Теперь гарантированная часть зарплаты школьных педагогов вырастет с 60% до 75% от общей зарплаты учителя. Всё остальное — компенсационные и стимулирующие выплаты. Но и последние тоже постепенно будут расти.

Например, за классное руководство будут доплачивать до 15% от оклада, а надбавки за стаж могут доходить до 35%.

«Новое положение — пример, на его основе каждая образовательная организация области должна разработать свой документ, — считает заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов. — Благодаря увеличению оклада произойдёт уменьшение нефиксированной части зарплаты, которая в некоторых организациях начислялась руководителем школы по отношению к учителям субъективно».

По данным мониторинга Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, в 2016 году 65,2% учителей были недовольны своей зарплатой, в 2017-м — 59,8%.

Вот как комментирует эти цифры директор Центра Татьяна Клячко: «В 2017 году ситуация улучшилась, перед выборами президента регионы всеми силами стремились повысить и выровнять зарплаты учителей. В 2018 году, видимо, вновь следует ожидать рост недовольства, так как у регионов особых ресурсов на повышение зарплат не осталось. За исключением регионов, где пройдут выборы губернаторов».

Остаётся надеяться, что губернаторы выполнят предвыборные обещания, и жизнь российского учителя станет немного (или намного) лучше.

Проверка тетрадей: дополнительный заработок или бесплатная повинность?

Статьи

Внеурочная деятельность

Давно известно, что работа учителя — это не только подготовка к занятиям и уроки, которые проводятся для учащихся. Особое место в «работе после работы» занимает проверка тетрадей и различных письменных работ (самостоятельные, лабораторные, тестовые и контрольные работы). Проверка таких заданий отнимает изрядное количество времени и сил. Часто приходится задерживаться в школе, так как брать домой на проверку кипы тетрадей — не выход.

18 сентября 2018

А входит ли проверка тетрадей в обязанности учителя или это дополнительно оплачиваемая работа? Обратимся к закону.

На законных основаниях

Уточнить права и обязанности педагогов поможет Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (регистрация в Минюсте РФ 01.06.2016 № 42388) (далее — Приказ 536).

Согласно п. 2.

3 Приказу № 536 «другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом…» — далее следует перечень форм регулирования работы. Для нас представляет интерес следующий абзац: «…- трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) — ВЫПОЛНЕНИЕ С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТЫ (классное руководство; ПРОВЕРКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями, другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты)».

Читайте также:  Компенсация льгот по оплате коммунальных услуг для ветерана труда Р. Ф

Приведенный из Приказа № 536 текст явно указывает на то, что проверка письменных работ оплачивается отдельно в любом случае. Проверка работ является дополнительным «бонусом», связанным с преподаваемым предметом, но не зависящим от него.

Что делать, если отсутствует оплата за проверку тетрадей?

Не умеешь — научим

Чтобы законно получать оплату своего труда, требуются

  • действительная проверка письменных работ (то есть рабочие тетради, в которых учащиеся выполняют задания),
  • отметка проведения письменных работ в документах (ФОС, КТП, РП).

Вся работа, которая указана в документах и подписана администрацией, должна быть выполнена и, соответственно, оплачена.

Если администрация одобрила указанные в документах пункты, но не оплачивает их, значит, этой работе не место в документах и в вашей занятости! Удалите из документов отметки о письменных работах учеников и не выполняйте этот вид работы.

Проводите оценку знаний учащихся в устной форме. Таким образом вы избавитесь от выполнения время затратной, а главное, неоплачиваемой работы.

Утром деньги — днём стулья

Стоит коснуться и этической стороны вопроса. Коллеги в школьном коллективе могут придерживаться мнения о несправедливости дополнительной оплаты за проверку тетрадей.

Ведь преподаватели по русскому языку и математике проверяют письменных работ больше, чем учителя по другим дисциплинам. Значит, с доплатой «русисты» и «математики» буквально в одночасье станут Крёзами — по крайней мере именно так представляется завистникам.

Однако не стоит обращать на эти разговоры внимание. Существует закон и установленные нормы оплаты труда. Администрация вправе установить оплату за проверку тетрадей на своё усмотрение.

Например, для учителей русского языка и литературы, математики ввести одну сумму доплат, а для преподавателей остальных предметов — другую. Главное, чтобы каждый труд был оплачен!

#ADVERTISING_INSERT#

Отказ администрации в дополнительной оплате преподавателям со ссылкой о недостаточном финансировании также не должен интересовать учителей. Есть труд — есть оплата, нет денег — нет труда.

Далее публикуем примерный образец заявления для получения дополнительной платы за проверку письменных работ учеников.

Заявление

Прошу установить мне, Ивановой И.И., учительнице русского языка и литературы, на основании абз. 7 п. 2.3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.05.

2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» доплату за проверку письменных работ обучающихся _ и _ классов, у которых согласно РП, ФОС предусмотрено __ письменных работ в течение учебного года.

Дата, подпись

И помните, требовать оплату своего труда — не стыдно, тем более на вашей стороне закон!

Что делать, если отсутствует оплата за проверку тетрадей?

Рабам образование ни к чему… В регионах снимают доплаты учителям за классное руководство, проверку тетрадей и занятия с надомниками

Проводя опрос учителей в нескольких регионах, заметила одну общую закономерность: педагоги о своей зарплате говорят не слишком охотно. Не потому, что боятся обнародовать свои большие доходы. Нет, они не настолько скрытны, да и доходы, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Просто разговор на больную тему — лишний повод для расстройства. Кому хочется бередить раны? Что делать, если отсутствует оплата за проверку тетрадей?Учителя понимают, что от разговоров ничего не изменится, что никто в грядущей перспективе им больше не даст, не проиндексирует и не повысит зарплату. Самое лучшее, если сильно не убавят, не отнимут то, что добавили в 2012 году.  Региональные и муниципальные бюджеты трещат по швам и постоянно (не реже раза в квартал) требуют корректировки расходной части — об этом учителя в регионах тоже наслышаны. Тем, кто не следит за экономической ситуацией, ее растолковывают директора — на пальцах буквально, когда объясняют снятие той или иной доплаты. Но объяснениями, как показывает опрос, занимается далеко не каждый директор. Чаще всего недовольных начислениями педагогов посылают в бухгалтерию. Но туда идут немногие: система начисления зарплаты стала снова до такой степени непрозрачной, что концов не найти. Приведу наиболее показательные комментарии учителей — опять же уточню — из разных регионов: «Зарплата у меня в этом учебном году стала где-то на 1000 рублей меньше, хотя часы веду те же, что и в прошлом. Почему так, я не выясняла. Я не доверяю «начислителям»: уверена, что обманывают. Схему начисления отследить, как раньше, невозможно. Коллега жаловалась недавно, что ей больше года платили по низшей категории. Теперь разобраться невозможно. Бухгалтерия на школьные приказы стрелки переводит, а школа показывает свои протоколы и на бухгалтерию кивает». «Нам на совещании в сентябре объявили, что стимулирующих не будет совсем. Раньше, последние 3 года, нам платили стимулирующие осенью и обещали потом (ближе к концу года) заплатить еще. Все учителя бросались во все виды работ, собирали доказательства (портфолио), но больше за весь год начислений не было. Вот такая происходила у нас игра-замануха. Я все равно работаю в своем режиме: мне неважно, есть премия или нет. А вот коллеги были страшно недовольны, потому что в обычном режиме они так не напрягаются.Им и так хватает занятий, а для премии приходилось разрываться, недоделывать основную работу…» «В этом году зарплата ощутимо меньше. Стали выяснять, почему. Оказалось, убавили оплату по многим направлениям: классное руководство, проверка тетрадей, занятия с надомниками. Совсем не начислили за занятия с группой продленного дня (правда, это объяснили ошибкой бухгалтера). При нагрузке 11 часов без классного руководства у учителя с высшей категорией, имеющего награды и поощрения разного уровня, получилось 8700, из которых 1 тысяча рублей составила премия к Дню учителя. 18 тысяч получила учитель русского языка и литературы высшей категории при 24 часах нагрузки с классным руководством, тетрадями, премией и 0,1 ставки ГПД (ее делят такими долями между учителями, занимающимися подготовкой к ЕГЭ). По ее словам, по сравнению с прошлым годом, она недополучила примерно 1600 рублей. И это при том, что у нас еще так называемый «коэффициент» — 15%. Он тоже входит в состав названных сумм. Вот такие у нас зарплаты. Удивлялись мы всей школой на молодого учителя из Армавира, который долго стеснялся признаться первому лицу, что получает всего 28 тысяч при трехлетнем стаже. А мы бы с удовольствием озвучили ему свои зарплаты». «Зарплата в школах нашего города стала ниже в январе 2016, затем немного стабилизировалась. Сейчас парадокс состоит в том, что директорам запретили издавать и оплачивать премиальные приказы. От этого пострадали две полярные категории работников: лучшие учителя, которые всегда нарабатывают на премию, и младший обслуживающий персонал, который едва зарабатывает на «минималку», но оклады даже этого не позволяют без премий. После повышения минимальной зарплаты до 7500 рублей появилось понятие «доплата до МРОТ», которое всех причесало под одну гребенку. Начались конфликты, которые неясно пока, чем кончатся». «В квиточках исчез пункт «Стимулирующие выплаты ежемесячные». Кроме того, нам не пересчитывают норматив — учеников в классах прибавилось, а финансы остались прошлогодние, да еще на 10,5 месяцев (так был принят бюджет). Нам пояснили, что других средств не будет и выплаты до первой половины декабря ложатся на ответственность руководителей — преступления еще не совершено, но виновные уже назначены. К дню учителя не было никаких выплат, мало того, именно к празднику пришли угрожающие вести об отмене премий. После чего мы сделали грустный вывод: кнут дешевле пряника и его хватает одного на всех». «У нас в этом году первая зарплата совпала с днем учителя, и праздник был омрачен. Все получили меньше, чем ожидали: кто на тысячу, а кто и на 3-4 тысячи рублей — в зависимости от нагрузки. Коллектив у нас непокорный, зубастый, мы сразу же все пошли к директору и потребовали объяснений. Оказалось, у всех сняты надбавки за часы в профильных классах. То есть больше всех пострадали учителя высокой квалификации, которые ведут старшие и выпускные классы, готовят к ЕГЭ. Это верх несправедливости. Директор нам стала говорить про перерасход бюджета, его секвестирование на уровне муниципалитета, уговаривала потерпеть.  Сказала, что надо дотянуть до конца года, а дальше «все наладится». Мы ей не верим. Написали в городской отдел образования петицию от профсоюза. Результата пока нет, ждем». «У нас как была непрозрачной система начисления, так и осталась. Выяснить что-то невозможно. Зарплаты получаем в конвертах. На уровне разговоров знаю, что суммы отличаются даже у педагогов с одной и той же нагрузкой, одинаковой категорией, одним и тем же стажем. Почему, непонятно. Портфолио мы не собираем, точнее собираем к аттестации.  Никакой системы баллов, как в других школах, у нас нет и не было. Директор поощряет учителей сам на свое усмотрение, сам взвешивает заслуги. Это, само собой, далеко не всегда отражает истинный вклад учителя в имидж школы. Личная симпатия играет гораздо большую роль. Премию платят из внебюджетных средств, собираемых с родителей попечительским советом, два раза в год.  Премии в основном смехотворные, чисто символические. Но есть у нас и игра в демократию. Методическое объединение один раз в год должно собраться и выдвинуть кандидатуру на крупную премию — размером примерно в 5 тысяч.  У нас сначала были по этому поводу ссоры, потому что если судить «по заслугам», то премии всегда будет удостаиваться один и тот же учитель (если методобъединение крупное, то два). Поэтому мы решили пойти по самому простому пути — выдвигать кандидатуру по очереди: сегодня Иванову, на следующий год Сидорову, потом Петрову и так далее.  Никому не обидно, а деньги всем нужны. Так и живем. Но жаловаться грех — родители в основном обеспеченные, многих из нас кормит репетиторство. Директор это понимает — он прекрасно знает, что протестовать мы не будем. Недовольных у нас не держат». «В этом году у нас по мелочам все отобрали. За тетради не платят, за руководство методобъединение тоже — это теперь общественная нагрузка, за сложность и напряженность труда доплату отменили давно. За классное руководство тоже убавили, несмотря на то, что нагрузка на классных увеличивается с каждым годом.  И даже символические 100 рублей «на методическую литературу» и то убрали. Решили, наверное, что на эти деньги уже никакую литературу не купишь, а в масштабе региона это неплохая экономия — мелочь, а приятно». Думаю, что комментировать эти ответы не нужно. У читателей есть немало собственных примеров муниципальной и региональной экономии на учителях, готовых терпеть и не возмущаться. https://www.ug.ru/article/947
Читайте также:  Могу ли я увеличить размер алиментов?

Как добиться оплаты проверки тетрадей и письменных работ?

В СССР все было просто: всем учителям русского языка и математики доплачивали за проверку тетрадей и при этом очень строго спрашивали именно за эту проверку. Доплата была фиксированная, не зависящая от количества уроков. Остальным предметникам не платили ничего, и это не казалось несправедливым: ведь от учителей химии или истории никто и не требовал ведения детьми тетрадей.

Что касается письменных контрольных и итоговых работ, то их проведение было предусмотрено в должностных инструкциях, количество строго определено, поэтому их проверка не оплачивалась на тех же основаниях, что и, например, подготовка к урокам или выставление текущих отметок.

В 1990-х и нулевых годах доплата «за тетради» формально сохранялась, но была такой маленькой, что на нее многие не обращали внимания.

Новый закон «Об образовании в РФ» изменил всю систему финансирования школы, а значит, и оплаты труда учителей. С введением регионального нормативно-подушевого финансирования и НСОТ многие решили, что не существует вообще никаких общих для всей страны требований по оплате труда. К счастью, это не совсем так.

Должна ли сейчас оплачиваться проверка тетрадей и письменных работ?

Да, должна, если исходить из имеющихся нормативных актов.

Во-первых, проверка тетрадей не входит в должностные обязанности педагога (см. Единый квалификационный справочник и Профстандарт педагога — там нет этой работы в списке обязанностей).

Во-вторых, согласно Приказу Минобрнауки России от 11.05.

2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», проверка письменных работ отнесена к тем дополнительным видам работ, выполнение которых возможно только с письменного согласия педагога и за дополнительную оплату, которая должна быть отражена в трудовом договоре.

Значит, если проверка тетрадей не внесена в список должностных обязанностей учителя в данной школе, эта работа должна быть оплачена.

И даже если внесена, но коллектив возмущен необходимостью бесплатно делать эту работу, педагоги могут начать кампанию за введение оплаты за проверку тетрадей. У сплоченного коллектива есть много способов воздействия на директора, потому что директора снять можно, а оставить школу без учителей (уволить весь коллектив) – нет.

Должна ли оплата этой работы быть заложена в подушевой норматив?

Да, безусловно. В Приказе Министерства просвещения РФ от 20 ноября 2018 г. N 235 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат…» сказано:

«1.3. Региональный расчетный подушевой норматив должен покрывать следующие расходы на год: оплату труда работников образовательных учреждений…»

Значит, в региональном Комитете образования при расчете норматива должны учесть, помимо оплаты уроков, оплату классного руководства, заведования кабинетами, проверки тетрадей и всех остальных видов дополнительных оплачиваемых работ.

К сожалению, несмотря на многочисленные обращения в правительство и Государственную думу, в том числе направленные туда рекомендации Совета по правам человека и гражданскому обществу при президенте РФ, сами расчеты остаются по-прежнему скрытыми от граждан.

Ни один чиновник не отважится раскрыть страшную тайну: какую сумму он посчитал справедливой оплатой проверки тетрадей.

Более того, депутаты региональных дум неоднократно признавались, что эти нормативы формируются по остаточному принципу: после распределения бюджета на более важные статьи, исходя из оставшихся средств, рассчитывается подушевой норматив.

Поэтому, если ваш директор, разводя руками, говорит, что денег на оплату проверки тетрадей нет, не спешите подавать на него в суд — лучше объясните ситуацию родителям и вместе добивайтесь от регионального законодательного собрания увеличения подушевого норматива.

Что нужно сделать, чтобы проверка тетрадей уже сейчас все-таки оплачивалась?

Добиться увеличения норматива очень сложно, открыто предъявлять требования начальству страшно, и на это решатся не многие. А вот сделать так, чтобы полученные школой деньги были перераспределены в нужную учителям сторону, достаточно просто.

Самым главным документом, на основании которого формируется зарплата конкретного работника, является школьное Положение о заработной плате. В соответствии с российским трудовым законодательством, этот документ разрабатывается директором и представителями трудового коллектива. Без согласия работников это Положение не считается принятым.

Никто не может диктовать школе содержание этого Положения. Все региональные и районные Положения недаром называются «примерными». Всё, о чем договорятся в ходе переговоров работники и директор, будет законным.

Значит, чтобы проверка тетрадей оплачивалась, нужно сформулировать конкретный пункт, который вы хотите внести в Положение о зарплате, и озвучить его на собрании трудового коллектива. Директор обязан рассмотреть это предложение, если оно принято собранием.

Главный вопрос, который придется обсуждать с директором: откуда взять деньги? Есть Фонд оплаты труда, его можно делить как угодно. То есть если учителя хотят получать деньги за проверку тетрадей, придется уменьшить какие-то иные выплаты. Например, отказаться от доплат за категории или за стаж или сократить стимулирующую часть.

Далее надо найти устраивающую всех схему оплаты. Для этого придется ответить на такие вопросы:

Должна ли оплачиваться проверка тетрадей только учителям русского языка и математики? Как учесть сложность и объем проверки по разным предметам?

Должна ли оплата проверки зависеть от учебной нагрузки? От количества учащихся в классе?

Должны ли оплачиваться отдельно письменные контрольные работы? (Если да, то, вероятно, это будут не ежемесячные, а разовые выплаты.)

Что делать, если директор отказывается от переговоров?

Если в школьном Положении о зарплате не предусмотрена оплата проверки и директор не хочет ничего менять, учителя могут предупредить директора в письменном виде, что с такого-то числа они перестанут проверять тетради. У директора нет правовых механизмов, чтобы принудить учителей к выполнению неоплачиваемой работы.

Фактически это будет мягкий вариант забастовки, при этом не требующий проведения сложных процедур, связанных с организацией настоящей забастовки. Эффект будет немедленный: удивленные родители прибегут к директору, и тот вынужден будет начать с учителями переговоры по внесению в школьное Положение о зарплате соответствующей статьи.

Кстати, так же можно действовать, если региональные власти не предусмотрели в нормативе оплату классного руководства или если район не перечислил школе все выделенные ей регионом деньги.

Узнайте больше о своих правах на курсе «Основы правовых знаний педагога»!

Изначально материал был размещен на сайте профсоюза «Учитель». Читайте еще больше интересных статей и ответы на юридические вопросы на сайте профсоюза!

"Проверка" тетрадей в начальной школе | Дети | Школы, Олимпиады, Вузы

  • Думаю, никто не будет спорить, что тетради во 2 классе должны проверяться ежедневно. Сколько там учителям за это платят или не платят, нас, родителей, волновать не должно. У ребенка должно быть 2 тетради — одну сдает, другую получает, и так каждый день.У нас почему-то одна тетрадь. И сдавать ее на проверку нужно, когда класс идет на иностр.язык или физ-ру. Если учитель чью-то тетрадь не успела проверить за это время, она так и отдает непроверенной и больше к этому заданию не возвращается.Недавно увидела у своего ребенка замечание в тетради «не сдает тетрадь на проверку», т.е домашняя есть, а оценки нет, только замечание.Теперь вопрос. Люди, вы считаете это нормальным? Или у меня одной такой подход учителя к своим прямым обязанностям вызывает, мягко выражаясь, недоумение??
  • а что такого? у нас тоже очень часто учитель проверяет тетради во время других уроков. Кто вообще сказал, что она должна проверять их исключительно дома под свет луны???
  • Учитель обязан проверять тетради, ну не каждый день, но через день-два, а как ребенок и родители поймут, что тема усвоена? А у нас проверяются тетради 1 раз в 10 дней и по контрольным и самостоятельным результаты дети узнают через 10-14 дней. Результаты узнают, а в чем ошибка не видят Вот это фигово. (У нас 2 класс гимназия….)
  • Мне не важно, ГДЕ она их проверяет, хоть на коленке в сортире. Но сданная работа должна быть проверена и оценена. Вы с этим не согласны?
  • У нас классический описанный вами механизм.Одну сдали, вторую выдали. Делаем работу над ошибками, если надо.Оценки в журнал учитель «цензурирует» старается трактовать в пользу ученика, а в тетрадках зверствует нешуточно.
  • так вы пишете, что ваш не сдает, поэтому у него не проверена. А вот должен ли учитель проверять классную работу в 1 классе, увы не знаю. А ДЗ запрещены законом, поэтому требовать его проверки не очень уместно.
  • и это комплект, еще дневник. учитель каждый день проверяет
  • Если она сдана-то конечно. Но вы же сами пишете, что ваш не сдает.
  • Это раньше учитель проверял каждый день, сейчас за это не платят и по правилам она может их вообще не проверять.
  • Наша проверяет каждый день. Именно «одну сдали — другую выдали»
  • Врядли в должностной инструкции исчез пункт о контроле письменных заданий со стороны учителя.
  • Тоже 2 класс. Каждый день проверяют. 2 тетради по русскому, 2 тетради по математике.
  • 2 иностранных, 3 физкутуры — вот и получается ежедневно или почти ежедневно. Ну, и если ребенок не сдал тетрадь, то как учитель ее проверит?
  • Он сдал в этот же день, но на 2 урока позже, а не сразу, когда весь класс ушел на английский.
  • Насмешили))) Сумма оплаты за проверку тетрадей всегда была символической.
  • У нас по 2 тетради по русскому и по математике. Тетради регулярно проверяются. За все классные и домашние работы выставляются оценки в тетради, работу над ошибками делаем письменно (если есть ошибки). Пару раз забывали сделать РНО (работу над ошибками), в тетради было потом написано, что «РНО нет» и мы её делали.3-ий класс.
  • Наша Учительница проверяет каждый день, как положено. Выше написали про оплату…Как художник художнику- от денежных знаков профессионализм не зависит. И так во всем,в медицине тоже.
  • Так эта тоже, получается, каждый день проверяет, но как-то халтурно. Один раз задала на дом сочинение, мой болел в это время, я узнала задание, и сочинение он написал. Оно до сих пор и осталось непроверенным.Это вообще нормально??
  • Нормально. В день болезни ученик не оценку , а н/б получает.Вам захотелось бонус в виде лишней оценки получить — это уже по желанию учителя.Наша бы, например не стала оценку за такое сочинение ставить, потому как всех требований и рекомендаций по заданию ребенок не слышал, поэтому может написать не очень хорошо, а расстраивать его она не будет.
  • ++++ сданные ДЗ после болезни всего лишь показатель того, что вы не отставали от программы, какие вообще оценки задним числом на пропуски по болезни?!
  • Да ненормально все это. Наша в прошлом году беременная ходила, чуть жива была, тетради проверяла 2 раза в месяц. Это реальная проблема. Тема давно пройдена, а то, что ребенок ее не до конца усвоил узнается спустя месяц. То же с сочинениями. Как раз тема пришлась на пик ее токсикоза, вообще не проверила, а ребенок так старался, придумывал! Ушла в декрет, мы перекрестились. Это самое настоящее разгильдяйство. Теперь у нас тетради проверяются, как и положено, каждый день. Сданые после болезни работы просматриваются и учителем делается пометка, что просмотрела.
  • у нас 2 тетради.НО проверять любит тоже в школе.Она и так у нас загружена еще электронным дневником, всякой дополнительной фигней.Сейчас еще продленку на учителя взвалили.Еще и дома тратить время на проверку?Пусть проверяет, где может
  • первый класс тетрадок куча, учитель проверяет каждый день, один комплект сдаем, второй выдает
  • А на 2 урока позже у учителя уже нет возможности проверять. Посмотрел наличие и все.
  • Нормально. Она у всех проверяет в один день одну и ту же работу. Остальные может посмотреть есть или нет, но уже не оценивает. А зачем вам надо, что б непременно каждая работа была проверена?
  • Конечно, нужно две тетради. У нас проверяют не только домашнюю, но и классную работу. Одну сдает, другую получает и пишет снова классную, дома — домашнее задание, на следующий день сдает, получает предыдущую. Но, одно но — сдавать должны, конечно, вместе со всем классом, когда это было объявлено. Не в конце урока, не на перемене, не после уроков — именно в тот момент, когда сказали: «Дети, сдаем тетради!». Если чуть позже — однозначно «Не сдал тетрадь» в дневнике. Еще раз — гарантированная двойка.
  • ну,если посмотрел,то пусит см поставит.
  • Ребенок болеет, вчера вечером получила сообщение в электронном дневнике, там столько заданий)))) все что пропустили по полной программе, 1 класс
  • А что мешало сдать вместе со всем классом?
  • Не фига у вас учитель рисковый. По шапке не боится хлопотать?
  • у нас домашка с октября, школа экспериментальная, три программы, я только за, жаловаться не буду, нам еще прописи предстоят, болеем второй раз так что я готова
  • Вы в своем уме? Что значит НЕТ возможности? Ну давайте я на работу буду приходить не к 8, а к 12, мотивируя руководству, что «нет возможности», а зарплату мне платите как за полный день…
  • Т.е это со стороны учителя нормально, вы считаете, да?
  • Спасибо, дама. Упаси Бог от таких спецов, как вы Хоть бы постеснялись писать на форуме, что вы учитель
  • Воспитательная мера. Если тетрадь не сдана вовремя, у нас ставят см или пишут не сдавал на проверку. Если тетради перепутать, дзен сделает не в той, то в нужно обязательно напишут, что дзен отсутствует за такое,то число.
  • Думаю, учитель прислала не домашнее задание, а пройденный материал. Для информации.
  • Я не прошу вас ничего объяснять мне. Да или нет?См. для меня равно не проверено.
  • А лучше ребенок отстанет? По-моему, родители поблагодарить должны, что о них позаботились и им прислали.
  • Там где я учитель обязательной проверки тетрадей нет .
  • я не протестую, все сделано уже
  • У вас есть претензии, что она с работы раньше уходит или опаздывает? Тетради проверяются. Если ребенок во время тетрадь на проверку не сдал, то это его косяк.
  • а родители сами о себе позаботься не могут? у меня ребенок без проблем в 1 классе звонил детям и узнавал уроки. А учитель поступает не очень умно выставляя ДЗ на всеобщие обозрение, за это не только по шапки получить можно, но и с работы вылететь и без помощи стукачеств родителей. Все ж мозги надо иметь прежде чем всю школу под удар ставить.
  • ага и оценки за это будет ставить, то что информации отдельно
  • у нас все детки разумные, я не буду ставить учителя под удар, и на это знает
  • ну да, детки разумные позвонить друг другу не могу, и учитель туда же, всю школу под удар поставила своим разумным подходом.
  • да нет у нас таких деток, а мне сейчас не до инета утром, у ребенка из носа кровь каждое утро, понедельник как выпишимся думала доползти до школыи оставить не с кем
  • каких таких деток? которые не умеют пользоваться телефоном? , вы серьезно????? А причем тут инет? вы тоже телефоном пользоваться не умеете???? И зачем в школу ползти? Это я так перепел уже, или вы так криво ответили???
  • мы все дружим, вы про кровь не прочитали
  • а кровь тут причем? у вас там у всей семьи круглые сутки кровопускание, что на звонок и минуты нету?
  • у Вас ребенок никогда не болел?сейчас в обнимку со мной
  • платят, около 3500 в месяцпо правилам надо проверять каждый день
  • болел и не раз, но минутный звонок у меня не вызывает проблем как и поход в туалет…..п.с. чем объятия мешают звонку?
  • слушайте, вы на еве уже какой час, так что вам ой как до интернета и уж 1 звонок сделать времени у вас явно на валом.
  • В 1 классе уроки символические, поэтому узнавание у одноклассников ребенком почти ничего не даст. Я как поняла, учитель через электронный журнал прислал родителям сообщение о пройденном материале и конкретные задания чем им с ребенком заняться, чтоб не отстал.
  • у нас не символические задачи и уравнения решают
  • Я имела ввиду, что домашние задания символические и по ним не понять чего в классе проходят.
  • а учебник на что? Я читать умею)))))
  • вообще все ДЗ по теме урока в классе, открыв ДЗ можно понять сколько страниц учебника они прошли и разобрать все это. Да и в чем проблема у того же ребенка узнать номера упражнений разобранных в классе? Госпадя, мамы, это только 1 класс, что с вами дальше то будет???
  • Ребенок должен сдавать тетрадь на проверку вовремя. Забывание -причина неуважительная .
  • Наверное, у нас немного другая специфика. Но нашим в 1 классе не дают регулярных домашних заданий, т.е. по русскому дали что-то переписать, а по математике задания сегодня, например, может и не быть. Да и портфели у детей часто остаются в классе. А если портфель принесли, то часто тетради в классе остались. Например, прописи дочки я видела всего пару раз на родительском собрании — они в классе в них пописали, на продленке по ним позанимались, а потом учительница на проверку собрала. Ну, и чего вам даже очень толковый первоклассник расскажет, если на руках у него ничего нет. Поэтому, если ребенок болеет, то обычно приходилось специально приезжать в школу, брать тетради и узнавать откуда до куда проходить. Это так в первых классах, постарше дети, понятно, сами прекрасно узнают, а сейчас и просто в электронном журнале смотрят.
  • Если это упражнение из учебника, то да. Но наши часто делают какие-то задачи на листочке напечатанные или списывают текст опять же с листочка. А часто и просто домашнего задания по какому-то предмету нет. А если есть чего-то не с листочка, то это рабочие тетради — с ними, конечно, можно сориентироваться каким темам в учебнике это соответствует, но не всегда — например, по математике там ясно т.к. тема прописана сверху, а по-русскому задания идут сплошником без разбивки на темы.
  • Угу, а учитель ДОЛЖЕН проверять каждую домашнюю, независимо от того, когда она была сдана.
  • У меня есть претензии, что она недовыполняет свои проф.обязанности, что при нормированном рабочем дне равнозначно прогулу.
  • Вы уверены, что каждую должен и именно проверять?
  • Конечно. Хотя халтурщицы типа вас ессно никому ниче не должны.
  • Не проверить несданную вовермя тетрадь? если она не сдана без уважительной причины-то да, нормально,сдавать надо вовремя, а не когда захотелось.
  • у нас дневники для этого есть, куда ребенок все странички заданные записывает, что то в электронном дневнике дублируется, комплектов тетрадей два, так что проблем нет, одну сдали, вторую получили
  • У младшей тоже со второго полугодия дневники появились, а у старших до 2 класса дневников не было — домашнее задание на стенде вывешивалось. И опять же — не каждый день по всем предметам чего-то задают.
  • а что вам удивило? Ребенок не сдает тетрадь

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *