Заинтересованное лицо в административном процессе

Заинтересованное лицо в административном процессеВ российском законодательстве понятие заинтересованного лица многогранно и зависит от регулируемых отраслью права взаимоотношений. Общей чертой таких участников правоотношений выступает совершение юридически значимых действий, в целях получения материальной (нематериальной) выгоды. Это может быть заключение сделки, подача заявления в суд и т. д.

Понятие «заинтересованные лица» различается в зависимости от отрасли права, регулирующей общественные отношения. Выделяют следующие группы:

  • в гражданском процессе;
  • в административном процессе;
  • при проведении процедуры банкротства;
  • в корпоративном праве по отношению к конкретной организационно-правовой форме юридического лица.

Заинтересованные лица в гражданском судопроизводстве

Судебный процесс начинается с обращения в суд заинтересованного лица (заявителя), чьи права нарушены и принятия судьей дела к рассмотрению. Заявление в суд должно содержать сведения о нарушении прав и интерес в их восстановлении.

Заинтересованное лицо в административном процессеУчастников судебного разбирательства много, но не у всех из них есть юридический интерес в гражданском процессе, в том или ином его исходе.

Кто является заинтересованным лицом по гражданскому законодательству? Это истец (заявитель) и ответчик, прокурор, представитель общественной или государственной организации, представители сторон в споре, третьи лица, т. е. все те, кого, так или иначе, затрагивает результат рассмотрения спора в суде.

Кроме них, в судебном заседании могут участвовать приглашенные специалисты, эксперты, свидетели, переводчики, которые не являются заинтересованными в том или ином результате судебного разбирательства. Они не имеют права на самостоятельное обращение к суду, в рамках процесса, в котором участвуют. Их права не нарушены и восстановления не требуют.

Материал по теме  Как найти исполнительный лист по номеру

Фактическая и процессуальная заинтересованность

Условно заинтересованных в исходе дела можно разделить:

  • заинтересованные лично в исходе дела истец и ответчик, любой человек, участвующий в процессе, чьи права затрагивает результат судебного разбирательства;
  • представители сторон в судебном разбирательстве, чей юридический интерес носит процессуальный характер;
  • прокурор, представители общественных и государственных учреждений профессионально заинтересованы в ходе выполнения своих служебных обязанностей в рамках судебного заседания;
  • стороны процесса по делам, затрагивающим публичные отношения (например, оспаривающие нормативный акт местного органа власти).

Процессуальный интерес — это заинтересованность в конкретном исходе дела, представителя истца и ответчика, основанная на выполнении поручения или служебных обязанностей в рамках трудового договора.

Представители сторон не являются самостоятельными участниками процесса, их юридический интерес в результате рассмотрения дела ограничен рамками поручения.

При прекращении договора у них исчезает и заинтересованность в исходе судебного разбирательства.

Фактически заинтересованные лица — это участники судебного разбирательства, которые в его результате приобретают или утрачивают какие-либо материальные (нематериальные) ценности, права, обязанности и т. д.

При этом следует понимать, что наличие фактической заинтересованности у участников процесса, выполняющих свои должностные обязанности в рамках конкретного процесса, является поводом для их отстранения от рассмотрения дела.

Например, судья, назначенный для ведения процесса, является близким родственником истца или ответчика, что может теоретически повлиять на принятие решения в пользу той или иной стороны. Такой интерес в исходе дела становится поводом для смены судьи.

Заинтересованные лица в административном процессе

Понятия участников, имеющих юридический интерес, в гражданском и административном процессе похожи. Различие состоит в том, что заявить о своем интересе в исходе административного дела они могут только до вынесения решения судом первой инстанции.

Основанием для участия в судебном разбирательстве может быть личная или судебная инициатива, ходатайство сторон. Самостоятельно инициировать начало или прекращение административного процесса заинтересованные лица не имеют права.

Они могут заявлять обращение в суд на стороне административного истца или ответчика.

Материал по теме  Получение бесплатной путёвки в санаторий для пенсионеров

По делам о банкротстве выделяют три группы участников:

  1. По отношению к должнику юридическому лицу — дочерние и материнские предприятия, люди, которые исполняя свои должностные обязанности, могут участвовать в управлении, принимать решения и заключать сделки от имени фирмы-должника, их близкие родственники.
  2. По отношению физическому лицу, в отношении которого судом выносится определение о банкротстве — близкие родственники самого должника и их супругов.
  3. По отношению к арбитражному управляющему в деле о банкротстве — близкие родственники и лица, входящие в одну группу с управляющим либо аффилированные с ним.

Заинтересованные лица, в соответствии с организационно-правовой формой юридического лица

Это люди и организации, по отношению к юридическому лицу, заинтересованные в совершении им сделок или других действий, с целью получения выгоды для себя.

По общему правилу, к ним относятся руководители, главные бухгалтеры, кредиторы, работники контролирующих органов, их родственники и т. д.

Вс представил правовые позиции по вопросам административного судопроизводства

Напомним, 24 апреля Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор судебной практики № 1 за 2019 г., который содержит 52 правовые позиции судебных коллегий и два разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.

Утвержден первый Обзор судебной практики ВС РФ за 2019 годБольше всего правовых позиций опубликовала Судебная коллегия по экономическим спорам

В обзор также вошли шесть правовых позиций Коллегии по административным делам.

По мнению адвоката АП г. Москвы Анны Минушкиной, обобщенные правовые позиции по административным делам имеют важное значение, поскольку КАС РФ является достаточно новым нормативно-правовым актом и практика его применения до настоящего времени вызывает множество вопросов, требующих разъяснений и дополнений.

Частнопрактикующий юрист Кирилл Кравченко считает наиболее интересными с практической точки зрения разъяснения, содержащиеся в п. 41–44 обзора.

Так, в п.

41 указано, что исключение из региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда одного жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в указанную программу, законодательством не предусмотрено и свидетельствует о нарушении прав граждан, являющихся собственниками данного помещения и имеющих право выбора способа обеспечения своих жилищных прав (Определение ВС от 6 февраля 2019 г. по делу № 2-АПГ18-19).

Как отметил Кирилл Кравченко, из определения следует, что собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных ВС способов обеспечения жилищных прав.

«Чтобы ответить на вопрос, насколько правильной является такая позиция, необходимо обратить внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. № 6-П, из абз. 1 п.

3 которого следует, что ГК РФ в соответствии с вытекающими из Конституции РФ основными началами гражданского законодательства, не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права, – пояснил он.

– Однако ВС утверждает, что собственник квартиры в аварийном жилищном фонде может выбрать только тот способ защиты, который был определен ВС». По мнению эксперта, толкование, приведенное в рассматриваемом определении, не соответствует правовой позиции КС и сужает сферу действия как ст. 11 ЖК РФ и ст. 12 ГК (в частности, исключается возмещение убытков как универсальный способ защиты нарушенных прав).

Юрист также обратил внимание на позицию Верховного Суда, в соответствии с которой если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению, собственник квартиры в нем в силу п. 3 ст. 2, ст.

16 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. «В Определении ВС от 21 марта 2017 г. по делу № 45-КГ16-30 указано, что суды первой и второй инстанций пришли к выводу, согласно которому ст.

32 ЖК к спорным правоотношениям не применяется, поскольку включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иного жилого помещения собственнику при переселении из аварийного жилищного фонда либо его выкуп, – добавил Кирилл Кравченко.

– Однако ВС отверг такой вывод, применив к спорным правоотношениям ст. 32 ЖК, поскольку права собственника такого жилья обеспечиваются в порядке, предусмотренном данной нормой».

Такая позиция судов представляется эксперту более правильной и аргументированной. «Более того, ВС истолковал указанные положения Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ внесистемно, то есть безотносительно предписаний ст.

Читайте также:  Наследование: преподаватель сказал, что здесь возможны два варианта

32 ЖК, что является неверным.

Кроме того, Суд не указал, что в действующей редакции Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ речь идет не о выкупе, а о возмещении (хотя это, скорее, относится к вопросам терминологического свойства)», – считает он.

В п.

42 обзора указано, что правовое регулирование, согласно которому право на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим зависит от стажа муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования, противоречит законодательству (Определение от 21 января 2019 г. по делу № 41-АПГ18-25).

По мнению Кирилла Кравченко, данная позиция ВС о том, что из п. 4 ст.

7 Закона о пенсионном обеспечении в РФ не следует, что стаж как гражданской и муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, должен быть приобретен исключительно в органах государственной власти или местного самоуправления определенного субъекта Федерации или муниципального образования, поскольку федеральный законодатель такого условия не устанавливает, является абсолютно верной.

Как отмечается в п.

43 обзора, при разрешении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суд не может давать оценку действиям и полномочиям ответчиков, а также делать вывод об отсутствии нарушений оспариваемыми действиями прав, свобод и законных интересов истцов, поскольку указанные обстоятельства подлежат установлению при рассмотрении и разрешении дела по существу (Определение от 18 января 2019 г. по делу № 41-КГ18-53).

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина считает данное определение интересным. По ее мнению, правовая позиция Суда позволит исключить нарушение принципов равенства всех перед законом и судом и ограничение права на судебную защиту.

В то же время, по мнению Кирилла Кравченко, выводы Верховного Суда вызывают ряд вопросов: «Если вывод суда об отсутствии нарушений оспариваемыми действиями прав, свобод и законных интересов истцов не может быть сделан на стадии предъявления искового заявления, поскольку указанные обстоятельства подлежат установлению при рассмотрении и разрешении дела по существу, то какой смысл имеет п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС? Каким образом суд может применить эту норму в условиях того, что оценка действиям и полномочиям ответчиков не будет дана? И есть ли вообще случаи, когда суд откажет в принятии иска, поскольку из него не следует, что оспариваемые акты затрагивают права, свободы и законные интересы истца?»

Юрист добавил, что судебная практика (в частности, Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 10 января 2019 г. по делу № 33а-350/2019, Апелляционное определение ВС Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2018 г. по делу № 33а-1004/18, решение Кемеровского областного суда от 11 мая 2018 г.

по делу № 3а-313/2018) идет по пути определения ВС РФ уже на стадии предъявления иска в том числе таких обстоятельств, как кому адресованы обжалуемые решения, действия или бездействия уполномоченных субъектов (истцу или иным лицам), а также какие правовые последствия влекут обжалуемые решения, действия или бездействия для истца. «Если указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что оспариваемыми решениями, действиями или бездействиями права, свободы или законные интересы истца не затронуты, суд принимает решение об отказе в принятии иска, – подчеркнул Кирилл Кравченко. – Однако сложившаяся практика, по мнению ВС, неправильна, и теперь должна складываться иначе».

Таким образом, резюмировал юрист, основополагающая цель правосудия, заключающаяся в скорейшем и правильном рассмотрении дела, не может быть достигнута, поскольку определение ВС исключает действие п. 3 ч. 1 ст.

128 КАС и, по сути, заставляет суды любой ценой принять иск и только в рамках судебного разбирательства устанавливать, действительно ли оспариваемым актом были нарушены права, свободы и законные интересы истца.

По мнению эксперта, такая позиция не соответствует закону и неизбежно приведет не только к невозможности для конкретного судьи допустить, руководствуясь принципом процессуальной экономии, отказ в рассмотрении иска еще на стадии предъявления, но и к дополнительной нагрузке на судебную систему.

Далее в п. 44 обзора подчеркивается, что судья вправе отказать в принятии административного иска на основании п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ только если оспариваемый нормативный правовой акт очевидно и бесспорно не затрагивает права, свободы и законные интересы истца (Определение от 21 декабря 2018 г. по делу № 4-КГ18-79).

Управляющий партнер МАБ «Проценко и партнеры», адвокат Татьяна Проценко отметила, что суды нередко сомневаются в правах истца на судебную защиту. «Лицо может обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, а также в случаях, предусмотренных законом, – прав других лиц, – пояснила она.

– Суду надлежит лишь установить, имеется ли право или охраняемый законом интерес, за защитой которого обращается истец, и подлежат ли они судебной защите. Вопросы о том, имеется ли нарушение прав истца, а также являются ли решения и действия госоргана законными, решаются при рассмотрении спора по существу».

При этом адвокат отметила, что суды достаточно часто приходят к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов истца и отказывают в принятии иска к рассмотрению.

«Два вышеуказанных определения разрешают сомнения судов», – подчеркнула Татьяна Проценко, выразив надежду, что позиция ВС значительно сократит количество необоснованных отказов.

По мнению Кирилла Кравченко, в этом определении ВС неправильно толкует п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС – шире и без учета предписаний п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС. Эксперт отметил, что судебная практика исходит из того, что судья вправе отказать в принятии иска на основании п. 3 ч. 1 ст.

128 КАС только в том случае, если оспариваемое решение или действие (бездействие) очевидно и бесспорно не затрагивает права, свободы и законные интересы истца. «Очевидность и бесспорность – оценочные категории.

Однако суды не указывают, в чем конкретно выражаются очевидность и бесспорность, тем самым не аргументируют свою позицию должным образом», – подчеркнул он.

Кирилл Кравченко добавил, что п. 1 ч. 9 в системной взаимосвязи с ч. 11 ст. 226 КАС установлено, что бремя доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту которых подан иск, возлагается как раз на истца.

И если тот должным образом не обосновывает указанные обстоятельства, судья, безусловно, отказывает в принятии иска по п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.

«Да, оспариваемый акт действительно мог нарушать права и интересы истца, тем более если тот был привлечен к административной ответственности.

Однако это не умаляет того, что первичное бремя доказывания все-таки возлагается на него, а не на суд, который в силу принципа состязательности сторон не вправе осуществлять деятельность, направленную на самостоятельный сбор доказательств по административному делу», – пояснил он.

Иными словами, добавил эксперт, ВС настаивает, чтобы суды на стадии предъявления иска действовали по модели следственного процесса, игнорируя предписания ст.

14 КАС и руководствуясь не позицией истца, изложенной в исковом заявлении, а «правовым анализом положений закона» безотносительно содержания иска.

«С точки зрения динамики перераспределения бремени доказывания, заложенной в ст. 226 КАС, это в корне неверно», – считает он.

В п.

45 обзора отмечается, что установление факта наличия у лица, имеющего статус вынужденного переселенца, или членов его семьи, в том числе не имеющих такого статуса, в пользовании жилого помещения по договору социального найма препятствует продлению срока действия статуса вынужденного переселенца (Определение от 27 февраля 2019 г.

по делу № 75-КГ18-7). «Для нашей практики интересны разъяснения ВС, касающиеся статуса вынужденных переселенцев, где Суд в очередной раз подтвердил, что все лица, имеющие регистрацию по месту жительства в одном жилом помещении, являются членами семьи, независимо от обстоятельств конкретного дела», – отметила Анна Минушкина.

В заключительной позиции по данной категории дел (п.

46 обзора) Суд указал, что высшее должностное лицо субъекта РФ не обладает правами и не несет обязанности юридического лица, в связи с чем с него судебным приставом-исполнителем не может быть взыскан исполнительский сбор в размере, установленном для организации-должника (Определение от 28 ноября 2018 г. по делу № 19-КГ18-30). По мнению Анны Минушкиной, данная позиция позволит восполнить законодательный пробел в области взыскания исполнительского сбора в отношении должностных лиц.

Читайте также:  Принуждение к выполнению обязанностей не предусмотренных договором

Лица, участвующие в деле, и их правовой статус

  • Под правовым статусом любого лица считается совокупность его прав, обязанностей и ответственности в определённой области общественных отношений, предоставленные ему законами и подзаконными актами.
  • Всех лиц, причастных к рассмотрению конкретного административного дела (участники административно – судебного процесса), законодатель делит на категории: 1) лица, участвующие в деле; 2) иные участники судебного процесса; 3) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
  • К лицам, участвующим в деле отнесены: 1) стороны; 2) заинтересованные лица; 3) прокурор
  •  Иными участниками судебного процесса являются: представители, лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания.
  • Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.
  • Под административным истцом понимается: а) физическое, юридическое или иное лицо, которое лично обратилось в суд в защиту своих прав, свобод и законных интересов; б) лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином; в) прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

В данном определении уточнения требуют некоторые позиции. Так к иным лицам, кроме физических и юридических лиц, в первом пункте законодатель относит общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. К органам, осуществляющим публичные полномочия, относятся органы государственной власти на основе разделения властей, иные государственные органы (Счётная Палата РФ, аналогичные органы субъектов РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ и др.), органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными публичными полномочиями, а также должностные лица.

Под административным ответчиком понимается лицо: а) к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений; б) в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Административными ответчиками, как правило, являются органы публичной власти и их должностные лица.

Таковыми могут быть также органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

В случаях, установленных КАС РФ, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

К заинтересованным лицам в административном судопроизводстве относятся субъекты, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела. Они могут выступать как на стороне лица, так и на стороне ответчика.

Указанные лица вправе до завершения рассмотрения дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело.

Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности того участника процесса, на стороне которого они выступают. Однако они не имеют права изменять основание или предмет административного иска, равно как отказаться от административного иска, признавать административный иск или заключать соглашения о примирении, подавать встречный административный иск.

  1. О вступлении в административное дело заинтересованного лица судом выносится определение.
  2. В случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала.
  3. Прокурор может участвовать в процессе как административный истец или в качестве представителя органа власти с особым статусом в соответствии с действующим законодательством, в том числе КАС РФ.
  4. Он вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту: а) прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц; б) интересов Российской Федерации; интересов субъектов Российской Федерации; интересов муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
  5. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, прокурор может подать только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Статья 39 КАС РФ определяет полномочия органов прокуратуры и его должностных лиц по обращению в соответствующие суды судебной системы РФ. Так, прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры могут обращаться с административным иском только районный и приравненный к нему суд.

 В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается, если административный ответчик не удовлетворил заявленных истцом требований.

Кроме указанного выше, действующее законодательство допускает: обращение в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц (ст. 40 КАС РФ); участие в административном деле нескольких административных истцов или нескольких административных ответчиков (ст.

41 КАС РФ); обращение в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением (ст. 42 КАС РФ); замену ненадлежащего административного ответчика (ст. 43 КАС РФ); процессуальное правоприемство (ст.

44 КАС РФ); изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска; заключение сторонами соглашения о примирении (ст. 46 КАС РФ).

  • Лица, участвующие в административном деле, наделены определёнными правами и обязанностями.
  • Они имеют право:
  •  1) знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии;
  • 2) заявлять отводы;
  • 3) представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств;
  • 4) задавать вопросы другим участникам судебного процесса;
  • 5) заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания, результатами аудио- и (или) видеопротоколирования хода судебного заседания;
  • 6) давать объяснения суду в устной и письменной форме;
  • 7) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;
  • 8) возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
  • 9) знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;
  • 10) знакомиться с особым мнением судьи по административному делу;
  • 11) обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов;
  • 12) пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными КАС РФ.
  • Административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
  • К обязанностям лиц, участвующих в деле законодатель относит:

— ведение дела с участием представителей в предусмотренных КАС РФ случаях. При этом таковыми в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование, действующие в рамках предоставленных им полномочий (ст.ст. 54, 55, 56, 57, 58 КАС РФ);

— добросовестное использование принадлежащими им процессуальными правами. Так, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела влечет за собой применение к этим лицам принудительных мер;

— выполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных КАС РФ. Иные участники судебного процесса. Как было указано ранее к таковым относятся представители и лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания.

Читайте также:  Выплатят ли денежное довольствие или его высчитают с зарплат?

В качестве эксперт может выступать лицо, обладающее специальными знаниями, которому поручено провести экспертизу и дать заключение по вопросам, поставленным перед ним и требующим специальных знаний, в целях выяснения обстоятельств по конкретному административному делу в порядке и сроки, предусмотренные КАС РФ (ст. 49).

Специалист — это лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, назначенное судом для дачи пояснений, консультаций и оказания иной непосредственной помощи при исследовании доказательств и совершении иных процессуальных действий по вопросам, требующим соответствующих знаний и навыков (ст. 50 КАС РФ)..

. Свидетель — это лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения административного дела, и которое вызвано в суд для дачи показаний (ст. 51 КАС РФ)..

  1. Переводчик — это лицо, свободно владеющее языком, на котором осуществляется административное судопроизводство, и другим языком, знание которого необходимо для перевода с одного языка на другой, либо лицо, свободно владеющее техникой общения с глухими, немыми, глухонемыми.
  2. Особое место среди иных участников процесса занимает секретарь судебного заседания, который в единственном числе в этой группе является сотрудником суда, исполняющим свои обязанности в качестве государственного гражданского служащего[102].
  3. Секретарь судебного заседания:
  4. 1) осуществляет направление судебных вызовов и извещений;
  5. 2) проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебных заседаниях, выясняет причины их неявки и докладывает об этом председательствующему в судебном заседании;
  6. 3) обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами;
  7. 4) ведет протокол судебного заседания;
  8. 5) оформляет материалы административного дела;
  9. 6) выполняет иные поручения председательствующего в судебном заседании.

Стороны в административном судопроизводстве по КАС РФ

Понятие сторон административного процесса приведено в ст. 38 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Так, в пп. 2 и 4 данной статьи приведены определения истца и ответчика:

  • административный истец — лицо, которое непосредственно само либо через уполномоченных лиц обратилось в суд для защиты, прекращения нарушения своих прав, для защиты публичных интересов;
  • административный ответчик — лицо, в отношении которого истцом предъявлено требование о прекращении нарушений прав либо иные требования, вытекающие из публичных, административных правоотношений. 

В качестве истцов и ответчиков в административном судопроизводстве могут выступать как физлица, так и государственные учреждения, организации или негосударственные организации, которым доверены публичные полномочия.

Кроме сторон, в число участников дела ст. 37 КАС РФ включает заинтересованных лиц. Ст. 47 КАС РФ гласит, что в качестве заинтересованного лица в административном процессе при желании выступают все те, чьи правомочия и интересы затрагиваются текущим спором.

Важно! Когда суд признает лиц заинтересованными, они получают все процессуальные полномочия стороны процесса. Привлечение нового лица к делу согласно п. 6 ст. 47 КАС РФ является достаточным поводом для начала разбирательства в суде заново. 

Прокурор в качестве заинтересованного лица в административном производстве 

Обратите внимание! Правила, согласно которым прокуроры могут участвовать в рассматриваемой категории дел в судах, приведены в нормах ст. 39 КАС РФ. П. 1 ст. 39 КАС РФ устанавливает, что прокурор уполномочен выступать как административный истец в нижеследующих случаях:

  • когда иск подается в интересах неопределенного круга лиц;
  • если само лицо, чьи правомочия и интересы нарушены, не имеет возможности подать иск самостоятельно по состоянию здоровья, в силу недееспособности или по иным причинам, признаваемым судом уважительными. 

Помимо этого, КАС РФ предусматривает случаи, когда прокурор вправе принять участие в уже имеющемся деле и дать заключение. Этот вид участия используется по делам об оспаривании нормативных актов. Когда по делу он выступает в качестве административного истца, прокурор не может давать заключения.

Важно! Участие прокурора в деле не лишает стороны их процессуальных полномочий. Так, согласно п. 6 ст. 39 КАС РФ, если прокурор отказывается от иска, то судья не прекращает производство, а оставляет заявление без рассмотрения.

Прекращение дела производится только тогда, когда административный истец отказывается от иска (исключение — добровольное удовлетворение требований ответчиком, тогда отказ прокурора от административного иска влечет прекращение производства). 

*** 

Таким образом, в административном судопроизводстве могут принимать участие как непосредственно сами стороны, так и третьи лица, чьи интересы затрагивает данный спор. Прокурор, в свою очередь, вправе участвовать в деле в случаях, предписанных КАС РФ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Права и обязанности заинтересованных лиц при осуществлении административных процедур

В соответствии с Законом Республики Беларусь 28 октября 2008 г.

№ 433-З «Об основах административных процедур» административная процедура — действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

Заинтересованное лицо — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в том числе индивидуальный предприниматель (если не определено иное, далее — гражданин), или юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация (далее — юридическое лицо), обратившиеся (обращающиеся) за осуществлением административной процедуры (статья 1 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-3 «Об основах административных процедур).

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-3 «Об основах административных процедур»

Заинтересованные лица имеют право:

  • обращаться с заявлениями в уполномоченные органы;
  • бесплатно получать от уполномоченных органов предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур;
  • получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей;
  • принимать участие в административных процедурах лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своих заявлений, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
  • получать административные решения либо выписки из них;
  • отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры;
  • обжаловать принятые административные решения;
  • осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-3 «Об основах административных процедур»

Заинтересованные лица обязаны:

  • вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений в отношении таких работников;
  • представлять в уполномоченные органы документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также документы, указанные в абзацах втором-седьмом пункта 2 статьи 15 настоящего Закона (удостоверяющие личность гражданина; подтверждающие служебное положение руководителя юридического лица, а также удостоверяющие его личность; подтверждающие государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя; подтверждающие полномочия представителя заинтересованного лица; подтверждающие согласие заинтересованного лица на представление по запросу уполномоченного органа другими государственными органами, иными организациями документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, если заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно; подтверждающие внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений (за исключением случая, если заинтересованным лицом внесена плата, взимаемая при осуществлении административной процедуры, посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства), если за их выдачу законодательством предусмотрена такая плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно), в случае истребования таких документов;
  • вносить плату, взимаемую при осуществлении административных процедур;
  • своевременно информировать уполномоченные органы об изменении места жительства (места пребывания), места нахождения в период осуществления административной процедуры;
  • выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

Перечень административных процедур осуществляемых работниками предприятия «МОЦИС» в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (в действующей редакции).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *