Расторжение госконтракта без последствий по ФЗ № 94

Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

Статья актуальна на 7 июля 2020

Анна Тресвятская эксперт и автор статей для Контур.Торгов Расторжение госконтракта без последствий по ФЗ № 94

В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон, 
  • по инициативе заказчика, 
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

По соглашению сторон 

Условия 

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции, пандемия и т.д.). 

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения, 
  • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий. 

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ. 

В 2019 году по соглашению сторон расторгли 674 контракта на 1,3 трлн рублей — это 98 % от общего количества расторгнутых контрактов. Около 2 % договоров расторгли в одностороннем порядке и всего 0,13 % — по решению суда. Это статистика Минфина.

Риски 

Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

По инициативе заказчика

Условия 

Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке должна быть прописана в контракте.   

Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Например, поставщик: 

  • указал в заявке неверные сведения о себе или товаре (задекларировал, что поставит товар российского происхождения, а привез китайский),
  • поставил некачественный товар, 
  • не приступал к работам или выполняет их слишком медленно (очевидно, что не успеет выполнить ремонт школы к началу учебного года).

Если заказчик проводил экспертизу, она должна подтвердить, что товар не соответствует требованиям контракта. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины и должен оплатить частично выполненные работы, даже если контракт расторгается по его инициативе.  

Заказчик за три рабочих дня после того, как принял решение расторгнуть контракт, размещает информацию об этом в ЕИС и уведомляет поставщика заказным или электронным письмом.  Если поставщик за десять дней не устранил замечания, решение вступает в силу. Если устранил, заказчик отменяет свое решение (чч.12-18, ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик может только один раз исправить ошибку: заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушил условия того же контракта. 

Риски 

Информацию о поставщике, с которым расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП (ч. 16 ст. 95). Кроме того, заказчик вправе потребовать от поставщика возместить понесенный ущерб (ч. 23 ст. 95). 

Если контракт расторгает поставщик  

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

Риски 

Не используйте возможность расторгнуть контракт по своей инициативе только потому, что его условия стали невыгодными.

Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть.

Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, шансов выиграть суд практически нет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в РНП.

Победитель аукциона заключил контракт на поставку краски, но с момента победы до первой поставки производитель поднял цены на 25%.

Поставщик решил расторгнуть контракт  в одностороннем порядке, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако резкий рост цены суд не счел форс-мажором.

Победитель закупки заключает контракт добровольно, а значит согласился на его условия. Выход в такой ситуации  один — просчитать все возможные риски до заключения контракта.

До конца 2020 года заказчики и поставщики могут менять сроки и цену контракта, если исполнять его мешает пандемия. Например, если детский сад не работает и продукты не нужны, то можно не расторгать контракт, а продлить его. 

В судебном порядке 

Условия 

В арбитраж придется обращаться  в этих случаях: 

  • Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке не прописана в контракте. 
  • Возможность есть, но на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая не согласна с причинами. 

Мы писали о том, как подавать иски в арбитраж. 

Риски 

Исход дела зависит от того, на чью сторону встанет арбитраж. Если сочтут, что в споре прав заказчик, информацию об исполнителе контракта передадут в РНП.   

Чтобы было больше шансов отстоять свои права:  

  • Изучайте условия закупки, технического задания и контракта перед тем, как подать заявку. 
  • Документируйте свои действия, в том числе подводите в электронном письме итоги телефонных переговоров с заказчиком. 
  • Правильно оформляйте и сохраняйте сопроводительные документы на товары.  

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту Чек‑лист «Как не попасть в РНП»

Сбой в работе торговой площадки, болезнь менеджера по тендерам или подорожание материалов могут сорвать сделку и привести фирму в реестр недобросовестных поставщиков. Избежать внесения в РНП поможет пошаговая инструкция.

Чего боятся поставщики?

Торги вызывают у участников разные эмоции: интерес, спортивный азарт, радость побед. Бывает среди них и страх. Мы провели опрос и узнали, чего боятся поставщики. В этой статье рассказываем о главных страхах в закупках и даем советы, как с ними бороться.

5 вопросов эксперту в январе

Изменения в 44-ФЗ вызвали много вопросов — cамые популярные разбираем с нашими экспертами. Расскажем, как оформить гарантийные обязательства по контрактам 2021 года, как участвовать в аукционах по новым правилам нацрежима и кто должен будет подписать контракт, если победитель отказался.

Новости

Расторжение госконтракта без последствий по ФЗ № 94

Контракт, заключенный по 44-ФЗ, можно расторгнуть тремя способами: по договоренности между сторонами, по суду, а также в одностороннем порядке. Последний вариант возможен, если в контракте прописано, что допускается одностороннее расторжение. Основания для этого – серьезные нарушения одной из сторон. Воспользоваться правом на односторонний отказ может как заказчик, так и поставщик.

-Когда можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Основания прописаны в ст. 95 44-ФЗ и ст. 523 ГК. Отказаться от дальнейшего исполнения контракта заказчик может, если были существенные нарушения со стороны поставщика. Например, если он не раз срывал сроки поставки, поставлял товар плохого качества.

  • Также перечислены случаи, при которых заказчик должен расторгнуть контракт:
  • ● поставщик подал ложную информацию и только благодаря этому выиграл;
  • ● продукция не соответствует закупочной документации;
  • ● расторгнут инвестиционный контракт на товар, произведенный или модернизированный в РФ.

Расторгнуть контракт по своей инициативе заказчик может до сдачи результата работы, поставки (ст. 717 ГК). При этом он должен оплатить все товары, работы и услуги, по которым претензий нет.

-Алгоритм для заказчика

Чтобы отказаться от контракта без нарушений, выполните три условия.

1 Опубликуйте в ЕИС решение, что отказываетесь от контракта. Срок – три рабочих дня с даты, когда приняли решение.

2 Направьте решение контрагенту заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в контракте. Письмо отправьте в течение трех рабочих дней после того, как решили отказаться от контракта.

  1. 3 Отправьте решение поставщику телеграммой, факсом, на e-mail либо другими способами, которые позволят подтвердить, что контрагент получил решение.
  2. Такие правила установлены в части 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
  3. -Последствия расторжения контракта

После этого заказчик вправе заключить контракт с другим участником закупки – по тому же принципу, как при уклонении от заключения контракта победителя. Обратите внимание: это можно сделать только в том случае, если принято решение о включении предыдущего поставщика (с которым расторгли контракт) в РНП.

При этом в новом контракте объем товара, работы и услуги нужно скорректировать с учетом уже выполненных предыдущим исполнителем обязательств.

-Алгоритм для подрядчика

Поставщик может принять такое решение, если заказчик допустил существенные нарушения. Например, если он несколько раз подряд срывал сроки оплаты, отказывался принять товар или результат работы без объяснения причин и т.д.

В течение трех дней после того, как поставщик принял такое решение, нужно передать информацию заказчику. Контракт официально считается разорванным через 10 дней после того, как заказчика уведомили об одностороннем отказе поставщика. При этом поставщик вправе потребовать возместить ему убытки.

​Случаи, когда контракт или договор можно расторгнуть в одностороннем порядке

Источник: ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ

Причины расторжения контракта по 44-ФЗ: при обоюдном согласии и в одностороннем порядке

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Причины одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ
  • Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ
  • Причины расторжения контракта по обоюдному согласию
  • Порядок расторжения контракта по обоюдному согласию
  • Последствия расторжения контракта по 44-ФЗ
Читайте также:  Поломка телефона: после покупки телефона прошло 8 дней сенсор перестал реагировать и завис

Существуют ли законные причины расторжения контракта по 44-ФЗ или этот процесс может возникнуть только в случае нарушения условий договора одной из сторон? Да, законодательство предусматривает ряд поводов, когда договор может быть расторгнут.

Причем необязательно к этому может привести недобросовестность одной из сторон – контракт можно разорвать в случаях, когда от участников ничего не зависит. О том, какие существуют причины расторжения контракта и каков порядок действий в этой ситуации, расскажет наша статья.

Причины одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Каждый участник соглашения имеет право инициировать расторжение договора в одностороннем порядке, но при этом должно соблюдаться одно немаловажное условие.

А именно: такая возможность должна быть заранее включена в положения закупочной документации, в проект соглашения. Если стороны не предусмотрели в документах подобных пунктов, придется обращаться в суд.

Сразу скажем, причины для расторжения контракта по 44-ФЗ в судебном порядке должны быть достаточно вескими.

Поставщик может отказаться от выполнения условий контракта, если покупатель:

  • Не принимает поставленные ТРУ без веских причин.
  • Не соблюдает значимые положения соглашения, такие как оплата работ, в том числе предварительная, в установленные сроки.
  • Создает условия, не позволяющие поставщику выполнить условия договора. Данный факт должен быть установлен и зафиксирован экспертами, которые не заинтересованы в результатах работ.
  • Не соглашается на пересмотр суммы соглашения при значительном росте цены ТРУ либо продукции, необходимой для оказания услуг. При этом причина такого роста не зависит от действий поставщика. Отметим, что данное положение распространяется на договоры, сумма которых свыше 500 миллионов рублей, а также те, что предполагают работу в течение 3 лет и более.

Получается, что контракт по 44-ФЗ может быть расторгнуть по инициативе одной из сторон, если в тексте документа есть соответствующий пункт либо для этого присутствует достаточное основание. Далее обозначим принцип действий исполнителя и поставщика в подобной ситуации.

Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Чтобы в одностороннем порядке прекратить действие договора, заказчик:

  1. Принимает решение о необходимости таких действий и готовит соответствующий документ.
  2. Размещает свое решение в ЕИС.
  3. В течение не более трех дней после размещения решения в ЕИС информирует другую сторону соглашения. При этом он должен применять средства, фиксирующие факт получения уведомления второй стороной соглашения. То есть закон обязывает использовать заказное письмо вместе с письмом на e-mail, телеграммой или факсимильной связью.
  4. Дождаться получения уведомления исполнителем. Если это невозможно по каким-либо причинам, то по истечении 30 дней после публикации документов на едином информационном портале считается, что уведомление было доставлено.
  5. После получения уведомления продавец имеет право в течение 10 дней исправить нарушение, ставшее причиной расторжения контракта по 44-ФЗ. Если ему удалось справиться с задачей, заказчик обязан отменить решение.
  6. Контракт расторгается, если со стороны исполнителя не последовали действия, необходимые для устранения нарушения. Информация о расторжении публикуется в ЕИС.
  7. В течение трех дней заказчик обязан передать сведения о поставщике в ФАС, после чего тот может быть занесен в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Именно ФАС решает, попадет ли исполнитель в списки РНП. Иными словами, односторонний отказ заказчика не может автоматически поставить крест на карьере продавца в госзакупках.

Поставщик может сам обратиться в ФАС, если по его мнению у заказчика не было достаточных оснований, чтобы требовать расторжения соглашения в одностороннем порядке. Либо исполнитель знает, что покупатель не соблюдает установленный законом алгоритм действий. После того как государственная инстанция установит незаконность решения заказчика, последний должен будет аннулировать расторжение.

Жалоба в ФАС может быть подготовлена и направлена как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Выбирая второй путь, вы защищаете себя от того, что жалоба не будет рассмотрена по формальным признакам. Допустим, можно воспользоваться сервисом «ПРОФИ-онлайн», оказывающим юридическую поддержку участникам закупок.

Если поставщик хочет расторгнуть договор в одностороннем порядке, он:

  • После принятия соответствующего решения оформляет его в письменном виде.
  • Прикрепляет доказательства и сообщает о своих намерениях заказчику. При этом необходимо зафиксировать факт получения уведомления. Специалисты рекомендуют использовать в таком случае все доступные каналы. Необходимые для этого контактные данные есть в тексте договора.
  • Если заказчик устраняет нарушение в течение 10 дней, поставщик обязан отказаться от запланированных ранее действий.
  • После завершения срока в 10 дней контракт признается расторгнутым.

Если в качестве обеспечения исполнитель предоставил денежные средства, данная сумма переходит к заказчику. В таком случае подписанный сторонами контракт фиксирует условия и порядок удержания обеспечения.

Если поставщик предоставил банковскую гарантию, то в банк поступает соответствующее требование от заказчика. После чего кредитная организация направляет регрессное требование к поставщику, взыскивая с него средства в размере гарантии. Условия и порядок взыскания прописываются в договоре с банком, выдавшим использованный в качестве обеспечения документ.

Причины расторжения контракта по обоюдному согласию

Закон 44-ФЗ допускает расторжение госконтракта по соглашению сторон, однако он не позволяет получить детальную информацию о данной процедуре. В этом законодательном акте подробно говорится только об актуальных нормах относительно расторжения договора в одностороннем порядке.

Значит, чтобы расторгнуть договор по обоюдному согласию, стоит прибегнуть к положениям Гражданского кодекса РФ. Порядок расторжения может быть установлен в тексте контракта на предоставление ТРУ. Но если даже в соглашении отсутствует такой пункт, стороны могут оформить документ, по которому контракт лишится юридической силы.

Госконтракт не может быть расторгнут по взаимному согласию, если исполнитель нарушил существенные условия договора.

Допустим, он неоднократно сорвал сроки поставки товара либо предоставил продукцию, качество которой не соответствует требованиям контракта.

Тогда покупатель обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке либо обратиться в суд, начислить поставщику штраф, а также передать сведения о нем в ФАС.

Статья 451 ГК РФ позволяет расторгнуть государственный контракт по обоюдному согласию, если у сторон есть для этого серьезные причины. Речь идет о факторах, появившихся после подписания соглашения.

Минэкономразвития поясняет в письме №Д28и-130 от 2017 г., что государственный контракт не может быть расторгнут частично. Если заказчику был поставлен не весь объем товара, он принимается на условиях, зафиксированных в соглашении, а оплата производится в соответствии с фактическим количеством.

Порядок расторжения контракта по обоюдному согласию

Статья 452 ГК РФ требует оформления расторжения госконтракта, осуществляемого по соглашению сторон, в письменном виде. Нужно понимать, что при прекращении действия договора во внимание принимаются лишь общие рекомендации Гражданского кодекса.

Данная процедура включает в себя такие этапы:

  1. Исполнитель или заказчик готовит дополнительное соглашение к договору.
  2. Проект документа передается для ознакомления второй стороне. Если у нее нет замечаний, документ подписывается. Также к проекту соглашения прикладывают сопроводительное письмо – в нем прописывается предложение расторгнуть контракт.
  3. Другой участник договора ставит подпись под соглашением, после чего оно начинает действовать, а контракт больше не имеет юридической силы.
  4. Дополнительное соглашение о расторжении договора хранится с остальным пакетом документов по госзакупке не менее трех лет.

Сведения о контракте в течение трех дней после расторжения должны быть внесены в реестр контрактов. В последнем содержатся реквизиты договора, информация о дате и основаниях для его расторжения. Если речь идет о прекращении соглашения по решению обеих сторон, причины расторжения контракта по 44-ФЗ в реестре не указывают. Вместо этого ставится код «01».

После подписания документов заказчику дается семь дней, чтобы отчитаться в ЕИС об исполнении контракта. Также необходимо сообщить о самом факте и причинах расторжения контракта по 44-ФЗ. При формировании отчета отталкиваются от условий, прописанных в Постановлении Правительства № 1093 от 2013 г.

Для соглашения о расторжении используется форма, аналогичная форме самого контракта. Документ готовят в письменном виде, он скрепляется подписями либо печатями сторон, если таковые имеются.

Это единственные правила, касающиеся содержания соглашения о расторжении госконтракта по 44-ФЗ.

Допускается подготовка проекта данного документа силами представителя контрактной службы заказчика либо подрядчика.

Последствия расторжения контракта по 44-ФЗ

Если контракт утрачивает силу по обоюдному согласию сторон, последствия такого действия можно уточнить в ст. 453 ГК РФ.

В результате данной процедуры у участников договора не должно остаться взаимных претензий, все ранее предъявленные требования аннулируются.

Однако заказчик может потребовать, чтобы продавец выполнил гарантийные обязательства на товары или услуги, уже закупленные в рамках контракта.

После расторжения договора по соглашению сторон, заказчик не может направлять данные об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, стороны не имеют права требовать возврата предоставленных по договору ТРУ.

Одним из наиболее важных моментов в данном случае является возврат полученного заказчиком обеспечения контракта. Согласно нормам закона, данная сумма может быть возвращена после того, как поставщик полностью выполнил условия заключенного соглашения.

По этой причине некоторые заказчики при расторжении контракта по 44-ФЗ делают все возможное, чтобы не отдавать средства, полученные в качестве гарантии.

Они опираются на правила ГК РФ, приравнивая обеспечение к компенсации убытков, которые им пришлось понести из-за невыполнения работ.

Если заказчик ведет себя именно таким образом, поставщик имеет право подать жалобу в суд, чтобы действия первого были признаны противоречащими закону. Опасаясь подобных последствий, большинство заказчиков возвращают обеспечение после расторжения договора.

Прекращение действия контракта по обоюдному согласию его участников является взаимовыгодным вариантом. Дело в том, что в результате данной процедуры поставщик и заказчик не ощутят на себе ее негативных последствий.

Читайте также:  Как вернуть оплату, если институт обманул с сроками обучения?

Если стороны не могут договориться, остается только расторжение контракта в судебном порядке.

Нужно понимать, что в таком случае инициатор разбирательства должен доказать, что не может исполнить ранее взятые на себя по договору обязательства.

Расторжение государственного контракта | Статус-Кво

Государственные контракты – это особый вид сделок для бизнеса, который имеет ряд отличий от обычных коммерческих контрактов.

Как правило, сделки с государством сопряжены с различными рисками, и нередко компании, столкнувшись с проблемами, принимают решение расторгнуть такой договор, однако сама процедура расторжения достаточно сложная и требует наличия определенных условий.

О порядке расторжения государственного контракта, ситуациях, в которых это возможно, обязательных условиях, а также о дальнейших последствиях для компании мы расскажем в данной статье.

Законодательство предусматривает два различных варианта расторжения контракта, в том числе и государственного – по соглашению сторон и в одностороннем порядке.

И если с расторжением договора по взаимному согласию все более-менее понятно, и стороны находятся в равных условиях, то одностороннее расторжение государственного контракта 44 ФЗ намного сложнее для исполнителя, чем для заказчика.

По сути, должно соблюдаться два условия, чтобы исполнитель государственного контракта мог потребовать его расторгнуть:

  • есть существенные нарушения условий договора со стороны заказчика – к существенным нарушениям относят такие, которые делают невозможным достижение тех целей, которые ставились при заключении договора. На практике речь идет обычно о задержках оплаты услуг или полном отказе от финансирования, создании сложностей при исполнении условий контракта (например, не предоставляются материалы и инструменты, необходимые для работ, нет доступа к объекту, затягиваются сроки приемки работ и т. д.);
  • возможность одностороннего расторжения контракта предусмотрена самим текстом договора – если в контракт не внесен пункт о возможности одностороннего разрыва сделки, со стороны исполнителя добиться прекращения действия договора будет очень сложно, и единственным способом останется суд, который далеко не всегда готов принять сторону предпринимателя. Потому при заключении контракта нужно следить, чтобы соответствующий пункт был внесен в текст договора.

Если вышеуказанные основания расторжения государственного контракта есть, и исполнитель может их доказать (особенно важно это для существенного нарушения условий договора), то расторгнуть сделку с государством можно без особых проблем. Во всех остальных случаях задача существенно усложняется.

Существующие особенности расторжения государственных контрактов относятся и к порядку действий, которые необходимо выполнить. Обычно последовательность расторжения госконтракта включает такие действия:

  • уведомление второй стороны о принятом решении расторгнуть контракт – это обязательное условие, причем уведомление должно быть в письменной форме. Готовится письмо, адресатом которого выступает ответственное лицо государственного предприятия, выступающего заказчиком. В письме указываются причины, которые вынудили подрядчика принять решение о прекращении сотрудничества и отказе от дальнейшего выполнения условий контракта. Также можно указать дополнительные требования, такие как возврат денег за уже выполненные работы, выплата штрафов или пени и т. д., если это предусмотрено договором;
  • ожидание ответа от заказчика – согласно законодательству, для государственных контрактов расторжение в одностороннем порядке возможно только в том случае, если после уведомления вторая сторона не устранила недочеты, заявленные первой. Так что если после получения письма государственный заказчик выполнил требования исполнителя, расторгнуть договор в обычном порядке уже не получится. Однако на практике такое бывает редко, и чаще обращение или игнорируется полностью, или стороны приходят к соглашению о расторжении договора по соглашению сторон. В этом случае согласовываются условия расторжения (например, исполнитель возвращает инструменты и материалы, а заказчик оплачивает уже выполненные работы), после чего подписывается документ о прекращении действия государственного контракта;
  • обращение в суд – если расторгнуть контракт по соглашению сторон не удается, а для одностороннего расторжения нет условий, единственный вариант добиться поставленной цели – это обратиться в арбитражный суд. При обращении с иском необходимо очень тщательно подготовить обоснование решения о расторжении контракта, например, систематические нарушения со стороны заказчика, невозможность выполнить работы из-за создаваемых им препятствий, продолжительные задержки с оплатой и приемкой работ и т. д. Также в заявлении обязательно нужно упомянуть, что заказчик был уведомлен о желании расторгнуть договор однако ответ или не был получен, или он был негативным. Если удастся доказать в суде, что заказчик действительно грубо нарушил условия договора, решение будет в пользу заявителя.

При обращении в суд рекомендуется заручиться поддержкой юриста по арбитражным делам, который поможет подготовить основания для подачи иска, соберет необходимые документы, составит заявление и будет представлять вашу позицию в споре с государственным предприятием. Участие юриста в таких процессах существенно повышает вероятность позитивного исхода дела.

Очевидно, что основным последствием расторжения государственного контракта является то, что стороны избавляются от обязательств, которые на них накладывал договор. Сразу после прекращения действия контракта и выплаты компенсаций (если таковые предусмотрены) стороны возвращаются к тем позициям, которые у них были до заключения договора.

Однако предприниматели боятся других последствий: известно немало случаев расторжения государственного контракта, после которых подрядчик попадал в «черные списки» и больше не мог выиграть тендеры на оказание услуг или поставку товаров государственным компаниям. Действительно, такая вероятность есть, но она касается больше тех случаев, когда контракт расторгался по инициативе заказчика, если исполнитель не справлялся со взятыми на себя обязательствами, занимался махинациями с полученными средствами и т. д.

В случае расторжения по соглашению сторон или по инициативе подрядчика попадание в подобные списки крайне маловероятно. Но, в любом случае, исключать подобную вероятность не стоит, потому, если компания заботится о своей репутации, принудительное расторжение договора должно быть крайней мерой, перед которой лучше попытаться уладить спор другими путями.

Заключение

Государственный контракт отличается от обычного не только содержанием и сторонами-участниками, но и более сложной процедурой расторжения, особенно со стороны исполнителя.

Если не удастся договориться о расторжении договора по соглашению сторон, скорее всего, придется идти в суд и добиваться разрыва сделки там.

Потому, заключая договор с государственной компанией, тщательно прорабатывайте все его пункты, а если возникла спорная ситуация, обращайтесь за помощью к опытному юристу.

​ВС дал разъяснения о ничтожных контрактах

Верховный суд РФ представил обзор судебной практики по спорам, касающимся конфликта интересов между заказчиком и участником госзакупки (п. 9 ч. 1 ст. 31 закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Этот документ 28 сентября утвержден президиумом ВС.

В обзоре дается толкование по 10 проблемным аспектам разрешения дел данной категории. В частности, ВС разъясняет, что соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным законом №44-ФЗ, на момент выявления победителя не имеет правового значения в случае, если участник закупки не соответствовал этим требованиям на момент подачи заявки для участия в электронном аукционе.

Кроме того, не допускается понуждение заказчика к исполнению контракта, если после его заключения установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов, предъявляемым к участникам закупки, что позволило ему стать победителем. В этом случае отказ заказчика от исполнения контракта, по правилам ч. 15 ст. 95 закона №44-ФЗ, является правомерным.

Также ВС отмечает, что государственный (муниципальный) контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ).

Участник закупки, не признанный победителем торгов, обратился в арбитражный суд с иском к сторонам муниципального контракта о признании его недействительным. Стороны контракта в возражениях на иск ссылались на отсутствие законного интереса заявителя в оспаривании указанной сделки.

Суд первой инстанции, установив факт наличия между заказчиком и поставщиком конфликта интересов, исковые требования удовлетворил.

Согласно положениям п. 1 ст. 168 ГК по общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой.

В то же время сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК).

Посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (соответствующая правовая позиция содержится в п. 75 постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Ч. 2 ст.

8 закона №44-ФЗ установлен такой законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям закона №44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. К указанным требованиям относятся также требования, содержащиеся в п. 9 ч. 1 ст. 31 закона №44-ФЗ.

Читайте также:  Срок подачи заявления в мировой суд

Таким образом, оспариваемый муниципальный контракт, который заключен при наличии конфликта интересов между заказчиком и поставщиком, нарушает прямо выраженный законодательный запрет, установленный ч. 2 ст. 8 во взаимосвязи с п. 9 ч. ст. 31 закона №44-ФЗ, тем самым посягает на публичные интересы.

Судом также отмечено, что из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц – участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям закона №44-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что заключенный предприятием и обществом муниципальный контракт в силу п. 2 ст. 168 ГК является ничтожным, как нарушающий запрет, установленный п. 9 ч. 1 ст. 31 закона №44-ФЗ, и посягающий на публичные интересы и права третьих лиц.

Применительно к рассматриваемой ситуации, по смыслу ст.

167 ГК, вследствие недействительности муниципального контракта каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При этом применение двусторонней реституции должно обеспечить возврат в первоначальное положение всех сторон сделки.

Односторонний отказ Заказчика от госконтракта: проблемы и перспективы в свете новых поправок в 44-ФЗ

Данная тема с одной стороны — достаточно узкая, однако — она из тех, что долгие годы приносит и продолжает приносить массу проблем добросовестным участникам рынка — это право Заказчика на односторонний отказ от договора в рамках Закона о контрактной системе № 44-ФЗ. 

Само по себе введение данного института в свое время служило цели ускорить исполнение бюджета, минуя длительную судебную процедуру расторжения контракта, но на практике, к нашему большому сожалению, в настоящий момент зачастую служит инструментом давления на Исполнителя, когда тендер выигрывает «не свой».

Основания для направления Заказчиком информации в РНП

В 44-ФЗ в отличие от 223-ФЗ существует 3 основания для направления госзаказчиком информации в антимонопольный органа для принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков:

  • уклонение победителя от заключения контракта;
  • решение суда, вступившее в законную силу, где в мотивировочной части содержится ссылка на то, что Исполнитель допустил существенные нарушения контракта;
  • односторонний отказ Заказчика от контракта вследствие того же существенного нарушения его условий Исполнителем.

Последствия включения в РНП

Таким образом, административный орган в квазисудебной процедуре и сжатые сроки (в течение 5 дней, но не более 8 рабочих дней) должен разобраться во всех тонкостях исполнения государственного контракта и допущенных нарушений с обеих сторон и вынести решение, которое в абсолютном порядке влияет на судьбу Исполнителя, так как:

  • двухлетний мораторий на поставки для любой компании, зависящей от госзаказа хотя бы на 30-40 % от валового объема реализации, неминуемо приведет к печальными последствиям; 
  • в реестр включаются не только сведения о самой компании, но и сведения о директоре (и членах правления) компании, а также об участниках (акционерах), чья доля в уставном капитале компании составляет более 25 %.

Фактически достигается полный блок для всех этих лиц открыть новый параллельный бизнес в том же составе и с тем же исполнительным органом. Такая вот мера государственно-правового принуждения.

Тем не менее, как плюс данной процедуры стоит отметить то, что она достаточно сильно зарегулирована, и малейшее отступление от нее по срокам и составу предоставляемых документов приведет не только к включению действительно недобросовестного Исполнителя в РНП, но и к штрафам для должностных лиц Заказчика и внеплановой проверке иных закупочных процедур.

Как выглядит процедура включения в РНП сегодня с точки зрения Заказчика

  • В настоящий момент процедура одностороннего отказа от контракта и направления сведений в РНП выглядит для Заказчика следующим образом:
  • — Заказчик принимает решение об одностороннем отказе.
  • — Размещает данное решение в ЕИС в течение 3-х дней с даты принятия.
  • — Направляет данное решение поставщику по почте в течение 3-х дней с даты принятия любыми двумя из пяти способов:
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте;
  • телеграммой;
  • по факсу;
  • по адресу электронной почты;
  • с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления (курьерская доставка или независимые почтовые операторы).
  1. — Датой надлежащего уведомления считается дата получения письма поставщиком либо 30 дней с даты размещения в ЕИС сведений об одностороннем отказе.
  2. — С одной из вышеуказанных дат отсчитывается еще 10 дней на устранение поставщиком недостатков, и по их прошествии — в случае неустранения недостатков.
  3. — В течение 3-х дней с 11 дня Заказчик обязан направить сведения об Исполнителе в антимонопольный орган.
  4. Согласитесь — выглядит достаточно громоздко, не говоря уже о том, что в 30-40 % случаев и данные (достаточно длительные и комфортные) сроки Заказчиком обычно не выдерживаются, и последний идет на любые ухищрения вплоть до подлога, чтобы на комиссии ФАС доказать своевременность их совершения.
  5. Хотелось бы рассказать про одно дело. 

Пример злоупотреблений 

Компания выиграла и подписала госконтракт на текущий ремонт помещений, принадлежащих Минобороне. Но как обычно происходит — выиграл «не тот участник». Подлежащие ремонту помещения были разбросаны по всей стране и зачастую находились на закрытых объектах. Пока Компания собирала допуски, прошла уже половина срока исполнения контракта.

Получив допуски и оказавшись в помещениях, оказалось, что смета составлена крайне неверно: к примеру, в некоторых помещениях, в принципе, отсутствовал водопровод, когда в смете было указано — «ремонт душевой кабины».

В результате длительных согласований срок исполнения контракта истек, и Заказчик направил уведомление о расторжении контракта «пустым письмом», а в ЕИС разместил неполную информацию и глубоко за сроком. Однако так как рассматривал дело УФАС крайне небольшого региона, на данные нарушения комиссия попросту закрыла глаза и приняла решение о включении Исполнителя в РНП.

Впоследствии консультантам пришлось отстаивать свою позицию в суде, отменяя не только незаконный односторонний отказ, но и незаконное решение регионального антимонопольного органа.

Что изменили оптимизационные поправки, и в чем плюсы для Исполнителя

В оптимизационных поправках, которые приняты в июле 360-ФЗ от 02.07.2021 и которые начнут действовать (в отношении одностороннего отказа) уже с июля будущего года, законодатель установил следующее:

Процедуру одностороннего отказа от исполнения контракта по итогам открытых и закрытых электронных процедур полностью переводят в электронный вид:

  • Заказчику достаточно разместить свое решение в ЕИС, за исключением некоторых случаев (например, при закупке с гостайной). 
  • Оно автоматически направляется Исполнителю в течение часа. 
  • Сообщать ему об этом иными способами (по почте, электронной почте и пр.) станет не нужно. 
  • Поступление решения Исполнителю будет осуществляться надлежащим уведомлением. Теперь датой поступления будет являться дата публикации в ЕИС данного решения.

Казалось бы — в чем здесь плюсы для Исполнителя? 

  • Во-первых, такая процедура всячески устраняет возможности для манипулирования процессуальными сроками, связанными с «надлежащим» уведомлением как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя.
  • Во-вторых, если ранее Заказчик (даже под угрозой штрафных санкций) зачастую злонамеренно не опубликовывал решение в ЕИС в срок, сейчас у него такая возможность будет отсутствовать — решение будет очевидно доведено до Исполнителя день в день.
  • В-третьих, у Заказчика будет отсутствовать т.н. «эффект неожиданности» — такая открытость даст возможность Исполнителю подготовиться к комиссии антимонопольного органа, собрать всю переписку с Заказчиком, а равно как и в срок устранить допущенные нарушения — неопубликование решения или публикация его не в полном объеме будут очевидно рассматриваться в качестве нарушения процедуры.
  • О чем еще важно сказать: фактически отпадут споры, связанные с несвоевременной приемкой либо отказом от приемки товара/услуги ненадлежащего качества, количества или комплектности/состава, что так же зачастую берется Заказчиком за основание для одностороннего расторжения контракта со стороны.
  • С 1 января 2021 года мы полностью переходим на электронный документооборот.
  • Теперь процедура будет выглядеть следующим образом:
  • Исполнитель в срок, предусмотренный в контракте, размещает в ЕИС подписанный своей ЭП документ о приемке товара;
  • в течение часа данный документ передается Заказчику на подписание, при этом датой получения документа считается дата размещения Исполнителем его в ЕИС;
  • в срок, установленный контрактом (но не позднее 20 дней с даты его размещения в ЕИС) Заказчик либо подписывает данный документ своей ЭП, либо направляет Исполнителю мотивированный отказ от приемки (так же подписанный ЭП);
  • Соответственно, датой приемки либо отказа от нее будет считаться дата подписания ЭП Заказчиком;
  • В случае мотивированного отказа Заказчика, Исполнитель вправе устранить выявленные недостатки и повторить процедуру направления документов о приемке.

Мы со своей стороны безусловно приветствуем такую открытость и рассматриваем данные поправки в закон в качестве действительно современных и системных, а равно как и исключающих злоупотребления сторонами их правами.

Стоит надеяться, что процессуальные нарушения уйдут в прошлое, а антимонопольный орган будет заниматься исключительно материальным правом и изучать лишь фактические обстоятельства надлежащего либо ненадлежащего исполнения контракта для принятия решения о включении или невключении исполнителя в РНП в оговоренном случае.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *