Принудительная комиссия за оплату услуг ЖКХ

Вступило в силу постановление правительства о запрете на включение в затраты поставщиков коммунальных услуг комиссий, взимаемых банками при приеме платежей населения. Однако, по словам экспертов, жители почувствуют это только в следующем году.

Принудительная комиссия за оплату услуг ЖКХ Принудительная комиссия за оплату услуг ЖКХ

Внося платежи за коммунальные услуги, жители не будут платить банкам комиссии дважды. Allvisionn / Istock

До сих пор водоканалы, электросети, поставщики газа, тепла или организации, отвечающие за вывоз мусора, могли заключать соглашения с банками и другими организациями о том, что плату за услугу по приему коммунальных платежей они вносят самостоятельно.

А житель, пришедший в банк заплатить за квартиру, вносит только ту сумму, которая указана в квитанции. Однако по сути платили все равно жители: затраты коммунальной организации на комиссии включались в тарифы на воду, тепло, газ, свет и вывоз мусора.

Принудительная комиссия за оплату услуг ЖКХ

Домам со спецсчетами помогут разобраться с капремонтом

К тому же поставщики ресурсов не могли заключить договоры со всеми организациями, через которые жители оплачивают коммунальные услуги, добавляет директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. «В одной организации потребители комиссию не платили (за них платила ресурсоснабжающая организация), а в другой — с них брали комиссию.

Поэтому плательщики за коммунальные услуги «перетекали» в организации, где можно было заплатить без комиссии.

А потребители, с которых комиссию взимали при внесении платежа, на самом деле уплачивали двойную комиссию — одну организации, через которую они оплачивают услуги, а вторую — в составе платежа по тарифу (эта комиссия, видимо, оставалась в распоряжении ресурсоснабжающей организации)».

После исключения комиссии из состава тарифа все жители будут оплачивать комиссию самостоятельно и в размере, установленном организацией, принимающей платежи. И эта организация может также освобождать прием платежей от комиссии — например, если платеж делают безналично или в каких-то других случаях, уточняет Генцлер.

Установление тарифов на ЖКУ ведется заранее, задолго до даты их повышения. Так что запрет на включение комиссий в тариф фактически начнет действовать лишь после очередного повышения тарифов, жители заметят это лишь в следующем году, добавляет эксперт.

Принудительная комиссия за оплату услуг ЖКХ

Какие меры позволят ускорить предоставление квартир очередникам

Установление запрета позволило исключить возможность возникновения ситуации, при которой потребители коммунальных услуг дважды уплачивают комиссию или оплачивают услуги, которые фактически не были им оказаны, говорит начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева.

«Кроме того, это будет стимулировать организации, оказывающие платежные услуги, в борьбе за потребителя снижать стоимость своих услуг, повышать их качество и удобство оказания, в том числе через создание различных онлайн-сервисов для оплаты.

Что, в свою очередь, будет стимулировать потребителя выбирать именно такие, более выгодные и удобные для него, способы оплаты», — говорит Сергеева.

Между тем в Госдуму в феврале нынешнего года был внесен законопроект о запрете на взимание комиссий при оплате гражданами жилья и коммунальных услуг.

Он был поддержан правительством и в апреле принят в первом чтении.

Однако ко второму чтению был скорректирован — запрет на комиссии предлагается ввести с существенной оговоркой: не платить их смогут лишь пенсионеры и получатели жилищных субсидий.

Коммунальный ультиматум

Банковское сообщество выступило против законопроекта о запрете комиссий при оплате ЖКУ

Банки и платежные агенты предупредили, что могут закрыть свои сервисы по приему платежей за ЖКХ из-за планов отменить комиссии с населения. Брать на себя расходы за такие платежи не готовы и коммунальные компании

Принудительная комиссия за оплату услуг ЖКХ

Ярослав Чингаев / ТАСС

Законопроект «Единой России», который запрещает банкам, платежным агентам и «Почте России» взимать с клиентов комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг, может привести к снижению доступности платежей для населения, подорожанию других банковских услуг и монополизации рынка. Об этом говорится в отзыве Национального совета по финансовому рынку (НСФР) на этот документ.

РБК ознакомился с проектом, который направлен в думский комитет по жилищной политике и ЖКХ. Теперь банки и управляющие компании спорят, кто должен нести расходы по этим комиссиям, но депутаты менять законопроект не готовы.

Как власти борются с комиссиями

Основные участники рынка — банки и платежные агенты, пояснил ситуацию директор компании по приему платежей за услуги ЖКХ «Фрисби» Алексей Зайков. Для переводов используются кассы банков и онлайн-банкинг.

Если у банка заключен договор с управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией (РСО), комиссия за платеж входит в общую сумму тарифа за ЖКХ и ложится на клиента. Если договора нет, комиссия оплачивается клиентом отдельно в момент совершения платежа.

Кроме банковских сервисов услуги можно с комиссией оплатить через платежных агентов, отделения «Почты России» и кассы самих ресурсоснабжающих организаций.

В России насчитывается около тысячи участников рынка приема платежей за услуги ЖКХ без учета банков, продолжает Зайков. По его словам, на отдельных территориях Сбербанк принимает до 30–70% платежей, а где-то сбор аналогичной доли обеспечивают платежные агенты.

Размер комиссии, взимаемой банками, в среднем составляет 1% с использованием дистанционного банковского обслуживания, 1,5% через операционного работника и до 3% при оплате через банковских платежных агентов, которым из суммы комиссии выплачивается вознаграждение, отмечается в отзыве НСФР.

В сентябре 2019 года правительство своим постановлением запретило включать комиссии на платежные услуги в тарифы ЖКХ, документ вступит в силу в сентябре 2020 года. В ФАС, которая была инициатором этой меры, пояснили, что введение запрета должно способствовать росту конкуренции на этом рынке.

«Известны случаи, когда ресурсоснабжающие организации, договариваясь с ограниченным кругом, например, банков, включали в тариф расходы на перевод платы граждан за коммунальные услуги по непрозрачным и завышенным ценам», — отмечали в ФАС.

А если граждане оплачивали ЖКХ в других банках, они платили комиссию дважды: в самом банке, с которым не заключено никаких соглашений, и в составе тарифа.

В феврале 2020 года с идеей запретить банкам и платежным агентам взимать комиссии за операции по оплате услуг ЖКХ с самих клиентов на встрече с президентом России выступил лидер фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Владимир Путин его поддержал, назвав комиссии квазинагрузкой.

20 февраля законопроект внесли в Госдуму, его первым автором значится спикер Вячеслав Володин. Документ должен способствовать защите интересов граждан и привести к снижению финансовой нагрузки населения, отмечается в пояснительной записке.

Этот законопроект могли внести, чтобы банки из-за запретительного постановления правительства не переложили все свои затраты на клиентов, объяснили два источника РБК, знакомых с ходом обсуждения документа.

Похожий законопроект еще в конце января внесли депутаты КПРФ.

К чему приведет запрет

Введение запрета на взимание комиссий при оплате ЖКХ грозит убытками банкам, и они будут вынуждены принять меры по оптимизации бизнес-процессов, за чем последуют негативные последствия для клиентов, предупреждают в НСФР, в состав которого входит большинство системно значимых банков:

  • некоторые банки могут уйти с рынка приема платежей за ЖКХ, что снизит доступность услуги для населения и повлечет дальнейшую монополизацию этого сегмента, а также приведет к снижению качества услуги и увеличению очередей;
  • банки-эквайеры будут вынуждены прекратить прием переводов за услуги ЖКХ с использованием карт, выпущенных другими банками, в связи с необходимостью выплаты ими не компенсируемого теперь вознаграждения банку-эмитенту;
  • банковские платежные агенты могут уйти с рынка или снизить качество услуги, так как отсутствие дохода у банка от указанных операций приведет к вынужденному снижению комиссии, выплачиваемой агентам;
  • оставшиеся на этом рынке банки могут начать оказывать эту услугу за счет доходов от оказания иных услуг — путем снижения процентов по вкладам, роста ставок по кредитам и роста тарифов по важным для потребителей видам финансовых услуг, в том числе по переводам в Системе быстрых платежей;
  • банки будут вынуждены сократить инвестиции в системы предотвращения мошеннических действий, что может привести к росту объемов хищений.

О чем банки предупредили цб

В ассоциации банков «Россия» 27 февраля состоялась встреча банковского и платежного сообществ с представителями регулятора, на котором сотрудники кредитных организаций предупредили ЦБ о возможном сокращении инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ и выдвинули свои предложения, как смягчить последствия законопроекта, сообщили РБК три источника на финансовом рынке, близких к участникам встречи. По словам одного из собеседников, в первую очередь запрет отразится на Сбербанке, ВТБ и Почта Банке. Подавляющую долю на рынке приема платежей за ЖКУ занимает первый с показателем около 60%, отмечает еще один источник.

Запрет на комиссии должен распространяться только на случаи, когда поставщики коммунальных услуг компенсируют их банкам, считает управляющий директор управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Михаил Щипков: «Если в законопроекте это не будет учтено, то, очевидно, пропадет целесообразность в заключении договоров на прием платежей между банками и поставщиками услуг ЖКХ, все действующие договоры будут расторгаться, банки продолжат нести издержки на прием платежей, но перестанут получать компенсацию. В результате банки будут думать над вариантами сокращения издержек, вплоть до ограничения приема платежей в каналах с высокой себестоимостью (банковские отделения. — РБК)».

В МКБ и ПСБ не ожидают, что принятие законопроекта отразится на доступности их сервисов, рассказали представители кредитных учреждений. Сбербанк вместе с экспертным сообществом сформулировал предложения, как скорректировать законопроект, сообщили в его пресс-службе, не уточнив деталей.

В ВТБ отказались от комментариев, в остальных крупных банках не ответили на запросы РБК. «Почта России» воздержалась от комментариев. В ЦБ и Минстрое не ответили на запросы РБК. В ФАС сообщили, что позиция службы будет сформирована только после того, как туда поступят указанные предложения.

Как компенсировать расходы

Как рассказал РБК вице-президент ассоциации банков «Россия» Алексей Войлуков, банки разработали два предложения о компенсациях затрат на проведение платежей.

Во-первых, изменить осеннее постановление правительства так, чтобы траты банков на проведение платежей включались в тарифы наравне с тратами на проведение платежей наличными через кассы ресурсоснабжающих компаний — их включение в тариф постановление не запретило.

Во-вторых, разработать и прописать в законопроекте схему, при которой банк получателя платежа (управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающей компании) будет компенсировать траты на проведение платежа банку-отправителю.

Это нужно, поскольку банк-отправитель в случае принятия законопроекта не сможет взимать с плательщика комиссию. Банк-получатель платежа, в свою очередь, получает такую компенсацию трат по договору от управляющей компании или ресурсоснабжающей организации.

Но остается открытым вопрос, будет ли учтена эта комиссия в тарифе или компании будут выплачивать ее со своей прибыли.

Управляющие компании тоже не хотят платить

Рост тарифов на услуги ЖКХ регулируется правительством. Оно каждый год утверждает максимальный размер процентов, на которые могут вырасти тарифы в разных регионах. Под ограничение роста тарифов не подпадает плата за жилищные услуги, которые обычно оказывают управляющие компании (за управление, вывоз мусора и т.п.), а также за капремонт.

Читайте также:  Как купить квартиру на материнский капитал — пошаговая инструкция для покупки жилья

Перекладывать комиссию на ресурсоснабжающие организации неправильно, считает председатель совета директоров компании «Российские коммунальные системы» (оператор водоснабжения и водоотведения) Григорий Терян: «Во всех сферах плательщик оплачивает комиссии самостоятельно, если платит через банк.

Непонятно, почему в этой отдельной сфере ситуация должна быть иной». Он указывает, что ресурсоснабжающие организации живут в условиях ограниченных тарифов. «Плюс есть трудности, связанные с взысканием задолженностей.

Откуда ресурсоснабжающим организациям брать средства на эту комиссию?» — вопросил Терян.

Если оплату комиссии переложат на ресурсоснабжающие организации без дополнительного роста тарифа, то из-за ограничений в росте тарифов РСО будут нести убытки или снизят объем инвестиций на реконструкцию инфраструктуры, продолжает Терян. «Если же учет комиссии в тарифе приведет к росту тарифа на размер этой комиссии, то что поменяется для потребителя? Он также будет платить эту комиссию, но через тариф», — говорит Терян.

Если же компании из сферы ЖКХ откажутся оплачивать комиссии, то банки и другие финансовые организации просто перестанут принимать платежи — им это будет невыгодно, говорит собеседник РБК в одном из банков: граждане будут вынуждены оплачивать эти услуги через кассы с бумажными платежками.

Резкое сокращение числа точек по сбору платежей и сложности с внесением оплаты могут увеличить объем и без того огромной задолженности за услуги ЖКХ, которая сегодня оценивается в 1,5 трлн руб., предупредил Зайков из «Фрисби». За 2018 год предприятия из сферы ЖКХ выставили счетов на сумму 2,63 трлн руб.

, отмечают авторы законопроекта.

При подготовке предложений депутаты учли все последствия запрета, сказал РБК один из авторов документа, депутат Игорь Дивинский.

«По нашим оценкам, он не должен привести к сокращению инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ, только если в единичных случаях. Вообще обязанность принимать платежи за ЖКУ возложена на ресурсоснабжающие организации, банки только им помогают.

Мы готовы обсуждать с рынком технические вопросы законопроекта, но не его замысел, который не подлежит изменению», — подчеркнул он.

Фас россии подтверждена правомерность взимания комиссии с граждан при оплате услуг жкх

ФАС России от 27.09.2019 N АК/84598/19 «О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг»

Сообщается, что ввиду отсутствия в законодательстве запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг ЖКХ, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

В настоящее время существует практика включения в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов физических лиц — потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, в связи с заключением между этими организациями договоров.

Такие договоры, как правило, заключены с ограниченным количеством организаций, оказывающих платежные услуги, и содержат условие о невзимании платы за внесение платежей с потребителей коммунальных услуг. Соответственно, потребители коммунальных услуг обращаются в такие организации, поскольку в них отсутствует необходимость оплаты комиссии за внесение платежей за коммунальные услуги.

Постановление Правительства РФ от 05.09.

2019 N 1164 устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности (в сферах водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, электроснабжения) расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги. С момента вступления в силу этого Постановления платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении платы за коммунальные услуги, будут оплачиваться потребителями коммунальных услуг непосредственно в этих банках и организациях.

  • Также даны разъяснения, касающиеся возможности оплаты без взимания комиссионного вознаграждения взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
  • Одновременно ФАС России обращает внимание на то, что хозяйствующие субъекты при оказании услуг по приему и переводу денежных средств обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства.
  • Перейти в текст документа »
  • Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  • Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 02.10.2019

Поделиться ссылкой:

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

У потребителя должна быть возможность оплатить ЖКУ без комиссии. Прокуратура г. Нижней Туры

Разъясняет помощник прокурора г. Нижней Туры И.Л. Тенищев

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Управляющая организация вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В силу пунктов 63 и 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

Привлечение платежных агентов для осуществления расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги с нанимателями жилых помещений и собственниками жилых помещений является правом управляющей организации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

В свою очередь, перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (Федеральный закон «О национальной платежной системе»).

Потребители имеют право вносить оплату путем наличных денежных средств непосредственно поставщику.  Последние обязаны обеспечить хотя бы один способ внесения платы, не предусматривающий дополнительных комиссий в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса РФ.

  • Таким образом, взимание платы с потребителей в отделениях банков, почтовых отделениях, расчетно-кассовых центрах и в других пунктах приема платежей за перевод коммунальных платежей не нарушает действующее законодательство Российской Федерации.
  • Выбор способа оплаты коммунальных услуг отдельными платежами поставщикам услуг либо по единому платежному документу с уплатой вознаграждения платежному агенту является правом потребителя.
  • За потребленные коммунальные ресурсы потребители вправе внести плату без комиссии напрямую каждому поставщику услуг любым способом (наличным, безналичным, в личном кабинете на официальном сайте поставщика услуг).

В кассу управляющей организации оплата без комиссии возможна только за содержание жилья, в которую в соответствии со ст.

154 Жилищного кодекса Российской Федерации входит плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

​​​​​​​

Когда включение комиссии банка в платёжки неправомерно

На нескольких примерах разбираем, когда комиссия за жилищно-коммунальные услуги является незаконной, а когда комиссия – вариант нормы. 

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поддержал решение районного суда, который обязал ТСЖ из г. Красноярска организовать приём платежей за коммунальные услуги самим товариществом и не включать в платёжки комиссию банка (дело № 88 – 5009/2021).

Собственник квартиры был не согласен с тем, что ТСЖ «Орлёнок» не организовало приём платежей по месту своего нахождения и, заключив договор с банком, включало в квитанции комиссию. В результате он вынужден платить комиссию банка.

Этот собственник обратился в Советский районный суда г.

Красноярска и потребовал:- обязать ответчика начислять и предъявлять к оплате за жилищно-коммунальные услуги сумму без учета вознаграждения ТСЖ за прием платежей с момента вступления решения в законную силу;- обеспечить прием платежей за жилищно-коммунальные услуги путем внесения наличных денежных средств в ТСЖ;- взыскать с ответчика в пользу истца 5 000 руб., излишне уплаченных за ЖКУ;- взыскать штраф на основании ст. 156 ЖК РФ — 2 600 руб.;- взыскать компенсацию морального вреда — 50 тыс. руб.;

  • — взыскать штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от взысканной суммы.
  • Районный суд удовлетворил требования частично и решил:
  • обязать ответчика начислять и предъявлять к оплате за ЖКУ суммы без учета вознаграждения за прием платежей;
  • обеспечить членам ТСЖ альтернативную возможность оплаты услуг путем внесения денежных средств по выбору потребителя через платежных агентов или в кассу ответчика, наличными денежными средствами, в безналичной форме, картой, переводом денежных средств без комиссии за оплату услуг ТСЖ;
  • взыскать с ТСЖ «Орленок» в пользу истца убытки в размере 4 800 руб.;
  • взыскать компенсацию морального вреда в сумме 2 000 руб. и штраф в размере 1 000 рублей.

В удовлетворении требования о взыскании штрафа по ст. 156 ЖК РФ суд отказал.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда изменила решение райсуда в части размера взысканных убытков и штрафа, размера государственной пошлины и в части возложения обязанности на ТСЖ «Орленок».

Решение было изменено из-за процессуальных моментов: суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований и вынес решение в отношении всех собственников, хотя иск заявлял только один из них.

Кроме того, суд не учёл заявление ответчика о пропуске истцом трёхлетнего срока для обращения в суд. С учетом этого апелляционная инстанция уменьшила размер убытков, взыскав их в пределах трёхлетнего срока.

Пропорционально взысканным суммам был уменьшен размер государственной пошлины и штрафа.

  1. В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
  2. По жалобе ТСЖ дело было рассмотрено в кассационном порядке.
  3. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции согласился с нижестоящими инстанциями, которые усмотрели в действиях ответчика нарушения в виде отсутствия у потребителя возможности осуществлять оплату внесением наличных денег по своему выбору, без взимания комиссии за осуществление таких операций.

Эти условия нарушают требования ст. 138 ЖК РФ и ст. 16.1, 37 Закона о защите прав потребителей, которые не допускают ограничение прав потребителей по выбору способа оплаты предоставленных услуг при осуществлении хозяйствующим субъектом деятельности по управлению многоквартирным домом. Поэтому суд правомерно обязал ответчика организовать прием платежей непосредственно товариществом.

Читайте также:  Компенсаци: я инвалид 3 группы получил ранение при исполнении в о в 1983 году с 1 января к пенсии

Проверив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам не нашла оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они отвечают требованиям жилищного и гражданского законодательства, обоснованы и соответствуют представленным по делу доказательствам.

Таким образом, включение комиссии банка в платёжки неправомерно, если у потребителя нет других вариантов, как оплатить жилищно-коммунальные услуги без комиссии.

Другой пример – комиссию признали законной

Арбитражный суд Поволжского округа поддержал решение суда об отсутствии оснований для исключения из платёжного документа комиссии банка, поскольку потребитель был вправе выбрать любой способ оплаты, в том числе, без комиссии (дело № А55 – 11542/2020).

Государственной жилищной инспекции Самарской области обязала АО «Предприятие тепловых сетей» в г. Самара исключить начисленную в платёжном документе собственнику квартиры задолженность в 37,25 рублей.Не согласившись с предписанием, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Самарской области.

Арбитражный суд признал предписание ГЖИ недействительным.Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.

ГЖИ обжаловала судебные акты в кассационном порядке.

Арбитражный суд Поволжского округа указал, что платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (п. 1 ст. 140 ГК РФ).

Потребителю предоставлено право выбирать способ оплаты коммунальных услуг (п. п. «а» пункта 65 Правил № 354).

Отмеченный пункт предоставляет потребителю право выбрать способ оплаты:

  • наличными денежными средствами;
  • в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета;
  • почтовыми переводами;
  • банковскими картами;
  • через сеть интернет;
  • в иных формах, предусмотренных законодательством РФ.

При этом закон не ограничивает право продавца по привлечению платежных агентов в целях организации приема наличных платежей потребителей — физических лиц, а право обеспечить потребителя возможностью оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами через платежных агентов прямо предусмотрено законом и не является нарушением прав потребителей.

Банковский платёжный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств, согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги операторами почтовой связи ( ч. 17 ст. 14 ФЗ «О национальной платежной системе»).

Судами было установлено, что общество обеспечило получение оплаты за поставленные энергоресурсы, в том числе, посредством субагентского договора (на прием и перечисление платежей от плательщиков – физических лиц).Условиями субагентского договора предусмотрено, что размер вознаграждения субагента зависит от суммы поступивших платежей за коммунальные услуги.

Потребителям коммунальной услуги истец предоставил выбор способа внесения платежей, в том числе без взимания комиссионного вознаграждения:

  • наличными денежными средствами в банкоматах «Почта Банк»;
  • наличными денежными средствами в терминалах ПАО «Сбербанк»;
  • банковскими картами в банкоматах «Промсвязьбанка»,
  • с использованием платежного сервиса «Квартплата 24».

Все доступные способы оплаты указаны на соответствующем онлайн-сервисе.Размер комиссии субагента не превышает размера комиссии, взимаемой за прием платежей с физических лиц кредитными и иными организациями.

У физических лиц (потребителей) есть возможность выбрать любой способ оплаты, равно как и любую кредитную и иную организацию, которая оказывает услуги по приему и переводу денежных средств, включая оплату без взимания комиссионного вознаграждения.

При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что со стороны истца нарушение отсутствует, а выдача предписания не соответствует требованиям закона.Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены судебных актов.

Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями: ➜ в Telegram,➜ в Instagram,➜ во ВКонтакте.

Банкиры пытаются вернуть комиссии за ЖКХ

Банки не отказываются от борьбы за комиссии по платежам ЖКХ. Законопроект, утверждающий отмену комиссии, 14 апреля принят в первом чтении, но финансисты уже подготовили свои предложения ко второму: переложить расходы на инфраструктуру приема платежей на поставщиков услуг ЖКХ. Депутаты идею не поддерживают, предлагая банкам с получателями платежей договариваться самостоятельно.

Госдума на заседании 14 апреля приняла в первом чтении законопроект, который вводит запрет на взимание банковских комиссий с коммунальных и обязательных платежей.

Однако финансисты с этим мириться не готовы и уже подготовили поправки ко второму чтению, которые во вторник обсуждались на заседании Ассоциации банков России (АБР).

«Все банковское сообщество выступает категорически против данного запрета и до конца этой недели АБР направит в Госдуму предложения по изменению ряда норм данного проекта»,— говорит сопредседатель комитета по платежным системам АБР Алексей Маслов.

Принятый в первом чтении законопроект вносит изменения в статью 155 ЖК РФ, она дополняется положением, согласно которому «комиссия за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней, неустоек, штрафов… не взимается».

Предложения АБР (есть у “Ъ”) сводятся к тому, чтобы, запретив взимать комиссию с граждан за платежи ЖКХ, правительство установило обязанности поставщиков услуг ЖКХ (в том числе УК, ТСЖ, ЖСК) самостоятельно или с привлечением иных организаций обеспечить наличие инфраструктуры приема платежей без взимания комиссий с плательщика. Норматив доступности такой инфраструктуры должно установить правительство. Оно же должно определить максимально допустимый размер затрат поставщика услуг ЖКХ на оплату расходов организации такой инфраструктуры, как своими силами, так и сторонними.

Также банкиры хотят скорректировать постановление правительства №1164 — отменить запрет на включение поставщиками услуг ЖКХ в экономически оправданные затраты расходов на платежные услуги.

По словам исполнительного директора Национальной платежной ассоциации Марии Михайловой, по сути речь идет об обязанности поставщиков услуг платить за использование банковской инфраструктуры по сбору платежей, но в ограниченном размере, если они не имеют собственной, достаточной для обеспечения приема платежей.

Доводы банкиров известны (см. “Ъ” от 10 апреля): прием платежей за услуги ЖКХ сопровождается расходами для банков, указывают в АБР, и в случае запрета на взимание комиссии многие будут вынуждены свернуть такой вид деятельности, что скажется на доступности услуг.

Запрет комиссий может привести к потенциальному росту стоимости других банковских услуг, увольнениям тысяч сотрудников, занимающихся приемов платежей за ЖКХ в кредитных организациях.

В рамках прошедшей 14 апреля представитель одного из региональных банков заявил, что запрет на взимание комиссий за платежи ЖКХ, обсуждаемый в нынешнем виде, добавит стране порядка 450 тыс. дополнительных безработных.

Кроме того, одобренные в первом чтении меры могут привести к сокращению точек по приему платежей и увеличению очередей — от 40 до 90 минут, оценивают в АБР.

Расходы же поставщиков услуг на организацию и поддержание собственных пунктов приема платежей, по оценкам экспертов, могут оказаться выше в 4–5 раз, чем расходы на агентскую сеть.

Впрочем, депутаты не готовы идти на поводу у банкиров. По словам первого зампреда комитета Госдумы по финансовому рынку Игоря Дивинского, учитывая, что годовой оборот по платежам ЖКХ составляет около 3 трлн руб. и эти деньги банки перечисляют поставщикам услуг не моментально, они могут зарабатывать на ликвидности.

«Идти по кругу и отменять постановление правительства 1164 нет смысла, кредитным организациям и поставщикам услуг придется договориться самим об условиях взаимодействия,— отмечает он.— Впрочем, поставщики имеют возможность создать собственную инфраструктуру приема платежей.

С наличием Системы быстрых платежей ЦБ, к которой уже подключается ГИС ЖКХ, это вполне реально».

Ксения Дементьева, Максим Буйлов

Фас в сми: хитрый процент. при оплате коммунальных услуг вовсе не обязательно "отдавать" комиссионные

Мало кто оценивает свои услуги так высоко, как Сбербанк.

Недавно один из столичных банков был вынужден прекратить прием коммунальных платежей в ряде своих отделений. Он просто не справлялся с потоком москвичей, которые, «клюнув» на то, что там с них берут 0,5% комиссионных, а не 2%, как в Сбербанке, толпой пошли туда с квитанциями.

Многие горожане, как говорится, не в курсе, но оплатить «коммуналку» без труда можно и в других банках столицы, причем стоимость этой услуги, как выяснили «НИ», у большинства ниже, чем в Сбере. А есть и такие, что за это вообще денег не берут.

По словам экспертов, нормативов при определении размера комиссии нет, банки сами решают, сколько брать с плательщиков, исходя из собственных интересов. Те, кто борется за клиента, предлагают более выгодные условия, другим это не особо и нужно. В Сбербанке, к примеру, снижать размер комиссии не собираются. Банковское вознаграждение за прием платежей — явление не новое.

Оно существовало всегда, просто раньше об этом никто не догадывался, поскольку комиссия в размере 3% включалась непосредственно в счет за коммунальные услуги. С июня этого года квитанция ЖКХ и банковская комиссия начали существовать раздельно. Поначалу это вызвало множество нареканий со стороны населения, которое решило, что с него стали брать дополнительные деньги.

Под давлением общественности банки даже снизили свою долю, Сбербанк, первоначально планировавший брать с граждан прежние 3%, согласился на 2. Тем не менее вопросы относительно комиссии как таковой все же остались.

Как и кем она высчитывается, почему 3 без особого труда превращаются в 2, а при желании и в 0? Как объяснили «НИ» в Сбербанке, «комиссия за любую банковскую услугу рассчитывается, исходя из затрат на ее оказание (содержание здания, рабочих мест, связь, зарплата работника, принимающего платеж, инкассация и т.д.) плюс определенная доходность».

Самый дорогой для банка способ платежа — наиболее привычный для всех вариант через оператора в одном из окон офиса банка. Куда дешевле, если платеж делается через удаленные каналы обслуживания — банкоматы, информационно-платежные терминалы, Интернет или мобильный телефон. Комиссия того же Сбербанка в этом случае составляет 0,5%.

Однако, по словам директора Банковского института ГУ-ВШЭ Василия Солодкова, никаких нормативов при расчете процента банковской комиссии вообще не существует. «Банк сам для себя определил, сколько это стоит. Если он решил, что это бесплатно — значит, он так привлекает клиентов, а зарабатывает на чем-то другом, — пояснил он «НИ».

— А регулируются такие вещи очень просто: банк может назначить комиссию и 10%, но народ к нему перестанет идти. Все зависит от того, как рынок реагирует на эти сигналы». Понятно, что для большинства населения визит с платежками в Сбербанк наиболее привычный, можно сказать, исторически сложившийся еще со времен сберегательных касс способ оплаты коммунальных услуг.

Однако, как выяснили «НИ», в столице существует множество банков, где можно оплатить квитанции ЖКХ, и у большинства из них комиссия ниже 2%. Например, такой же государственный Газпромбанк принимает платежи за 1,5%, столько же это стоит в банках «Зенит», «Союз», Юниаструмбанке.

Читайте также:  Разбили внешний блок кондиционера

Абсолют, Бинбанк и Московский кредитный банк берут 1%, которым не гнушается и «дочка» британского Барклайс- банка. В Банке Москвы комиссия составляет 0,5%, столько же в банке Национальный стандарт.

Символические 0,1% взимает Гута-банк, но платежи принимает только от своих клиентов, а вот Московский областной банк, Петрокоммерц, Росбанк, Ситибанк и ЮниКредит Банк не берут комиссий вовсе. При этом у многих совершенно бесплатный безналичный платеж за коммунальные услуги. Выходит, что у жителей столицы есть большой выбор, где платить и сколько.

Член комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев рассказал «НИ», что инициатором раскрытия комиссий при оплате коммуналки была Федеральная антимонопольная служба. «ФАС настоял, чтобы была прозрачность в оплате услуг: столько-то мы платим за горячую воду, а столько — банку за обслуживание, — сообщил депутат.

— Я разговаривал с представителями ФАС, которые высказывали следующую гипотезу: если эта услуга сделается прозрачной, банки начнут соревноваться за наши деньги и будут предлагать более дешевую комиссию. И они оказались правы». По словам г-на Медведева, простым гражданам это должно быть только на руку.

Так-то оно так, но ведь далеко не все простые россияне разбираются в этом вопросе. «Чтобы понять, в какой банк идти, нужно посмотреть, где какие комиссии, сравнить их, а это некоторая работа, — предупреждает г-н Солодков. — А представьте себе нашего среднестатистического гражданина, который об этом даже и не думает и идет куда ближе. А ближе всего Сбербанк.

Они привыкли там платить, вот и будут делать это и дальше». По словам эксперта, готовность населения разобраться с размером комиссий и, возможно, сменить банк будет отчасти зависеть от того, насколько эти дополнительные проценты чувствительны для кошелька. «Для многих москвичей эта разница чисто номинальна, разве что для пенсионеров она имеет значение», — полагает специалист.

Однако именно пенсионерам может оказаться сложнее всего сориентироваться и найти самый дешевый способ оплаты коммунальных услуг.

Они ведь не только к банкоматам не привыкли, но зачастую и никому, кроме своей «сберкассы» не верят — вдруг обманут! «К сожалению, в самом невыгодном положении оказались пожилые люди, для которых использование банковской карты, либо заключение договора о безналичном списании средств со счета является недоступным в силу отсутствия навыка работы с картой, либо отсутствие информации, что можно заключить такой договор, — признал «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — «Крайними» будут наименее информированные. Но и прошлая ситуация была плоха, когда эти комиссии просто включались в тариф, и человек, который, например, оплачивал услуги ЖКХ не в Сбербанке, платил комиссию дважды — и по квитанции, и своему банку». По мнению эксперта, чтобы население полностью разобралось, где ему выгоднее платить, может понадобиться полгода. Впрочем, кое-кто сориентировался гораздо быстрее. Недавно стало известно, что Банк Москвы, установивший комиссию в размере 0,5%, не справляется с наплывом плательщиков и даже отказался от приема наличных за ЖКУ в ряде своих отделений. Это сигнал для Сбербанка, хотя пока, видимо, не очень сильный. Во всяком случае, как сообщили там «НИ», «в ближайшее время банк не планирует пересматривать тарифы». Возможно, столь болезненное восприятие населением комиссии за платежи ЖКХ — следствие прошлого печального опыта. Можно вспомнить, сколько нареканий еще совсем недавно вызывали действия банков при выдаче кредитов, когда с получателей займа взимались комиссии, некоторые из которых носили откровенно обманный характер, приводили к резкому удорожанию стоимости кредита. Позже был принят закон, обязывающий банки раскрывать полную стоимость кредита, так называемую эффективную ставку. По мнению экспертов, сейчас ситуация стала значительно лучше, но до полной идиллии нам еще далеко. «Обманных комиссий я не встречаю уже года три. До этого это было одно из самых частых обращений», — сообщил Павел Медведев. «С кредитами порядок наведен, если вы сейчас придете в банк, вам обязаны сообщить эффективную ставку, — соглашается Василий Солодков. — Другое дело, когда с клиента попросят паспорт, справку НДФЛ, наш человек вполне может подумать: зачем я буду бегать, собирать все это для кредита под 15%, лучше пойду и возьму под 30%, но без всяких справок». Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский отмечает, что хотя комиссии и раскрываются, их продолжают брать, а люди продолжают на них соглашаться. «Например, у моего товарища есть потребительский кредит, который стоит 19% годовых, но при этом дополнительно взимается комиссия в размере 3% годовых. Когда он спросил, за что дополнительные 3%, ему сказали: это риски, инфляция, нестабильная финансово-экономическая ситуация и т.д.», — рассказал «НИ» эксперт. Конечно, для простого человека было бы проще, если бы все комиссии просто слились в одну единственную понятную цифру — реальную стоимость кредита. Но банкам, видимо, выгоднее составной вариант, где есть возможность, с одной стороны, привлечь клиента невысокой процентной ставкой, с другой — удовлетворить и собственные интересы с помощью дополнительных комиссий. «Это маркетинг, — объясняет г-н Кричевский. — Вы смотрите на процентные ставки и идете туда, где они ниже, а когда узнаете, что с вас еще требуют дополнительную комиссию, возникает вопрос: стоит продолжать взаимоотношения с банком или нет? С одной стороны, реальная стоимость займа оказывается выше, но с другой — вы уже пришли в этот банк, уже договорились, стоит ли тратить время и силы на поиски другого варианта? Ну есть дополнительный процент, ну и что. Так люди и соглашаются»

По словам Дмитрия Янина, мировая практика в сфере кредитования говорит о том, что никаких комиссий вообще быть не должно. «Есть стоимость кредита, и не надо никаких комиссий.

Чем их больше, тем меньше заемщик осознает, сколько он на самом деле платит по кредиту, и в дальнейшем это может вогнать его и его семью в жуткую бедность, — предупреждает эксперт.

— В России мы вообще пока не рекомендуем гражданам брать потребительские кредиты, использовать кредитные карты, так как уровень сложности этих продуктов очень серьезный, число комиссий порой выходит за пределы разумного и увеличивает стоимость кредита иногда в три раза по сравнению с первоначально заявленной. Когда вы оплачиваете услуги ЖКХ, комиссия составляет незначительную сумму, максимум 100 руб. А если вы берете кредит в 100 тыс. руб., его стоимость может составлять 30-50 тыс. руб. Здесь цена неверного решения очень высока».

  • КАКИЕ КОМИССИОННЫЕ БЕРУТ МОСКОВСКИЕ БАНКИ ПРИ ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
  • Название банка Размер комиссионных Примечания
  • Альфа-Банк 29 руб.
  • Абсолют банк 1%
  • Авангард 0,5% только клиенты банка
  • Балтийский Банк 1%, но не менее 100 руб.
  • Бинбанк 1% 0% через банкомат
  • Барклайс банк 1% 0% через банкомат
  • «Возрождение» 1,5% 0%, если УК — клиент
  • Газпромбанк 1,5%
  • Глобэкс 1% 2% за срочность
  • Гута-Банк 0,1%, но не менее 30 руб. только клиенты банка
  • Зенит 1,5% 0% в банкомате
  • Локо-Банк 2%
  • Мастер-Банк 50 руб.
  • Московский индустриальный банк 1-1,5% 0,5% для клиентов
  • Московский кредитный Банк 1% через терминалы
  • Московский областной банк 0%
  • «Народный кредит» 1%, но не менее 150 руб. 0% через банкомат
  • «Национальный стандарт» 0,5% только клиенты банка
  • Номос-Банк 2%, но не менее 50 руб. 0,5% для клиентов
  • ОТП Банк 0% только через банкомат
  • Петрокоммерц 0%
  • Промсвязьбанк 2%, но не менее 65 руб.
  • Райффайзенбанк 1,5%, но не менее 100 руб.
  • Росбанк 0%
  • «Русский стандарт» 0% только клиенты банка
  • Русь — Банк 2%
  • Сбербанк России 2% 0,5% через банкомат
  • Ситибанк 0% только клиенты банка
  • «Союз» 1,5%, но не менее 75 руб. только клиенты банка
  • Юниаструм Банк 1,5%, но не менее 100 руб.
  • ЮниКредит Банк 0% только клиенты банка
  • Сведения собрали Анастасия АРЕФЬЕВА, Мария БЛОХИНА
  • В КРИЗИС ГРУЗИНСКИЕ БАНКИ ПОВЫСИЛИ КОМИССИОННЫЕ

За все банковские операции в Грузии нужно платить. Исключение составляет, пожалуй, только открытие счета в банке. Тарифы в различных финансово-кредитных учреждениях разные. К примеру, изготовление кредитной карты или ее восстановление в зависимости от вида стоит от 5 до 70 долларов.

Комиссионные при конвертации валют составляют 2%. При оплате «коммуналки» клиент платит комиссию по 40-50 тетри (20-30 американских центов) за каждую коммунальную услугу. Обо всех изменениях тарифов банки обязаны сообщать клиентам заранее, как правило, не позднее, чем за 10 дней.

Надо сказать, что в условиях кризиса комиссионные, взимаемые банками, заметно выросли. Особенно это касается обслуживания кредитных карт, в частности выдачи по ним наличных денег. Так, в банкоматах Банка Грузии комиссия увеличилась с 1 до 3, 9%, а в банкоматах других банков — до 4,5% (минимум 3 доллара).

Потребителям это, естественно, не нравится, но выбора у них нет.

Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

БАНКОВСКАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГЕРМАНИИ НЕ ПРАКТИКУЕТСЯ

В Германии бесплатных банковских операций тоже не существует. Но, как правило, если клиенту таких операций нужно производить не более 70 в месяц, с него за все про все ежемесячно берут 5 евро, и сверх этого он больше ничего не платит. С частных счетов комиссионные сборы всегда меньшие, нежели с корпоративных.

К тому же клиенты, производящие оплату через Интернет, экономят по сравнению с теми, кто по старинке прибегает к услугам оператора. Практически никакой разницы в размерах комиссионных у банков нет. Поэтому, как правило, выбирая то или иное финансово-кредитное учреждение, немцы на этот фактор внимания не обращают.

Корреспондент «НИ» поинтересовалась у заместителя управляющего Raiffeisenbank Йоргена Штро, насколько доступна клиентам информация о взимаемых комиссионных.

Предупреждают ли банки о размерах сборов сразу или предпочитают их не выпячивать? «Не просто предупреждаем, мы буквально носом тычем, чтобы для клиента не было, не дай бог, никакого неприятного сюрприза.

Ни о какой утайке просто речи быть не может! Да и к тому же каждый банк контролирует три, не зависящие друг от друга инстанции. Любая ошибка и неточность, не говоря уже об умышленной недобросовестности, может очень дорого стоить тому, кто ее допустил.

Мы слишком дорожим своей работой, престижем и клиентами, чтобы отступать от буквы закона, прописанной до мельчайших деталей в Bundesgesetzbuch — своде законов, в части, касающейся финансов. Самодеятельностью в банках Германии заниматься не принято».  

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *