Предоставление регистрации для граждан РФ

Предоставление регистрации для граждан РФ

Иностранные граждане обязаны регистрироваться по месту их фактического пребывания в России — так требует Федеральный закон от 27.06.2018 года № 163-ФЗ, который внес ряд поправок в Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Таким образом, если квартира сдается человеку с паспортом другого государства, то арендатор должен быть зарегистрирован именно по адресу помещения, в котором живет. А работодатели больше не могут ставить своих сотрудников-иностранцев на учет по адресу своей организации, если работники фактически не проживают в офисе.

При этом в отношении иностранцев в РФ существуют два разных понятия: временная регистрация иностранного гражданина по месту жительства и временная регистрация по месту пребывания (миграционный учет по месту пребывания).

Предоставление регистрации для граждан РФ

Временная регистрация по месту жительства оформляется только для иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ). С момента получения одного из этих документов у зарубежного гостя есть семь дней на то, чтобы подать в госорганы обращение о регистрации по месту жительства (ст.

16 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Срок действия регистрации совпадает со сроком действия оснований для нахождения в России: три года при наличии разрешения на временное проживание и пять лет — для тех, кто имеет вид на жительство.

В остальных случаях иностранные граждане, в том числе имеющие право на безвизовый въезд в страну, встают на миграционный учет по месту пребывания.

Разрешенный срок нахождения на территории страны зависит от гражданства иностранного гостя и цели визита.

Например, прибывшие в Россию граждане стран Евразийского экономического союза должны вставать на миграционный учет только после 30 суток с даты въезда (а если они приехали менее чем на 30 дней, регистрироваться не нужно).

Предоставление регистрации для граждан РФ

Для граждан других стран требования более жесткие: приехавшие в Россию на работу, учебу или с частными целями иностранцы обязаны встать на миграционный учет в течение 7 рабочих дней со дня прибытия.

Если речь идет о туристах, которые весь срок пребывания находятся в отеле, за них подают уведомления отели.

Если же иностранец будет жить у вас в квартире, вы обязаны уведомить власти о его прибытии (подробности далее по тексту).

Предоставление регистрации для граждан РФ

Вступивший в силу летом 2018 года Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снял ответственность за временную регистрацию непосредственно с иностранцев и переложил ее на принимающую сторону.

То есть если в вашей квартире проживает иностранец — именно ваша обязанность поставить его на миграционный учет. Для этого собственник жилья должен подать уведомление о прибытии иностранного гражданина в территориальный орган МВД, многофункциональный центр госуслуг (МФЦ) или отделение «Почты России».

Ваша подпись на оборотной стороне уведомления подтверждает ваше согласие в качестве принимающей стороны на временное нахождение у вас иностранного гражданина (п. 25 Постановления Правительства РФ от 15.01.

2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

  • Если иностранцев несколько, отдельное уведомление надо подавать на каждого.
  • Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
  • Для постановки иностранца на миграционный учет понадобятся следующие документы:

Предоставление регистрации для граждан РФ

  • уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания;
  • копия паспорта (заполненные страницы) иностранного гражданина;
  • копия миграционной карты;
  • копия визы (при наличии).

Эта услуга оказывается бесплатно, заявление рассматривается в течение одного рабочего дня. В случае положительного решения иностранный гражданин получает справку о постановке на миграционный учет по месту пребывания.

Местом пребывания иностранного гражданина в России может считаться жилое помещение, где он фактически проживает. Иностранец может зарегистрироваться в том числе в гостиницах и иных подобных местах (санаториях, домах отдыха), стационарах, по адресу организации.

Обратите внимание, что если иностранец поселился в апартаментах, получить в них временную регистрацию получится, только если это апартаменты гостиничного типа. Поэтому если вы рассматриваете приобретение жилья с целью инвестирования и последующей сдачи в аренду, в том числе иностранцам, то необходимо учитывать, что для этих целей подойдут не все апартаменты.

Как выбрать между квартирой и апартаментами, читайте в инструкции спроси.дом.рф

Иногда регистрация иностранцев по месту жительства и их учет по месту пребывания ведется в разрешительном порядке — например, если речь идет о пограничной зоне, закрытых военных городках, зонах экологического бедствия и других случаях.

Предоставление регистрации для граждан РФ

Согласно закону 109-ФЗ, постоянно или временно проживающий в России иностранный гражданин с разрешением на временное проживание (РВП) или видом на жительство (ВНЖ), который обладает правом пользования жилым помещением, обязан зарегистрироваться по месту проживания — по адресу этого помещения. То есть если иностранец арендует у вас квартиру, он получает право пользования ею по договору найма — и обязан получить в ней регистрацию по месту проживания.

Документы нужно подавать уже после прибытия в Россию — на это у иностранного гражданина есть 7 дней с момента получения ВНЖ или РВП. Чтобы зарегистрироваться по месту жительства, иностранцу понадобятся следующие документы:

  • заявление о регистрации по месту жительства (форму заявления можно скачать здесь);
  • паспорт;
  • вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  • документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (например, договор найма);
  • квитанция об оплате госпошлины (опционально; при ее отсутствии информация об оплате проверяется через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах).

С этими документами иностранный гражданин должен лично обратиться в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения (через МФЦ или по почте можно получить только временную регистрацию по месту пребывания). При этом придется оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей.

Заявка на регистрацию по месту жительства рассматривается в течение 1 рабочего дня.

В случае положительного решения сотрудник органа внутренних дел проставляет отметки о регистрации в документах (ВНЖ или РВП) иностранного гражданина.

Срок регистрации равен сроку действия документа на право пользования жилым помещением (договора аренды), но он не может превышать срок разрешения на временное проживание или вида на жительство.

О том, как оформить регистрацию по месту жительства или пребывания гражданам России, читайте здесь.

Нарушение правил регистрации иностранных граждан грозит штрафом как самому зарубежному гостю, так и собственнику квартиры, который не зарегистрировал жильца.

За отсутствие регистрации по месту пребывания или просроченные документы в регионах иностранец может получить штраф на сумму от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, а в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях, — на сумму от 5 тысяч рублей до 7 тысяч рублей (ст. 18.8 КоАП РФ), а также рискует быть выдворенным за пределы России.

А гражданину России за уклонение от постановки иностранца на миграционный учет грозит штраф в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей (ч. 4 ст.18.9 КоАП РФ).

Предоставление регистрации для граждан РФ Предоставление регистрации для граждан РФ

Иностранный гражданин снимается с миграционного учета по месту пребывания, как только органы власти получают соответствующую информацию.

Например, если иностранный гражданин покинул Россию, сведения о выезде направляют в МВД органы пограничного контроля, если умер — управление ЗАГС, где зарегистрирована смерть (или же об этом сообщают заинтересованные лица или организация, где он работал). Если же человек просто сменил место регистрации и подал об этом уведомление, предыдущие сведения аннулируются.

Иностранный гражданин снимается с учета по месту жительства, когда:

  • Истекает срок его регистрации в заявлении;
  • Прекращается право пользования жилым помещением — например, истекает срок договора найма квартиры;
  • Заканчивается срок действия его ВНЖ или РВП;
  • По решению суда о признании регистрации недействительной;
  • В случае смерти иностранного гражданина;
  • Установлен факт фиктивной регистрации на основании решения территориального органа МВД (п. 16 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Таким образом, после окончания срока действия договора аренды/найма действие регистрации иностранца прекращается.

Чтобы отменить регистрацию иностранного квартиросъемщика по месту жительства до истечения срока договора, нужно расторгнуть договор аренды/найма и написать заявление о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства.

Заявление в территориальный орган МВД можно подать лично или онлайн через Госуслуги в разделе «Миграционный учет».

Регистрация по месту пребывания

Что такое «место пребывания»?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г.

№ 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-I) к понятию»место пребывания» относятся: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Статьей 5 Закона № 5242-I установлено, что регистрация по месту пребывания должна быть произведена не позднее 90 дней с момента прибытия гражданина в жилое помещение.

Интересно, что ранее этот срок равнялся лишь 10 дням и был увеличен в связи с тем, что данная норма для граждан России выглядела дискриминационной по сравнению с положением иностранных граждан ряда стран, получивших право на 90-дневное пребывание без регистрации раньше граждан РФ.

При изучении данной нормы необходимо обратить внимание, что установленный срок исчисляется с момента прибытия гражданина в жилое помещение.

То есть, если гражданин каждые 89 дней уезжает к себе по месту жительства, а затем возвращается, то обязанности регистрации по месту пребывания не возникает. Проконтролировать же факт того, что гражданин выезжал по месту жительства практически невозможно.

Этим законодательным пробелом успешно пользуются граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности оформлять официальную регистрацию по месту пребывания.

Читайте также:  Поломка телефона: после покупки телефона прошло 8 дней сенсор перестал реагировать и завис

Законодательство не содержит никакой нормы, обязывающей граждан хранить и предъявлять билеты, по которым они выезжали на место жительства. Более того, гражданин имеет право поехать домой на машине, а то и пойти пешком – в этих случаях никаких билетов и быть не может.

Регистрация по месту пребывания в гостиницах и санаториях

В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г.

№ 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность. Проблем с регистрацией в гостиницах и подобных учреждениях обычно не возникает, поскольку их администрация, как правило, не возражает против регистрации постояльцев в установленном порядке.

Однако, потенциальные споры по этому вопросу могут возникать в мини-гостиницах или новых учреждениях гостиничного типа, а также хостелах.

Если первые могут не знать о своих обязанностях по регистрации постояльцев или не иметь ресурсов для организации оформления регистрации, то у хостелов проблемы могут возникать и по причине большого количества регистрируемых граждан на одной площади. Так, постановлением шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2011 г.

№ 16АП-1554/11 было оставлено без изменения решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14 апреля 2011 года по делу № А63-1060/2011, которым были удовлетворены индивидуального предпринимателя Сопильняк Е.А.

о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю по отказу в регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства. Мотивом такого отказа являлось установление УФМС факта того, что в жилом помещении общей площадью 43,90 кв. м. было зарегистрировано более ста человек.

Предпринимателю было отказано в регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства по указанному адресу по причине ограниченности жилого помещения, поскольку регистрируемые граждане не имеют возможности фактического проживания по месту жительства, месту пребывания в данном помещении. Тем не менее, суд признал отказ в регистрации граждан со стороны УФМС незаконным, поскольку ограничения в размере площади помещения при регистрации граждан законодательством не установлены.

Регистрация по месту пребывания в жилых помещениях

Еще большие трудности при оформлении регистрации по месту пребывания возникают у добросовестных арендаторов жилых помещений, арендующих таковые у частных лиц. Проблема состоит в том, что для оформления регистрации гражданин должен предъявить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

С последним пунктом обычно возникают затруднения.

Собственники жилых помещений в абсолютном большинстве категорически отказывают своим арендаторам в предоставлении согласия на регистрацию, а без такого согласия получить регистрацию невозможно.

При этом арендаторы не обращаются в судебные органы, поскольку находятся в зависимости от арендодателя и опасаются, что конфликт с высокой степенью вероятности может привести к их выселению.

По результатам нашего опроса 22% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по причине невозможности получения согласия собственника жилья, в котором они проживают. 

43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства. Узнать больше

Следует отметить, что сложившаяся судебная практика обычно не признает права арендаторов (нанимателей) на получение регистрации по месту жительства, указывая на то, что жилым помещением они пользуются на основании договоров аренды (найма), заключенных на определенный срок.

Так, определением Свердловского областного суда от 12 января 2012 года по делу № 33-102/2012 было указано, что в удовлетворении требования о признании права на постоянную регистрацию по месту жительства отказано правомерно, так как истец проживает в частном жилищном фонде на основании договора коммерческого найма, ввиду чего имеет право только на временную регистрацию, так как жилое помещение является для него местом не постоянного проживания, а местом пребывания.

Однако, имеется и положительная судебная практика, поддерживающая правовую позицию о том, что подписание собственником договора аренды означает и его согласие на регистрацию арендатора по месту жительства или пребывания.

Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в решении ВС РФ от 27 августа 2003 г. № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г.

№ КАС 03-489, а также в апелляционном определении Курского областного суда от 27.09.2012 г. по делу № 33-2255-2012.

Регистрация по месту пребывания по почте и через Интернет

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г.

№ 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

При этом было предусмотрено, что собственник или наниматель жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, имеет право подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Однако на практике с применением этой нормы практически сразу же возникли затруднения. При принятии этой поправки она преподносилась, как огромное достижение в упрощении регистрационного учета граждан. Действительно, в первое время граждан регистрировали по месту пребывания по почте и через Интернет.

Практически сразу чрезмерно мнительные собственники жилья запаниковали и стали направлять в ФМС России требования запретить такую регистрацию, поскольку они боятся, что к ним в квартиру зарегистрируются посторонние лица без их ведома.

Разъяснения о том, что регистрация не предоставляет каких-либо прав на жилье результата не возымели и ФМС России под влиянием собственников жилья запретила регистрацию по месту пребывания без личной явки регистрируемого лица и предоставления согласия собственника жилья, чем фактически уничтожила созданный удобный сервис, пойдя на поводу невежественных представлений части граждан. Попытки обращения в судебные органы ни к чему не привели. Так, апелляционным определением Московского городского суда от 30 октября 2012 года по делу № 11-24676 было указано, что в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания отказано правомерно, поскольку материалами дела установлено, что в регистрации истцу отказано не было, и не установлено фактов нарушения прав истца. В данном случае истец настаивал на своем праве зарегистрироваться по месту пребывания через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Однако, суд пришел к выводу, что личная явка гражданина и предоставление паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение, содержащих подписи заявителя и лица, предоставляющего жилое помещение являются обязательным.

Также, следует отметить, что регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственниками или нанимателями. При этом регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства

Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Читайте также:  Должны ли платить алименты самозанятые граждане в 2020 году

Предмет жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, либо фамилию, инициалы, специальное звание (классный чин) должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю (за исключением случая, когда жалоба направляется посредством Единого портала);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица.
  • Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба
  • Жалоба рассматривается органом регистрационного учета, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа регистрационного учета либо его должностного лица.
  • В случае, если обжалуется решение начальника или заместителя начальника органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом соответствующего территориального органа МВД России на региональном или районном уровне.
  • Жалоба может быть направлена:
  • на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на районном уровне (в том числе подразделениями по вопросам миграции отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне), — руководителю территориального органа МВД России на районном уровне либо в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне;
  • на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на региональном уровне, — руководителю территориального органа МВД России на региональном уровне либо в Главное управление по вопросам миграции МВД России;
  • на решения, принятые руководителями территориальных органов МВД России на региональном уровне, руководством ГУВМ МВД России — Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который является ответственным за деятельность ГУВМ МВД России.
  1. Порядок подачи и рассмотрения жалобы
  2. Жалоба подается заявителем в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде в орган регистрационного учета либо в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне.
  3. В территориальных органах МВД России и органах регистрационного учета определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:
  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

При подаче жалобы в электронном виде она должна быть подписана электронной подписью, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ).

При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и территориальным органом МВД России.

В случае, если жалоба подана заявителем в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации, территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

  • Жалоба, поступившая в орган регистрационного учета, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа регистрационного учета либо должностного лица органа регистрационного учета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  • Основания для приостановления рассмотрения жалобы заявителя на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц отсутствуют.
  • По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:
  • об удовлетворении жалобы полностью или частично;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Основанием для отказа в удовлетворении жалобы являются:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного подпунктами 153.1‑153.2 пункта 153 административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование государственного органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
  1. Заявитель вправе обжаловать решение по жалобе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  3. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
  4. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц осуществляется посредством размещения информации на официальном сайте МВД России, официальном сайте территориального органа МВД России на региональном или районном уровне, на Едином портале, в МФЦ, а также на информационных стендах органов регистрационного учета.
Читайте также:  Как взыскать свои деньги: я дала деньги компании зарегистрированной на территории Великобритании

Регистрация по месту жительства: виды, документы, сроки | Правоведус

В соответствии с Конституцией РФ каждый российский гражданин обладает правом свободы передвижения по территории России (ст. 1 ФЗ №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»).

Но при этом, все эти передвижения отслеживаются посредством регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в соответствии с нормами российского миграционного законодательства.

В отличие от прописки по месту жительства регистрация несет собой важное значение не только для реализации прав и исполнения обязанностей гражданина, но и для ведения государственной статистики касаемо положения на рынке труда, прогнозирования роста и убыли населения в конкретном регионе и другое.

В соответствии со статьей 3 ФЗ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», информирование о месте нахождения является для каждого российского гражданина обязательной нормой, требующей исполнения.

Нарушение сроков или отсутствие регистрации влечет за собой штрафные санкции (ст. 19.15 КоАП РФ), но при этом, гражданин, не имеющий прописки, не может быть лишен прав, гарантированных законами страны.

Виды регистрационного учета граждан

Регистрация граждан бывает двух видов: постоянная по месту жительства и временная по месту пребывания. Их главными отличиями являются временной промежуток и непосредственно место временного или постоянного проживания.

Постоянная регистрация граждан предполагает регистрацию гражданина в определенном жилом помещении, которое и будет являться его официальным местом жительства (ст. 20 ГК РФ).

В свою очередь, временная прописка является необходимым действием для возможности реализовать свои законные права, к примеру, получить патент для мигрантов, если фактический адрес не совпадает с официальным, указанным в паспорте.

Временная регистрация в РФ необходима в случае пребывания гражданина в определенном регионе свыше 90 дней.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ постоянная и временная прописка допускается во всех видах жилых помещений, в частности, квартира, комната, жилой дом, часть дома или квартиры.

Кроме того, временная регистрация в РФ допускается в местах временного пребывания, в частности, в гостиницах, санаториях, апартаментах, лечебных учреждениях. Как временная, так и постоянная регистрация граждан может быть осуществлена на жилой площади собственника с согласия последнего, на основании договора аренды.

Арендаторы, временно проживающие в жилом помещении, не имеют права претендовать на обретение права собственности на какую-либо часть квартиры.

Временная или постоянная регистрация граждан, а также членов их семей, допускается в муниципальном жилье на основании договора социального найма, при этом не требуется чьего-либо согласия.

В приватизированной квартире имеют право на прописку все собственники жилого помещения, а также члены семьи, не участвующие в приватизации. Каждый владелец вправе прописаться сам и обеспечить место регистрации своего ребенка, не достигшего 18-ти летнего возраста. Кроме жилых помещений, постоянная или временная регистрация в РФ допускается в домах, расположенных в дачных обществах. Однако, при этом должны быть соблюдены некоторые условия:

  • дом должен быть официально признан жилым;
  • земельный участок должен располагаться в населенном пункте;
  • данный объект недвижимости должен являться частной собственностью;
  • если дача является единственным местом для проживания гражданина.

Регистрация по месту жительства ребенка меньше 18 лет и не имеющего паспорта допускается только вместе с одним из родителей (или обоими), никакого дополнительного согласия не требуется. Место регистрации ребенка выбирается по соглашению сторон или определяется судом.

Для того, чтобы выписать несовершеннолетнего ребенка необходимо будет получить соответствующее разрешение в органах опеки и попечительства.

В случае, если регистрация гражданина происходит в квартиру, принадлежащую третьему лицу на правах собственности, от владельца жилой недвижимости требуется предоставление письменного согласия, а в некоторых случаях и личное присутствие.

Постоянная регистрация граждан по месту жительства или временного пребывания на территории РФ оформляется штампом в паспорте или отдельным документом с печатью ФМС России (органа государственной власти, отвечающего за регистрационный учет российских и иностранных граждан на территории РФ). Документы на прописку вместе с заявлением подаются:

  • в паспортный стол по месту проживания;
  • в территориальный орган ФМС;
  • в многофункциональный центр (МФЦ);
  • на официальном портале Госуслуг (зарегистрироваться на сайте, подать заявление и копии документов в электронном виде, далее явиться лично в ФМС для получения регистрации).

Документы для постоянной регистрации граждан по месту проживания

Необходимый пакет документов для оформления постоянной регистрации включает в себя:

  • заявление;
  • паспорт, действительный в период подачи документов на прописку;
  • листок убытия (необходим, если гражданин выписался с прежнего места жительства);
  • документ, подтверждающий право на владение жилым помещением (свидетельство о собственности, договор социального найма и т.д.);
  • согласие собственника (всех собственников), в письменном виде при личном присутствии.

Документы, необходимые для временной прописки по месту пребывания:

  • заявление (от имени ребенка, не достигшего 14-тилетия, заявление подписывается и подается законным представителем);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (действующий паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, заграничный паспорт для проживающих за пределами РФ);
  • документ – основание для вселения в квартиру (договор аренды, заявление от имени лица, предоставляющее жилье, свидетельство о регистрации права собственности).

Заявление для получения постоянной или временной регистрации оформляется по стандартной форме №6, заполняется собственноручно заявителем, все поданные сведения должны быть заверены личной подписью.

Образец заявления регистрации по месту жительства Регистрация по месту жительства или месту пребывания является государственной услугой и оформляется бесплатно.

Какие предусмотрены сроки для временной прописки?

Миграционное законодательство РФ устанавливает определенные сроки для исполнения гражданами обязанности по постановке на регистрационный учет:

  • для оформления постоянной регистрации – 7 дней с момента выписки с прежнего места жительства;
  • для оформления временной прописки – 90 дней с момента пребывания в определенном населенном пункте.

В случае, если гражданин заселяется в санаторий, гостиницу, пансионат и другие подобные учреждения, ответственность за его временную регистрацию по месту пребывания возлагается непосредственно на администрацию организации. Граждане иностранных государств обязаны пройти регистрационный учет в срок не более 7 дней с момента получения на руки гражданства РФ или вида на жительство.

Срок действия временной прописки составляет не более 5 лет.

Ответственность граждан за отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания

Согласно российскому законодательству отсутствие постоянной регистрации у граждан, длительно проживающих по определенному месту жительства, влечет за собой административную ответственность в отношении, как нарушителя миграционного законодательства, так и собственника жилого помещения, где проживает гражданин без прописки. Штраф без регистрации по месту жительства определяется п. 1 и 2 ст. 19.15.1. КоАП РФ и устанавливается в каждом отдельном случае индивидуально, например:

  •  от 3 до 5 тысяч рублей – в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  • от 2 до 3 тысяч рублей — в других городах и регионах России.

Граждане, проживающие на территории чужого города без регистрации более 90 дней, могут быть оштрафованы на сумму от 2 до 5 тысяч рублей.

Собственники жилых помещений, в которых проживают граждане с нарушением миграционного законодательства, также штрафуются на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, нарушение закона в Москве и Санкт-Петербурге влечет за собой штраф для собственников квартир от 5 до 7 тысяч рублей.

Большие штрафы без регистрации по месту жительства ожидают юридические лица, на чьей территории проживают граждане без прописки соответствующего вида.

Так, штрафная сумма для регионов России составляет от 50 000 до 757 000 рублей, факт нарушения закона на территории Москвы и Санкт-Петербурга наказывается штрафом в размере от 300 000 до 800 000 рублей.

Отсутствие регистрации по месту жительства/пребывания по закону не влечет за собой уголовной ответственности, однако, при обнаружении факта фиктивной прописки, нарушитель может быть наказан по ст. 322.2 УК РФ штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, обязательными общественными работами либо лишением свободы сроком до 3-х лет. Российское законодательство также предусматривает случаи, когда штрафные санкции не могут быть наложены:

  • если гражданин имеет постоянную регистрацию в том же регионе, где он проживает по временному адресу;
  • если гражданин является близким родственником собственника жилого помещения (в частности родные и усыновленные дети).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *