Правовые аспекты проверки щепетильной информации

Для ограничения сбора работодателем сведений, являющихся основой для дискриминации, необходимо не только установить прямой запрет на их получение, но и устранить аналогичные пробелы в других отраслях права.

Речь идет об отсутствии, во-первых, запрета на свободный оборот информации в форме баз данных, содержащих сведения конфиденциального характера, и, во-вторых, уголовной ответственности за торговлю подобной информацией.

Из-за неурегулированности данного вопроса, повлекшей свободный доступ к базам данных правоохранительных органов, в настоящее время практически любая организация имеет возможность проверить, имеется ли у соискателя в прошлом судимость.

В специализированных журналах часто публикуются письма, авторы которых жалуются, что именно по этой причине они не могут устроиться на работу после освобождения.

Персональные данные (собеседование при приеме на работу)

Отзыв согласия на обработку персональных данных Скачать форму отзыва Отзывать согласие на обработку персональных данных имеет смысл в 2 случаях:

  • при выявлении со стороны работодателя нарушения в части хранения и обеспечения конфиденциальности информации о сотруднике;
  • при увольнении.

Отзыв составляется в свободной форме, но при его оформлении стоит сослаться на 2 нормы закона № 152-ФЗ: п. 1 ст. 9, устанавливающий добровольность дачи согласия на обработку персональных данных, и п. 5 ст. 22, регламентирующий обязанность оператора (в данном случае — работодателя) прекратить обработку и уничтожить всю имеющуюся у него информацию о сотруднике.

Морфологические и синтаксические свойства

падеж
ед. ч.
мн. ч.
муж. р.
ср. р.
жен. р.
Им. щепети́льный щепети́льное щепети́льная щепети́льные
Рд. щепети́льного щепети́льного щепети́льной щепети́льных
Дт. щепети́льному щепети́льному щепети́льной щепети́льным
Вн.    одуш. щепети́льного щепети́льное щепети́льную щепети́льных
неод. щепети́льный щепети́льные
Тв. щепети́льным щепети́льным щепети́льной щепети́льною щепети́льными
Пр. щепети́льном щепети́льном щепети́льной щепети́льных
Кратк. форма щепети́лен щепети́льно щепети́льна щепети́льны

щепети́льный

Прилагательное, относительное и качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: -щепетильн-; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

Неправильно набран адрес, или такой страницы на сайте больше не существует

Важно

Трудового кодекса РФ обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. В иных целях работодатель не вправе запрашивать и иным образом обрабатывать персональные данные работников.

Следовательно, при предоставлении работодателю своих персональных данных работнику (соискателю на должность) следует обращать внимание на цели сбора данной информации.

Семантические свойства

Значение

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Этимология

Происходит от щепети́ть «наряжаться, модничать», щепети́льник «галантерейщик, мелочной торговец», щепети́льный; диал. ще́петкой «плотный, крепкий, прочный», арханг., щепетли́вый «щегольской», щепети́нье «галантерейные товары». Первонач., по-видимому, ще́пет «галантерея» от щепа́ в знач. «мелочь».

Перевод

галантерейный и парфюмерный
изысканный, модный в одежде
строго, до мелочей последовательный и принципиальный
мелочной, занятый только внешним, мелочами, пустяками
требующий осторожного и тактичного отношения; щекотливый, деликатный
Поделитесь в соц.сетях:

Прокурор разъясняет — Прокуратура Еврейской автономной области

Проведение органами прокуратуры проверок по сообщениям средств массовой информации

Основополагающим принципом деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина является принцип гласности, означающий открытость прокуратуры, её доступность для населения и средств массовой информации.

Вместе с тем на органы прокуратуры распространяются нормы Конституции Российской Федерации о соблюдении правил распространения информации.

Поэтому в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

В силу положений ст.

21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами.

Поводами для проверок являются поступающие в прокуратуру обращения граждан и юридических лиц, материалы уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений, а также сообщения средств массовой информации.

Однако на основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору не обязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку.

Основанием для проверки исполнения законов может быть любая информация СМИ о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.

При этом прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей редакций, информационных агентств и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, в том числе вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Получение необходимых сведений осуществляется посредством направления запросов в адрес редакции, главного редактора, иных должностных лиц.  

За невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.  

Вопросы предоставления журналистам информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений (в том числе по запросам редакций средств массовой информации) урегулированы законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений (статья 39 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.

Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Законом РФ «О средствах массовой информации» предусмотрены права и обязанности журналиста, то есть лица, занимающегося редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации. Установлены также ограничения и запреты в их деятельности.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ «О средствах массовой информации» не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Под злоупотреблением правами путем сокрытия общественно значимых сведений законодатель определил случаи, когда журналист, получивший информацию и документы, имеющие большое общественное значение, не только не выпускает их в эфир, но изымает их, прячет или иным образом препятствует их обнародованию.

Фальсификацией общественно значимых сведений будет являться изменение содержания достоверных сообщений, искажение их сути.

Под слухами понимается заведомо и очевидно недостоверная информация. Распространение слухов под видом достоверной информации имеется в виду распространение любых, полностью или частично сфальсифицированных, сведений о фактах и комментариев к ним под видом реальной, проверенной, соответствующей истине информации, создание иллюзии достоверности информации.

В силу ч. 2 ст. 51 Закона РФ «О средствах массовой информации» запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

  • Таким образом, журналисту предоставлены все права для распространения информации, однако использование этих прав в указанных целях будет не только злоупотреблением правами журналиста, но во многих случаях и гражданским деликтом, административным правонарушением или даже преступлением.
  • Законом установлена ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, а также определены основания освобождения от ответственности.
  • При этом указан круг субъектов, на которых может быть возложена ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов).

СМИ являются одним из основных источников информации о жизни государства, действующих законах России. Они оказывают значительное влияние на формирование и распространение общественного мнения, являются своего рода «проводниками» мировоззрения, идеологии, социальных ценностей, способны в известной степени «конструировать» действительность.

В этих условиях эффективность взаимодействия органов прокуратуры со СМИ во многом определяется тем, как и прокуроры, и журналисты подходят к организации такого взаимодействия, каким они его представляют.

Взаимодействие органов прокуратуры со СМИ – это форма их совместного сотрудничества ради достижения общих целей, в первую очередь, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также пропаганды права, разъяснения законодательства, правового воспитания населения.

Читайте также:  Как оформить и зарегистрировать ип самостоятельно: пошаговая инструкция открытия для индивидуального предпринимателя в 2020 году

Информация подготовлена аппаратом прокуратуры области 

Правовые аспекты распространения информации

15 мая 2019 г. 17:10

Началась трансляция дискуссионной сессии «Право на распространение информации: публичное vs. частное»

15 мая в рамках IX Петербургского международного юридического форума проходит дискуссионная сессия, посвященная праву на распространение информации.

В рамках сессии представители российских и зарубежных судов, технологических компаний и юридического сообщества обменяются мнениями и попробуют сформировать единую позицию по ключевым вопросам: могут ли компании использовать в своих программах информацию о пользователях, размещенную в социальных сетях в открытом доступе; кому принадлежит данная информация и является ли она объектом интеллектуальной собственности; как пользователям защитить персональные данные в сети «Интернет» и другим.

Модератором сессии выступают председатель Суда по интеллектуальным правам (СИП) Людмила Новоселова и заместитель председателя СИП Владимир Корнеев.

В числе спикеров заявлены: советник ФПА РФ Елена Авакян, заместитель руководителя проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве РФ Сергей Лещенко, доцент кафедры гражданского права Уральского государственного юридического университета Дмитрий Мурзин, директор по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «Ростелеком» Ирина Сиренко, начальник центра юридического сопровождения хозяйственной деятельности АО «Газпромбанк» Игорь Соболь, старший партнер «Тиллинг Петерс» Екатерина Тиллинг, партнер «Eversheds Sutherland» Паула Барретт, председательствующая судья Верховного патентного суда Федеративной Республики Германия Карин Фрие, руководитель отдела Федерального министерства юстиции и защиты потребителей Федеративной Республики Германия Матиас Шмид.

Рынок компаний, предлагающих программные продукты, основанные на анализе больших данных и искусственном интеллекте, неуклонно растет. Предлагаемые сервисы позволяют пользователям сократить время получения необходимой информации до пары минут.

Вместе с тем развитие технологий порождает возникновение ряда вопросов в правовом поле, а именно: могут ли компании использовать в своих программах информацию о пользователях, размещенную в социальных сетях в открытом доступе; кому принадлежит данная информация и является ли она объектом интеллектуальной собственности; как пользователям защитить персональные данные в сети «Интернет».

Антон Ваганов, ТАСС

Для того чтобы перейти к этой трансляции, необходимо из правого списка меню выбрать «1.4. Право на распространение информации: публичное vs. частное» и дождаться, когда произойдет запуск видео. По окончании трансляции вы сможете посмотреть видеозапись сессии.

Для этого нужно нажать на значок календаря в правом верхнем углу и в открывшейся верхней панели выбрать дату трансляции, затем найти в открывшемся ниже списке трансляций ту, которая вас интересует с помощью скролла вниз и/или вправо, и выбрать ее, кликнув по названию левой клавишей мыши.

Детектор лжи: правовые аспекты использования

Анастасия Найда

Источник: Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ»

Использование полиграфа прочно вошло в следственную практику правоохранительных органов многих стран мира, в том числе и Российской Федерации. Несмотря на то что массовое использование полиграфа началось относительно недавно, практика его применения в нашей стране имеет достаточно долгую историю.

В 1975 году использование полиграфных устройств начал Комитет государственной безопасности СССР, а в 1994 году — Министерство внутренних дел России.

Полиграфические исследования в расследовании уголовных дел активно стали применять после принятия Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В статье 6 Закона № 144-ФЗ при — водится перечень оперативно-разыскных мероприятий, среди которых называется «оперативный опрос», проведение которого допускается с применением киносъемки, фотосъемки и других технических средств. В числе других технических средств может рассматриваться и полиграф.

Однако опрос с использованием полиграфа основывается на принципе добровольности. Приглашенное на исследование лицо должно действовать добровольно, а в случае отказа не может подвергаться проведению опроса в принудительном порядке.

Также законом предусмотрено, что отказ от участия в опросе с использованием полиграфа не может рассматриваться в качестве основания для подозрения лица в причастности к преступлению или в сокрытии какой-либо информации, имеющей отношение к ходу расследуемого дела.

Четких рекомендаций нет

В настоящее время полиграфные устройства используются:

  • в оперативно-разыскной деятельности правоохранительных органов и органов государственной безопасности;
  • при проведении кадрового отбора на отдельные вакансии государственной, военной службы, в ряде коммерческих организаций;
  • при проведении судебных экспертиз в рамках уголовного, гражданского, арбитражного, административного процессов.

Во многих странах мира существуют нормативно-правовые акты, регламентирующие специфику применения полиграфа в уголовном процессе. Не является исключением и Российская Федерация.

Применение полиграфического оборудования в оперативно-разыскной деятельности при расследовании преступлений является наиболее упорядоченным с точки зрения наличия нормативно-правовой базы направлением использования полиграфа в со — временной России.

В отечественном уголовном процессе полиграф применяется достаточно долго, но дискуссии о правовых аспектах использования данного оборудования продолжаются до сих пор. Это связано с наличием как сторонников, так и противников применения полиграфа в уголовном процессе.

Противники использования полиграфа убеждены в том, что полиграфическая экспертиза не свободна от ошибок и, более того, не может рассматриваться в качестве доказательства, а может служить лишь ориентирующей информацией.

Российская правоприменительная практика свидетельствует о значительной востребованности применения специальных технических средств в процессе сбора и фиксации доказательств по расследованию уголовных дел.

Для осуществления исследований с помощью специальных технических средств, к которым относится и полиграф, допускается привлечение специалистов в различных областях знания, не являющихся сотрудниками следственных или оперативных служб. Однако более четкие рекомендации по применению технических средств отсутствуют.

Можно перечислить лишь общие принципы, ориентирующие сотрудников правоохранительных органов и экспертов — полиграфистов в использовании специального оборудования. Это принципы законности, этичности, эффективности, безопасности и научной состоятельности.

Инструмент установления истины

В настоящее время существует достаточно обширная следственная и судебная практика использования полиграфного оборудования при проведении психофизиологических экспертиз.

Заключения, вынесенные экспертами-полиграфологами на основании данных экспертиз, принимаются в качестве доказательств судами первой инстанции.

Возможность проведения экспертизы предусмотрена по инициативе, во-первых, дознавателей и следователей в целях обеспечения доказательной базы обвинения, а во-вторых, по инициативе обвиняемых, подсудимых, адвокатов для обеспечения доказательства непричастности конкретного человека к инкриминируемому ему преступлению. Таким образом, использование полиграфа при проведении судебной психофизиологической экспертизы в качестве одного из инструментов установления истины является свершившимся фактом.

В пользу применения полиграфа в судебной психофизиологической экспертизе говорит ряд нормативно-правовых актов, которые обосновывают существование данного исследования.

Прежде всего это Приказ Министерства юстиции РФ от 27.12.2012 № 237.

В пункте 20 данного приказа род экспертизы определяется как психологическая, а специализация эксперта — как исследование психологии и психофизиологии человека.

Следует отметить, что к проведению специальной психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа допускаются специалисты, которые имеют высшее медицинское или психологическое образование (в исключительных случаях — иное специализированное образование, но со стажем работы не менее одного года и профессиональной подготовкой по данной специальности), владеющие навыками использования полиграфа и работы на персональном компьютере.

В Постановлении Пленума В С РФ от 21.12.2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» предусматривается право суда запросить сведения, касающиеся возможности проведения экспертизы, а также сведения об эксперте, включающие указание его образования, специальности, стажа работы и иных данных, свидетельствующих о его профессиональной квалификации и опыте.

Проведение психофизиологической экспертизы с использованием полиграфического оборудования представляет собой особое процессуальное действие, заключающееся в проведении исследования и последующем предоставлении экспертного заключения.

Следует отметить, что назначение психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа производится в том случае, если в материалах уголовного дела присутствует информация о тех обстоятельствах, которые входят в предмет доказывания.

Таким образом, для того, чтобы провести исследование на полиграфе, сначала необходимо допросить свидетелей, потерпевших, участников преступления, после чего проверить полученную информацию с помощью полиграфа.

Психофизиологическая экспертиза с помощью полиграфа помогает сверить содержание информации, которая запечатлелась в памяти допрашиваемого, с содержанием сведений, полученных в процессе допроса. На основании исследования эксперт — полиграфист предоставляет экспертное заключение, которое может прилагаться к материалам уголовного дела в качестве одного из доказательств.

Принудительное применение

В последнее время многие противники полиграфа высказывают опасения относительно возможности его принудительного применения в отношении подследственных. Но здесь надо отметить, что специфика полиграфического исследования исключает возможность насильственного, принудительного применения.

Отказ испытуемого от участия в полиграфическом исследовании к моменту начала исследования или даже во время исследования создает серьезные трудности для дальнейшего осуществления исследования.

Тем более что полученные принудительным способом результаты исследования не смогут использоваться в уголовном деле в качестве ориентирующей информации.

Кроме того, не стоит за- бывать о том, что заключение полиграфической экспертизы не может приниматься в качестве однозначного доказательства, и это обстоятельство делает бессмысленным любое принуждение подследственного к прохождению тестирования на полиграфе.

В процессе тестирования на полиграфе происходят восприятие и осмысление заданного вопроса испытуемым, актуализация прошлых событий в памяти, что приводит к возникновению определенных эмоций.

Таким образом, оказываются задействованными психические процессы, которые вызывают определенные физиологические реакции у испытуемого.

Но практически каждый человек заключает в себе самые разные и порой весьма причудливые сочетания психологических переживаний, фантазий, комплексов, представлений и т. д., в том числе и относящихся к плоскости девиантного и делинквентного поведения.

Хотя наличие внутренних психологических переживаний и фантазий совершенно не означает, что в реальности данный человек действительно их реализует или реализовывал в прошлом.

Отождествление мотивации и реальных поступков недопустимо, поэтому многие субъективные переживания личности не отражаются в реальных действиях.

Если полиграф показывает наличие у конкретного лица мотиваций, потребностей, стремлений к совершению определенных действий, это обстоятельство не может быть рассмотрено в качестве доказательства действительного существования мотива или умысла.

В качестве ориентирующей информации

Так как результаты полиграфического исследования не застрахованы от ошибок, пока преждевременно говорить об окончательном формировании практики использования полиграфа как инструмента доказывания в уголовном процессе.

Потребуется немало времени для того, чтобы добиться повышения эффективности полиграфической экспертизы, и это обстоятельство неизбежно влияет на правовое обеспечение применения полиграфа в уголовном процессе.

В частности, пока нормативно-правовые акты не рассматривают заключение экспертизы, проведенной с использованием полиграфического оборудования, в качестве однозначного доказательства виновности или невиновности подозреваемого или обвиняемого.

Нормативно-правовые аспекты применения полиграфа в компании

В настоящее время в России использование полиграфа законом не запрещено. Получение лицензии на его приобретение и использование НЕ ТРЕБУЕТСЯ.

Имеются различные ведомственные корпоративные акты, регламенты, инструкции, касающиеся применения Обследования с использованием Полиграфа (ОИП). При этом прямое законодательное регулирование использования полиграфа в деятельности государственных и коммерческих структур отсутствует.

Читайте также:  Расписка: покупаю квартиру, продавец женщина в возрасте

Однако анализ российского законодательства дает повод утверждать о наличии серьезных и правомочных оснований использования полиграфа в частном секторе.

В частности, Министерство юстиции России проводило правовую экспертизу соответствующих нормативных документов, касающихся применения ОИП, в результате чего, начиная с 1993 года, ОИП получили от министерства юстиции «право гражданства» на территории России. Вот почему ОИП с этого времени все активнее внедряется на территории России.

В настоящее время любая коммерческая структура может купить прибор и применять его без всякой лицензии. Однако без сомнения это следует делать только при наличии сертифицированного аппарата и специально обученного специалиста, иначе такое исследование не имеет смысла.

В целом, можно уверенно констатировать, что сегодня не существует каких-либо правовых барьеров для широкого применения проверок на полиграфе в интересах кадрового отбора.

Для правильной регламентации применения полиграфа на предприятии целесообразна разработка и утверждение локальных нормативных актов – специальной инструкции о порядке проведения тестирования с использованием полиграфа в конкретной организации. Эту инструкцию следует прилагать к документам, с которыми служащий знакомится при поступлении на работу: правила трудового распорядка, коллективный договор и др.

Подобные нормативные акты, касающиеся использования и применения полиграфа в рамках конкретных предприятий, по заключению Министерства юстиции РФ государственной регистрации не подлежат, в связи с тем, что осуществление опроса с использованием полиграфа происходит исключительно при добровольном согласии тестируемого лица и не требует регламентирования правоотношений проверяемого и органов производящих данную проверку.

Работодатель имеет право «требовать от работников… бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка…», привлекать их к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ (ст. 22) и иным федеральным законам.

При этом работодатель может возложить на работника полную материальную ответственность, например в случае «умышленного причинения ущерба» или «разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную)…» (ст. 243).

На работника возложены определенные обязанности: «соблюдать правила трудового распорядка организации», «соблюдать трудовую дисциплину», «бережно относиться к имуществу работодателя и других работников» (ст. 21).

К тому же следует учесть, что при осуществлении опроса с использованием полиграфа в полной мере соблюдается требование ТК РФ о том, что «… все персональные данные работника следует получать у него самого» (ст. 86 п.3).

Проведение тестирования с использованием полиграфа осуществляется только после письменного согласия работника, что полностью соответствует п.4 ст.

86 ТК РФ, который гласит: «В случаях, непосредственно связанных с опросами трудовых отношений, в соответствие со статьей 24 Конституции Российской Федерации работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия».

Согласно ныне действующему ТК РФ, работодатель имеет право вводить ограничения или делать предпочтение при приеме на работу, исходя из требований, свойственных определенному виду труда или служебной деятельности.

Кроме этого ТК РФ предоставляет право работодателю собирать персональные данные работника — информацию, касающуюся конкретного работника и необходимую работодателю в связи с трудовыми отношениями (Глава 14, ст. 85-90). В этой же главе впервые вводится понятие персональных данных работника, дается определение процедурам обработки данных (ст.

85 ТК РФ): «Персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных работника — получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника».

Сюда же можно отнести и данные, полученные с помощью тестирования на полиграфе.

В ст. 86 ТК РФ (п.п.1, 3, 4, 5, 8) установлены ограничения в постановке вопросов, касающихся политических, религиозных убеждений, частной жизни, ответы на которые работодатель получает с помощью обработки персональных данных.

ТК РФ предусматривает добровольность предоставления работником таких данных, ознакомление с ними, письменное согласие на передачу таких данных работодателю, запрещение получать такие данные через третьих лиц без письменного согласия работника.

Получение персональных данных работника, как это явствует из статей ТК РФ, осуществляется от него самого, и необходимо работодателю для решения вопросов о «…трудоустройстве, …продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, …обеспечения сохранности имущества».

  • Согласно комментарию к новому Трудовому кодексу РФ, метод тестирования (которым, по сути, и является проверка на полиграфе), признается одним из современных методов организации подбора и расстановки кадров (глава 11 ТК РФ «Заключение трудового договора»).
  • Поэтому, в должном соответствии с ТК, явится включение в Трудовой договор положения о том, что работник «обязан активно содействовать проводимым работодателем служебным разбирательствам и, в случае необходимости, проходить опрос с использованием полиграфа».
  • Итак, внесение указанных выше положений в трудовые договоры и локальные правовые нормативные акты делают применение ОИП государственными и негосударственными пользователями вполне легитимным в рамках действующего отечественного законодательства.

В связи с этим вопрос — «Применять или не применять полиграф при работе с кадрами?» — носит уже не столько правовой, сколько эмоциональный характер.
Таким образом, мы установили, что ОИП является, согласно действующему ТК РФ, законным при соблюдении определенных норм.

Согласно этим нормам, проведение ОИП — акт сугубо добровольный, и никто не вправе насильно заставить человека проходить его. Перед началом проверки на полиграфе тестируемый должен дать свое письменное согласие на ОИП.

К тому же следует использовать только те приборы, которые имеют соответствующий сертификат и не наносят ущерба здоровью и психологическому состоянию обследуемых, кроме этого важно привлекать к работе на полиграфе только обученных специалистов.

И еще раз надо подчеркнуть: опрашиваемые обязательно должны быть ознакомлены со своими правами перед началом обследования.

Архив раздела

Правовые аспекты работы с информацией

Цели:

  • Сформировать представление об информации как одного из трех составляющих, основополагающих понятий науки — вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
  • Сформировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
  • Углубить общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.
  • Осветить правовые аспекты работы с информацией, ввести понятие информационной культуры, авторского права на программные продукты, уголовного наказания за создание вредоносных программ, несанкционированного доступа к компьютеру.
  • Рассмотреть меры борьбы с компьютерными преступлениями.

Задачи:

  • Воспитательная — развить познавательный интерес, заложить основы правового воспитания и информационной культуры учащихся.
  • Учебная — изучить основные правовые аспекты работы с информацией.
  • Развивающая — развивать чувство ответственности за свои поступки.
  • Познавательная — расширить правовой и информационный кругозор учащихся.

Подготовительный этап работы.

Заранее подготовить с учащимися сообщения по теме семинара. Помочь им найти материал и отобрать его для своего выступления, подсказать адреса в Интернете, где можно найти материал для выступлений. Проверить презентации по теме урока. Темы презентаций:

  • Что такое информация?
  • Компьютерная преступность.
  • Меры борьбы с компьютерной преступностью.
  • Правовые и этические нормы поведения при работе в Интернете.
  • На уроках обществознания повторить правила составления схемы и таблицы, а на уроках информатики рассмотреть правила кодирования информации, криптографии, правила составления тезисов и презентаций.
  • Ход урока

1. Тема нашего урока: «Правовые аспекты работы с информацией».

  1. Чтобы лучше разобраться с этой темой, давайте вспомним, что мы понимаем под информацией.
  2. Презентация 1: «Что такое информация?»
  3. Вывод:

Любая информация — это собственность.

2. Что такое право собственности и ее защита?

Работа с документами. Четыре группы знакомятся с официальными документами:

  • УК РФ, сборник приказов
  • Конституция
  • Учебник «Право 10 класс»

Итогом работы будут:

  • Выводы группа 1
  • Таблица группа 2
  • Схема группа 3

Результат работы 2 группы

(могут быть и другие варианты)

Результат работы 3 группы:

Выводы сделаны в форме презентации

Вывод:

Любая собственность охраняется законом.

Итак,

Любая информация — это собственность. Любая собственность охраняется законом.

Мы много раз видели сообщения о защите авторских прав на тех или иных носителях информации. (Показать) Читали об этом, слышали, но теперь посмотрим на это с правовой точки зрения.

Мы предлагаем вам ряд законов по охране авторских прав в области информации.

Ваша задача прочитать текст законов, проанализировать их и сделать обобщающие выводы. Возможно, тезисные выводы на экран компьютера или распечатать.

  • Несмотря на то, что закон так хорошо защищает авторские права, в современном мире продолжаются компьютерные преступления.
  • Итак, посмотрим презентации:
  • Итоги урока

Oдна из форм защиты информации это кодирование информации и криптография. Проверим, как вы подготовили свою информацию к защите.

Д/з: найти материал по истории развития вычислительной техники и приготовить сообщения по этой теме.

Дополнительные материалы 1 и 2

28.02.2005

Этические и правовые аспекты исследовательской деятельности

Конкурентная разведка и промышленный шпионаж: компаративистский анализ.

Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.

То есть в основе промышленного шпионажа как вида деятельности лежит добывание и последующее использование коммерческой или служебной тайны. Вот в этом и заключается отличие конкурентной разведки от промышленного шпионажа: конкурентная разведка — это деятельность в рамках правового поля, а промышленные шпионы «работают» за рамками этого поля.

Читайте также:  Увольнение ст 331: имею судимость в 1981 г ст 206 1год условно, 26 лет проработал учителем

  • Можно выделить следующие функции конкурентной разведки:
  • – изучение деятельности конкурентов и конкурентной среды; – проверка надежности деловых партнеров; – сбор информации в сети Интернет и мониторинг СМИ; – исследование и оценка рынков или целых регионов (совместно с другими отделами, например, маркетинговым); – прогнозирование изменения ситуации на рынке и действий конкурентов; – выявление новых или потенциальных конкурентов; – оказания помощи руководству в процессе перенимания положительного опыта других компаний; – оказание помощи специалистам других отделов в оценке перспектив приобретения или открытия нового бизнеса; – получение информации законным путем и анализ новых технологий, продуктов или процессов которые могут существенно повлиять на бизнес компании; – выявление слабых сторон конкурентов; – совместно со службой безопасности выявлять потенциальные источники утечки конфиденциальной информации внутри компании.
  • Классификация методов конкурентной разведки
  • За соответствием морально-этическим нормам ведения конкурентной борьбы % «Белые» — вполне законные методы
  • • изучение и анализ публикаций конкурента;
  • • изучение, анализ и обработка открытой информации о конкурента.
  • «Серые» — методы, которые по своей форме не нарушают норм законов, однако не всегда соответствуют морально-этическим нормам ведения честного бизнеса
  • • материальное поощрение сотрудников конкурента;
  • • «переманивания» специалистов конкурента;
  • • выведывания информации у сотрудника конкурента;
  • • проведение подставных переговоров с целью выведывания конфиденциальной информации;
  • • получение необходимой информации о конкуренте через связи в контролирующих органах.
  1. Приемы промышленного шпионажа
  2. — Кража
  3. — Незаконное копирование
  4. — Прослушивание
  5. — Подкуп
  6. — Шантаж и др.
  7. Этические и правовые аспекты исследовательской деятельности.
  8. Профессиональная этика – наука о соответствующем определенной профессии поведении, в рамках которого исследователь, как носитель профессии, должен следовать определенным поведенческим нормам.
  9. ESOMAR:
  10. · Права респондентов
  11. · Профессиональные обязанности исследователей
  12. · Взаимные права и обязанности исследователей и клиентов
  13. Права респондентов:

· Участие только на добровольной основе. Обращаясь с просьбой о сотрудничестве нельзя вводить респондентов в заблуждение.

· Соблюдение полной анонимности респондентов. Информировать о том, кому будет передана информация и в каких целях она будет использована. Исследователь должен убедиться , что данная информация не будет использована для каких-либо целей, не связанных с исследованием, а также в том, что получатель информации согласен действовать в соответствии с требованиями кодекса ESOMAR.

· Необходимо принять все меры, чтобы гарантировать респондентов от прямого вреда или другого нежелательного воздействия, которое может возникнуть в результате их участия в исследовании. С особой осторожностью следует опрашивать детей и молодых людей. Для проведения такого опроса должно быть получено согласие родителей или опекунов.

· Если в ходе исследования необходимо использовать какую-либо технику для наблюдения или записывающую аппаратуру и если это не происходит в публичных местах, то в самом начале интервью респонденты должны быть предупреждены об этой технике или аппаратуре. По их желанию запись или соответствующий ее раздел должны уничтожаться или удаляться.

  • · Респонденты должны иметь возможность без затруднений проверить имя и реквизиты интервьюера
  • Обязанности исследователя:
  • · Исследователи не должны (преднамеренно или по небрежности) совершать действия, способные дискредитировать или привести к потере общественного доверия к этой профессии.
  • · Не должны делать ложных заявлений о своих личных навыках и опыте или о навыках и опыте своей организации.
  • · Не должны необоснованно критиковать или дискредитировать своих коллег – других исследователей.

· Не должны допускать распространения неподтвержденных должным образом выводов, сделанных на основе проведенного маркетингового исследования. Они всегда должны быть готовы представить техническую информацию, подтверждающую достоверность любых опубликованных сведений.

· Должны стремиться выполнить каждое исследование на требуемом уровне по ценам, адекватным этому уровню. Уровень должен оговариваться с клиентами заранее.

  1. · Должны гарантировать сохранность всех записей, относящихся к исследованию, которые находятся в их распоряжении.
  2. · Не должны совмещать с исследовательской любую другую, основанную на использованиисобранной в процессе работы персональной информации.
  3. Взаимные права:
  4. Требования определяют условия использования информации, связанной с
  5. проведением маркетингового исследования и могут быть изменены, если
  6. заказчик и исследователь предусмотрели это в тексте договора. Если иное не
  7. предусмотрено договором, то:
  8. · Клиент не имеет права на эксклюзивное (полностью или частично) использование услуг исследователя и его организации.

· Ряд имеющихся у исследователя материалов является собственностью клиента и без его согласия не может быть передан третьей стороне. Это сведения, предоставленные клиентом, данные собранные в ходе работы, результаты маркетингового исследования. Исключение может составить только проект, заказанный несколькими клиентами, в результате осуществления которого намечено оказывать сторонние услуги.

· Ряд имеющихся у исследователя и клиента материалов является собственностью исследователя, а клиент не имеет права разглашать их содержание третьим лицам:

-предложение о проведении исследования, в частности, его радел о размерах оплаты.

С этим предложением клиент имеет право ознакомить только консультанта, нанятого им для работы над этим проектом, только в том случае, если этот консультант не работает еще и над другим проектом, выполняемым конкурирующей исследовательской фирмой. Исключение составляет случай, когда разработка этого предложения была оплачена клиентом.

-отчет, если только он не общедоступен для покупки или подписки и не подготовлен в результате работы, оплаченной несколькими клиентами. Без разрешения исследователя клиент не может раскрывать его содержание третьей стороне, за исключением нанятых им консультантов или советников.

-инструментарий исследования и другие материалы, подготовленные исполнителем для осуществления проекта, если только их разработка не была отдельно оплачена клиентом.

· Срок хранения рабочих материалов после завершения проекта должен соответствовать общепринятой, профессиональной практике. В течение этого срока по требованию клиента и в случае компенсации им связанных с этим расходов исследователь должен представить клиенту дубликаты материалов, кроме тех, что раскрывают анонимность и нарушают конфиденциальность.

Данные требования не могут быть изменены:

· Клиент несет полную ответственность за правдивость любых публикаций по материалам работы. Форма и содержание этих публикаций заранее согласовываются с исследователем.

  • · Если в ходе опроса объединяются в анкете блоки вопросов для разных клиентов, исследователь должен информировать клиента о факте такого объединения, не раскрывая анонимности других клиентов, с которыми объединен его заказ.
  • · Если какую-либо часть работы исследователь поручает внешнему субподрядчику он должен заблаговременно проинформировать об этом клиента.
  • · Если клиент хочет проверить качество выполнения работ и готов оплачивать соответствующие дополнительные расходы, исследователь должен предоставить клиенту такую возможность, если это не влечет нарушения анонимности респондентов.
  • · Исследователь обязан сообщать клиенту все технические детали выполняемого для него проекта.
  • · В отчете о результатах работы исследователя должны быть четко выделены: сведения, собранные в ходе работы; собственная интерпретация этих сведений; рекомендации, даваемые на основе собранных сведений и их интерпретации.
  • · Исследователь не должен допускать, чтобы его имя или название его организации упоминались в связи с исследовательским проектом в качестве доказательства, что проект выполнен в соответствии с требованиями кодекса ESOMAR, если он сам в этомсоответствии не уверен.
  • · Исследователь должен убедиться, что клиент знает о существовании кодекса ESOMAR и о необходимости соответствовать его требованиям.

Маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации – Законом РФ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», Законом РФ от 27 декабря 1991 г.

«О средствах массовой информации», Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Патентным законом от 23 сентября 1992 г.

и др.;

  1. К основным источникам маркетингового права относят следующие нормативно-правовые акты:
  2. · Конституция Российской Федерации, отражающая конституционные гарантии и ограничения, которые распространяются, в том числе, и на маркетинговую деятельность;
  3. · Федеральные законы и Гражданский кодекс. В Гражданском кодексе содержится множество статей, которые касаются регулирования предпринимательской деятельности в целом и маркетинговой деятельности в частности;
  4. · УК РФ ст. 183 «о коммерческой и … тайне»
  5. · Различные подзаконные акты:
  6. — Указы Президента РФ;
  7. — Постановления Правительства, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
  8. — Акты субъектов Федерации;

— Корпоративные (локальные) нормативные акты. Этот вид нормативно-правовых актов разрабатывается каждым предприятием индивидуально для регламентации собственной деятельности.

Чаще всего такие акты встречаются в средних и крупных организациях.

К этим актам относятся в частности, Устав, положения об общем собрании участников (акционеров), совете директоров, об исполнительном органе хозяйственного общества, положения о филиале или отделе и т.д. ;

— Обычаи делового оборота. Согласно ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

— Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Эти принципы и нормы содержатся в Уставах ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *