Право: на основании каких правовых норм должен решаться вопрос об имущественной ответственности

1. Гражданско-правовая ответственность наступает на основании такого юридического факта, как правонарушение. Чаще всего правонарушение есть результат действий (например, причинение вреда). Иногда правонарушением является бездействие (например, неисполнение обязанности передать вещь).

2.

Условия наступления гражданско-правовой ответственности: 1) противоправность поведения должника, причинителя вреда; 2) наличие отрицательных последствий в имущественной сфере кредитора, потерпевшего; 3) причинная связь между противоправным поведением должника, причинителя вреда и отрицательными имущественными последствиями; 4) вина должника, причинителя вреда.

По общему правилу ответственность наступает при наличии четырех названных условий. Но в ряде случаев закон устанавливает, что ответственность наступает и при отсутствии одного или двух условий. Так, при взыскании неустойки может не быть имущественных потерь (затрат) кредитора и, соответственно, причинной связи. Иногда допускается ответственность без вины.

2.

1. Для привлечения должника, причинителя вреда к ответственности необходимо установить противоправность его поведения. Наиболее общее понятие противоправного поведения сводится к тому, что им являются действия, противоречащие закону, иным правовым актам. Перечня запрещенных действий не существует. Но недопустимо нарушение чужих субъективных прав. Следовательно, противоправным является любое нарушение субъективных прав (кредитора, потерпевшего), если должник, причинитель вреда не управомочен на такое поведение (например, ст. 328 ГК).

В исключительных случаях закон допускает ответственность и за правомерные действия (см. ст. 16.1 ГК).

2.

2. При привлечении должника к ответственности, как правило, необходимо установить наличие отрицательных последствий в имущественной сфере кредитора, потерпевшего. Такие последствия выражаются в убытках, которые могут быть в виде реального ущерба и (или) упущенной выгоды. Реальный ущерб: а) расходы, которые должник, потерпевший понес или должен будет произвести для восстановления права; б) утрата имущества; в) повреждение имущества. Упущенная выгода: неполученные доходы, которые были бы получены, если бы право не было нарушено (ст. 15 ГК).

2.

3. Для привлечения лица к ответственности обычно требуется установить причинную связь между противоправным поведением и неблагоприятными имущественными последствиями. Под причинной связью понимают объективно существующую связь между двумя явлениями, одно из которых причина, а другое — следствие. Причинная связь всегда конкретна, т.е. одно явление вызывает другое в конкретной жизненной обстановке.

Следовательно, недопустимо исходить из типичных примеров; необходимо исследовать конкретную ситуацию, учесть «все обстоятельства дела».

Решение вопроса о наличии или об отсутствии причинной связи целесообразно вести в такой последовательности: 1) есть факт (предположим, убытки кредитора); 2) требуется установить, следствием чего он явился, т.е. найти причину. Если данный факт является следствием того, что должник не исполнил обязательство или исполнил его ненадлежащим образом, значит, есть причинная связь.

Необходимо различать обстоятельства, создающие абстрактную возможность наступления неблагоприятных имущественных последствий, и обстоятельства, порождающие реальную (конкретную) возможность умаления имущественной сферы кого-либо. Юридическое значение имеет конкретная причина, с необходимостью вызывающая следствие.

2.

4. По общему правилу ответственность наступает при наличии вины субъекта, действующего противоправно, кроме случаев, когда законом или договором установлено иное.

В гражданском праве различаются формы вины:

умысел: лицо понимает, что действует противоправно, осознает, что могут наступить отрицательные последствия, и желает их наступления или безразлично к ним относится. Ни о какой осмотрительности и заботливости говорить не приходится — субъект не только не проявляет ни того, ни другого, но и желает неблагоприятных последствий в имущественной сфере кого-либо или безразличен к ним;

неосторожность: лицо не осознает противоправность своего поведения, не предвидит отрицательных последствий и, стало быть, не желает их наступления, но должно понимать противоправность своего поведения, предвидеть возможность наступления указанных последствий. Неосторожность — это всегда неосмотрительность. Неосторожность бывает простой и грубой. При грубой неосторожности проявляется явная неосмотрительность, а при простой неосторожности неосмотрительность не носит явно выраженного характера.

Значение формы вины можно обнаружить, указав следующее. С одной стороны, по общему правилу вина в любой форме влечет ответственность.

С другой стороны, ряд норм гражданского законодательства связывает применение той или иной меры ответственности с той или иной формой вины либо в зависимости от формы вины устанавливается различный размер ответственности и т.д.

Как ранее указывалось, последствия антисоциальной сделки определяются в зависимости от того, был ли умысел у обеих сторон или только у одной стороны (ст. 169 ГК; см. также ст. ст. 578, 693, 720, 901 ГК и др.).

Умысел потерпевшего является основанием для исключения ответственности причинителя вреда. Например, некто, желающий покончить жизнь самоубийством, бросается под паровоз. Владелец паровоза (причинитель вреда) не будет возмещать вред (ст. 1079 ГК).

Как отмечалось, лицо, совершившее противоправное действие, предполагается виновным (презумпция вины). Если оно докажет отсутствие своей вины, то не будет ответственности (нет вины — нет ответственности).

Однако законом или договором может быть предусмотрена ответственность и при отсутствии вины.

Так, по общему правилу лицо, нарушившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, отвечает независимо от того, виновно оно или нет.

Нередко при нарушении обязательства или причинении вреда виновен не только должник, причинитель вреда, но и кредитор, потерпевший.

Или должник, причинитель вреда, несет ответственность независимо от того, виновен ли он, но нарушение произошло и по вине кредитора, потерпевшего (смешанная вина).

В таких случаях суд уменьшает размер ответственности должника с учетом степени вины кредитора, потерпевшего.

3. Должник, причинитель вреда освобождается от ответственности, если надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным или вред причинен вследствие непреодолимой силы. Под непреодолимой силой в гражданском праве понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (п. 1 ст. 202, п. 3 ст. 401 ГК).

Исходя из этого определения следует выделять признаки непреодолимой силы. Во-первых, это обстоятельство чрезвычайное — совершенно необычное, из ряда вон выходящее, непредсказуемое. Поэтому, предположим, наводнения, случающиеся в том или ином месте систематически, не обладают характером чрезвычайности и потому не признаются непреодолимой силой.

Если же произошло наводнение там, где его никогда не было, или оно значительно более разрушительно в сравнении с тем, что было ранее, то такое наводнение может быть признано непреодолимой силой. Во-вторых, это обстоятельство непредотвратимое. В-третьих, это обстоятельство, непредотвратимое при данных условиях, т.е.

оно в принципе может быть и могло быть предотвращено, но это невозможно было в данной конкретной ситуации.

К обстоятельствам непреодолимой силы следует относить различные стихийные бедствия (землетрясения, ураганы и т.д.), социальные явления (войны, забастовки и т.п.).

4. Основные формы ответственности:

а) возложение обязанности (уплатить деньги и т.д.). Для этой формы характерно то, что данная обязанность является дополнительным обременением должника, причинителя вреда и притом неэквивалируемой;

б) лишение права (например, выселение нанимателя, использующего жилое помещение не по назначению).

5. К мерам ответственности относятся такие меры, как возмещение убытков, выплата неустойки, потеря суммы задатка, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами, возмещение вреда (которое может производиться разными способами) и т.д.

Среди всех мер гражданско-правовой ответственности следует выделить две, имеющие чрезвычайное значение, в силу их универсального (общего) характера — они применяются (могут применяться) почти во всех случаях нарушения чьих-либо прав.

Во-первых, возмещение убытков. Применение этой меры ответственности призвано восстановить нарушенное право. Или, как сказано в п. 2 ст.

393 ГК применительно к обязательствам, возмещение убытков в полном объеме означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.

При расчете убытков приходится исходить из цены товаров, работ, услуг и пр. Цена может устанавливаться соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях цены устанавливаются соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях цены устанавливаются или регулируются уполномоченными на то государственными органами. И под ценой подразумеваются в том числе тарифы, расценки, ставки и т.п. (п. 1 ст.

424 ГК).

Цены в разных «городах и весях» различаются. Кроме того, они изменчивы во времени. Учитывая все эти обстоятельства, требуется определить, из каких цен исходить при расчете убытков.

Соответствующие указания содержатся в п. 3 ст. 393 ГК: принимаются во внимание цены, действующие в том месте, где обязательство должно быть исполнено (о месте исполнения обязательства см. ст.

316 ГК) («территориальная привязка»).

В одном и том же месте (исполнения обязательства) с течением времени цены могут меняться как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

При расчете убытков необходимо учитывать разные правила в зависимости от того, возмещаются ли убытки добровольно или в принудительном порядке путем обращения к суду.

Если убытки возмещаются добровольно, то при их исчислении следует исходить из цен, существующих в день добровольного возмещения убытков. Если же добровольного возмещения убытков не было, то принимаются во внимание цены, существовавшие в день предъявления иска.

Суд может учесть цены, существующие на день вынесения решения, учитывая конкретные обстоятельства (может, но не должен). Никаких критериев, которыми следует руководствоваться суду, закон не содержит («исходя из обстоятельств суд может»).

Это не означает допустимость произвола. Суд, учитывая положение на рынке (резкий рост цен или, напротив, их падение и т.п.

), стремится к восстановлению нарушенных прав, не допуская при этом необоснованного обогащения одной стороны (кредитора) и лишь символического наказания другой стороны.

Читайте также:  Велосипед)): на днях купил велосипед STELS, езжу 3-4 дня не совсем удобный

При добровольном возмещении убытков все же могут возникать споры (об их размере, о ценах, из которых следовало исходить, и пр.). Суд в соответствующих случаях, с одной стороны, должен исходить из указанных общих правил, а с другой — учитывать обстоятельства конкретного дела (в том числе добросовестность поведения).

Все указанные правила действуют, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Гражданский кодекс, в частности, установил иное в п. 3 ст. 524 (о текущей цене на момент расторжения договора поставки). Иные правила встречаются и в других законах (например, транспортных уставах и кодексах).

По общему правилу убытки должны возмещаться в полном объеме. Иногда убытки не взыскиваются вовсе. Так, если установлена так называемая исключительная неустойка, то убытки взысканию не подлежат.

Взыскание убытков вообще и упущенной выгоды в особенности, с точки зрения практической, вызывало и вызывает ряд сложностей. Прежде всего необходимо отметить сложность доказывания убытков.

В качестве доказательств могут представляться такие документы, как договор, акты (приемки-передачи и др.), разнарядки, справки, сметы, протоколы (согласования цены и др.) и т.д.

Может проводиться экспертиза.

Размер убытков должен устанавливаться с разумной степенью достоверности. Если это не удается, то суд должен исходить из принципов справедливости и соразмерности ответственности (п. 5 ст. 393 ГК).

Универсальный характер данной меры ответственности подчеркнут в законе: использование других способов защиты нарушенных прав не лишает права требовать возмещения убытков. Иное может устанавливаться законом (абз. 2 п. 1 ст. 393 ГК).

Во-вторых, проценты за пользование чужими денежными средствами. Эта мера предусмотрена ст. 395 ГК (см. также Постановление Пленумов ВС РФ, ВАС РФ N 13/14).

Основанием возникновения обязанности уплатить проценты является неисполнение или просрочка исполнения денежного обязательства.

В данном случае денежное обязательство понимается предельно широко — обязанность уплатить деньги.

Денежным может быть как обязательство в целом (например, договор займа), так и обязанность одной из сторон в обязательстве (оплата товаров, работ или услуг).

  • Ответственность наступает за следующие правонарушения:
  • — неправомерное удержание денежных средств. Например, должник обязан оплатить товар, но не передает соответствующую сумму кредитору;
  • — уклонение от возврата денежных средств;
  • — иная просрочка в уплате денежных средств;
  • — неосновательное получение или сбережение денежных средств за счет другого лица.

В случаях, предусмотренных законом, проценты взимаются и за нарушение иных (не являющихся денежными) обязательств.

Так, если продавец не исполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного товара и иное не предусмотрено законом или договором купли-продажи, на сумму предварительной оплаты подлежат уплате проценты в соответствии с правилами, сформулированными в ст. 395 ГК (п. 4 ст. 487 ГК).

В законе говорится о взимании процентов за пользование денежными средствами. На самом деле, конечно, неважно, пользовался ли должник денежными средствами.

Может быть, они использовались в качестве средства платежа, находились на счете (без движения), хранились в наличной форме. Правового значения такого рода обстоятельства не имеют. Суть в том, что должник должен был отдать деньги и не исполняет эту обязанность.

О чужих денежных средствах в законе говорится весьма условно. Имеются в виду деньги, которые должник должен отдать, но не отдает.

Размер процентов определяется существующими процентами в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.

Проценты уплачиваются по день исполнения денежного обязательства. Законом, иными правовыми актами или договором может быть установлен более короткий срок для начисления процентов.

Пользование должником чужими денежными средствами может породить у кредитора убытки. Они возмещаются в части, не покрытой суммой уплачиваемых процентов. Если договором установлена неустойка на случай нарушения денежного обязательства, проценты не взыскиваются, если иное не предусмотрено законом или договором.

По общему правилу недопустимо начисление процентов на проценты (сложные проценты). Но иное может устанавливаться законом, а в предпринимательских отношениях, кроме того, и договором (см., например, п. 2 ст. 317.1 ГК).

Суд может уменьшить размер взыскиваемых процентов. Основание: сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Например, в результате неисполнения денежного обязательства субъект потерял 1 руб., а сумма процентов составила 1000 руб.

Суд может принять такое решение, только если есть соответствующее заявление должника.

Усмотрение суда ограничено: он не может установить сумму взыскиваемых процентов ниже той суммы, которая определена исходя из опубликованных Банком России средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц.

Указанную меру ответственности следует отличать от процентов, уплачиваемых в качестве вознаграждения за правомерное пользование денежными средствами (например, при договоре займа, ст. 809 ГК). Иногда проценты уплачиваются в виде неустойки (см., например, ст. 811 ГК).

Коллизия норм, или какому закону отдать предпочтение?

Трудно выбрать единственно правильное решение по тому или иному вопросу, если авторитетные специалисты высказывают противоречивые мнения на этот счет. Что уж говорить о том, когда в спор между собой вступают законодательные нормы.

Какой из них отдать предпочтение? Как разобраться с противоречиями внутри самой главной для любого кадрового работника книги – Трудового кодекса Российской Федерации? О том, что такое юридическая коллизия и как ее преодолеть, мы расскажем в нашем материале.

Для того чтобы разрешить ту или иную кадровую проблему, мы обращаемся к нормативным правовым актам, которые, по нашему мнению, помогут найти нужный ответ.

А зачастую вместо готового рецепта получаем набор взаимоисключающих правил: документы различных уровней и отраслей, каждый на свой лад, регулируют спорный вопрос. В данном случае мы сталкиваемся с так называемой юридической коллизией.

Каковы причины возникновения юридических коллизий? Какой из норм следует руководствоваться, если они вступили в противоречие между собой? На эти и другие вопросы мы ответим в рамках данной статьи.

«Когда в друзьях согласья нет…»

В теории права юридическая коллизия1 определяется как расхождение или противоречие между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти.

Норма права – обязательное, формально сконструированное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.

Причин для возникновения юридических коллизий множество. Это и противоречия между нормами права в связи с их действием во времени (например, когда принятие нового правового акта одним и тем же органом одновременно не сопровождалось отменой устаревшего документа), и ошибки в правотворчестве, и определенная неразбериха в системе действующего российского законодательства.

Существуют различные виды коллизий.

Например, между положениями международных договоров и национальным законодательством; нормами федеральных законов и законов субъекта федерации; нормами, которые содержатся в актах, имеющих различную юридическую силу (например, в постановлениях Правительства РФ и ведомственных документах); нормами различных отраслей права (допустим, гражданского и административного).

Работниками кадровых служб особенно болезненно (в силу того, что эти ветви законодательства находятся в зоне их профессиональных интересов) воспринимаются конфликты норм гражданского и трудового права, административного и трудового.

Все же не будет большим преувеличением, если мы скажем, что главная проблема каждого кадровика состоит в том, как разобраться с противоречиями внутри самого Трудового кодекса РФ. А этих противоречий на сегодняшний момент не так уж мало.

Задача с двумя неизвестными

Возьмем хотя бы ст. 136 Трудового кодекса РФ. Она диктует условия, по которым работодатель обязан выплачивать работникам заработную плату не реже чем каждые полмесяца. При этом норма уточняет, что конкретный день выплат должен быть определен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Однако далее в той же статье говорится, что «при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне это дня». Таким образом, получается юридическая коллизия.

Ведь если одну часть зарплаты выплатить накануне выходного или нерабочего праздничного дня, то следующую выплату работники получат позднее чем через полмесяца.

В организации, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, заработная плата работникам выплачивается 5-го и 20-го числа каждого месяца. В декабре 2010 года 5-е число пришлось на выходной день (воскресенье).

Следовательно, по закону работодатель должен выплатить зарплату в пятницу 3 декабря (в последний рабочий день недели).

Таким образом, следующие выплаты (20 декабря) будут сделаны через 16 календарных дней, то есть позднее чем через полмесяца.

Или обратимся к ст. 61 Трудового кодекса РФ. В части четвертой нормы говорится, что если работник своевременно не приступил к работе (в день, определенный трудовым договором, или на следующий день после вступления трудового договора в силу), то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор.

При этом нам предлагают аннулированный договор считать незаключенным (то есть его как бы и не было вовсе). В то же время в части первой этой же нормы сказано, что по общему правилу трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем.

Получается нонсенс: мы должны считать незаключенным договор, который прежде надлежащим образом уже вступил в законную силу.

ТК РФ и КоАП РФ «не договорились» о наказании

При внимательном прочтении текста законов можно обнаружить несостыковки норм ТК РФ и КоАП РФ. Возьмем хотя бы нормы, где речь идет о наказании за нарушение или невыполнение сторонами коллективного договора, соглашения.

Из смысла нормы Трудового кодекса РФ (ст. 55) получается, что в качестве единственной меры наказания может быть применен штраф, тогда как КоАП РФ наряду со штрафом упоминает еще и о такой санкции, как предупреждение (ст. 5.

31).

Короткий срок для иностранца?

Обратимся к такой деликатной теме, как трудовой договор с иностранным работником. До сих пор кадровые специалисты так и не могут прийти к единому мнению, должен ли такой договор иметь срочный характер или его следует заключать на неопределенный срок. Хотя в Федеральном законе от 25.07.2002 г.

115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) прямо не говорится о том, что отношения с иностранцем нужно строить на основании срочного трудового договора. В то же время утверждается, что срок такого договора тесно связан с наличием у иностранного работника разрешения на работу.

А как мы знаем, такое разрешение выдается на строго ограниченное время2. Кроме того, «пассаж» о срочном договоре прослеживается в уведомлениях, которые работодатель должен направить в государственный орган службы занятости населения и ФМС о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности и заключении с ним трудового договора3.

В этих документах требуется указывать временной отрезок, на который заключен трудовой договор. Следовательно, подразумевается, что с иностранцем должен быть заключен трудовой договор на определенный срок.

Разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Теперь посмотрим, что об этом говорит Трудовой кодекс РФ.

Согласно части второй статьи 58 закона срочный трудовой договор должен быть заключен в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. То есть в случаях, указанных в части первой ст. 59 ТК РФ (например, на период выполнения временных (до двух месяцев) работ).

Срочный трудовой договор может также заключаться по соглашению сторон (уже без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения) в случаях, предусмотренных частью второй ст. 59 Трудового кодекса РФ (например, с лицами, поступающими на работу по совместительству). При этом нигде не упоминаются иностранные граждане.

Сторонники заключения срочного трудового договора с мигрантами в обоснование своей позиции говорят о том, что на самом деле в ст. 59 Трудового кодекса содержится уточнение, согласно которому срочный трудовой договор должен (может) быть заключен и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или федеральными законами.

Да, это так, но только в том случае, если об этом будет четко и однозначно сказано в норме другого федерального закона.

Ищем выход

Помочь сделать выбор между нормами, вступившими между собой в конфликт, призваны специальные коллизионные нормы. Они регулируют выбор между положениями, содержащимися в актах различного уровня, а также по предметному, территориальному или временному признаку. В качестве примера такой специальной коллизионной нормы можно привести ст. 5 Трудового кодекса РФ.

Фрагмент документа

Статья 5 Трудового кодекса РФ «Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права»

  • Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
  • В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
  • Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.
  • Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
  • Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
  • Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом важно, что все правовые нормы, призванные решить юридическую коллизию, базируются на общеправовых принципах построения системы права и применения норм права.

В частности, на таких, как приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой, приоритет специальной нормы, приоритет нормы, принятой позднее. Именно о них в дальнейшем и пойдет речь.

Дело в том, что в затруднительной ситуации выбора с помощью данных принципов можно найти единственно верный ответ.

Правила против Инструкции: какому документу верить?

Суть принципа – приоритет нормы, обладающей более значимой юридической силой

ЭУП

Ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Владеть понятийным аппаратом, правовым кругозором.
  2. Уметь формировать и вырабатывать навыки правового мышления.
  3. Понимать роль и значение законности, правопорядка в жизни общества.
  4. Знать фундаментальные принципы и источники других отраслей и систем права.
  5. Иметь представление об общих положениях правонарушений.

Государство представляет собой сложное явление. Считается, что сам термин «государство» вошел в научный оборот во времена Н. Макиавелли (Х в.).

Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства.

Необходимо определить основные признаки, отличающие государство от государственной организации общества и негосударственных организаций (политических партий, общественных организаций и пр.).

Прежде всего, отличие государства состоит в том, что в нем присутствует аппарат власти и управления. Он состоит из людей, для которых выполнение властных и управленческих функций является основным занятием, т. е. они осуществляют свою деятельность на профессиональной основе.

Через систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

В государстве власть действует через систему законов — этим она отличается от власти в догосударственном обществе.

Публичная власть — один из главных признаков государства. В первобытном обществе власть не носила политического характера, потому что родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям. Они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человечества.

И только с дифференциацией общества на различные группы, слои, классы появляются разнообразные интересы у индивидов, и регулирование этих интересов означает политику. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер.

Но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность (автономность) по отношению к другим источникам власти.

Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, — они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, на которые возложено выполнение публичных функций.

Публичная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, образующих государственный аппарат, для которого характерны:

  • осуществление управления обществом;
  • обладание властными полномочиями вплоть до применения принуждения;
  • наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате является профессией;
  • право принятия общеобязательных для исполнения актов.

Власть государства распространяется на всех людей, населяющих территорию данной страны. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет и защищает свои границы от вторжений.

В состав государственной территории входят:

  1. сухопутная территория (включая недра и континентальный шельф);
  2. водная территория, к которой относятся: а) внутренние воды, в том числе морские воды, воды портов, воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морские мили; б) территориальное море — полоса прибрежных морских вод шириной не более 12 морских миль;
  3. воздушное пространство над сухопутной и водной территориями, а также территориальным морем;
  4. территории посольств, военных кораблей, морских, речных и воздушных судов, находящихся вне территории государства, космических кораблей и станций, а также других объектов в космосе и открытом море, принадлежащих данному государству.

Кроме того, признаком государства является наличие постоянного населения, проживающего на данной территории. В качестве основных признаков государства называют единый язык общения, наличие армии, единой системы обороны и внешней политики и др. Также важным признаком государства, отличающим его от иных политических образований общества, является суверенитет.

Государственный суверенитет — это самостоятельность, верховенство, независимость государственной власти при осуществлении ею своей политики как в пределах территории государства, так и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм.

Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е.

ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, ее полноправие в определении жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т. е.

издавать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население данного государства, кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета.

Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Налогообложение — один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества.

У государства нет других источников доходов, кроме налогов, да еще природных богатств, земли и др. Но эти источники относятся к числу иссякаемых. Налоги же существуют всегда.

Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.

Государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую специальным аппаратом принуждения и распространяющую свои полномочия на определенную территорию.

Наряду с этим существует и другое определение государства.

Это — общность людей, объединенных единой территориальной организацией и подчиненных политической (публичной) власти, располагающей особыми средствами принуждения, применяемыми в необходимых случаях.1

Право — это система формализованных общезначимых и общеобязательных правил поведения (норм), реализуемых через взаимные субъективные права и юридические обязанности и охраняемых публичной властью государства.

2 С одной стороны, право может пониматься как некое средство социального контроля, с другой — как специфический порядок отношений, связанный с властью государства. Очень часто право воспринимается как система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Право рассматривается и как определенная мера свободы, на основе которой человек поступает тем или иным образом.

Право — это широкое социальное явление, оно управляет поведением субъектов. Основу права составляют социальные правила или нормы. Однако было бы неверно сводить понятие «право просто» к системе норм, ведь оно включает в себя и сами общественные отношения.*

Наиболее общие признаки права:

  • социальность;
  • общеобязательность;
  • нормативность;
  • формализованность;
  • неперсонифицированность.

Государство и право функционируют в определенном обществе. Общественная потребность в праве необходима:

для установления единого порядка отношений людей в обществе, государстве и народов в мировом сообществе, а также для поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные группы и ограничения, смягчения силового противостояния социальных групп народов и государств. Кроме того, право воздействует на все сферы жизни общества (экономику, политику, мораль, духовную культуру, религию, экологию).

В политической системе общества государство играет особую роль как собственник основных средств производства, определяет главные направления развития общества, выступает организацией всех граждан, осуществляя правотворчество, располагая специальным аппаратом управления и принуждения, обладает суверенитетом. Является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны, характеризуется единством законодательных управленческих и контрольных функций.

1.2. Норма права и нормативно-правовые акты

Нормы права — это властные, письменно закрепленные общеобязательные правила поведения людей в обществе, коллективов и общностей, установленные государством и охраняемые им от нарушений. Право и норма соотносятся между собой, как целое и часть.

Признаки нормы права: связь с государством; общеобязательность; формальная определенность; представительно-обязывающий характер; системность, властность, нормативность. Норма права имеет свою структуру, то есть внутреннее строение, определенный порядок изложения.

Элементы нормы права

Гипотеза Диспозиция Санкция
Условия, при которых она применяется в конкретных правоотношениях Содержит правила поведения участников правоотношения, их права и обязанности Неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении правовой нормы

Нормы права разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям.

Например, можно выделить следующие виды правовых норм:

  1. по отраслям права;
  2. по характеру регулирования;
  3. в зависимости от степени абстрактности формулировки правила;
  4. по объему гипотезы;
  5. в зависимости от органа, издавшего нормы права;
  6. в зависимости от действия в пространстве;
  7. в зависимости от действия во времени;
  8. по действию норм права по кругу лиц;
  9. по характеру правил поведения.

1.3. Основные правовые системы современности

  • Международное право как особая система права.
  • Правовая система (семья) – это объединение нескольких государств по признаку единства основных закономерностей осуществляемого в них правового регулирования общественных отношений.
  • Главные элементы структуры правовой системы:
    • право (законодательство);
    • юридическая практика;
    • господствующая правовая идеология.

Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их развития.

Основные правовые системы современности:3

  • континентальная или романо-германская система права;
  • англосаксонская правовая семья (система общего права);
  • правовые системы социалистических и постсоциалистических стран;
  • религиозное право (иудейское и мусульманское).

Романо-германская правовая семья. К ней относятся правовые системы Франции, Австрии, Германии, России (при всех ее особенностях, она более родственна именно романо-германской семье) и др. Среди признаков романо-германской семьи можно выделить следующие:

  • исторически сложилась в результате рецепции римского права;
  • главенствующую роль в качестве источника права играют нормативно-правовые акты (прецеденты выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников);
  • систёма права четко делится на отрасли права, признается также деление на публичное и частное право.

Англосаксонская правовая семья. К ней относятся национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии и др. Ее признаки:

  • исторически сложилась в Англии в результате формирования общего права, дополнения его правом справедливости и толкованием статутов;
  • основным (доминирующим) источником права выступает судебный прецедент;
  • отрасли права выражены не столь гибко как в романо-германской, отсутствует деление на частное и публичное право.

Семья религиозного права. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Ирак, Иран, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Малайзии, Бирмы и др. Среди ее признаков можно выделить следующие:

  • исторически сложилась на основе религии;
  • основные источники — Коран, сунна, иджма, кийас и т. д.;
  • система права делится на уголовное, семейное и судебное право, отсутствует деление на публичное и частное.

Международное право как особая система права

Международное (межгосударственное) право возникло и развивалось вследствие объективных процессов между государствами, их взаимоотношениями.

Оно включает в себя: международно-правовые нормы публичного и частного права, отличие между которыми состоит в том, что первые регулируют отношения между государствами, а вторые – имущественные, семейные, трудовые и иные отношения с участием частных лиц из различных государств.

Международное право представляет собой особую систему права со множеством элементов, выработанных всеми государствами. В системе отражаются закономерности их развития, она является результатом сотрудничества4 и борьбы участников этого процесса.

Это право имеет демократический характер, закрепляет высокие социальные стандарты, отражает представление разных народов о справедливости, гуманизме, социальном прогрессе.

Нормы, входящие в международное право, обязывают участников проводить мирную политику и обеспечивать каждому члену общества достойную жизнь.

Государства, признавая международно-правовое регулирование общественных отношений, демонстрируют готовность их соблюдать и поэтому закрепляют их в своих законах. Например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Признание приоритета международного права над внутригосударственным не означает подмену одной правовой системы другой.

Международное право отличается от внутригосударственного тем, что имеет свои источники — договор, заключаемый главами различных государств. На территории России допускается приоритет действия международных норм только перед нормами законов, но не перед нормами Конституции.

1.4. Закон и подзаконные акты

Законы: Подзаконные акты – нормативный документ компетентного государственного органа, изданный в соответствии с законом, на его основе, в его исполнение

  • Указы,
  • распоряжения,
  • постановления,
  • решения,
  • приказы

———————————————- В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *