Перераспределение разрешенной к использованию мощности в находясь в статусе сетевой организации

16.10.2011

Свет / Подключение к электросетям

Перераспределение разрешенной к использованию мощности в находясь в статусе сетевой организации

Отсутствие свободных энергомощностей – одна из ключевых проблем для российского бизнеса.

Логичным выходом в данной ситуации является перераспределение присоединенной мощности между разными потребителями.

Так можно решить проблему подключения к электросети или увеличения потребляемой мощности не дожидаясь, пока сетевая компания сможет модернизировать имеющиеся или построить новые подстанции и сети.

Ситуация, сложившаяся в энергохозяйстве крупных российских городов, характеризуется следующими факторами. Во-первых, экономика развивается, образовываются новые предприятия, многие из «старых» предприятия наращивают объемы выпуска, строятся новые жилые комплексы, офисные центры, склады и т.д.

Это с одной стороны. А с другой стороны, электросетевое оборудование, обеспечивающее транспортировку и распределение электрической энергии, сегодня во многих случаях загружено на 100%.

Увеличить эти мощности – дело непростое и выливается в долгий и мучительный процесс согласований с электросетевыми компаниями.

В то же время, многие предприятия, так и не сумевшие адаптироваться к требованиям современной экономики (заводы, фабрики, автотранспортные предприятия и т.п.), до сих пор сохраняют некоторое количество невостребованной электрической мощности, так называемый избыток  присоединенной мощности.

Логичным выходом в данной ситуации является перераспределение присоединенной мощности между разными потребителями. Так можно решить проблему подключения к электросети или увеличения потребляемой мощности не дожидаясь, пока сетевая компания сможет модернизировать имеющиеся или построить новые подстанции и сети.

Перераспределение электрической мощности: тонкости процесса

Первое, что нужно знать – перераспределение присоединенной  мощности осуществляется только в рамках одного центра или источника питания.

В качестве центров питания выступают  питающие подстанции с напряжением до 35 кВ.

  В том случае, если энергомощности перераспределяются в сети напряжением свыше 35кВ, центром питания является подстанция, к которой присоединен потребитель, от которого будет перераспределяться избыток мощности.

Требование перераспределения электрической мощности только в пределах одного центра питания вполне логично, ведь нагрузка  на него в  результате произведенного перераспределения не должна вырасти.

Юридические или физические лица, которые договорились между собой о перераспределении мощности, должны официально зафиксировать достигнутые договоренности, заключив соглашение о перераспределении присоединенной мощности между соответствующими энергопринимающими устройствами, принадлежащими этим лицам. Соглашение  о перераспределении мощности в обязательном порядке должно содержать обязательства стороны, от которой будет перераспределен избыток электроэнергии, соответствующим образом изменить:

  • устройства релейной защиты и устройства контроля  уровня максимальной мощности для снижения уровня присоединенной  и максимальной мощности;
  • документы, на основании которых происходит взаимодействие потребителя и сетевой компании (вместо изменения существующих документов можно заключить новые, в которых будет зафиксирован новый объем присоединенной мощности)

Эти изменения необходимо осуществить  до даты фактического технологического присоединения энергопотребляющих устройств стороны, в пользу которой происходит перераспределение электрической мощности. В противном случае, технологическое присоединение (подключение к электросетям) субъектов, в пользу которых перераспределяется избыток присоединенной мощности, произведено не будет.

После этого лица, подписавшие соглашение о перераспределении присоединенной мощности, должны отправить уведомление о перераспределении мощности энергоснабжающей компании (сетевой компании), к сетевым устройствам которой подключены энергопринимающие устройства договорившихся сторон. Уведомление о перераспределении мощности должно быть подписано всеми договаривающимися сторонами и должно в обязательном порядке содержать:

  • Наименование сторон;
  • Реквизиты сторон;
  • Центр питания, в пределах которого будет произведено перераспределение;
  • Местоположение энергопринимающих устройств, принадлежащих всем сторонам соглашения;
  • Перераспределяемую мощность.

Также к уведомлению необходимо приложить:

  • заверенную копию соглашения о перераспределении мощности, заключенного сторонами;
  • документ, подтверждающий максимальную присоединенную мощность субъекта, от которого будет перераспределена мощность (например, акт о технологическом подключении);
  • заявку на присоединение энергопотребляющих устройств от субъекта, в пользу которого будет произведено перераспределение.
  • После получения уведомления о перераспределении мощности сетевая компания в 30-дневный срок обязана предоставить:
  • информацию о стоимости технологического подключения с подробным расчетом, в котором должны быть учтены только стоимость работ и материалов, связанных непосредственно с перераспределением электрической мощности для указанных энергопотребляющих устройств.
  • требования по изменению конфигурации оборудования у субъекта, от которого будет осуществлено перераспределение присоединенной мощности (устройств релейной защиты и устройств контроля уровня максимальной мощности).

За предоставление данной информации придется заплатить, но стоимость не может превышать 550 рублей.

Нормативная база

Все вопросы, связанные с перераспределением электрической мощности, регулируются «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», введенными Постановлением правительства №    861 от 27 декабря 2004г. «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил  недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Правила необходимо рассматривать с учетом изменений, введенных постановлениями Правительства  №    129 от 1 марта 2011 г., №    118 от 14 февраля 2009г. и №    759 от 24 сентября 2010г.

Кроме того, данный вопрос в каждом регионе регулируется собственными  постановлениями, которые не противоречат Правилам.

Не все так просто…

В каждой бочке меда есть ложка дегтя и перераспределение электрической мощности – не исключение.

Самым сложным делом является поиск лица, которое имеет избыток присоединенной мощности и которое согласно перераспределить этот избыток в вашу пользу.

Дополнительная трудность состоит в том, что этот потребитель должен быть присоединен к тому же центру питания, от которого будут запитаны ваши энергопринимающие устройства.

Это значительно сужает регион поиска и, соответственно, ваши шансы найти владельца избыточной мощности.

Разумеется, ни одна организация не передаст вам избыток своей присоединенной мощности даром, за него придется заплатить. Сумма оплаты зависит от объема перераспределенной мощности, а также от ваших способностей проводить переговоры и убеждать партнеров.

Очень внимательно следует подходить к составлению соглашения о перераспределении присоединенной мощности.

В случае, если соглашение будет составлено без указания обязательств по изменению устройства релейной защиты и устройства контроля уровня максимальной мощности, то сетевая организация имеет полное право отказать вам в предоставлении информации о стоимости технологического подключения. Соответственно, не будут произведено и перераспределение присоединенной мощности. В результате процесс может сильно затянуться.

Непростым делом может оказаться и взаимодействие с сетевыми организациями. Как правило, они оказывают сильное сопротивление перераспределению присоединенной мощности и выдвигают массу мелких формальных придирок.

Такую позицию энергоснабжающих компаний понять можно, ведь  до сих пор они обладали монопольным правом на распределение мощности и выдачу разрешения на технологическое присоединение.

Возможность перераспределения электрической энергии эту монополию частично разрушает, позволяя потребителю найти мощности в обход сетевой компании.

Кроме того, нужно проявлять мудрость и осторожность в вопросе перераспределения избытка собственной присоединенной мощности.

Ведь если у вас с началом кризиса появился некоторый избыток мощности, и вы дадите согласие на его перераспределение в пользу другого лица, то вернуть этот объем мощности с окончанием кризиса будет невозможно.

Таким образом, вы лишите себя возможности вернуть себе докризисный объем производства.

Впрочем, несмотря на имеющиеся трудности, перераспределение электрической энергии остается самым реальным и быстрореализуемым методом для подключения новых, а также для увеличения мощности уже имеющихся энергопринимающих устройств. Ведь надежды на  быструю модернизацию и увеличение пропускной способности существующих электрических сетей весьма призрачны.

Подача заявки на опосредованное технологическое присоединение — ГК «Электрим»

Группа компаний «ЭЛЕКТРИМ» оказывает клиентам в Москве и Подмосковье полный комплекс консультационных и технических услуг по опосредованному присоединению к электрическим сетям на выгодных условиях.

Наши специалисты занимаются также юридическими согласованиями подключений к энергоустановкам транзитеров электроэнергии, заключением договоров и разрешением возникающих в процессе эксплуатации сетей споров между сторонами соглашения.   

Что такое опосредованное технологическое присоединение, и как это работает?

  • В системе электрификации жилых и промышленных объектов обычно работает простая и прямая схема: процедуры технологического присоединения к сетям выполняются на основании действующего законодательства, прозрачны и понятны:
  •  – потребитель подает заявку на присоединение к сетям энергопоставщика;
  •  – поставщик электрической энергии выдает потребителю технические условия и заключает с ним договор;
  •  – потребитель составляет электропроект и подает его на согласование;
  •  – выполняются электромонтажные работы по подключению объекта к сетям;
  •  – объект принимается в эксплуатацию;
  •  – энергопоставщик по договору поставляет электричество с разрешенной по ТУ мощностью, потребитель ежемесячно оплачивает потребленный объем.

Однако в старых электросетях до сих пор существует другая система подключений: к энергопоставляющей компании подключено, например, промышленное предприятие или коммерческое здание с собственной энергоустановкой, способной перераспределять электричество. А к этой энергоустановке подключены или другие предприятия, или частные потребители, которые находятся в непосредственной близи от него.

То есть, конечный потребитель получает энергию не напрямую от сетевой компании, а через посредника. Таким образом, потребителем для энергопоставщика является предприятие, а подключенные к его сетям потребители (частные и коммерческие) являются субпотребителями. Такое подключение считается опосредованным.

В принципе, и раньше, и сегодня, опосредованное присоединение субпотребителей – это нормальное явление: процесс их электрификации проходит намного проще и быстрее, а затраты меньше (не нужно тянуть кабели к сетям поставщика, не нужно приобретать дорогостоящее оборудование).

Раньше субпотребители (субабоненты) имели возможность заключать договор на подключение с таким предприятием-посредником, и оплачивали потребленную энергию в его бюджет.

А то, в свою очередь, оплачивало услуги энергопоставщика с учетом общего потребления всех подключенных потребителей.

Однако возникла проблема: не все субабоненты соблюдали платежную дисциплину, возник серьезный кризис платежей, который на многие предприятия лег серьезным финансовым грузом: посредник не получает оплаты за потребленную электрику от подключенных к нему потребителей, ему сложно рассчитаться с энергопоставщиком, сетевая компания выставляет судебные иски…

Часть субпотребителей могут относиться к неотключаемым (например, инфраструктурные общественные учреждения – школы, детсады, котельные, поликлиники), и за попытку избавиться от них можно получить еще и серьезные штрафы от ФАС. А по правилам недискриминационного доступа сложно отключить и частных потребителей – предприятие будет препятствовать свободному перетоку энергии в сетях.

По сути, предоставив свою энергоустановку субпотребителям, ее владелец, вместо прибыли, получает убытки и нерешаемые проблемы, не может свободно распоряжаться получаемой от поставщика электроэнергией и несет непредвиденные расходы на обслуживание электрических сетей.  

Постановление №861: новые требования к опосредованному присоединению

  1. Неурегулированная система юридических отношений в вопросах опосредованных присоединений к электросетям и накопившаяся судебная практика между участниками процесса перетока электричества заставили искать выход из ситуации.

  2. Для начала, собственникам «промежуточных» энергоустановок было предложено получать статус сетевых организаций, чтобы на законных основаниях требовать от субабонентов оплату за обслуживание энергооборудования и оказанные транзитные услуги.

  3. Однако, чтобы получить этот статус, предприятие, по требованию Правительства РФ, должно было:
  4.  – ранее иметь статус сетевой компании, но в настоящий момент не оказывать услуги по транспортировке электричества;
  5.  – обладать подстанциями мощностью не менее 10 МВА (негенерирующее оборудование) и сетевыми магистралями двух уровней напряжений с протяженностью не менее 15 км;
  6.  – имеющихся субабонентов подключать только согласно правилам технологического подключения;
Читайте также:  Договор между ип и ип: образец, нужен ли, как заключается и что содержит, виды договоров

При этом, компенсировать субабоненты были обязаны потребление электроэнергии, но не затраты на содержание и обслуживание энергооборудования. Суды же продолжали принимать сторону субпотребителей при возникновении финансовых споров.

  • В этой ситуации государство решило вернуться к Постановлению Правительства №861 и внесло в него ряд изменений, чтобы защитить владельцев электроустановок и привести отношения в энергетике к единой и справедливой системе.
  • Согласно этому постановлению, с 2016 года опосредованное присоединение к энергосистемам допускается по новым правилам:
  •  – Переоформление документов субабонентов и перезаключение договоров с владельцами транзитных энергоустановок (например, при смене собственника подключенного объекта) прекращено.
  •  – Субабоненты теперь должны обращаться в сетевые организации, к системам которых подключена транзитная энергоустановка.
  •  – Договор с сетевой организацией заключается на полноценное присоединение на общих основаниях, с надлежащим оформлением и по установленной процедуре.
  •  – Разрешение на опосредованное подключение действительно только при получении в сетевой компании акта об осуществлении технологического присоединения.

При этом, никаких ограничений на присоединение субабонента к электрическим сетям через сетевое хозяйство абонента (то есть, посредника) сетевой компании не существует – его осуществляет своими силами сетевая компания. Оплату за потребленную энергию также должен получать прямой поставщик электроэнергии.

Потребители, через сетевую систему которых к энергопоставщику подключаются субабоненты, не обязаны получать статус сетевой компании. Субабоненты с такими потребителями дополнительно заключают соглашение об опосредованном присоединении.  

Подача заявки на опосредованное присоединение к электросетям

  1. Исходя из вышесказанного, порядок опосредованного подключения теперь идентичен порядку оформления прямого присоединения:
  2.  – В сетевую компанию с заявкой обращается сам субабонент, который намерен подключиться к электросетям через энергооборудование абонента (посредника) энергопоставщика.

  3.  – Субабонент обязан предоставить стандартных пакет документов для технологического присоединения (в том числе, линейную схему или электрический проект), получить технические условия и заключить договор с сетевой компанией.

  4.  – Расчет потребляемой мощности присоединяемого субабонента посредством перераспределения общей мощности (абонент + субабонент) выполняет сетевая организация, и только с согласия абонента.

     

Важно! Если потребитель дает согласие на перерасчет потребляемой мощности субабонента посредством перераспределения имеющейся мощности, то он автоматически должен ограничить свою максимальную потребляемую мощность на значение, выделенное субабоненту, и зафиксировать соблюдение выделенных технических условий в новом договоре с сетевой организацией в течение 10 дней.

Такой порядок опосредованного технологического присоединения соблюдается в любом случае – даже тогда, когда в сетевой цепочке подключений присутствует два и более подключенных абонента (можно присоединиться и к субабонентам) обращаться с заявкой необходимо только к энергопоставщику или соответствующей сетевой организации.

Если у вас нет времени, опыта и лишних денег на решение проблемы быстрого и гарантированного технологического присоединения в Москве и Московской области, сотрудники группы компаний «ЭЛЕКТРИМ» готовы помочь вам в подготовке документов, подаче заявки на подключение, согласовании технических условий и электрического проекта, выполнении электромонтажных и пуско-наладочных работ, а также получении актов ввода объектов в эксплуатацию. Мы гарантируем успешное решение вопроса электрификации вашего объекта с минимальными затратами!

О неоднозначности постановления конституционного суда рф от 25.04.2019 г. по делу о проверке конституционности пункта 6 правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии

25 апреля 2019 года Конституционный Суд вынес Постановление (с его текстом можно ознакомиться на сайте Суда по адресу: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision399506.pdf) по делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества «Верхневолгоэлектромонтаж-НН».

Предметом разбирательства стал вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее по тексту – Правила).

Согласно оспоренному положению, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Поводом к рассмотрению послужила жалоба АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» – собственника объектов электросетевого хозяйства, ранее являвшегося территориальной сетевой организацией (ТСО), оказывавшей услуги по передаче электроэнергии сторонним организациям, а впоследствии лишенного такого статуса.

После утраты заявителем полномочий ТСО контрагенты расторгли с ним договоры поставки электроэнергии и оказания услуг по ее передаче.

Попытка взыскать с гарантирующего поставщика расходы на содержание электрических сетей привела к тому, что суды четырех инстанций (включая Верховный Суд) отказали в удовлетворении иска со ссылкой на оспоренное положение пункта 6 Правил.

Рассмотрев жалобу, Конституционный Суд ее удовлетворил. Такое решение нельзя не приветствовать, однако, само постановление породило больше вопросов, чем ответов, на мой взгляд.

1.

С одной стороны, оспоренный пункт признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он исключает для собственника электросетевого хозяйства, утратившего статус сетевой организации, возможность возмещения расходов на содержание принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства при перетоке электроэнергии потребителям, договоры с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации.

В данной части позиция Суда понятна и логична: расходы на переток электроэнергии таким потребителям не могут рассматриваться как принятые владельцем электросетевого хозяйства добровольно.

Суд указал, что собственники электросетевого хозяйства, утратившие статус сетевой организации, не могут в одностороннем порядке расторгнуть ранее заключенные ими договоры с потребителями или изменить их условия.

Они вынуждены самостоятельно оплачивать стоимость потерь электрической энергии, нести расходы по содержанию принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, а также обеспечивать переток электрической энергии в интересах территориальных сетевых организаций, принимая на себя часть имеющих публичное значение функций этих субъектов электроэнергетики.

Далее Конституционный Суд провел анализ правовых возможностей различных владельцев электросетевых объектов и, ссылаясь на пункты 12(1), 14, 34, а также 40(4), 40(5), 40(7) и 40(8) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных тем же Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, показал отличия в правах и обязанностях ТСО и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства:

·     первые обязаны «выполнить в отношении любого обратившегося к ним лица мероприятия по технологическому присоединению..

, при этом финансовые и иные затраты территориальных сетевых организаций на содержание принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства в целях передачи электрической энергии ее потребителям покрываются за счет оплаты стоимости оказанных данными субъектами электроэнергетики услуг по передаче электрической энергии»;

·     вторые, являясь сторонами опосредованного присоединения (через принадлежащие им электросетевые объекты), заключают с потребителями «соглашение о перераспределении мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами, в котором, в частности, предусматривают порядок компенсации сторонами опосредованного присоединения потерь электрической энергии в электрических сетях владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств».

Сделав на этом основании вывод, что владельцы электросетевых объектов, никогда не имевшие статуса сетевой организации, обладают правом на компенсацию потерь электроэнергии в силу заключенных соглашений с новым потребителем электроэнергии, Суд посчитал их права защищенными и перешел к следующей части, в которой обосновал необходимость нормативного урегулирования прав только тех организаций, которые ранее предоставляли услуги по передаче электрической энергии и присоединяли потребителей в силу закона.

Однако Суд не принял во внимание, что (как следует из преамбулы самого постановления) компенсация потерь электроэнергии в сетях в принципе не была предметом рассмотрения в деле.

Заявитель жалобы ставил вопрос о конституционности пункта 6 Правил, в котором речь идет не о потерях электроэнергии при ее перетоке, а о расходах на содержание объектов электросетевого хозяйства и их компенсации при использовании данных объектов третьими лицами.

Углубившись в рассмотрение вопроса о возмещении стоимости потерь электроэнергии, Конституционный Суд смешал разные понятия и ушел в сторону от сути жалобы.

Подробно изложив, почему необходимо разработать механизм оплаты потерь электроэнергии в сетях бывших ТСО, Суд не разъяснил, чем в вопросе компенсации расходов на содержание электрических сетейпри их использовании поставщиками электроэнергии отличаются собственники объектов, утратившие статус сетевой организации,от собственников, такого статуса не имевших.

И те и другие вынуждены в равной мере нести затраты на содержание объектов и обеспечивать переток электричества. Также схожи возможности (вернее, невозможность) одностороннего расторжения договоров с потребителями электроэнергии или их изменения.

То есть, расходы на переток электроэнергии ее потребителям не являются добровольными у всех владельцев объектов электросетевого хозяйства, независимо от наличия статуса сетевой организации в прошлом, т.к.

согласно процитированной Конституционным Судом норме пункта 40(8) Правил технологического присоединения, соглашение между владельцем электросетевых объектов и присоединенным потребителем может включать условие только о компенсации потерь электроэнергии.

Данное императивное положение не предусматривает покрытие иных расходов, следовательно, давая согласие (порой вынужденное) на присоединение нового потребителя, владелец электрических сетей не может претендовать на что-то большее, чем возмещение потерь электроэнергии.

Судом также не учтено, что подавляющая часть инфраструктуры электросетевого комплекса сформировалась еще в прошлом веке, когда все входящие в ее состав объекты принадлежали единому собственнику – государству.

Последовавшая с распадом СССР приватизация привела к тому, что многие промышленные предприятия, в особенности выступавшие в роли градообразующих, получили присоединенных к своим электрическим сетям самостоятельных потребителей, ранее технологически или социально связанных с этими предприятиями. При этом предприятия, владея внутренними электрическими сетями и передавая электроэнергию присоединенным абонентам, зачастую не обладают (и никогда не обладали) статусом сетевой организации, не оказывают услугу по передаче электроэнергии и не имеют тарифа, который мог бы компенсировать возникающие затраты.

Сравнивая основания, по которым опосредованных потребителей получили экс-ТСО и приватизированные предприятия, можно отметить, что в последнем случае причин говорить о добровольности еще меньше, чем в первом, т.к.

территориальные сетевые организации добивались соответствующего статуса (и последствий, им вызванных) без принуждения, реализуя право на выбор способа ведения предпринимательской деятельности. В то же время, предприятия, получившие потребителей как результат приватизации, вынуждены продолжать отношения, сложившиеся до возникновения этих предприятий.

Отказывая в праве таких владельцев электросетевых объектов на компенсацию расходов, Конституционный Суд, считаю, нарушил принципы справедливости и равенства.

Кроме того, Суд не принял во внимание, что к электросетевым объектам, владелец которых ранее имел статус территориальной сетевой организации, могут быть присоединены потребители уже после утраты статуса ТСО.

Расходы на переток электроэнергии в адрес ранее существовавших потребителей (периода ТСО) будут идентичны затратам в отношении новых абонентов, но право на компенсацию одинаковых расходов у одного и того же лица в первом случае будет, во втором – нет.

Вне правового регулирования остались и затраты на содержание объектов, понесенные территориальной сетевой организацией в период до получения соответствующего статуса.

Если в последующем их включат в тариф на передачу электрической энергии, то вопрос не возникает – затраты компенсированы.

Но если нет? В этом случае не будет нарушаться конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности?

2. Другим поводом для удивления стало указание Суда, что пункт 6 Правил (признанный не соответствующим Конституции) продолжает действовать в существующей редакции до внесения Правительством изменений, основанных на предложенном Судом правовом регулировании.

Помимо того, что постановление в этой части парадоксально, оно в представленном виде противоречит, на мой взгляд, норме статьи 79 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», абзац пятый которой императивно устанавливает, что «с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, … не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации».

Срок Правительству для изменения пункта 6 Правил дан до 01 января 2020 года. Непонятно, как сейчас следует применять данную норму? Что делать с находящимися на рассмотрении судов разбирательствами, основанными на признанной несоответствующей Конституции, но действующей норме?

С какого момента должны вступить в силу изменения после их принятия Правительством? Правительство должно указать, что новая редакция оспоренного пункта распространяется на отношения, возникшие с 25 апреля 2019 года, – даты признания предыдущей редакции не соответствующей Конституции?

Если да, то как быть с теми судебными актами, которые будут вынесены (по действующей редакции пункта 6 Правил) в период с даты оглашения постановления Конституционного Суда (признавшего пункт неконституционным) до даты принятия постановления Правительства, изменяющего данный пункт? Они подлежат пересмотру по новым обстоятельствам? Хотя в таком случае не будет новых обстоятельств, т.к. на момент рассмотрения соответствующего дела пункт 6 Правил уже является не соответствующим Конституции.

Или судам во избежание принятия актов, которые будут противоречить новой редакции пункта 6, следует признавать невозможным рассмотрение дел до утверждения Правительством механизма компенсации затрат и, руководствуясь правом, предоставленным статьей 144 Арбитражного процессуального кодекса, а также опираясь на предусмотренную пунктом 5 статьи 3 Кодекса аналогию закона, или скорее даже, аналогию права, приостанавливать производство по делу? Либо откладывать судебные заседания до тех пор, пока Правительство не внесет изменения в Правила?

Если новая редакция пункта 6 вступит в силу с момента принятия соответствующего постановления Правительства (то есть значительно позднее даты признания действующей редакции неконституционной), то какова судьба расходов, что несут (продолжают нести) после признания оспоренного положения не соответствующим Конституции хотя бы те владельцы объектов электросетевого хозяйства, которые ранее имели статус территориальной сетевой организации?

3. В заключение Конституционный Суд указал, что решения по делу заявителя – АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» – подлежат пересмотру на основании нового правового регулирования. Вновь вопрос.

Каков механизм компенсации затрат должен быть применен в деле заявителя при его пересмотре? Сам Суд такой механизм не предложил, поручив его разработку Правительству, которое, как отмечено ранее, должно это сделать до конца текущего года.

Здесь возникают два неопределенных варианта:

1)   дело пересматривается в 2019 году, в котором отсутствует применимое регулирование. Какими нормами следует руководствоваться суду? 

2)   дело пересматривается в 2020 году, при этом измененная редакция пункта 6 Правил действует с момента ее принятия (конец 2019 либо начало 2020 года).

Сможет ли суд при новом рассмотрении дела АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» руководствоваться вновь введенным инструментарием, если поручение Конституционного Суда о пересмотре вынесено в 2019 году (задолго до вступления изменений в силу), а сами спорные отношения существовали еще раньше?

Постановление могло быть исполнимым в части пересмотра дела АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН», если бы Суд определил источник возмещения затрат заявителя, послуживших поводом судебных разбирательств.

Например, поручил суду при новом рассмотрении арбитражного спора изучить возможность компенсации расходов АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» за счет средств электросетевой организации – «котлодержателя».

Сводный тариф на передачу электрической энергии («котел») формируется таким образом, что получателем платы за соответствующую услугу является одна организация – «держатель котла», – которая распределяет поступившие денежные средства иным участникам процесса передачи электроэнергии в соответствии с их долей в общем тарифе.

Допускаю, что после утраты заявителем статуса ТСО общий тариф на передачу электроэнергии, включавший тариф для АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН», не был снижен, соответственно, денежные средства, ранее перечислявшиеся «котлодержателем» заявителю, могли теперь оставаться в распоряжении «держателя котла». Поручение Конституционного Суда пересматривающему спор арбитражному суду могло бы инициировать проверку использования денежных средств, поступавших в «котел» как доля АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН», после утраты последним статуса ТСО.

В случае обнаружения, что названные средства стали частью дохода «котлодержателя», на указанное лицо могло бы быть переложено бремя расходов заявителя.

Учитывая, что иск в арбитражном суде предъявлен АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» только к гарантирующему поставщику, новое рассмотрение дела потребовало бы (в случае такого указания Конституционного Суда) привлечения «держателя котла» в качестве соответчика или, как минимум, третьего лица. Третьим лицом следовало бы привлечь и орган государственной власти, ответственный за утверждение тарифа на передачу электрической энергии. При удовлетворении иска к гарантирующему поставщику арбитражный суд мог бы указать, что выплата заявителю осуществляется ответчиком за счет уменьшения его кредиторской задолженности перед «котлодержателем» за услугу по передаче электроэнергии.

Если же в ходе судебного разбирательства было бы установлено, что действующий режим тарифообразования на передачу электрической энергии в соответствующем регионе не содержит источник компенсации затрат АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН», то удовлетворение иска могло быть произведено все так же за счет «держателя котла», но с предоставлением ему права отразить произведенные в пользу заявителя выплаты при подаче документов для тарифного регулирования на следующий период.

Возможно, предложенный механизм компенсации затрат АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» мог повлечь наложение дополнительных обязанностей на лиц, не участвовавших в деле, рассмотренном Конституционным Судом, однако, во-первых, такой вариант позволил бы восстановить права заявителя, признанные Судом нарушенными, а, во-вторых, сделал бы анализируемое постановление исполнимым.

Резюмируя изложенное, полагаю, что данное постановление Конституционного Суда будет предметом множества дискуссий, в том числе с участием представителей судебного сообщества, по результату которых выработается единый подход к его толкованию и применению.

Возможно, потребуется разъяснение самого Конституционного Суда.

В любом случае, остается надеяться, что Правительство России учтет выявленные недостатки и предложит такую редакцию пункта 6 Правил недискриминационного доступа, которая снимет все спорные вопросы и защитит права владельцев электросетевых объектов, не являющихся территориальными сетевыми организациями.

P.S. При написании к этой статье, мне пришло в голову, что Суд мог признать норму конституционной, но при предложенном ее толковании. Такой подход КС достаточно часто применяет, он соответствует закону и не вызывает вопросов.

Единственным последствием того, что пункт 6 признан неконституционным, является возможность для заявителя жалобы пересмотреть дело по новым обстоятельствам. Мне кажется, что это похоже на стрельбу из пушки по воробьям.

Вопрос-ответ

Вопрос 1: В каких случаях осуществляется технологическое присоединение?

Ответ: Действие Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, распространяется на случаи присоединения:

  • впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств,
  • ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединеннаямощность которых увеличивается,
  • ранее присоединенных энергопринимающих устройств, в отношении которых изменяются:
  • категория надежности электроснабжения,
  • точки присоединения,
  • виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Вопрос 2: В чем состоит процедура технологического присоединения?

Ответ: Процедура ТП установлена пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, и включает в себя следующие этапы:

  • подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
  • заключение договора;
  • выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
  • получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов отдельных категорий заявителей);
  • осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям;
  • фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);
  • составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Вопрос 3: Потребителю требуется увеличение отпуска мощности. Какие действия необходимо предпринять?

Ответ: Необходимо подать заявку на ТП в связи с увеличением мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

При обращении потребителя с такой заявкой в составе договора на технологическое присоединение сетевой организацией выдаются технические условия на общую величину мощности (с учетом вновь заявленной).

При этом сумма платы за ТП по договору будет рассчитываться исходя из величины вновь заявленной мощности.

Вопрос 4: Какие документы мне необходимо предоставить для заключения договора на техприсоединение как частному лицу?

Ответ:

  • подписанную заявку; 
  • выкопировку из Генплана; 
  • любой правоустанавливающий документ, свидетельствующий о праве собственности на данный участок (договор купли-продажи, свидетельство на земельный участок и т.д.); 
  • ксерокопию свидетельства о постановке на налоговый учет с присвоением ИНН; 
  • доверенность на право исполнения соответствующих действий по заключению договора (при необходимости).

Вопрос 5: Каковы критерии наличия технической возможности ТП?

Ответ: Критерии наличия технической возможности ТП определены пунктом 28 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861. Такими критериями являются:

  • сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
  • отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
  • отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
  • В случае несоблюдения любого из указанных выше критериев считается, что техническая возможность ТП отсутствует.
  • Включение объектов электросетевого хозяйства в инвестиционные программы субъектов естественных монополий либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, означает наличие технической возможности ТП.
  • Вопрос 6: При установке дополнительного счетчика (в двухъярусной квартире) необходимо ли проходить процедуру ТП?

Ответ: При сохранении схемы внешнего электроснабжения учет потребляемой электрической энергии осуществляется в точке (точках) присоединения на границе балансовой принадлежности.

Если величина разрешенной мощности сохраняется, то вновь устанавливаемый прибор учета (счетчик) служит только для внутренних расчетов и процедуру ТП проходить не надо.

При изменении точки присоединения к электрическим сетям или если предполагается появление дополнительной точки присоединения к электрическим сетям – необходима процедура ТП.

Вопрос 7: При установке дополнительного счетчика необходимо ли проходить процедуру ТП?

Ответ: При сохранении схемы внешнего электроснабжения учет потребляемой электрической энергии осуществляется в точке (точках) присоединения на границе балансовой принадлежности.

Если величина разрешенной мощности сохраняется, то вновь устанавливаемый прибор учета (счетчик) служит только для внутренних расчетов и процедуру ТП проходить не надо.

При изменении точки присоединения к электрическим сетям или если предполагается появление дополнительной точки присоединения к электрическим сетям – необходима процедура ТП.

Вопрос 8: Что включают в себя мероприятия по ТП?

Ответ: Перечень мероприятий по ТП определен пунктом 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.

К указанным мероприятиям относятся:

  • подготовка сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (при необходимости);
  • разработка сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
  • разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
  • выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
  • проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
  • осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления;
  • осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

Вопрос 9: Что мне , как частному лицу, необходимо сделать для подключения электроустановок к сетям?

Ответ:

  • Подать заявку на технологическое присоединение. (Заявка принимается к работе, после того, как предоставляется полный пакет документов, заявка заверена подписью и внутренние сети готовы к принятию напряжения); 
  • Заключить договор технологического присоединения; 
  • Получить Акт технологического присоединения.
  • Присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Правовые основы осуществления деятельности по присоединению)

Вопрос 10: Что необходимо делать, если сменился собственник ранее присоединенных энергопринимающих устройств?

Ответ: Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.

2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» если происходит смена собственника энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за их эксплуатацию не изменяются. При этом новый собственник энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию о переходе права собственности.

Пунктом 27 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, предусмотрено следующее: в случае если заявитель или владелец ранее присоединенных объектов обратился в сетевую организацию с заявлением о восстановлении ранее выданных, но утраченных (в связи сликвидацией, реорганизацией, прекращением деятельности прежнего владельца (заявителя), продажей объектов и по иным причинам) технических условий, сетевая организация выдаетдубликаты ранее выданных технических условий (либо новые технические условия при невозможности восстановления ранее выданных технических условий). При выдаче дубликатов технических условий или новых технических условий в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств составляются и выдаются заявителю акт об осуществлении технологического присоединения, акт о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акт о разграничении эксплуатационной ответственности сторон.

В случае перехода права собственности на часть энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики документы о границах балансовой принадлежности таких объектов иответственности за их эксплуатацию подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (при этом новому собственнику выдаются и новые технические условия: в частности, подлежит пересмотру величина разрешенной мощности, перечень средств учета отпускаемой электроэнергии, аварийная и технологическая броня и т.д.).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *