Определить место жительство или порядок общения с ребёнком

Предварительное БЕСПЛАТНОЕ консультирование!

Адвокат по ограничению родительских прав

Определить место жительство или порядок общения с ребёнкомЧтобы решить максимально корректно без инцидентов вопрос об общении одного из родителей с детьми, желательно пригласить на судебное заседание семейного адвоката, а также проконсультироваться с ним по данному вопросу. Правовая осведомленность – важная составляющая любого судопроизводства, тем более, когда речь идет об интересах несовершеннолетнего. На практике даже встречается ограничение родительских прав с целью оградить ребенка от общения с нерадивым родителем, если будет доказано, что он оказывает негативное воздействие на несовершеннолетнего, вызывая расстройство психики и эмоциональный дискомфорт.

Адвокат поможет составить соглашение о порядке общения с ребенком

Адвокат по семейным делам поможет в мирном порядке решить вопрос об определении порядка общения с ребенком биологического отца или матери с ребенком, аргументировано подойдет к данной проблеме, сделает все от него зависящее, чтобы исключить возникновение конфликтных ситуаций. Законодательно каких-либо жестких ограничений в определении порядка общения с ребенком не существует.

Поэтому родителям важно в суде или досудебном порядке составить с помощью адвоката соглашение о порядке общения с ребенком, а также график общения, в котором обычно прописываются:

  • дни недели, когда отец или мать имеют право общаться с несовершеннолетним;
  • время общения, количество часов;
  • особые условия общения (к примеру, в присутствии психолога, матери, иных родственников, дома или в общественном месте).

Звоните по телефону +7 (495) 241-12-69 и ваши права будут защищены на самом высоком профессиональном уровне и в максимально короткие сроки

Самые часто задаваемые вопросы адвокату по теме «Определение места жительства ребенка»

  • Когда обычно решается вопрос об определении места жительства детей: в момент расторжения брака или после вынесения данного судебного решения как отдельно взятое судопроизводство?
  • Спор, возникающий по поводу определения места жительства ребенка, может решаться в период брака, когда супруги официально еще не расторгли отношения, но уже не проживают совместно, а также после расторжения брака (родители после развода не смогли мирно договорится о том, где и с кем будет жить дети).
  • Что придется доказывать в суде, на какие обстоятельства делать акцент?
  • Основными обстоятельствами, которые так или иначе могут повлиять на ход дела и вынесенное судебное решение, могут быть:
  • привязанность несовершеннолетнего к одному из родителей, сестрам, братьям, а также иным близким родственникам;
  • возраст несовершеннолетнего;
  • личностные качества каждого родителя;
  • семейное, материальное состояние родителей, условия проживания, уровень доходов и т.д.

Вышеперечисленные обстоятельства – это не исчерпывающий перечень, судом будет также учтено с кем больше общается дети, кто чаще и больше участвует в его воспитании, развитии, материальном обеспечении и т.д.

Может ли суд назначить судебно-психологическую экспертизу ребенку?

Судебно-психологическая экспертиза является одним из частых этапов судопроизводства по факту определения места проживания несовершеннолетнего.

Ее цель – установить наличие/отсутствие психологического воздействия (влияния) на ребенка со стороны матери или отца, дать характеристику взаимоотношений между несовершеннолетним и его родителями, членами их семей, близкими родственниками.

Заключение, выдаваемое по результатам экспертизы, подтверждает или опровергает доводы, приводимые сторонами в ходе судебных слушаний, и позволяет принять правильное решение по делу.

Кого можно пригласить в суд в качестве свидетеля?

Свидетелем в суде может выступать инспектор по делам несовершеннолетних, социальный педагог (психолог) из школы или детского сада, который посещает ребенок. Их свидетельские показания позволяют установить все обстоятельства дела, определить отношение обоих родителей к воспитанию, развитию, обучению, а также материальному обеспечению ребенка.

С кем суд оставляет жить ребенка?

Как показывает практика, несовершеннолетнего чаще всего после развода родителей оставляют жить вместе с матерью. Особенно, если ребенок дошкольного возраста. Определение места жительства ребенка относится к категории исковых производств.

Процесс может быть проведен в ходе судебного производства по бракоразводному процессу, а может быть вынесен в отдельное производство.

Место жительства несовершеннолетнего определяется автоматически по месту жительства его законных представителей (матери/отца): где живет мама может проживать в дальнейшем и ребенок.

Родители могут заключить в суде мировое соглашение по поводу определения порядка общения с ребенком и его места жительства.

Если полюбовно решить вопрос не получается, судья принимает решение единогласно, учитывая приведенные сторонами доводы и объяснения.

В интересах несовершеннолетнего может быть проведена оценка жилищных условий каждого из законных представителей, финансовый достаток и возможность полноценного ухода и воспитания ребенка.

Стоимость услуг адвоката по определению места жительства ребенка

Порядок общения с ребенком определяется в суде при помощи юриста, если родителям не удалось договориться

Порядок общения с ребенком также определяется в суде, если родителям не удалось договориться в досудебном порядке и прийти к «общему знаменателю». Обычно инициатором рассмотрения в суде заявления о порядке общения с ребенка является биологический отец.

Стоит отдельно отметить, что и у матери и у отца абсолютно одинаковые права и обязанности в отношении их детей, если иное не установлено законодательством. Поэтому отец даже после развода с матерью имеет полное право участвовать в воспитании ребенка, его развитии.

К слову, если будет доказано, что мать злоупотребляет алкогольными напитками, страдает от хронической алкогольной, наркотической зависимости, не может обеспечить несовершеннолетнему полноценных условий жизни, суд может вынести решение об определении места жительства ребенка с отцом.

Справочно можно ознакомиться со стоимостью на адвокатских услугЗвоните по телефону +7 (495) 241-12-69 и ваши права будут защищены на самом высоком профессиональном уровне и в максимально короткие сроки

Определение порядка общения с ребенком

Определить место жительство или порядок общения с ребёнкомК сожалению, дети не всегда воспитываются в полной семье по разным причинам. Родители могут проживать отдельно друг от друга, быть в разводе или просто никогда не заключать брак. Но от этого они не перестают быть родителями для ребенка. Их права и обязанности остаются неизменными вне зависимости от того, проживает ребенок с родителями или нет.

Если ребенок проживает с обоими родителями, то вопрос об их общении не возникает. Другое дело, когда место жительства родителей не совпадает. Проблема общения с ребенком стоит особенно остро тогда, когда ребенок проживает с обоими родителями. Иногда другой родитель намеренно препятствует общению по разным причинам, и не всегда исходя из интересов ребенка.

Чаще всего суд определяет место жительства ребенка с матерью, исходя из возраста ребенка и необходимости его обслуживания ввиду возраста. Исключение составляют случаи, когда мать ребенка ведет антиобщественный образ жизни, страдает алкоголизмом или наркомании, жестоко обращается с ребенком или воспитывает его таким образом, что это негативно отражается на его развитии.

В таких случаях единственным способом защиты своих прав является обращение в суд. Вопрос об определении порядка общения с ребенком рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. Он может быть разрешен как совместно с вопросом об определении местожительства ребенка при разводе родителей, или вопроса об установлении или оспаривании отцовства и других дел.

Дела об установлении порядка общения с ребенком рассматриваются при обязательном участии органа опеки и попечительства. Данным органом проводится исследование социально-бытовых условий проживания родителя и составляется Акт обследования жилищно-бытовых условий.

Обследования производится с целью установления у родителя наличия условий для воспитания и проживания ребенка, нахождения его по месту жительства другого родителя длительное время.

Подлежит учету и образ жизни родителя, наличие у него постоянного места работы, своей семьи и детей, отношения с ними ребенка и так далее.

Родители вправе заключить соглашение об установлении порядка общения с ребенком. Они не утрачивают этого права и после обращения в суд. Более того, суд утвердит данное соглашение и положит его в основу судебного решения, за исключением случаев, когда оно противоречит интересам ребенка, родителей или третьих лиц.

В судебном решении либо соглашении об определении порядка общения с ребенком указывается:

  1. Время общения с ребенком. Это могут быть дни недели (например, вторник и четверг, выходные на нечетной неделе), продолжительность общения (с 16:00 до 18:30) и так далее. День и время должны быть точно определены, чтобы ни один из родителей не имел возможности злоупотреблять своими правами;
  2. Место общения с ребенком. Это может быть место жительства одного из родителей, место жительства ребенка, какое-либо общественное место (парк, двор, сквер);
  3. Перечень мероприятий, куда ребенок может ходить с родителями (городские праздники, елки, утренники, культурно-развлекательные мероприятия);
  4. Возможность проводить с ребенком праздники;
  5. Возможность совместного отдыха с ребенком за пределами населенного пункта либо за границей;
  6. Способ общения с ребенком (личные встречи, звонки, СМС-сообщения, общение посредством сети Интернет и так далее);
  7. Необходимо ли присутствие другого родителя.

Решение вопроса об определении порядка общения с ребенком разрешается на основе различных факторов. Это может быть возраст ребенка, время нахождения его в детском саду, расписание в школе и так далее.

Например, в случае, если ребенку меньше 3 лет суд чаще всего определит место общения по месту жительства ребенка, причем родитель, проживающий отдельно, не будет иметь возможности забирать к себе ребенка на ночь.

Также могут быть оговорены вопросы о том, кто будет забирать ребенка из детского сада, школы, кто будет водить ребенка на кружки или секции.

Суд может существенно ограничить общение ребенка с родителем, если это наносит вред его полноценному развитию, например, в случае, если этот родитель ведет асоциальный образ жизни, прививает ребенку ценности, несовместимые с общественной моралью и так далее.

Необходимо отметить, что решение суда об определении порядка общения с ребенком не является окончательным. В частности, оно может быть изменено в следующих случаях:

  • Поступление ребенка в школу, перевод ребенка из одной школы в другую;
  • Изменение места жительства родителя;
  • Изменение материального состояния родителя, проживающего отдельно от ребенка, причем как в лучшую, так и в худшую сторону;
  • Изменение семейного статуса родителя.
Читайте также:  На каком основании можно сократить рабочего, находящегося на больничном?

Бывают и ситуации, когда, несмотря на наличие вступившего в законную силу судебного решения, один родитель препятствует другому общаться с ребенком в оговоренное время. В таком случае решение суда подлежит принудительному исполнению.

Данная функция возлагается на судебных приставов-исполнителей. Лицо, препятствующее законной деятельности судебных приставов-исполнителей, привлекается к административной ответственности по статье 17.8 КоАП.

На них налагается штраф в размере от 1000 до 1500 рублей.

Точно также право на общение с ребенком имеют иные члены семьи, а не только родители. Это могут быть бабушки и дедушки, братья, сестры и так далее. Указанные лица вправе обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой обязать родителей не препятствовать общению с ребенком.

В случае, если родители не соблюдают эту обязанность, заинтересованные лица вправе обратиться в суд. Вопрос о том, обязательным ли является предварительное обращение в орган опеки и попечительства, является спорным.

Как и в случае с родителем, проживающим отдельно от ребенка, суд примет решение, исходя из личности ребенка, образа жизни заинтересованного лица и иных факторов.

Во всех ситуациях нужно помнить, что решение суда в первую очередь должно быть ориентировано на интересы ребенка, поэтому учет его мнения обязателен, если ребенок достиг возраста 10 лет.

Суд не учитывает его мнение лишь в случаях, когда это противоречит интересам его воспитания и полноценного развития.

Суд может принять во внимание и мнение ребенка младше 10 лет, если он может ясно сформулировать свое мнение и объяснить его.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дела семейные: определение места жительства ребенка | Адвокатская практика

Особенностью семейных споров между бывшими супругами, по поводу определения места жительства ребенка, является стремление выиграть любой ценой. Бывшие супруги, как правило, имеют друг к другу много претензий и накопившихся обид.

В результате, когда им приходится определять место жительство несовершеннолетнего ребенка, они руководствуются не его интересами, а своим стремлением победить в споре и наградой выступает ребенок. Такая ситуация очень распространена.

Спорящие стороны действуют каждый в своем интересе, в то время как семейным законодательством установлено, что споры о месте жительства ребенка разрешаются, прежде всего в интересах ребенка.

На интересы ребенка работает требование закона, о том что начиная с десятилетнего возраста у него появляется право высказываться в суде с кем из родителей он хотел бы проживать и мнение ребенка учитывается судом.

Важные аспекты в деле

Кроме мнения ребенка в данных спорах учитывается материальное положение супругов, их род занятий, жилищные условия, возможность родителей создать для ребенка хорошие условия развития его личности, наличие свободного времени для общения с ребенком и удовлетворения его потребностей.

Также суд учитывает поведение родителя и устанавливает, намерен ли он предоставить другому родителю возможность общаться с ребенком и участвовать в его воспитании.

Иными словами, исходя из интересов ребенка, суд устанавливает совокупность обстоятельств, по которым определят, проживанием с кем из родителей будет наилучшим образом способствовать интересам ребенка.

Несмотря на внешнюю простоту критериев, по которым суд принимает решение. На деле споры об определении места жительства несовершеннолетних детей являются одними из самых сложных. Потому что решение в наибольшей степени зависит от субъективного мнения судьи. К тому же в данных спорах лучшее материальное положение одного из супругов не является главным фактором.

Дело Ольги и Дениса

Примером подобного спора является одно из дел, которое мне довелось вести. Я представлял интересы женщины, средних лет, назовем ее Ольгой. Она прожила с Денисом в зарегистрированном браке около шести лет.

В браке у них родился ребенок – девочка Таня, которой на момент рассмотрения спора исполнилось одиннадцать лет. После развода Таня проживала с матерью, отец платил алименты и регулярно виделся с ребенком. Так продолжалось несколько лет.

Ребенок был не простой, психологами ему был поставлен диагноз гиперактивность, в связи с которым Таня вела себе не самым лучшим образом и доставляла много хлопот обоим родителям. Сложный характер Тани не нравился учителям и руководству школы, в которой она училась.

Школьное начальство периодически пыталось перевести девочку на домашнее обучение, дабы не затруднять себе жизнь.

Здесь следует отметить одну особенность присущую школьному образованию, которое использует стандартные методы для обучения и любой необычный ребенок выбивается из школьной программы. В таких случаях школа не ищет индивидуального подхода к ученику, а навешивает на него ярлык — «сложный ребенок», после чего ребенка начинают выживать из учебного заведения разными способами.

Чаще всего создается нездоровая обстановка в классе, ученики настраиваются против «сложного ребенка», а учителя начинают докладными записками фиксировать любые шалости подростка. Далее в конфликтных ситуациях учителя начинают обвинять ученика, даже если он не виноват и фиксируют данный факт докладными записками директору.

В результате ребенком не занимаются, он ходит в школу отсиживает уроки, не получает нужных знаний, потому что для учителей он является проблемным и отвлекает их от школьной программы, которую им нужно давать другим детям, а следовательно от обучения «сложного ребенка» они уклоняются.

В результате ребенок начинает отставать в знаниях и тут то его за неуспеваемость приглашают на многочисленные педагогические советы, где учителя и родители других учеников начинают упрекать его и его родителей в том, что они не соответствуют школьным требованиям.

Таким образом, неспособность учителей обучать детей, сколько нибудь отличающихся от других, трансформируется в обвинение родителей ребенка в плохом воспитании «сложного подростка». Примерно такой схемой, пользуется большинство учебных заведений, для того чтобы избавиться от ненужного им ученика.

В результате формируется негативное отношение школы к учащемуся и создаются условия, чтобы избавиться от него. При любом удобном случае учебное заведение предпримет всё возможное, чтобы добиться его перевода в другую школу или вовсе исключить. Нам важно детально описать принцип работы школьного образования, так как в нашем деле он приобрел весьма неожиданный оборот.

Вернемся к нашей ситуации. До поры до времени бывшие супруги Ольга и Денис жили спокойно. Относительно мирно, без суда, договорились о порядке общения с ребенком и выплате алиментов. Ольга снова вышла за муж и ее финансовое положение серьезно окрепло. Денис тоже фактически создал семью и жил гражданским браком, хотя материально чувствовал себя хуже Ольги.

С взрослением Татьяны у нее усилились конфликты в школе, ей было сложно налаживать отношения с ровесниками. Вызвав пару раз родителей в школу, руководство учебного заведения решило, что Татьяна – «сложный ребенок», после чего стали выживать ее из школы под благовидным предлогом якобы в интересах ребенка.

Такая позиция школы только усугубила конфликты, как это часто и бывает. К тому же в период взросления девочка стала понимать, что ее родители развелись, и она ни как не могла решить для себя, где ей будет лучше. Она не знала где ее дом и разрывалась между отцом и матерью.

Метания девочки привели к тому, что она стала устраивать публичные истерики в школе и каждому из родителей в отдельности.

Конфликт в школе и его влияние на дело

В один прекрасный день Татьяна отказалась уходить из школы и идти домой к маме и устроиласкандал. Девочке вызвали скорую помощь и пригласили отца с матерью. В тот день девочка захотела пойти к отцу и он забрал ее с ночевкой.

Последующие несколько дней девочка жила у матери, но через некоторое время попросила отвести ее к отцу, так как хотела погостить у него.

Мама выполнила просьбу дочери, потому что хотела, чтобы она общалась с отцом в любое время, когда захочет, да и раньше дочь частенько гостила у отца.

Дальнейшее развитие событие стало для мамы полной неожиданность. Отец, пользуясь случаем отвез ребенка в другой город за две сотни километров к бабушке и оставил ребенка там якобы погостить в однокомнатной квартире, в которой проживал еще его дед, страдающей психическим расстройством, а также две бойцовские собаки.

Затем Денис посетил школу и перевел дочь на домашнее обучение. Руководство, безусловно, обрадовалось такой возможности избавиться от девочки и дало отцу отрицательную характеристику о взаимоотношениях матери и ребенка, в которой был раздут случай, когда девочка не хотела идти домой к маме.

Суть характеристики сводилась к тому, что мама не участвовала в жизни ребенка, что и явилось причиной плохого поведения и обучения девочки. С этой характеристикой отец в тот же день пошел в органы опеки и попечительства, которые привлекались к разбирательству случая отказа ребенка идти домой.

Читайте также:  Необоснованное увольнение: е у меня много мелких фирм, и я работаю по трудовому соглашению

В органах опеки отец получил заключение, из которого следовало, что мама не занимается дочерью и плохо ее воспитывает. Таким образом, в течение пару дней отец собрал документы против матери, фактически изъял ребенка из семьи, а затем подал на мать иск об определении места жительства ребенка с ним.

Сколько бы мама не билась у нее не получалось забрать ребенка к себе потому, что ей не верили, а верили документам отца о том, что она плохая мать.

В этой ситуации Ольга стала искать адвоката по семейным делам и обойдя несколько специалистов пришла ко мне. На консультации адвоката она подробно и весьма эмоционально рассказала о своей ситуации.

На первоначальном этапе работы по данному делу было важным определить истинные мотивы действия отца и его интересы. Так как его коварное поведение существенно отличалось от того, как он вел себя раньше.

Напомню читателю, что ранее он мирно договорился с матерью о выплате алиментов и они установили порядок общения с ребенком. Таким образом, было не ясно, что заставило Дениса кардинально изменить свою позицию.

Со слов Ольги, привлеченный мной психолог, составил психологический портрет её бывшего супруга. По заключению психолога Денис был дружелюбным, открытым и мягким по характеру человеком.

Он хорошо относился к бывшей супруге и их общему ребенку.

Таким образом, стало очевидным, что для достижения положительного результата по делу необходимо провести переговоры с Денисом и выяснить причины, по которым он стал вести себя агрессивно.

Перед переговорами я предположил, что Денис хотел добиться прекращения выплаты алиментов Ольге на содержание дочери. С этой целью он переложить бремя содержания и воспитания ребенка на своих родителей, дабы спокойно строить свою личную жизнь с новой женщиной. Переговоры подтвердили мою догадку.

Удалось выяснить, что на Дениса оказывала давление его гражданская жена, которая не хотела, чтобы он тратил деньги на ребенка и более того она подговорила его, чтобы он после того как суд решит, что ребенок будет проживать с ним, подал на мать ребенка иск и взыскал с нее алименты для дочери, на которые они смогли бы жить.

К тому же эти события произошли в период времени, когда Денис потерял работу. Именно в этот момент его гражданская жена сказала, что уйдет от Дениса, если он не обеспечит их совместное проживание. Желая помочь Денису, его мать и отец согласились воспитывать и содержать его дочь, чтобы он смог построить свою личную жизнь.

Совокупность всех этих факторов привели к тому, что Денис проявил малодушие и сделал то, что сделал. Вся ситуация ухудшалось тем, что дедушка и бабушка стали настраивать ребенка против матери и позволили ей делать все, что Татьяна пожелает.

Они умело манипулировали её детскими желаниями и девочка, недолго думая, сказала, что хочет жить с отцом. Для моего клиента ситуация была патовая. Ольгу изощренно обманывали.

Ольга не хотела отказываться от ребенка. Супруг Ольги поддержал её, а мне удалось вселить в нее уверенность, что у нас получится изменить ситуацию. Главное для этого настойчиво и последовательно отстаивать свою позицию.

Опыт оказания юридических услуг и работа адвокатом по семейным делам привели меня к пониманию, что индивидуальный подход к каждому делу, построение продуманной тактики ведения дела и четкое следование ей является залогом успеха.

Тактика работы по делу Ольги была построена на нескольких базовых принципах:

  • любая навязанная ребенку точка зрения, может быть изменена на истинную точку зрения.
  • решение по спору об определении места жительства ребенка принимается исходя из анализа длительного периода общения ребенка с родителем, а не в результате эпизодической ситуации.
  • несовершеннолетний ребенок должен постоянно проживать только с родителем, а не с его родственниками.

При подготовке к защите в суде мы собрали документы, которые подтверждали, что Ольга внимательно воспитывала своего ребенка и делала все возможное для дочери. Это были медицинские документы за несколько лет, согласно которым мама активно следила за состоянием здоровья ребенка и выполняла все рекомендации.

Мы получили заключение психологов, к которым мама водила дочь, чтобы справится с её гиперактивностью. Нами были собранны характеристики, дипломы и грамоты из спортивных секций и кружков которые по настоянию матери ребенок успешно посещал и занимал призовые места.

Все документы в совокупности опровергли позицию отца о том, что мать не занимается жизнью ребенка.

Не забыли мы и о документах, доказывающих хорошее финансовое положении матери в сравнении с отцом ребенка.

У Ольги с супругом была в собственности большая трехкомнатная квартира, одна из комнат которой была оборудована под нужды ребенка и имела всё необходимое для полноценного развития дочери.

У отца напротив, квартира была однокомнатная, не принадлежащая ему на праве собственности. Фактически Денис, гражданская жена и дочка-Татьяна должны были проживать все в одной комнате.

Также по адвокатскому запросу по месту нахождения ребенка пришли органы опеки с полицией и зафиксировали, что ребенок на самом деле проживал в неприспособленных для этого условиях, за две сотни километров от отца и матери, с дедушкой и бабушкой, которым составляли компанию две бойцовские собаки. Когда мама показала ребенка врачу, было установлено, что за три месяца проживания отдельно от родителей она набрала вес на 40% больше, чем ей следовало по возрасту. Девочке был поставлен диагноз ожирение. Выяснилось, что проживая с бабушкой и дедом, ребенок прекратил любые занятия в секциях и кружках. Днями на пролет девочка смотрела телевизор, ела в неограниченных количествах сладости. Ребенку нравился такой образ жизни, но он абсолютно не соответствовал интересам ребенка. Так проявлялась тактика отца, что бы умаслить ребенка на период судебного разбирательства.

В судебном заседании выслушали девочку, которая заявила, что хочет жить с отцом. На этом же настаивал сам отец и органы опеки, которые ранее дали ему отрицательное заключение в отношении проживания с матерью.

Представители школы, давшие ранее отрицательную характеристику матери, особо рьяно настаивали на проживании ребенка с отцом, так как не хотели видеть девочку снова у себя в школе.

В этой ситуации Ольге пришлось нелегко, но она не потеряла самообладания, стойко выдержала все нападки в свой адрес и выполнила все мои наставления. В ходе длительного судебного процесса нам удалось раскрыть суду глаза на ситуацию.

Мы доказали, что в данном конкретном случае отцом ребенка была сфабрикована ситуация в которой разовый конфликт матери с ребенком был использован с целью достичь своих корыстных целей. Суд был уже готов вынести решение в нашу пользу, но такое решение для дочери означало бы, что мать насильно через суд забирает её у доброго отца и бабушки с дедушкой.

Мировое соглашение

В данной ситуации я предложил заключить мировое соглашение, по которому, ребенок проживал бы с отцом по месту его фактического проживания. Расчет был на то, чтобы ребенок фактически принял позиции матери и вернулся проживать к ней по собственной воле.

В таком развитии событий я усматривал обоснованный риск и предполагал, что отец ребенка не смог бы изменить свое место жительства в связи с плохим финансовым положением. К тому же его работа была рядом с домом, а это означало, что ему не было смысла переезжать в город, где жили его мать и отец, чтобы жить у них с ребенком.

Да и места им в одной квартире на всех просто не хватало. Также мне было ясно, что гражданская жена Дениса не примет его ребенка и через некоторое время захочет уйти от Дениса. При такой ситуации Денису ничего не оставалось, как следую своему мягкому характеру, попытаться вернуть ребенка своей бывшей супруге Ольге.

При таком развитии событий ребенок неизбежно убедился бы в истинном отношении своего отца к ней и вернулся бы к матери. Я понимал, что иду на серьезный риск и в результате неудачи Ольга обвинит меня во всех грехах.

Однако исходя из адвокатского опыта мне хотел удержать клиента от пирровой победы и добиться результата по-настоящему отвечающего её интересам. Ведь Ольга не хотела силой через суд делить ребенка, она хотела строить с ним нормальные отношения по обоюдному желанию.

Мне потребовались значительные усилия, чтобы убедить Ольгу в своей точке зрения и объяснить ей, что отказ от юридической победы, на деле позволит ей вернуть дочь и наладить с ней хорошие отношения. Подумав некоторое время она с трудом, но приняла мою позицию и мы заключили мировое соглашение с отцом ребенка.

Через восемь месяцев, после утверждения судом мирового соглашения, ребенок попросился к матери, так как отец постоянно пытался «сплавить» ребенка дедушке и бабушке, якобы под предлогом погостить.

Гражданская жена Дениса не хотела жить с его дочерью, а для него самого новая семья оказалась важнее интересов ребенка. К сожалению или к счастью девочка разочаровалось в отце.

При рассмотрении нашего последующего иска об определении места жительства ребенка с матерью, отец девочки на суд не пришел и решение было принято в нашу пользу.

Дело закончилось успешно для моего клиента, а спустя некоторое время мне стало известно, что новая семья Дениса все же распалась. Его гражданская жена нашла для себя более выгодную партию.

Читайте также:  Прав ли судебный пристав: дочь уволилась с ООО по собственному желанию

Сам Денис в очередной раз потерял работу, запил, его выгнали из квартиры, где он проживал, и ему ни чего не оставалось, как вернулся к родителям в однокомнатную квартиру в небольшой далекий городок, где он в настоящее время скрывается от судебных приставов в связи с неуплатой алиментов.

Ольга не стала требовать от него алиментов и продолжила жить дальше. Её отношения с дочерью наладились. Девочка определилась, где ее семья, втянулась в учебу в новой школе и перестала быть «сложным ребенком».

Данное дело в очередной раз показывает, что семейные споры построенные на лжи, манипуляции и попытках нажиться за чужой счет, играя судьбой ребенка, рано или поздно заканчиваются крахом для того кто встал на путь обмана.

Внимание! Указанный пример не отражает всей практики рассмотрения дел данной категории. Каждая ситуация уникальна и требует личного взаимодействия адвоката и доверителя. 

Порядок определения места жительства ребенка при разводе родителей

При возникновении между родителями спора о том,  с кем из них будет проживать ребенок (в том числе и после расторжения брака) родителям следует обратиться в суд с соответствующим заявлением по месту жительства того родителя в отношении которого подается иск.

Исковые заявления об определении места жительства ребен­ка рассматриваются федеральными (районными, городскими) судами в двухмесячный срок с момента поступления заявления в суд. Рассматривая дела данной категории, суд в соответствии со ст.

78 СК РФ к участию в деле должен привлечь орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и ос­нованное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказа­тельствами.

При подготовке дел данной категории к судебному раз­бирательству судья определяет обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора и подлежащие до­казыванию сторонами, обращает особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком. Такие дела назнача­ются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства, составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследова­ния условий жизни лиц, претендующих на воспитание ре­бенка.

В соответствии со ст. 56, 148 ГПК РФ суды к имеющим значение обстоятельствам, подлежащим доказыванию сторо­нами, как правило, относят:

  • привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, другим членам семьи;
  • возраст ребенка;
  • нравственные и иные личные качества родителей (харак­теризующие их данные, уровень образования родителей, на­личие у них работы, в случае отсутствия — причины незаня­тости);
  • отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком (как исполняют родители свои родительские обя­занности по отношению к детям, как учитывают их интересы, имеется ли взаимопонимание между каждым родителем и ре­бенком);
  • возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, мате­риальное и семейное положение родителей и др.);
  • обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей (уро­вень преступности в соответствующем населенном пункте, возможность получения образования, медицинской помощи, обеспеченность коммунальными услугами жилья, в котором может проживать ребенок, уровень заболеваемости населе­ния, экологическая обстановка в районе населенных пунк­тов и др.).

Обязанность доказывания этих обстоятельств распределя­ется судом между сторонами следующим образом.

  1. Значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию истцом:
  • то, что ребенок привязан к истцу и что у него есть воз­можность обеспечить взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и другим родителем; что другой родитель (от­ветчик) ограничивает право истца на общение с ребенком;
  • что он может и способен заниматься воспитанием детей;
  • что нравственные и иные личные качества истца (харак­теризующие данные, уровень образования, наличие работы, в случае отсутствия — причины незанятости) позволяют ему заниматься воспитанием малолетних детей и являются более высокими, чем у ответчика;
  • что отношения, существующие между истцом и ребен­ком, хорошие: истец принимает меры по содержанию ребен­ка, учитывает его интересы, имеется взаимопонимание меж­ду истцом и ребенком;
  • что истец имеет возможность создания ребенку необхо­димых условий для воспитания и развития, что у него имеются необходимые жилищные условия, достаточный заработок, пред­меты мебели и вещи для ребенка, что режим его работы не превышает нормальной продолжительности рабочего дня и не позволяет истцу уезжать куда-либо в командировки, по време­ни превышающие рабочий день; что у истца есть возможность обеспечить посещение ребенком детских дошкольных учреж­дений и школы, получение им образования, а также возмож­ность уделять необходимое время нравственному и физиче­скому развитию ребенка, наличие или отсутствие у истца другой семьи, проживание с ним родственников или иных лиц;
  • что обстоятельства, характеризующие обстановку, сло­жившуюся в месте проживания истца (уровень преступности в соответствующем населенном пункте, возможность полу­чения образования, медицинской помощи, обеспеченность коммунальными услугами жилья, в котором может прожи­вать ребенок, уровень заболеваемости населения, экологическая обстановка и др.), не могут оказать неблагоприятного воздействия на воспитание и здоровье ребенка.
  1. 2. Значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию ответчиком:

 то, что ребенок привязан к нему и что у него есть воз­можность обеспечить взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и другим родителем;

  • что он может и способен заниматься воспитанием детей;
  • что его нравственные и иные личные качества (харак­теризующие данные, уровень образования, наличие рабо­ты, в случае отсутствия — причины незанятости) позволяют ему заниматься воспитанием малолетних детей и являются более высокими, чем у истца;

 что отношения, существующие между ним и ребенком, хорошие: он принимает меры по содержанию ребенка, учи­тывает его интересы, имеется взаимопонимание между ним я ребенком;

  • что он имеет возможность создания ребенку необходи­мых условий для воспитания и развития, имеются необходи­мые жилищные условия, достаточный заработок или иной до­ход, предметы мебели и вещи для ребенка, что режим работы, если она имеется, не превышает нормальной продолжительно­сти рабочего дня и не позволяет уезжать куда-либо в команди­ровки, по времени превышающие рабочий день (если работы нет — наличие уважительных причин ее отсутствия); что у не­го есть возможность обеспечить посещение ребенком детских дошкольных учреждений и школы, получение им образования, возможность уделять необходимое время нравственному и фи­зическому развитию ребенка, наличие или отсутствие у него другой семьи, проживание с ним родственников или иных лиц;
  • что обстоятельства, характеризующая  обстановку, которая сложилась в месте проживания ответчика (уровень преступности в соответствующем населенном пункте, возможность получения образования, медицинской помощи, обеспеченность ком­мунальными услугами жилья, в котором может проживать ребенок, уровень заболеваемости населения, экологическая обстановка и др.), не могут оказать неблагоприятного воздействия
  • на воспитание и здоровье ребенка.                          |
  • Ответчику также необходимо доказывать другие обстоя­тельства, на которых он обосновывает свою позицию.
  • Суды в процессе подготовки дел к судебному разбиратель­ству устанавливают сторонам сроки:
  • 1) истцу — для представления дополнительных доказа­тельств, подтверждающих приведенные выше обстоятельства, а также обстоятельства, на которые сторона намерена ссы­латься как на основание своих требований; .
  • 2) ответчику — для представления письменных возраже­ний относительно исковых требований и доказательств, под­тверждающих перечисленные выше обстоятельства, а также обстоятельства, на которые сторона намерена ссылаться как на основание своих возражений.

Лица, не имеющие возможности представить истребуемые доказательства или представить их в указанный судьей срок, обязаны незамедлительно известить об этом суд с указа­вшем причин. Непредставление доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Суды разъясняют лицам, участвующим в деле, что они име­ют право в срок, установленный судом, ходатайствовать о про­ведении предварительного судебного заседания. В соответствии со ст.

152 ГПК РФ предварительное судебное заседание имеет своей целью процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела к судебно­му разбирательству (под понятием распорядительных действий подразумеваются такие действия, которые влияют на судьбу дела в целом, например отказ истца от иска, заключение миро­вого соглашения между сторонами, признание иска ответчи­ком, уменьшение или увеличение исковых требований, изме­нение предмета или основания иска, которые выражаются в представляемых в суд заявлениях); определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разреше­ния дела (что особенно важно по сложным делам и преследует цель не только определить эти обстоятельства, но и объяснить сторонам, кто и что из них должен доказывать); установление достаточности доказательств по делу; исследование фактов про­пуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности (по этому основанию предварительное заседание назначается в слу­чае, если от ответчика поступает возражение на иск, в котором он ссылается на пропуск срока исковой давности). Необходимо отметить, что по делам, касающимся прав ребенка, ни о каких сроках исковой давности речи идти не может, поскольку эти права неразрывно связаны с личностью ребенка и подлежат особой защите.

Предварительное судебное заседание проводится судьей единолично. Стороны извещаются о времени и месте предва­рительного судебного заседания. В предварительном судеб­ном заседании стороны имеют право представлять доказатель­ства, приводить доводы, заявлять ходатайства.

Итак, получив акт обследования и основанное на нем за­ключение по существу спора от органа опеки и попечитель­ства и закончив подготовительные мероприятия по делу, суд назначает его к судебному разбирательству.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *