Нарушение прав студента: имеет ли право директор университета отказывать мне в написании

Нарушение прав студента: имеет ли право директор университета отказывать мне в написании

Люди идут в институт за новыми знаниями, а сталкиваются (иногда) с хамством, неуважением и некомпетентностью педагогов. Наш блогер Анастасия Кирсанова рассказывает о ситуациях, в которые она и её одногруппники попадали в институте и в которых может оказаться практически любой студент.

Дорогие студенты, ваш путь непрост, на нём будут встречаться разные люди. Всё как в жизни: есть добро и зло. Будут желающие вам помочь, будут те, кому всё равно на вас и ваши проблемы. Но выжить реально.

Помните, что вы в первую очередь люди. Не пускайте ситуацию на самотёк. Преподаватель — не бог, у него нет права унижать вас и ваши знания. Берегите своё здоровье и нервы. Не бойтесь заявлять о себе. Главное — делать это грамотно.

1. Не спорьте с учителями. Это бесполезно

Обвинять их в некомпетентности вы не можете, ведь сами ещё только учитесь. Мы лишь студенты, а они — умудрённые опытом специалисты. Не пытайтесь подавить их своей логикой, старайтесь в любом разногласии помнить о главной цели: например, сдать зачёт или выбраться из универа живым.

Проблема: преподаватель ставит «неуд» без причин, захотелось поставить — поставил, ничего ему за это не будет.

Хочу:

  • «Да вы меня валите! Я всё знаю!»;
  • «Я так не говорил (а), этого не было»;
  • Пригрозить жалобой в деканат;
  • Записать всё на диктофон;
  • Плюнуть в лицо.

Делаю:

  • Смиряюсь с несправедливостью этой жизни;
  • Не замечаю выходки преподавателя и сохраняю спокойствие;
  • Добиваюсь нужного мне результата.

Пример: был у нас приглашённый преподаватель, профессор, доктор наук. Дважды завалила девочку на дополнительном вопросе. Девочка училась весь год, шла на красный диплом, отвечала на всех семинарах и на зачёте ответила весь билет. Этот зачёт даёт доступ к экзаменам.

Доказывать, что дополнительный вопрос не влияет на остальные знания по предмету, нет смысла. Наша цель — сдать всё весной, чтобы сохранить стипендию.

На кафедре она объяснила всю ситуацию: что к преподавателю претензий не имеет, просто обидно уйти на осень из-за зачёта и не получить допуск к экзаменам, по которым автоматом стоят «отлично».

Всё, что мы просили, — это последнюю пересдачу в текущем периоде.

По правилам на пересдачу приставляют комиссию, но где вы видели, чтобы все работали по правилам? Может, вам повезёт больше. Наша цель была достигнута, зачёт девушка сдала.

2. Не поддавайтесь на провокации

Я считаю себя злым человеком. Мне все преподаватели, с которыми не нашлось взаимопонимания, говорили: «Вам бы, девушка, в адвокаты, а не в лингвисты». Но быть немного адвокатом всё же полезно.

Проблема: преподаватель не знает свой предмет, строит из себя крутого, понимающего молодёжь человека. Пользы от пары ноль.

Хочу:

  • «Что вы говорите! Безумно интересная лекция о ваших шашлыках с бывшими студентами на прошлой неделе»;
  • «Ничего так, что вы преподаватель и должны нам давать материал? Или хотя бы источники»;
  • Пригрозить жалобой в деканат;
  • Записать всё на диктофон;
  • Плюнуть в лицо.

Делаю:

  • Смиряюсь с неграмотностью преподавателя;
  • Не повышаю голос и аккуратно выбираю слова;
  • Может, слегка надменно посмотрю.

Пример: информатик прислал на семинаре задание, где нужно проработать процесс, который мы не разбирали на лекции (конечно, ведь на лекции мы слушали увлекательный монолог в трёх частях «как меня любят студенты»). Я спросила, что это и как с этим работать. Мне прилетело: «Вы же на информатике. Загуглите!»

Если вам удаётся прочувствовать грань между адекватным возражением (читай: защитой собственного достоинства) и наглостью, не надо идти на попятную.

Препод оценивает знания, он работает по правилам университета и снижать оценку за нелюбовь к студенту не имеет права (если вы действительно знаете предмет).

Я громко зачитала из википедии объяснение термина на всю аудиторию. Он поставил за год «отлично».

Нелюбовь к человеку может, конечно, и мешать. Студенты, вас правда не всегда будут любить. Бороться с этим сложно. Тут работают только ваши обаяние и харизма, достижения и отношение к людям.

Проблема: Не дают участвовать в выездах от института, не отправляют на стажировки, не выдают повышенную стипендию и т. д.

Хочу:

  • Поехать, получить, поучаствовать.

Делаю:

  • Налаживаю отношения с людьми (всё индивидуально и зависит от вашей ситуации).

Пример: есть у меня знакомая. Её кандидатуру не одобрили ни на один выезд от универа, потому что она не нравится ответственной из профсоюзного актива.

Она пошла выше и главный за отдых согласился взять её, только если она пришлёт откровенные фотографии. С такими людьми пообщаешься, и отдыхать с ними уже не очень-то и надо.

К сожалению, в такой ситуации почти невозможно ничего сделать. Здесь задевают наши чувства, а они никого не волнуют.

Проблема: преподаватель неадекватный, не учит, не приходит на пары.

Хочу:

  • Обсудить его в социальных сетях;
  • Пожаловаться на кафедру или в деканат;
  • Записать пару на диктофон, принести на кафедру;
  • Высказать преподу всё, что думаю.

Делаю:

  • Взвешиваю все «за» и «против»;
  • Выясняю мнение одногруппников и ищу единомышленников;
  • Отвечаю себе на вопрос «как это мне мешает жить?»;
  • Спрашиваю у других групп, как у них проходит обучение;
  • Изучаю учебную программу (если претензия по материалам);
  • Составляю и подаю с группой заявление о смене преподавателя в деканат или на кафедру;
  • Настаиваю на встрече с деканом или заведующим кафедрой.

Пример: преподаватель, казалось бы, стандартный. Но кричит, орёт, баллы отнимает, настроение меняется каждые пять минут — тут не то что учиться, жить не хочется. А с ней ещё три года существовать. И толку никакого, мы с тем же успехом сами занимаемся по материалам других групп. Посоветовались со студентами педагогического направления, составили заявление.

Нарушение прав студента: имеет ли право директор университета отказывать мне в написании

Нам её заменили. Оставшиеся два года преподаватель нас демонстративно не замечала. Дорогие студенты, помните, что смена преподавателя — крайняя мера. При подаче заявления в администрацию важно проговорить словами вашу проблему, иначе вас, как ни парадоксально, не услышат.

Обращаться к законам РФ стоит только тогда, когда вы уверены, что изучили абсолютно всё и подкованы с каждой стороны. Никто не любит, когда им угрожают законом.

3. Боритесь за свои права

К сожалению, с административными вопросами проблемы решать сложнее. Когда мы в трудной ситуации, к кому мы обращаемся? К старшим. В учебном заведении, на работе при профессиональных проблемах с коллегами мы идём к начальству. Если проблема с начальством — к их начальству. Но не всегда достучаться до небес так просто.

Мы же всего лишь студенты. Иногда администрация забывает о нас, не пытаясь решать наши вопросы.

Проблема: нет информации о сессии и досрочной сдаче экзаменов. На просьбы и вопросы в деканате, никто не отвечает.

Хочу:

  • Разнести их кабинет, пока не найду то, что ищу;
  • Пожаловаться ректору;
  • Пожаловаться в соцсетях и отметить всю администрацию универа.

Делаю:

  • Сохраняю спокойствие и достаю их вопросами;
  • Привлекаю внимание студентов и администрации в социальных сетях;
  • Смиряюсь с несправедливостью этой жизни.

Пример: новость о сокращении стипендии на 40% нам объявил начальник управления по молодёжным делам. Я, если честно, до сих пор не понимаю, откуда оно у нас появилось, и почему они занимаются вопросом о стипендиях, когда на каждом факультете есть свой ответственный за внеучебную часть работы со студентами. На вопрос «почему» ответили: «Надеемся, в следующем году будет лучше».

Ещё пример: моя подруга поступила в магистратуру. Весь день в начале семестра просидела с группой в коридоре, потому что один препод опоздал на полчаса и всех отпустил, так как был занят: «Отработаем в декабре».

Преподаватель следующих двух пар просто не пришёл. В деканате сказали: «Она либо занята, либо просто о вас забыла». Лишь спустя ещё столько же времени они дождались, когда деканат свяжется с преподавателем.

В итоге их тоже отправили на доработку в конце семестра.

Такие ситуации случаются сплошь и рядом, и администрация не будет рассматривать одни и те же вопросы. В последнем примере ещё и сами преподаватели забывают сообщить обновлённую информацию в деканат. Мало где есть налаженная система кооперации сотрудников.

Но нужно действовать. Представляя себе весь путь решения проблемы, невольно задумываешься: «А такая ли это проблема? Потерплю». И таких людей большинство.

Куда тогда идти и что делать? Только супер-инициативные ребята могут собраться с духом, изучить структуру вуза и правовые аспекты конкретного вопроса и отправиться выше по инстанции. Парень не с моего факультета, к слову, поднял вопрос о стипендии в социальных сетях и начал активное обсуждение проблемы. Как попытка привлечь внимание общественности и начальства — засчитано.

Я не агитирую идти до президента с вашими вопросами. Но помните, студенты, вы не одни. И не забывайте, что у вас есть право создавать свои объединения. Ищите сторонников ваших идей, двигайте предложения в массы. Идите к декану, ректору! Университету важно сохранять лицо и держать марку. Иначе им больше не дадут стипендии, которые можно сокращать на 40%.

P. S. Этой статьёй я никак не намеревалась задеть чувства преподавателей. Мы учились выживать в сложной для нас ситуации. Надеюсь, прочитанное поможет им встать на место студента и посмотреть на некоторые вещи с другой стороны.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock / sebra

Как студенту составить жалобу на преподавателя: помощь юриста

   В наше время нередко происходят ситуации, когда преподаватели себя ведут не как преподаватели, позволяя себе грубое, агрессивное поведение в отношении студентов. Иногда со стороны того или иного преподавателя даже допускаются оскорбления, которые унижают честь и достоинство студентов. Как пожаловаться на препода в таких случаях? Ответы в нашем материале.

ВАЖНО: наш адвокат поможет составить жалобу за 24 часа: профессионально и на выгодных условиях. Звоните уже сегодня!!!

Как найти управу на преподавателя в учебном заведении?

   Если преподаватель ведет себя, мягко говоря, «неадекватно», позволяя себя выходки, которые не вправе делать лицо со статусом преподавателя, следует попробовать пресечь такое поведение.

А как найти управу на подобного преподавателя в учебном заведении? Наиболее правильным поведением в данном случае будет написание жалобы на такого преподавателя.

Как писать такую жалобу и куда, рассмотрим в следующих блоках.

   Помимо жалобы, можно поговорить с ректором учебного заведения или пожаловаться ему устно.

Конечно, лучше предварительно зафиксировать факт неправильного поведения преподавателя на видео, в настоящее время это не представляет сложностей, поскольку у всех есть телефоны с видеокамерами.

После фиксации факта нетактичного поведения препода, можно пойти сразу к ректору и устно озвучить свои жалобы, предоставив доказательства своих слов.

   Возможно, что жалоба на препода ректору не приведет к желаемому результату и преподаватель продолжит свое поведение, в таком случае пожаловаться можно в иные органы.

   По жалобам студентов на препода должна быть соответствующая реакция, заключающаяся в проведении проверок и при необходимости принятии мер реагирования, в том числе, возможно плохой преподаватель будет уволен из учебного заведения.

Как написать жалобу на преподавателя ВУЗа, колледжа?

   Жалоба на преподавателя ВУЗа, колледжа пишется в свободной форме, с указанием необходимой информации, чтобы было понятно, кому, от кого и по поводу чего написана жалоба, в связи с этим в жалобе следует указать следующее:

  1. кому адресуется жалоба, т.е. кто должен на нее отреагировать
  2. от кого подается жалоба, в данном случае следует указать ФИО, адрес проживания, номер телефона для связи
  3. название документа – жалоба
  4. в тексте жалобы излагается суть жалобы, т.е., какие обстоятельства произошли, что сделал преподаватель ВУЗа, колледжа, почему его поведение является неправильным, каким образом нарушены права студента или студентов
  5. в просительной части жалоба указывается просьба заявителя, например, провести проверку, принять меры, заменить преподавателя
  6. если к жалобе будут прикладываться какие-то доказательства в копиях, тогда они должна быть перечислены в приложении
  7. в конце жалобы должна стоять подпись заявителя или подписи заявителей
Читайте также:  Договор между ип и физическим лицом: образец, что должен содержать, основные виды и особенности

   Написать жалобу на преподавателя колледжа или института можно от руки, т.е. написав текст жалобы без использования каких-либо технических средств. Можно подготовить текст жалобы в печатном виде с использованием компьютера, ноутбука.

   Если на сайте учебного заведения или конкретного органа предусмотрена возможность обращения в электронной форме, то жалобу можно подготовить в электронном виде, заполнив необходимую информацию в полях для электронного обращения.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат может составить жалобу за Вас, также смотрите видео с инструкцией основных правил

Куда писать жалобу на преподавателя колледжа или института?

   Жалоба на преподавателя может быть подана в несколько органов. Куда же писать жалобу на преподавателя колледжа или института?

  • Жалобу на препода можно написать непосредственно ректору учебного заведения, заведующему кафедрой, декану
  • Жалобу можно написать в департамент образования
  • Пожаловаться на преподавателя можно в министерство науки и высшего образования РФ
  • Жалоба может быть подана в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ
  • Можно пожаловаться на преподавателя в органы прокуратуры
  • С учетом действий преподавателя также жалоба может быть подана в правоохранительные органы, в отдельных случаях можно обратиться в суд

   Как можно заметить, жалобу на препода можно подать в различные органы. Однако, при подаче жалобы следует все-таки начинать с руководства учебного заведения, а далее уже решать об обращении в иные органы, поскольку, например, если сразу обратиться в министерство, то наверняка жалоба министерством будет перенаправлена руководству колледжа или института.

Как подать жалобу на преподавателя?

   С учетом того, кому подается жалоба, она может быть подана несколькими способами:

  • Жалобу можно подать через секретаря, приемную под отметку на Вашем экземпляре
  • Можно направить жалобу по почте России заказным письмом с уведомлением и описью вложения
  • Передана жалоба может быть и через курьера
  • В отдельных органах предусмотрена подача жалобы в электронной форме, путем заполнения формы обращения, таким образом, жалоба может быть направлена в электронной форме
  • В отдельных органах предусмотрена подача жалобы и по электронной почте. Следует уточнить в конкретном органе о возможности подачи жалобы по электронной почте

   Таким образом, способы подачи жалобы на препода могут быть использованы разные, особенно в такие периоды, как пандемия коронавируса, когда не желательно лишний раз с кем-то контактировать.

Что делать, если действия не дали результата?

Нарушение прав студента: имеет ли право директор университета отказывать мне в написании

   В случае возникновения трудностей с написанием, подачей жалобы на преподавателя, получением ответа на свою жалобу, адвокаты адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» всегда готовы оказать юридическую помощь в подобных вопросах, в том числе:

  • проконсультировать по сложившейся ситуации с поведением преподавателя
  • подготовить жалобу на преподавателя
  • подготовить заявление в суд
  • представлять интересы доверителя в общении с преподавателем, ректором, иными органами и в суде
  • оказать иную помощь в решении возникшего вопроса, связанного с неправильным поведением преподавателя

Нарушение прав студента: имеет ли право директор университета отказывать мне в написании

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

  • Отзыв по гражданским делам
  • Отзыв по банкротству физических лиц
  • Отзыв по сопровождению бизнеса

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

  1. остановка транспорта Гагарина
  2. Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
  3. Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
  4. Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Защита прав студентов: куда жаловаться студенту, если его права нарушаются?

Мы живем в несовершенном мире. Каждый из нас встречался с ситуациями, когда его права ущемлялись. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что студенты – одна из самых незащищенных категорий людей? 

Всё дело в том, что они слишком молоды, нерешительны и неопытны, чтобы противостоять произволу. И если есть подозрения, что правам студента что-то угрожает, надо знать, куда обратиться и что делать, чтобы защититься.

На нашем телеграм-канале уже можно найти информацию о том, что делать, если не сошлись характером с преподавателем или назрел явный конфликт. Сейчас же мы хотим рассказать, куда идти за помощью, к кому обращаться для защиты прав студентов.

Права студента в вузе, ссузе: кто может их нарушить?

Нарушить права студента может любой, у кого есть власть. Это может быть совершенно любой работник учреждения образования или общежития, в котором проживает учащийся вуза.

Иногда властью злоупотребляют охранники, библиотекари, врачи, медработники и пр.

Как студенту понять, что его права нарушаются?

Иногда нарушение прав видно не сразу. Для учащихся, впервые оказавшихся в неудобной ситуации, может показаться, что все идет, как и должно.

Чтобы понять, что вашим правам угрожает, обсудите неловкую ситуацию с другими студентами или в деканате.

Чаще всего студенты на интуитивном уровне понимают опасную ситуацию. Случаи, когда нарушают права учащихся, часто противоречат здравому смыслу. Например, требуют приносить на экзамен деньги или другие материальные ценности, что является не только нарушением закона о защите прав студента, но и уголовного законодательства.

Что делать, если права студента нарушаются?

Есть несколько путей развития ситуации:

  1. Смириться и жить дальше. Но чем больше вы молчите и смиряетесь, тем дальше заходит неприятная ситуация. К тому же, молчание и ничегонеделание провоцируют повторение неприятных моментов и в вашей жизни, и в жизни других.
  2. Решать проблему. Откровенно рассказав о неприятной ситуации начальнику кафедры, декану, замдекана или ректору, чаще всего можно раз и навсегда решить вопрос. В противном случае можно привлечь ведомства (суды, прокуратуру и пр.). Чаще всего обращения через университетский сайт или общения с проректором по учебной работе вполне достаточно, чтобы решить проблему.
  3. Зафиксировать проблему, чтобы в дальнейшем обдумывать способы ее решения. Для фиксации часто используют аудио- или видеозаписи, а также привлекают свидетелей. С этими доказательствами можно привлечь к ответственности того, кто покушается на ваши права.

В любом случае рекомендуют попытаться решить проблему в стенах университета, не вынося ее за пределы вуза. Идти в сторонние организации или полицию лучше в крайних случаях, когда видно, что проблема не решается внутри.
Нарушение прав студента: имеет ли право директор университета отказывать мне в написании
Нередки ситуации, когда права студентов нарушают в медпункте. Работник отказывает в полноценной медицинской помощи, и на все вопросы решение только одно: активированный уголь

Что делать, если возникли проблемы в библиотеке?

Бывает, что права студентов нарушают в библиотеке. Например, всем студентам одного и того же курса выдают совершенно разную литературу, ссылаясь на то, что есть. При этом преподаватель четко дал понять, что данная литература совершенно не подходит для изучения. 

Если работник библиотеки никак не реагирует на ваши замечания, нужно обратиться за помощью напрямую к заведующей или директору библиотеки. Важно донести посыл, что отсутствие нужного учебника серьезно затрудняет вашу учебу. Если это не помогло, обращайтесь за защитой к замдекану.

Что делать, если студенту предоставили в столовой некачественную еду?

Если во время питания в столовой студент отравился, важно взять в медучреждении справку об отравлении и предоставить ее копию проректору по АХЧ.

Если это не возымело своего действия, идите в СЭС по адресу, к которому принадлежит университет. Они займутся проверкой.

Что делать, если преподаватель занижает оценку?

Предвзятое отношение к студенту – прямое нарушение его прав. Часто бывает, что из-за личной неприязни педагоги пытаются проучить студента, занижая ему оценку.

Если вы твёрдо уверены в своих знаниях, открыто спросите у преподавателя о критериях оценки. Если ваши ответы строго соответствуют описанным критериям, обращайтесь к замдекана по учебной работе. Если у вашей группы есть куратор, попробуйте попросить помощи у него.

Что делать, если проблемы с вахтером/охранником?

Бывает, что охранник или вахтер нахамил или не пропускает без веского основания в общежитие/вуз.

Обратитесь к заведующему общежития/декану. Для большей достоверности попросите знакомых засвидетельствовать факт нарушения прав: сделать фото, снять видео и т.д.

Чаще всего студенты идут за помощью в деканат. Но что делать, если произвол преподавателей продолжается?

Мы собрали список организаций, которые помогут защитить ваши права:

Как студенту защитить свои права, если вуз закрывается?

Одно дело, если учащийся уже защитил диплом. И совсем другое, когда на середине пути он вдруг узнает, что университет закрывается. Что делать в этом случае? Как защитить свои права?

Итак, вот важная информация, которую нужно знать студенту закрывающегося вуза:

  1. Университет должен найти и распределить студентов в принимающий вуз с сохранением специальности и формы обучения (дневной или заочной), курса и стоимости. Также вуз должен передать в принимающее учреждение образования все материалы по учащимся и учебным планам. Для перевода необходимо получить письменное согласие у всех студентов.
  2. Университет должен сообщить о закрытии не позднее 5 дней.

Если вуз закрывается из-за того, что ему не продлили лицензию, это хороший повод обратиться за защитой в Рособрнадзор, прокуратуру или суд по защите прав потребителей. В некоторых случаях это помогает вернуть внесенные заранее деньги за тот срок, который университет так и не отработает в будущем. 

О силе общественных организаций

Не так давно стали появляться все новые организации по защите прав студентов. В первую очередь ищите такой союз в своем вузе. Ведь если поток студентов в университете большой, то и тех, кто жалуется, тоже будет много.

Студентам не стоит бояться — в большинстве случаев работа с такими центрами полностью анонимна. Позвоните вы по телефону горячей линии, оставите обращение через сайт или придете лично на встречу – вам гарантируют конфиденциальность и помощь относительно прав и социальной защиты студентов.

Читайте также:  Автострахование: я имею две автостраховки в одной страховой компании

Сюда можно обращаться в следующих случаях:

  • за консультацией по сложному делу;
  • за практической помощью по причине ущемленных прав;
  • для борьбы со множественными нарушениями; 
  • для повышения правовой грамотности;
  • для изучения законных льгот и возможностей и т.д.

Но прежде всего студент должен сам понять: ничего не удастся сделать, если не предпринимать никаких действий. Страх, лень, апатия, безразличие – всё это потворствует беспределу в вузах. Важно действовать, чтобы окончательно не потерять ваши права и не допустить страдания других. 

И если вы боитесь вступить в открытую борьбу, есть много людей, готовых поддержать вас в трудную минуту и подставить плечо помощи. В каждом городе есть такие центры и организации, которые оказывают консультативную и правовую помощь учащимся, чьи права были нарушены.

Боритесь за свои права. А если эта война отнимает слишком много времени и сил, не сдавайтесь. Вас всегда поддержит сервис студенческой помощи, если нет времени на написание курсовых или диплома.

Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников — Росконтроль

Нарушение прав студента: имеет ли право директор университета отказывать мне в написании

В школу берут, естественно, не каждого. Однако наши представления о том, что детей может учить только человек, получивший педагогическое образование, неверны. Учителем может быть и специалист с образованием по той специальности, которую хочет преподавать.

Перед тем, как устроиться на работу, желающий работать учителем предстает перед комиссией, которая состоит из завучей и учителей. С ним проводят собеседование, могут попросить провести тестовый урок, определяют испытательный срок.

Возьмут ли учителем того, у кого есть судимость? Да, но только того, кто был осужден за мелкие преступления и правонарушения. На практике же даже им путь в школу закрыт, поэтому чаще всего те, кто учит наших детей, чисты перед законом.

Человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией по закону может работать учителем, но опять же, на практике администрация старается не допускать, чтобы в коллективе были подобные педагоги.

Мы привыкли к тому, что учитель достаточно волен в проявлении своих эмоций: он может наорать на ученика, стукнуть кулаком по столу, вывести шалуна за ухо из класса. Так было во времена нашего детства, так регулярно случается и в современной школе.

Но на самом деле учитель не имеет на это никакого права! Закон стоит на страже человеческого достоинства учеников, защищает их от оскорблений и любого вида насилия (физического и морального).

Что делать, если учитель не соблюдает эти требования? Жаловаться! За нарушение норм обращения с учениками к педагогу могут быть применены разные формы дисциплинарных мер, вплоть до увольнения. А если учитель оскорбил ученика в неприличной форме, то на него может быть наложен штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).

Как поступить родителям, если ребенок жалуется на то, как ведет себя с ним учитель?

  • Сначала есть смысл попробовать решить проблему миром. Поговорите с учителем, постарайтесь понять, по какой причине он ведет себя подобным образом (и действительно ли все так плохо, как описывает ребенок).
  • Если с учителем договориться не получилось, идите на прием к директору. С собой берите заявление в двух экземплярах (один останется у вас). Директор обязан в течение 30 дней ответить в письменном виде на ваше заявление.
  • Если обращение к директору не возымело действия, обращайтесь в РОНО или УНО (в разных регионах эти организации носят различные названия).

Если же будет доказано обратное — что ученик оскорбляет учителя — нарушителя ждет дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, исключение из школы). Подростка (14-16) лет могут привлечь к гражданско-правовой ответственности (ст. 1074 ГК РФ).

Как выбрать частную школу и не ошибиться

Нередко для поддержания дисциплины учитель изымает на время у учеников различные вещи — сотовые телефоны, игрушки, и так далее. По закону он не имеет права делать это, так как частная собственность неприкосновенна. Учитель должен действовать другими методами: сделать замечание, оставить на разъяснительную беседу, обратиться к родителям, и так далее.

Часто во избежание таких ситуаций школы вводят внутренние правила, например, в принципе запрещают пользоваться мобильными телефонами на уроках. На это они имеют право, и этим правилам придется подчиняться. Если ученик нарушит их, его может ждать дисциплинарное взыскание.

Остается только пожелать, чтобы вас не коснулись описанные в статье проблемы. Но если неприятный инцидент все же случился, помните о своих правах и правах вашего ребенка, отстаивайте их, но, естественно, тоже в рамках закона!

Самые актуальные новости Росконтроля в Telegram. Подписывайтесь!

30 августа 2018

Реклама

Еспч посчитал, что студент вправе жаловаться в администрацию университета на поведение преподавателя

29 октября Европейский Суд по правам человека вынес Постановление по делу «Бычков против России», в котором студент жаловался на нарушение вузом права на свободу выражения.

Коллективная жалоба студентов как основание для иска о диффамации

16 июня 2009 г. преподаватель информатики Таганрогского филиала Российского нового университета А. сказал студенту З. перед всей группой: «Поскольку я вижу вас впервые, я не позволю вам сдать экзамен». После того как группа негативно отреагировала на слова преподавателя, он сказал: «Вы такие смелые. Увидим, что вы скажете на экзамене».

Поскольку, согласно договору на оказание образовательных услуг, студент вправе высказывать замечания или предложения, касающиеся образования, 24 июня того же года Евгений Бычков вместе с 20 одногруппниками письменно пожаловались на поведение преподавателя директору филиала университета и ректору.

Они указали, что преподаватели не оказывают студентам помощь в изучении предметов должным образом, в том числе при подготовке к практическим занятиям. Кроме того, преподаватели грубят, а результаты экзамена оценивают главным образом по посещаемости, даже если речь идет о программе дистанционного обучения и студенты из других городов не могут посещать ее.

Преподаватель по информатике А., по мнению студентов, является ярким примером такого поведения.

В письме также указывалось, что администрация филиала университета в Таганроге делает все возможное, чтобы отчислить всю группу. Доказательством этого стал тот факт, что экзамен по информатике никто не сдал, поскольку А.

ставил оценку студенту заранее, до получения ответов на экзаменационные вопросы, а при ответе на дополнительные вопросы утверждал, что тот отвечает неправильно, хотя это было не так. Кроме того, отмечалось в жалобе, стало известно, что А.

берет взятки.

Ответ на письмо студенты так и не получили.

Впоследствии А. обратился в Неклиновский районный суд Ростовской области с иском к студентам Бычкову и П. о диффамации.

Суд, заслушав показания 8 студентов, подписавших письмо, посчитал, что они разумно интерпретировали поведение преподавателя как угрозу и на законных основаниях воспользовались правом подать жалобу в администрацию университета, которая должна была принять решение и дать ответ.

Суд указал, что сведения о том, что А. берет взятки, не являются обвинением в коррупции, но содержат информацию, которую необходимо проверить. В связи с этим в удовлетворении иска было отказано.

Ростовский областной суд отменил решение первой инстанции, посчитав, в частности, что она не определила, должны ли все подписавшиеся стать соответчиками, и направил дело на новое рассмотрение.

При пересмотре дела суд первой инстанции привлек всех подписантов письма в качестве соответчиков и отказал в удовлетворении требований истца. В заседании студенты П. и К. дали дополнительные устные показания. Так, П. сообщил, что А.

ошибочно поставил оценку «неуд» рядом с его фамилией, а когда он указал на это А., тот ответил, что это не имеет значения, потому что экзамен он все равно не сдаст. Соответчик К.

, в свою очередь, пояснила, что студенты устно жаловались ректору университета на поведение А., однако он отказался вмешаться.

Ростовский областной суд отменил решение первой инстанции и вновь направил дело в Неклиновский районный суд, который удовлетворил иск в отношении 12 студентов – в отношении остальных истец требования отозвал. Суд указал, что обвинения студентов не подтверждены, а устные показания не имеют доказательной силы.

По мнению суда, студенты были заинтересованы в результатах разбирательства. Более того, они не обращались с заявлением о совершении преступления в правоохранительные органы. По итогам судебного разбирательства студенты должны были заплатить преподавателю 1000 руб. в качестве компенсации морального вреда. Бычков и К.

, которые напечатали и направили жалобу, – по 1500 руб. Апелляция оставила данное решение без изменения.

Обращение в ЕСПЧ

Не согласившись с выводами судов, Евгений Бычков обратился в ЕСПЧ. В жалобе он указал на нарушение государством ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Заявитель отметил, что студенты подписали коллективную жалобу и ожидали, что информация будет проверена администрацией вуза. Вместо этого их вызвали в суд, чтобы проверить правдивость заявлений. Бычков подчеркивал, что в коллективной жалобе не упоминалось о частной жизни А.

, но сообщалось, каким образом он исполнял свои профессиональные обязанности. Кроме того, написание жалобы соответствовало п. 5.2 договора на оказание образовательных услуг. В качестве компенсации морального вреда заявитель указал сумму в 20 тыс.

евро и свыше 1000 евро на возмещение судебных расходов.

Правительство, в свою очередь, утверждало, что национальные суды правильно установили, что информация в жалобе не была подтверждена какими-либо доказательствами.

Преподаватель университета не был известен широкой публике, и его статус нельзя сравнивать со статусом политика или общественного деятеля, в отношении которого допустимы более широкие пределы критики.

По мнению правительства, студенты стремились заменить его другим преподавателем, а не сообщить какую-либо информацию во благо общественным интересам. Государство также отметило, что вмешательство в свободу выражения было законным и обоснованным и преследовало законную цель защиты репутации А.

Читайте также:  Положения военнослужащих находящихся за штатом

Европейский Суд признал нарушение ст. 10 Конвенции

Изучив доводы сторон, Европейский Суд отметил, что письмо студентов было непублично передано в администрацию вуза, при этом студенты не использовали формулировки, способные оскорбить или унизить преподавателя. Также жалоба не подорвала авторитет и уважение, которым А. пользовался среди коллег или студентов, поскольку содержание обращения не было известно широкой публике.

ЕСПЧ выразил сомнение в том, что при рассмотрении иска российские суды применяли стандарты, соответствующие принципам, закрепленным в ст.

10 Конвенции, или что они полагались на приемлемую оценку соответствующих фактов.

Он отметил, что в ходе последнего разбирательства они объявили указанные в письме положения клеветой, не пытаясь провести различие между оценочными суждениями и констатацией факта.

Европейский Суд также указал, что утверждение о «грубом» поведении преподавателя является всего лишь одним примером оценочного суждения, отражая субъективную оценку преподавателя, его манеру общения. Грубое поведение, по мнению ЕСПЧ, не поддается доказыванию, а требование доказать истинность оценочного суждения нарушает свободу мнений.

Как отмечается в постановлении, в письме описаны два инцидента, свидетелями которых были подписавшие жалобу студенты. В первом и втором кругах разбирательства национальные суды сочли устные доказательства достаточными для установления того, что события действительно произошли, как описано.

В ходе третьего круга доказательства студентов были отклонены на основании предположения, что, будучи участниками процесса, они могут говорить неправду о произошедших событиях. ЕСПЧ указал, что первая инстанция не ссылалась на какие-либо признаки неискренности или нечестности, способные поставить под сомнение показания студентов.

При этом никто, включая А., не ставил под сомнение факт наличия указанных инцидентов.

В итоге Суд пришел к выводу о наличии признаков нарушения ст. 10 Конвенции и присудил Евгению Бычкову 5200 евро в качестве компенсации морального вреда, а также более 1 тыс. евро на возмещение судебных расходов и издержек.

Эксперты прокомментировали выводы ЕСПЧ

В комментарии «АГ» юрист ГК «Крикунов и партнеры» Мария Юркевич отметила, что постановление ЕСПЧ указывает сразу на несколько проблем, касающихся не только российского образования, но и стандартов доказывания, применяемых национальными судами.

«Во-первых, это проблема организации образовательного процесса и качества образования в негосударственных образовательных организациях либо государственных, но не очень крупных и известных, – пояснила она.

– Во-вторых, это проблема отсутствия эффективного механизма разрешения конфликтов, возникающих между преподавателями и студентами.

На сегодняшний день в России нет единой для всех процедуры разрешения подобного рода разногласий, в отличие, скажем, от Великобритании, США, Франции, Испании, где существуют органы, уполномоченные разрешать подобные споры».

В России, добавила эксперт, этот вопрос регулируется на локальном уровне отдельно в каждой образовательной организации. «При этом почти в 100% случаев администрация вузов встает не на сторону студентов, даже если они очевидно правы, ища различные основания для отказа в удовлетворении жалоб, либо не рассматривают их вовсе.

Кроме того, они по надуманным мотивам могут применить различные санкции к осмелившимся отстаивать свои права студентам, вплоть до отчисления, как было в рассматриваемом деле», – подчеркнула Мария Юркевич.

Она указала, что в данном споре студентам, чтобы защитить свои права, пришлось задействовать международные механизмы, хотя проблему можно было решить, не прибегая к судебным процедурам.

«В-третьих, что самое важное, ЕСПЧ в очередной раз подчеркнул дефектность стандартов оценки объяснений сторон и третьих лиц, применяемых российскими судами.

Обстоятельства, подтвержденные только объяснениями сторон (даже если одна сторона представлена множеством лиц и каждый из участников дает аналогичные объяснения), априори считаются недоказанными, поскольку суды полагают такие объяснения недостоверными ввиду личной заинтересованности дающего их лица», – отметила юрист.

По ее мнению, ЕСПЧ еще раз подчеркнул, что не существует презумпции неистинности показаний, данных в собственном деле, а сама по себе заинтересованность в исходе дела не может являться единственным основанием для признания доказательств недостоверными. Так, судам надлежит устанавливать иные объективные признаки неискренности или нечестности, способные поставить под сомнение данные показания.

В-четвертых, отметила юрист, ЕСПЧ вновь коснулся стандартов доказывания по делам о диффамации (термин здесь используется в понимании ЕСПЧ, а не ГК РФ), подчеркнув недопустимость привлечения к ответственности за высказывание оценочных суждений, а также за изложение утверждений о фактах в обращениях не в уполномоченный госорган.

«К сожалению, как участник не одного десятка дел о защите чести, достоинства и деловой репутации могу сказать, что у нас практика разрешения таких сопоров идет по какому-то самобытному пути, не поддающемуся осмыслению. Там, где очевидно имело место утверждение о фактах, суды признают наличие оценочных суждений, и наоборот.

К сожалению, в большинстве случаев для разрешения спора приходится обращаться в ЕСПЧ», – резюмировала Мария Юркевич.

По мнению доцента кафедры уголовно-процессуального права Университета им. О.Е.

Кутафина Артема Осипова, постановление ЕСПЧ имеет универсальное значение для совершенствования практики рассмотрения диффамационных исков, отражая некоторые повторяющиеся недостатки этой практики в российских судах – например, отсутствие юридического анализа содержания спорных утверждений ответчика, их дифференциации на оценочные суждения (которые не требуют доказывания их достоверности) и утверждения о фактах, подлинность которых должна быть доказана ответчиком. Эксперт считает, что рассмотрение совокупности спорных высказываний под углом зрения единых стандартов доказывания является ключевой ошибкой судов в подобных случаях.

«Не менее важны выводы ЕСПЧ об использовании субъектом критики (студентами) частных (внутривузовских) каналов распространения информации о неэтичных действиях преподавателя, а также об отсутствии в этих высказываниях оскорбительной лексики.

Именно здесь проходит “водораздел” между деструктивными действиями, направленными на разрушение чужой деловой репутации, и реализацией обучающимися права на свободу выражения своего мнения в интересах защиты своих прав и законных интересов, связанных с получением качественного образования», – подчеркнул эксперт.

Артем Осипов выразил надежду, что подобные судебные споры станут юридической редкостью, а любые конфликтные ситуации между студентами и администрацией вузов будут разрешаться во внесудебном порядке, с учетом высоких стандартов вузовской корпоративной культуры и правовых позиций Европейского Суда.

Вс разрешил студенту обжаловать решение вуза в суде — новости право.ру

Петр Живчик* заканчивал четвертый курс Тюменского государственного университета. 16 июня он сдал госэкзамен на «Хорошо». Выпускник не согласился с такой оценкой и подал апелляцию в комиссию Института государства и права.

Апелляционная комиссия рассмотрела жалобу. Но вместо того, чтобы исправить оценку на «Отлично», она отменила результаты и заставила студента сдавать экзамен еще раз. Преподаватели решили, что была нарушена процедура.

Must-read «Небогато, но весело»: как юристы жили и путешествовали в студенчестве

Живчик решил оспорить решение апелляционной комиссии в судебном порядке. Он подал иск в Центральный районный суд г. Тюмени по правилам Кодекса административного судопроизводства (КАС). Студент указал: он не ставил вопрос о нарушении процедуры проведения экзамена, поэтому рассматривать этот вопрос апелляционная комиссия вообще не должна была, как и назначать повторную дату испытания.

Три инстанции отказались принимать иск Живчика к рассмотрению. Суды указали, что доводы заявителя по существу сводятся к несогласию с итоговой оценкой, полученной им на экзамене. Но суды не вправе оценивать степень и уровень освоения студентом образовательной программы, решение таких вопросов относится к компетенции административного ответчика. 

Кроме того, решение апелляционной комиссии «не является властно-распорядительным» и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей. Поэтому его законность нельзя оценить в порядке, предусмотренном КАС.

Живчик подал жалобу в Верховный суд, ее рассмотрел судья административной коллегии Игорь Зинченко. Он раскритиковал выводы нижестоящих инстанций и назвал их ошибочными.

Зинченко не согласился с тем, что решение апелляционной комиссии не является «властно-распорядительным». Ведь из-за этого решения студенту пришлось заново сдавать госэкзамен, без этого он не смог бы получить диплом о высшем образовании.

Must-read Шпаргалки, прогулы, пятерки и двойки: как учились юристы

К тому же вуз, в котором учился Живчик, является государственным, и порядок сдачи экзаменов в нем устанавливает государство. И этот порядок предусматривает право на обжалование результатов «госа» по двум основаниям: нарушение процедуры его проведения и несогласие с оценкой.

В этом деле студент выбрал второй вариант, и по итогам такой жалобы апелляционная комиссия должна была либо отказать Живчику, либо поменять оценку. Заявитель жалобы не ставил перед комиссией вопрос о процедурных нарушениях, а это значит, что и рассматривать его было нельзя.

А еще суды сделали неправильный вывод, что Живчик оспаривает в суде свою итоговую оценку. Ведь он в своем исковом заявлении он указывал только на нарушения порядка сдачи экзаменов.

При таких обстоятельствах судья ВС отменил все предшествующие решения по этому делу и обязал Центральный райсуд Тюмени рассмотреть спор по существу.

Закон об образовании дает учащимся возможность оспаривать акты вуза. Например, они могут оспорить приказ об отчислении и потребовать восстановить их на учебе, напоминает Ольга Рогачева, адвокат АК Федеральный рейтинг.

группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
.

А вот оспорить плохую оценку в суде не получится: этого не допускает ни закон, ни судебная практика.

Определение ВС от 17.09.2021 № 89-КАД21-1-К7.

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *