Курьеры ездят по детской площадке

Слева с тротуара на проезжую часть спрыгнул трехколесный велосипед с моторчиком и ринулся на противоположную сторону улицы через разделительную сплошную.

Справа по краю ползет другой, а затем без остановки едет по «зебре» вместе с пешеходами. А по встречной полосе со скоростью малолитражки несется самокат! Всех рулевых объединяет одно – большой короб на спине или в грузовом отсеке.

Переводишь дух: очень похоже на бешеную циркуляцию автопотока в Индии…

Как автомобильная Москва сделала очередной виток по спирали истории от цивилизованности к дикости, которая опасна как для автовладельцев, так и для пешеходов? 4R.ru разобрался, что творится в столичных службах доставки еды.

Транспортные средства курьеров: от самокатов до трициклов

Курьеры, одетые в зеленые и желтые куртки, гоняют на всем: на стареньких велосипедах и самокатах по льду, на дешевых мопедах, но самое страшное – это вот эти промежуточные транспортные средства с малокубатурным двигателем, которые никак не могут определить, какое же место на дороге они обязаны и могут занимать. 

Курьеры ездят по детской площадке

В Москве доставку еды из кафе и ресторанов фактически узурпировали два гиганта — Delivery Club и «Яндекс.Еда». Это агрегаторы, которые объединяют службы доставки и рестораны в единый сервис и являются крупнейшими посредниками.

Оба сервиса не несут прямой конечной ответственности ни за ассортимент и качество еды из заведения, ни за самого курьера, хотя и ручаются за проверенных партнеров.

А доставщики в погоне за заказами и ограниченные жесткими временными рамками порой ведут себя неосторожно — несутся по тротуарам на велосипедах, пугая прохожих, или вылетают на самокатах на дорогу, не давая водителю времени его заметить, или мчат на мопедах в дождь, еле попадая в правое зеркало. Под свою — и вашу –личную ответственность.

Курьеры ездят по детской площадке

Скутеры, мотороллеры и велосипеды более-менее держатся в своих ПДД-рамках, а малочисленные трехколесные «приведения» с моторчиком вообще не соблюдают правил.

Зачастую курьер на таком «недоскутере» двигается по автомобильной дороге, но не останавливается на красный сигнал светофора, а перестраивается на пешеходный переход, для которого в этот момент горит зеленый свет.

Очень удобно — никогда не надо ждать. Но законно ли?

Как должны ездить трехколесные ТС?

Проблема в том, что трициклы и им подобные не имеют четкой классификации. Это трехколесные транспортные средства – причем два колеса могут быть как спереди, так и сзади.

Они могут быть с закрытым кузовом или без него, с мотоциклетными посадкой и органами управления и даже с мотоциклетным, электрическим или небольшим автомобильным мотором мощностью до 20 л.с. или 15 кВт. Масса — не более 550 кг.

Максимальная скорость ограничена 25 км/ч. Подобные ТС даже специально выпускают для служб доставки и рекламных целей.

Курьеры ездят по детской площадке

Примерно такие трициклы были замечены у московских служб доставки еды

По идее на трициклы с мотором необходимо получать номерные знаки, то есть обязательно регистрировать в ГИБДД. В отличие от квадроциклов, предназначенные только для пересеченной местности. Их службы доставки вроде пока не используют, но то ли еще будет…

Есть ли у курьеров водительские права?

Права на все подобные ТС нужны, только категория зависит от максимальной скорости транспортного средства. Если оно развивает менее 25 км/ч, то классифицируется как мопед, а значит, это графа М в водительском удостоверении.

Также для управления им подходят любые водительские права. Если возможная скорость более 25 км/ч, это речь идет о трицикле, на который нужны права «почти автомобильной» категории В1.

У всех ли курьеров — а в службу доставки часто нанимаются студенты или мигранты — есть такие документы и соответствующие им умения? 

Курьеры ездят по детской площадке

Как пояснили 4R.ru в пресс-службе «Яндекс.Еда», у агрегатора нет никакого автопарка, все самокаты, велосипеды и мопеды – личный транспорт курьеров, которым они пользуются по собственному желанию и под свою ответственность.

От количества обработанных заказов в сутки зависит их заработок. А вот у Delivery Club есть небольшой парк мопедов.

Однако по информации агрегаторов, трициклы с моторами чаще всего используют не крупные компании, а небольшие локальные заведения – так называемые «кухни на районе». В Delivery Club на запрос не ответили.

Куда жаловаться на опасных курьеров?

Что делать, если вы видите, что человек в одежде службы доставки откровенно нарушает правила приличия и даже ПДД? Самое очевидное  – обратиться с агрегатору с этой информацией, если вы узнали брендированную куртку.

Скорее всего, вашу претензию вежливо выслушают, но за поиском виноватого направят к одной из служб доставки, с которыми сотрудничает сервис.

Очень вероятно, что работодатель не в курсе, каким транспортом пользуется доставщик, и никак за это не отвечает. 

Что делать, если сбил лихач-доставщик?

Бум спроса на услуги доставки привёл к необычному эффекту: по тротуарам стало опасно ходить. Курьеры, которые часто ездят на велосипедах, мчатся к заказчикам на всех парах, нередко именно по тротуару. В САО уже были случаи, когда пешеходов сбивали лихачи-доставщики. «Север столицы» выяснил, что делать в таком случае и какое наказание понесёт виновный.

Не сбрасывая скорость

Курьеры ездят по детской площадке

Андрей Дмытрив

Недавно на улице Юннатов москвичку сбил велосипедист, работающий в службе доставки еды.

— Врезался он в меня на такой скорости, что мы с ним и его велосипедом перекувырнулись и проехали по асфальту, — рассказала она. — У меня ссадины на коленях и кистях рук, про одежду молчу.

Похожую историю рассказала жительница района Аэропорт.

— На Ленинградском, 66, моего ребёнка пяти лет чуть не сбил доставщик, проехав на полной скорости между мной и малышом, не сбросив скорость, не посигналив, не объехав, — пожаловалась она.

Бывают и иные ситуации — когда машина сбивает велокурьера на проезжей части. Такие случаи были на Планетной и на улице Усиевича, на углу Чапаевского переулка и 2-й Песчаной. Не факт, что во всех ДТП с автомобилями виноваты доставщики, но ясно, что они всё чаще становятся участниками происшествий на дорогах.

Подчиняется правилам движения

Курьеры ездят по детской площадке

Андрей Дмытрив

— Зачастую те, кто доставляет еду, выбирают именно велосипед как самый удобный транспорт, — говорит заместитель начальника отдела ГИБДД УВД по САО Геннадий Долматов.

— Но велосипед довольно неустойчив, поэтому, чтобы управлять им, нужна определённая физическая подготовка. А курьеры часто спешат, им приходится проезжать большие расстояния за короткое время.

Из-за этого они нередко нарушают правила дорожного движения.

Велосипед — транспорт, который подчиняется ПДД. Взрослый велосипедист должен передвигаться по проезжей части.

По тротуару можно ехать лишь в некоторых случаях, например тем, кто везёт в приставном кресле малыша до семи лет или сопровождает ребёнка младше 14 лет на отдельном велосипеде.

Кстати, правила дорожного движения устанавливают и требования к перевозке грузов на велосипеде: багаж не должен закрывать водителю обзор, нарушать равновесие.

— Если груз выступает с боков больше чем на 50 сантиметров, перевозить его также нельзя, — добавили в ГИБДД.

Как быть, если наехали?

Курьеры ездят по детской площадке

Андрей Дмытрив

Велосипедисты несут полную ответственность за сбитых пешеходов наравне с теми, кто ездит за рулём авто. После столкновения с железным конём нужно действовать так же, как после обычного ДТП: вызвать полицию, установить виновного, обговорить возмещение вреда.

— После такой аварии пострадавший может написать заявление в полицию, даже если велосипедист уехал, — объясняет Геннадий Долматов.

— Его будут разыскивать по записям камер видеонаблюдения системы «Безопасный город» и по свидетельским показаниям. Будут разбираться, нарушил ли он правила дорожного движения.

Читайте также:  Требуют денег за сервис неисправного товара

В зависимости от травм определят степень вреда, нанесённого здоровью пешехода. От всего этого будет зависеть наказание — административное или даже уголовное.

Велокурьер на тротуаре — целевая аудитория велосипедизации Москвы за счет пешеходов и автомобилистов — РазРулимс!

Велокурьер, точнее велокурьер на тротуаре, главная целевая аудитория велосипедизации Москвы — ситуация окончательно проясняется. Причем это все происходит, как за счет пешеходов и автомобилистов, так и за счет велосипедистов соблюдающих ПДД.

Так мой товарищ, использующий велосипед как транспорт (живет и работает в ЦАО) — попал в ДТП с велокурьером и сломал руку.

Товарищ ехал по проезжей части, велокурьер ехавший по тротуару, решил пересечь проезжую часть по пешеходному переходу и резко повернул…

  • Тема велосипедизации была поднята на Рулимс в конце лета 2020 года, за полгода ситуация принципиально не поменялась, все прогнозы оправдались.
  • Велосипедист в Москве – позиционирование велосипеда как массового (всесезонного) транспорта – некомпетентность, преступный умысел или что?
  • Велосипед как транспорт – варианты использования, сезонность, риски, (не) соблюдение ПДД, велосипеды для перемещения по городу и другие аспекты городского велопроцесса
  • Велосипед на тротуаре – Москва, Россия, мир – правила и жизнь
  • ПДД велосипедиста, можно ли ездить строго по ПДД, велосипед на тротуаре-пешеходной дорожке
  • СИМ (Средства Индивидуальной Мобильности) – новое понятие появляется в ПДД, как на роликах или скейте лишиться прав на управление автомобилем

Велосипед и пандемия коронавируса — количество велосипедистов и велокурьеров резко выросло

Одно изменение произошло — эпидемия коронавируса резко увеличила интерес к велосипеду. Причем и к велосипеду как досугу и велосипеду как транспорту — количество велокурьеров на дороге резко выросло. Во время карантина (ограничительных мер) весной была в некоторых местах Москвы создавалось впечатление что велокурьер — единственный кто работает.

Соответственно все изначально обозначенные проблемы усугубились — велокурьеры ездят с грубыми нарушениями ПДД, большинство по тротуарам.

Как это выглядело 10 февраля на Большой Грузинской улицы можно посмотреть на фотографии.

Курьеры ездят по детской площадке

Велокурьер на тротуаре — целевая аудитория велосипедизации Москвы

Велосипед этого велокурьера оснащен полноразмерными крыльями, что редкость. Из под колес стандартных (без крыльев или с короткими крыльями) велокурьеров грязь и соль летит на пешеходов, не говоря о том что они создают им множество проблем в условиях плохоубираемых зимних улиц.

При этом советовать их выехать на проезжую часть — способствовать травмам или даже смертям, я этого делать не буду.

Курьеры ездят по детской площадке

Велосипедист (не обязательно велокурьер) на дороге

Проблема в системе.

Велокурьер и велосипедист в Москве — круглый стол «Велобудущее мегаполиса»

Система пытается создать иллюзию обсуждения и принятия взвешенных решений. Очень характерный вопрос представителя Синих ведерок — сколько человек приехало на велосипеде на встречу — ответил один (из ~35).

На встрече с представителями велосообществ в Парке Горького в мае 2013 года — М.Ликсутов спрашивал сколько приехавших приехали в шлеме (немного).

Что почти все приехали на велосипедах было очевидно, сейчас велосипедизацией занимаются теоретики, результат понятен.

  1. Интересно что прозвучало количество велокурьеров в Москве — «3 тысячи курьеров и у каждого 20-30 заказов» что ничтожно для 12 млн жителей Москвы и 25 млн жителей московской агломерации.
  2. Публикую комментарий участника, видео и презентацию.
  3. Автомобилисты Москвы VK

Тут у нас вчера Денис Галахов был участником круглого стола «Велобудущее мегаполиса», впечатлился) Подробный рассказ о мероприятии — он большой, но не поленитесь прочесть, тут много важного для понимания ситуации и что нас — автомобилистов ждет. Если , конечно, Ликсутова наконец не отправят в отставку или послом в Тунис.

  • Денис Галахов, участник встречи FB
  • «Не часто нашему брату-автомобилисту удается оказаться в одном пространстве с такими персонами как:
  • Артур Шахбазян – заместитель руководителя по развитию и совершенствованию велосипедного и пешеходного пространства,
  • Сорокин Анатолий Анатольевич — заместитель начальника Московской административной дорожной инспекции,
  • Аркадий Гершман — урбанист-блогер,
  • Денис Каргаев — велошкола «Красный насос»,
  • На столе так же стояла табличка с именем велосипедиста всея Москвы — Владимира Кумова, который, по какой-то причине не явился на «Велобудущем мегаполиса».
  • Представители компаний агрегаторов велодоставщиков:
  • Екатерина Герастовская —руководитель GR-направления фудтеха «Яндекс.Такси»
  • Анна Кузьмина — Яндекс.Лавка,
  • Алина Лихачевская — Кухня на районе,
  • А так же представитель Delivery Club, имя которого я не запомнил, простите.

Были так же представители: префектуры ЦАО — Федор Винокуров, ОНФ — А.Н. Троицкий, Института транспорта — Павлов Василий Викторович и Щитов Кирилл Владимирович из профильной комиссии по безопасности, спорту и молодежной политики МосГорДумы.

Необходимость столь подробного описания чинов и должностей поясню ниже.
Горожане были представлены активными гражданами районов Хамовники и админом районной группы «Белорусская-Новослободская-Маяковская» Светланой Колосовой, пост которой тоже привожу ниже.

«Робко прячется под грязными сугробами никому сейчас ненужная велодорожка на Лесной улице, бороздят просторы наших тротуаров десятки велокурьеров, заставляя пешеходов отпрыгивать из-под их колес в те самые сугробы, тихонько ползает по нашему району милый маленький робот-доставщик Yandex, а глава МО Тверское Яков Якубович думает о весне и позвал сегодня меня, как «представителя общественности» на круглый стол «Велобудущее мегаполиса». И даже урбанистический новояз названия меня не отпугнул.

«Стало очевидным, что велотрафик в городе будет увеличиваться и дальше, и противодействие этой тенденции контрпродуктивно», строго предупреждалось в приглашении.

За стол (пусть не круглый) организаторы усадили представителей Дептранса, ГИБДД, ЦОДД, депутатов МГД и муниципальных депутатов, представителя @Синие ведерки, и компаний, курьеры которых заполнили с началом пандемии наши улицы — Яндекс-Еда, Деливери Клаб, Кухня на районе.

Во вступительный речи г-н Якубович, в частности, назвал автомобиль главным источником загрязнения города, и даже извинился перед присутствующими за то, что иногда им «вынужденно» пользуется.

Представитель Дептранса Артур Шахбазян сообщил, что в гнезде Ликсутова готовят ещё 100 километров велодорожек (41 улица в проработке) и станции для краткосрочного хранения велосипедов, которые будут одновременно и станциями по прокату самокатов.

Готовятся изменения в ПДД, в которых будут учтены новые » средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Сейчас для ПДД человек на самокате (даже скоростном электросамокаты) — это пешеход.

Денис Галахов (Синие ведерки) пытался получить данные о том, сколько человек в городе выбирают велосипед как единственное средство транспорта (не получил), говорил о том, что юридическая практика отстаёт от прогресса и не учитывает появления все новых и новых СИМ.

(4 человека в 2020 году погибли при столкновении с таким СИМ на электротяге). Нужна актуализация ПДД, ответственность велосипедистов, такая, же как у владельцев автомобилей в тех случаях, когда наносится ущерб здоровью и жизни пешеходов. Нужна возможность их идентифицировать, многие просто уезжают с места происшествия.

Может быть и обязательное страхование ответственности перед третьими лицами.

Представитель ГИБДД Анатолий Сорокин предупредил, что изменения в ПДД — это не так просто, это федеральное законодательство, а московские реалии очень отличаются от общероссийских.

Компании-доставщики (прозвучала цифра 3 тысячи курьеров и у каждого 20-30 заказов ) клялись, что проводят разъяснительную работу, вешают плакаты, обучают ПДД, а их курьеров можно идентифицировать по номерам на сумках, разбираются «с каждым кейсом», есть телефон для жалоб….

Это выжимка, больше двух часов я там быть не могла, моя короткая реплика касалась защиты права пешеходов на безопасное пребывание на тротуаре, уехала, когда приступили к обсуждению резолюции. Уехала не на велосипеде. Светлое велобудущее пока не моё.»

Читайте также:  Допустимый уровень шума: куда обратиться с жалобой на соседей?

Мои дополнения к этому замечательному описанию заседания таковы

После объёмной вступительной речи Якова Якубовича я спросил у присутствующих 25-30 человек: а кто прибыл на круглый стол на велосипеде?

Я, гордо ответила Анна Кузьмина из Яндекс.Лавки. От горожан было еще заявлено, что если бы не такие морозы, то был бы и еще один велосипедист.

Аркадий Гершман стал упрекать меня в провокации. Ну не знаю, всё-таки встреча о велобудущем.

Далее Артур Шахбазян доложил, что:

— у велопроката успех! Количество великов в аренде составляет 6,5 тыс. шт, а количество арендных сессий у велопроката составило в 2020 году 20млн. поездок. То есть каждый велик используется в сутки по 6-7 раз. Далее начался сказ о любимом детище М.С.

Ликсутова — системе MaaS.( Mobility-as-a-Service или «Мобильность как услуга»). И кстати, в 2021 году в велопрокаты добавится еще 1000 великов.
— из радостного! Артур Георгиевич, мельком заявил, что задача полной деавтомобилизации города не стоит.

) Пока…

-Из пункта презентации о развитии велоинфраструктуры:

1. Велопрокат 2. Велополосы и велодорожки 3. Велопарковки, и 4-м пунктом, все же, организация безопасного движения и изменения стандартов и ПДД.

Что странно, безопасность всё же на первом месте должна быть?!
2. Следующий пункт, важнейший для некоторых из нас.

Особенно для тех кто живет либо работает в районах: ЦАО, Академический, Люблино-Марьино, Строгино и Отрадное. Как говорится, извольте бриться!

Курьеры Delivery будут получать ориентировки о пропавших людях, чтобы помочь отряду «ЛизаАлерт»

Курьеры ездят по детской площадке

Определенная логика в такой идее есть: курьеры ездят по городу чаще основного количества жителей Москвы, которые путешествуют с работы домой и обратно.

А значит, чисто теоретически могут заметить больше. Почему бы это не использовать, подумали в службе доставки Delivery Club и отряде поиска пропавших людей «ЛизаАлерт».

«В городах пропадает большое количество людей — это и дети, и взрослые, и пожилые. Около 80% заявок на поиск пропавших, поступающих в отряд “ЛизаАлерт”, — городские. Чем больше участников поиска, тем выше шансы найти пропавшего человека.

Мы надеемся, что  курьеры Delivery Club помогут нам в сборе информации и свидетельств о пропавших, которые мы будем оперативно проверять. Для нас ценно, что крупные компании не остаются в стороне от таких серьезных социальных проблем общества, как пропажа людей.

Вместе мы сможем больше!» — прокомментировала Наталья Дементьева, руководитель инфогруппы поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт».

Курьерам будут показывать ориентировки на пропавших людей и инструкции о том, как им помочь. Причем в первую очередь тем курьерам, которые доставляют еду в районе, где в последний раз был замечен человек.

Тут, конечно, нет никаких гарантий, что такая система хоть один раз выстрелит: все-таки без специальных навыков сложно участвовать в поисках людей.

К тому же курьеры, как правило, носятся по улицам так быстро, что хорошо бы они замечали хотя бы здания, машины и пешеходов вообще, а не их приметы.

Но если кто-то хоть раз с их помощью найдется, то уже можно считать, что проект был придуман не зря.

предоставлено пресс-службой Delivery Club

курьеры Delivery ClubЛизаАлертпомощь в поиске пропавших
Подписаться:

Камикадзе на бешеных табуретках: часто ли курьеры попадают в аварии?

Курьеры на обычных велосипедах и электромопедах все чаще стали выезжать на дороги, в том числе и на встречные полосы

Курьеры ездят по детской площадке Станислав Красильников/ТАСС

Травматологи утверждают, что случаи ДТП с участием курьеров встречаются регулярно, в сервисах доставки говорят, что их сотрудники соблюдают все правила. А что говорят курьеры?

На тротуаре, на дороге, поперек дороги и даже на встречке. Люди с большими разноцветными коробами за спиной на чем-то двухколесном заполонили уже, кажется, все. Причем их не слышно.

Электромоторчики работают тихо, педали крутятся вообще бесшумно. А некоторых ночью и не видно: не все надевают светоотражающие жилеты, и не у всех служб доставки короба оснащены такими лентами.

Результат налицо, говорит травматолог-ортопед городской поликлиники № 109 Светлана Жидавленкова:

Светлана Жидавленкова травматолог-ортопед городской поликлиники № 109

Травмы — от легких ушибов, до переломов голени и сотрясений мозга. А сейчас тротуары завалены снегом. И все чаще можно увидеть бесшумный мопед, летящий тебе в лобовое стекло. Но в сервисах доставки уверяют — все спокойно! Говорит официальный представитель «Яндекс.Еды» Александра Метелева:

  • Александра Метелева официальный представитель «Яндекс.Еды»
  • Никаких данных об участившихся случаев ДТП с участием курьеров нет и у Delivery Club, говорит руководитель пресс-службы компании Валерия Леденева:
  • Валерия Леденева руководитель пресс-службы компании Delivery Club

А математика тут простая. Системы поощрения в разных компаниях могут отличаться: где-то платят 25 рублей за километр, где-то 240 рублей в час.

Но в среднем курьер за восьмичасовой рабочий день зарабатывает около 2 тысяч рублей, проехав за это время 40-45 километров. А где-то еще и штрафуют за опоздания.

Вот что аналитикам, разработчикам и даже навигаторам отвечает курьер Фарух, который говорит, что у курьеров есть резон торопиться:

Возникает вопрос: что делать? С одной стороны, мы негодуем, когда доставщики подрезают нас на светофоре или опасно обгоняют на тротуаре.

Но мы же при этом возмущаемся, если курьер вдруг приехал через 35 минут, а не через 30, как это было обещано. Да и заказывать с доставкой мы стали уже практически все.

А передвигаться по воздуху люди в желтом, зеленом, розовом и так далее еще не научились. Вывод простой: хочешь реже сталкиваться с курьерами — больше ходи сам.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Хозяева дорог: как курьеры пытаются не сбивать людей, а Минтранс — их контролировать

Чемпионат по знанию ПДД и страховка на 2 млн рублей

Сейчас больше 90% курьеров, сотрудничающих с Яндекс.Лавкой и Яндекс.Едой, передвигаются на самокатах или велосипедах, рассказали RTVI в пресс-службе компании. Так выходит быстрее, а значит прибыльнее: курьеры не застревают в пробках,выполняют больше заказов. К тому же велосипеды не раздражают горожан лишними звуками и не наносят вред окружающей среде.

Перед тем, как приступить к работе, курьеры Яндекса проходят обязательный вводный инструктаж по правилам ПДД. В частности, им напоминают, что ночью передвигаться надо с включенным фонарем, а в жилых кварталах сбрасывать скорость.

Та же схема работает и в сервисе доставки еды «Самокат», рассказал RTVI пресс-секретарь компании Кирилл Жарков. Кроме того, в курьерских хабах — центрах формирования заказов — висят специальные плакаты о базовых правилах управления велосипедами. Казалось бы, ездить на велосипеде умеет каждый второй, а вот как правильно показать поворот знают немногие.

Вместо сдачи экзаменов курьеры участвуют во внутреннем мини-чемпионате по знанию ПДД. Но даже его победителям снимать по дороге шлем нельзя, считают в «Самокате». Так безопаснее. По той же причине, когда погода портится, резину на велосипедах меняют на зимнюю. Вероятно, скоро курьеры сервиса обзаведутся новой формой с светоотражающими полосами, рассказал Жарков.

В Яндексе экстренные случаи покрывает страховка. «Каждый курьер застрахован на активном слоте (во время работы — прим.ред.) на сумму до 2 млн рублей. Если курьер-партнер нарушает правила ПДД, ему могут назначить дополнительное обучение, а злостным нарушителям блокируют доступ к заказам сервисов», — сообщила пресс-служба.

Читайте также:  Гражданство РФ: я, гражданка РФ инвалид 1 гр. Можно ли мужу гражданин Узбекистана

Помимо этого, Яндекс ведет внутреннюю статистику нарушений курьерами правил ПДД. «Это помогает держать руку на пульсе и искать новые подходы к обучению курьеров».

«Застываю и жду, пока меня объедут»

Несмотря на это, аварии по вине курьеров случаются нередко. Участницей одной из них стала Ольга Погорельцева — в середине июля ее в центре Москвы сбил курьер Яндекс.Еды.

«Это случилось на выезде со двора, где нет тротуара в принципе. Я с другом шла пешком, а курьер гнал на велосипеде. Я слышала, как сзади сигналят, но не обернулась, а ушла в безопасную левую обочину (ведь он должен ехать по правой!). Но он решил объехать меня слева и сбил с ног. Я упала на обе коленки, в состоянии шока молча смотрела на руки, колени, потом на курьера.

Фотография: Александр Ведерников / Коммерсантъ

Он со злой гримасой на каком-то восточном языке громко говорил явно что-то обвинительное, а не пытался извиниться. Я сумела сказать только: „Не кричите“. Он почти сразу уехал. Не знаю, есть ли моя вина в том, что я не обернулась. Люди, которые оказались рядом, говорили, что он в любом случае должен был извиниться, хотя бы потому что я девушка и я пострадала», — рассказала Ольга.

Ей, в каком-то смысле, повезло. День был холодным, и плотные джинсы защитили от удара. Если бы не они, было бы много крови, а так — только боль в коленях, синяки и опухшая лодыжка. В травмпункте Ольге сказали, что все кости целы, но спустя два месяца Ольга все еще не может безболезненно встать на колени.

После травмы начал болеть и позвоночник. «Но самое главное — я теперь боюсь каждого велосипедиста и человека на электросамокате. Я не знаю, как реагировать, если на узком тротуаре на меня (мне кажется, что прямо на меня) едут. Я застываю и жду, пока меня объедут», — рассказала Ольга.

В Яндексе о произошедшем знают — Ольга связалась с ними еще в день аварии. Вот только в службе поддержки ответили, что без номера заказа ничем помочь не могут.

Куда и какой заказ вез «ее» курьер, Ольга, разумеется не знала. На следующий день она написала компании в твиттере. В ответ, ее попросили указать время и место происшествия. Обещали что-нибудь сделать.

Вопрос: «Сделали ли?» — до сих пор остается открытым.

Наказывать курьера Ольга уже не хочет, но по-прежнему считает, что сервис доставки в ответе за случившееся: сотрудники должны знать ПДД и уметь ориентироваться в нештатных ситуациях. «На карантине мы стали чуть ли не боготворить курьеров и даже поставили им памятник. Но скорость доставки ничуть не важнее моего здоровья. Тем более что я такой же клиент Яндекс.Еды».

Новые ПДД или что такое СИМ

Внести коррективы в нынешнюю ситуацию — задача новых поправок к ПДД, которые разработал Минтранс. Пока что это только проект, но стоит подписи премьер-министра Михаила Мишустина появится на документе, как все изменится — поправки вступят в силу через 7 дней после этого. Когда точно это произойдет, правда, пока неясно.

Одним из главных нововведений Минтранса станет появление нового термина СИМ — средства индивидуальной мобильности. Под это понятие попадают роликовые коньки, скейтборды, самокаты, электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и другие подобные средства. Исключением останутся лишь велосипеды и инвалидные кресла.

Пользователи СИМ (даже дети) уже не будут считаться пешеходами, а значит будут подчиняться новым правилам. В частности, им нельзя будет ехать со скоростью больше 20 километров в час, а пешеходы получат абсолютный приоритет на тротуаре.

При этом выезжать на край проезжей части можно будет далеко не всем. Так на самокате, скейтборде, моноколесе и гироскуторе на дорогу не пустят. Ездить придется в пешеходной зоне, по велодорожкам и полосе для велосипедистов.

Кроме того, в городах появятся знаки «Движение на велосипедах запрещено» и «Кроме лиц, использующих СИМ». Туда курьерам уже не проехать, даже если того требует клиент.

О штрафах в проекте пока нет ни слова, но не исключено, что они появятся. Когда новые правила вступят в силу, велосипедисты и водители СИМ станут полноценными участниками движения, а значит у полиции появятся права и возможности, чтобы их контролировать.

Электросамокаты VS дети на самокатах

Новые правила, разумеется, коснутся не только курьеров: ПДД все равно, едет человек по работе или на работу. Активный пользователь электросамоката Илья Слесарев из Москвы рассказал RTVI, что в теплое время года самокат заменяет ему любой общественный транспорт. Доехать до работы — 6,5 километров — выходит быстрее, чем на автобусе, и дешевле, чем на такси.

Фотография: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Чаще всего Илья ездит по тротуарам. «Велодорожек в районе, кажется, вовсе нет, а выезд на дорогу схож с самоубийством», — говорит Илья. На пешеходных бульварах он, бывает, разгоняется до максимальных 30 километров в час. Когда поправки вступят в силу, делать это он уже не сможет — придется снизить скорость. А пока что Илья следит лишь за тем, чтобы на пути не возник человек.

И все же встреча с пешеходом для водителя электросамоката — меньшее из зол. По опыту Ильи, самый непредсказуемый участник движения — ребенок на самокате или велосипеде. «Никогда не угадаешь куда и с какой скоростью он поедет», — рассказал Илья.

«Несомненно, для электросамокатов должны быть введены нормативы и правила использования. Вещь ведь тяжелая (обычно электросамокаты весят от пяти до 50 килограмм — прим.ред.), а если умножить на скорость, то и вовсе опасная», — считает Илья.

При этом важнейшего, по мнению Ильи, ограничения в новых правилах нет. Речь идет о возрасте. Сейчас для управления электросамокатом права не нужны. Главное, чтобы мощность аккумулятора была слабее 250 Вт, иначе это уже не СИМ, а полноценный мопед. Нет прав — нет и возрастного ценза, а значит электросамокатом может управлять даже ребенок. Это очень опасно, считает Илья.

По новым правилам, он, как водитель электросамоката, сможет выезжать на проезжую часть. Точнее, на ее край. С этим пунктом Илья тоже не согласен: попадая на территорию машин, жертвой аварии рискует стать уже сам самокатчик Весовые категории разные. «У автомобилистов отсутствует привычка сосуществовать с легким индивидуальным транспортом», — размышляет Илья.

По его словам, сильнее всего водителям СИМ сейчас не хватает велосипедных дорожек. Новые правила, в целом, неплохи, но сперва надо разобраться с этим. «Велосипедных дорожек в городе на самом деле нет: пятна краски в виде велосипедов на асфальте не в счет», — пояснил Илья.

Ольга Погорельцева считает также. Из-за аварии у нее развилась сильная неприязнь к велосипедистам и водителям СИМ, но Ольга понимает: этот транспорт выбирает все больше и больше людей. А значит и изменения должны быть масштабными.

«Велосипедисты не должны выбирать между тротуаром и обочиной. Единственный выход — развитие велоинфраструктуры. И уже потом, когда будет альтернатива, можно обязать их сойти с тротуара. Знаете, это как порядок в доме — у каждой вещи должно быть своё место», — говорит она.

Александра Копачева

Подписывайтесь на телеграм-канал RTVI

Новости партнеров

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *