Плотно обложками для электронных книг я занялась недавно, всего-то два месяца назад. И для меня стало неожиданностью, что дело это достаточно специфичное, требующее своего подхода.
Подводных камней в нём оказалось гораздо больше, чем в любой другой графике. И как мне кажется, этот пост будет полезен не только потенциальным клиентам (и не только моим), но и художникам (под этим словом я подразумеваю всех, кто создаёт обложки).
Поможет избежать хождения по граблям. Скучное это занятие и непродуктивное.
Ремарка. Многим не нравится, что дизайнеры-художники не желают общаться с заказчиками онлайн. Казалось бы, чего проще? Вышел в ВК или скайп, пообщался полчаса и иди, работай. Так нет же, пиши им на почту! Как в каменном веке, ей Богу.
Отсюда и почта. Посмотрел, когда тебе удобно. Ответил, когда уже есть что ответить. И от работы не отвлекает.
Итак, ТЗ. Допустим, вы уже представляете, что хотели бы видеть на обложке. Если не представляете, исполнитель должен помочь вам представить. Но это совсем другая история.
С чего начинаем? С имени автора в том виде, в каком оно должно быть на обложке (В. Пупкин, Вася Пупкин, Василий Пупкин или Василий Васильевич Пупкин) и названия произведения. Так и заказ среди других отыскать легче, и художник сразу может представить, сколько места уйдёт под надпись. Соответственно, составит композицию арта с учётом «перекрытия» буквами. Это важно?
Это важно. Под надписями рисунка не видно. Значит, под неё надо отводить ту часть, которая зрителям не нужна: подолы, сапоги, детали пейзажа и так далее. А случается так, что ни один кусочек арта нельзя скрыть.
Так часто бывает с обложками, на которых изображается какое-нибудь артефактное оружие, дорогое сердцу автора. Макушка героя упирается в верхний край арта, а конец меча в нижний. Значит, надо делать фоновую заливку, имитацию книжной обложки. И хорошо, если название «Моё сердце».
А если «Королевская академия страшных вампиров. Сон в летнюю ночь или кто пришил хомяка рыжего ректора»?
Дальше. Если вы хотите получить референсы, исходные изображения из которых клепалось (по которым отрисовывалось) ваш арт, напишите об этом большими жирными буквами.
Чтобы исполнитель не забыл их сохранить и заранее сложил в папочку. Зачем могут понадобиться исходники? Я столкнулась с тремя причинами: проверить, откуда они взяты.
Предъявить их зрителям-читателям, если возникнут сомнения в правомерности их использования. И «просто интересно».
Едем дальше. Буквально в нескольких словах опишите мир, в котором события происходят. «Будущее, космические корабли, сражения». «Псевдовикторианская Англия, детектив, расследования». «Средневековье, драконы, приключения».
Как я уже говорила в «Какой должна быть обложка», у читателей имеются свои ожидания. Существуют клише, которые не только можно, но и нужно использовать.
Например, «космические» обложки лучше делать в сине-голубых тонах. Романтика с интригой хорошо идёт под слегка затемнённый фон и свечи. В общем, это не ваша головная боль, а исполнителя.
Просто не забудьте указать антураж вашего произведения.
Неплохо, если вы приложите изображение, которое вам нравится: чужой арт, обложку. Да хоть кадр из фильма! Просто он даст исполнителю представление о ваших ожиданиях. Станет той самой печкой, от которой плясать можно.
Опишите композицию, как вы её себе представляете. Например: на переднем плане мужик с грозно поднятым топором, за ним прячется перепуганная эльфийка. Всё это на фоне гор. Это самый зыбкий пункт. В 9 случаях из 10 первоначальная идея меняется до неузнаваемости. И это нормально. Но начинать с чего-то надо.
Если вы хотите иллюстрировать какой-то конкретный отрывок из вашего произведения, то вышлите его исполнителю. Пусть глазками увидит.
Пришлось, понятно, всё переделывать. А кто мне мешал уточнить? Сама виновата, себе работы добавила и заставила клиентку ждать.
Ещё пример. Два очень похожих заказа. Девушка и несколько мужчин. Тут я, наученная опытом, уже полезла к авторам с расспросами. Оказалось, что в первом случае дама гарем собирает, во втором обычная девчонка не может решить, с кем ей быть. Сами понимаете, для обложки разница огромная.
Следующий пункт. Описание персонажей…
Я сейчас пойду, побьюсь головой о стену, и вернусь, ладно?
Хорошо бы приложить изображение товарища, на которого ваш персонаж похож. Это может быть даже очень известная личность. Художник возьмёт только тип лица. Но…
Короче, ещё один пример. На этот раз не реальный, а вольная фантазия на несколько случаев. Заказчик присылает портрет Шона Коннери в роли короля Артура в фильме «Первый рыцарь» с пометочкой: «Только помоложе».
Лепим короля Артура, получаем ответ: «Нет, ну это не то совсем! Я же писал, что ему 30 лет, а тут дедан какой-то». Действительно, писал.
Но я-то ориентировалась на картинку! Почему король Артур, а не Джеймс Бонд?! Хотя ему и там не 30.
В общем, выбирая прототип, соотносите его всё-таки со своим героем. Если нет у вас представления о внешности, лучше не присылайте ничего! Или приложите отрывок из текста, где персонаж описывается.
Мне авторские эпитеты в понимании внешности героя помогли только один раз. Когда заказчик написал: «Не пи…р!». Сразу дошло, что женоподобные мальчики тут не прокатят.
Если телосложение героя имеет значение, то обязательно уточните это. Одна заказчица прислала фото с подписью: «Степень мускулистости». Я готова была её за это расцеловать. В результате персонаж удовлетворил с первого раза, правки потребовались совсем незначительные.
Не поленитесь, найдите картинку. Ограничиваясь словесным описанием, вы рискуете нарваться на переделки. Потому что представления даже о большом-маленьком у всех разные. Пример: требуется большегрудая блондинка. Изобразила большую грудь, как я её представляю: привет с узбекской бахчи, разве что не полосатый. Потом уменьшала её 5 раз. Пять, Карл! Никогда не думала, что 3 размер – это много.
Татуировки, шрамы, родинки, играющие ключевую роль, тоже описывайте подробно.
Не забудьте упомянуть длину волос и причёску героя. С героинями обычно и так всё понятно, а вот с героями постоянно возникают затыки.
На заметку: лысины, усы, борода и щетина всегда визуально старят героя! Яркий макияж старит героиню! Хоть убейся, но не получится на обложке восемнадцатилетний юнец с усами и шестнадцатилетняя нимфетка с кроваво-красными губами.
С одеждой, как показывает практика, всё проще. Достаточно общего описания. В данном случае подойдёт и словесное. Детализация нужна только для каких-то особых элементов. Например, если требуется камзол определённого покроя с конкретной вышивкой.
И последним пунктом можно описать (а ещё лучше показать) общий вид обложки: виньетки, рамочки, подложки (бархат, кожа, глянец, пластик). Желаемый шрифт («под старину», «под вестерн», рукописный и т.д).
Но в целом этот пункт можно и выпустить. По-хорошему исполнить должен прислать несколько вариантов окончательного оформления (ему виднее, как подобрать к арту наиболее подходящую оправу).
Вам останется только выбрать, какой больше нравится.
На этом, пожалуй, всё. Подытожим:
- Имя и фамилия автора в том виде, в котором они должны быть на обложке. Название произведения.
- Напоминание, что заказчику нужно выслать референсы.
- Краткое описание мира.
- Краткая характеристика настроения повествования.
- Композиция желаемого изображения в общих чертах (если это иллюстрация места из произведения, то пришлите выдержку из текста).
- Характер персонажей и краткое описание их отношений.
- Описание внешности:
- общее описание (изображение похожего человека);
- описание телосложения, если оно имеет значение (лучше с иллюстрацией);
- особые приметы;
- цвет волос (обязательно пришлите образец).
8. Общее описание костюма.
9. Описание брони, оружия, артефактов, фамильяров.
10. Общий вид обложки.
С таким ТЗ уже можно браться за работу. Я понимаю, что составлять такое долго, муторно и непросто. А ждать обложки по нескольку недель не муторно? По двадцать раз объяснять исполнителю, какой именно рыжий вы имели в виду? Получать совсем не то, что вы хотели?
Нет, господа, подробно расписанное ТЗ облегчит жизнь не только исполнителю, но и вам.
Господа! ТС больше не занимается созданием обложек и баннеров под заказ!
Однако её советы от этого хуже не становятся 😉
Авторское право художника и фотографа
in Полезные статьи по рисованию
Как художнику, мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что мои картинки использовали без моего ведома, нарушая моя авторское право. Полагаю, фотографы с этим сталкиваются еще чаще.
Поэтому тема авторского права в среде искусства — больная мозоль. Это и понятно – кому хочется, чтобы его права нарушали?
- Однако объективно и другое – мы все в той или иной мере нарушаем закон об авторском праве.
- Полагаю, среди читателей нет ни одного человека, кто не имел бы на своём компьютере хоть одну нелицензионную программу, кто не скачивал бы материалы с торрентов и не использовал бы чужие произведения.
- Это происходит как от безграмотности, так и от безысходности.
Купить некоторые программы простому пользователю бывает просто не под силу. Скачать фильм проще и быстрее, чем дождаться выхода его лицензионной версии. Источник вдохновения многие находят в чужих картинах, копируют их и, бывает, выставляют на продажу.
Ответственность за нарушение авторских прав
Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.
Но в любом случае, происходит восстановление положения до нарушения права.
Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.
В чем заключается авторское право?
Человек, создавший что-либо своим интеллектуальным или творческим трудом (книгу, картину, фильм, скульптуру, чертеж, карту, базу данных, компьютерную программу, рекламу и т.д.), имеет исключительное право на данное произведение.
Никто больше не имеет право без четкого согласования с владельцем использовать эти произведения:
- воспроизводить,
- копировать,
- публиковать,
- получать доход с этого продукта.
Правда, существуют некоторые частные случаи, где согласие автора не требуется, все они описаны в Гражданском Кодексе РФ.
Сроки действия авторского права
Право на имя – бессрочно.
Если вы что-то создали, то этот продукт навсегда будет связан с вашим именем. Никто другой не может написать свое имя на вашем произведении, даже если он купил его оригинал.
Имущественные права, которые включают воспроизведение, переработку, распространение, публичный показ, импорт, перевод, публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю, действуют в течение всей жизни автора и еще семьдесят лет после его смерти. (По закону РФ. В других странах этот срок может быть меньше.)
По окончании этого срока произведение становится общественным достоянием.
Возникновение авторских прав
Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.
Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл.
Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
- Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.
- Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.
- Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.
- Для оповещения о праве на произведение автор может использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.
И все же лучшая защита своего творения — официальная регистрация авторского права в одной из общественных организаций по коллективному управлению имущественными правами с участием нотариуса.
Процедура заключается в депонировании — принятии на хранение одного экземпляра с указанием даты представления и выдачи соответствующего свидетельства.
Что можно делать без разрешения правообладателя?
1. Можно использовать купленный авторский продукт для личных целей.
Купленную книгу, например, вы можете продать. А вот копировать текст, распространять скопированный материал – нет.
Кстати, относительно перепродажи картин всё интересней. Здесь вступает в силу право следования. Художник имеет право требовать процент с каждой последующей перепродажи его картины.
2. Можно воспроизводить произведение, но только в личных некоммерческих целях.
Т.е. можно, например, копировать картину другого художника в целях обучения. Но эту копию нельзя продавать, демонстрировать на выставках и в общественных местах (к коим Интернет тоже принадлежит).
3. Произведение разрешается использовать в информационных, научных, учебных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.
Так, цитирование вполне допускается.
4. Чужое произведение можно использовать, если вы делаете на него пародию или карикатуру.
Полагаю, в этом случае нужно обязательно указать, что это именно пародия, и на какую картину…
5. Разрешается распространение тиража, выпущенного с согласия автора.
Т.е. можно распространять оригиналы или копии, если они выпущены с согласия автора. Например, книги, открытки, постеры.
6. Можно использовать произведения, ставшие всеобщим достоянием.
Если автор умер более 70 лет назад, то его произведение открыто для использования всеми.
«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети
С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.
Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.
Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам.
Личный опыт: 10 лет в иллюстрации. 10 правил работы с заказчиками — Ирина Сальварт на vc.ru
Привет! С вами снова Ира. Недавно готовила портфолио для заказчика и внезапно осознала — оказывается, в иллюстрации я уже 10 лет! 10, Карл! Вот такой вот юбилей.
{«id»:222641,»gtm»:null}
Помимо обширных скиллов и опыта практически в любой сфере, за эти 10 лет я поняла несколько правил работы с заказчиками. Буду рада, если они помогут начинающим иллюстраторам. Все правила проверены лично мной и основаны на реальных примерах.
Представьте себе: совещание в банке, вокруг — десяток умнейших людей, которые могут хоть BPMN схему нарисовать, хоть план развития регионов проработать. И вот вы, вооружившись референсами, с вдохновением описываете идею иллюстрации. Каков шанс, что все эти люди вас поймут и “увидят” конечный продукт? Как показала практика — шанс минимален.
Irina Salvart
Тип мышления иллюстратора отличается от предпринимательского. Предприниматель видит логикой и цифрами, а иллюстратор — образами. Пока вы не покажете работу, она так и останется чем-то эфемерным.
Только если это не скетч, по примеру карандашного, согласованный заранее.
Сколько раз я сталкивалась с этим! Делаешь набросок, чтобы быстрее показать заказчику концепцию, ждешь одобрения — и тут… “А что это с детализацией? А почему картинка в формате скетча? И разрешение какое-то низкое…” И ты полчаса убеждаешь заказчика, что это далекоооо не готовая работа, это просто для согласования… Уф, сколько времени я на это убила!
Нет, заказчик не будет додумывать и представлять — ему нужен результат.
К сырым работам спокойно относятся арт-директоры, дизайнеры, заказчики из gamedev студий — в общем, все, кто имеет образное мышление. С остальными лучше не экспериментировать.
Наверное, у всех фрилансеров были истории из разряда “Я выполнил работу, а заказчик пропал”. Или — делаешь тестовое задание, тебе отказывают, а потом выясняется, что твоя тестовая иллюстрация прекрасно используется на ресурсе заказчика.
Поэтому сейчас я работаю по четкой схеме: договор — предоплата — акт приемки-передачи. Не бойтесь просить о предоплате и об оплате тестового — адекватный заказчик отнесется к этому спокойно. А неадекватные нам не нужны.
Irina Salvart
А зачем акт приемки-передачи? Чтобы обезопасить себя. По факту, пока акт не подписан, заказчик всегда может сказать: “Все фигня, переделывайте!” и даже запросить возврат оплаты.
Важно: договор лучше составить с хорошим юристом. Где его найти? Самый простой способ — через популярные площадки, типа Яндекс.Работы, YouDo и др. 1000-2000 рублей, потраченных на юриста, сэкономят вам километры нервов и сотни тысяч рублей в будущем.
На многих контрактах «попасть в цель» мне удавалось далеко не с первого раза. Порой, на крупных заказах, я делала до 10 работ, прежде чем заказчик говорил: «Ок, идем дальше».
Сколько раз я была готова остановиться, отказаться? Десятки. Однако я убеждала себя попробовать еще, заказчика — поверить в мои силы и опыт, и в 70-95% случаев получала весь заказ.
Иллюстрации — штука очень непредсказуемая и разнообразная. Вы же не можете залезть в голову заказчику. Поэтому приходится креативить. Советы тут простые:
- перед началом работы давайте заказчику заполнить бриф, который прикрепляется к договору;
- обсуждайте с заказчиком референсы, которые ему нравятся;
- максимально точно определяйте стилистику новой работы;
- если что-то не нравится в результате — подробно уточняйте, что именно. А лучше — просите референсы, где это выполнено хорошо, по мнению заказчика.
Отказывайте, возвращайте предоплату, если после 2-4 решений вы видите, что не сдвинулись с мертвой точки, ТЗ несколько раз изменилось, и вы не можете найти взаимопонимания. Пожелайте успехов и идите дальше с поднятой головой.
Первый заказ на крупную для меня сумму я выполнила за месяц, работая по 12-18 часов в среднем. Это было безумно сложно! Сейчас я стараюсь не повторять таких марафонов, однако — когда приходит крупный заказчик — порой нам с помощниками приходится забывать о сне и еде.
Это выматывает морально, физически, однако это стоит того. Пожалуй, возможность выполнять такие заказы мне дает только умение отдыхать. Без этого — я выгорала, не раз и не два в своей жизни. Медитации, спорт и полное отключение от заказов на время — помогает, рисовать для себя — тоже.
Irina Salvart
Остальные 20% — учитесь. Как-то, сделав трендовый рисунок для себя и выложив его в инстаграм, я получила 10+ заказов на похожую стилистику в течение пары месяцев.
Изучайте тренды, смотрите работы ваших кумиров, будьте в курсе того, что происходит в мире и учитесь. В этом ключ постоянной популярности и регулярных заказов.
- Инстаграм помог мне найти многих хороших заказчиков. Если не умеете его вести — заплатите 10-15 тысяч рублей профессионалу.
- Дружите с заказчиками — порой они могут принести вам гораздо больше, чем инстаграм.
- Ведите другие соцсети (ВК, ФБ, Линкед). С них приходит не так много людей, однако редкий, но крупный заказ может порадовать вас раз в неделю, две.
- По возможности — ведите блог. Я пока не нашла времени для полноценного ведения блога, однако, наблюдая за коллегами, я вижу позитивный отклик и увеличение заказов именно с их ресурсов.
Даже работая по 16 часов, с некоторыми заказами невозможно справиться в одиночку. Хотите сделать 250 иллюстраций для мобильного приложения за месяц? Готовьтесь искать команду.
К сожалению, иллюстраторов, которые могут работать в любом стиле — не так много, поэтому создайте табличку со стилями и внесите туда вашу будущую звездную команду.
А вот как работать с творческими людьми, другими иллюстраторами, добиваться от них качества в требуемый срок — это тема для отдельного материала. Если вам понравится эта статья — напишу.
Большая, насыщенная и интересная жизнь ждет вас не только по ту сторону монитора, планшета. Пользуйтесь техникой, которая вам нравится, рисуйте в разных местах, тратьте заработанные деньги, радуйтесь жизни.
iPad + Pencil + немного железа позволяют мне работать из любой точки мира, рисовать, находясь на пляже, потягивая мохито; создавать креативы в парке, слушая пение птиц. Конечно, для моушн-дизайна иногда требуется мощный компьютер, однако такие задачи встречаются редко и занимают не больше 10% времени.
На этом на сегодня все — буду рада, если мой опыт поможет вам в нелегком, но очень креативном (и денежном :)) пути иллюстратора. Готова ответить на вопросы. Если у вас есть другой интересный опыт взаимодействия — расскажите о нем в х.
С вами была Ира, не прощаюсь 🙂
Авторские права художника
Авторские права художников подлежат охране, как и права авторов других произведений. Однако в отношении авторских прав художников есть некоторые нюансы, которые, порой, вызывают вопросы и требуют разъяснений.
- В этой статье мы поговорим об авторских правах художников в форме «вопрос-ответ».
- Итак, начнем:
- 1 Какие авторские права есть у художника?
- Как и автору любого другого произведения, художнику принадлежит весь комплекс авторских прав и еще кое-какие специальные права, относящиеся только к авторам произведений изобразительного искусства. А именно:
- Исключительное имущественное право. Оно возникает изначально у автора, но потом может принадлежать и другим лицам, если произойдет отчуждение исключительного права, например, по соответствующему договору.
- Право авторства. Это личное неимущественное право признаваться автором произведения. Оно возникает у автора и может принадлежать только автору. Это право неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
- Право на имя. Это тоже личное неимущественное право. Заключается в праве использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или вообще без указания имени. Это право тоже неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
- Право на неприкосновенность произведения. Это тоже личное неимущественное право автора, предусматривающее, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, ми или какими бы то ни было пояснениями.
- Право на обнародование произведения. Оно заключается в праве осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа и т.п.
- Право на отзыв. Означает, что автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании.
- Право доступа. Предусматривает возможность автора картины воспроизводить ее, даже если оригинал продан.
- Право следования. Предусматривает право автора на получение роялти от перепродажи экземпляра картины.
Два последних права (доступа и следования) – это специальные права, которыми могут пользоваться авторы не всех произведений. О них подробнее мы поговорим ниже.
2 Когда возникают авторские права художника и как их зарегистрировать?
Авторские права возникают в момент создания произведения. Согласно ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
То есть произведение охраняется сразу, как только вышло из-под кисти (как например, без всяких формальностей охраняется жизнь ребенка только что родившегося, но не имеющего еще никаких документов).
Таким образом, никакой регистрации авторских прав художника не требуется и вообще законом не предусмотрено.
3 Как долго действуют авторские права художника?
Авторские права на картину охраняются в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти. Отсчет 70 лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Например, если художник умер 2 января 1999 года, то авторское право на его картины будет действовать до 1 января 2070 года.
4 Кто обладает правами на картину, которая была создана художником на заказ?
Это зависит от того, что написано в договоре, заключенном между художником и заказчиком. При изготовлении картины на заказ стороны должны заключить договор авторского заказа.
Статья 1291 ГК РФ предусматривает, что при продаже автором оригинала картины, в том числе при отчуждении оригинала по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.
То есть если в договоре с заказчиком у Вас ничего не написано про права на картину, то исключительное право останется за художником. Если же Вы с заказчиком договорились об отчуждении ему исключительного права, то это нужно зафиксировать в договоре авторского заказа.
5 Что происходит с авторскими правами на картину, если художник ее продает?
Это, опять же, зависит от договора, по которому происходит купля-продажа картины (договор купли-продажи). Стороны могут зафиксировать в договоре, что исключительное право на картину одновременно с продажей ее оригинала переходит к приобретателю оригинала. А могут оставить исключительное право у художника.
Если переход исключительного права к приобретателю в договоре не оговорен, то исключительное право остается у художника. Пункт 2 ст.
1291 ГК РФ предусматривает, что если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. То есть, даже оставаясь правообладателем картины, художник не вправе помешать обладателю оригинала выставлять картину.
6 Что такое право доступа?
Право доступа – это право автора произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики и т.п.) требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения.
То есть художник, который остался обладателем исключительного права на свою картину, но продал ее оригинал, вправе потребовать у собственника оригинала доступа к картине для того, чтобы просто полюбоваться ею или воспроизвести.
При этом, однако, художнику придется самому отправляться к обладателю оригинала или в то место, где находится картина, т.к. ст.1292 ГК РФ запрещает требовать доставки произведения от собственника оригинала к автору.
7 Что такое право следования?
Это право автора картины, продавшего ее оригинал, на получение процентных отчислений (роялти) при каждой перепродаже этого оригинала, если в такой сделке в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон или магазин).
Это право установлено в ст.1293 ГК РФ. Роялти выплачиваются автору указанными лицами в виде процентных отчислений от цены перепродажи. При этом автору или организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы, должны предоставляться сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения.
Размер вознаграждения установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 №285). Он составляет:
- При цене перепродажи до 100 000 руб. – вознаграждение составит 5% от цены перепродажи.
- При цене перепродажи от 100 000 руб. до 1 700 000 руб. – вознаграждение составит 5 000 руб. + 4% от суммы, превышающей 100 000 руб.
- При цене перепродажи от 1 700 000 руб. до 7 000 000 руб. – вознаграждение составит 69 000 руб. + 3% от суммы, превышающей 1 700 000 руб.
- При цене перепродажи от 7 000 000 руб. до 12 000 000 руб. – вознаграждение составит 228 000 руб. + 1% от суммы, превышающей 7 000 000 руб.
- При цене перепродажи от 12 000 000 руб. до 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 278 000 руб. + 0,5% от суммы, превышающей 12 000 000 руб.
- При цене перепродажи свыше 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 305 500 руб. + 0,25% от суммы, превышающей 17 500 000 руб.
Кстати, стоит заметить, что данная норма и, соответственно, размеры вознаграждений относятся не только к художникам, но и к авторам авторских рукописей литературных и музыкальных произведений.
8 Существуют ли организации по коллективному управлению правами художников и какова их роль?
Да, такие организации существуют. Основная цель таких организаций – это отслеживание фактов использования произведений, сбор с пользователей вознаграждений, причитающихся авторам, и перенаправление этих вознаграждений авторам за вычетом своего процента «за услуги».
Организации по управлению правами на коллективной основе бывают аккредитованные государством и не аккредитованные. Для художников существует 1 организация, имеющая государственную аккредитацию, а также множество других, не имеющих такой аккредитации.
Организация, имеющая государственную аккредитацию, занимается, прежде всего (и на основании предоставленной аккредитации), управлением правом следования. Помимо управления правом следования эта организация может заниматься также управлением иными авторскими правами авторов произведений изобразительного искусства.
Организации, не имеющие государственной аккредитации, могут на основании заключенных с авторами договоров управлять различными авторскими правами художников.
Стоит отметить, что согласно ст.1242 ГК РФ, основанием для полномочий организации по коллективному управлению является договор. То есть автор, если он хочет поручить управление своими авторскими правами такой организации, обязан заключить с ней договор. Однако это правило не распространяется на организации, имеющие государственную аккредитацию.
Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
То есть даже если у Вас нет договора с аккредитованной организацией, она все равно сможет представлять Ваши интересы, собирать причитающееся Вам вознаграждение, оставлять себе процент, а остальное перечислять Вам.
Если Вы не хотите, чтобы аккредитованная организация это делала или хотите, чтобы это делала другая организация, то Вам нужно написать соответствующее заявление об изъятии Ваших произведений из реестра организации.
По состоянию на 14 декабря 2020 года единственной аккредитованной государством организацией, осуществляющей управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей литературных и музыкальных произведений является «Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства «УПРАВИС». Полный список всех аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе (по разным направлениям творчества и видам прав) можно найти на портале открытых данных Министерства культуры РФ (вкладка «Таблица»)
9 Полежит ли охране индивидуальный авторский стиль или техника художника?
Нет – стиль и техника защите не подлежат. Дело в том, что согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.
Стиль рисования – это способ решения задачи, метод или способ рисования. Поэтому у автора отсутствует возможность запрещать кому-либо осуществлять творческую деятельность в той же стилистике и теми же методами, даже если эта стилистика или методы были Вами изобретены.
10 Можно ли выкладывать свои картины в интернет и не бояться кражи и плагиата?
Никакой автор или правообладатель не может быть на 100% избавлен от риска нарушения авторских прав.
Риск есть всегда, просто нужно, во-первых, принять превентивные меры, которые сделают нарушение максимально некомфортным, а во-вторых, подготовиться к тому, что когда-нибудь может настать момент, когда потребуется отстаивать свои права и нужно до этого момента запастись доказательствами заранее.
Вопреки широко распространенному ошибочному мнению, все объекты авторских прав, выложенные в интернете в открытом доступе, тоже находятся под охраной. Их нельзя просто так брать и использовать, ссылаясь на то, что они в открытом доступе. То есть Ваши работы, выложенные, например, на Вашем сайте и проиндексированные поисковиками, подлежат охране.
Чтобы снизить риск неправомерного использования, изображения можно снабдить водяными знаками, проставить на них знак охраны авторского права ©, имя автора, год первого опубликования.
Также я всегда рекомендую сразу после создания произведения еще до того, как оно будет где-то выложено или кому-то показано, осуществить его депонирование.
Это существенно облегчит процесс доказывания в случае судебного спора.
© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.