Источники предпринимательского права: понятие и виды, классификация

На сегодняшний день все больше людей прибегают к такому способу заработка, как индивидуальное предпринимательство.

Правительство РФ постоянно издает акты и законы на поддержку развития малого бизнеса. Кроме того, что необходимо зарегистрировать это право, важно понимать, в чем суть всего правого процесса.

Источники предпринимательского права – это способ выражения права.

Сюда можно отнести нормативно-правовые акты, которые содержат информацию о правовых нормах. Именно они и регулируют отношения в хозяйственной сфере. Главным источником считается Основной закон страны. Именно в Конституции отображены все гарантии предпринимательства, а также конституционные ограничения.

Содержание

  • 1 Какие они существуют
  • 2 Классификация

Какие они существуют

К источникам предпринимательского права необходимо отнести акты и нормы, благодаря которым удается регулировать отношения между предпринимателями в ходе их деятельности. В нормативных актах может содержаться информация про нормы одной отрасли – ГК, УК, ГПК. Остальные акты сосредотачивают в себе нормы различных отраслей права (Закон о конкуренции).

Самым главным законодательным актом считается гражданский кодекс. Именно он внедрил в себя все нормы частного, согласно которым регулируется предпринимательская деятельность. ГК объединяет также акт, согласно которому все участники предпринимательского акта обязуется принимать во внимание интересы общества.

Максимальное «сотрудничество» норм частного публичного права можно отыскать в особых нормативных актах. Именно они позволяют регулировать предпринимательскую деятельность. Примером таких актов станет закон о банках и банковской деятельности.

В ходе использования права преимущество отдается специальным правилам. В свою очередь, общие правила используются дополнительно. Это происходит в тех ситуациях, когда не удалось достичь баланса в отношениях между предпринимателями или они не полностью отрегулированы в специальных нормах.

На видео – источники предпринимательского права:

Классификация

Формы регулирования в предпринимательском праве (ПП) подразделяют на нормы международного и обычаи делового оборота. Первые используют при преобразовании их в нормы частного права. Именно международные соглашения – это составная часть разовой системы страны. Удельный вес норм межнационального права в коммерческой сфере все время возрастает.

Обычай делового права – это сформированное и пользующееся большим спросом в коммерческой деятельности права поведение. Оно не закреплено в законодательных документах. Эта форма регулирования (ПП) не должен идти в разрез с положениями, которые прописаны в положениях законодательства и соглашениях, заключаемых между предпринимателями.

Для предпринимательского законодательства характерны диспозитивные правила. Возможности решения задачи формирования правого государства определяются правовыми возможностями экономической свободы ИП, прописанные в коммерческой сфере.

Классифицируют источники предпринимательского еще и по правовой силе. Сюда можно отнести законы, подзаконны, локальные, общие и специальные акты.

Законы принимают только органы законодательной власти Российской Федерации и ее участники. Общероссийские законы можно классифицировать на федеральные конституционные и прочие федеральные. К первым можно смело отнести Основной закон РФ.

Самым главным федеральным законом является Гражданский кодекс. Именно он служит объединяющим звеном для общих и особых норм частного права, которые регулируют отношения в предпринимательской сфере. Вокруг ГК собраны особые законы и подзаконные акты.

Все они должны быть зафиксированы в Кодексе.

Источники предпринимательского права: понятие и виды, классификацияЧто является методом правового регулирования предпринимательского права, можно узнать из данной статьи.

Какова классификация понятия источников права социального обеспечения, можно понять из данной статьи.

Что собой представляет понятие и содержание права собственности, указано здесь: https://ruleconsult.ru/grazhdanskoe/sobstvennost/ponyatie-soderzhanie-prava-sobstvennosti.html

Возможно вам так же будет интересно узнать про обязательства в римском праве.

Подзаконные акты – это решения, которые были приняты Главой государства и Правительством РФ. Все указы Президента не должны идти в разрез с законом.

Все постановления Правительства должны приниматься только при условии, что они не идут в разрез указам Президента.

Все остальные органы исполнительной власти имеют право на издательство нормативных актов, содержащих нормы (ПП), но только в рамках, прописанных в законе и остальных правовых актах.

Локальные акты предусматривают за собой частно-правовой статус ИП. Они могут быть согласованы органами управления коммерческой организации. Принятые локальные акты не должны идти в разрез с централизованными актами. К локальным можно отнести договоры и различные соглашения.

Общие нормативные акты разработаны для всех участников частного права, следовательно, и для ИП. Специальные акты содержат в себе особенности регулирования отношений в (ПП).

  • Возможно вам так же будет интересно узнать про основные принципы предпринимательского права.
  • Что собой представляет кпп индивидуального предпринимателя, можно понять прочитав статью.
  • Так же интересно узнать всё про признаки банкротства юридического лица.
  • Каковы коды налогового периода по налогу на прибыль существуют, указано в данной статье.
  • Так же важно понимать, берется ли подоходный налог с декретных или же нет.

Предпринимательство – это одна их форм деятельности граждан. Каждый человек имеет право зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и развивать свой бизнес.

Но добиться гарантированного эффекта будет невозможно, если не обладать информацией об источниках предпринимательского. Именно они позволяют отрегулировать отношения в рассматриваемой сфере.

Только при условии плодотворного сотрудничества малый бизнес будет развиваться, и приносить свою прибыль.

4. Понятие и виды источников предпринимательского права

  • Источники
    предпринимательского права.
    Источники
    предприни-
  • мательского
    права
    представляют
    собой нормативно-правовые акты, регули-
  • рующие
    общественные отношения, складывающиеся
    в процессе осущест-
  • вления
    предпринимательской деятельности, и
    организационно-управленче-
  • ские
    отношения в сфере предпринимательства.
    Существуют некоторые
  • специфические
    особенности источников предпринимательского
    права, свя-
  • занные
    с характером предмета правового
    регулирования предприниматель-
  • ского
    права и федеративным государственным
    устройством Российской
  • Федерации.
    В соответствии с Конституцией Российской
    Федерации в веде-
  • нии
    Российской Федерации находятся:
  • • федеральная
    государственная собственность и
    управление ею;
  • • установление
    основ федеральной политики и федеральные
    програм-
  • мы
    в области экономического развития
    Российской Федерации;
  • • установление
    правовых основ единого рынка;
  • • финансовое,
    валютное, кредитное, таможенное
    регулирование, де-
  • нежная
    эмиссия, основы ценовой политики;
  • • федеральные
    экономические службы, включая федеральные
    банки;
  • внешнеэкономические
    отношения Российской Федерации;
  • • гражданское,
    гражданско-процессуальное и
    арбитражно-процессу-
  • альное
    законодательство;
  • • правовое
    регулирование интеллектуальной
    собственности.
  • Классификаций
    источников предпринимательского права
    может
  • быть
    проведена по различным основаниям.
  • По
    юридической
    силе
    источники
    предпринимательского права делятся
  • на
    законы и подзаконные акты. Законы —
    нормативные правовые акты, при-
  • нимаемые
    представительными органами государственной
    власти. Все иные
  • нормативные
    правовые акты являются подзаконными.
    Это акты, принимае-
  • мые
    Президентом Российской Федерации,
    Правительством Российской Фе-
  • дерации
    и органами исполнительной власти
    субъектов Российской Федера-
  • ции,
    министерствами и ведомствами.
  • По
    предмету правового регулирования
    источники
    предпринимательско-
  • го
    права можно подразделить на общие,
    специальные (собственно пред-
  • принимательские)
    и акты иных отраслей права, регулирующие
    отдельные
  • вопросы,
    связанные с осуществлением
    предпринимательской деятельности.
  • К
    общим источникам предпринимательского
    права относятся те норматив-
  • ные
    правовые акты, предмет правового
    регулирования которых охватывает
  • как
    вопросы предпринимательской деятельности,
    так и иные общественные
  • отношения.
    Специальные акты целиком посвящены
    регулированию отдель-
  • ных
    вопросов организации и осуществления
    предпринимательской дея-
  • тельности.
  • По
    степени
    систематизации
    среди
    источников предпринимательского
  • права
    можно выделить кодифицированные
    нормативные правовые акты
  • и
    иные.
  • Нормативный
    материал систематизируется в процессе
    нормотворче-
  • ской
    деятельности с целью приведения его в
    соответствие с системой регу-
  • лирования
    общественных отношений. Эти акты
    отличаются более высоким
  • качеством
    и являются головными в системе источников
    предприниматель-
  • ского
    права.
  • 6
    зависимости
    от уровня органа, принявшего нормативный
    правовой
  • акт,
    в системе органов государственной
    власти
    источники
    предприниматель-
  • ского
    права делятся на:
  • — нормативные
    правовые акты, принятые федеральными
    органами ис-
  • полнительной
    власти. Акты данной группы действуют
    на всей территории
  • Российской
    Федерации, если иное не предусмотрено
    самим актом;
  • — нормативные
    правовые акты, принятые органами
    государственной
  • власти
    субъектов Российской Федерации. Эти
    акты принимаются в соот-
  • ветствии
    с актами федерального законодательства
    и действуют только на
  • территории
    конкретного субъекта Российской
    Федерации.
  • Таким
    образом, в систему источников
    предпринимательского права
  • входят:
  • • Конституция
    Российской Федерации;
  • • международные
    договоры Российской Федерации,
    общепризнанные
  • принципы
    и нормы международного права;
  • • федеральные
    законы;
  • • нормативные
    правовые акты Президента Российской
    Федерации;
  • • нормативные
    правовые акты Правительства Российской
    Федерации
  • и
    нормативные правовые акты федеральных
    органов исполнительной власти;
  • • нормативные
    правовые акты субъектов Российской
    Федерации;
  • • корпоративные
    нормативные акты;
  • • обычаи
    делового оборота.
  • Конституция
    Российской Федерации
    как
    основной нормативный пра-
  • вовой
    акт в правовой системе страны закрепляет
    основные принципы, на
  • которых
    базируется законодательство государства,
    в том числе регулирую-
  • щее
    экономическую деятельность: равенство
    всех перед законом и судом,
  • недопустимость
    осуществления прав и свобод с нарушением
    прав и свобод
  • других
    лиц, признание и равная защита частной,
    государственной, муни-
  • ципальной
    и иных форм собственности; право каждого
    иметь имущество
  • в
    собственности, владеть, пользоваться
    и распоряжаться им как единолич-
  • но,
    так и совместно с другими лицами;
    недопустимость лишения имущества
  • иначе
    как по решению суда; неприкосновенность
    частной жизни, личной и се-
  • мейной
    тайны; свобода владения, пользования
    землей и другими природными
  • ресурсами,
    если это не наносит ущерба окружающей
    среде или не нарушает
Читайте также:  Порядок взаимодействия ООО и иностранного партнера. Оплата в валюте

прав
и законных интересов иных лиц, и т.д.

  1. Нормы
    Конституции как источника предпринимательского
    права можно
  2. разделить
    на две группы:
  3. 1)
    общие нормы, регулирующие основополагающие
    вопросы государст-
  4. венной
    и общественной жизни, обусловливающие
    и обеспечивающие дея-
  5. тельность
    субъектов предпринимательства,
    закрепляющие принципы того
  6. ≪пространства≫,
    в котором осуществляется предпринимательская
    деятель-
  7. ность;
  8. 2)
    специальные нормы, относящиеся
    непосредственно к предпринима-
  9. тельской
    деятельности, определяющие основополагающие
    принципы дея-
  10. тельности
    ее субъектов.
  11. Международные
    договоры Российской Федерации,
    общепризнан-
  12. ные
    принципы и нормы международного права.
    Конституция
    России за-
  13. крепляет,
    что общепризнанные принципы и нормы
    международного права
  14. и
    международные договоры Российской
    Федерации являются составной
  15. частью
    ее правовой системы. Если международным
    договором Российской
  16. Федерации
    установлены иные правила, чем
    предусмотренные законом, то
  17. применяются
    правила международного договора.
  18. В
    Российской Федерации предпринимательская
    деятельность осущест-
  19. вляется
    в соответствии с принципами, закрепленными
    целым рядом между-
  20. народных
    соглашений, среди которых можно назвать
    Всеобщую декларацию
  21. прав
    человека 1948 г., Международный пакт об
    экономических, социальных
  22. и
    культурных правах 1966 г., которые имеют
    общий характер и закрепляют
  23. право
    на предпринимательскую деятельность.
    Среди международных актов,
  24. являющихся
    источниками предпринимательского права
    России, следует на-
  25. звать,
    например, Конвенцию ООН о договорах
    международной купли-прода-
  26. жи
    товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), Евразийскую
    патентную конвенцию

(Москва,
9 сентября 1994 г.).

  • Федеральные
    законы.
    Федеральные
    законы развивают и конкретизи-
  • руют
    конституционные нормы, относящиеся к
    регламентации предпринима-
  • тельства
    в Российской Федерации, и являются
    основными источниками пра-
  • вового
    регулирования как общественных отношений
    по осуществлению
  • предпринимательской
    деятельности ее субъектами, так и
    отношений по го-
  • сударственному
    воздействию на предпринимательскую
    деятельность.
  • Прежде
    всего, федеральными законами определяются
    основы россий-
  • ской
    экономики, формулируются общие условия,
    в которых предприниматели
  • осуществляют
    свою деятельность. Таковы, например,
    федеральные законы от
  • 14
    июня 1995 г. ≪О
    государственной поддержке малого
    предпринимательства
  • в
    Российской Федерации≫,
    от 23 июня 1999 г. ≪О
    защите конкуренции на рынке

финансовых
услуг≫
и от 17 августа 1995 г. ≪О
естественных монополиях≫.

  1. Ряд
    федеральных законов регулирует правовое
    положение субъектов
  2. предпринимательской
    деятельности вотдельныхсферах
    предпринимательст-
  3. ва,
    формулируя требования к таким субъектам
    и особенности их деятельности.
  4. Это,
    например, федеральные законы от 10 июля
    2002 г. ≪О
    Центральном
  5. банке
    Российской Федерации (Банке России)≫,
    от 3 февраля 1996 г. ≪О
    бан-
  6. ках
    и банковской деятельности≫,
    от 24 ноября 1996 г. ≪Об
    основах турист-
  7. ской
    деятельности в Российской Федерации≫,
    от 27 ноября 1997 г. ≪Об
    орга-
  8. низации
    страхового дела в Российской Федерации≫
    и от 26 августа 1995 г.
  9. ≪Об
    акционерных обществах≫.
  10. Правовое
    регулирование оборота отдельных видов
    объектов граждан-
  11. ских
    прав содержат, в частности, федеральные
    законы от 26 мая 2003 г. ≪Об

электроэнергетике≫
и от 22 апреля 1996 г. ≪О
рынке ценных бумаг≫.

  • Указы
    и распоряжения Президента Российской
    Федерации
    прини-
  • маются
    в соответствии с Конституцией Российской
    Федерации и федераль-
  • ными
    законами. Непосредственно к регулированию
    предмета предпринима-
  • тельского
    права относится, например, Указ от 21
    марта 1996 г. № 408 ≪Об
  • утверждении
    Комплексной программы мер по обеспечению
    прав вкладчиков
  • и
    акционеров≫.
  • Постановления
    Правительства Российской Федерации,
    норма-
  • тивные
    акты федеральных органов исполнительной
    власти
    являются

подзаконными
актами, т.е. должны приниматься в строгом
соответствии

  1. с
    Конституцией Российской Федерации,
    федеральными законами, указами
  2. и
    распоряжениями Президента Российской
    Федерации. На регулирование
  3. предпринимательской
    деятельности направлены, в частности,
    следующие
  4. нормативные
    акты: постановления Правительства от
    7 декабря 2000 г.
  5. № 927
    ≪О
    государственной поддержке развития
    фермерства и других субъ-
  6. ектов
    малого предпринимательства в сельском
    хозяйстве≫
    и от 10 апреля
  7. 2002
    г. № 228 ≪О
    мерах по повышению эффективности
    использования фе-
  8. дерального
    имущества, закрепленного в хозяйственном
    ведении федераль-
  9. ных
    государственных унитарных предприятий≫,
    распоряжение Министерст-
  10. ва
    государственного имущества Российской
    Федерации от 16 февраля 2000 г.
  11. № 188-р
    ≪Об
    утверждении Примерного устава федерального
    государствен-
  12. ного
    унитарного предприятия≫.
  13. Нормативные
    правовые акты субъектов Российской
    Федерации.
  14. Принятие
    субъектами Федерации нормативных актов
    по вопросам, относя-
  15. щимся
    к предпринимательской деятельности,
    должно происходить в строгом
  16. соответствии
    с принципами разграничения предметов
    ведения и полномочий
  17. в
    данной сфере между Российской Федерацией
    и ее субъектами. В качестве
  18. примера
    нормативных актов субъекта Российской
    Федерации по вопросам
  19. осуществления
    предпринимательской деятельности можно
    привести пос-
  20. тановление
    правительства Москвы от 15 июня 1999 г.
    №542 ≪О
    создании,
  21. реорганизации,
    ликвидации государственных и муниципальных
    унитарных
  22. предприятий
    и учреждений города Москвы и об участии
    города Москвы
  23. в
    хозяйственных обществах≫.
  24. Корпоративные
    (или
    так называемые локальные) нормативные
    акты
  25. как
    источник предпринимательского права
    представляют собой акты норма-
  26. тивного
    характера, принимаемые предприятиями,
    организациями, их органами. управления
    и регулирующие вопросы коммерческой и
    внутренней организаци-
  27. онной
    деятельности этих предприятий. Это,
    например, стандарты предприя-
  28. тий;
    положения об органах управления и
    контроля на предприятии; инструкции
  29. о
    порядке взаимодействия структурных
    частей организации в процессе хо-
  30. зяйственной
    деятельности; положения о коммерческой
    тайне предприятия.
  31. Обычаи
    делового оборота как источник
    предпринимательского
  32. права.
    В
    систему источников предпринимательского
    права входят и обычаи
  33. делового
    оборота. Для установления наличия обычая
    делового оборота не-
  34. обходимо,
    чтобы сложившееся, широко применяемое
    и не предусмотренное
  35. законодательством
    правило поведения применялось в
    какой-либо области
  36. предпринимательства.
    Обычаи делового оборота, противоречащие
    обяза-
  37. тельным
    для участников соответствующего
    отношения положениям законо-
  38. дательства
    или договору, не применяются.
  39. Обычай
    делового оборота подлежит применению
    для регулирования
  40. предпринимательских
    отношений в случае, если отсутствует
    не только нор-
  41. ма
    закона, подлежащая применению в том или
    ином конкретном случае, но
  42. и
    отношения между сторонами не урегулированы
    их договором. Обычаи по-
  43. лучили
    широкое распространение при регулировании
    вопросов внешнетор-
  44. говой
    деятельности, при осуществлении морских
    перевозок.
  45. Для
    формирования законодательства,
    регулирующего осуществление
  46. предпринимательской
    деятельности, очень важны акты
    высших судебных
  47. органов
    Российской
    Федерации: Конституционного Суда,
    Верховного Суда,
  48. Высшего
    Арбитражного Суда. Акты высших судебных
    органов и судебная
  49. практика
    не
    являются
    источниками
    предпринимательского права России,
  50. поскольку
    не содержат норм права, однако также
    играют важную роль для
  51. развития
    системы источников предпринимательского
    права, так как спо-
  52. собствуют
    формированию единого правопонимания
    у субъектов предприни-
  53. мательской
    деятельности и государственных
    правоприменительных органов
  54. и
    созданию единой модели правоприменения.
  55. На
    практике не всегда предпринимательское
    отношение получает
  56. должное
    правовое регулирование в виде нормы
    того или иного законода-
  57. тельного
    акта, не всегда существует и обычай
    делового оборота, который
  58. можно
    было бы применить в конкретном случае.
    Действующее законода-
  59. тельство
    устанавливает правила применения
    законодательства в таких слу-
  60. чаях.
    Такие пробелы предпринимательского
    законодательства восполняют-
  61. ся
    путем применения:
  62. • закона,
    регулирующего сходные отношения
    (аналогия закона);
  63. • общих
    начал и смысла гражданского законодательства
    (аналогия
  64. права).
  65. Для
    применения аналогии закона и аналогии
    права необходимо наличие
  66. следующих
    условий:
  67. — неурегулированность
    соответствующих отношений законодательст-
  68. вом
    и соглашением сторон;
  69. — отсутствие
    обычая делового оборота;
  70. — наличие
    схожего законодательства;
  71. — непротиворечие
    существу соответствующих отношений.

Источники предпринимательского права России: понятие, виды

Термин «источник права» принято рассматривать в материальном и формальном направлении. Рассматривая источник права в материальном аспекте, под ним принято понимать ряд условий жизнедеятельности человека, общественные отношения, которые складываются реально.

Читайте также:  РУСЗН постоянно неправильно начисляет сумму помощи

В формальном же направление источником предпринимательского права является внешняя форма выражения норм предпринимательского права, иными словами, ряд разных способов закрепления, объективирования правил, которые сформировались в области предпринимательства и являются юридическими по своей сути.

Существует несколько видов источников предпринимательского права. Речь идет о нормативно-правовых актах, обычаях, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ.

Россия относится к странам романо-германской правовой системы и поэтому в этой стране судебный прецедент не выступает в качестве источника права. Противоположная ситуация наблюдается в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, США).

И тут важно отметить, что судебная практика относительно дел, связанных в применением норм предпринимательского права, которая нашла отражение в ряде постановлений пленумов и президиумов высших судебных инстанций, играет особую роль в выработке единого понимания и использования предпринимательского законодательства, формировании предложений относительно его улучшения.

Нормативно-правовой акт, как ключевой источник права РФ

В качестве ключевого источника права в России выступает нормативно-правовой акт. Существует несколько ведущих нормативных правовых актов, которые регулируют предпринимательскую работу.

  1. Прежде всего это конституция, для которой свойственно не только закреплять ряд общих принципов правового регулирования источника предпринимательской деятельности, упомянутых выше, но и устанавливать минимальные гарантии прав и интересов тех, кто является участником предпринимательских правоотношений, которые не могут ограничить одинаковую защиту каждой формы собственности, гарантии судебной защиты свобод и прав, возможности ограничения свобод и прав людей исключительно федеральным законом и исключительно в такой степени, в какой это важно для того, чтобы защитить основы конституционного строя, нравственности, интересов других лиц, обеспечить оборону государства и безопасность страны.

Замечание 1

Для конституции важно закреплять ряд предметов ведения РФ и ее субъектов. Речь об этом идет в ст.71-73.

  1. Ряд отраслевых кодексов.
  2. Ряд федеральных законов.
  3. Ряд подзаконных актов.
  4. Ряд нормативно-правовых актов субъектов РФ, которые издаются законодательным и исполнительным органом субъектов РФ в рамках компетенции, которая установлена в ст.71-73 Конституции. Для них недопустимо не соответствовать федеральному законодательству.
  5. Ряд муниципальных правовых актов, которые принимаются относительно вопросов, которые имеют отношение к осуществлению права собственности на имущество, которое принадлежит муниципальным образованиям.

Опиши задание

Обычаи: определение и особенности

В качестве источников российского предпринимательства выступают и обычаи.

Определение 1

В качестве обычая выступает правило поведения, которое сложилось и широко используется в определенной сфере предпринимательской или иной работы, оно не предусмотрено законодательством, и на это не влияет то, закреплено оно или нет в каком-нибудь документе.

Для обычаев, которые противоречат обязательным для участников соответствующих отношений ряду положений законодательства или договоров, не применимы.

Для обычаев свойственно использоваться в ситуациях, которые прямо указаны в законодательстве. Множество статей ГК содержат отсылки к обычаям.

Создание правового обычая связано со сложением двух частей. Речь идет о внутренней (когда соблюдаются сложившиеся правила участниками гражданского оборота) и внешней (когда придется обязательная сила обычаю при помощи прямого указания на него в ряде правовых норм) частях. Исходя из этого, для обычая важно быть санкционированным страной для того, чтобы выступить в качестве источника права.

Важно видеть разницу между обычаем и обыкновением. Для обычая характерно существовать самостоятельно от воли сторон, которые заключают договор, и использоваться как общее правило (в ситуациях, когда стороны не пришли к общему мнению относительного иного, когда иное е установлено в законе).

Для деловых обыкновений свойственно использоваться в ситуациях, когда в договоре стороны пришли к общему мнению или в ситуациях, когда договор допускает предположение намерения сторон основываться на том или ином обыкновении. В качестве делового обыкновения выступает предполагаемое условие договора. В ситуациях, когда данного условия нет в договоре, то для обыкновения не допустимо выступать в качестве обязательного правила.

Еще один вид источника российского предпринимательского права – это общепризнанный принцип и норма международного права и международный договор РФ.

Предпринимательское право. Источники, понятие

Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов.

Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок.

Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.

ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:

  1. Самостоятельность имущественного и организационного типов. Имущественная разновидность обособленности подразумевает наличие возможности распоряжаться собственным имуществом при реализации основной деятельности. Организационная самостоятельность возникает в момент принятия решений – это свобода выбора из нескольких путей развития того варианта, который предприниматель считает единственно верным (без учета мнения контролирующих и третьих лиц).
  2. Систематичность. Это означает, что предпринимательская деятельность должна осуществляться на постоянной основе без длительных простоев. Данный критерий проявляется в регулярном поступлении доходов и нацелен на постоянное получение прибыли.
  3. Ответственность по рискам деятельности имуществом. Предприниматель отвечает за результаты своей работы имущественными активами. Для ИП норма распространяется на его личное имущество, для учредителей предприятий – на корпоративные объекты имущества.
  4. Соблюдение формальных процедур. Реализация законного права ведения бизнеса на территории России возможна при условии проживания в стране осуществления хозяйственной деятельности и прохождения всех этапов легализации статуса коммерсанта. Прибыль от предпринимательства будет признаваться законной только в отношении зарегистрированных и поставленных на учет в ФНС ИП и юридических лиц.
  5. Направленность на повышение уровня рентабельности проекта. Коммерческие деятели нацелены на извлечение максимальных материальных выгод. Прибыль – основная цель каждой проведенной операции.

СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.

Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:

  • финансовыми;
  • организационного типа;
  • экономическими;
  • зависящими от субъекта хозяйствования или обособленными от его действий.

Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия.

Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка.

Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.

К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.

Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов.

Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта.

Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:

  • денежные вливания;
  • создание собственной сырьевой базы;
  • модернизация оборудования;
  • обновление технологических линий;
  • повышение квалификации работников;
  • наработка собственной системы взаимодействия с контрагентами для формирования широкой базы лояльных и постоянных клиентов.

Источники предпринимательского права

Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:

  1. Конституции.
  2. Кодексов.
  3. Федеральных законов.
  4. Подзаконных актов и постановлений.
Читайте также:  Получение гражданства для студентов1

Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе.

Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности.

Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.

Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ.

Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса.

Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.

Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:

  1. Воздействующие на весь рынок или отдельные его сегменты с целью регулирования. В эту категорию входят законы, регламентирующие порядок действий в конкурентной среде, антимонопольное законодательство, устанавливающие порядок оборота ценных бумаг.
  2. Определяющие правовой статус участников предпринимательства в разрезе их типов (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. для АО, № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. для МУП, № 41-ФЗ от 8 сентября 1996 г. для кооперативов, № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. для ООО).
  3. Правовое регулирование в разбивке по направлениям деятельности. Инвесторы и получатели инвестиций используют нормы закона от 25 февраля 1999 года под № 39-ФЗ, рекламные фирмы применяют закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г., аудиторам необходимо руководствоваться законом № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г., оценщики соотносят свои действия с положениями закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.
  4. Для некоторых видов предпринимательства с узкой специализацией изданы собственные законы. Банковский сектор работает в соответствии с законом № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.
  5. Документы, фиксирующие требования к предпринимателям и условиям ведения ими бизнеса. Для видов деятельности, подразумевающих наличие лицензии, издан закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. Регистрация и снятие с учета юридических и физических лиц проводится с учетом порядка, озвученного в законе № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. Этот документ содержит критерии признания статуса субъекта предпринимательства, оговаривает этапы и сроки регистрационных мероприятий, декларирует порядок взаимоотношений между контрагентами, между предпринимателем и контролирующими органами.

НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.

Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.

Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.

ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.

На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним.

Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала.

Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).

Понятие и виды хозяйственных правоотношений

Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.

Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:

  1. Правоотношения абсолютного типа касаются деятельности предпринимателя внутри своего бизнес-проекта. В эту категорию входит возможность самостоятельно распоряжаться своим корпоративным имуществом, вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять калькуляционные расчеты.
  2. Правоотношения относительного типа затрагивают интересы сразу нескольких участников рынка в момент их взаимодействия. Права одной стороны коррелируются с обязанностями другого лица. Это проявляется в соблюдении условий договоров, заключаемых между разными субъектами хозяйствования.

Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:

  • вещественные активы;
  • денежные ресурсы;
  • ценные бумаги;
  • осуществляемые действия участников рынка коммерции;
  • блага неимущественной разновидности, которые являются неотъемлемой частью конкретного бизнес-проекта (логотип, бренд, коммерческая тайна).

Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:

  • Отношения, затрагивающие право собственности. Это тип абсолютных правоотношений, которые наделяют предпринимателей правом пользоваться собственным имуществом без ограничений (в рамках действующих норм законов). Такой принцип позволяет сдавать в аренду имущественные активы, использовать их в качестве залога и передавать третьим лицам на возмездной или безвозмездной основе, эксплуатировать в производстве. Ограничение накладывается на использование активов для удовлетворения личных потребностей создателя бизнес-структуры.
  • Отношения абсолютно-относительного типа вещественного характера возникают в случаях передачи имущества в оперативное управление.
  • Абсолютные правоотношения неимущественного типа, затрагивающие сферу реализации хозяйственной деятельности. Норма предполагает предоставление предпринимателю возможности работать без негативного воздействия третьих лиц. При обнаружении влияния незаконных действий коммерческий субъект должен направить свои усилия на устранение этого факта.

ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.

Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.

Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:

  • изучение причин, документальных и правовых оснований для возникновения обязательства;
  • идентификация участников сделки, повлекшей возникновение претензий;
  • содержание требований;
  • источники регулирования и разрешения возникшей ситуации с точки зрения правовой базы.

Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:

  • какие действия будут признаны правонарушением;
  • какие внешние факторы могут оказать существенное влияние на выполнение норм соглашения;
  • к каким последствиям приведет нарушение условий договора;
  • механизмы защиты бизнеса от негативного воздействия, основанные на правовых источниках правоотношений (разработка системы штрафов для контрагента за срыв договоренностей, применение инструментов страхового рынка).

По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры.

Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган.

Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *