Аэрофобия и повышение в должности

Симптомы аэрофобии Причины аэрофобии Сопутствующие страхи Как преодолеть страх Психотерапия при аэрофобии Психотерапия при аэрофобии Лечение аэрофобии

Страх летать на воздушном транспорте называется «аэрофобия».

Это психическое расстройство, которое проявляется в панической боязни любых полетов на самолетах. Это заболевание не имеет ничего общего с естественным инстинктом самосохранения.

Практически все люди понимают опасность полета, но подавляющее большинство может контролировать свои эмоции, не страдая от навязчивых мыслей, от которых невозможно избавиться без помощи профессиональных врачей.

При аэрофобии человек не может переубедить самого себя в том, что эти мысли нерациональны. В результате они полностью овладевают его сознанием, заставляя перед полетом совершать определенные действия, которые свидетельствуют о наличии отклонений в психике из-за неконтролируемого страха.

Аэрофобия и повышение в должности

Многочисленные исследования показали, что чаще всего страдают аэрофобией люди, обладающие незаурядными воображением и фантазией.

Они могут рисовать в своем уме картины самых немыслимых ситуаций, которые лишь отдаленно связаны с настоящей опасностью, подстерегающей человека в полете.

Например, в их сознании возникают чудовищные образы столкновения самолета с военной ракетой, случайно выпущенной системой противовоздушной обороны. Или они всерьез опасаются, что во время полета станут заложником у террористов, решивших захватить самолет.

При этом данные образы сопровождаются симптомами тревожного невроза, напрямую связанными с работой вегетативной нервной системы, регулирующей функциональную деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов.

Основные симптомы, свидетельствующие о фобии:

  • частые перепады артериального давления. Многие пациенты, страдающие от аэрофобии, говорят о том, перед полетами их беспричинно бросает то в жар, то в холод. Причина резких колебаний артериального давления заключается в стрессовой ситуации, которая негативно отражается на самочувствии и общем здоровье;
  • увеличение частоты сердечных сокращений. Страх перед полетом приводит к быстрому поступлению адреналина, который необходим для активации скрытых резервов организма. В результате этого частота сердечных сокращений резко увеличивается, а после приступа аэрофобии человек ощущает себя абсолютно подавленным и разбитым;
  • дрожание конечностей или всего тела. У людей, страдающих аэрофобией, часто наблюдаются непроизвольные движения рук или ног, вызванные чередованием сокращения и расслабления мышц. Не стоит бороться с дрожанием при помощи медикаментозных средств, так как причиной его появления является перевозбуждение нервной системы;
  • сильная бледность или покраснение кожных покровов. Острый приступ аэрофобии приводит к тому, что в кровь выделяется слишком много адреналина. Следствием этого является резкий спазм подкожных капилляров. В результате происходит изменение естественного цвета кожи. Больше всего нарушение кровоснабжения кожи заметно на лице;
  • сильное головокружение и головные боли. При приступе аэрофобии у многих пациентов внезапно начинает кружиться голова. Это происходит из-за увеличения концентрации кислорода в крови мозговых сосудов. После того, как страх постепенно отступает, у человека возникают головные боли, которые могут сопровождаться утратой ясности сознания.

Аэрофобия и повышение в должности

Существует несколько факторов, которые могут спровоцировать аэрофобию. У некоторых людей страх летать появляется после того, как они увидели ужасные сюжеты об авиакатастрофах по телевизору, прочитали об этом в газетах или услышали от своих знакомых.

Постепенно этот страх перерастает в настоящую фобию, когда человек начинает панически избегать самолеты.

Еще одной распространенной причиной является негативный опыт, когда полет прошел в неблагоприятных погодных условиях, с сильной турбулентностью, слишком жесткой посадкой или с техническими неполадками.

Даже небольшая по масштабу стрессовая ситуация может стать причиной серьезного недуга, который со временем постепенно переходит в хроническую форму. Особенно это касается людей, склонных к постоянному сомнению, страху и повышенной неуверенности в себе и своих силах.

Аэрофобия и повышение в должности

В некоторых случаях аэрофобия может быть осложнена другой фобией:

  • танатофобией (панический страх смерти);
  • акрофобией (боязнь любой высоты);
  • клаустрофобией (страх замкнутых или тесных пространств);
  • демофобией (боязнь большого скопления людей);

Кроме того, многие пациенты, которые боятся летать, говорят о том, что они испытывают боязнь потерять контроль над собой и ситуацией. Часто этому сопутствует чувство беспомощности, когда человек побывал в безвыходной ситуации, где ничего не зависело от его умений или индивидуальных качеств.

Аэрофобия и повышение в должности

Чтобы побороть собственную боязнь, необходимо сначала тщательно изучить всю информацию, которая касается современных самолетов.

Дело в том, что в настоящее время самолет представляет собой надежную конструкцию, созданную из качественных и надежных материалов, способных без каких-либо проблем выдерживать аэродинамические нагрузки на протяжении всего срока эксплуатации. Помимо этого, в самолете устанавливаются новейшие системы управления.

Все приборы в обязательном порядке дублируются, чтобы в случае выхода из строя одного устройства его незамедлительно заменил аналогичный механизм из технического резерва. Это означает, что сегодня летать самолетом значительно безопасней, чем передвигаться на собственном автомобиле или общественном транспорте.

Конечно, если человек уже долгое время болен аэрофобией, то он уже многократно слышал об этом от своих друзей или родственников. Но чтобы избавиться от страха, необходимо научиться доверять другим людям, а также данным статистики, которая четко отслеживает все происшествия, произошедшие с самолетом на земле и в воздушном пространстве.

Практические советы, позволяющие справиться с волнением и страхом при подготовке и непосредственно во время полета:

  • приобретая билет, лучше выбирать места, находящиеся дальше от иллюминатора. Благодаря этому можно будет не видеть взлет и посадку самолета. Также не стоит выбирать места в хвостовой части, так как там турбулентность ощущается наиболее сильно;
  • если есть такая возможность, можно взять с собой надежного попутчика, который не боится летать самолетом. Это поможет справиться с тревогой, вызванной стрессовой ситуацией;
  • лучше приезжать в аэропорт заранее. Когда рядом находятся спокойные и невозмутимые пассажиры, которые тоже готовятся в полет, это успокаивает и помогает немного расслабиться;
  • во время перелета не надо тратить время на слежение за стюардессами или работой двигателей. Лучше посмотреть какой-нибудь фильм, послушать спокойную музыку или почитать любимую книгу.

Аэрофобия и повышение в должности

Попытки самостоятельно бороться с фобией зачастую не приводят к положительным результатам. Лечить аэрофобию нужно начинать в том случае, когда человек осознал, что он испытывает сильнейшую боязнь летать и выбирает альтернативные способы передвижения, пусть даже в ущерб своему времени.

На сегодняшний день основным методом лечения является работа с психологом или психотерапевтом. Опытный врач прекрасно знает, что аэрофобия поддается лечению.

Для этого надо лишь выявить точные причины ее появления и устранить их при помощи специальных техник, направленных на профессиональную коррекцию поведенческой и психоэмоциональной сферы.

По сути врач учит пациента, у которого обнаружена аэрофобия, правильно думать и действовать даже в условиях стрессового фактора. В дальнейшем пациенты могут спокойно летать, так как они преодолели свои иррациональные страхи и в состоянии проконтролировать ситуацию.

Следует помнить, что любая фобия не лечится только медикаментозными средствами. Как правило, врачи их назначают в том случае, если пациенту необходимо в срочном порядке совершить перелет на самолете. С помощью лекарств можно не преодолеть страх, а лишь на время заглушить реакции организма и стабилизировать состояние больного.

В настоящее время не изобретено каких-то лекарственных препаратов, способных быстро избавить человека от навязчивых мыслей.

Борьба с настоящими причинами страха требует комплексного подхода, так как фобия успешно преодолевается путем развития навыков релаксации, которые позволяют эффективно противостоять навязчивым страхам и приступам паники.

Аэрофобия и повышение в должности

Психотерапевтический Центр ДАР проводит лечение различных отклонений, связанных со страхом перелета. В своей практике мы используем только проверенные методы лечения, которые убедительно доказали свою эффективность. Каждая методика подбирается в полном соответствии с конкретной причиной и симптоматикой заболевания.

Особенности лечения фобии в Центре ДАР:

  • индивидуальный подход. Каждый пациент, решивший пройти лечение в нашей клинике, может рассчитывать на внимательное отношение и высокий уровень обслуживания. Подбирая оптимальный курс лечения для восстановления психоэмоциональных функций, мы всегда учитываем личные пожелания наших пациентов;
  • высокий профессионализм врачей. Аэрофобия устраняется квалифицированными специалистами, которые обладают большим опытом работы в области психотерапии и клинической психологии. Они прекрасно знают, что нужно делать с патологической боязнью, поэтому наши пациенты быстро возвращаются к комфортной жизни;
  • гибкая ценовая политика. Мы прилагаем большие усилия к тому, чтобы стоимость лечения находилась на адекватном уровне, вполне доступном для многих людей, желающих поскорее вернуться в нормальное психологическое состояние. Это выгодно отличает нас от других медицинских центров, предлагающих избавление от панических реакций.
Читайте также:  Иммиграция в италию: как переехать на пмж (в том числе в бормиду) при эмиграции из россии

Для того чтобы записаться на прием к врачу или получить дополнительную информацию о сроках и стоимости лечения, необходимо связаться с нашими специалистами, позвонив по телефону (495) 725-04-07.

Аэрофобия

Аэрофобия и повышение в должности

Аэрофобия – страх перед полетами на летательных аппаратах. Проявляется тревогой и повышенной нервозностью, обычно возникающей за несколько дней до перелета. Перед посадкой в самолет и во время полета отмечаются сердцебиение, повышение АД, напряжение мышц, учащение дыхания, тошнота, ощущение дезориентации и слабость в ногах. В воображении больных рисуются ужасающие картины авиакатастроф. Некоторые пациенты из-за страха отказываются от авиаперелетов. Многие больные аэрофобией во время полетов принимают алкоголь и успокоительные препараты. Диагноз устанавливается на основании жалоб и истории болезни. Лечение – психотерапия.

Аэрофобия – боязнь летать на самолетах и других летательных аппаратах.

Несмотря на общедоступные статистические данные, свидетельствующие о высоком уровне безопасности полетов, около 85% людей считают воздушную авиацию наиболее опасным видом транспорта.

Аэрофобия чрезвычайно широко распространена: примерно 40% жителей Земли перед полетом испытывают страх различной степени выраженности. Аэрофобия может сопровождаться навязчивым поиском информации о безопасности перелетов, падениях самолетов и т. д.

Клинически значимая аэрофобия выявляется у 15% взрослого населения. Обычно расстройство возникает в возрасте 25 лет и старше, женщины страдают чаще мужчин. Аэрофобия может быть самостоятельной фобией или проявлением другого фобического расстройства (страха высоты, страха закрытых пространств). Лечение аэрофобии осуществляют специалисты в области психотерапии и клинической психологии.

Аэрофобия и повышение в должности

Аэрофобия

Существует целый ряд внешних и внутренних факторов, провоцирующих развитие аэрофобии.

К числу внешних факторов, способных вызвать данное фобическое расстройство, относят недостаточную информированность о безопасности полетов, ужасающие картины крушений самолетов в телевизионных новостях, сообщения об авиакатастрофах в газетах и журналах.

У некоторых пациентов аэрофобия возникает после «сложного» полета: в неблагоприятных погодных условиях, при большом количестве воздушных ям, при возникновении технических неполадок и т. п. В отдельных случаях аэрофобия развивается после рассказов друзей и родственников, переживших «сложный» полет.

К внутренним факторам, повышающим вероятность развития аэрофобии, относят физическое и психическое переутомление, острые и хронические психотравмирующие ситуации, соматические болезни, неврозы, депрессии и другие состояния и заболевания, способствующие повышению уровня тревожности и снижения устойчивости к стрессу.

Вероятность развития аэрофобии увеличивается при сердечно-сосудистых заболеваниях, слабом вестибулярном аппарате и повышенной восприимчивости к перепадам давления.

Некоторые больные аэрофобией не испытывают страха непосредственно перед перелетами, но боятся находиться в замкнутом пространстве (клаустрофобия), оказаться на большой высоте (акрофобия) или пострадать от воздушной болезни (аэронаусифобия).

Пациенты предъявляют жалобы на устойчивый страх перед полетами.

Многие больные отмечают выраженную тревогу ожидания – страх появляется за несколько дней или даже месяцев до полета, сопровождается автоматическими мыслями об опасности перелетов, рисующимися в воображении картинами возможных авиакатастроф и вегетативными нарушениями.

У некоторых пациентов, страдающих аэрофобией, возникает навязчивая потребность читать статьи об авиакатастрофах, изучать статистику падений самолетов, глубоко вникать в темы, так или иначе связанные с безопасностью путешествий по воздуху.

По мере приближения полета симптомы аэрофобии проявляются все более ярко.

Мысли о полете, пребывание в аэропорту и посадка в самолет провоцируют учащение сердцебиения, одышку, повышение артериального давления, тошноту, диарею, напряжение мышц, усиленное потоотделение, слабость в ногах, головокружение, дезориентацию, ощущение пустоты в голове и другие симптомы.

Из-за ярко выраженной вегетативной симптоматики больные аэрофобией начинают опасаться за свое здоровье. Некоторые пациенты боятся не только непосредственно полета, но и потери сознания или смерти от сердечного приступа. Как правило, признаки аэрофобии сильнее всего проявляются во время взлета, посадки и попадания в зоны турбулентности.

Больные аэрофобией нередко отказываются от воздушных перелетов и выбирают для путешествий наземные виды транспорта.

В результате аэрофобия существенно ограничивает жизнь пациентов – они не отдыхают на курортах, теряют возможность посещать родственников, живущих в других странах, и устраиваются на работу, не связанную с командировками.

Некоторые больные продолжают пользоваться воздушным транспортом, принимая перед полетом большие дозы транквилизаторов или алкоголя. Проблема аэрофобии особенно значима для людей, вынужденных совершать частые перелеты в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Постоянные тревога и страх существенно затрудняют профессиональную деятельность, становятся причиной нервных срывов, депрессий и невротических расстройств. В отдельных случаях возможно развитие алкоголизма и зависимости от транквилизаторов.

Диагноз «аэрофобия» выставляется на основании жалоб пациента и истории заболевания. В ходе беседы психолог уточняет, чем обусловлен страх перелетов – боязнью авиакатастрофы, непереносимостью закрытого пространства, тревогой при пребывании на высоте и т. д.

Таким образом, аэрофобию дифференцируют от клаустрофобии, акрофобии и других фобий. При подозрении на наличие сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений вестибулярного аппарата больных направляют на консультацию к кардиологу, неврологу и отоларингологу.

Основным методом лечения аэрофобии является психотерапия. Обычно используются кратковременные психотерапевтические методики: когнитивно-поведенческая терапия, гипноз и НЛП. Психолог обучает больных аэрофобией приемам саморелаксации, приводит убедительные доказательства безопасности авиаперелетов.

Специалист помогает пациентам выявить ложные убеждения, лежащие в основе аэрофобии, а затем сформировать новые паттерны мышления и поведения. Занятия могут проводиться индивидуально или в группах.

В процессе занятий в некоторых психологических центрах используются специальные тренажеры, имитирующие салон самолета.

Пациентам, страдающим аэрофобией, рекомендуют соблюдать ряд правил, способствующих уменьшению страха во время полетов.

К числу таких правил относят выбор места, которое кажется наиболее безопасным и вызывает меньше неприятных ощущений: при превалирующем страхе высоты – вдали от иллюминатора, при клаустрофобии – возле аварийного выхода и т. д.

Больным аэрофобией советуют понаблюдать за собой, составить список наиболее эффективных приемов для переключения внимания и в последующем использовать эти приемы во время полета. В числе таких приемов может быть чтение книг, прослушивание аудиоплеера, разгадывание кроссвордов, упражнения на мышечную релаксацию, счет в уме.

Лекарственную терапию при аэрофобии назначают только при наличии сопутствующих психических расстройств (генерализованного тревожного расстройства, депрессии). По согласованию с врачом возможен разовый или эпизодический прием транквилизаторов перед полетом и во время перелета.

Длительное употребление успокоительных препаратов не рекомендуется из-за возможного развития зависимости. Прогноз зависит от длительности и тяжести аэрофобии и наличия сопутствующих психических расстройств. В легких случаях, как правило, удается добиться исчезновения или существенного уменьшения симптомов.

При высокой тревожности, сопутствующем неврозе или депрессии возможно хроническое или рецидивирующее течение.

Аэрофобия и повышение в должности

  • Добрый день!
  • Как установлено ст. 21 ТК РФ работник имеет право на (в том числе):
  • — заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, иными федеральными законами;
  • — предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
  • — полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
  • Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия (ст. 57 ТК РФ) (в том чсиле):
  • — трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
  • — условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ).

Статьёй 72 ТК РФ установлено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

  1. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением некоторых случаев.
  2. Служебная командировка, в соответствии с ТК РФ — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
  3. Поездка работника, направляемого в командировку по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.
  4. Служебные поездки работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
  5. ————————

Если Вас уже перевели, то сделаю вывод, что Вы с работодателем уже подписали все необходимые документы, в том числе доп. соглашение к трудовому договору. Подписав их, Вы согласились с их условиями.

Читайте также:  Возможен ли возврат земельного налога по факту приобретения земельного участка со строением?

В дополнительном соглашении должны быть указаны новая трудовая функция, характер новой работы.

Если работа в новой должности носит разъездной характер, то это в обязательном порядке должно быть отражено в договоре (доп. соглашении). Понятия «разъездной характер» законодатель, к сожалению, не определил, это определяется в конкретной ситуации и зависит от выполняемых трудовых функций на рабочем месте и вне его.

Например, по моему скромному мнению, еженедельная проверка деятельности филиалов компании (по графику), может считаться как разъездной характер работы, и должна быть отражена в трудовом договоре, а заключение договоров с контрагентами (заранее не известно, когда они будут заключаться) будет именно командировками (это условно, работодатель и суд могут иметь иное мнение).

В случае если Ваша работа в новой должности носит разъездной характер работы, сей факт должен быть отражен в трудовом договоре, иначе Вы имеете право не выполнять работы, не обусловленной трудовым договором.

Право работодателя направить работника в служебную командировку предусмотрено ст. 166 ТК РФ. Согласие работника на командировку не требуется.

Ст.259 ТК приводит перечень работников, которые могут быть направлены в командировку только с их письменного согласия. Это правило относится: к женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет; работникам, имеющим детей-инвалидов; сотрудникам, осуществляющим уход за больными членами их семей.

  • Остальные работники могут отказаться от командировки:
  • — если данное право предусмотрено трудовым договором,
  • — по согласованию с работодателем при наличии уважительных причин, к которым, на мой взгляд, можно отнести Вашу аэрофобию и Ваше заболевание сердечно-сосудистой системы, если имеется официальное заключение по последнему (официально поставленный диагноз).
  • В иных случаях необоснованный отказ от командировки может быть расценен, как невыполнение трудовых обязанностей, с соответствующими последствиями.

Работодателю не имеет смысла держать работника, который по объективным причинам не имеет возможности летать в командировки, на должности, предполагающей частые перелеты. Кратко: зачем нужен человек, который должен летать постоянно, а вместо этого будет сидеть в офисе (летать всё равно ведь кто-то должен).

———————-

Поскольку на прежнее место был уже принят работник, то его уволить ради Вашего возвращения не имеют права. Работодатель может вернуть Вам прежнюю должность, если позволяет штатное расписание (например, предусмотрено две единицы).

———————-

Самым лучшим выходом из данной ситуации может быть только совместное решение проблемы с руководством. Руководитель умолчала о командировках, Вы не поинтересовались новыми условиями — виноваты вместе. Попробуйте уговорить вернуть Вас обратно, или назначить на иную должность, не связанную с перелетами (Вы можете, например, ездить в командировки поездом, на автомобиле).

02 июня 2012, 20:43

Аэрофобия — симптомы и лечение

Дата публикации 2 ноября 2018Обновлено 16 августа 2021

Аэрофобия — это боязнь перелёта на разного рода летательных устройствах.[1] Она может быть изолированной или являться составным компонентом других фобий. Очень близка к аэрофобии авиафобия (боязнь перелёта на самолёте), поэтому их часто объединяют в одно понятие.

Аэрофобия может сочетаться с другими психическими заболеваниями, что значительно усугубляет течение и утяжеляет процесс лечения, а также ухудшает прогноз расстройства.

Современный темп и уровень жизни, обуславливающие необходимость в течение короткого промежутка времени находиться в значительно удалённых друг от друга пунктах, делает востребованным наиболее быстрые способы передвижения, такие как авиаперелёты. Поэтому наличие аэрофобии у некоторых людей значительно осложняет их жизнь. Чтобы справиться с ней, необходимо понимать, с чем связано это расстройство.

Причины аэрофобии, как правило, сугубо индивидуальные, однако можно выделить несколько общих факторов развития данной фобии:[2]

  1. Различные стрессовые ситуации, реально пережитые во время полёта. Они могут быть обусловлены неблагоприятными погодными условиями, зонами повышенной турбулентности, неопытностью экипажа и т.д. В этот момент в подсознании человека закрепляется «отрицательный» опыт полёта, вызывающий в дальнейшем негативные ассоциации.
  2. Активное освещение масштабных авиакатастроф в средствах массовой информации. С появлением сети Интернет информация о происшествиях распространяется очень быстро, даже небольшие авиакатастрофы не остаются без внимания. Всё это вызывает у некоторых людей недоверительное отношение к перелётам.
  3. Страх за состояние собственного здоровья, особенно у людей с хроническими заболеваниями. С изменением высоты происходит изменение давления, что оказывает определённое влияние на организм человека.
  4. Недоверие к членам экипажа, обусловленное отсутствием собственного контроля над происходящими событиями. Особенно это выражено у людей, занимающих руководящие должности.
  5. Наличие других фобий, например акрофобия (страх высоты) или клаустрофобия (страх замкнутого пространства).
  6. Наличие других психических расстройств (посттравматическое стрессовое и тревожно-фобическое расстройство, депрессивный эпизод).
  7. Генетическая предрасположенность. Различные фобии наиболее часто развиваются у родственников, имеющих тревожное расстройство. Это было доказано при обследовании монозиготных и дизиготных близнецов и подсчёта конкордантности (общих признаков).
  8. Условия жизни (воспитание, формирование характера в раннем детстве).

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Обычно люди с аэрофобией начинают испытывать тревогу за несколько дней до намеченного перелёта. Это может проявляться в нарушении у них сна и появлении кошмарных сновидений. Некоторые люди употребляют седативные препараты, что позволяет снизить тягостные внутренние ощущения только на короткий промежуток времени.[3]

Считается, что симптомы аэрофобии обусловлены не реальной действительностью, а страхом перед возможным будущим, так как человек представляет себе отрицательные последствия полёта.

При этом женщины больше всего боятся самой ситуации авиакатастрофы, а мужчины боятся высоты и невозможности собственного контроля над происходящей ситуацией. Пожилые люди испытывают панику, которая обусловлена страхом полёта и смерти.

Многие из этих людей никогда не совершали перелёты и, тем более, не попадали в авиакатастрофы. Следовательно, данный страх является необоснованным.

Все симптомы аэрофобии можно разделить на вегетативные и психические.[4]

К вегетативным симптомам относятся:

  • тахикардия;
  • боли в предсердечной области, напоминающие стенокардию;
  • избыточная потливость ладоней и стоп;
  • увеличение частоты дыхательных движений;
  • приступы бронхоспазма;
  • непроизвольное сокращение мышц, рефлекторная дрожь;
  • полакиурия (учащённое мочеиспускание);
  • боли в животе, тошнота;
  • гиперемия или бледность кожных покровов;
  • головные боли, преимущественно в височной области.

К психическим симптомам относятся:

  • беспокойство;
  • раздражительность;
  • снижение концентрации внимания;
  • снижение качества сна, ночные кошмары;
  • утомляемость, сниженная трудоспособность.

Аэрофобия развивается не сразу. Под влиянием наследственной предрасположенности, воспитания, обуславливающего формирование характера в раннем детстве, возникает определённая модель поведения и мышления по отношению к перелётам.

В дальнейшем у таких людей возникает избыточная тревожность при упоминании о возможности авиаперелёта, большинство из них никогда не решится на полёт.

Та часть, которая всё-таки вынуждена будет совершить перелёт, попытается выяснить все подробности об авиакомпании, осуществляющей перелёты. На этот процесс они тратят большое количество времени и все равно остаются неудовлетворёнными собственным выбором.

На этом этапе у них возникают нарушение сна и кошмарные сновидения. Зачастую страдающие аэрофобией принимают седативные препараты и алкоголь, что, по сути, не является решением проблемы.[5]

Даже убедившись в надёжности авиакомпании, люди, страдающие аэрофобией, обязательно начнут рисовать в голове негативные картины будущей авиакатастрофы, сопровождающейся гибелью людей. Вспоминают кадры крушения самолетов, показанных в средствах массовой информации и сети Интернет.

На следующем этапе происходит окончательное формирование аэрофобии. Люди стараются любыми способами избегать авиаперелётов. Они с удовольствием выберут любой другой вид транспорта. Разубеждению со стороны окружающих людей не поддаются.

Если же человеку с аэрофобией всё же пришлось лететь, то в таком случае следует возникновение паники в салоне самолёта.

При этом активизируются все функциональные резервы, возможности которых превышают компенсаторно-приспособительные процессы в организме.

Это неизменно ведёт к истощению защитных сил, возникновению реакции стресса, которая вновь запускает процесс с самого начала перед следующим полётом. Так замыкается порочный круг.

Выделяют изолированную и сочетанную аэрофобию.

Изолированная аэрофобия — это достаточно редкое явление, при котором наблюдаются только симптомы аэрофобии. Такое состояние имеет обычно посттравматический генез (имеется в виду возникновение после психотравмирующей ситуации, связанной с аэроперелётами).

Намного чаще в клинике наблюдается сочетанная аэрофобия. В таком случае она является лишь отдельным проявлением тревожных расстройств обсессивно-компульсивного спектра.

Читайте также:  С кем заключать договор обслуживания домофонов?

Обычно боязнь перелётов — это декомпенсация обсессивно-компульсивного расстройства личности, при котором тревожные черты личности можно проследить у человека с самых ранних этапов его жизни, либо вновь появившееся невротическое расстройство, которое формируется у людей с различным личностным преморбидом. До сих пор в этом вопросе не поставлена окончательная точка и дискуссии исследователей продолжаются.

Развитие аэрофобии происходит по следующему принципу:[6]

  1. Возникновение избыточной тревожности.
  2. Воображение негативных картин будущего. На этом этапе страдающий аэрофобией в ярких красках представляет себе картины падения самолета, возможную гибель пассажиров.
  3. Формирование аэрофобии. На этом этапе фобия полностью сформирована. Поэтому данные люди будут стараться любыми способами избегать полётов.
  4. Паника в салоне самолёта. Такие люди будут доставлять неудобство членам экипажа и остальным пассажирам.

Самым неприятным осложнением аэрофобии является избегающее поведение, при котором человек начинает избегать авиаперелетов, а иногда и всего, что связано или напоминает ему об авиаперелётах.

[7] Это значительно ограничивает человека, не даёт ему возможности отдыхать, путешествовать, вести активный образ жизни.

В тяжёлых случаях это может вызывать вторичную депрессию от осознания своей «неполноценности», значительно снижать качество жизни.

Аэрофобия не способна вызывать ничего, что угрожало бы жизни и здоровью. Самым сильным проявлением аэрофобии может стать паническая атака, возникающая в момент авиаперелёта. Это состояние представляет собой сильные, сконцентированные по времени возникновения эмоции тревоги и страха.

Признаками панической атаки также являются такие соматические симптомы, как тахикардия (учащённое сердцебиение), тахипноэ (учащённое поверхностное дыхание), головокружение, головная боль и др.

Эти обычные симптомы тревоги могут быть интерпретированы человеком с панической атакой как признаки тяжёлого заболевания, что ещё больше усиливает тревогу, которая, в свою очередь, усиливает тахикардию и прочие симптомы.

Получается, что в патогенезе панической атаки основную роль играют «патологические круги», разрыв которых и является первой помощью при этом состоянии.

Для этого рекомендуется нормализовать дыхание (дышать медленно и глубоко, используя для этого специальные техники (например, они представлены в приложении Антипаника). Также хорошо помогает приём «обратного дыхания», когда просят дышать в герметичный мешок.

За счёт этого проще контролировать своё дыхание (все дыхательные движения хорошо видны глазами), к тому же во вдыхаемом воздухе выше концентрация углекислого газа, что помогает прервать патологический круг гипервентиляции.

Помимо прочего можно использовать приём отвлечения внимания, контроля тревожных автоматических мыслей и прочие техники, обучение которым происходит в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии.

Из фармакологических средств можно использовать бензодиазепины быстрого действия.

Зачастую аэрофобии сопутствуют другие психические расстройства, поэтому целью диагностики является более точное определение причины заболевания. Также важно установить, является ли аэрофобия первичным заболеванием или вторичным заболеванием, возникшим на основе другого психического расстройства.[7]

Диагноз аэрофобии выставляется на основании симптомов заболевания и анамнеза. Ведущими являются вегетативные и психические симптомы, указанные выше. В настоящее время существует также специальное тестирование, позволяющее установить предрасположенность к аэрофобии.

Во время беседы с пациентом необходимо тщательно уточнять все детали.

Необходимо выяснить, с чем именно связана непереносимость полёта: с боязнью авикатастрофы, страхом за состояние собственного здоровья, боязнью высоты или закрытого пространства.

Это позволяет дифференцировать аэрофобию от других видов фобических расстройств. Если у врача имеются подозрения на наличие сопутствующих заболеваний, необходимо направить пациента на консультацию к смежным специалистам.

Следует дифференцировать аэрофобию от обычного волнения перед полётом, которое является нормальным проявлением инстинкта самосохранения.

В этом случае вегетативные реакции не выходят за пределы компенсаторных возможностей и проявляются в виде незначительной тахикардии, повышения артериального давления и частоты дыхательных движений.

После волнения все показатели жизнедеятельности быстро приходят в норму.

Психотерапия — наиболее эффективный метод лечения аэрофобии. Среди методов психотерапии наибольшее распространение имеют когнитивно-поведенческая терапия и гипнотерапия.

Во время бесед с пациентом корректно внушается факт безопасности авиаперелёта. Психотерапевт позволяет пациенту найти несоответствующие действительности негативные убеждения и сформировать новую позитивную модель мышления и поведения.[8]

Людям, страдающим аэрофобией, рекомендуют соблюдать простейшую последовательность действий, которые будут вызывать у него чувство безопасности.

Например, выбор пассажирского сидения, которое кажется наиболее приемлемым: при боязни высоты сесть подальше от иллюминатора, при боязни замкнутого пространства — поближе к запасному выходу и т.д.

В пассажирском кресле необходимо принять удобную для себя позу, расслабить мышцы головы, шеи, контролировать своё дыхание. Дышать нужно медленно и глубоко.

Пациентам советуют понаблюдать за собой и составить перечень занятий, которые позволяют отвлечь внимание: чтение литературы, разгадывание сканвордов, прослушивание аудиоплеера, устный счёт, аутогенная тренировка. Можно также посмотреть на пассажиров вокруг себя и проникнуться их спокойствием.

В качестве метода отвлечения внимания можно использовать разговор с соседом на нейтральные темы или, если он расположен к вам, то можно поделиться с ним своими страхами. Также помогает самообразование в области аэродинамики.

Необходимо чётко представить себе процесс работы самолёта, узнать как можно больше об объекте своего страха.

Можно изучить статистику и прийти к выводу о том, что авиакатастрофы гораздо реже являются причиной смерти по сравнению с автомобильными авариями.

В тяжёлых случаях и в при сочетании аэрофобии с другим психическим заболеванием прибегают к фармакотерапии. Препаратами выбора являются транквилизаторы, которые назначают однократно на время полёта из-за возможности развития привыкания, и бета-адреноблокаторы, влияющие на вегетативную симптоматику.

Прогноз зависит от интенсивности и длительности приступов, а также от наличия сопутствующих психических заболеваний. Чем больше сопутствующих заболеваний, тем тяжелее процесс лечения. Наиболее благоприятный прогноз имеют пациенты с изолированной фобией и те, кто своевременно начал лечение патологического состояния.[8]

Профилактика аэрофобии, как и профилактика любого другого невротического расстройства, должна строиться и исходить из психогигиенических мероприятий:

  • соблюдение режима «сон-бодрствование»;
  • достаточные физические нагрузки и физкультура;
  • гармонизация семейных взаимоотношений и т. д.

К специфическим методам первичной профилактики аэрофобии можно отнести изучение соответствующей статистики и опыт первых перелётов в сопровождении близких людей, которым можно довериться и которые помогают справляться со страхами.

Авиаперелёты становятся неотъемлемой частью жизни современного человека и всё больше входят в нашу жизнь. Поэтому становится важным и актуальным «приучение» к такому роду передвижения с самых ранних лет жизни: если дети в сопровождении родителей совершают такие перелёты с ранних лет, то у них вырабатывается здоровое отношение к этому роду передвижения, и аэрофобия в дальнейшем не возникает.

В любом случае, аэрофобия, как и любое другое фобическое расстройство, формируется на основании имеющихся ранее установок и предрассудков человека по этому поводу (патологических убеждений). Если не допускать возникновение и закрепление таких убеждений, то эти действия будут являться самым лучшим способом профилактики аэрофобии.

  1. Наумова Т.В. Аэрофобия: мифы и реальность // Инновации в гражданской авиации. — 2016. — № 3. — С. 118-127.
  2. Сизоненко А.Е. Природа, характеристики и последствия аэрофобии // Информационные тренды и безопасность личности: взгляд молодых исследователей материалы международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 320-324.
  3. Шумилов Д.В. Страх авиаперелетов — чего же мы действительно боимся? // Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов X Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 112-113.
  4. Похилюк А.А. Разновидности фобий // Образование и наука в современных реалиях: сборник материалов V международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 228-231.
  5. Ганзин И.В., Ганзина В.В. Особенности течения современных тревожных невротических расстройств // Таврический журнал психиатрии. — 2013. — Т. 17, № 4 (65). — С. 16-18.
  6. Triscari M.T., Faraci P., Catalisano D., D'Angelo V., Urso V. Effectiveness of cognitive behavioral therapy integrated with systematic desensitization, cognitive behavioral therapy combined with eye movement desensitization and reprocessing therapy, and cognitive behavioral therapy combined with virtual reality exposure therapy methods in the treatment of flight anxiety: a randomized trial // Neuropsychiatr Dis Treat. — 2015; 11: 2591-8.
  7. Bor R., Van Gerwen L.J. Psychological Perspectives on Fear of Flying // Hampshire: Ashgate. — 2003.
  8. Triscari M.T., Faraci P., D’Angelo V., Urso V., Catalisano D. Two treatments for fear of flying compared: cognitive behavioral therapy combined with systematic desensitization or eye movement desensitization and reprocessing (EMDR) // Aviat Psychol Appl Hum Factors. — 2011; 1(1): 9-14.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *